Урочная и внеурочная работа по экологии в 446 школе
статья по экологии на тему
В выступлении на 3 всероссийской конференции экологического образования была представлена система работы школы по экологическому образованию и воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экологическая работа в 446 школе Москвы | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Как организован процесс экологического образования в ГБОУ города Москвы СОШ с углубленным изучением экологии №446
Иванова Л.Д., учитель математики, Заслуженный учитель РФ
В соответствии с требования ФГОС в школе №446 под руководством Захлебного А.Н. д.п.н., члена-корреспондента РАО разработана Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников.
Направления деятельности:
- Образовательный процесс в начальной школе
Урочная деятельность:
- экологизированный курс по программе Плешакова «Окружающий мир,
- учебный модуль «Учись учиться 1-4» по программе Е.Н. Дзятковской «Экология учебной деятельности»
- Внеурочная деятельность :
- экологические проекты,
- физкультурные секции,
- спортивные и бальные танцы;
- экскурсии и уроки на экологической тропе,
- изготовление изделий из природного материала
- экологические проекты
- Инновационная работа педагогов школы №446
В 2013 году разработан проект « Электронные Навигаторы Успеха в учении младших школьников». Начата его реализация.
Цель проекта:
Дополнить традиционную систему средств педагогической поддержки и сопровождения младших школьников интерактивной поддержкой, для чего создать электронные навигаторы успеха в учении для формирования универсальных учебных действий, экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни через информационное образовательное пространство для разных категорий учащихся с учетом их индивидуальных потребностей. Задачи проекта
- Реорганизовать систему средств педагогической поддержки и сопровождения младших школьников, заменив традиционную на интерактивную систему с возможностью использования дистанционного сопровождения школьников через информационное образовательное пространство для поддержки разных категорий учащихся.
- Разработать и внедрить электронные «Навигаторы успеха в учении» по формированию УУД (универсальных учебных действий), информационных компетенций, формирования здорового и безопасного образа жизни на основе УМК «Учись учиться » под редакцией Е.Н. Дзятковской
Для осуществления этого проекта при поддержке Машиностроительного университета МАМИ уже разработан сайт для школьников «Навигаторы успеха в учении».
В него заложены следующие разделы:
Хочу научиться учиться, Хочу быть общительным, Хочу творить, Хочу потренироваться, Хочу вырасти культурным, Хочу узнать себя получше, Хочу быть здоровым. В каждом разделе размещаются игры, творческие задания или тренинги, которые могут помочь ребенку добиться успеха в учении. Все задания в интерактивной форме, предполагают умение пользоваться компьютером.
Что мы хотим получить в результате осуществления этого проекта?
- 1. Образовательное информационное пространство для самообразования учащихся и в помощь школьникам и родителям.
- 2. Электронные Навигаторы успеха для самообразования и творческих внеурочных занятий, в том для сохранения здоровья и реализации запросов по социализации и учета индивидуальных интересов учащихся.
- 3 . Электронные Конструкторы упражнений, кроссвордов, игр с социальной и экологической тематикой для учащихся.
Что мы уже сделали за лето 2013 года?
Электронные образовательные ресурсы (более 50 заданий и игр), созданы учителями школы №446 города Москвы для образовательного пространства «Навигаторы успеха в учении младших школьников».
Вот образец одного из интерактивных заданий. Надо вставить слова, чтобы получилось определение понятия экологической культуры .
Это игра для УМК «Учусь учиться 4-5» Е.Н.Дзятковской
Перед вами примеры некоторых разработанных нами других электронных ресурсов:
- http://LearningApps.org/296413 Хватит ли нам солнца? Для 3 класса
- http://LearningApps.org/296954 Хватит ли нам пресной воды? Для 3 кл
- http://LearningApps.org/297000 Хватит ли нам чистого воздуха? Для 3 к
- http://LearningApps.org/301238 какое питание самое правильное?
