Тематическое планирование по экологии. 7-8 классы.
календарно-тематическое планирование по экологии (7 класс) по теме
Тематическое планирование по экологии 7 - 8 классы по программе Зверева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya._zverev._7-8_klassy.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная программа по курсу «экологического образования» составлена на основе программы по экологии в соответствии с рекомендациями Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ.(5 марта 2002г.)
Целью современного экологического образования является: научить людей жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на мировоззрении, которое должно прийти на смену господствующему в настоящее время потребительскому мировоззрению. В связи с этим воспитательная и образовательная деятельность сконцентрирована на решении именно этой задачи. Успех решения всех остальных задач экологии – сохранение природы, уменьшение техногенного пресса и загрязнения окружающей среды и др. - напрямую зависит от достижения фундаментальной цели экологического образования.
Данная авторская программа непрерывного экологического образования школьников преследует именно эту фундаментальную цель - формирование у обучающихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании. Поэтому в ней большое внимание уделено экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера: экологической культуре, нравственности и морали, экологическому праву, экологическим общественным движениям, истории взаимоотношений общества и природы.
В программе представлены основные направления развития современной экологии- биологическая, прикладная , социальная и глобальная экология. Все разделы программы взаимосвязаны между собой, имеют преемственность на каждом этапе обучения. Содержание программы скоординировано с содержанием других школьных предметов, и, прежде всего с биологией, географией, историей, физикой, химией и природоведением. Предмет «Экология» рассматривается автором как естественное объединяющее начало, вокруг которого и на базе которого осуществляется экологизация всех остальных школьных предметов.
Целью преподавания экологии в 7-8 классах является:
- продолжить воспитание экологического мировоззрения на основе изучения итории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе «общество – природа»;
- раскрыть основные понятия и основное содержание экологии;
- показать причины региональных и глобальных экологических проблем и возможные пути их преодоления как на основе более рационального природопользования. Так и изменения потребительского мировоззрения на экологическое.
В результате изучения экологии в 7 – 8 классах учащиеся должны знать:
-основные результаты воздействия общества на природу в доисторическое и историческое время;
-основные экологические последствия этого воздействия;
-современное экологическое состояние экосистем, закономерности их развития;
-основные экологические проблемы разных отраслей народного хозяйства;
-основные природоохранные мероприятия;
-принципы рационального природопользования;
-условия устойчивого развития человечества.
Учащиеся должны уметь:
-анализировать различные экологические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению;
-оценивать общее экологическое состояние экосистем;
-проводить практическую работу по посадке деревьев, уборке территории;
-приобрести практические навыки и умение работать в коллективе, решать коллективные задачи.
При составлении использована следующая литература:
- «Экология» 7-9 классы А.Т.Зверев, Москва. Оникс 2007г.
- Методическое пособие «Экология» 7-9 классы. А.Т.Зверев, В.Н.Кузнецов, Москва: изд. Оникс 2007г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЭКОЛОГИЯ – 7 класс», 35 часов.
