Урочная и внеурочная деятельность учителя в современной школе
статья
В данном материале демонстрируется методико-педагогический анализ внеурочного мероприятия, являющимся важным компонентом современного учебного процесса в общеобразовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-belyanskaya-morar.docx | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Белянская М. Х., Морарь Н. С.
Урочная и внеурочная деятельность учителя в современной школе
ГБОУ СОШ № 507
(Россия, Санкт-Петербург)
Аннотация: В данном материале демонстрируется методико-педагогический анализ внеурочного мероприятия, являющимся важным компонентом современного учебного процесса в общеобразовательном учреждении.
В данной статье демонстрируется внеурочное мероприятие «Мы – одна страна», прошедшее у семиклассников ГБОУ школы № 507 Московского района Санкт-Петербурга, авторами которого выступили учитель истории и обществознания М.Х. Белянская и учитель технологии Н.С. Морарь. Целью этого материала является анализ занятия, посвященного культуре народов России как части учебного процесса.
Российская Федерация – многонациональная страна с длительной историей развития, в которой на протяжении многих веков совместно живут разные этносы со своей культурой, религией, традициями и обычаями. Благодаря такой полиэтничности, формируется политико-экономическая основа государства, оказывающая влияние на развитие всех сфер жизнедеятельности человека, в т.ч. и на образовательную систему.
Одной из задач, которую мы ставили перед собой, было проведение внеурочного мероприятия, посвященного конкретной теме, изучающуюся на уроках разных школьных дисциплин. Мы исходили из понимания, что учебно-познавательные сведения многих учебных предметов часто дублируют друг друга, а наша игра-викторина демонстрирует общность этого процесса, являющуюся фундаментом для формирования единства обучения. Также сюда входила следующая задача – использование теоретических знаний, полученных на уроках и при самостоятельном изучении конкретных тем, в практической деятельности. Подготовительный этап проведения игры-викторины логично завершился самим мероприятием, что в целом, стало нашей третьей задачей. Для более подробного рассмотрения внеурочного мероприятия, проводимого нами, остановимся на некоторых методико-педагогических моментах.
Изучая комплекс научной литературы по нашей тематике, обращаем внимание на то, что с момента появления педагогической науки в XVII веке и до сегодняшнего дня сформированы многочисленные разработки по методике урочной и внеурочной деятельности учителя, а также по процессу учебной деятельности старшеклассников, воспитания и др. Поэтому мы использовали, при разработке методического обоснования нашего мероприятия, работу Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» [2]. Помимо этого, мы учитывали государственные установки, рассматривающие современную педагогику как основу для обучения и воспитания гармоничной личности учащихся [6]. Исходя из этого, правомерно мнение В.Н. Павловской, утверждающей, что именно «в мотивах учебной деятельности учащихся отражается их отношение к учению, учителям и школе» [4]. А Т.И. Орлова более лаконична в этом вопросе, она считает, что в процессе обучения дети проходят процесс воспитания [3]. Неоценимой помощью для нас оказали уже существующие разработки подобного учебно-воспитательного процесса. Например, схожие мероприятия описаны в материале авторского коллектива исследователей, изучавших культурно-нравственное воспитание школьников Белгородской, Ярославской и Кировской областях [1].
Несомненно, что при разработке сценария игры-викторины мы учитывали особенности нашего мегаполиса. Санкт-Петербург, как современный город с многомиллионным количеством жителей, создает условия для постепенного размывания этнических начал у населения. Это относится, в первую очередь, к детям разных возрастов.
Исходя из существующей проблемы крупного современного населенного пункта, нами было выбрана тема «Декоративно-прикладное искусство народов России», являющаяся ярким проявлением национальной культуры. Ведь про этнические культуры и их особенности многие школьники знают не по рассказам учителя на уроках, а сталкиваются с этим постоянно, потому что в каждом классе обучаются ученики разных этносов. Поэтому классному руководителю и учителям-предметникам часто приходится использовать определенные методики этнопедагогики как на уроках, так и в процессе повседневного общения с учениками. Вспомогательным моментом для нас является и то, что в городе находятся музеи и другие культурно-просветительные учреждения, рассказывающие о культурном наследии народов страны и мира (например, Российский Этнографический музей, музей имени Петра Великого (Кунсткамера), музей истории религий и др.), которые наши учащиеся посещали неоднократно. Таким образом, этот аспект воспитания в учебном процессе общеобразовательных учреждений важен, также значимы и семейные традиции, как и социальная среда в целом.