- http://LearningApps.org/302649 русские пословицы о здоровом питании
- http://LearningApps.org/322896 учимся двигаться красиво у животных для 1 класса
- http://LearningApps.org/322921 учимся развивать осязание для 1 класса
- http://LearningApps.org/347983 забочусь о здоровье природы, правила поведения на природе для 2 класса
- http://LearningApps.org/349800 как стать партнерами для решения экологических проблем для 4-5 класса
- http://LearningApps.org/349773 условия успешной учебы и здоровья для 4-5 класса
- http://LearningApps.org/349736 определение экологической культуры для 4-5 класса
- http://LearningApps.org/380993 характеристика типов нервной деятельности для УМК «Учусь учиться 4-5»
На пример, подобное задание помогает малышу по картинкам определить свои ощущения от окружающего мира
Задания для учащихся для 6 класса к УМК «Учусь общаться»
http://LearningApps.org/382018 безопасность в интернете для 6-7 класса
http://LearningApps.org/382057 правила чата для 6-7 класса
http://LearningApps.org/382078 безопасность средств общения 6-7 класса
http://LearningApps.org/382109 дети-маугли 6-7 класса
Здесь задания другого типа, надо прочитать, проверить, внести исправление в текст, обсудить с родителями.
http://LearningApps.org/382131 правонарушения против природы 6-7 кл
http://LearningApps.org/382145 преступления против человека 6-7 класса -
Перед вами упражнение к УМК «Учусь общаться 6-7», направленные на знание уголовного кодекса и воспитание ответственного отношения к своему поведению, оно сделано в виде игры в слова и виселицу, если ответишь правильно, то спасешь человечка от виселицы.
http://LearningApps.org/382314 ,безопасно ли поведение Волк для 6-7 кл
http://LearningApps.org/382327 шанс стать человеком в стае (мультик) 6-7кл
http://LearningApps.org/384834 живая и неживая природа, люди и объекты
http://LearningApps.org/385620 что полезно и вредно для зрения для 1 кл
http://LearningApps.org/385632 слух, что полезно, а что вредно - для 1 кл
В сентябре мы договорились с московским университетом машиностроения (МАМИ) о создании сайта «Навигаторы успеха в учении», на котором и разместили все созданные упражнения для учащихся. В настоящее время сайт уже разрабатывается, с ним работает дизайнер из МАМИ с тем, чтобы он был привлекателен для учащихся разного возраста от 6 до 16 лет и их родителей. Задания для сайта мы продолжаем придумывать, надеемся привлечь к этой работе и других коллег, а потом возможно и школьников. Решили добавить рубрику для старшеклассников «Хочу в предуниверсарий»
Мы надеемся, что наш «Навигатор успеха в учении» будет хорошим дидактическим и технологическим помощником учащимся , работающим по УМК «Учусь учиться» и «Учусь общаться», разработанным Дзятковской Е.Н., а сайт , на котором размещены наши упражнения и игры, станет настоящим навигатором успеха в учении, на нем нельзя не добиться успеха, легко исправить незнание на знание и получить в качестве оценки «Молодец!»
2.Образовательный процесс в основной и старшей школе осуществляется по следующим направлениям.
Урочная деятельность:
- Введение в экологию в 5 классе
- Экология растений в 6 классе
- Экология животных в 7 классе
- Экология человека в 8 классе
- Общая экология в 9 классе
- ОБЖ +Экология в 9 классе (апробируем новую программу и учебник с 2013г.)
- Экология Москвы и устойчивое развитие в 10-11 классе
- Элективный курс «Энергетика и экология» в 10 классе
Внеурочная деятельность:
- экологические проекты,
- физкультурные секции: мини-футбол, волейбол, баскетбол, гандбол, бадминтон, теннис,
- спортивные и бальные танцы;
- экологические конкурсы и праздники
- экологические акции, включая ежемесячный сбор макулатуры
- работа по организации окружного научного экологического общества школьников на экологической тропе для школ ВАО
- проведение конференций « Экологическая безопасность и здоровье школьников в мегаполисе»
- дистанционное обучение через образовательные пространства по экологии (Тимофеева О.Ю, к.п.н. ,учитель экологии и географии)
Некоторые темы проектов учащихся, направленных на сохранение здоровья.
