Тематическое планирование по экологии. 7-8 классы.
календарно-тематическое планирование по экологии (7 класс) по теме

Аганина Елена Николаевна

Тематическое планирование по экологии 7 - 8 классы по программе Зверева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya._zverev._7-8_klassy.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          Пояснительная записка.

Данная программа по курсу «экологического образования» составлена на  основе программы по экологии в соответствии с рекомендациями Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ.(5 марта 2002г.)

Целью современного экологического образования является: научить людей жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на мировоззрении, которое должно прийти на смену господствующему в настоящее время потребительскому мировоззрению. В связи с этим воспитательная и образовательная деятельность сконцентрирована на решении именно этой задачи. Успех решения всех остальных задач экологии – сохранение природы, уменьшение техногенного пресса и загрязнения окружающей среды и др. - напрямую зависит от достижения фундаментальной цели экологического образования.

Данная авторская программа непрерывного экологического образования школьников преследует именно эту фундаментальную цель -  формирование у  обучающихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании. Поэтому в ней большое внимание уделено экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера: экологической культуре, нравственности и морали, экологическому праву, экологическим общественным движениям, истории взаимоотношений общества и природы.

В программе представлены основные направления развития современной экологии- биологическая, прикладная , социальная и глобальная экология. Все разделы программы взаимосвязаны между собой, имеют преемственность на каждом этапе обучения. Содержание программы скоординировано с содержанием других школьных предметов, и,  прежде всего с биологией, географией, историей, физикой, химией и природоведением. Предмет «Экология» рассматривается автором как естественное  объединяющее начало, вокруг которого и на базе которого осуществляется экологизация всех остальных школьных предметов.

Целью преподавания экологии в 7-8  классах является:

-    продолжить  воспитание экологического мировоззрения на основе изучения итории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе «общество – природа»;

  1. раскрыть основные понятия и основное содержание экологии;
  2. показать причины региональных и глобальных экологических проблем и возможные пути их преодоления как на основе более рационального природопользования. Так и изменения потребительского мировоззрения на экологическое.

В результате изучения экологии  в 7 – 8  классах учащиеся должны знать:

-основные результаты воздействия общества на природу в доисторическое и историческое время;

-основные экологические последствия этого воздействия;

-современное  экологическое состояние экосистем, закономерности их развития;

-основные экологические проблемы разных отраслей народного хозяйства;

-основные природоохранные мероприятия;

-принципы рационального природопользования;

-условия устойчивого развития человечества.

Учащиеся должны уметь:

-анализировать различные экологические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению;

-оценивать общее экологическое состояние экосистем;

-проводить практическую работу по посадке деревьев, уборке территории;

-приобрести практические навыки и умение работать в коллективе, решать коллективные задачи.

При составлении использована следующая литература:

  1. «Экология» 7-9 классы А.Т.Зверев, Москва. Оникс 2007г.
  2. Методическое пособие «Экология» 7-9 классы. А.Т.Зверев, В.Н.Кузнецов, Москва: изд. Оникс 2007г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ    «ЭКОЛОГИЯ – 7 класс», 35 часов.      

Дата

№ п/п

Тема

Отработка основных определений и  ведущих понятий

Домашнее задание

Введение (3 часа).

1

Экология, этапы ее становления и место среди других наук.

Экология, природа (живая и неживая), окружающий мир

§ 1

2

Цель и задачи экологии.

Антропогенный фактор, биоэкология, прикладная экология, социальная экология.

§ 2

3

Значение экологии. Урок-экскурсия «Дом, в котором я живу».

§ 3

Часть 1. Биоэкология.

Раздел 1. Экология организмов (6 часов).

1

Взаимоотношения организма с окружающей природной средой.

Среда обитания, приспособленность (адаптированность), относительный характер приспособленности, эволюция.

§ 4

2

Естественный отбор и наследственность.

Эволюция, наследственность, изменчивость, факторы эволюции, мутация.

§ 5,6

3

Экологические факторы. Классификация экологических факторов.

Экологический, абиотический, биотический, антропогенный факторы, техногенное воздействие.

