Урок экологии в 11 классе "Особенности экологических связей человека"
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме
Урок экологии «Особенности экологических связей человека» - это урок формирования знаний в теме «Экологические связи человека».
Данный урок позволяет использовать ролевые игры, работу учащихся в группе, а также изучить дополнительный материал по теме.
Урок «Особенности экологических связей человека» предполагает актуализацию знаний, имеющихся у одиннадцатиклассников о биосоциальной сущности человека, о стадиях антропогенеза, роли биологических и социальных факторов в эволюции человека. Поэтому важно эмоционально оживить материал, сделать урок насыщенным полезной современной информацией, а также постараться раскрыть творческие особенности учащихся, уделить внимание анализу и сформулировать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ekologii.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
УРОК ЭКОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ
«ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ЧЕЛОВЕКА»
Автор: Павлова Татьяна Николаевна
Учитель биологии 1 категории
Педагогический стаж 14 лет
Омская область г. Исилькуль 2013
Цель: изучить особенности экологических связей человека
Задачи: сформулировать понятия: информационные связи, экосоциальные связи, орудийная деятельность человека. Выявить особенности экологических связей человека (пищевых, информационных и орудийной деятельности). Развивать умение решать экологические задачи. Воспитывать культуру поведения, умение общаться в группе.
Методы: урок построен с использованием элементов технологии развития критического мышления, на основе программы для общеобразовательных школ И.Н.Пономарёвой и др. по учебнику Н.М.Черновой «Основы экологии», 10-11 кл. М.Дрофа, 2007.
Оборудование: фрагменты видеофильма «Пища для размышлений» из серии ВВС «Жизнь млекопитающих».
Ход урока. 1) Организационный момент (объявить тему, цель, форму проведения урока). Класс поделён на 2 группы.
Мы вспомним стадии эволюции человека, Вы представите себя в роли первобытного человека, проявите незаурядные творческие способности, умение мыслить в нестандартной ситуации. Вам следует проявить свою находчивость, смекалку, грамотную речь, т.е. Вы покажете себя самыми адаптированными членами Ваших племён.
Мы изучили раздел биологии «Происхождение человека». Теперь Вы знаете, кто были предками человека и какие стадии антропогенеза человечество прошло до момента формирования вида «Человек Разумный Разумный».
Вспомните, на какой стадии антропогенеза биологическая эволюция человека замедляется и уступает место социогенезу? (Человек, как представитель биологического вида, сформировался на стадии кроманьонец).
Но помните, что человек – единственный на Земле биосоциальный вид. Человечество подчиняется и законам природы, и законам общества.
*Мозговая атака. Работая в паре, заполнить таблицу
Экологические связи человека
Экологическое сходство | Экологическое отличие |
Обмен информацией.
Все люди потребляют пищу и выделяют продукты физиологического обмена, защищаются от врагов и избегают других опасностей, участвуют в конкуренции за жизненные ресурсы и содействуют полезным для себя видам. Иными словами, человечеству свойствен весь спектр экологических связей.
В этом заключается основное экологическое сходство человечества с популяциями всех других видов.
Экологические отличия человека проявляются в уровне развития многих экологических связей и в особенности форм их реализации. Как популяция любого вида, человечество оказывает определённое воздействие на среду, в свою очередь, испытывая ответное её сопротивление. Но давление человечества несоизмеримо по своей мощи скорости её нарастания с влиянием на окружающую среду других видов. Это одна из самых существенных экологических особенностей человечества. Ещё одно принципиальное отличие человека от всех других видов животных, заключается в том, что современные люди не могут существовать без обмена результатами своей деятельности с себе подобными, без использования обобщённого опыта, накопленного предшествующими поколениями, т.е. человек не может жить вне общества.
Человек Разумный Разумный не может существовать вне общества.
2) Давайте вспомним, как происходят пищевые связи в мире животных, а затем сравним с человеческими. Я предлагаю сыграть в игру «Хищники и жертвы».
*Ролевая игра «Хищники и жертвы»: 2 команды, 20 карточек с названиями животных (10 жертв – названия открыты, 10 хищников – названия закрыты, т.е. никто не знает кто каким хищником является). Один «хищник» может «съесть» лишь одну жертву.
Жертвы (открыты) Хищники (закрыты)
- лось 1) медведь
- мышь 2) тигр
- заяц 3) волк
- гусеница 4) лиса
- олень 5) горностай
- косуля 6) синица
- зебра 7) окунь
- мальки рыб 8) акула
- куропатка 9) гадюка
- белка 10) куница
«Жертвы» ждут своей участи, а «хищники» выбирают себе пару, выходят вперёд и сообщают всем «Кто есть кто».
Консументами какого порядка является та и другая группа животных?
Все ли остались с пищей? Почему?
Какую роль играют хищники в природе?
