Программа летнего экологического лагеря "РОДНИК" на базе МБОУ Семлевской СОШ №1
методическая разработка
В нашей сельской малокомплектной школе существует ряд особых проблем по организации летней оздоровительной кампании: удалённость от районного центра (30 км), узкий круг социальных партнёров (сельский ДК, музыкальная школа и сельская библиотека), но не смотря на данные факторы, на селе есть огромный ресурс – это природа, до которой можно «дотянуться рукой», общаться с ней на прямую, быть непосредственным помощником ей. Следовательно, при планировании работы лагеря учитывалось мнение детей, родителей и фактор использования природных ресурсов в воспитательном процессе работы лагеря.
Посещение лагеря способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма, приобщение к бережному обращению и активному отдыху на природе,.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- устойчивым спросом родителей на организованный отдых учащихся;
- работой по укреплению здоровья детей и формированию у них потребности здорового образа жизни.
Формируя воспитательное пространство лагеря, все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами, принципами организации педагогического процесса в рамках реализации программы лагеря, а это:
принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
принцип коллективной деятельности;
принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
принцип самостоятельности.
Краеведческая работа, воспитание экологической культуры параллельно с оздоровление детей являются основополагающими в составлении программы нашего лагеря. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках деятельности лагеря, позволяет детям уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа экологического лагеря с дневным пребыванием детей | 267.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Семлевская средняя общеобразовательная школа №1
Вяземского района Смоленской области
215133 Смоленская область, Вяземский район, с Семлево, ул. Советская, д. 1 т.8(48131)3-26-68
- ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
- на заседании педагогического совета приказом директора школы
- Протокол от 31 августа 2018 года №1 Приказ от 31 августа 2018 года № 287
Программа лагеря с дневным пребыванием детей «РОДНИК» на базе МБОУ Семлевской СОШ №1 Вяземского района Смоленской области (эколого - краеведческое направление) |
2018 г |
Информационная карта
| Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Родник» на базе МБОУ Семлевской СОШ №1 Вяземского района Смоленской области |
| Создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, творческих способностей на основе включения их в разнообразную игровую, природоохранную и общественно значимую деятельность. |
| Летний профильный лагерь с дневным пребыванием детей |
| Эколого-краеведческий |
|
|
| На территории школы открывается новая жизнь: ребята и взрослые путешествуют по «руслу реки жизни лагеря» от «родника» к «устью». Каждый день все путешествующие собираются на «палубе», где проводятся различные исследования, праздники, выставки, концерты, конкурсы, соревнования и т.д. |
| Результативность реализации Программы измеряется: в качественной организации отдыха учащихся; в 100-ом % охвате детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; в повышении уровня экологических знаний и их применении; в сформированности у школьников понимания ценности жизни и природы; в потребности учащихся к знаниям об окружающей их природе; в стремлении к конкретной деятельности по охране окружающей среды; в знании истории родного края; в проявлении патриотических качеств и нравственных убеждений. |
| Заместитель директора по ВР Бальчус И.М. |
| 215133 Смоленская область, Вяземский район, с. Семлево, ул. Советская д 1 |
| 25 человек |
| 7 - 17 лет |
| Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации |
| Июнь 2019 г |
Пояснительная записка
В нашей сельской малокомплектной школе существует ряд особых проблем по организации летней оздоровительной кампании: удалённость от районного центра (30 км), узкий круг социальных партнёров (сельский ДК, музыкальная школа и сельская библиотека), но не смотря на данные факторы, на селе есть огромный ресурс – это природа, до которой можно «дотянуться рукой», общаться с ней на прямую, быть непосредственным помощником ей. Следовательно, при планировании работы лагеря учитывалось мнение детей, родителей и фактор использования природных ресурсов в воспитательном процессе работы лагеря.
Посещение лагеря способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма, приобщение к бережному обращению и активному отдыху на природе,.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- устойчивым спросом родителей на организованный отдых учащихся;
- работой по укреплению здоровья детей и формированию у них потребности здорового образа жизни.
Формируя воспитательное пространство лагеря, все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами, принципами организации педагогического процесса в рамках реализации программы лагеря, а это:
принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
принцип коллективной деятельности;
принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
принцип самостоятельности.
Краеведческая работа, воспитание экологической культуры параллельно с оздоровление детей являются основополагающими в составлении программы нашего лагеря. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках деятельности лагеря, позволяет детям уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
Лето – очень плодотворное время для организации краеведческой, эколого-просветительской и научно-исследовательской работы школьников.
