конспект занятия "Зимой в лесу нет тайн"
план-конспект урока по экологии по теме

Хомякова Светлана Владимировна

 

Данный урок «Зимой в лесу нет тайн» - структурный элемент дополнительной образовательной программы эколого-биологической направленности «Экомир», разработанной для обучающихся 8-12 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zimoy_v_lesu_net_tayn.docx745.05 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое  занятие

«Зимой в лесу нет  тайн»

для обучающихся 9-12 лет

Автор : Хомякова С.В.

Сценарий занятия

1.Введение

Учитель: В зимнюю пору, когда снежный ковер оденет землю, неопытному человеку покажутся безжизненными и белые бескрайние поля, и неподвижно застывший, покрытый инеем  лес. Можно пройти много километров по снежным дорогам и не увидеть живого существа, и не услышать не звука.  Как вы думаете, ребята, почему лес часто кажется нам безжизненным?

Ученики: Потому, что лесные жители давно услышали о приближении человека и притихли, ушли подальше вглубь леса.

Учитель:  В лесу очень тихо. Разве только черный ворон пролетит высоко, протяжно прокаркает два – три раза «кро –крук, кро – крук…», или застрекочет сорока. Но зато  в эту пору опытный взгляд  может читать на чистой поверхности снега целые повести из зимней жизни пернатых и четвероногих обитателей полей и леса. Ребята, скажите каких зверей и птиц  можно встретить в зимнюю пору в наших лесах?

Ученики: Волка,  лисицу, зайца, белку, снегирей, поползня, клёста, дрозда, синицу, воробьев, дятла и т.д.    

Учитель:  А теперь, попробуйте угадать,  про каких птиц и зверей идет речь.

  1. На ветвях рябины, клена или другого дерева  можно увидеть важную, гордую птицу.  Эти птицы прилетают к нам из более холодных мест, с севера. У  самочек серая, а у самцов красная грудка.                    Снегирь
  2. Эта птица  зимой – кузнец, а летом – врач.                                    Дятел
  3. У какой птицы клюв похож на изогнутые клещи? Птенцы у этой птицы  появляются зимой?                                                                         Клёст
  4. Корм этого животного – молодые веточки и кора. В начале зимы он сбрасывает рога.                                                                               Лось

5.Пищу, он добывает из–под снега, в основном. Выкапывает орехи, зелёную траву, жёлуди. Если при этом попадут мышь, полёвка, насекомые  - всё съедает.                                                                                                Кабан                                 

6. Ночные животные. Днем они лежат, затаившись, где-нибудь в кустах, под упавшим деревом. Быстро бегают и ловко запутывают следы.              Зайцы

7. Могут долго,  упорно преследовать свою добычу – зайцев, кабанов, лося.

Волки

8. У этого животного очень хороший слух. Слышит под снегом как пищит мышь.                                                                                                                  Лиса

9. Ловкий хищный зверек. Этот зверёк так мал, что забирается за мышами и полёвками  прямо в их норы. Летом у зверька коричневая спинка и беленький животик. К зиме  весь становится белым и совсем незаметен.                  Ласка

Учитель: Молодцы!  Вы хорошо знакомы с повадками и особенностями  питания  животных и птиц Кузбасса.

2. Изучение нового материала

Учитель: В последнее время разработано много методов изучения животных: наблюдение за ними в неволе, изучение образа жизни и поведения и другие. Животные в природе ведут скрытный образ жизни и поэтому наблюдения  за ними чрезвычайно трудно и удаётся редко. Разгадать тайны леса из жизни его обитателей помогают следы.

Густой зелёный ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шёл олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,

Здесь ёлку гнул и белым зубом скреб –

И много хвойных крестиков, остинок

Осыпалось с макушки на сугроб…                                                     И.Бунин

Учитель: А теперь давайте познакомимся со следами этих животных.

(Демонстрация следв)

Следы заячьего типа.

Две продолговатые ямки впереди, две поменьше – чуть сзади.

Следы собачьего типа.

 Отпечатки подушечек

четырёх пальцев с когтями и округлой пяткой

Следы куньего типа.

Две ямки рядом, чуть подальше – ещё две и так далее. Следопыты называют такой след двучеткой.

След кошачьего типа.

Округлой формы и не имеют отпечатки когтей.

Следы медвежьего типа.

Отпечатки с повёрнутыми внутрь носками и с когтями

Следы копытных животных.

Отпечатки раздвоенных копыт

Учитель: Изучать жизнь животных и птиц  можно не только по их отпечаткам, но и по другим следам их жизнедеятельности: кучки помета, мочевые точки, лёжки, остатки «обеда».

(Демонстрация дидактического материала «Следы жизнедеятельности животных и птиц» )

Учитель: Ребята,  давайте посмотрим кусочек видеофильма, рассказывающей о жизни  стаи  волков.  Во время просмотра фильма определите основные следы жизнедеятельности волков, по которым можно узнать многое из жизни этих удивительных животных.

(Просмотр фильма «В стае волков»)

Учитель: Можно отправиться в зимний  лес «за следами» на лыжах прихватив с собою бинокль, фотоаппарат, а если ни того, ни другого нет, то  можно взять с собой кусочки стекла или прозрачного пластика, восковой карандаш. На след на снегу накладывается стекло и обводится контур следа, а уже дома отпечаток можно перевести на бумагу. Таким образом, у вас будет своя  коллекция следов.

