Конспект занятия в старшей группе «Жизнь в морских глубинах»
план-конспект занятия по экологии на тему

Максимчук Валентина Николаевна

познавательный материал для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morskie_glubiny.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Жизнь в морских глубинах»

Педагог: Максимчук В.Н.

Цель:

П.И.- Расширить и углубить знания детей о морских обитателях, дать оступную информацию о водолазах  -аквалангистах.

Д.К.- Уметь выражать в своих рассказах об услышанном на занятии, своё мнение, дополнять, рассуждать, развивать диалогическую речь, умение рамотно отвечать на поставленные вопросы.

Ц.О.- развивать интерес у детей к познанию неизведанного, желание узнать больше о тайнах морских глубин, прививая

любовь к животному и растительному миру.

Наглядный материал:

1. Кассета с записями звуков морского прибоя, крика чаек.

2. Демонстрационный материал (иллюстрации) в книгах  Л.Завальнюк «В глубинах моря», А.Тамбиева «Как  увидеть морское дно».

3. Листы бумаги, разделенные пополам (половина зеленого цвета и голубого) - для задания детям.

4. Карточки-рисунки с непонятными определениями.

Ход занятия:

Воспитатель: У каждого животного, у каждого растения есть свой дом, своя квартира. А раз есть квартира, значит,  должен быть и адрес.

 - Назовите адрес, по которому вы проживаете, (ответы  детей)

 Адресом животных организмов ученые называют их  местообитание.

 Местообитание - это участок суши или воды, где  проживают живые организмы.

 Например: Местообитание медведя - лес, дельфина - море,  ромашки - лужок.

 Воспитатель: Я расскажу вам сегодня о жизни в морских  глубинах, об обитателях морского дна, о людях, которых  называют водолазы-аквалангисты. Мы живем с вами на суше,

Мы от моря вдалеке,

Но представить вы хотите,

Что творится на том дне?

 Воспитатель: Итак, мы отправляемся в далекое путешествие по морским глубинам. Закрываем глаза и представляем себе огромные водные просторы, (включаем магнитофон с записью) кругом вода, шумят волны, летают чайки, кричат над водой. Мы с вами плывем на огромном корабле, корабль дает гудок (у-у-у-у! - говорят дети).

 Мы просыпаемся и машем рукой уходящему кораблю, который доставил нас к берегу моря.

 Вот у моря мы с тобой

 Тихо плещется прибой...

 

Ну а дальше? Что же дальше?

 Воспитатель: Дальше мы попадаем в сад волшебный под водой и увидим морское царство, его тайны.

 Рассказ воспитателя (с демонстрационным материалом у доски):

 Дно морей и океанов не ровное как донышко таза или  кастрюли. На нем есть глубокие впадины (ямы), есть горы и целые горные хребты (карточка-рисунок). Горы иногда такие высокие, что их вершины выступают над

 поверхностью моря и образуют острова.  Вершины подводных гор где-то плоские, как-будто  срезанные, а где-то острые и неровные (карточки-

 рисунки). На дне морей можно увидеть много необычного,  удивительного и интересного.

 Но, чтобы нам все это увидеть мы должны превратиться в аквалангистов-водолазов. Хотите узнать кто это такие?

 Аквалангисты-водолазы - это сильные, здоровые и  смелые люди. Снаряжение их не совсем простое, посмотрите (иллюстрации на доске). Аквалангист в облегающем мягком резиновом костюме. Это для того,

 чтобы в холодной воде ему было тепло, такой костюм играет роль защиты от острых, жалящих морских обитателей и разных непредвиденных предметов, которые  могут встретиться на его пути. На костюм надевается пояс  со свинцовыми (тяжелыми) грузами, чтобы легче было нырять. Сверху у аквалангиста оранжевый спасательный жилет. Если случится что-нибудь неожиданное на глубине и надо будет быстро всплыть, аквалангист дергает за шнурок, жилет надувается и выносит человека на поверхность.

- А почему жилет оранжевого цвета? (для того чтобы аквалангиста было лучше видно)

 Аквалангист обязательно берет с собой нож, который с одной стороны зазубрен (карточка-рисунок). Такой нож выручает, если вдруг запутаешься в рыбацкой сети или в густых зарослях водорослей.

 - Посмотрите на картинку и скажите, что еще есть у аквалангиста-водолаза? (ласты, перчатки, маска)

 - Обратите внимание на спину, что располагается у него на спине? Это прибор, который называется акваланг, в нем сжатый воздух. Аквалангист им дышит, вставляя в рот дыхательный шланг. Довольно сложно ему приходится под водой во всем этом снаряжении (рассматриваем иллюстрации). Не каждого из нас возьмут в водолазы, так как он должен быть сильным и выносливым. Они долго учатся, тренируются, набираются опыта и только после  этого им доверяют серьезные погружения в морские глубины.