Во-первых, летнее время позволяет организовать изучение школьниками истории и природы своего родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, результаты которого имеют не только познавательную, но и научную значимость.
Во-вторых, пребывание в лагере позволяет сочетать активный отдых с выполнением краеведческой работы.
В-третьих, летом в проектно-исследовательской деятельности удается, как правило, наладить конструктивный диалог между учителем-воспитателем и каждым учеником.
В-четвертых, происходит самоутверждение личности школьников, так как итоги их работы оформляются и демонстрируются на творческих выставках, а лучшие исследования участвуют в различных конкурсах и конференциях.
В-пятых, в летних программах образовательный компонент органично связан с формированием чувства патриотизма, гражданственности, национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию России. Такая форма работы с учащимися способствует формированию и развитию многих компетенций.
В-шестых, деятельность лагерь поможет неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. Ведь мы живём в тех красивейших местах нашей матушки-природы, и этим грех не воспользоваться.
В этом и заключается актуальность программы деятельности лагеря, многообразие мероприятий краеведческой направленности, природоохранной деятельности и оздоровительных мероприятий.
Нормативно-правовые условия:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
- - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
- - Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- - Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- - Приказ Минобразования России от 13.07.2001 № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».
- - Типовое положение о детском оздоровительном лагере (утв. письмом Минздравсоцразвития России от 15.04.2011 № 18-2/10/1-2188).
- - Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. СанПин 2.4.4.2599-10 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 № 25)
- Устав МБОУ Семлевской СОШ № 1 Вяземского района Смоленской области;
- Положение о лагере дневного пребывания детей;
- правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
- правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
- рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
- инструкции по организации и проведению экскурсий;
- должностные инструкции работников;
- санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
- заявления от родителей;
- правила регистрации детей при поступлении и выбытии;
- экспертное заключение о приемке лагеря;
- планы работы
Цели и задачи программы
Цель: Создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, творческих способностей на основе включения их в разнообразную игровую, природоохранную и общественно значимую деятельность.
Задачи:
1. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
2. Формирование у учащихся теоретических знаний в области краеведения, изучение истории родного края, привитие чувства любви к «своей малой Родине», расширение их кругозора.
3. Развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков исследовательской работы, создание возможностей для реализации творческого потенциала, творческого мышления.
4. Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
5. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
6. Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
7. Укрепление физического и психического здоровья, повышение двигательной активности.
8. Создать целостный подход к воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности.
9. Сбор материала для истории школы, с последующим оформлением и представлением на различных конференциях.
10. Формировать у детей представления о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
11. Организация полноценного досуга детей.
12. Совершенствование умений проведения исследовательской деятельности, поисковой работы;
Этапы реализации программы
1.Подготовительный этап(март -май 2019г). Этот этап характеризуется тем, что за два месяца до открытия профильного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону.
Деятельностью этого этапа является:
- участие в совещаниях по подготовке к проведению летней оздоровительной компании;
- знакомство с правовыми документами нормативной базы, обеспечивающей качественный отдых детей в текущем году;
- проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности профильного пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
- создание рабочей группы по подготовке методического материала для работников лагеря;
- организация помещений лагеря согласно СанПину;
- обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми.
2.Организационный этап смены(июнь 2019г).
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
- прием детей, игры на знакомство и сплочение коллектива, проведение диагностики по выявлению различных способностей;
- запуск программы «Родник»;
- ввод в сюжетно-игровую программу;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря, инструктаж по технике безопасности.
3.Основной этап смены (июнь 2019г).
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей в различные виды деятельности;
- работа кружков, творческих мастерских, спортивных мероприятий.
4.Заключительный (аналитический) этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- диагностика и мониторинг детей;
- анализ деятельности педагогического коллектива; выработка перспектив деятельности лагеря на следующий учебный год;
- анализ предложений детей, родителей и педагогов по деятельности летнего школьного лагеря в будущем.
Педагогические условия реализации программы:
- соответствие направлений и плана работы целям и задачам лагерной смены;
- создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в мероприятиях, в работе кружков по интересам;
- отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
- единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
УЧАСТНИКИ
Воспитанники в возрасте от 7 до 17 лет, в том числе дети, воспитывающиеся в многодетных, приемных семьях; дети, совершившие противоправные действия и состоящие на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних; дети, находящиеся в социально опасном положении.
