План-конспект урока по экологии (9 класс) по теме: Законы организации экосистем.
план-конспект урока (экология, 9 класс) по теме
В ходе урока учащиеся решают проблемный вопрос: в хозяйстве вырыли котлован и заполнили его водой. Можно ли сразу же поселить в нем рыб и без подкормки ждать роста их численности? Выводы по уроку (законы организации экосистем) учащиеся записывают в тетрадь. Урок сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ekologii_v_9.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок экологии в 9-м классе.
Тема урока: "Законы организации экосистем"
Автор: Гордич Лариса Леонидовна
учитель биологии и экологии МОУ «Лицей №107» г. Саратова
Цель: формирование знаний учащихся о законах организации экосистем.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Задачи:
- Воспитательные: продолжить воспитание чувства ответственности учащихся за состояние окружающей среды.
- Образовательные:
- Обобщить и углубить знания учащихся об особенностях организации экосистем, о функциональных компонентах экосистем и их взаимосвязи.
- Продолжить формирование целостного представления о мире.
- Развивающие:
- Продолжить развитие познавательного интереса учащихся, образного и логического мышления.
- Развивать умение формулировать выводы.
- Развивать четкость и образность речи.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник экологии для 10 класса Н.М. Черновой, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологическая установка на работу.
2. Проверка знаний.
Карточка с заданием (Приложение 1, Приложение 2).
3. Изучение нового материала.
1) Актуализация знаний и постановка проблемы.
Фронтальная беседа по вопросам:
- Что называют биоценозом?
- Приведите примеры биоценозов.
- От чего зависит устойчивость биоценозов?
Учитель: в хозяйстве вырыли котлован и заполнили его водой. Можно ли сразу же поселить в нем рыб и без подкормки ждать роста их численности?
Ответы учащихся.
2) Экологическая система как совокупность организмов и неорганических компонентов. Законы организации экосистем.
Учитель: при данных условиях существования рост численности запущенных рыб не произойдет, так как каждый живой организм представляет собой открытую биологическую систему, т. е. связан с окружающей средой постоянным потоком вещества и энергии, проходящим через их тела. Между организмом и окружающей средой должен постоянно происходить обмен веществ – одно из главных проявлений жизни.
Обратите внимание на эпиграф к уроку:
Текут наши тела, как ручьи,
И материя постоянно обновляется в них,
Как вода в потоке.
Гераклит
Как вы можете объяснить эти слова?
Ответы учащихся.
Учитель: в живые организмы постоянно поступают из окружающей среды потоки вещества – пища, вода, кислород. Пища содержит энергию, необходимую для работы клеток. Растительные организмы напрямую улавливают энергию солнечного света, запасают ее в химических связях органических соединений, а затем она перераспределяется через пищевые отношения в биоценозах. Таким образом, биоценоз является частью еще более сложной системы, в которую, кроме живых организмов, входит и их неживое окружение, содержащее вещество и энергию, необходимые для жизни.
Запись в тетради: биоценоз + физическое окружение = экосистема
Учитель формулирует первый закон организации экосистем, учащиеся записывают его в тетрадь:
Законы организации экосистем.
I Закон. Любая экосистема формируется из биоценоза и его физического окружения.
(Презентация, слайд: 2, 3)
Учитель: а теперь вернемся к нашему вопросу.
- Котлован с выпущенными в него рыбками будет являться экосистемой? Почему?
- Что необходимо для того, чтобы в котловане происходил круговорот вещества?
Ответы учащихся.
Учитель: экосистема может обеспечить круговорот вещества только в том случае, если включает необходимые для этого четыре составные части: запасы биогенных элементов, продуценты, консументы и редуценты.
(Презентация, слайд 4)
На основе имеющихся знаний ребята характеризуют функциональные компоненты экосистемы, учитель комментирует и дополняет ответы учащихся.
(Презентация, слайды: 5-9)
Учитель предлагает ребятам сформулировать второй закон организации экосистем, комментирует ответы учащихся, направляя их на более краткий и логически правильно построенный ответ. Второй закон ребята записывают в тетрадь:
II Закон. В экосистемах возникает и поддерживается биологический круговорот веществ через взаимодействие биогенов, продуцентов, консументов и редуцентов.
Учитель: в результате пищевых отношений между функциональными компонентами экосистемы синтезированные растениями органические вещества разрушаются в конце концов вновь до таких соединений, которые могут быть снова усвоены растениями. Сложная работа клеток и органов при этом сопровождается потерями энергии из организма. Энергия не исчезает бесследно, а превращается из одной формы в другую (учащиеся вспоминают первый закон термодинамики). В клетках живых организмов энергия, обеспечивающая химические реакции, превращается в тепловую, а тепло рассеивается в окружающем пространстве и она уже не может быть использована для работы (учащиеся вспоминают второй закон термодинамики). Поэтому каждый цикл круговорота вещества требует все новых поступлений энергии. (Презентация, слайд 10)
Ребята формулируют и записывают третий закон организации экосистем (учитель при необходимости комментирует и уточняет формулировку):
III Закон. Для поддержания экосистем и круговорота веществ в них необходим поток энергии.
4. Закрепление изученного материала.
Учитель: рассмотрите проблемный вопрос урока. Используя полученные знания, предложите условия организации устойчивой экосистемы.
Ребята предлагают варианты организации устойчивой экосистемы, комментируют ответы друг друга, при необходимости корректируют свои записи в тетради.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание:
§16, вопросы 1, 3-4 (устно).
Творческое задание: вопрос 2 (создайте презентацию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".
Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...
План-конспект открытого урока во 2-ом классе на тему "Друзья"
Тема интересная. У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Умение правильно использовать глаголы в единственном и множественном числах. Ознакомление с пословицами о дружбе на...
План-конспект открытого урока математики в 6б классе по теме «Решение уравнений» в рамках методической недели МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода
Разработка урока по математике 6 класс...
План-конспект открытого урока в 5 «А» классе по теме «Free Time»
Конспект урока на тему "Свободное время"...
План-конспект открытого урока в 7 "а" классе по теме "Обработка боковых срезов прямой юбки"
План-конспект открытого урока по теме "Обработка боковых срезов прямой юбки"...
План-конспект дистанционного урока по информатике 9 класса по теме:"Моделирование.Физические и информационные модели"
Тип урока: дистанционный урок изучения нового материала с применением готовых ЭОР(видеоурок, презентации, тест)...