Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическая разработка "Согласные звуки [р], [р'], буквы Р, р"
план-конспект урока по русскому языку ( класс) на тему
Педагогическая цель
| Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [р], [р’], буквами Р, р, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи
|
Тип урока
| Решение учебной задачи
|
Планируемые результаты (предметные)
| Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных; определяют значение многозначных слов
|
Личностные результаты
| Бережно относятся к окружающей природе,к морским обитателям, проявляют заботу о комнатных растениях
|
Универсальные учебные действия (метапредметные)
| Регулятивные: проговаривают последовательность своих действий на уроке. Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного с помощью учителя; логические – делают выводы в результате совместной работы. Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста)
|
Основное содержание темы, понятия и термины
| Согласные звуки [р], [р’], твердые и мягкие, звонкие и глухие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Р, р; многозначные слова, слого-звуковой анализ слова
|
Образовательные ресурсы
| Проволока. Картинки с изображением рыбы, черепахи, мультимедийная презентация. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_bukva_r.docx | 41.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Тема | Согласные звуки [р], [р'], буквы Р, р |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [р], [р’], буквами Р, р, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных; определяют значение многозначных слов |
Личностные результаты | Бережно относятся к окружающей природе,к морским обитателям, проявляют заботу о комнатных растениях |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: проговаривают последовательность своих действий на уроке. Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного с помощью учителя; логические – делают выводы в результате совместной работы. Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста) |
Основное содержание темы, понятия и термины | Согласные звуки [р], [р’], твердые и мягкие, звонкие и глухие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Р, р; многозначные слова, слого-звуковой анализ слова |
Образовательные ресурсы | Проволока. Картинки с изображением рыбы, черепахи, мультимедийная презентация. |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
I. Мотивациия учебной деятельности (2мин.) Проверка готовности класса и обору- дования; эмоциональный настрой на урок Создание благоприятно го для восприятия, учебного материала психологического комфорта | Фронтальная. Словесный. Слово учителя Самоанализ эмоционального состояния на уроке. Пальчиковые упражнения «Бинокль», «Очки» (Цвынтарный «Игры пальчиками») Цель: пробудить к деятельности на уроке Релаксация Цель: настраивание на работу после перемены Аурикулярный массаж (И.В. Блыскина «Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у детей. Логопедический массаж».) Цель:активизация работы анализаторов | Приветствие учащихся. Вот книжки на столе, А вот тетрадки. Не хочется играть Сегодня в прятки. Сегодня в классе у ребят Урок уж очень важный. А почему он важный – Скажет каждый! – Проверим готовность к уроку Подготовка учащихся к восприятию учебного материала -Покажите с помощью сигнальных карточек с каким настроением вы пришли на урок. -Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня у нас необычный урок. -Посмотрите в бинокль. Что вы видите? -Мы отправляемся в морское путешествие на корабле, опустимся на дно морское на батискафе. А кто знает, что это такое? ( Глубоководный аппарат. У него винты, как у корабля, круглые глаза- окошки из толстого стекла, а руки- клешни стальные). Капитаном корабля буду у вас я. Вас назначаю моими помощниками. Нам предстоит преодолеть много препятствий, вы узнаете много нового и интересного. Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой знания, умения, способности, дружбу. Эти качества помогут преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели. Кроме этого в путешествие мы возьмём с собой новую букву и новые звуки. Перед длительным плаванием команда проходит подготовку, вот и мы сейчас проведем проверку своей готовности. «Мои уши слушают хорошо, слышат всё что нужно. Мои глаза смотрят хорошо, видят всё, что нужно». Поглаживают голову со словами: «Моя умная головушка думает хорошо». | 1.Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе 2.