РЕЖИМ ДНЯ
8.30 - 9.00 встреча детей «Мы вам рады», инструктаж по ТБ;
9.00-9.10утренняя линейка
9.10 - 9.30 утренняя зарядка: «Чтобы быть весь день в порядке, надо делать нам зарядку!»;
9.30 -10.00 завтрак «Нас столовая зовет, полезная каша и вкусный компот!»;
10.00.–10.30 занятия в отрядах по направлению лагеря, трудовой и экологический десант;
10.30-12.30 занятия по плану (прогулки, игры, кружки) , спортивно-оздоровительный час: «Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы, ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных!»
12.30-13.00 оздоровительные гигиенические процедуры
13.00-13.30 обед «Время обеда настало, и вот отряд за отрядом к столовой идет»;
13.30 -14.20 занятия по интересам, художественно-творческая деятельность (конкурсы, творческие мероприятия): «Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей!»
14.20 -14.30 операция «Уют» (экологический десант)
14.30 - роспуск детей по домам «До свидания! До новых встреч!».
Мотивационное обеспечение программы
• Добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, организацию жизни лагеря
• Сочетание индивидуального и коллективного включения детей в творческие, развивающие, интеллектуальные виды деятельности
• Информирование о результатах конкурсов, об условиях участия в том или ином деле
• Организация различных видов стимулирования детей, многообразие предлагаемых видов деятельности
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка
• Создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого
Психолого-педагогическое сопровождение смены.
Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям, и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:
• Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
• Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
• Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
• Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик,
• Направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
Система контроля за реализацией программы
1. Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря. (март)
2. Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере. (1 день смены)
3. Опрос с целью ежедневного отслеживания настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. (В течение смены)
4. Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. (Последний день смены)
5. Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену. (В течение смены)
Программа осуществляется по следующим блокам
Организационный
Цель: помощь каждому ребёнку адаптироваться в новых условиях. Предъявить единые требования к режиму дня и дисциплине.
Виды работ:
- Планирование.
- Оформление уголка.
- Определение обязанностей.
- Организация питания в лагере.
Оздоровительный
Цели и задачи: научить ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде; научить правилам личной гигиены; дать правильное представление о нравственных и психологических отношениях между людьми; умению владеть собой; приемам самозащиты в экстремальных ситуациях.
Виды работ:
- Утренняя гимнастика.
- Рациональное сбалансированное питание.
- Режим дня.
- Закаливание, солнечно-воздушные ванны.
- Спортивные мероприятия (эстафеты, весёлые старты, спортивные часы, игры).
1. Медицинский контроль сотрудниками ЦРБ, наблюдения за здоровьем детей и оперативный контроль со стороны педагогов-воспитателей, профилактические мероприятия.
2. Обеспечение активного двигательного режима отдыхающих - спортивно-массовая работа: обеспечение активного движения для нормального развития детей и профилактики умственного утомления: проведение утренней зарядки на свежем воздухе; проведение спортивных, культурно-массовых мероприятий на свежем воздухе; обязательное проветривание; проведение дыхательных упражнений.
3. Профилактика стрессов и неврозов предусматривает: индивидуализацию оздоровительной программы в соответствии с уровнем здоровья, способностей и интересов каждого ребенка; организацию режима дня ребенка, его питания, досуга; организацию закаливания ребенка; обеспечение психологического комфорта ребенка: при взаимодействии с воспитателем, с друзьями; при участии в мероприятиях; пропаганду здорового образа жизни.
Эколого-краеведческий
Цели:
- Изучение особенностей нашего края.
- Воспитание бережного отношение к природе, лесу, воде нашего края.
- Организация работы школьного лесничества «Зелёная волна».
- Экологические игры на местности.
Виды работ:
- Экскурсия по экологической тропе
- Экскурсия на станцию юннатов, в центр детского и юношеского туризма.
Патриотический
Уважение к российской символике - гимну, флагу, культуре и традициям своей страны. Уважение к ветеранам войны и труда. Сохранение памяти о подвиге русского солдата. Проведение мероприятий посвящённых Дню памяти и скорби.
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
- Викторины о Великой Отечественной войне. Просмотр видеофильма о войне.
- Дни, посвящённые жизни замечательных людей. - А. Пушкину и др.
- День Независимости России.
- Праздники нашей области.
Творческий
- Коллективно-творческая деятельность.
- Участие в мероприятиях.
- Работа творческих мастерских.
- Экскурсии с библиотеку.
- Конкурсы, викторины.
Спортивно-оздоровительная работа
Задачи:
- Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
- Выработка и укрепление гигиенических навыков;
- Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
- Утренняя гимнастика (зарядка);
- Спортивные игры на спортивной площадке;
- Подвижные игры на свежем воздухе;
- Эстафеты - спортивная игра «Веселые старты»;
- Осмотр медицинского работника из ЦРБ.
Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Образовательно-содержательное направление
(профильное направление «Краеведение-Экология»)
Лагерь работает в сотрудничестве со школьным музеем, и поэтому работа в школьном музее и сбор нового материала обязательно включается в план работы. Встречи с местными краеведами, работником библиотеки, изучение новинок краеведческой литературы. Обязательной формой краеведческой работы в лагере является проведение экскурсий. Экскурсия по экологической тропе предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам. Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.
Письменный учет знаний проводится в форме анкет и сочинений. Прежде чем совершать куда-либо экскурсию, группой ребят изучается соответствующий материал по данному объекту. Они выступают перед другими ребятами с сообщениями заранее или непосредственно на месте проведения экскурсии.
Параллельно с краеведческой работой проходят мероприятия экологического характера. А это различных экскурсий, конкурсы рисунков, стихотворений о природе родного края.
Большое место в работе лагеря занимает патриотическое воспитание учащихся. Мы встречаемся с замечательными людьми нашего села – тружениками тыла, малолетними узниками, вдовами ветеранов войны и труда, записываем их воспоминания.
Формы организации:
- диалоговые встречи
- выпуск газет, буклетов
- выставка фото отчётов
- экскурсии (пешеходные, велосипедные, автобусные)
- конкурсы рисунков
Творческая деятельность:
Мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации:
- изобразительная деятельность;
- конкурсные программы;
- творческие конкурсы;
- концерты, праздники;
- творческие игры;
- выставки (рисунков, поделок)
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Принципы управления деятельностью воспитанников:
- Активности детей.
- Доступности и посильности.
- Учета возрастных и индивидуальных особенностей.
- Прочности и действенности результатов.
Содержание основных программных мероприятий (работу осуществляет школьное лесничество «Зелёная волна» в сотрудничестве с социальным партнёром «Вяземское лесничество»)
№ | Направления | Способы и формы проведения |
1 | Правила поведения в природе | Ознакомление с правилами поведения в лесопарках, у водоёмов. Беседа о лекарственных травах. Составление буклетов. трудовой десант, игра-викторина |
2 | Лесополосы, луг, река. Знакомство с окрестными экосистемами | Беседы об агроэкосистемах, его обитателях, растениях, роль человека в агроэкосистеме и экосистеме. Игра-викторина. Экскурсия в парк, по экологической тропе. |
3 | Практикум «Озеленение территории школьного двора» | Значение озеленения территории школы. Влияние на здоровье школьников деревьев и кустарников. Посадка, пересадка цветов на школьной клумбе. Круглый стол по обсуждению достигнутых результатов. |
4 | Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц населённого пункта. | Цель: Изучение экологического состояния улиц населённого пункта. Трудовой десант. Анкетирование. |
5 | Лекарственные растения в окрестностях села Семлево | Изучение лекарственных растений Смоленской области Занятия на природе. |
6 | Охрана окружающей среды
| Беседа об охране окружающей среды. Выпуск газеты, бюллетеней. Акция. |
Планирование реализации программы
Направления | Мероприятия | Ответственные |
Спортивно- оздоровительное | День 1 Начало пути Родник Дружбы 1.Торжественная линейка. Открытие лагеря. 2. Ознакомление с планом работы лагеря, инструктаж по ТБ. 3. Анкетирование 4. Игровая программа «День защиты детей», Экологический ликбез “Экология как наука” | Начальник лагеря, воспитатели |
Спортивно- оздоровительное | День 2 Остановка Река Знаний 1. Беседа «Правила поведения в лесопарках, у водоёмов». Экологический ликбез “Среды жизни” 2. Трудовой десант – прополка пришкольного участка 3. Ролевая игра-беседа по ОБЖ «Как обезопасить свою жизнь» 4. Учебно-тренировочная эвакуация 5. Просмотр и обсуждение кинофильма по экологической тематике | Воспитатели лагеря Представители Вяземского лесничества |
Эколого-биологическое | День 3 Остановка День эколога 1.Конкурс плакатов в защиту природы родного края 2.Инсценированное представление « Удивительные экологические сказки». 3.Экологический турнир, посвящённый всемирному Дню окружающей среды в школьной библиотеке. 4.Летний концерт в МБУДО Семлевская ДМШ | Воспитатели, библиотекарь. МБУДО Семлевская ДМШ |
Духовно-нравственное | День 4 Остановка «Пушкинская гладь» 1.«Путешествие по станциям жизни и творчества поэта» а) викторина по произведениям Пушкина; б) конкурс рисунков по произведениям А.С.Пушкина; | Семлевская сельская библиотека, воспитатели |
Спортивно- оздоровительное | День 5 Остановка Дорога приключений 1. Беседы о реках, их обитателях, значении водоёмов в экосистеме. 2. Познавательный турнир «Знатоки дорожной азбуки». ПДД викторина. 3.Экскурсия в г. Вязьма (Пожарная часть) 4. Трудовой десант | Воспитатели, представитель Вяземского лесничества.