Какой трофический уровень занимает человек?
3) Мы рассмотрели пример пищевых связей в животном мире. А теперь отметим особенности трофических связей человека.
Как и в глубокой древности современному человеку для поддержания жизнедеятельности требуется физиологическая норма – примерно 2500 ккал. в сутки. В этом его биологическая сущность за многие тысячелетия практически не изменилась. Естественно, что древние предки человека – собиратели и охотники – на добывание пищи не могли тратить больше энергии, чем получали, поедая добычу.
Пищевые (трофические) связи были простыми и непосредственными: потратил свою мускульную энергию на добывание пищи, съел добытое и восстановил свои энерготраты. Но обязательно с превышением, чтоб осталось на процессы жизнедеятельности и согревание организма. Кроме того, добычи должно было хватить более слабым членам племени, не участвующим в охоте: детям, женщинам и старикам. (Учебник, стр. 166, рис. 87).
А как относится к еде современный человек?
*Инсерт (маркировка текстов «Старые новые продукты», «Не делайте из еды культа») (см. Приложение)
Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
V «галочка» (то, что уже известно)
- (то, что противоречит представлению)
+ (то, что является интересным и неожиданным)
? (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)
Обсуждение.
Экологическая (пищевая) ёмкость человека возросла во много тысяч раз.
4) Информационные связи. Все живые существа способны обмениваться информацией с себе подобными.
На какой стадии антропогенеза человек овладел речью?
Обратите внимание на формирование подбородочного выступа и увеличение объёма головного мозга у неандертальцев.
Давайте представим себя в роли, например, древнейших людей, которые ещё не имели членораздельной речи и попробуем только невербальными средствами сообщить важную информацию.
*Ролевая игра «Сообщи информацию»: 2 племени хотят с помощью мимики и жестов сообщить друг другу следующее:
- Здесь был я
- Надвигается гроза
- Недалеко пасутся олени
- Ты красивая
- Я хочу на тебе жениться
- Рядом опасный хищник
Другое племя должно угадать, что ему сообщили. Очко получают те, кто правильно отгадает сообщение.
Сложно ли Вам было общаться только с помощью мимики и жестов?
Теперь Вы понимаете, насколько важное отличие от животных получил человек в процессе эволюции. Это речь и сознание.
А как «общаются» животные?
Особенности информационных связей в животном мире:
- используемые ими сигналы, как правило, просты и конкретны: предупреждение об опасности, сообщение о пище, обращение к половому партнёру или потомству и т.п.;
- дистанция их действия ограничена: от непосредственного физического контакта до сотен метров или нескольких километров;
- информативные сигналы фиксируются крайне редко и в простейшей форме («здесь был я» - через пахучие метки).
Накопление такой информации, её прямая передача и непосредственное использование старыми и последующими поколениями («внуками» и далее) невозможны.
Информационные связи в природных популяциях обеспечивают передачу конкретных сигналов на ограниченную дистанцию в течение ограниченного времени.
Уровень развития информационных связей в человеческом обществе качественно иной.
Особенности информационных связей человека:
- человек создал систему сложных сигналов, слов и фраз, в которых кодируется любая информация: как конкретно описательная, так и абстрактно-логическая. Чтобы побудить человека выполнить какое-то действие надо позитивно построить фразу. Например, «Иди спокойно», «Веди себя хорошо», «Береги своё здоровье».
- человек разработал технические средства, благодаря которым дальность действия информационных сигналов в пределах Земли стала практически безграничной, а скорость их передачи практически мгновенной.
- Человек научился фиксировать информацию (рисунки, письменность, фоно- и видеотеки, информационные банки) и передавать в пользование всем последующим поколениям.
Информационные связи человечества насыщены сигналами любой сложности, они способны не только единовременно охватить всю ныне живущую видовую популяцию, но, и адресованы всем будущим поколениям.
- Орудийная деятельность человека.
Вспомните, кто из первобытных людей впервые стал использовать «орудия»?
* Фрагмент видеофильма «Пища для размышлений» (7 минут).
Вопрос по фильму : какие преимущества человека перед животными позволили ему выиграть в охоте?
*Ролевая игра «Вождь племени».
Цель: 1) как можно быстрее соорудить орудия для раскалывания орехов (из камня, палки и верёвки).
2) За 1 минуту расколоть как можно больше орехов.
Выигравшая команда получает очко.
В природных популяциях орудийная деятельность – редкое исключение. Человечество, напротив, самое мощное давление на природу оказывает опосредованно, через орудия, машины, механизмы. В этом заключается ещё одно важное отличие экосоциальных связей современного человечества.
Закрепление.
Решение заданий на стр. 170. Работа в группах.
