Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Обощающий урок по тме "Насекомые" Его хорошо проводить в форме соревнования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_biologii_v_8_klasse.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 8 классе
Зоология
Тип Членистоногие
Класс Насекомые
Тема урока: Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе
и жизни человека.
Цель урока: Обобщение знаний о насекомых.
Задачи.
Образовательные:
- Познакомить учащихся с многообразием насекомых и их значением в природе и жизни человека.
- Формировать у школьников умение работать с учебником и дополнительной литературой.
Развивающие:
- Развивать интерес к предмету через дополнительные источники знаний.
- Развивать логическое мышление, коммуникативные способности, умение работать в группе.
Воспитательные:
- Способствовать формированию чувства ответственности перед одноклассниками в групповой работе.
Оборудование:
- Таблицы по зоологии;
- Рисунки учащихся.
Форма проведения урока: урок – соревнование.
Ход урока.
- Организационная часть
- Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя.
«Насекомые – самые многочисленные животные на земном шаре, их насчитывается 1018 особей, 3 млн. видов, 75 % от всех животных. Их больше чем звезд в галактике. Если расположить их в одну линию, то получилась бы лента, опоясывающая земной шар 125 млн. раз. Понятно, что при таком огромном количестве насекомые играют важную роль на Земле и для человечества (ведь на каждого человека приходится не менее 200 миллионов ползающих, бегающих, прыгающих, плавающих, летающих насекомых). Вот о них сегодня и пойдет речь на уроке.
- Информация учителя о форме проведения урока (урок – соревнование, в котором участвуют 3 команды, итоги соревнования подводит жюри, состоящее из учащихся класса. Определяется порядок проведения соревнования)
- Представление команд.
А. Название (по отряду насекомых)
Б. Информация о признаках отряда, представителях и их значение.
- Вручение конвертов с заданиями. Распределение заданий между членами команды.
(В ходе урока каждый член команды выполняет одно задание из конверта).
- Основная часть.
- Игра «Парад жуков»:
- Учитель: Хотите побывать на параде самой необычной армии, какую только можно себе представить? Сейчас начнется парад армии жуков – самого многочисленного отряда животных на Земле. Сейчас известно не менее 200 тысяч различных видов. Жуки подобно древним рыцарям, одеты в крепкие хитиновые латы: на голове шлем, на груди прочные доспехи, а на ногах и на брюшке – словно стальные кольца. Обратите внимание, панцири у них совершенно разные: у одних – цвета стали, у других – золотистые, у третьих – алые, у четвертых – радужные, а у некоторых доспехи переливаются, словно драгоценные камни. Итак, парад начинается.
- Члены команд делают сообщения о жуках:
Жужелица Скарабей Жук – олень
Плавунец Мертвоед Ломехуза
- Конкурс вопросов:
К-1 1. Каковы особенности строения рабочей пчелы.
2. Каков состав пчелиной семьи, обязанности пчел?
3. Как пчелы передают информацию о том, куда
лететь за нектаром?
4. Назовите стадии развития с неполным превращением.
К-2 1. Как отличить комара-пискуна от малярийного комара?
2. Чем объяснить, что у комаров кровососущими являются
только самки?
3. Где расположены органы вкуса у бабочек и мух?
4. У мухи есть жужжальца. Что это за орган?
Из чего он образовался?
К-3 1. Почему надо бороться с мухами?
2. Назовите стадии развития с полным превращением.
3. Почему муравьев называют санитарами леса?
4. Кто такие наездники? Каково их значение?
- Конкурс – загадка «Назовите жука».
- Учитель: у жуков есть и артиллерийские войска. Вот один из артиллеристов. Он может ошеломить врага внезапными залпами. Заметив опасность, жук останавливается и мгновенно выпускает «дымовую завесу» из конца брюшка – быстро испаряющуюся жидкость, она то и образует клубы «дыма». За эту особенность называют его … А как называют, вы сами сейчас скажете.
На доску вывешиваются таблички с изображением слов: ИЗБА, БОР,
ДОМИК, ВРЕМЯ, ДАР. Из букв, составляющих эти слова, можно
составить название жука.
Первая буква его есть и в 1 и 2 словах, вторая – во 2 и 3, третья – в 3 и
4, четвертая – в 1 и 2, 5 – в 1 и 5, 6 – во 2 и 5, 7 – в 3 и 5, 8-в 1 и 3, 9 – в
4 и 5.
Отвечает команда, первой угадавшая название жука (БОМБАРДИР).
- Конкурс «Бабочка» (найди ошибку в стихах Фета А.)
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
… Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу…
(Отвечает команда, первой нашедшая ошибку).
- Конкурс «Перепутаница»
«Вести с урока в школьной газете»
Учитель: Однажды молодой журналист присутствовал на конференции энтомологов, а затем в местной газете напечатал небольшую заметку. Руководитель конференции, прочитав заметку, пришел в ужас: столько там было ошибок! Попробуйте и вы найти эти ошибки.
(Текст заметки получает каждая команда, а учитель зачитывает ее вслух. Члены команд отвечают на вопрос).
«На уроках биологии я много узнал о насекомых, например, о жуках, бабочках, клещах, пчелах. Особенно мне понравился отряд жуков, которых называют чешуекрылыми. Я узнал, что майский жук приносит пользу, что надо охранять божью коровку, жужелицу, слепней. Но среди насекомых есть и вредные: это листоеды, могильщики, мертвоеды, блохи, вши. А по телевизору я слышал, что уже несколько сотен человек умерли от чумы. Оказывается, распространителем этой болезни является вошь. Сейчас часто встречается заболевание у людей – чесотка. Возбудитель чесотки – насекомое чесоточный клещ. Чтобы не заболеть чесоткой, надо чаще мыть руки».
- Конкурс – диктант.
Вставь недостающие термины.
- Насекомые имеют ___________ покров.
- У насекомых_____________пары крыльев.
- Отделы тела: _________________________________.
- У большинства насекомых глаза _______________________.
- Развитие происходит _________________________.
- Имеют ___________ усиков.
- Кровеносная система _____________________.
- Насекомые – вредители______________________________________.
- Полезные насекомые________________________________________.
- Члены команд сдают решенные задачи и кроссворды.
- Заключительная часть.
Подведение итогов. Выступление жюри. Заключительное слово учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека"
Обобщающий урок с использованием игровых технологий и элементов исследовательской и проектной методик. В ходе урока каждой группе учащихся предлагаются различные конкурсы, викторины; представители ком...
Значение насекомых в природе и жизни человека
Внеклассное мероприятие по биологии для 7 класса...
Тема урока Значение насекомых в природе и жизни человека"
урок с применением технологии развития критического мышленния...
Конспект урока биологии в 7 классе, линия В.В.Пасечника на тему:"Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека"
Урок обобщения по теме "Класс Птиц" В ходе урока еще раз называются характерные чертв класса Птиц. В ходе выполнения заданий по группам осуществляется знакомство с наиболее многочисленными в нашей стр...
Урок биологии по теме «Значение насекомых в природе и жизни человека»
Дидактические материалы нацелены на формирование знаний о полезных и вредных насекомых; на развитие навыков самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности; ...
Конспект урока Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека
Конспект урока на тему "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека" может быть использован для обобщения темы "Класс Насекомые"...
Урок №32«Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека»
Конспект рока«Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека»...