|
Эколого-биологическое | День 6 Остановка Залив талантов 1.Внеклассное мероприятие в ДМШ «Музыка природы» преподавателя ДМШ Миникеевой Е.М. 2. Беседа «Значение озеленения территории школы. Влияние на здоровье школьников деревьев и кустарников». 3. Посадка, пересадка цветов на школьной клумбе. 4. Круглый стол по обсуждению достигнутых результатов. 5. Конкурс гербарий, рисунков, поделок. | МБУДО Семлевская ДМШ , воспитатели |
Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц населённого пункта | День 7 Остановка Путешествие капельки (Всемирному дню океанов 08.06) 1. Экологический ликбез “Водная среда обитания” 2. Игровая станционная программа квест «Путешествие капельки» 3. Трудовой десант. 4. Экскурсия в парк культуры и отдыха 5. Выпуск бюллетеня, газеты. | Воспитатели, представитель ЦДиЮТ и Э |
Духовно-нравственное | День 8 Остановка Мост Согласия День России -12 июня Торжественная линейка «Русь, Россия Родина моя». Просмотр видеосюжетов «Россия-Родина моя». Экскурсия в школьный музей «Родной уголок России». | Воспитатели, педагог-организатор ОБЖ |
Спортивно- оздоровительное | День 9 Остановка Залив Благородства 1.Беседа «Экология и состояние организма» 2. Трудовой десант. 3. Анкетирование. 4. Спортивно-массовая игра «Безопасное колесо» 5. Практическое занятие по безопасности жизнедеятельности. | Воспитатели, Директор школьного музея |
Эколого-краеведческое | День 10 Остановка Остров Помощи 1. Экологический ликбез «Лекарственные растения Смоленской области» 2.Экологическая эстафета 3. Трудовой десант. 4. Психологическое тестирование 5. Акция «Чистое село» | Воспитатели, члены ШЛ «Зелёная волна» |
Охрана окружающей среды | День 11День создания юннатского движения Остановка Юннатский ветер 1. Экологический ликбез “Сообщество. Особенности лесного сообщества” Беседа о юннатском движении 2. Конкурс экологических сказок 3. Игры на спортивной площадке минифутбол. 4. Трудовой десант. 5. Экскурсия в г Вязьму на Станцию Юннатов | Воспитатели, учитель физкультуры |
Спортивно- оздоровительное | День12 Остановка Лес Радости 1.Конкурс караоке в ДМШ 2 Станционная краеведческая игра 3. Игры на свежем воздухе. Подвижные игры. 4. Акция Волонтерская помощь ветеранам | Воспитатели, МБУДО Семлевская ДМШ |
Охрана окружающей среды | День 13 Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой Остановка Озеро Надежды 1.Экологический ликбез “Природные факторы” Знакомство с малыми формами ландшафтной архитектуры 2.Квест «Бережное отношение к парку села, зонам отдыха у рек и озера» 3.Трудовой десант по уборке парка. 4. Подготовка к фестивалю «Экология и мы» | Семлевская сельская библиотека Воспитатели |
Эколого- краеведческое | День 14 Всемирный день гармонии Остановка Горы Загадок 1. Экологический ликбез “Чудо вокруг нас. Живые приборы” 2.Загадочная викторина по органическому миру 3. Станционная игра «экологическая карусель» 4. Выпуск газеты, бюллетеней. 5. Подготовка к фестивалю «Экология и мы» | Воспитатели, учитель физкультуры |
Спортивно- оздоровительное | День 15 Всемирный день детского футбола Остановка Поляна забав 1 Беседа «Почему здоровым быть модно» 2 Футбольный матч 3.Экскурсия в г.Вязьма в ЦД и ЮТ и Э 4.Игра на местности «Снаряжение туриста». 5. Подготовка к фестивалю «Экология и мы» | Воспитатели, представитель ЦДиЮТиЭ |
Духовно-нравственное | День 16 (22 июня 1941 год- памятная дата) Остановка Поле памяти 1Возложение цветов к братским захоронениям 2.Мероприятие «День памяти и скорби», посвященное началу Великой Отечественной войны в ДМШ 3 Конкурс рисунков «Я рисую мир» | МБУДО Семлевская ДМШ Воспитатели |
Спортивно- оздоровительное | День 17 Остановка Равнина Сказок 1. Экологический ликбез «Воздушные ванны» 2. Веселые старты. 3. Конкурс постановок сказок о ЗОЖ 4. Трудовой десант 5.Подготовка к фестивалю «Экология и мы» | Семлевская сельская библиотека Воспитатели, учитель физкультуры |
Эколого- краеведческое | День 18 Остановка Цветочная волна 1.Беседа «Знакомимся с Красной книгой» 2. станционная игра «Цветочный рай» 3. Игра-викторина «Жители Красной книги» 4. Трудовой десант. 5.Подготовка к фестивалю «Экология и мы» | Воспитатели, библиотекарь |
