Программа экологического воспитания
рабочая программа (экология) по теме
Программа экологического воспитания, реализуемая в МБОУ СОШ №1 города Азова.ВВ программе отражены целевые ориентиры, актуальность, задачи, направления деятельности, план проводимых мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekologicheskogo_vospitaniya_mbou_sosh_no1.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа экологического воспитания учащихся
МБОУ СОШ №1 города Азова Ростовской области.
Составитель: Минина С.Н.. учитель биологии и химии
«Только в общении с природой человек может
достигнуть нравственного совершенства».
В.И. Вернадский
I.Актуальность
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое просвещение и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, работает на будущее.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.
Цель –воспитание экологической культуры, включающей комплекс нравственно-этических норм и деятельностных принципов поведения во взамоотношениях человека, природы и общества, понимание сути глобальных проблем экологии, создание условий для социального становления и развития, самостоятельного выбора своей мировоззренческой позиции.
Задачи:
- формировать целостное представление о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека,
- определять ценностные ориентиры
- понимание жизни как высшей ценности;
-признание человека как ценности всего смысла познания.
- познание природы как универсальной ценности,
- принятие ответственности человека за судьбу биосферы, природы, Земли.
- обучать методам познания окружающего мира;
- развивать позитивное отношение к окружающей среде, вырабатывая умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присваивая нравственные запреты и предписания в отношениях с природой;
- обеспечивать физическое развитие учащихся, мотивируя у них потребность в здоровом образе жизни;
- формировать ответственность за собственное благополучие -экологию своего тела, экологическое благополучие окружающей среды;
-реализовать начальный опыт защиты природной среды и своего здорового образа жизни.
Данная программа предполагает реализацию ключевых компетентностей:
• компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);
• компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);
• компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
• компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.
Экологическое образование, реализуемое через различные формы урочной и внеурочной деятельности учащихся, и систему дополнительного образования, способствует формированию у учащихся первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделировании экологических ситуаций, развитию прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетическому восприятия природы. Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.
Сроки реализации – 5 лет:
II. Система реализации программы.
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания.
В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в программе экологического воспитания школьников МБОУ СОШ № 1 занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
– к природе(природоохранное направление) «экология природы»,
– к себе как составной части природы (здоровьесберегающее направление) «экология здоровья»,
– к окружающему миру, к живым существам(познавательное, эстетически –нравственное направление) «экология души»
Целевые группы программы: младший школьник (1–4 классы),
подросток (5–9 классы), старшеклассник (10–11) класс.
Реализация экологического образования и воспитания в нашей школе осуществляется педагогами школы, которые активно включают в свои программы биолого-экологическую составляющую.
Существенную поддержку оказывают СЮН, Совет молодёжи, семья.
Создание единого образовательно- воспитательного пространства способствует реализации экологического образования и воспитания через
- экологическое содержание уроков (биологии, химии, физики, математики, литературы ;информатики), что позволяет практически реализовать принцип междисциплинарной интеграции;
- различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
- классные и библиотечные часы;
- экологическая работа в системе ОДО;
- проектная деятельность;
- экологические праздники и мероприятия;
- лекторская работа;
- участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
- практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники;
- туристско-краеведческие походы и экскурсии;
- встречи, круглые столы
Целостность системы обеспечивается преемственностью содержания экологического образования, единством требований и методических подходов, среди которых объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский методы.
Основное содержание экологического образования строится с учетом возрастных особенностей учащихся и опирается на принципы: - сотрудничества (построение взаимоотношений участников процесса экологического образования на основе компетентности)
- целостности (сбалансированность процессов формирования умений и навыков, стратегий взаимодействия с природой)
- систематичности и непрерывности (непрерывное экологическое образование школьников на всех ступенях обучения)
Начальная школа (I-IV классы)
У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.
Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.
Основная школа (V- IX классы)
Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.
Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистые берега», походы и рейды).
Средняя (полная) школа (Х-XI классы)
На ступени средней (полной) школы экологическое образование осуществляется в большой степени через научно-исследовательскую и практическую деятельность учащихся.
Формы экологической работы должны соответствовать возрасту и знаниям ребят: организация и координация проведения мероприятий, праздников и акций. Исследовательские работы носят более анализирующий характер, должны иметь практическую направленность.
Основные векторы реализация программы
1.Отражение экологической работы в заседаниях педсовета.
2. Заседания Совета школы по реализации Программы в текущем учебном году и организации различных мероприятий.
3. Введение в учебный план уроков экологии в среднем звене, курса «Растительный мир» в 6 классе, курса «География Ростовской области» в 6 классе.
4. Разработка учебных программ, уроков, модулей с экологической направленностью.
5. Внедрение системы приемов, методов и мероприятий, направленных на экологическое воспитание учащихся через предметные недели, месячники, декады.
6. Закрепление в практике работы классных руководителей мероприятий по развитию культуры взаимоотношений с окружающей средой.
7. Углубление и развитие экологической составляющей в работе школьных методических объединений, кружковая работа, организация детских научных сообществ.
8. Исследовательская и проектная деятельность учащихся, направляемая педагогами школы.
9. Организация и проведение разнообразных экологических праздников и мероприятий:
- День птиц
- Марш парков
- празднование экологических дат
-экологические игры, КВН, викторины
- встречи и беседы с интересными людьми
10. Участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах разных уровней: муниципальном, региональном, всероссийском.
