Календарно - тематическое планирование по экологии 7 класс
календарно-тематическое планирование по экологии (7 класс) по теме

Чупрун Марина Александровна

Рабочая программа  разработана на основе программы "Эклогия растений" автор И. М. Швец. Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение экологию» и «Экология растений». Рассматривается влияние условий окру­жающей среды на животных, состав животного мира в разных мес­тах обитания, многообразие взаимных связей разных живых су­ществ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе. На основе данной программы организован учеб­ный курс из расчета 1 ч в неделю и использовано учебное пособие «Экология животных» (авт.: В.Г Бабенко и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_po_ekologii_v_7_klasse.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экология растений.
7
 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

Автор И.М. Швец

Пояснительная записка.

Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение экологию» и «Экология растений». Рассматривается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе. На основе данной программы организован учебный курс из расчета 1 ч в неделю и использовано учебное пособие «Экология животных» (авт.: В.Г Бабенко и др.).

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по курсу
«Экология животных»

1. Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.
2. Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.

3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.

4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.

5. Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.

6. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.

7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.

8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.

9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.

10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.

11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.

Тематическое планирование по экологии  в 7 классе.

34ч.

№ урока

Тема урока

Цели урока

Базовые понятия

Виды контроля

Дом. задание

Дата

Тема № 1 Экология животных: раздел науки и учебный предмет

(1ч.)

1(1)

Введение в экологию животных.

Сформировать понятие об экологии животных как раздела науки. Раскрыть биосферную роль животных и их многообразие на планете Земля

Экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой.

Промежуточный Индивидуальный

§ 1-5

Тема № 2 Условия существования животных

(4ч.)

1(2)

Многообразие условий обитания.

Познакомить учащихся с многообразием условий обитания животных на планете.

Среда обитания, условия существования.

Промежуточный Индивидуальный

§6

2(3)

Среды жизни.

Сформировать на конкретных примерах понятие «среда жизни»

Среды жизни.

Индивидуальный

§ 8-11

3(4)

Взаимосвязи организма и среды обитания.

Раскрыть на различных примерах взаимосвязь между организмами и средой обитания.

Автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание.

Самоконтроль

§12-13

4(5)

Предельные условия существования животных.

Сформировать представление о предельных условиях существования.

Предельные условия существования животных.

Индивидуальный

§7

Тема № 3  Среды жизни (5ч)

1(6)

Животный мир суши.

Познакомить учащихся с приспособленностью животных к условиям обитания в тундре, умеренной полосе, в горах.

Видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли. Суша как жилище.

Индивидуальный

§8

2(7)

Животный мир суши.

Познакомить учащихся с приспособленностью животных к условиям обитания в степях, пустынях, тропиках.

Видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли. Суша как жилище.

Самоконтроль

§9

3(8)

Животный мир морей и рек.

Раскрыть условия обитания животных в воде, отличие от условий обитания на суше.

Водоемы как жилище, бентос, планктон.

Индивидуальный

§10

4(9)

Животный мир почвы

Сформировать представление о приспособлениях животных к жизни в почве.

Почва, плотность почвы, Кислородный режим, температура почвы, плодородие почвы. Животные-землерои.

Промежуточный.

§11

5(10)

Живой организм как среда обитания животных.

Сформировать представление о живом организме как специфической среде обитания животных.

Животные – паразиты.

Самоконтроль

§12


Тема № 4   Жилища в жизни животных (1ч)

Самоконтроль. Индивидуальный.

1(11)

Жилище как среда обитания и одно из условий существования.

Сформировать представление о жилище как о среде обитания и одном из важнейших условий существования. Познакомить на конкретных примерах с разнообразием жилищ.

Жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо.

Промежуточный.

§ 14


Тема № 5 Биотические экологические факторы в жизни животных (3ч)

1(12)

Взаимоотношения между животными одного вида.

На конкретных примерах раскрыть взаимоотношения между животными одного вида: между родителями и потомством, групповой образ жизни, лидерство, подчиненность.

Внутривидовые взаимоотношения, групповой образ жизни, лидерство, подчиненность.

Самоконтроль

§ 28-31

2(13)

Взаимоотношения между животными разных видов.

Животные и микроорганизмы.

На конкретных примерах раскрыть взаимоотношения между животными разных видов: пищевые связи, хищники и жертвы, паразитизм, нахлебничество, квартиранство, конкуренция, симбиоз.

Межвидовые взаимоотношения, пищевые связи, хищники и жертвы, паразитизм, нахлебничество, квартиранство, конкуренция, симбиоз.

Микроорганизмы, грибковые и бактериальные заболевания.

Индивидуальный

§ 32-36

§33-34

3(14)

Контрольная работа №1

Промежуточный.

Тема № 6 Свет в жизни животных  (1ч)

1(15)

Свет в жизни животных  

Сформировать понятие о свете как экологическом факторе. Раскрыть классификацию животных по отношению к свету. Познакомить с особенностями распространения животных в зависимости от светового режима.

Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Органы зрения и органы свечения. Световой режим.

Промежуточный.

§ 13

Тема № 7 Вода  в жизни животных  (2ч)

1(16)

Вода  в жизни животных  

Раскрыть значение воды в жизни животных. Познакомить учащихся с обменом воды у животных.

Содержание воды, поступление воды в организм, ее выделение.

Самоконтроль

§10

2(17)

Экологические группы животных по отношению к воде.