- Информационные или коммуникативные связи у животных достаточно разнообразны. Какого рода сигналы (звуковые, зрительные, химические и т.п.) наиболее характерны для:
А) насекомых; б) рыб; в) лягушек; г) змей; д) китов; е) приматов?
2) Каким животным и в какой форме свойственна химическая сигнализация?
3) В чём заключаются основные отличия использования орудий животными и человеком?
4) Приведите примеры орудийной деятельности животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих.
Обсудить, затем заслушать ответы.
Выставить оценки.
Домашнее задание.
Подготовить рефераты на темы:
«История развития средств передачи информации на расстояние в человеческом обществе».
«Достоинства и недостатки современных форм хранения информации»
Приложение.
Старые новые продукты. Г.А.Беллер «Экзамен разума» Москва. «Мысль» 1998.
Мы ограничили свой рацион набором привычных продуктов, служивших нам тысячелетиями. Рацион же далёких наших предков был значительно более разнообразен. Древние жители Мексики – ацтеки и тольтеки – употребляли в пищу одноклеточные водоросли, богатые и белками и витаминами. Содержание жиров, крахмала, сахара и белков в водорослях можно довести до таких пределов, что изготовленные из них хлеб, масло, сахар будут содержать в себе полезных компонентов больше, чем произведённые из пшеницы, подсолнечника и свеклы. Важная культура Южной Америки – амарант – имела в империи инков такое же значение, как и хлеб. Он хорошо растёт в засушливых районах и даже в периоды полной засухи может давать по 17 центнеров урожая с гектара. «Золотым фруктом Анд» называют наранхиллу, вкус плодов которой напоминает одновременно и ананас, и клубнику; специфичен вкус плодов томатного дерева цироманды, напоминающих формой плоды помидоров.
Тропики в целом дают нам более 200 видов фруктов (зона умеренного климата – в 20 раз меньше), в лесах же Юго-Восточной Азии культивируются более 100 видов фруктовых растений и примерно столько же произрастает в диком виде. При этом многие плоды выращиваются без обработки почв. Никакого ухода, например, не требует хлебное дерево, дающее мягкие сочные плоды, напоминающие по вкусу свежую булку с маслом. В тропиках Азии произрастает и «восковая» тыква, которая успешно могла бы культивироваться на других континентах. Урожаи её можно собирать по 3-4 раза в году. Полностью вызревший плод весит до 35-40 кг. длиной достигает двух метров и метра в диаметре. Однако в пищу его можно употреблять на любой стадии роста, используя и как вареный овощ, и в качестве заправки для супов, и как десерт. Воскообразная же его оболочка, предохраняя от микроорганизмов, позволяет сохранять плод без холодильника целый год.
В отличие от прошлых «зелёной» и «серой» сельскохозяйственных революций, увеличивавших урожаи созданием новых сортов обычными методами селекции и применением агрохимикатов, грядущая – «клеточная» - совершается уже не на полях, а в пробирках и колбах. Позволяя осуществлять эволюцию растений «молниеносно», она, однако, таит в себе и некоторые опасности. Одна из них в том, что «скоростное» культивирование экономически выгодных нам сегодня растений ведёт к постепенному исчезновению многих других культур, к обеднению генетического фонда планеты. Создание «банка сортов», сохранение растений в искусственных условиях не представляются удачным выходом. Во-первых, потому, что не все виды растений нам ещё известны, во-вторых, помещённые в «защитные» условия культуры перестают эволюционировать, тогда как их «враги» непрерывно совершенствуются. Так что наиболее эффективным «банком» флоры остаётся пока сама Земля.
Используемые материалы:
1. Учебник Н.М.Черновой «Основы экологии», 10-11 кл. М.Дрофа, 2007.
2. А.Беллер «Экзамен разума» Москва. «Мысль» 1998.
3. Фрагменты видеофильма «Пища для размышлений» из серии ВВС «Жизнь млекопитающих».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок экологии 9 класс "Экологическое и технологическое влияние на биосферу"
Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец. ...
Урок экологии по теме «На пороге экологической катастрофы» для 10 класса
Тема: НА ПОРОГЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ Цель: Закрепить пройденный материал и изучить новые понятия. Задачи: Образовательные: Обеспечить усвоение и ...
урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.
Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....
Презентация урока "Особенности пищевых и информационных связей человека" по экологии 11 класса
презентация к уроку экологии 11 класс...
Презентация к уроку экологии "Влияние шума на здоровье человека"
Материал рассказывает о том, что такое шум, какие виды шумов существуют и как они влияют на здоровье человека....
Презентация к уроку экология 6 класс "Улучшение почв человеком".
Презентация к уроку экология 6 класс "Улучшение почв человеком"....
Единый урок экологии "На пороге экологической катастрофы"
Урок проводится с целью привлечения внимания детей к возможности решения сложных экологических проблем и помощи в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранении ок...