Дата | № п/п | Тема | Отработка основных определений и ведущих понятий | Домашнее задание |
Введение (3 часа). | ||||
1 | Экология, этапы ее становления и место среди других наук. | Экология, природа (живая и неживая), окружающий мир | § 1 | |
2 | Цель и задачи экологии. | Антропогенный фактор, биоэкология, прикладная экология, социальная экология. | § 2 | |
3 | Значение экологии. Урок-экскурсия «Дом, в котором я живу». | § 3 | ||
Часть 1. Биоэкология. Раздел 1. Экология организмов (6 часов). | ||||
1 | Взаимоотношения организма с окружающей природной средой. | Среда обитания, приспособленность (адаптированность), относительный характер приспособленности, эволюция. | § 4 | |
2 | Естественный отбор и наследственность. | Эволюция, наследственность, изменчивость, факторы эволюции, мутация. | § 5,6 | |
3 | Экологические факторы. Классификация экологических факторов. | Экологический, абиотический, биотический, антропогенный факторы, техногенное воздействие. | § 7 | |
4 | Изменчивость природной среды. | Климат, ледниковый период. Миграции, глобальное воздействие. | § 8 | |
5 | Реакция организма на изменение условий жизни. | Приспособленность, обратимый характер приспособлений, акклиматизация (природная и искусственная), экотип. | § 9 | |
Раздел 2. Экология популяций (4 часа). | ||||
1 | Понятия о популяциях. Свойства популяций животных. | Популяция, генетический фонд, пространственное распределение особей, численность и плотность популяции, динамика популяции, рождаемость и смертность, емкость среды, возрастные группы и соотношение полов. | § 10 | |
2 | Колебания численности популяций в естественных условиях. | § 10 | ||
3 | Лимитирующие факторы роста популяций животных. | Лимитирующий фактор, конкуренция, минимальная, оптимальная и максимальная численность, хищники как лимитирующий фактор, прямое воздействие, косвенное воздействие. | § 11 | |
4 | Пагубное воздействие высокой плотности. | «Шоковая болезнь», перенаселенность, общественное поведение. | § 12 | |
Раздел 3. Экология биоценозов. Экосистемы (12 часов). | ||||
1 | Понятие биоценоза. Разграничение биоценозов и их свойства. | Биоценоз, фитоценоз, зооценоз, микоценоз, микробоценоз. | § 13, 14 | |
2 | Причины разнообразия биоценозов. | Состав (набор) видов, свойства биоценозов, мозаичность, ярусность, исторические причины, биотические причины, климатические причины. | § 15 | |
3 | Развитие биоценозов. | Биотоп, сукцессия первичная и вторичная, организмы-пионеры, динамика биоценозов. | § 16 | |
4 | Обобщение темы «Экология биоценозов». | Повторить | ||
5 | Понятие биогеоценоза и экосистемы. | Биогеоценоз, экосистема, микроэкосистемы, мезоэкосистемы, макроэкосистемы, макроэкосистемы, биосфера (глобальная экосистема), искусственная (антропогенная) экосистема, агроэкосистема. | § 17 | |
6 | Иерархия экосистем и их типы. | Микроэкосистема, мезоэкосистема, макроэкосистема, антропогенные экосистемы, техногенные экосистемы. | § 18 | |
7 | Перемещение вещества в экосистемах. | Пищевая, трофическая цепь, продуценты, консументы, редуценты, биологический круговорот веществ, автотрофы, гетеротрофы, детритофаги. | § 19 | |
8 | Экологические пирамиды. | Пирамида численности, пирамида биомассы, пирамида энергии. | § 20 | |
9 | Перенос энергии и продуктивность экосистем. | Фотосинтез, экологическая эффективность экосистемы, биологическая продуктивность, продукция (первичная, вторичная) | § 21 | |
10 | Экологическая ниша. Адаптивная реакция. | Экологическая ниша, закон Гаузе (правило конкурентного исключения), интродукция, эволюционная адаптация. | § 22,с23 | |
11 | Урок-экскурсия «Виды природных экосистем. Особенности формирования и существования разных экосистем». | Повторить тему «Экосистемы». | ||
12 | Обобщающий урок по теме: «Экосистемы». | Тест по теме. | Повторить. | |
Раздел 4. Учение о биосфере (4 часа). | ||||
1 | Понятие биосфера. | Биосфера, оболочки Земли, озоновый слой, ультрафиолетовое излучение, свободный кислород. | § 24 | |
2 | Биогеохимические циклы. | Биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, круговорот углерода, азота, фосфора, кислорода. | § 25 | |
3 | Основные законы биосферы. | Закон функционирования, закон развития, закон целостности, искусственный круговорот веществ. | § 26 | |
4 | Поток энергии и продуктивность на уровне биосферы. | Потоки энергии в биосфере, продуктивность (низкая и высокая), лимитирующие факторы, солнечная энергия и продуктивность экосистем. | § 27 | |
Раздел 5. Необходимость охраны животных, растений и мест их обитания (5 часов). | ||||
1 | Значение диких видов животных и растений для человека. | Биоразнообразие, видообразование, вымирание, значение диких видов. | § 28 | |
2 | Причины исчезновения диких видов животных и растений. | Загрязнение, фактор беспокойства, браконьерство, коллекционирование, предвзятое отношение | § 29 | |
3 | Красная книга. | Красная книга, редкие виды, виды, находящиеся под угрозой исчезновения | § 30 | |
4 | Охрана мест обитания растений и животных. | Заповедник, заказник, национальный парк | § 31 | |
5 | Итоговое тестирование по темам изученного курса. | Повторить | ||
Повторение и обобщение основных вопросов курса 7 класса (1 час). | ||||
1 | Повторение и обобщение основных вопросов курса 7 класса. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЭКОЛОГИЯ – 8 класс», 35 часов.
