Календарно - тематическое планирование по экологии 5 класс
календарно-тематическое планирование по экологии (5 класс) по теме
Рабочая программа по экологии составлена на основе программы Колчанова В.И. и Шурыгиной А.Г. Курс рассчитан на 34 часа учебного времени в год из расчета 1 час в неделю. Программа включает в себя 6 разделов и захватывает основные компоненты изучения живой и неживой природы. Кроме теоретических занятий в курс включены еще и практические работы, где учащиеся учатся самостоятельно на практике осваивать приемы изучения основных сред родного края. Домашние работы содержат разнообразные творческие задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_5_klass.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
г. Омутнинска Кировской области
«Утверждаю» Директор школы: _________________ (И.С.Беляева)
| Программа рассмотрена на заседании ШМО учителей «Наука» Руководитель ШМО _________ (Бусыгина Е.В.) | Согласовано. Зам. директора по УВР ___________________ (Е.В.Курилова) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экологии
для 5 классов
на 2012-2013 учебный год
составлена в соответствии с государственным стандартом
среднего, полного общего образования по химии
Учитель I категории
Чупрун Марина
Александровна
г. Омутнинск
2012 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по экологии составлена на основе авторской программы Колчанова В.И. и Шурыгиной А.Г. «Экология своей местности». Курс рассчитан на 34 часа учебного времени в год из расчета 1 час в неделю. Программа включает в себя 6 разделов и захватывает основные компоненты изучения живой и неживой природы. Кроме теоретических занятий в курс включены еще и практические работы, где учащиеся учатся самостоятельно на практике осваивать приемы изучения основных сред родного края. Домашние работы содержат разнообразные творческие задания.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
для чего охраняют природу родного края;
как охраняют
состав воздуха, источники загрязнения атмосферного воздуха своей местности
экологическое состояние вод, почв, растительности, животного мира своей местности
влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду
понятия: экология, предельно допустимая концентрация, эвторификация, геологические памятники пррода, эрозия почв, Красная книга, редкие и исчезающие виды растений и животных, биоценоз, природные сообщества, Всероссийское общество охраны природы
правила поведения учащихся в природе
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
вести наблюдения за явлениями природы и хозяйственной деятельностью людей в своей местности
описывать экологическое состояние вод, почв, растений, памятников природы
устанавливать взаимосвязи биотических и абиотических факторов в природе
осознавать единство, целостность природы земли на примере своей местности, место человека в ней
соблюдать правила поведения в природе
учавствовать в мероприятиях по охране природы своей местности
Литература для учителя:
Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг/Под редакцией Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000
Экология родного края /Под редакцией Т.Я. Ашихминой. – Киров, Вятка, 1996
Естествознание. Пробный учебник для 7 класса/ Под редакцией Хрипковой А.Г. – М.: Просвещение, 1994
Естествознание. Пробный учебник для 5 класса/ Под редакцией Хрипковой А.Г. – М.: Просвещение, 1994
Календарно – тематическое планирование
по экологии 5 класс
Раздел | № урока | Тема урока | Основные понятия | Наглядность | Домашнее задание | Дата |
По плану | Фактическая |
Раздел 1. Общие вопросы охраны природы (4часа) | Значение охраны природы родного края. Наука экология. | Охрана природы. Природные ресурсы. Экология как наука. | Картины природы, гербарии, термины на доску, портреты ученых. | Записать 5 мер по охране природы |
Правила поведения учащихся в природе | Правила поведения человека в разных сообществах | Картинки и таблицы с различными природными сообществами: водоем, лес, луг. | Нарисовать рисунок или плакат по охране природы |
