Тематическое планирование по экологии 5 класс Сухова Т.С. Драгомилов А.Г.
календарно-тематическое планирование по экологии (5 класс) на тему

Новичкова Анастасия Александровна

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная  программа по экологии «Природоведение. Введение в биологию и экологию» 5 класс

Сухова Т.С. Драгомилов А.Г. «Вентана-Граф», 2008.

Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.

Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.

Вводный курс даёт  обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся V класса в мир общих биологических и экологических  понятий через установление общих признаков жизни. За эту основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в начальной школе. В современных условиях практическое владение экологией приобретает очень важное значение для  специалистов различных областей науки, техники, культуры. В связи с новыми политическими, социально-экономическими и культурными реалиями в России и во всем мире потребовалось расширение функций экологии как учебного предмета, а именно – как  совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его  развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной  жить в гармонии с окружающей средой.  

 Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, но  и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.

Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей при переходе из младшего школьного возраста в среднее звено, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища.

Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем  содержания курса биологии для основной школы.

Цель программы:

формиро­вание общих биологических и экологических понятий через установле­ние общих признаков жизни: вырас­тить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Образовательные:

- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные  опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ  и экскурсии;

- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

Развивающие:

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

 - развивать  у учащихся  все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных  фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;

- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Воспитательные:

- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.

 

Содержание курса направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие    познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Согласно учебному образовательному плану  школы на изучение экологии  в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 35 час.

Содержание изучаемого курса

Введение (9 ч)

Тема 1. Как размножаются живые организмы (3 ч.)

Тема 2. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей сре­ды (4 ч.)

Тема 3. Как питаются живые организмы (5 ч.)

Тема 4. Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы (4 ч.)

Тема 5. Многообразие живого мира (3 ч.)

Тема 6. Жизнь в сообществах. Экосистема (7 ч.)
         

Курс экологии в  5классе  нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета  в основной школе.

Для приобретения практических навыков  и повышения уровня знаний   в рабочую программу включены лабораторные, практические работы и экскурсии.

Средствами реализации рабочей программы является УМК который представлен учебником Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природа. Введение в биологию и экологию» для 5 класса, материально- техническое оборудование кабинета биологии, дополнительный материал по предмету, в том числе,  Интернет-ресурсы, позволяющие полностью реализовать    как теоретические, так и практические требования.

       Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности. Достижению результатов обучения   в особенности способствует применение  системно-структурного подхода, как необходимого условия развивающего обучения, который подразумевает  использование эффективных педагогических технологий таких как личностно-ориентированное обучение,  технология критического мышления, ИКТ-технологии, методы экологического тренинга, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию  УУД. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_po_ekologii_5_klass.docx51.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

учебного материала по

экологии

в 5  классе.

Учитель: Новичкова А.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная  программа по экологии «Природоведение. Введение в биологию и экологию» 5 класс

Сухова Т.С. Драгомилов А.Г. «Вентана-Граф», 2008.

Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.

Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.

Вводный курс даёт  обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся V класса в мир общих биологических и экологических  понятий через установление общих признаков жизни. За эту основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в начальной школе. В современных условиях практическое владение экологией приобретает очень важное значение для  специалистов различных областей науки, техники, культуры. В связи с новыми политическими, социально-экономическими и культурными реалиями в России и во всем мире потребовалось расширение функций экологии как учебного предмета, а именно – как  совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его  развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной  жить в гармонии с окружающей средой.  

 Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, но  и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.

Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей при переходе из младшего школьного возраста в среднее звено, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища.

Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем  содержания курса биологии для основной школы.

Цель программы:

формирование общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Образовательные: 

- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные  опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ  и экскурсии;

- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

Развивающие:

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

 - развивать  у учащихся  все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных  фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;

- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Воспитательные:

- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.

Содержание курса направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие    познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Согласно учебному образовательному плану  школы на изучение экологии  в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 35 час.

Содержание изучаемого курса

Введение (9 ч)

Тема 1. Как размножаются живые организмы (3 ч.)

Тема 2. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (4 ч.)

Тема 3. Как питаются живые организмы (5 ч.)

Тема 4. Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы (4 ч.)