Дата | № п/п | Тема | Отработка основных определений и ведущих понятий | Домашнее задание |
Часть 2. Прикладная экология Раздел 6. Введение в прикладную экологию ( 1 час). | ||||
1 | Основные понятия, цели, задачи и научные направления прикладной экологии. | Прикладная экология, цель и задачи прикладной экологии, сельскохозяйственная, лесохозяйственная, водохозяйственная и промышленная экология. | § 32 | |
Раздел 7. Сельскохозяйственная экология ( 7 часов). | ||||
1 | Сельскохозяйственная деятельность и окружающая среда. История сельского хозяйства. | Сельское хозяйство, агроэкосистема, самовосстановление, самоочищение, двупольная, подсечно-огневая, трехпольная четырехпольная системы земледелия. | § 33, 34 | |
2 | Влияние абиотических факторов на агроценозы. | Климат, почва, рельеф, плодородие, гумус, почвенный раствор, микроклимат. | § 35 | |
3 | Деятельность человека по поддержанию агроэкосистем. | Удобрения, правила внесения удобрений, пестициды, фитонциды, биологические методы. | § 36 | |
4 | Отрицательное воздействие человека на агроэкосистемы. | Эрозия почвы (ветровая, водная), кислотные дожди, засоление почв, кислотные дожди, уплотнение почв, отходы животноводства, вытаптывание почвы скотом. | § 37 | |
5 | Мероприятия по сохранению плодородия почв. | Культивация, севооборот, безотвальная обработка почвы, полезащитные лесополосы, дезактивация почвы. | § 38 | |
6 | Экологически грамотное ведение сельского хозяйства. | Биологическое земледелие, органическое, зеленое, бактериальное, гумусовое удобрение, культура земледелие. | § 39 | |
7 | Обобщение по теме: «Сельскохозяйственная экология». | Тест. | Повторить | |
Раздел 8. Лесохозяйственная экология ( 7 часов). | ||||
1 | Истребление лесов на Земле – экологическая трагедия. | Значение леса для окружающей среды и живых организмов, фитоценоз, транспирация, фитонциды, глобальная экологическая катастрофа. | § 40 | |
2 | Условия существования и продуктивность лесных экосистем. | Условия существования лесных экосистем, продуктивность, бонитет, годовой прирост древесины. | § 41 | |
3 | Лесистость территории РФ. | Леса Российской Федерации, типы лесов (тайга, смешанные леса, широколиственные). | § 42 | |
4 | Болезни леса и методы борьбы с ними. Повреждение леса насекомыми и методы борьбы с ними. | Инфекционные и неинфекционные болезни леса, вредители листьев и хвои, корней, шишек, плодов и семян, стволовые вредители, биологические методы борьбы | § 43, 44 | |
5 | Лесные пожары и защита леса от пожара. | Низовые, верховые, подземные пожары, противопожарные мероприятия. | § 45 | |
6 | Влияние промышленных выбросов в атмосферу на здоровье леса. | Шкала оценки газоустойчивости, основные ядовитые вещества, признаки поражения деревьев, практика озеленения промзон. | § 46 | |
7 | Обобщение по теме: «Лесохозяйственная экология». | Тест. | Повторить | |
Раздел 9. Водохозяйственная экология ( 8 часов). | ||||
1 | Растительный и животный мир водных экосистем. | Фитопланктон, зоопланктон, укореняющиеся растения, придонные организмы. | § 47 | |
2 | Экологическое состояние пресноводных водоемов и морей. | Эвтрофикация водоемов, малые реки – реки, имеющие в длину менее 200 км и площадь водосбора менее 2000 км. | § 48 | |
3 | Экологические проблемы Балтийского моря. | Экологические проблемы Балтийского моря. | § 49 | |
4 | Экологические проблемы Азовского и Каспийского морей. | Экологические проблемы морей: Азовского моря, Каспийского моря. | § 50 | |
5 | Подземные и грунтовые – источник питьевой воды. | Подземные воды, грунтовые воды, | § 51 | |
6 | Определения качества питьевой воды. | Химический анализ, анализ физических свойств, анализ бактериологический, биоиндикаторы | § 52 | |
