"Использование активных форм урочной и внеурочной работы для повышения мотивации учащихся к изучению иноязычной культуры"
материал
Выступление на районном методическом объединении учителей иностранного языка, 2019 год. В выступлении отражены теоретические и практические рекомендации по подготовке уроков и внеурочных занятий для повышения мотивации обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на РМО учителей иностранных языков на тему: «Использование активных форм урочной и внеурочной работы для повышения мотивации учащихся к изучению иноязычной культуры».
Подготовил:
учитель английского языка МБОУ Новороговской СОШ№2
Рыбченко Анастасия Сергеевна
17 октября 2019 год
«Задача учителя заключается в том, чтобы не только рассказать, какое значение имеет знание ин. яз. для любого образованного человека, но и быть в состоянии поддерживать интерес к изучению языка, стимулировать желание изучать язык. Ученики должны чувствовать, что язык, который они изучают, является средством общения, средством получения информации, когда они слушают, говорят и читают на этом языке».
Учащимся надо объяснять, где и как они могут практически применить свои знания. Но польза от таких бесед будет невелика, если учащийся сам, на своем личном опыте не испытает удовлетворения от представившейся ему конкретной возможности применить свои знания, умения и навыки. Выполнение проектов, заполнение разного рода бланков, анкет на иностранном языке, а в особенности переписка со сверстниками из англоговорящих стран дают учащимся возможность определить свой уровень владения письменным немецким языком.
Активные методы обучения - это методы, включающие учащихся в процесс "добывания знаний" и одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания. Эти знания более прочные. Именно форма активного обучения - это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого.
В процессе обучения английскому языку наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия. При изучении такой Темы как праздники можно использовать интерактивные методы обучения
В УМК Кузовлева В.П. «Мир английского» 8 класса есть темы: “Праздники страны изучаемого языка”, “ Обычаи и традиции”. Работа проводится как на занятиях так и во внеклассной работе. Можно посвятить одно занятие изучению праздника, но ученикам дается предварительные задания. Например: к празднику Halloween :
1. подготовить рефераты на тему: История возникновения праздника, традиции и обычаи празднования
2.Подготовить литературный перевод стихотворения :
Oh, Halloween’s the time of year
When ghost can really talk
The night when witches ride on brooms
And skeletons can walk.
We put on masks and dress in white
To scare the folks we meet
It’s lots of fun to knock on doors
And holler:”Trick or treat!”
3.Сочинить свои собственные стихи на тему праздника.
Ученики сочиняют простые стихи типа:
Halloween is coming
What will you wear
I will wear a blanket
And be a brown bear.
Halloween is coming
What will you do
I will go Trick or treat!
And what about you?
4.Сочинить рассказ Ghost story Проводится конкурс на лучший рассказ 5.Подготовить газеты, рисунки, фонарики из тыквы
6.Подготовить презентации на тему праздника
Для развития коммуникативных способностей используется стихи и песни. При разучивании стихов и песен ученики получают новую информацию, стимулируется познавательная деятельность. Нельзя не упомянуть об эстетической мотивации именно она влияет на формирование чувств, эмоций, развивает воображение. Все это возможно, когда ученик с удовольствием рисует открытки, газеты, приглашения и т. д. Использование стихов способствует:
∙ Совершенствованию навыков произношения
∙ Позволяет достичь точности в артикуляции, ритмике и интонации
∙ Улучшает знания языка
∙ Обогащает словарные знания
∙ Развивает навыки и усиливает знания и аудировании
∙ Стимулирует монологическое и диалогическое высказывание
∙ Развивает как подготовленную так и спонтанную речь.
Песня вводит в процесс изучения языка элемент праздности. Замечено, что иноязычная деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения. Наибольший интерес учеников вызывают коммуникативные задания, связанные с иноязычным общением. Ученики лучше запоминают слова, если приходится употреблять их в речи. Монологически высказывания служат мотивом усвоения новых слов. Ученики рассказывают о празднике, задают вопросы, отвечают на вопросы других учеников и преподавателя. Такие занятия это конечно не стандартные занятия, которые не просто повышают мотивацию обучения, но и служат развитию тех или иных способностей: умения декламировать стихи, развивая произносительные навыки, инсценировать ситуацию, петь на иностранном языке, сообщать информацию, широко знакомится с традициями, обычаями, и культурным наследием англо- говорящих стран. Важно, чтобы ученики будут раскрепощены, говорят, творят урок. Праздники стран изучаемого языка очень интересны ученикам. Они с большим удовольствием готовятся к таким занятиям, именно такие занятия вызывают высокую мотивацию и обеспечивают активность студентов
Участие в сетевых конкурсах и олимпиадах
Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Участие в дистанционных олимпиадах ведет к углубленному изучению школьных предметов, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся иностранным языком и желающих продолжить интенсивное изучение иностранного языка в старших классах.
Драматизация
Приемы драматизации способствуют развитию как основных видов речевой деятельности, так и формированию ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьника.
В процессе драматизации учащиеся совершенствуют умения и навыки диалогической речи, учатся выразительно читать свои роли, овладевают некоторыми элементами сценической грамоты. Специфика драматизации заключается в том, что одновременно с отработкой языковой и речевой стороны материала ведется работа над его сценическим воплощением. Необходимо показать юным артистам, как правильно двигаться по ходу разыгрываемого диалога, владеть жестом и мимикой, говорить громко с хорошей дикцией так, чтобы было слышно зрителям. Значение драматизации в овладении умениями и навыками речевой деятельности определяется тем, что она исключает механическое воспроизведение материала. В ходе драматизации устанавливаются прямые связи с конкретной ситуацией, что создает благоприятные условия для усвоения языкового материала и формирования способности общаться на изучаемом языке.