Тема 5. Многообразие живого мира (3 ч.)

Тема 6. Жизнь в сообществах. Экосистема (7 ч.)
         

Курс экологии в  5классе  нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета  в основной школе.

Для приобретения практических навыков  и повышения уровня знаний   в рабочую программу включены лабораторные, практические работы и экскурсии.

Средствами реализации рабочей программы является УМК который представлен учебником Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природа. Введение в биологию и экологию» для 5 класса, материально- техническое оборудование кабинета биологии, дополнительный материал по предмету, в том числе,  Интернет-ресурсы, позволяющие полностью реализовать    как теоретические, так и практические требования.

       Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности. Достижению результатов обучения   в особенности способствует применение  системно-структурного подхода, как необходимого условия развивающего обучения, который подразумевает  использование эффективных педагогических технологий таких как личностно-ориентированное обучение,  технология критического мышления, ИКТ-технологии, методы экологического тренинга, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию  УУД.  

 

РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности экологических  знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Метапредметные  результаты  курса  «Экология»  основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие  средствами экологических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-  называть методы изучения применяемые в экологии;

 определять роль в природе различных групп организмов;

 объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

 объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

 определять основные органы растений (части клетки);

 понимать смысл биологических терминов;

 проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться  лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.

Использование здоровьесберегающих технологий

Согласно требованиям, предъявляемым к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий, необходимо:

1. Добиваться  рациональной плотности урока.

2.В  содержательную  часть урока  включаются  вопросы, способствующие формированию у обучающихся  понятия  «здоровый  образ жизни»  и потребностей в нем.

3.Количество видов учебной деятельности в среднем от 5 до 7, смена которых осуществляется  через каждые  7-10 мин.

4.Для развития мотивации используются разнообразные педагогические технологии, развивающие  память, логическое  и критическое  мышление.

5.Осуществлять  индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей, использую приемы, повышающие самооценку .

6.На с уроках   создается благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

7.Для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включаются  в урок физкультминутки. (как правило,  на 20-ой и 35-ой минутах урока), длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

В практике учебной деятельности используются  здоровьесберегающие технологии:

  •  по снятию утомления зрения - «глазная гимнастика» (рекомендована Министерством здравоохранения Саратовской области).
  • по профилактике нарушений опорно - двигательной системы. Цель данной технологии - снятие утомления мышц, профилактика сколиозов, пропедевтика правильной осанки.
  •  проведение динамических пауз,  ведение урока в режиме постоянно меняющихся видов деятельности (через 5-10 минут).
  • Использование возможностей содержания темы, урока с позиции здоровье сбережения.
  • Рациональное распределение учебной нагрузки на различных этапах урока.

Содержание изучаемого курса (35 часов, 1 час в неделю)

1.        Введение (9 ч)

История развития представлений о возникновение живых организмов. Научные объяснения возникновении новых живых организмов Земле.

Основные понятия. Биология – наука о живом. Живые организмы. Признаки жизни. Клетка – единица строения и размножения живых организмов. 

Лабораторные работы: знакомство с микроскопом, изучение пузырьков воздуха и плесени, изучение строения семени фасоли.

2.        Как размножаются живые организмы (3 ч.)

Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Перекрестное опыление  - условие появления здорового потомства.

Основные понятия. Однополый и обоеполые организмы. Размножение. Яйцеклетка. Спермин. Сперматозоиды. Оплодотворение. Зародыш. Плод. Половое и бесполое размножение.

3.        Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (4 ч)

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.

Основные понятия. Экология — наука о взаимосвязи организма и среды обитании. Что такое среда обитания. Хищник. Паразит. Взаимозависимость живых организмов. Хлорофилл. Органическое вещество.  

Лабораторные работы: изучение клеток листа под микроскопом, изучение корней растений.

4.        Как питаются живые организмы (5 ч.)

Способы питания живых организмов. Питание животных, растений, человека. Пища - источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергий. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль полы в питании живых организмов.

Основные понятия. Пища - источник энергии. Солнце — источник энергии. Растения — созидатели органического вещества. Животные и человек — потребители органического вещества. Вода  - растворитель. Нитраты.