В «бинокль» дети видят море. Предлагается воображаемое морское путешествие в подводное царство. 3.Садятся на рабочие места, пригибаются к коленям, опускают руки, слегка покачивая ими, откидываются на спинку стула. Принимают рабочую позу. 4.Дети массируют мочки ушей, тыльную сторону аурикулы, сопровождая речью: | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Настраиваются на работу после подвижной перемены Пробуждается интерес к деятельности на уроке. | Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка (3мин.) | Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка | Чтобы путешествие было удачным, и мы могли без труда общаться с местными жителями, необходимо провести звуковую зарядку. -Для начала приведем свои органы дыхания в рабочее состояние. 1. Дыхательная гимнастика. а) дыхание грудью – рука на животе: медленный вдох – медленный выдох; быстрый вдох – задержка дыхания – медленный выдох; вдох по частям – выдох по частям; медленный вдох – быстрый выдох; вдох через нос – выдох через рот; б) дыхание животом – рука на груди: глубокий вдох – на выдохе «поем» звуки; 2. Артикуляционная гимнастика. А сейчас приведем в рабочее состояние органы речи. Летела оса около носа Ворона кричала. Рычал тигрёнок Летел комар и звенел Вы отлично справились с заданием, теперь отправляемся в путь. | - с-с-с -к-а-р-р-р -р-р-р -з-з-з | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Коллективный. Правильное произношение звуков |
III.Актуализация знаний учащихся и постановка учебной задачи(2мин.) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | – Какой новый звук вы сейчас произносили? Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Именно эти звуки мы и возьмем с собой в путешествие. | – Будем знакомиться со звуком [р] и буквой, обозначающей его на письме | Формулируют учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности (15 мин.) 1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [р] и [р’] (учебник, с. 65) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа | Итак, приготовились к погружению. -Посмотрите, как много под водой жителей Мы пугливы иногда, Можем быть и храбрыми. Окружает нас вода, В ней мы дышим жабрами. С чешуей и плавниками Проплываем тут и там И гуляем косяками Мы по рекам и морям. (Рыбы) Кто же в море На доске – предметные картинки с изображением рыбы и черепахи – Выполните слого-звуковой анализ слов рыба, черепаха – Звуки [р] и [р′] согласные, звонкие | Рыбы Черепахи Рассматривают схемы-модели слов рыба, черепаха; вместе с учителем выполняют слого-звуковой анализ этих слов | Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [р], [р’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их | Фронтальный. Выделение звуков, устные ответы, чтение слогов-слияний |
2. Чтение слогов-слияний (учебник, | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа Игра «Рыбки плавают, ныряют» Цель:снятие мышечного утомления | – Прочитайте слоги-слияния. В ка-ких слогах звук [р] твердый, а в каких он мягкий? – Звонкие или глухие звуки [р] – Почему? Делаем форму рыбки телодвижениями: голова, хвост, вся рыбка. Надеваем «подводные очки» (пальчиковые упражнения) и ныряем под воду. -«Каких рыб увидели?» Ловим рыбку, называем, определяем место звука в слове, твердый или мягкий (ерш, карп, карась, треска, горбуша, форель, севрюга, ряпушка). Ловим их и снова опускаем в воду. | – В слогах ра, ро, ру, ры звук [р] твердый, – Звонкие. Голос преобладает над шумом, они произносятся звонко Дети изображают, как рыбка ныряет и выныривает со словами: «ныряем – выныриваем». | ||
3. Упражнение со звуками [р] и [р’] | Коллективная. Словесный. Чистоговорки | Ра-ра-ра – начинается игра. Ры-ры-ры – у мальчиков шары. Ро-ро-ро – у нас новое ведро. Ру-ру-ру – продолжим мы игру. Вы отлично справились с заданиями, выяснили, кто живет в морских глубинах, теперь можно отправляться в плавание дальше. Приготовились к всплытию. | Проговаривают чистоговорку | Выделяют новые звуки из слов, наблюдают над особенностями их произнесения | Коллективный. Чистоговорка |
4.Зрительная гимнастика. | Закройте глаза (1–2–3). Представьте себя на палубе корабля. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы. Медленно открываем глаза – и теперь мы готовы к серьёзным испытаниям . Впереди показалось остров « Звукино». | ||||
Игра «Тим-Том». | На острове «Звукино» живут два веселых добрых человечка. Это Тим и Том. Они очень любят играть и предлагают вам, ребята, поиграть с ними. Море, корабль, якорь, матрос, краб, парус, ракушка. | (Учащиеся встают около своих парт. Если в слове, произносимом учителем, слышится твёрдый [р] – приседают мальчики, Томы, если мягкий звук [р ’] – девочки, Тимы). | |||