Сформировать представление об экологических группах животных по отношению к воде.

Экологические группы животных по отношению к воде. Бентос, планктон, нектон, литораль.

Индивидуальный

§ 21-23

Тема № 8  Температура  в жизни животных  (2ч)

 1(18)

Значение тепла для жизнедеятельности животных.

Раскрыть значение тепла для жизнедеятельности животных.

Холоднокровные животные, теплокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение.

Самоконтроль

§12

2(19)

Экологические группы животных по отношению к теплу.

Лаб. работа «Движение амебы при разных температурах».

Сформировать представление об экологических группах животных по отношению к теплу. Формирование практических умений работы с микроскопом.

Холоднокровные животные, теплокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение.

Индивидуальный

§ 26-27

Тема № 9  Воздух  в жизни животных.  (1ч)

1(20)

Воздух  в жизни животных  

Сформировать представление о газовом составе и движении масс воздуха как экологических факторах в жизни животного.

Окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание животных.

Промежуточный.

§11 дом. пр. раб. Сравнение приспособлений млекопит. к воздушной и наземной среде.

Тема № 10  Сезонные изменения в жизни животных. (4ч)

1(21)

Сезонные изменения в жизни животных как приспособления к меняющимся условиям.

Сформировать представление о сезонных изменениях в жизни животных как приспособлениях к меняющимся условиям существования.

Оцепенение, спячка.

Промежуточный Индивидуальный

§ 26 дом. пр. раб. «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной».

2(22)

Приспособления животных к сезонам года

Познакомить учащихся с морфологическими, физиологическими и поведенческими приспособлениями животных к сезонным изменениям.

Длина дня. Морфологические, физиологические и поведенческие приспособления.

Индивидуальный

§ 26

3(23)

Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.

Сформировать представление о миграции как приспособлении к сезонным изменениям условий обитания.

Миграции.

Самоконтроль

§ 27

4(24)

Лаб. работа «Влияние сезонных изменений  на развитие насекомых»

Формировать умения наблюдать за живыми организмами, определять их систематическую принадлежность, стадию развития.

Индивидуальный

§ 27

Тема № 11  Численность животных. (3ч)

1(25)

Популяции животных.

Сформировать понятие «Популяция животных».

Популяции животных. Область распространения.

Промежуточный Индивидуальный

§37

2(26)

Плотность популяции.

Сформировать понятие «Плотность популяции».

Плотность популяции. Неоднородность среды.

Индивидуальный

§37

3(27)

Численность популяции.

Сформировать понятие «Численность популяции».

Численность популяции, динамика численности

Самоконтроль

§38

Тема № 12  Изменения в животном мире Земли. (6ч)

1(28)

Многочисленные и малочисленные виды.

Познакомить учащихся с многочисленными и малочисленными видами животных. Раскрыть причины сокращения численности видов.

Многочисленные и малочисленные виды.

Самоконтроль, взаимоконтроль.

§ 39-40

2(29)

Естественное и искусственное изменение условий обитания.

Дать сравнительную характеристику естественных и искусственных изменений условий обитания.

Естественное и искусственное изменение условий обитания. Деятельность человека, загрязнения.

Самоконтроль, взаимоконтроль. Индивидуальный

§39-40

3(30)

Животные и человек.

Раскрыть историю становления взаимоотношений человека и животных.

Одомашнивание животных.

Индивидуальный

§ 41-44

4(31)

Редкие и охраняемые животные.

Сформировать представление о редких и охраняемых животных.

Редкие и охраняемые животные. Красная книга, заповедники, заказники.

Промежуточный Индивидуальный

§45-47

5(32)

Контрольная работа №2

Индивидуальный

6(33)

Обобщающий урок.

Обобщить и повторить материал по пройденному курсу.

Итоговый. Индивидуальный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по Экологии Томской области

Программа составлена для 7 класса. Рассчитана на 17 часов. Целью изучения программы является формирование экологической культуры личности, которая рассматривается как целостная система, вовлечение уча...

Календарно - тематическое планирование по экологии 5 класс

Рабочая программа по экологии составлена на основе программы Колчанова В.И. и Шурыгиной А.Г.  Курс рассчитан на 34 часа учебного времени в год  из расчета 1 час в неделю. Программа включает ...

Календарно - тематическое планирование по экологии 8 класс (на 34, на 17 часов)

Изучение «Экологии человека» в 8 классе осуществляется в соответствии с программой авторского коллектива Федоровой М.З., Кучменко В.С., Лукиной Т.П.. Программа предназначена для организации обучения э...

Календарно-тематическое планирование для 2 класса УМК М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса, Титул 2012

Материал содержит календарно-тематическое планирование для 2 класса новой версии учебника М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса...

Календарно-тематическое планирование по экологии "Экология Москвы и устойчивое развитие" 10 класс.

Календарно-тематическое планирование по экологии"Экология Москвы и устойчивое развитие" для 10 класса.Учебник: Г.А.Ягодин, М.В.Аргунова, Т.А.Плюснина, Д.В.Моргун«Экология Москвы и устойчивое развитие»...

Календарно-тематическое планирование по экологии 6-9 классы

Файл содержит календарно-тематическое планирование по экологии для 6-9 классов....

Календарно-тематическое планирование кружка "Экология растений"

Календарное планирование, которое предусматривает теоретические, практические и выездные занятия....