Спортивно- оздоровительное | День 19 Остановка Водопад Фантазий 1. Экологический ликбез “Рациональное использование природных ресурсов” 2. Познавательный турнир «Знатоки дорожной азбуки». 3. Подвижные игры на свежем воздухе. 4. Беседа «Как защитить природу» 5. Подготовка к фестивалю «Экология и мы» | Воспитатели, учитель физкультуры |
Гражданско- патриотическое | День 20 Остановка Пролив Толерантности 1.Экологический ликбез “Все в природе взаимосвязано!” 2.Экскурсия для активных участников мероприятий лагеря в г. Вязьма на станцию Юных техников, «Достопримечательности районного центра» 3.Подготовка к фестивалю «Экология и мы» 4. Выпуск газеты «Благодарим всех за наш отдых. | Воспитатели, ШЛ «Зелёная волна» |
Духовно-нравственное | День 21 Остановка Дельта Творчества 1.Диагностика - анкета «Как мы жили» 2.Конкурс поделок из природного материала 3. Фестиваль «Экология и мы» 4. Подведение итогов лагерной смены 5. Торжественное закрытие лагерной смены. Награждение. | Начальник лагеря, воспитатели |
Критерии эффективности программы:
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
- Постановка реальных целей и планирование результатов программы.
- Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат.
- Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы.
- Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Ожидаемые результаты
- Общее оздоровление воспитанников и полноценный отдых;
- Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
- Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
- Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
- Расширение кругозора детей.
- Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
- Личностный рост участников смены.
- Организационно - пропагандистские умения:
- Применение знаний законодательства об охране природы;
- Планирование практических дел по охране природы;
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Поведенческие умения:
- Формирование умений правильного поведения в природе;
- Опознавательные умения:
- Распознавание объектов природы;
- Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе.
- Тиражирование опыта
- Проведение школьных конференций по итогам работы;
- Публикация заметок и статей в местной печати.
Ожидаемые результаты реализации Программы измеряются:
в качественной организации отдыха учащихся;
в 100-ом % охвате детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
в повышении уровня экологических знаний и их применении;
в сформированности у школьников понимания ценности природы;
в потребности учащихся к знаниям об окружающей их природе;
в стремлении к конкретной деятельности по охране окружающей среды;
в знании истории родного края;
в проявлении патриотических качеств и нравственных убеждений.
III. Схема сотрудничества взаимодействия ЛОЛ с социумом
Диагностика
Анализ дела и деятельности важнейший этап в организации любого дела. Он позволяет соотнести задачи, определяемые в процессе целеполагания, с результатом дела, наметить перспективы на будущее.
Мониторинг отношения к природе, своему краю заключается в диагностировании участников воспитательного процесса путём анкетирования в начале и в конце смены.
Включение детей и в специально организованный анализ дел, деятельности, формирование у них навыков рефлексии – одно из важнейших условий развития личности в целом, а также лидерских качеств и ценностных ориентаций.
1. Оцениваться будут все стороны участия детей в жизни лагеря: быт, порядок, дисциплина, участие в соревнования и общелагерных делах, количество и качество проведённых дел (организация соревнования между командами).
2. Анализ дня педагогами.
3. Анализ итогов работы советом ежедневно, еженедельно и подведение итогов в конце лагеря.
4. Дерево настроения.
На стенде лагеря располагается Дерево настроения. Каждый ребёнок ежедневно приклеивает к нему знак (бабочку, листочек дерева определенного цвета) своего настроения, на бабочке или листочке записывается дата:
- - зелёный – отличное настроение;
- - желтый – хорошее настроение;
- - серый – нейтральное настроение;
- - синий – плохое настроение.