5. Знакомство с буквой Р | Фронтальная. Словесный, практический Беседа, моделирование буквы. | - Наше путешествие продолжается и мы попадаем на остров «Буковкино». Здесь живут все буквы русского алфавита. Какой буквой на письме мы будем обозначать звуки [р], [р'] ? Кто из вас знает имя новой буквы? (эр). Как же нам найти новую букву на острове? – На что похожа буква Р? Буква Р – на мачте парус, Вдаль плывет, небес касаясь. – Выложите букву Р из проволоки У вас на партах лежат кораблики. Напечатайте на корабликах большую и маленькую буквы Рр. (На экране появляются образцы печатных букв.) - Когда мы пишем большую ( заглавную) букву? - Найдите, где живет буква «Р» в алфавите. Определим место для буквы Р на ленте букв. | Высказывают свои предположения Находят букву Р на «ленте букв».. | Находят букву Р на «ленте букв». Моделируют ее из проволоки. | Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
6.Чтение слов (учебник, с. 65) | Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение | Наш корабль идёт дальше и причаливает к огромному острову « Читайкин» Жители этого острова в опасности, т.к. здесь хозяйничают пираты. Хотите ли вы спасти жителей этого острова? Пираты выдвигают свои условия. Умеете ли вы читать с новой буквой? – Прочитайте слова. – Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта? | Хором читают слова. – Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным | Читают слоги-слияния и слова с новой буквой. Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слияний. Читают слова с ранее изученными буквами Понимают смысл читаемого. Устанавливают причинно-следственные связи. Называют знакомые комнатные растения, растения, которые есть в классной комнате, дома. Рассказывают об уходе за растениями. Задают вопросы познавательного характера о комнатных растениях. Рассуждают о том, где можно найти необходимую информацию | Коллективный. Чтение слов, устные ответы Фронтальный. Чтение, устные ответы |
7.Развитие связной речи. Работа с текстом (учебник, с. 65) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | Жители острова могут называть только первые слоги, давайте попытаемся понять, что они нам хотят сказать. Ра, ро, ру, ре, ри, ры. -Ребята, пираты благодарят нас за помощь и дарят нам в подарок цветок. -Кто знает название этого растения? -Давайте прочитаем рассказ и расскажем пиратам как нужно ухаживать за кактусами. | ра – рама, радуга, ро – роса, родители, ру – рука, ручей, ре – река, рельс, ри – рисунок, рис, ры – рыбы, рынок. Читают текст вслух. Отвечают на вопросы, опираясь на картинку и привлекая имеющиеся знания. Рассказывают о правилах ухода за кактусами. | ||
8.Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией к сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» (учебник, с. 64) | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа | Ребята, следующая остановка остров «Сказочный» – Рассмотрите картинку. К какой сказке данная картинка? – Кто ее автор? – Кто изображен на картинке? – Что волшебного в этой сказке? – Сколько желаний выполнила рыбка? – Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи? | Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя | Составляют рассказ | Фронтальный. Устные ответы, описание картинки |
9.Выразительное чтение отрывка. Дифференцированное задание (учебник, с. 64) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте выразительно отрывок из сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». – Прочитайте слова, в которых встречается буква Р | Читают. Находят букву Р | Понимают смысл читаемого текста. Соотносят текст с иллюстрацией. Распознают букву Р в словах текста | Фронтальный, индивидуальный. Выразительное чтение, устные ответы |
10.Физкульт минутка | Коллективная. Практический | Ребята, мы долго путешествовали, узнали новую букву, научились читать слова с буквой «Р». Самое время отдохнуть Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (наклоны влево – вправо). А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка (дети садятся в глубокий присед). Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью (приседания), Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга (вращение туловищем вправо). Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой (вращение туловищем влево). А часы идут, идут, (ходьба на месте), Иногда вдруг отстают (замедление темпа ходьбы). А бывает, что спешат, Словно убежать хотят (Бег на месте)! Если их не заведут, То они совсем встают (дети останавливаются). Вот и кончилась игра, Нам за парты сесть пора (Дети садятся за парты) | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют | Коллективный. Правильное выполнение движений |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (6 мин.) Составление рассказа | Парная. Словесный. Рассказ | В конце нашего путешествия на нашем пути встречаеся остров «Повторялкин» – Прочитайте слова. Составьте – Подумайте с другом, зачем человеку нужны руки | Читают слова. Составляют рассказ | Составляют рассказ | Парный. Устные ответы, рассказ |