Игра на уроках и вне уроков делает коммуникативно-ценными любые языковые единицы. Используя игровые ситуации, мы создаем атмосферу радости, раскованности. При проведении уроков и внеурочных мероприятий по английскому языку, мы стараемся соблюдать такие дидактивно-методические принципы в процессе обучения, как принципы воспитания и всестороннего развития личности. Владение иностранным языком обогащает личность учащихся, развивается его умственные и познавательные способности, расширяется общеобразовательный кругозор, повышается нравственная и эстетическая культура. Игры, которые предлагаются в нашей работе, не носят в большинстве случаев индивидуального характера. Задачу решает весь класс (группа), преодолевая коллективно все препятствия. Учащиеся должны научиться выслушивать и принимать во внимание мнение своих товарищей. Интересно проходят игры с элементами соревнования (эстафеты по темам «Животные», «Город») игры по цепочке, решение ребусов и кроссвордов.
Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаётся. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. [3] Это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения.
Ролевая игра "At a Birthday Party"
Цель ролевой игры: закрепление изученного лексического и грамматического материала по темам “Hello”, “Nice to meet you”, “Would you like a cup of tea?”, умение применять его в игровой ситуации общения, повышение интереса к изучению английского языка.
Игра способствует воспитанию вежливости, культуры поведения, уважения друг к другу, а так же создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
В игре участвуют: Линда – хозяйка - вечеринки и ее гости.
Сцена 1: “Разговор по телефону”
Раздается телефонный звонок. Линде звонит Макс:
Max: Hello, Linda!
Linda: Hello, Max!
Max: How are you, Linda?
Linda: I’m fine, thanks. And you?
Max: I’m fine. Let’s go to the club today.
Linda: Sorry, I’m busy. Let’s go tomorrow.
Max: OK. See you, Linda.
Linda: Bye, Max.
Сцена 2: “Линда встречает гостей”
Гости входят, по очереди здороваются с хозяйкой. Те, кто еще не знакомы, знакомятся друг с другом и с Линдой:
Linda: Hello, John!
John: Hello, Linda. This is Mary
Linda: Hello, Mary. Nice to meet you.
Mary: Hello, Linda. Nice to meet you too.
Сцена 3: “За столом”
На столе расставлены чайные чашки, кофейник, чайник. Возле каждого прибора установлен place marker. У каждого гостя кроме того имеется свой name badge. Значок и карточка-указатель изготовляются заранее участниками игры.
а) Приглашение к столу:
Linda: Let’s have tea.
Guests: Thank you.
Linda: Coffee?
John: Yes, please.
Linda: Tea?
Mary: No, thanks. I’d like coffee, please.
б) Маленькое происшествие:
Один из гостей нечаянно опрокидывает чашку с чаем:
Bob: Oh, sorry!
Linda: That’s OK.
в) Диалоги за столом:
Линда и ее гости ведут за столом беседу. Во время беседы можно предложить еще чашечку чая или попросить передать что-либо. Можно расширить тематику беседы, расспросив собеседника о его семье, хобби и т. д.:
Victor: Could you pass me the sugar, please, Nick?
Mary: May I have another biscuit?
Linda: Yes, certainly.
Сцена 4: “Игры”
Линда приглашает всех гостей поиграть:
Linda: Let’s play!
Guests: Fine! OK!
Первая игра “Pin the Тail on the Donkey”.
Для этой игры нужен большой рисунок ослика без хвоста. Хвост дают кому-то из играющих, затем завязывают этому игроку глаза, а он должен приколоть хвост ослику. Кто сделает это точнее, тот и победитель.
Linda: The game “Pin the Tail on the Donkey”. Who wants to start?
John: Can I?
Linda: Please, John.
Все гости по очереди пытаются приколоть хвост ослику.
Вторая игра “Pass the Parcel”
Для этой игры нужно взять маленькую шоколадку (игрушку), завернуть ее в несколько слоев бумаги. Включается музыка, и пока звучит мелодия, играющие передают друг другу “посылку”. У кого в момент остановки музыки оказалась посылка, тот разворачивает один слой бумаги. Музыка играет снова. Приз оказывается у того, кто снимает последнюю бумагу с шоколадки.
Сцена 5: “Песня”
Линда предлагает спеть песню:
Let’s sing a song!
Звучит запись любой веселой песни, и все гости дружно поют.
Сцена 6: “Прощание”
Гости благодарят хозяйку и расходятся:
Guests: Thank you for a nice party.
Linda: Please take a piece of cake.
Guests: Bye and thanks again.
Linda: Good bye.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь урочной и внеурочной работы в формировании компетенций учащихся и повышения качества их знаний при изучении регионального курса географии.
Методическая разработка о взаимосвязи урочной и внеурочной работы в формировании компетенций учащихся и повышения качества их знаний при изучении регионального курса географии....
Мастер-класс на тему "Организация урочной и внеурочной деятельности по повышению мотивации к изучению математики"
Предсавлена система работы учителя по данной теме....
Использование компьютерных технологий на уроке, как важный фактор повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), Интернет-ресурсов помогают реали...
«Использование активных форм урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка».
Замечательный педагог нашего времени В.А. Сухомлинский писал: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: дост...
«Развитие творческих качеств ребенка через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности, как системообразующая составляющая воспитательного процесса в условиях ФГОС».
В соответствии с концепцией духовно-нравственного воспитания учащихся в школе создана и реализуется модель воспитательной системы рационально-познавательной ориентации, которая предполагает взаимодейс...
Научно-исследовательская работа как повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка
Научно-исследовательская работа как повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка Посредством организации исследовательской деятельности учащихся повышаетс...
«Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации к обучению в условиях реализации ФГОС.
В настоящее время невозможно представить образовательную деятельность без использования ИКТ. Урочная и внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность школьни...