Практическая работа "Обследование насаждений парка, выявление повреждений, наносимых насекомыми и человеком"
методическая разработка по экологии (9 класс) на тему
Цель: определить степень повреждений насаждений насекомыми и человеком.
Задачи:
- образовательные: выявить антропогенное воздействие на насаждения парка; научиться определять различные повреждения, наносимые насекомыми;
- развивающие: развивать самостоятельность и волю школьников, используя для этого практическую работу, нахождение собственных примеров по теме из окружающей действительности, устранения опеке при оказании помощи; формирование навыков исследовательской деятельности;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
Тема «Проблемы экологии растений и животных области»
9 класс
Практическая работа «Обследование насаждений парка, выявление повреждений, наносимых насекомыми и человеком»
Цель: определить степень повреждений насаждений насекомыми и человеком.
Задачи:
- образовательные: выявить антропогенное воздействие на насаждения парка; научиться определять различные повреждения, наносимые насекомыми;
- развивающие: развивать самостоятельность и волю школьников, используя для этого практическую работу, нахождение собственных примеров по теме из окружающей действительности, устранения опеке при оказании помощи; формирование навыков исследовательской деятельности;
- воспитательные: содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих идей (причинно-следственных связей между явлениями, развития в природе и обществе, познаваемости мира и его закономерности); воспитание у учащихся любви к природе, ответственного отношения к ее использованию и охране.
Оборудование: карточки-задания для групповой работы, мерная линейка, рулетка, блокнот, ручка, лупа.
Ход работы:
Слово учителя: Насаждения парка испытывают воздействие следующих факторов:
1) фитогенные (влияние растений).
2) зоогенные (влияние животных).
3) антропогенные (влияние человека).
Данная практическая работа позволит нам более подробно познакомиться с 2-й и 3-й группой факторов, а именно: повреждениями наносимыми человеком и насекомыми.
План работы:
1. Класс разбивается на группы по 4-5 человек.
2. Закладывается пробная площадка 10 х 10 м, на которой видны следы антропогенного воздействия и действия насекомых (на одну группу – одна площадка).
3. Определить видовой состав площадки (деревьев и кустарников).
4. Определите состояние травянистых видов на участке (высота растений, фазу развития).
5. Определить антропогенные факторы воздействия (слабо, среднее, сильное): ломанные и спиленные ветки, нарушение целостности коры, загрязнение территории вокруг деревьев и т.д.
6. Выбрать одно дерево и с помощью определительной карточки определить тип повреждения листьев. Определить доминирующий тип повреждения. Собрать коллекцию повреждений.
Данные работы занести в таблицы:
Антропогенные воздействия.
Показатели | Данные |
1. Видовой состав а) деревья б) кустарники 2. Численность особей каждого вида на площадке. 3. Гибель отдельных видов. 4. Состояние травянистых видов: а) высота растений б) фаза развития 5. Степень антропогенного воздействия. 6. Доминирующий вид повреждения. |
Повреждения, наносимые насекомыми.
Показатели | Данные |
1. Вид дерева. 2. Высота дерева. 3. Фаза развития. 4. доминирующий вид повреждения. |
Определительная карточка.
- прогрызание округлых отверстий в середине листа | дырчатое прогрызание |
- объедание листовой пластинки, полностью, кроме центральных жилок | грубое объедание |
- выедание мягкой ткани листа с оставлением нетронутыми жилок | скелетирование |
- изменение формы листовой пластинки за счет скручивания и гофрирования | свертывание |
Отчетная документация:
Учащиеся должны сдать заполненные таблицы и коллекции повреждений.
Можно с учащимися повесить скворечники на деревьях, исследуемого участка. Через некоторое время, вновь провести аналогичную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.
Обощающий урок по тме "Насекомые" Его хорошо проводить в форме соревнования....
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г.
Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г....
Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г.
Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г....
Инструкция к практической работе по теме "Выявление приспособленностей организмов к среде обитания" 11 класс
Выявление приспособленностей организмов к среде обитания...
Методическая разработка. Практическая работа №15. Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон (по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.
Данная разработка предлагает вариант проведения практической работы №15 "Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон(по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявления особе...