5.        Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы (4ч)

Наличие кислорода — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Многоклеточный организм. Клетка— единица жизнедеятельности. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние живых организмов на окружающую среду.

 Лабораторные работы: изучение под микроскопом одноклеточных и многоклеточных организмов, изучение под микроскопом клеток многоклеточного организмов.

6.        Многообразие живого мира (3 ч)

Границы жизни. Условия, необходимые для поддержания жизни. Представления о царствах живой природы. Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания. Жизнь в лесах, пустыне, водоемах, воздухе, почве, на суше. Организм как среда обитания. Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Биологическое разнообразие — условие устойчивости жизни на Земле.

Основные понятия. Систематика. Систематические единицы: вид, царства. Характеристика различных сред обитания. Экологические факторы

 Лабораторные работы:  изучение простейших под микроскопом.

7.        Жизнь в сообществах. Экосистема (7 ч.)
         
Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. Ярусное расположение. Сигнальные и пищевые взаимоотношения. Цепи питания. Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе.

           Человек — часть природы. Человек — разумное существо. Регулирование потребностей людей. Современные проблемы охраны окружающей среды,

Основные понятия. Сообщество. Экосистема. Приспособленность к совместному обитанию. Человечество. Биосфера.

Календарно-тематическое планирование курса «Экология» 5 класс

Учебник: Сухова Т. С., Строганов В. И. Природа. Введение в биологию и экологию.

Всего 35 часов, 1 час в неделю.

№п/п

Дата

Тематический блок, тема урока.

Характеристика основных видов деятельности учащихся, формирование УУД

Методы и приемы, тип урока

Применение  ИКТ

1 четверть

1

1 нед сент

Введение. О чем эта книга

Объяснять значение экологии в жизни и деятельности людей.

Определять понятия «экология», «биосфера», «окружающая среда».

эвристическая беседа.

Анализ рисунков учебника.

Урок общеметодологической направленности

презентация

2

2 нед сент

Живая и неживая природа.

Пр. р. №1 «Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы»

Сравнивать объекты, относящиеся к живой и неживой природе.

Определять разные жизненные формы растений.

Выделять основные признаки объектов живой природы, анализировать, делать выводы на основе увиденного. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта

Наблюдение и описание объектов.

Урок ознакомления с новым материалом

3

3 нед сент

Как идет жизнь на Земле.

Знать, что изучает наука систематика. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Сравнивать представителей отдельных групп растений и животных. Делать выводы  на основе сравнения.

Работа с иллюстративным   материалом, текстом, беседа.

Урок общеметодологической направленности

презентация

4

4 нед сент

Прибор, открывающий тайны.

Лаб.р. №1 «Знакомство с микроскопом»

Определять понятия:  микроскоп, тубус, окуляр, объектив, штатив. Работать  с микроскопом, изучать устройство микроскопа, отрабатывать правила работы с микроскопом. Соблюдать правила работы с приборами.

Лабораторная работа, работа в парах, наблюдение и описание увиденного.

Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

5

1 нед окт

Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом.

Лаб.р. №2 «Рассматривание пузырьков воздуха и плесени»

 

Определять понятия:  микроскоп, тубус, окуляр, объектив, штатив. Работать  с микроскопом,  отрабатывать правила работы с микроскопом. Соблюдать правила работы с приборами. Сравнивать представителей живой и неживой природы. Делать выводы  на основе сравнения. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Лабораторная работа, работа в парах, наблюдение и описание увиденного.

Урок общеметодологической направленности

6

2 нед окт

Как размножаются живые организмы.

Размножение животных.

Определять понятие размножение, его роль в жизни и  расселении организмов. Определять бесполое и половое размножение, способы размножения. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах. Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

7

3 нед окт

Размножение растений.

 Лаб. р. №3 «Строение семени фасоли»

Определять понятие размножение, его роль в жизни и  расселении организмов. Определять бесполое и половое размножение, способы размножения у растений (на примере фасоли). Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Соблюдать правила работы с приборами.

Лабораторная работа, работа в парах, наблюдение и описание объектов.

Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК

8

4 нед окт

Откуда у растений появляется зародыш.  Бывают ли обоеполые растения.