Обычно погружаясь под воду, водолазы-аквалангисты берут себе в напарники еще аквалангистов по 2-3 человека, так как под водой одному быть очень опасно. Надо быть внимательным, погружаться медленно и осторожно, стараться не терять из виду друг друга, чтобы в случае опасности помочь товарищу.

- Кто такие аквалангисты-водолазы? Где они работают?  (Ответы детей)

- Что же они могут увидеть на дне морском? Хотите  узнать?

- Вот плывем, затем ныряем,  Дна морского достигаем

И внезапно попадаем в сад волшебный под водой.

- Посмотрите, он какой нарядный  Разноцветный расписной. Дно моря сравнивается в стихотворении с садом, а сад этот не простой - это кораллы (карточка-рисунок). Кажется, что мы видим цветы, деревья, кусты, а на самом деле это кораллы. А сколько разных морских животных, они все

разноцветные, разные по окраске, телосложению, размерам, очень необычные, причудливые. Маленькими рыбками питаются рыбы чуть крупнее, а большими рыбами питаются рыбы крупных размеров. На дне моря песок, или глина, можно увидеть известковые цветы, башенки, столбики, губки, камни разнообразной формы, ракушки. Сколько  здесь рыб! Они радуют своей окраской, они плавают в  водорослях и кораллах и называются - коралловые.              

 - Посмотрите их окраску.

 Они плавают очень глубоко от поверхности воды. Размеры рыб различные - от вертлявых, бойких рыбок величиной с палец, до большущих рыбин, чуть не в рост человека. Большинство рыб плоские - плоской рыбе легче скрыться от хищников в щелях между кораллами. Есть морские звезды, рыбы-попугаи, рыбы-бабочки, морские ежи  (круглые), рыбы-коньки, рыба как спица, рыба-пила,  кальмары, крабы, раки, черепахи и даже змеи, добрые  дельфины, киты, осьминоги, рыбы-вьюны (иллюстрации  всех названных рыб из книг). У морских обитателей своя  жизнь, они постоянно в движении, кругом вода.            

 - Все морские обитатели могут погибнуть, если не

 будет чего? (воды)

                          Рывки гуляют только в воде

                          И не гуляют больше нигде!

                (Просмотр отрывков фильма «Царство рыб»)

 Воспитатель: - Давайте вспомним, благодаря чему рыбы  передвигаются в воде? ( с помощью плавников и хвоста)

 - Чем они дышат? (жабрами)

 - Чем покрыто их тело? (чешуей)

                          В луже, в море, в океане                        

  Нам друзья, нужна вода всегда

                          Наша спутница - ... (вода)

 Воспитатель: Все обитатели и мы с вами люди не сможем

 жить без воды.

              - Для чего нам нужна вода? (ответы детей)

 У морских обитателей своя жизнь в морских глубинах, где  царит тишина и покой, но не все обитатели дна тихони.  Некоторые предпочитают защите нападение. Пугая, они предупреждают: не трогайте нас, иначе будут  неприятности. Среди них есть много ядовитых. При  помощи окраски и разных других приспособлений морские обитатели прячутся, предупреждают, обманывают - одним  словом защищаются.

 Вот мы с вами заглянули в глубины воды.

 Сколько увидели там красоты.

 Море не просто течет и течет,

 Оно интересною жизнью живет!

 В конце занятия детям дается задание:  на данном листочке нарисовать на зеленой стороне листа -  любое животное леса, а на голубой половинке листа - любое понравившееся животное моря, о котором узнали на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Весенняя сказка"

Конспект разработан для воспитателей, работающих в группе с детьми от 5-6 лет....

конспект занятия в старшей группе детей с ОНР "3 медведя"

Программные задачи: Учить детей распространять предложение, отвечая на вопрос какой? Закреплять умение отвечать на заданный вопрос полным предложением. Закрепить у детей понятие семья. Выз...

Конспект занятия в старшей группе «Прогулка по зимнему лесу».

Занятие по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР (старшая группа)....

Конспект занятия в старшей группе "Музыкальное путешествие"

Музыкальное занятие с применением здоровьесберегающих технологий...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Конспек на тему Звуки З-Ж. Цель занятия-закрепить правильное произношение звуков З-Ж в слогах, словах, фразах, учить дифференцировать эти звуки....

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Автоматизация звука [C] в слогах, словах, играх «Поможем фее Снежинке», с использованием ИКТ технологии

Материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ, работающих с детьми с ОНР и ФФНР.В конспекте представлено подгрупповое занятие по автоматизации звука [с], с использованием средств ИКТ. Закрепляя ран...