Учитель:  А, теперь, рассмотрим фотографии следов на снегу и попробуем разгадать, что происходило там.

(Демонстрация следов)

Оборудование: фотографии следов.

                   Индивидуальная работа «Таинственный след»

Учитель: Ребята, придумайте след фантастического животного и опишите его поведение, характер, чем он питается и где живет.

Оборудование:  шнурки  различной длинны, скрепки.

                           Групповая работа «Чей след?»

Учитель: Ребята, составьте зоо-лото на совпадение следов и   внешнего вида животного.

Оборудование:  зоо-лото «Чей след?»

Дидактическая игра

ЗОО-ЛОТО

« Чей след?»

старт

Дидактическая игра

ЗОО-ЛОТО

« Чей след?»

                 финиш

3. Закрепление материала

(Групповая работа, аппликация.)

Учитель: Придумайте историю из жизни лесных обитателей в зимнюю пору и изобразите происходящее на листе бумаги с помощью аппликаций следов. А, мы, все вместе попробуем разгадать загадки на снегу и закрепить изученный материал. Следопыты! Какие звери оставили здесь свои следы?

Оборудование: следы животных, ватман, ножницы, клей.

Техника безопасности при работе с клеем и ножницам

- передавать ножницы кольцами вперед;

- не кидать, не размахиваться, не брать в рот ножницы;

- избегать попадания клея  в глаза, при попадании промыть глаза проточной водой.

4. Подведение итогов занятия

Учитель: Мы, сегодня, побывали с вами в зимнем лесу, встретились с уже знакомыми нам обитателями леса, научились определять основные типы следов, узнали все тайны зимнего леса.

Следы каких зверей и птиц мы можем встретить в наших лесах?

Какие особенности можно рассмотреть на отпечатках следов?

Как нужно вести себя в лесу?

Термины:

Двучетка – след куницы.  Две ямки рядом, чуть подальше – ещё две и так далее.

Тропление – выхаживание по следу, пройденному зверем, и регистрация.

5. Домашнее задание

Учитель: Рассмотрите следы  около вашего дома. Это могут быть следы собаки, кошки, птиц: синицы, воробьёв, сороки,

 голубей.  Какие  следы оставляют на местах кормежки снегири, свиристели.   Нанесите на плане характерные следы. Попробуйте определить хозяина следа. На следующем занятии мы продолжим изучение отпечатков следом на снегу по вашим фотографиям и зарисовкам.

До свидания! 

Раздаточный материал

1. Типы следов животных

                                     

                                     2. Типы следов животных

Тип

Животные

Отличительные черты

Следы заячьего типа.

Заяц – русак

Заяц – беляк

Белка

Две продолговатые ямки побольше впереди, две поменьше – чуть сзади.

Следы собачьего типа.

Лисица

Волк

Енотовидная собака

Собака

Отпечатки подушечек

четырёх пальцев с когтями и округлой пяткой

Следы  по прямой

Отходят от прямой линии

Следы куньего типа

Выдра

Куница

Хорь

Норка

Ласка

Горностай

Две ямки рядом, чуть подальше – ещё две и так далее. Следопыты называют такой след двучеткой.

След кошачьего типа. 

Рысь

кошка

Округлой формы и не имеют отпечатки когтей.

Следы медвежьего типа.

Бурый медведь

Барсук

Отпечатки с повёрнутыми внутрь носками и с когтями

Следы копытных животных.

Лось

Кабан

Олень

Косуля

Отпечатки раздвоенных копыт

3. Типы следов птиц

Тип

Вид птиц

Особенности

Врановые

Сорока

Ворона

Ворон

Отпечаток ступенчатого хвоста Длинная шпора

Птицы, лазающие по деревьям

Синица

Гаичка

Сойка

Три передних пальца сжаты

Длинная шпора

Полу наземные птицы

Домовой воробей

Длинная шпора

Хищние

Сова

Неясыть

Растопыренные  четыре пальцы. Отпечатки когтей

Тетеревинные

Фазан          Глухарь

Рябчик

Три передних пальца растопырены. Коротенькая шпора.

Водоплавающие

Утка

Гусь

Камышница

Перепонки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект " Осень в лесу".

Цель:1.     Расширять знание детей о характерных признаках осенней погоды в     природе.2.     Развивать творческую инициативу; эстети...

презентация к конспекту "Зима в лесу"

презентация к конспекту открытого занятия "Зима в лесу"...

Конспект урока "Вырубка леса в Вологодской области"

Рассмотрена одна из острых экологических проблем человечества "Вырубка леса": проблемы, следствия, пути решения....

Конспект урока "Заготовка леса. Круглые лесоматериалы"

Урок в 5 классе.Данный урок относится к  разделу «материаловедение». На изучение отводится 4 часа. Он проводится в соответствии с тематическим планированием. Перед началом урока ученикам пр...

конспект урока -путешествия "Леса умеренного пояса. Тайга"

Тип урока: Урок «открытия» нового знанияЦЕЛЬ: Познакомиться с особенностями органического мира тайгиЗАДАЧИ:1.      Формировать предметные УУД: понятие тайга, животный мир тайг...

Конспект урока "Животные леса"

Открытый урок по естествознанию...

конспект занятия "В лесу родилась елочка"

«В лесу родилась елочка» - занятие для дошкольников 6-7 лет, занимающихся в объединении «Окружающий мир». Продолжительность занятия 25 минут.Цель: познакомить с морфологическими  особенностями хв...