Практическая работа №1 по теме: «Правила работы в школьной лаборатории» | Лабораторное оборудование. Правила работы в лаборатории. | Образцы посуды для проведения опытов. | Придумать рассказ или стихотворение о вреде человека окружающей среде. |
Осенняя экскурсия по отработке правил поведения в природе | Живые сообщества | Придумать рассказ или стихотворение о вреде человека окружающей среде. |
Раздел 2. Охрана воды (4 часа) | Вода в природе. Значение воды. | Вода в природе, виды воды (дождевая, снеговая, родниковая, морская, пресная, соленая) значение воды для человека и природы | Картинки, презентации, видеоролики | Зарисовать различные примеры воды в природе |
Практическая работа №2 по теме: «Оценка физических показателей воды» | Физические показатели воды | Образцы воды для исследования: прудовая, речная, водопроводная, родниковая. | Продумать как в домашних и походных условиях подготовить воду для употребления в пищу. |
Источники загрязнения водоемов. Очистка воды. | Промышленные, бытовые и сельскохозяйственные стоки. Самоочистка воды рек и озер. Водоочистные сооружения | Презентация, фильмы | Подготовить презентацию о различных видах загрязнений водоемов |
Цветение водоемов. Эвторификация. Охрана малых рек, болот, родников | Цветение водоемов. Эвторификация. Охрана малых рек, болот, родников | Картины таблицы, презентация по охране водоемов. | Записи в тетради. Повторить весь материал по охране водоемов. |
Раздел 3. Охрана воздуха (5 часов) | Состав воздуха. Виды загрязнений воздушной среды. | Понятие о составе воздуха. Источники загрязнения воздуха: бытовые, транспорт, промышленные. | Диаграмма по составу воздуха | Нарисовать запрещающий знак по загрязнению воздуха |
Понятие о нормах загрязнения воздуха Меры по очистке воздуха | Нормы загрязнения воздуха. Меры по борьбе с воздушными загрязнениями | Выучить записи в тетради |
Состояние воздуха в городе Омутнинске. Практическая работа №3 по теме «Определение степени загрязненности воздуха по учету автотранспортной нагрузки» | Учет загрязненности воздуха по автотранспортной нагрузке. | Таблица для определения степени загрязненности воздуха по учету автотранспортной нагрузки | Произвести подсчет машин и сделать вывод по степени загрязненности воздуха на различных улицах г. Омутнинска. |
Повторение материала по темам: «Охрана воды» и «Охрана воздуха» | Повторение основных понятий | Карточки с основными понятиями по темам | Повторить весь изученный материал |
Контрольная работа № 1 по темам: «Охрана воды» и «Охрана воздуха» |
Раздел 4. Охрана воздуха (6 часов) | Состав почвы. Плодородие почвы | Состав почвы. Плодородие почвы. Гумус. Влияние рельефа, растительности и деятельности людей на плодородие почвы. | Картинки с различными видами почв. | Записи в тетради выучить. Подготовить образцы почвы. |
Практическая работа №4 по теме: «Получение водной вытяжки почвы и опыты с ней» | Водная вытяжка. Составные компоненты почвы. | Образцы почв, инструкции | Записи в тетради выучить. |
Типы почв. | Типы почв. | Таблицы с типами почв | Составить кроссворд по теме. Подготовить образцы почвы. |
Практическая работа №5 по теме: «Определение типа почв методом шнура» | Определение типа почв методом шнура | Образцы почв, инструкции по определению типа почв методом шнура | Записи в тетради выучить. Определить тип почвы на своем участке. |
Водная эрозия почвы. Ее влияние и меры борьбы с ней. | Почвенный смыв. Меры противоэрозийной борьбы. | Рисунки и плакаты с водной эрозией. | Нарисовать пример водной эрозии. Выучить записи. |
Мелиорация. | Мелиорация. Виды мелиоративных работ. | Презентация по теме «Мелиорация» | Повторить материал по разделу «Охрана почв» |
Раздел 5. Использование и охрана полезных ископаемых (3 часа) | Полезные ископаемые и их влияние на окружающую среду. | Полезные ископаемые, добыча. Влияние на окружающую среду. | Образцы полезных ископаемых | Подготовить сообщения о полезном ископаемом Кировской области. |
Полезные ископаемые Кировской области | Конференция, выступления учащихся. | Конференция, выступления учащихся | Выучить записи. Составить презентацию по теме «Геологические памятники Кировской области» |