Каждый день в лагере, на этапе «Рефлексия» используются видимые результаты каждого участника коллективной игры по «Реке достижений».
6. Подведение итогов работы лагеря на заседании педсовета.
На личностном уровне (система личностного роста):
- дерево настроения;
- анкеты, опросы, интервью;
- знаки отличия (вручаются ежедневно) – важное дело, нужное дело или доброе дело;
- индивидуальные награды лагеря (их разрабатывает совет).
На коллективном уровне (система коллективного роста):
- ежедневный сбор совета отряда по анализу прожитого дня, распределение знаков отличия между членами отряда ежедневно;
- выпуск статей для пресс-центра.
На самоуправленческом уровне (ежедневный сбор совета):
- анализ итогов дня и подведение итогов соревнования между воспитанниками;
- деятельность пресс-центра.
На уровне педагогического коллектива:
- ежедневные планёрки;
Кроме того, в рамках лагеря возможно проведение некоторых форм диагностики. Запланировано несколько видов диагностики, но в ходе работы возможно корректировка. Анализ диагностических данных поможет лучше понять детей и скорректировать процесс воздействия на ребят, исходя из полученных данных. В приложении предложены методики, которые будут в этом году использованы в лагере.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В соответствии со штатным расписанием в реализации работы лагеря участвуют:
- начальник лагеря;
- воспитатели (из числа педагогов школы);
- физкультурный работник;
- работники пищеблока
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Летний оздоровительный лагерь располагается на 1-м этаже в кабинетах №1, 2, школы. Для организации воспитательной работы предоставлены:
- кабинет, оснащенный ПК, проектором, экраном;
- актовый зал;
- спортивный зал;
- столовая;
- игровая площадка на территории школы;
- школьный стадион;
- библиотека;
- наличие канцелярских принадлежностей, материалы для творчества детей;
- видеотехника и аудиоматериалы;
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- наличие программы лагеря, планов работы отрядов, описание сюжетно-ролевой игры, плана-сетки воспитательных мероприятий;
- должностные инструкции работников лагеря, подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
- подбор реквизита для проведения дел;
- разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов;
- проведение педсоветов: организация процесса оздоровления и отдыха детей; планирование культурно массовых и спортивных мероприятий; особенности детского временного коллектива; подвижная игра как средство педагогики оздоровления; создание безопасных условий пребывания детей в лагере; ознакомление с инструкциями по охране труда, должностными инструкциями, приказами, касающимися педагогической деятельности; утверждение авторских планов деятельности объединений по интересам;
- методическая выставка для воспитателей.
Список используемой литературы:
- Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007;
- Титов С.В. Лето, здравствуй! Методические рекомендации по организации работы в лагере. – Волгоград: Учитель, 2001.
- «Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе», Санкт-Петербург: «Детство-пресс» 2005;
- А.Н. Никульников. «Школьная площадка», Новосибирск, 2006;
- Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.
- Журналы «1 сентября», электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа».
- Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов. – М., 2006.
Приложение 1
Диагностический инструментарий
Диагностика определения межличностных отношений в малой группе.
1. Методика «Социометрия»
Реан А.А. «Психология подростка»
Цель: определить межличностные отношения в коллективе и социометрический статус школьника.
Детям задают вопросы:
1) Кого бы ты взял в команду по спортивным соревнованиям (или по любым другим)?
2) Кого бы ты пригласил на день рождение?
Дети должны выбрать на каждый вопрос трех человек из своего отряда. В соответствие с ответами строятся 2 матрицы и выявляются микрогруппы.
2. Опросник межличностных отношений
Макеева Т.Г. «Тестируем детей»
Цель: Оценить типичные способы отношения человека к окружающим его людям.
Инструкция: «Перед вами ряд утверждений. Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего вам подходит. Номер ответа напишите слева от каждой строчки. Пожалуйста, будьте как можно более внимательны»
(1) Обычно
(2) Часто
(3) Иногда
(4) Случайно
(5) Редко
(6) Никогда
Опросный лист ОМО
Ф.И.О._______________________________Пол______________________________
Возраст____________________ Дата обследования___________________________
Дополнительные сведения________________________________________________
Анкета «Удовлетворенность от лагеря»
1. С утра при звуке будильника твои первые мысли:
a. Быстрее чистить зубы, чтобы не опоздать в лагерь
b. Как не хочется вставать, но впереди еще 1 день лагеря. 33 ура!
c. Опять этот лагерь, ну зачем только я согласился туда ходить
d. Фу, лагерь, зачем меня только родители туда записали
2. Завтрак. Твои мысли при входе в столовую:
a. О, завтрак. Нужно подкрепиться, а то впереди много игр и развлечений
b. О, завтрак, пожалуй, съем что-нибудь
c. Завтрак. Я дома и то лучше питаюсь
d. Опять этот завтрак, они готовить, что ли не умеют. Лучше я поголодаю.