Определять понятия «зародыш», бесполое и половое размножение, обоеполые растения. Делать выводы  на основе наблюдения. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Методы сравнения и наблюдения, беседа.

Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

2 четверть

Методы сравнения и наблюдения

9

2 нед ноябр

Могут ли переселяться растения.

Экскурсия №1 «Распространение плодов и семян»

Определять способы распространения плодов и семян растений, выявлять приспособления у семян, способствующие распространению  в природе. Составлять  отчет по экскурсии. Делать выводы  на основе наблюдения.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа.

Методы сравнения и наблюдения.

Урок отработки умений и рефлексии.

10

3 нед ноябр

Почему всем хватает места на Земле

Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Определять понятия благоприятных и неблагоприятных условий жизни. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Методы критического мышления, мозговой штурм.

Урок общеметодологической направленности

презентация

11

4 нед ноябр

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия.

Определять понятия благоприятных и неблагоприятных условий жизни, пищевые цепи, паразиты, хищники.

Выявлять приспособления организмов к неблагоприятным условиям жизни, делать выводы. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Решение экологических задач.

Урок отработки умений и рефлексии.

презентация

12

5 нед ноябр

Растения кормят всех.

Пр. р. № 2 «Уход за комнатными растениями»

Знать взаимосвязь строения растений с их функцией на нашей планете.

Уметь доказывать, что растения образуют органические вещества, используя свет. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Лабораторная работа, работа в парах, наблюдение и описание объектов.

Урок отработки умений и рефлексии.

13

1 нед дек

Как питаются разные животные

Определять понятия пищеварительная система, травоядные животные хищники.

Выявлять причинно-следственные связи между способом питания животного и средой его обитания.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа.

Урок общеметодологической направленности

Презентация.

14

2 нед дек

Как питаются растения.

Лаб.р. №4 «Рассматривание клеток листа под микроскопом»

Наблюдать строение и химический состав клетки. процессы жизнедеятельности клетки  под микроскопом, описывать и схематически изображать. 

Объяснять взаимосвязь между строением и питанием растений. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Соблюдать правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа, работа в парах, наблюдение и описание объектов.

Урок общеметодологической направленности

15

3 нед дек

Только ли лист кормит растение. Лаб.р. №5 «Рассматривание корней растений».

Наблюдать строение и химический состав клеток под микроскопом, описывать и схематически изображать. 

Объяснять различия в строении клеток разных частей растений.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Соблюдать правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа, работа в парах, наблюдение и описание объектов.

Урок общеметодологической направленности

16

4 нед дек

Как питаются паразиты

Контрольная работа №1.

Определять понятие организма как среды обитания. Выявлять паразитов по способу питания. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых паразитами. Объяснять роль паразитов в жизни живых организмов.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы сравнения и наблюдения.

Урок отработки умений и рефлексии.

Презентация.

3 четверть

17

2 нед янв

Нужны ли минеральные соли животному и человеку.

Определять понятия минеральные вещества, загрязнение почвы, правильное питание.

Объяснять роль минеральных веществ  для жизнедеятельности живого организма.

Различать неорганические вещества клетки.

Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа.

Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

18

3 нед янв

Можно ли жить без воды.

Пр.р №3 «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе».

Вода как среда обитания, вода как растворитель.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы сравнения и наблюдения.

Урок отработки умений и рефлексии.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия.

19

4 нед янв

Можно ли жить не питаясь

Как можно добыть энергию для жизни.

Определять понятия фотосинтез, органические вещества.

Объяснять роль пищи как источника жизни.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа в парах, анализ иллюстративного материала, беседа.

Урок общеметодологической направленности

20

1 нед фев

Запасают ли живые организмы питательные вещества.

Определять понятия яйцо, семя, зародыш, молодой организм.

Выявлять способы запаса питательных веществ у разных видов живых организмов. Уметь  устанавливать причинно-следственные связи. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы  наблюдения.

Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

21

2 нед фев

Пр.р. №4 «Подкармливание птиц зимой»

Экскурсии №2 «Живые организмы зимой»

Уметь  наблюдать взаимосвязи организмов в живой природе, находить доказательства влияния условий среды на живой организм.

Определять приспособления живых организмов к факторам среды.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи  о влиянии условий среды на живые организмы.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа.

