Практическая работа "Обследование насаждений парка, выявление повреждений, наносимых насекомыми и человеком"
методическая разработка по экологии (9 класс) на тему

Писарева Екатерина Викторовна

Цель: определить степень повреждений насаждений насекомыми и человеком.

Задачи:

- образовательные: выявить антропогенное воздействие на насаждения парка; научиться определять различные повреждения, наносимые насекомыми;

- развивающие: развивать самостоятельность и волю школьников, используя для этого практическую работу, нахождение собственных примеров по теме из окружающей действительности, устранения опеке при оказании помощи; формирование навыков исследовательской деятельности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskaya_rabota.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

Тема «Проблемы экологии растений и животных области»

9 класс

Практическая работа «Обследование насаждений парка, выявление повреждений, наносимых насекомыми и человеком»

   


Цель: определить степень повреждений насаждений насекомыми и человеком.

Задачи:

- образовательные: выявить антропогенное воздействие на насаждения парка; научиться определять различные повреждения, наносимые насекомыми;

- развивающие: развивать самостоятельность и волю школьников, используя для этого практическую работу, нахождение собственных примеров по теме из окружающей действительности, устранения опеке при оказании помощи; формирование навыков исследовательской деятельности;

- воспитательные: содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих идей (причинно-следственных связей между явлениями, развития в природе и обществе, познаваемости мира и его закономерности); воспитание у учащихся любви к природе, ответственного отношения к ее использованию и охране.

Оборудование: карточки-задания для групповой работы, мерная линейка, рулетка, блокнот, ручка, лупа.

Ход работы:

Слово учителя: Насаждения парка испытывают воздействие следующих факторов:

1) фитогенные (влияние растений).

2) зоогенные (влияние животных).

3) антропогенные (влияние человека).

Данная практическая работа позволит нам более подробно познакомиться  с 2-й и 3-й группой факторов, а именно: повреждениями наносимыми человеком и насекомыми.

План работы:

1. Класс разбивается на группы по 4-5 человек.

2. Закладывается пробная площадка 10 х 10 м, на которой видны следы антропогенного воздействия и действия насекомых (на одну группу – одна площадка).

3. Определить видовой состав площадки (деревьев и кустарников).

4. Определите состояние травянистых видов на участке (высота растений, фазу развития).

5. Определить антропогенные факторы воздействия (слабо, среднее, сильное): ломанные и спиленные ветки, нарушение целостности коры, загрязнение территории вокруг деревьев и т.д.

6. Выбрать одно дерево и с помощью определительной карточки определить тип повреждения листьев. Определить доминирующий тип повреждения. Собрать коллекцию повреждений.

Данные работы занести в таблицы:

Антропогенные воздействия.

Показатели

Данные

1. Видовой состав

    а) деревья

    б) кустарники

2. Численность особей каждого вида на площадке.

3. Гибель отдельных видов.

4. Состояние травянистых видов:

   а) высота растений

   б) фаза развития

5. Степень антропогенного воздействия.

6. Доминирующий вид повреждения.

Повреждения, наносимые насекомыми.

Показатели

Данные

1. Вид дерева.

2. Высота дерева.

3. Фаза развития.

4. доминирующий вид повреждения.

Определительная карточка.

- прогрызание округлых отверстий в середине листа

дырчатое прогрызание

- объедание листовой пластинки, полностью, кроме центральных жилок

грубое объедание

- выедание мягкой ткани листа с оставлением нетронутыми жилок

скелетирование

- изменение формы листовой пластинки за счет скручивания и гофрирования

свертывание

Отчетная документация:

Учащиеся должны сдать заполненные таблицы и коллекции повреждений.

Можно с учащимися повесить скворечники на деревьях, исследуемого участка. Через некоторое время, вновь провести аналогичную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Обощающий урок по тме "Насекомые" Его хорошо проводить в форме соревнования....

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г.

Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г....

Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г.

Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г....

Методическая разработка. Практическая работа №15. Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон (по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.

Данная разработка предлагает вариант проведения практической работы №15 "Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон(по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявления особе...