7 | Основные источники загрязнения воды и состав сточных вод. | Концентрация загрязнения, Две группы загрязняющих сточные воды веществ – минеральные и органические. | § 53 | |
8 | Водоохранные мероприятия. | Водоохранная, прибрежная зона, санитарная зона. | § 54 | |
9 | Обобщение по теме: «Водохозяйственная экология». | Контрольная работа. | Повторить | |
Раздел 10. Промышленная экология ( 11 часов). | ||||
1 | Научно-технический прогресс и экология. | НТР, экологические проблемы и глобальная катастрофа, природообразующая сила человечества. | § 55 | |
2 | Промышленное загрязнение атмосферы. | Аэрозоль, парниковый эффект, радиоактивное загрязнение, кислотные дожди, степень загрязнения, канцерогены, парниковый эффект и его усиление. | § 56 | |
3 | Промышленное загрязнение воды. Очистка сточных вод. | Механический, химический, биологический методы очистки воды, использование воды в промышленности. | § 57 | |
4 | Промышленное загрязнение почв. Рекультивация почв. | Источники загрязнения почв, классы опасности загрязнения, рекультивация (техническая, биологическая). | § 58 | |
5 | Промышленные и бытовые отходы и их утилизация. | Токсичные вещества, синтетические материалы, утилизация и сжигание отходов, вторичное сырье. | § 59 | |
6 | Обобщение темы «Промышленное загрязнение атмосферы, воды, почвы». | Повторить | ||
7 | Защита биосферы от разрушительного воздействия промышленности. | Защита атмосферы, воды, почвы, организация безотходных производств. | § 60 | |
8 | Экологически чистые источники энергии. Энергосбережение и энергоэффективность. | Энергия воды, ветра, Солнца, геотермальная энергия, энергосбережение, энергоэффективность. | § 61, 62 | |
9 | Общегосударственная экологическая служба и экологический контроль. | Экологический контроль, систематичность, комплексность, единые методы и методики. | § 63 | |
10 | Понятие об экологическом мониторинге. | Мониторинг (локальный, региональный, глобальный). | § 64 | |
11 | Тестирование по теме: «Промышленная экология». | Повторить | ||
Повторение и обобщение основных вопросов курса 8 класса ( 1 час). | ||||
1 | Повторение и обобщение основных вопросов курса 8 класса. | Повторить |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по экологии 10-11 класс
Учебник Е.А.Криксунова и В.В.Пасечника "экология"10(11)....
Тематическое планирование по экологии растений 6 класс
Планирование расчитано на 68 часов. ...
Календарно - тематическое планирование по экологии 5 класс
Рабочая программа по экологии составлена на основе программы Колчанова В.И. и Шурыгиной А.Г. Курс рассчитан на 34 часа учебного времени в год из расчета 1 час в неделю. Программа включает ...
Календарно - тематическое планирование по экологии 7 класс
Рабочая программа разработана на основе программы "Эклогия растений" автор И. М. Швец. Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых начало...
Календарно - тематическое планирование по экологии 8 класс (на 34, на 17 часов)
Изучение «Экологии человека» в 8 классе осуществляется в соответствии с программой авторского коллектива Федоровой М.З., Кучменко В.С., Лукиной Т.П.. Программа предназначена для организации обучения э...
Календарно-тематическое планирование по экологии "Экология Москвы и устойчивое развитие" 10 класс.
Календарно-тематическое планирование по экологии"Экология Москвы и устойчивое развитие" для 10 класса.Учебник: Г.А.Ягодин, М.В.Аргунова, Т.А.Плюснина, Д.В.Моргун«Экология Москвы и устойчивое развитие»...
Календарно-тематическое планирование по экологии 6-9 классы
Файл содержит календарно-тематическое планирование по экологии для 6-9 классов....