§ 7

4

Изменчивость природной среды.

Климат, ледниковый период. Миграции, глобальное воздействие.

§ 8

5

Реакция организма на изменение условий жизни.

Приспособленность, обратимый характер приспособлений, акклиматизация (природная и искусственная), экотип.

§ 9

Раздел 2. Экология популяций (4 часа).

1

Понятия о популяциях. Свойства популяций животных.

Популяция, генетический фонд, пространственное распределение особей, численность и плотность популяции, динамика популяции, рождаемость и смертность, емкость среды, возрастные группы и соотношение полов.

§ 10

2

Колебания численности популяций в естественных условиях.

§ 10

3

Лимитирующие факторы роста популяций животных.

Лимитирующий фактор, конкуренция, минимальная, оптимальная и максимальная численность, хищники как лимитирующий фактор, прямое воздействие, косвенное воздействие.

§ 11

4

Пагубное воздействие высокой плотности.

«Шоковая болезнь», перенаселенность, общественное поведение.

§ 12

Раздел 3. Экология биоценозов. Экосистемы (12 часов).

1

Понятие биоценоза. Разграничение биоценозов и их свойства.

Биоценоз, фитоценоз, зооценоз, микоценоз, микробоценоз.

§ 13, 14

2

Причины разнообразия биоценозов.

Состав (набор) видов, свойства биоценозов, мозаичность, ярусность, исторические причины, биотические причины, климатические причины.

§ 15

3

Развитие биоценозов.

Биотоп, сукцессия первичная и вторичная, организмы-пионеры, динамика биоценозов.

§ 16

4

Обобщение темы «Экология

биоценозов».

Повторить

5

Понятие биогеоценоза и экосистемы.

Биогеоценоз, экосистема, микроэкосистемы, мезоэкосистемы, макроэкосистемы, макроэкосистемы, биосфера (глобальная экосистема), искусственная (антропогенная) экосистема, агроэкосистема.

§ 17

6

Иерархия экосистем и их типы.

Микроэкосистема, мезоэкосистема, макроэкосистема, антропогенные экосистемы, техногенные экосистемы.

§ 18

7

Перемещение вещества в экосистемах.

Пищевая, трофическая цепь, продуценты, консументы, редуценты, биологический круговорот веществ, автотрофы, гетеротрофы, детритофаги.

§ 19

8

Экологические пирамиды.

Пирамида численности, пирамида биомассы, пирамида энергии.

§ 20

9

Перенос энергии и продуктивность экосистем.

Фотосинтез, экологическая эффективность экосистемы, биологическая продуктивность, продукция (первичная, вторичная)

§ 21

10

Экологическая ниша. Адаптивная реакция.

Экологическая ниша, закон Гаузе (правило конкурентного исключения), интродукция, эволюционная адаптация.

§ 22,с23

11

Урок-экскурсия «Виды природных экосистем. Особенности формирования и существования разных экосистем».

Повторить  тему «Экосистемы».

12

Обобщающий урок по теме:  «Экосистемы».

Тест по теме.

Повторить.

Раздел 4. Учение о биосфере (4 часа).

1

Понятие биосфера.

Биосфера, оболочки Земли, озоновый слой, ультрафиолетовое излучение, свободный кислород.

§ 24

2

Биогеохимические циклы.

Биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, круговорот углерода, азота, фосфора, кислорода.

§ 25

3

Основные законы биосферы.

Закон функционирования, закон развития, закон целостности, искусственный круговорот веществ.

§ 26

4

Поток энергии и продуктивность на уровне биосферы.

Потоки энергии в биосфере, продуктивность (низкая и высокая), лимитирующие факторы, солнечная энергия и продуктивность экосистем.

§ 27

Раздел 5. Необходимость охраны животных, растений и мест их обитания (5 часов).

1

Значение диких видов животных и растений для человека.

Биоразнообразие, видообразование, вымирание, значение диких видов.

§ 28

2

Причины исчезновения диких видов животных и растений.

Загрязнение, фактор беспокойства, браконьерство, коллекционирование, предвзятое отношение

§ 29

3

Красная книга.