Работа с многозначными словами) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, чтение | – Рассмотрите рисунки и прочитайте слово. Какой смысл в нем заключен? – Разгадайте ребус. – Прочитайте текст. Какие значения имеет слово коса? | – Водопроводный кран, подъемный кран. – Рак – руки. – Коса – орудие труда, коса – заплетенный волос | Наблюдают над значением слов. Понимают, что слово может быть одно, а значения разные. Объясняют разные значения многозначных слов | Фронтальный. Чтение, устные ответы |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5мин.) Чтение слов. Работа с текстом. VII. Включение в систему знаний и повторение ( 4 мин) | Групповая, парная. Словесный, практический. Чтение, игра. | Ребята, наш кораблик попал в шторм и дал небольшую пробоину. Нужно скорее устранить неполадки, чтобы вернуться в родной порт. Работать вы будете по бригадам( группам) По морю плыл большой теплоход. Люди стояли на палубе. Вдруг один мальчик упал в воду. Поблизости плавали дельфины. Они подплыли к мальчику и не дали ему утонуть. - О ком этот рассказ? - Ребята, как можно озаглавить рассказ? Задание на развитие смысловой догадки. Ребята, нужно прочитать важное послание. Вот беда, буквы размыло водой. Возьмите карандаши и восстановите текст. (Текст напечатан на карточках. Дети работают в парах). На к…ждом кора…ле есть …лаг. Мы горди…ся своим могучим фл…том.Наш флот х…дит по всем морям и …кеанам. | 1группа. Из отдельных предложений составить текст. ( Предложения записаны на карточках и раздаются 6 ученикам) 2 группа. Составить кусочки, чтобы получились слова. ( 2 ученика) 3 группа. ( все остальные учащиеся работают в парах) Проверка : читают по 1 предложению хором по рядам. | Из предложений составляют текст. Из слогов составляют слова. | Групповой, парный. Чтение, устные ответы. |
VI. Рефлексивно-оценочный (3 мин.) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | Наше путешествие и урок подходят к концу. - С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке? - Что вы о ней узнали? - Что особенно запомнилось на уроке? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? А теперь на своих корабликах раскрасьте паруса: если вам было все понятно – красного цвета; если были трудности на уроке, но вы самостоятельно с ними справились – зеленого цвета; если у вас были трудности и вы что-то не поняли – синего цвета. Смотрите, какой у нас получился замечательный флот.( Дети встают и поднимают кораблики у себя над головой) - Мне понравилось, как вы хорошо работали: отвечали на вопросы, придумывали слова, читали и объясняли значения слов, читали тексты. Вы были настоящей дружной командой. Молодцы! – Спасибо за урок. | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, фронтальный. Оценка своей деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об использовании классными руководителями здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Их опыта работы учителей МОУ школы №13 г.о. Жуковский Московской области
В работе представлена система работы по здоровьесбережению в начальной школе...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе (физминутка)
"Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка" Основная цель образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразн...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Здорвьесберегающие технологии которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья у учащихся....
"Из опыта работы по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе"
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
В статье описывается здоровьесберегающие технологии....
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
Статья о здоровье сберегающих технологиях в начальной школе....
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
Презентация с видами технологий по здоровьесбережению для начальной школы....