Методы сравнения и наблюдения.

Урок отработки умений и рефлексии.

22

3 нед фев

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.

Л.р. №6 «Рассматривание под микроскопом одноклеточных и многоклеточных организмов»

Выделять существенные признаки строения одноклеточных и многоклеточных организмов.

Делать выводы на основе сравнения.

Соблюдать правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа, работа в парах, наблюдение и описание объектов.

Урок общеметодологической направленности

23

4 нед фев

Разнообразие клеток многоклеточного организмов.

 Л.р. №7 «Рассматривание под микроскопом клеток многоклеточного организмов»

Выделять существенные признаки строения многоклеточных организмов.

Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями.

Делать выводы на основе анализа полученных данных.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Соблюдать правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа, работа в парах, наблюдение и описание объектов.

Урок общеметодологической направленности

24

1 нед март

Можно ли жить и не дышать.

Определять понятия органы дыхания растений, птиц, рыб, земноводных, человека. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения органов дыхания,  средой обитания и формами жизнедеятельности организмов.  Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Методы критического мышления, мозговой штурм. Работа с иллюстративным материалом. Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

25

2 нед март

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду.

Определять понятие круговорот веществ   в природе.

Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа.

Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

26

3 нед март

Многообразие живого мира

Деление живых организмов на группы.

Определять понятия царства живой природы, вид.  Выделять существенные признаки вида и представителей разных царств природы. Уметь классифицировать объекты живой природы. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Методы критического мышления, мозговой штурм. Работа с иллюстративным материалом. Урок отработки умений и рефлексии.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

27

4 нед март

Царство простейшие. Л.р.№8 «Рассматривание простейших под микроскопом»

Выделять существенные признаки  строения и жизнедеятельности простейших.

Объяснять роль простейших в природе и жизни человека.

Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями.

Делать выводы на основе анализа полученных данных. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Лабораторная работа, работа в парах, наблюдение и описание объектов.

Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

4 четверть

28

1 нед апр

Царство Бактерии, вирусы.

Выделять существенные признаки  строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов. Объяснять роль бактерий и вирусов в природе и жизни человека.

Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, вирусами. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа.

Методы сравнения и наблюдения. Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

29

2 нед апр

Среда обитания.

 Факторы среды.

Определять понятие «водная среда», «наземно-воздушная», почва как среда обитания, организм как среда обитания. Выявить  особенности строения тела, позволяющие организмам жить в этих условиях.

Три группы факторов.

Характеризовать влияние деятельности человека на природу. Анализировать и сравнивать экологические факторы. Отрабатывать навыки работы с текстом.

Методы критического мышления, мозговой штурм. Работа с иллюстративным материалом. Урок общеметодологической направленности

Презентация.

30

3 нед апр

Кто живет в воде

Определять приспособления организмов к водной среде.

Уметь отличить водные организмы от других.

Вода – среда обитания, благоприятные условия, планктон, нектон, бентос.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа.

Методы сравнения и наблюдения.

Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

31

4 нед апр

Обитатели суши

Определять приспособления организмов к наземно-воздушной среде.

Уметь определять по признакам организмы разных экологических групп.

Наземно-воздушная среда обитания, благоприятные условия: свет, температура, влага.

Анализировать связи организма со средой обитания.

Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа.

Методы сравнения и наблюдения.

Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

32

1 нед май

Кто живет в почве

Почва-среда обитания, обитатели почвы.

Определять условия среды обитания и признаки организмов.

Уметь выявлять по признакам организмы, живущие в почве. Анализировать связи организма со средой обитания.

Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа.

Методы сравнения и наблюдения.

Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

33

2 нед май

Организм как среда обитания

Определять понятие организма как среды обитания. Выявлять паразитов по способу питания. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых паразитами. Объяснять роль паразитов в жизни живых организмов.

Уметь отличать паразитов от других организмов. Анализировать связи организма со средой обитания. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа.

Методы сравнения и наблюдения.

Урок общеметодологической направленности

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

34

3 нед май

Природное сообщество. Экосистема.

Как живут организмы в природном сообществе. Экскурсия №3 «Живые организмы весной»

Определять понятия «биоценоз», «искусственные сообщества», «круговорот веществ», «экосистема».