Красная книга, редкие виды, виды, находящиеся под угрозой исчезновения

§ 30

4

Охрана мест  обитания растений и животных.

Заповедник, заказник, национальный парк

§ 31

5

Итоговое тестирование по темам изученного курса.

Повторить

Повторение и обобщение основных вопросов курса 7 класса (1 час).

1

Повторение и обобщение основных вопросов курса 7 класса.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        «ЭКОЛОГИЯ – 8 класс», 35 часов.

Дата

№ п/п

Тема

Отработка основных определений и ведущих понятий

Домашнее задание

Часть 2. Прикладная экология

Раздел 6. Введение в прикладную экологию ( 1 час).

1

Основные понятия, цели, задачи и научные направления прикладной экологии.

Прикладная экология, цель и задачи прикладной экологии, сельскохозяйственная, лесохозяйственная, водохозяйственная и промышленная экология.

§ 32

Раздел 7. Сельскохозяйственная экология ( 7 часов).

1

Сельскохозяйственная деятельность и окружающая среда. История сельского хозяйства.

Сельское хозяйство, агроэкосистема, самовосстановление, самоочищение, двупольная, подсечно-огневая, трехпольная четырехпольная системы земледелия.

§ 33, 34

2

Влияние абиотических факторов на агроценозы.

Климат, почва, рельеф, плодородие, гумус, почвенный раствор, микроклимат.

§ 35

3

Деятельность человека по поддержанию агроэкосистем.

Удобрения, правила внесения удобрений, пестициды, фитонциды, биологические методы.

§ 36

4

Отрицательное воздействие человека на агроэкосистемы.

Эрозия почвы (ветровая, водная), кислотные дожди, засоление почв, кислотные дожди, уплотнение почв, отходы животноводства, вытаптывание почвы скотом.

§ 37

5

Мероприятия по сохранению плодородия почв.

Культивация,  севооборот, безотвальная обработка почвы, полезащитные лесополосы, дезактивация почвы.

§ 38

6

Экологически грамотное ведение сельского хозяйства.

Биологическое земледелие, органическое, зеленое, бактериальное, гумусовое  удобрение, культура земледелие.

§ 39

7

Обобщение по теме:   «Сельскохозяйственная экология».

Тест.

Повторить

Раздел 8. Лесохозяйственная экология ( 7 часов).

1

Истребление лесов на Земле – экологическая трагедия.

Значение леса для окружающей среды и живых организмов, фитоценоз, транспирация, фитонциды, глобальная экологическая катастрофа.

§ 40

2

Условия существования и продуктивность лесных экосистем.

Условия существования лесных экосистем, продуктивность, бонитет, годовой прирост древесины.

§ 41

3

Лесистость территории РФ.

Леса Российской Федерации, типы лесов (тайга, смешанные леса, широколиственные).

§ 42

4

Болезни леса и методы борьбы с ними.

Повреждение леса насекомыми и методы борьбы с ними.

Инфекционные и неинфекционные болезни леса, вредители листьев и хвои, корней, шишек, плодов и семян, стволовые вредители, биологические методы борьбы

§ 43, 44

5

Лесные пожары и защита леса от пожара.

Низовые, верховые, подземные пожары, противопожарные мероприятия.

§ 45

6

Влияние промышленных выбросов в атмосферу на здоровье леса.

Шкала оценки газоустойчивости, основные ядовитые вещества, признаки поражения деревьев, практика озеленения промзон.

§ 46

7

Обобщение по теме: «Лесохозяйственная экология».

Тест.

Повторить

Раздел 9. Водохозяйственная экология ( 8 часов).

1

Растительный и животный мир водных экосистем.

Фитопланктон, зоопланктон, укореняющиеся растения, придонные организмы.

§ 47

2

Экологическое состояние пресноводных водоемов и морей.

Эвтрофикация водоемов, малые реки – реки, имеющие в длину менее 200 км и площадь водосбора менее 2000 км.

§ 48

3

Экологические проблемы Балтийского моря.

Экологические проблемы Балтийского моря.