3. Кружок танцев (музыки, спортивный и т.д.)
a. О, что нам там интересного придумали
b. Время не пройдет даром.
c. Опять тащиться не пойми куда и заниматься не пойми чем
d. Господи, когда они уже отстанут от меня. Я хочу просто погулять.
4. Лагерное мероприятие.
a. Так, я участвую, а значит, мы победим.
b. Так, я участвую, главное никого не подвести.
c. Опять я не участвую, можно посчитать ворон
d. Как мне это все надоело. В команде ни одного стоящего человека, да еще меня не взяли. Хотя почему не взяли, я сам не пошел.
5. Первый день после лагеря.
a. Жаль нет 2 смены, но с следующем году я обязательно пойду еще раз.
b. На следующий год надо будет опять записаться
c. Наконец-то можно отдохнуть
d. На следующий год ни за что не приду. Достали
3. Диагностический тест «Я в круге» на выявление уровня
психологической комфортности пребывания ребенка в команде
(проводится два раза за смену)
10 – высокий уровень, максимум комфортности
7 – легкий дискомфорт
5 – 50/50
3 – весьма ощутимый дискомфорт
0 – низкий уровень, максимум дискомфорта
4. Анкетирование детей
1.Нравятся ли тебе воспитатели?
|
2.Какие отношения между ребятами в вашей команде?
|
3.Какую экскурсию ты хотел бы посетить? Какой спектакль или фильм посмотреть? |
4.Хочешь ли ты участвовать в делах команды?
|
5. Анкета «Как мы жили»
(проводится в итоге смены)
Дорогой друг! Подошла к концу лагерная смена. Чем она запомнилась тебе, как ты чувствовал себя в нашем лагере, в коллективе ребят и подростков, что волновало тебя? Это те вопросы, ответив на которые, ты сможешь сделать так, чтобы в следующий раз (когда ты снова будешь отдыхать с нами) ты смог чувствовать себя более комфортно. |
Фамилия, имя |
Возраст (сколько тебе лет) |
Команда |
Понравилось ли тебе отдыхать в нашем лагере? |
Кем ты чаще всего был в течение смены (выбери один вариант ответа)?
|
В чем из предложенного в смене ты смог себя проявить (выбери варианты ответов)?
|
Какие командные, общие лагерные дела и мероприятия тебе запомнились (понравились) больше всего. Перечисли их |
Самым трудным для меня в лагере было |
За время, проведенное в лагере, я стал (научился, изменился) |
Представь себе, круг – это твоя команда, поставь крестик в том месте, где ты ощущал себя в команде |
Больше всего за смену мне понравилось (запомнилось) |
Уходя из лагеря, я хотел бы сказать |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребываем детей - Творческая школа "Театр и Дети" на базе НГ МБОУ ДОД ДШИ
Программа включает в себя методическое описание проведения летнего лагеря. предполагаемые результаты. цели и задачи, описание творческой школы....
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «Горхонская» СОШ № 73» «Солнышко - 2018»
Пояснительная записка Сегодня в сознании педагогической и родительской общественности произошел перелом: все поняли, что только смещение приоритетов в сторону...
ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВЫЕЗДНОГО ЛАГЕРЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Одно из направлений в организации летнего отдыха школьников - организация детского экологического выездного лагеря на берегу озера Тягамальто.Актуальность данной пр...
Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей на базе МБОУ гимназии № 2 г. Сальска «Каникулы путешественников»
Программа школьного летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей на базе МБОУ гимназии № 2 г. Сальска «Канику...
Программа летнего оздоровительного лагеря «Творческая дача» на базе МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ»
В 2020 году РФ отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в связи с этой датой, Указом Президента РФ 2020 год объявлен «Годом памяти и славы». В течение учебно...
ПРОГРАММА летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Путешествия по оленьим тропам»
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напря...
Рецензия на Программу летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков«Путешествия по оленьим тропам» МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества»
Реце́нзия (от лат. recensio — осмотр, обследование) — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия дает право на оц...