Наше мероприятие было ориентировано на учеников седьмых классов. На уроках истории, обществознании и технологии «звучит» идея полиэтничности страны. Например, на уроках истории ребята знакомятся с духовно-нравственными ценностями народов России, изучают исторические события, в которых принимали участие представители разных народов, а также различные народные промыслы и ремесла, помогавшие в прошлом создать комфорт и уют в повседневной жизни. На уроках технологии – совместно с учителем создают изделия с использованием этнических мотивов орнаментации различных хозяйственно-бытовых предметов, а также знакомятся с цветовыми предпочтениями, особенностями предназначения того или иного предмета быта и др.
Неоценимую помощь в проведении данного мероприятия оказали ученики девятых классов: корректировали сценарий мероприятия, исходя из собственного понимания того или иного вопроса; также полностью взяли под контроль создание небудничной обстановки во время проведения мероприятия, украшая актовый зал плакатами с изречениями античных мудрецов, разноцветными воздушными шарами, и др., а также обеспечивая техническим оборудованием (компьютер, экран и качественные слайды, а также необходимое музыкальное сопровождение). Ведущими игры стали ученики этой параллели.
«Путешествие» по России осуществлялось в игровой форме с различными конкурсами, где участвовало несколько команд из седьмых классов. От самих участников требовалась сообразительность, быстрота мышления, умение слышать мнение других учеников и сплоченность, а также владение школьными знаниями в совокупности с теми темами, которые были изучены самостоятельно.
Право начать игру получила команда, собравшая орнамент городецкой росписи, хохломы, или вологодского кружева из детских кубиков. Эта команда представила национальное блюдо, делясь рецептурными сведениями своего вкусного творения подготовленного заранее, в домашних условиях. Также они рассказывали о традиционной культуре питания и истории народа, которого представляли в этой части мероприятия. Затем последовали выступления следующих команд.
Ребята с интересом соревновались в конкурсе «Собери национальный костюм», а викторина о декоративно-прикладном искусстве городецкой росписи, хохломы и вологодского кружева помогла учащимся развить наблюдательность и понять утилитарное назначение многих изделий. Ярким стал конкурс «Самый сильный!» как один из национальных видов спорта, ведь силовые игры в прошлом служили своеобразной системой физического воспитания и подготовкой к трудовой деятельности. Мы использовали доступный для нас вид единоборства – армрестлинг (в рус. культуре назывался « рукоборие»), представляющий собой вид борьбы на руках между двумя участниками. К этому конкурсу проявили интерес все участники, в т.ч. и представительницы слабого пола.
Активное участие команд в конкурсах игры-викторины прошло под руководством капитанов. Благодаря им, в группах создавалась атмосфера желания демонстрировать свои знания, организованность и сплоченность. Руководители-школьники самостоятельно организовали выполнение завершающего задания, по которому нужно было закончить предложение, дополнив своими фразами: «сегодня я узнал…», «было интересно…», «теперь я могу…», «мне захотелось…».
При подведении итогов игры-викторины жюри, состоявшее из учеников девятых классов и учителей, оценило знания, коллективизм и собранность команд–участников данного мероприятия. Важным итогом стало моральное удовлетворение знатоков учебных и других знаний, выявленных и оцененных судейством.
Анализируя игру-викторину, отметим, что такие события помогают школьникам закрепить учебную программу, а междисциплинарный подход при изучении одной темы в процессе изучения разных учебных дисциплин – расширяет кругозор учащихся и формирует устойчивую межпредметную связь, а также четко определяет их практическую значимость для современного человека. Ведь общеизвестно, что внеурочная деятельность позволяет ученикам более глубже и шире познакомиться с учебным материалом, помимо этого, информация школьной программы легче усваивается при использовании аналогичной формы деятельности. Учителям же данная работы позволяет выполнить разнообразные задачи образовательного процесса, сюда относятся: формирование познавательности, развитие интереса к учебному процессу и мотивации к обучению, чувства коллективизма с умением работать в команде и др.
Еще одним важным результатом нашего мероприятия является акцентирование знаний о духовно-нравственных ценностях народов страны, благодаря чему расширяются мировоззренческие основы учащихся, в том числе утверждаются патриотические настроения у учащихся, подчеркивая еще раз, что для каждого человека важна Родина.