§ 49

4

Экологические проблемы Азовского и Каспийского морей.

Экологические проблемы морей:  Азовского моря, Каспийского моря.

§ 50

5

Подземные и грунтовые – источник питьевой воды.

Подземные воды, грунтовые воды,

§ 51

6

Определения качества питьевой воды.

Химический анализ, анализ физических свойств, анализ бактериологический, биоиндикаторы

§ 52

7

Основные источники загрязнения воды и состав сточных вод.

Концентрация загрязнения, Две группы загрязняющих сточные воды веществ – минеральные и органические.

§ 53

8

Водоохранные мероприятия.

Водоохранная, прибрежная зона, санитарная зона.

§ 54

9

Обобщение по теме: «Водохозяйственная экология».

Контрольная работа.

Повторить

Раздел 10. Промышленная экология ( 11 часов).

1

Научно-технический прогресс и экология.

НТР, экологические проблемы и глобальная катастрофа, природообразующая сила человечества.

§ 55

2

Промышленное загрязнение атмосферы.

Аэрозоль, парниковый эффект, радиоактивное загрязнение, кислотные дожди, степень загрязнения, канцерогены, парниковый эффект и его усиление.

§ 56

3

Промышленное загрязнение воды. Очистка сточных вод.

Механический, химический, биологический методы очистки воды, использование воды в промышленности.

§ 57

4

Промышленное загрязнение почв. Рекультивация почв.

Источники загрязнения почв, классы опасности загрязнения, рекультивация (техническая, биологическая).

§ 58

5

Промышленные и бытовые отходы и их утилизация.

Токсичные вещества, синтетические материалы, утилизация и сжигание отходов, вторичное сырье.

§ 59

6

Обобщение темы «Промышленное загрязнение атмосферы, воды, почвы».

Повторить

7

Защита биосферы от разрушительного воздействия промышленности.

Защита атмосферы, воды, почвы, организация безотходных производств.

§ 60

8

Экологически чистые источники энергии. Энергосбережение и энергоэффективность.

Энергия воды, ветра, Солнца, геотермальная энергия, энергосбережение, энергоэффективность.

§ 61, 62

9

Общегосударственная экологическая служба и экологический контроль.

Экологический контроль, систематичность, комплексность, единые методы и методики.

§ 63

10

Понятие об экологическом мониторинге.

Мониторинг (локальный, региональный, глобальный).

§ 64

11

Тестирование по теме: «Промышленная экология».

Повторить

Повторение и обобщение основных вопросов курса 8 класса ( 1 час).

1

Повторение и обобщение основных вопросов курса 8 класса.

Повторить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по экологии 10-11 класс

Учебник Е.А.Криксунова и В.В.Пасечника "экология"10(11)....

Тематическое планирование по экологии растений 6 класс

Планирование расчитано на 68 часов. ...

Календарно - тематическое планирование по экологии 5 класс

Рабочая программа по экологии составлена на основе программы Колчанова В.И. и Шурыгиной А.Г.  Курс рассчитан на 34 часа учебного времени в год  из расчета 1 час в неделю. Программа включает ...

Календарно - тематическое планирование по экологии 7 класс

Рабочая программа  разработана на основе программы "Эклогия растений" автор И. М. Швец. Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых начало...

Календарно - тематическое планирование по экологии 8 класс (на 34, на 17 часов)

Изучение «Экологии человека» в 8 классе осуществляется в соответствии с программой авторского коллектива Федоровой М.З., Кучменко В.С., Лукиной Т.П.. Программа предназначена для организации обучения э...

Календарно-тематическое планирование по экологии "Экология Москвы и устойчивое развитие" 10 класс.

Календарно-тематическое планирование по экологии"Экология Москвы и устойчивое развитие" для 10 класса.Учебник: Г.А.Ягодин, М.В.Аргунова, Т.А.Плюснина, Д.В.Моргун«Экология Москвы и устойчивое развитие»...

Календарно-тематическое планирование по экологии 6-9 классы

Файл содержит календарно-тематическое планирование по экологии для 6-9 классов....