Определять взаимосвязи живых организмов в природном сообществе.

Уметь составлять схемы цепей питания обитателей экосистем. Изучить разнообразие растений. Определить их санитарное состояние. Понаблюдать влияние факторов неживой природы на жизнь природного сообщества;  познакомиться  с многообразием живых организмов. Уметь объяснить случайно ли в одном сообществе живут разные растения, какую роль в них жизни животные, обитающие рядом. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа.

Методы сравнения и наблюдения.

Урок отработки умений и рефлексии.

35

4 нед май

Человек – часть природы.

Влияние человека на биосферу

Контрольная работа  №2

Жизнь и здоровье человека. Окружающая среда.

 Знать свойства человека как живого организма.

Уметь отличать человека от животных. Знать, как влияет хозяйственная деятельность человека на окружающую среду.

Уметь приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на окружающую среду. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа.

Урок отработки умений и рефлексии.

Литература

для учителя

1. Т.С.Сухова, В.И.Строганов. Методическое пособие. 5 класс. Вентана-Граф. 2008.

2. Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России.  М.: АО «МДС», 1997.

3.  А. И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д. Л. Теплов. Экология. М.: «Устойчивый мир», 2005.

4. С.В.Алексеев. Экология. Санкт – Петербург. СМИО ПРЕСС, 2004.

5. Красная книга нижегородской области. Н.Н. 2003.

для учащихся

  1. Сухова Т.С. Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологи. 5 класс. М.: «Вентана-Граф» 2006.
  2. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Экология. М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.
  3. Жизнь на земле. Большая энциклопедия знаний. М.: Росмэн. 2008.
  4. Человек. Полная энциклопедия. М.: Эксмо. 2006.
  5. Большая энциклопедия животного мира. М.: Росмэн. 2007.

Интернет-ресурсы:

http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).

 http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).

http://shcol778.narod.ru/ ( На сайте московской школы N 778 представленны дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей.  "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания).

http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html ( Ресурс содержит систематизированные материалы, подготовленные учреждениями экологического образования Ярославской области: информационные страницы, научно-педагогическую и практическую информацию, гипертекстовые учебники др.).

http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции "устойчивого развития" в России).

 http://members.dencity.com/ecoclub/ (Познавательный сайт, для детей и взрослых; содержит исследования экологии Красноярского края).

http://www.biodat.ru/ 9 BioDat - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ ""Сохранение биоразнообразия"", для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).

http://www.ecoanalysis.orc.ru  (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).

ttp://www.ecolife.org.ua  (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки).

http://zelenyshluz.narod.ru/index-2.html (Путеводитель по экологическим ресурсам "Зеленый шлюз").

http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).

http://ecoportal.ru/  (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по экологии 10-11 класс

Учебник Е.А.Криксунова и В.В.Пасечника "экология"10(11)....

Тематическое планирование по экологии. 7-8 классы.

Тематическое планирование по экологии 7 - 8 классы по программе Зверева....

Тематическое планирование по экологии растений 6 класс

Планирование расчитано на 68 часов. ...

Календарно - тематическое планирование по экологии 5 класс

Рабочая программа по экологии составлена на основе программы Колчанова В.И. и Шурыгиной А.Г.  Курс рассчитан на 34 часа учебного времени в год  из расчета 1 час в неделю. Программа включает ...

Календарно - тематическое планирование по экологии 7 класс

Рабочая программа  разработана на основе программы "Эклогия растений" автор И. М. Швец. Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых начало...

Календарно - тематическое планирование по экологии 8 класс (на 34, на 17 часов)

Изучение «Экологии человека» в 8 классе осуществляется в соответствии с программой авторского коллектива Федоровой М.З., Кучменко В.С., Лукиной Т.П.. Программа предназначена для организации обучения э...

Календарно-тематическое планирование по экологии "Экология Москвы и устойчивое развитие" 10 класс.

Календарно-тематическое планирование по экологии"Экология Москвы и устойчивое развитие" для 10 класса.Учебник: Г.А.Ягодин, М.В.Аргунова, Т.А.Плюснина, Д.В.Моргун«Экология Москвы и устойчивое развитие»...