- «Изучение влияния алкоголя на здоровье человека с помощью комплект –лаборатории«ЭХБ»» Масленников Антон 10а, участник Всероссийской конференции в Черноголовке «Здоровый человек на здоровой планете»
- «Экологизация визуальной среды Московского метрополитена» Осипов Глеб, 9а, финалист открытого смотра-конкурса «От замысла к изобретению», участник городской выставки «РИТМ-развитие инновационного творчества молодежи»
- «Цветы для улучшения здоровья москвичей» Щукина Женя, 5а, победитель окружного конкурса проектов «Рассвет»
- «Экологический мониторинг воздуха по снежному покрову на пришкольном участке школы №446 экспресс методом», Подгорных Станислав, Абдуллин Рустам 10а , победители окружного конкурса проектов «Рассвет»
- «Изучение рН популярных напитков среди молодежи с помощью комплект –лаборатории«ЭХБ»» Жафярова Эльмира, 10-а, участник Всероссийской конференции в Черноголовке «Здоровый человек на здоровой планете»
Формирование экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни в традиционных мероприятиях школы №446:
Экологический фестиваль «Рассвет»
Экскурсии и акции на экологической тропе в сентябре и мае
Конференции «Экологическая безопасность и здоровье»
День Земли, как международный день на английском языке в апреле
Праздник осени в октябре
Изготовление гнездовий и кормушек для птиц в течение года
Игра на улицах Москвы «Чуден град Москов» в марте
Международный день воды в марте
День птиц, 1 апреля
Экологическая практика в мае
Ежегодно весной и осенью старшеклассники школы проводят экскурсии, игры и акции на экологической тропе, созданной школьниками еще в 1982 году. Теперь эта работа проводится в сотрудничестве с рядом школ ВАО на нескольких экологических тропах, созданных школьниками окружного научного экологического общества школьников (ОНЭОШ), которое создано и работает на базе нашей школы в 2006 году.
Например, осенью 2013 года на экологических тропах Измайловского парка за два дня работало на экскурсиях 118 экскурсоводов, участвовало в экскурсиях около тысячи детей и взрослых. В результате акции«Экопланета» школьники от 2 по 10 класс получили знания и практические навыки по 13 темам маршрута экотропы Измайловской и 12 темам на трех маршрутах экотропы Терлецкой, получили навыки в пропаганде экологических знаний, поучаствовали в различных экологических конкурсах. Такие уроки на природе школьникам не показались утомительными, не смотря на плохую осеннюю погоду. А наоборот воодушевили их на новые творческие дела. После экскурсий каждая группа сделала презентации, в которые включили фотографии с экотропы, свои впечатления и результаты наблюдений и исследований.
Мы проводили небольшое исследование среди учащихся, которые работали экскурсоводами на экологической тропе, чтобы выяснить, чему их научила экологическая тропа. Большинство участников особенно отметили, что получили ценный опыт публичных выступлений и научились общаться с группами учащихся разного возраста, получили положительный опыт такого общения. Вот образец анкеты, которую они заполняли.
Фамилия, имя, класс, школа ________________________________________
Чему я научился в процессе подготовки и проведения экскурсий и конкурсов на экологической тропе:
- подбирать материал для выступления перед школьниками,
- планировать выступление с учетом природных условий,
- формулировать вопросы и задания для учащихся по экологической теме, которую я с ними должен обсуждать на экотропе,
- выступать перед группой школьников, учитывая возраст слушателей
( совершенствовал коммуникативные компетенции),
- выделять главное в своем выступлении,
- оценивать участие группы в обсуждении темы и стимулировать активность учащихся в процессе экскурсии,
- показывать опыты с природными объектами,
- отличать местные и глобальные экологические проблемы,
- пропагандировать здоровый образ жизни,
- получать положительный опыт удачного общения со школьниками,
- проводить исследования природных явлений и объектов,
- работать над проектом по экологической тематике.