Немаловажным для подобных занятий является сотрудничество младших учеников с представителями старших классов. Семиклассники наблюдают за деятельностью организаторов и учатся у них инициативности, формируют чувство ответственности. В данном случае можно утверждать, что воспитательный процесс непрерывен, также создаются основы для партнерских отношений учеников с учителями. Правомерным в данном случае будет мнение Яна Амоса Коменского о том, что педагог обязан быть не только знатоком своего предмета, но и уметь вдохновлять и мотивировать своих учеников на образовательный процесс [6]. Также в статье С.А. Федоровой о компетенциях ФГОС, опубликованной в 2011 году, отмечено, что развитие учителем гражданской компетенции у учащихся происходит благодаря моделированию образовательной среды как на уроках, так и во время проведения внеурочной деятельности. Все это в совокупности способствует развитию самосознания у учащихся, актуализируя морально-этические ценности общества на материале учебных предметов, организуя различные институты общения [5].
Таким образом, может утверждать, что совокупность разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности учителя расширяет границы учебного процесса, акцентируя внимание на формирование познавательности и развитие морально-этических норм общества у школьников. В целом, такая системная деятельность педагога позволяет полноценно реализовывать целевые установки учебного и воспитательного процессов современного образовательного учреждения.
Список источников информации
1. Батурина, Г.И., Лисова, К.Л., Суворова, В.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. /Сельская школа (Российский педагогический журнал). 2001, № 6. С. 49-89.
2. Звягин А.Н. Ян Амос Коменский и проблема педагогических принципов в современном образовании. // Ян Амос Коменский и современное образование: проблемы, поиски и решения (Мат-лы межд. науч. конф.). Челябинск, 1998. 216 с.
3. Орлова Т.И. Трудное счастье учить и воспитывать (из опыта словесников Мюрюнской средней школы Усть-Алданского района).//Обучение и воспитание – единый процесс (сб.ст.). Якутск, 1973. С.3.
4. Павловская В.Н. Некоторые проблемы воспитания ответственного отношения к учению у старшеклассников. //Обучение, воспитание и развитие школьников: сб. науч. тр. Ч.1. М., 1973. С.18.
5. Федорова С.А. Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках федерального государственного образовательного стандарта: Метод. пос. Красноярск, 2011. С.17.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в РФ» – https://don-school110.gosuslugi.ru/netcat_files/30/41/Federal_nyy_zakon_Ob_obrazovanii_v_
Rossiyskoy_Federatsii_273_FZ.pdf (дата обращения: 17.01.2024)
List of information sources
1. Baturina, G.I., Lisova, K.L., Suvorova, V.F. Nravstvennoye vospitaniye shkol'nikov na narodnykh traditsiyakh. /Sel'skaya shkola (Rossiyskiy pedagogicheskiy zhurnal). 2001, № 6. S. 49-89
2. Zvyagin A.N. Yan Amos Komenskiy i problema pedagogicheskikh printsipov v sovremennom obrazovanii. // Yan Amos Komenskiy i sovremennoye obrazovaniye: problemy, poiski i resheniya (Mat-ly mezhd. nauch. konf.). Chelyabinsk, 1998. 216 s.
3. Orlova T.I. Trudnoye schast'ye uchit' i vospityvat' (iz opyta slovesnikov Myuryunskoy sredney shkoly Ust'-Aldanskogo rayona).//Obucheniye i vospitaniye – yedinyy protsess (sb.st.). Yakutsk, 1973. S.3.
4. Pavlovskaya V.N. Nekotoryye problemy vospitaniya otvetstvennogo otnosheniya k ucheniyu u starsheklassnikov. //Obucheniye, vospitaniye i razvitiye shkol'nikov: sb. nauch. tr. CH.1. M., 1973. S.18.
5. Fedorova S.A. Organizatsiya vneurochnoy deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov v ramkakh federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta: Metod. pos. Krasnoyarsk, 2011. S.17.
6. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 04.08.2023) "Ob obrazovanii v RF» – https://don-school110.gosuslugi.ru/netcat_files/30/41/Federal_nyy_zakon_Ob_obrazovanii_v_
Rossiyskoy_Federatsii_273_FZ.pdf (data obrashcheniya: 17.01.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный проект "ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ. "
Статья "Применение информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности учителя", в которой учитель делится опытом работы....
Опыт работы учителя музыки "Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий"
Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий....
проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)
Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания. Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...
Использование медиаресурсов в урочной и внеурочной деятельности учителя.
В презентации приведены примеры использования интернет-сервисов в деятельности учителя....
ВСЕРОССИЙСКАЯ НПК "Инновационные технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС»
науСТАТЬЯ НА ТЕМУ: "Проектная деятельность при интеграции филологических дисциплин"...
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности учителя-словесника
Метод проекта позволяет успешно решать как учебные, так и воспитательные задачи.Проектирование позволяет ученику проявить себя в системе общественных отношений и способствует формированию новой социал...