11. Практическая реализация экологической работы: экологические рейды, субботники, природоохранные акции.
12. Здоровьесберегающая составляющая экологического воспитания.
13. «Экология вокруг нас» - комплекс мероприятий по благоустройству.
14. Организация и проведение на базе школы летнего оздоровительного лагеря.
15. Установление и укрепление связей с экологическими организациями, привлечение специалистов дополнительного образования к экологизации школьников.
16. Проведение школьной экологической конференции, участие в городских и областных.
17.Участие в работе сетевых сообществ и их организация по экологическому просвещению
18.Выпуск листовок, буклетов, газет по различным направлениям экологической работы.
19. Освещение в средствах массовой информации, на сайте школы результативности экологической работы.
Планируемый результат реализации программы – свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и экологической культурой, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность, противодействующая нарушителям связей в биосфере - социально ориентированная личность с развитым экологическим сознанием.
Модель выпускника МБОУ СОШ №1 г. Азова
План мероприятий экологической направленности МБОУ СОШ №1 г. Азова
на 2012 – 2013 уч. год.
№ п/п | Наименование мероприятия | Дата проведения | Возрастной охват | Ответственный |
1. | Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. | сентябрь-октябрь | 15-17 лет. | |
2. | Участие в фестивале «Дни науки ЮФУ». | сентябрь 2012 | 16-17 лет | |
3. | Работа экологического отряда «Родничок». | в течение года. | 14-15 лет | |
4. | Участие в мероприятиях муниципального уровня, проводимых Советом молодежи г. Азова и станцией юных натуралистов. | в течение года. | 11-14 лет | . |
5. | Участие в муниципальных мероприятиях, проводимых ГМО естественно-научного цикла. | в течение года. | 16-17 лет | |
6. | Участие в Международных днях наблюдениях за птицами. | 1.10-2.10.2012 | 7-17 лет | |
7. | Посещение Азовского музея-заповедника (зал «Природа нижнего Дона»), приуроченное ко Всемирному дню защиты животных. | октябрь 2012 | 7-17 лет | |
8. | Экскурсии по родному краю. | в течение года. | 7-17 лет | . |
9. | Операция «Школьный двор». Организация и проведение экологических субботников. | в течение года. | 7-17 лет | . |
10. | Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии. | ноябрь | 15-17 лет | |
11. | Экологизация школьного образования через урочную деятельность. | в течение года. | 7-17 лет | |
12. | Участие во всероссийском конкурсе «Зеленая планета глазами детей». | в течение года. | 7-17 лет | . |
13. | Экскурсия для юных фенологов «Времена года». | в течение года. | 7-12 лет | |
Городская конференция « Состояние водных ресурсов Ростовской области» | 5.02.12 | |||
14. | Конкурс проектов озеленения пришкольного участка. | 14.03 | 16-17 лет | |
15. | Конкурс «Цветы в интерьере класса». | 15.03 | 7-17 лет | |
16. | Конференция «Состояние водных ресурсов». | 21.03.13 | 16-17 лет | |
Праздник « День птиц» | март 2013 | 7-11 лет | ||
17. | Конкурс рисунков «В мире птиц». | 2.04.13 | 12-13 лет | |
18. | Беседы о здоровом образе жизни. Демонстрация фильма «Береги себя!» | 6.04.13 | 7-17 лет | . |
19. | Конкурс электронных презентаций экологического и здоровьесберегающего направления. | 9.04.13 | 15-17 лет | |
20. | Конкурс экологической фотографии: «Природа глазами детей». | 16.03 | 14-17 лет | . |
Погода, климат и вода в информационную эру | 12.03.13 | 13-15 | ||
Городская интеллектуально- познавательная игра «Познавательная география» | 17.03.13 | 13-14 | ||
21. | Демонстрация фильма о Ростовском заповеднике. | 18.04.13 | 13-14 лет | |
22. | Конкурс рисунков на асфальте «День солнца». | 3.05.13 | 7-10 лет | |
23. | Экологическая викторина «В царстве Флоры». | 11.05.13 | 12-13 лет | |
24. | Праздник «Здоровый образ жизни». | 14.05.13 | 14-15 лет | |
25. | Лекция «Биосфера и проблемы охраны окружающей среды». | 15.05.13 | 15-16 лет | |
26. | Уроки «По страницам Красной книги». | 24.05.13 | 11-14 лет | . |
27. | Беседы с наркологом по предупреждению употребления ПАВ (31 мая – Всемирный день борьбы с курением). | 24-28.05.13 | 12-17 лет | . |
28. | Праздник детства (к Всемирному дню защиты детей). | 20-30 мая 2013 | 7-11 лет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Программа" Экологическое воспитание детей в условиях детского дома"
программа по экологии для воспитателей....
Программа экологического воспитания
Экологическое просвещение - это первый этап работы по сохранению окружающей среды. Реализация программ по экологическому просвещению школьников осуществляется при помощи разных форм и методов, существ...
Программа экологического воспитания детей в социально-реабилитационном центре
Модифицированная программа экологического воспитания детей социально-реабилитационного центраI. Аналитическая запискаСоциально-политические и экономические проблемы современного общества п...
Программа экологического воспитания
Программа экологического воспитания во внеклассной работе...
Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"
Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...
Программа внеклассной работы:«Реализация основных направлений программы экологического воспитания учащихся».
Основной целью представленной программы является формирование экологической культуры школьников. Програм...