- делать плакаты по экологической тематике.
- принимать участие в экологических акциях.
- выдержке и терпению в работе со школьниками,
- другое (напиши чему).
Критерии оценки: да, вполне-3, да, немного-2, только начал -1, нет-0
На экологической тропе нами используется такая форма интерактивной работы со школьниками, как легенда маршрута с пропущенными словами и фразами, которые участники маршрута заполняют по мере прохождения его.
Перед вами фрагмент легенды маршрута по экотропе Измайловская, на которой мы работаем с 1982 года.
Легенда
маршрута по экологической тропе, которая была создана учениками
446 школы 32года назад в мае 19______года в ______________ лесопарке.
Приветствуем вас на экологической тропе, ваш маршрут начинается от станции Измайловская, в лесопарке около стенда, где на клумбе в ________году появился Олипийский мишка, а в 1981 году стенд стрелка-начало маршрута экологической тропы.
Здесь вам расскажут о предстоящем маршруте и технике безопасности, проверят вашу готовность к работе на маршруте: вам надо научиться наблюдать за птицами, животными, людьми в парке, для этого вам могут помочь бинокль, фотоаппарат, карандаши, бумага, аптечка, планшетка и тетрадь или дневник для записей наблюдений. Можно взять с собой корм для птиц и для белочек, они почти ручные и с удовольствием будут с вами общаться, если вы будете терпеливы, не будете шуметь в лесу, не плохо взять пакеты для сбора мусора и перчатки, чтобы сделать парк чище.
С вами будут работать ученики из разных школ №446, 449, 922, 619, 77, 434, 390. Не забудьте, что слушать надо внимательно, запоминать, экскурсоводы вас будут спрашивать и ставить баллы за ответы в маршрутный лист.
Теперь вы входите в парк, ребята расскажут вам об истории Измайлово и Измайловского парка. Вы узнаете, что Измайлово известно с ____________. В Измайлове были густые леса, река_____________.
В Измайлове была резиденция царя ______________, отца Петра 1.
Далее ваш путь продолжается прямо по березовой аллее, вспомните, что вы знаете о березе.
Вскоре вас встретит экскурсовод и научит вас замерять уровень шума, расскажет вам, как шум влияет на здоровье людей и животных.
Запишите, какой уровень шума допустим для нашего уха___________. Проверьте, на сколько вы превышаете его, когда кричите.
На сколько децибел накричал самый горластый из вашего класса?__________.
Вы встретите много разных птиц, запоминайте, как они выглядят и как поют.
На перекрестке слева будет стенд о птицах, посмотрите и прочитайте названия птиц, которые обитают в парке. Вас спросят о птицах парка в конце маршрута.
В конце березовой аллеи вас будут ждать другие экскурсоводы, которые поговорят с вами об аптекарском огороде царя Алексея Михайловича и о лекарственных растениях нашего парка.
Узнайте, какие экзотические фрукты и овощи росли в садах и оранжереях Алексея Михайловича? ______________________. Какие животные водились в его зверинцах? __________________________________________________________________ Где располагались зверинцы Алексея Михайловича? Как называется ближайшая улица___________________________________________________.
Дальше вы продолжаете идти в сторону реки Серебрянки через___.
На экотропе мы используем элементы взаимоценки работы учащихся: экскурсоводы оценивают работу группы, а группа оценивает работу экскурсоводов, расставляя баллы для рейтинга экскурсоводов. Нами разработаны маршрутные листы для каждого маршрута, в которые экскурсоводы ставят баллы командам.
На маршрутном листе можно видеть, по каким разделам команды слушали экскурсоводов и получили баллы за работу команды.