Геологические памятники природы. Редкие и исчезающие минералы Кировской области. | Геологические памятники природы. Редкие и исчезающие минералы Кировской области. | Картинки и таблицы с памятниками природа. Презнтация по теме «Геологические памятники» | Составить презентацию по теме «Геологические памятники Кировской области» |
Повторение материала по темам: «Охрана почвы» и «использование и охрана полезных ископаемых» | Карточки с терминами | Повторить материал по темам |
Контрольная работа № 2 по темам: «Охрана почвы» и «использование и охрана полезных ископаемых» |
Раздел 5. Охрана растений (4 часа) | Растительность нашей местности | Деревья, кустарники, травы. Полезные и ядовитые растения. | Гербарии полезных и ядовитых растений. | Составить кроссворд по растительности Кировской области. |
Враги лесов. Правила поведения людей в лесу | Пожары, вредители, неправильное использование леса. | Таблицы с лесными вредителями. | Записи в тетради. Подготовить сообщения о грибах |
Съедобные и ядовитые грибы. | Съедобные и ядовитые грибы. | Выступления учащихся с докладами | Подготовить сообщения о растениях Кировской области, занесенных в красную книгу. |
Охраняемые растения кировской области. Луга. Их значения. | Охраняемые растения кировской области. Луга. Их значения. | Выступления учащихся с докладами | Подготовить сообщения о растениях Кировской области, занесенных в красную книгу. |
Раздел 6. Охрана животных (4 часа) | Понятие о биогеоценозе. Роль животных в его развитии | Понятие о биогеоценозе. Роль животных в его развитии | Презентация о роли животных в природе. | Записи в тетради выучить |
Понятие о редких и исчезающих животных | Понятие о редких и исчезающих животных Кировской обл. | Презентация «Редкие и исчезающие животные» | Подготовить доклады о животных |
Охраняемые животные Кировской области | Охраняемые животные Кировской области | Презентация «Охраняемые животные Кировской обл.» | Подготовить доклады о животных. Составить кроссворд. |
Конференция по теме: «Редкие и охраняемые животные Кировской области» | Выступления учащихся с докладами. | Повторить материал по теме |
Контрольная работа № 3 по темам: «Охрана растений» и «Охрана животных» | Повторить материал по всему курсу. |
Земля – наш дом. (Экологическая игра) | Проведение экологической игры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по Экологии Томской области
Программа составлена для 7 класса. Рассчитана на 17 часов. Целью изучения программы является формирование экологической культуры личности, которая рассматривается как целостная система, вовлечение уча...
Календарно - тематическое планирование по экологии 7 класс
Рабочая программа разработана на основе программы "Эклогия растений" автор И. М. Швец. Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых начало...
Календарно - тематическое планирование по экологии 8 класс (на 34, на 17 часов)
Изучение «Экологии человека» в 8 классе осуществляется в соответствии с программой авторского коллектива Федоровой М.З., Кучменко В.С., Лукиной Т.П.. Программа предназначена для организации обучения э...
Календарно-тематическое планирование для 2 класса УМК М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса, Титул 2012
Материал содержит календарно-тематическое планирование для 2 класса новой версии учебника М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса...
Календарно-тематическое планирование по экологии "Экология Москвы и устойчивое развитие" 10 класс.
Календарно-тематическое планирование по экологии"Экология Москвы и устойчивое развитие" для 10 класса.Учебник: Г.А.Ягодин, М.В.Аргунова, Т.А.Плюснина, Д.В.Моргун«Экология Москвы и устойчивое развитие»...
Календарно-тематическое планирование по экологии 6-9 классы
Файл содержит календарно-тематическое планирование по экологии для 6-9 классов....
Календарно-тематическое планирование кружка "Экология растений"
Календарное планирование, которое предусматривает теоретические, практические и выездные занятия....