Вот некоторые результаты за два дня такой работы в сентябре 2013 года
В подготовке и проведении экскурсий на экологических тропах
В сентябре 2013 года в рамках акции ЭкоПланета
Учащиеся-волонтеры, которые проводили экскурсии и конкурсы
№ | ОУ | Количество учащихся –организаторов экскурсий |
1 | 446 | 24 |
2 | 2108( 449) | 3 |
3 | 433 | 2 |
4 | 77 | 1 |
5 | 390 | 6 |
6 | 922 | 38 |
7 | 1502 | 31 |
8. | 619 | 7 |
9 | 77 | 3 |
10 | 392 | 3 |
ИТОГО | 10 ОУ | 118 |
Всего 118 школьников и студентов работали экскурсоводами за два дня, а приняли за это время более 900 учащихся школ ВАО. После проведения экскурсий провели конференцию, прослушали презентации команд призеров, наградили команды призеры и экскурсоводов дипломами и подарками. Таким образом, на основе опыта нашей 446 школы подготовлено в этом году 118 экскурсоводов из десяти школ Москвы, члены ОНЭОШ, которое работает на базе нашей школы создали уже три экотропы в Измайловском парке: Измайловская, Партизанская и Терлецкая и планируется другими школами открытие еще новых маршрутов, потому, что учащимся такая работа на деятельностной основе очень нравится.
Вот отзыв учащихся гимназии 1925
« С нашей командой "Экологическая гвардия" гимназии 1925 в сентябре 2013 года мы побывали на экотропе в Измайловском лесопарке, и нам очень понравилось! Поездка была очень интересной и увлекательной, несмотря на дождь, гулять по парку было здорово. Измайловский парк - очень красивое место, а благодаря экологической тропе мы узнали его историю. Экскурсоводами были наши ровесники, и поэтому с ними было легко найти общий язык, а в конце очень здорово все вместе пели песни! В подобном мероприятии мы участвовали в первый раз, но в будущем мы бы хотели посетить еще и экотропу в Терлецком лесопарке, так, что нашу веселую команду еще увидят и запомнят на таких мероприятиях!»
В результате такой целенаправленной работы формируется ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Школьники с удовольствием занимаются спортом, учебой, охраной природы, ведут здоровый образ жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности , В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (дополнено 2018 год)
Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности и В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ4 класс «Б» МАОУ г. Иркутска Гимназ...
Взаимосвязь урочной и внеурочной работы в формировании компетенций учащихся и повышения качества их знаний при изучении регионального курса географии.
Методическая разработка о взаимосвязи урочной и внеурочной работы в формировании компетенций учащихся и повышения качества их знаний при изучении регионального курса географии....
Взаимодействие урочной и внеурочной работы по развитию мотивации к изучению иностранного языка
Добрый день уважаемые коллеги! Рада вас приветствовать в нашей школе. Я благодарна Вам ,что вы пришли на городское методическое объединение именно сюда. Мне очень приятно, что именно мне позволи...
Опыт работы по теме: «Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся в урочное и внеурочное время – один из факторов успеха образовательного процесса в профильной школе».
Опыт работы по теме:«Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся в урочное и внеурочное время – один из факторов успеха образовательного процесса в профильной школе»....
Интеграция урочной и внеурочной деятельности по географии и экологии через социальное партнёрство с учреждениями дополнительного образования
Статья рассказывает об интеграции учебной и внеучебной деятельности по географии и экологии в СОШ №89 Санкт-Петербурга через социальное партнерство организаций дополнительного образования...
"Использование активных форм урочной и внеурочной работы для повышения мотивации учащихся к изучению иноязычной культуры"
Выступление на районном методическом объединении учителей иностранного языка, 2019 год. В выступлении отражены теоретические и практические рекомендации по подготовке уроков и внеурочных занятий для п...
Индивидуальный образовательный маршрут в системе урочной и внеурочной работы по английскому языку.
Образование и развитие интеллектуального потенциала каждой личности невозможно без учёта индивидуальных особенностей самой личности учащегося. Формирование иноязычного мышления происходит наиболее усп...