конспект занятия "Зимой в лесу нет тайн"
план-конспект урока по экологии по теме
Данный урок «Зимой в лесу нет тайн» - структурный элемент дополнительной образовательной программы эколого-биологической направленности «Экомир», разработанной для обучающихся 8-12 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zimoy_v_lesu_net_tayn.docx | 745.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие
«Зимой в лесу нет тайн»
для обучающихся 9-12 лет
Автор : Хомякова С.В.
Сценарий занятия
1.Введение
Учитель: В зимнюю пору, когда снежный ковер оденет землю, неопытному человеку покажутся безжизненными и белые бескрайние поля, и неподвижно застывший, покрытый инеем лес. Можно пройти много километров по снежным дорогам и не увидеть живого существа, и не услышать не звука. Как вы думаете, ребята, почему лес часто кажется нам безжизненным?
Ученики: Потому, что лесные жители давно услышали о приближении человека и притихли, ушли подальше вглубь леса.
Учитель: В лесу очень тихо. Разве только черный ворон пролетит высоко, протяжно прокаркает два – три раза «кро –крук, кро – крук…», или застрекочет сорока. Но зато в эту пору опытный взгляд может читать на чистой поверхности снега целые повести из зимней жизни пернатых и четвероногих обитателей полей и леса. Ребята, скажите каких зверей и птиц можно встретить в зимнюю пору в наших лесах?
Ученики: Волка, лисицу, зайца, белку, снегирей, поползня, клёста, дрозда, синицу, воробьев, дятла и т.д.
Учитель: А теперь, попробуйте угадать, про каких птиц и зверей идет речь.
- На ветвях рябины, клена или другого дерева можно увидеть важную, гордую птицу. Эти птицы прилетают к нам из более холодных мест, с севера. У самочек серая, а у самцов красная грудка. Снегирь
- Эта птица зимой – кузнец, а летом – врач. Дятел
- У какой птицы клюв похож на изогнутые клещи? Птенцы у этой птицы появляются зимой? Клёст
- Корм этого животного – молодые веточки и кора. В начале зимы он сбрасывает рога. Лось
5.Пищу, он добывает из–под снега, в основном. Выкапывает орехи, зелёную траву, жёлуди. Если при этом попадут мышь, полёвка, насекомые - всё съедает. Кабан
6. Ночные животные. Днем они лежат, затаившись, где-нибудь в кустах, под упавшим деревом. Быстро бегают и ловко запутывают следы. Зайцы
7. Могут долго, упорно преследовать свою добычу – зайцев, кабанов, лося.
Волки
8. У этого животного очень хороший слух. Слышит под снегом как пищит мышь. Лиса
9. Ловкий хищный зверек. Этот зверёк так мал, что забирается за мышами и полёвками прямо в их норы. Летом у зверька коричневая спинка и беленький животик. К зиме весь становится белым и совсем незаметен. Ласка
Учитель: Молодцы! Вы хорошо знакомы с повадками и особенностями питания животных и птиц Кузбасса.
2. Изучение нового материала
Учитель: В последнее время разработано много методов изучения животных: наблюдение за ними в неволе, изучение образа жизни и поведения и другие. Животные в природе ведут скрытный образ жизни и поэтому наблюдения за ними чрезвычайно трудно и удаётся редко. Разгадать тайны леса из жизни его обитателей помогают следы.
Густой зелёный ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шёл олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.
Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь ёлку гнул и белым зубом скреб –
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб… И.Бунин
Учитель: А теперь давайте познакомимся со следами этих животных.
(Демонстрация следв)
Следы заячьего типа.
Две продолговатые ямки впереди, две поменьше – чуть сзади.
Следы собачьего типа.
Отпечатки подушечек
четырёх пальцев с когтями и округлой пяткой
Следы куньего типа.
Две ямки рядом, чуть подальше – ещё две и так далее. Следопыты называют такой след двучеткой.
След кошачьего типа.
Округлой формы и не имеют отпечатки когтей.
Следы медвежьего типа.
Отпечатки с повёрнутыми внутрь носками и с когтями
Следы копытных животных.
Отпечатки раздвоенных копыт
Учитель: Изучать жизнь животных и птиц можно не только по их отпечаткам, но и по другим следам их жизнедеятельности: кучки помета, мочевые точки, лёжки, остатки «обеда».
(Демонстрация дидактического материала «Следы жизнедеятельности животных и птиц» )
Учитель: Ребята, давайте посмотрим кусочек видеофильма, рассказывающей о жизни стаи волков. Во время просмотра фильма определите основные следы жизнедеятельности волков, по которым можно узнать многое из жизни этих удивительных животных.
(Просмотр фильма «В стае волков»)
Учитель: Можно отправиться в зимний лес «за следами» на лыжах прихватив с собою бинокль, фотоаппарат, а если ни того, ни другого нет, то можно взять с собой кусочки стекла или прозрачного пластика, восковой карандаш. На след на снегу накладывается стекло и обводится контур следа, а уже дома отпечаток можно перевести на бумагу. Таким образом, у вас будет своя коллекция следов.
Учитель: А, теперь, рассмотрим фотографии следов на снегу и попробуем разгадать, что происходило там.
(Демонстрация следов)
Оборудование: фотографии следов.
Индивидуальная работа «Таинственный след»
Учитель: Ребята, придумайте след фантастического животного и опишите его поведение, характер, чем он питается и где живет.
Оборудование: шнурки различной длинны, скрепки.
Групповая работа «Чей след?»
Учитель: Ребята, составьте зоо-лото на совпадение следов и внешнего вида животного.
Оборудование: зоо-лото «Чей след?»
Дидактическая игра ЗОО-ЛОТО « Чей след?» старт | |
Дидактическая игра ЗОО-ЛОТО « Чей след?» финиш |
3. Закрепление материала
(Групповая работа, аппликация.)
Учитель: Придумайте историю из жизни лесных обитателей в зимнюю пору и изобразите происходящее на листе бумаги с помощью аппликаций следов. А, мы, все вместе попробуем разгадать загадки на снегу и закрепить изученный материал. Следопыты! Какие звери оставили здесь свои следы?
Оборудование: следы животных, ватман, ножницы, клей.
Техника безопасности при работе с клеем и ножницам
- передавать ножницы кольцами вперед;
- не кидать, не размахиваться, не брать в рот ножницы;
- избегать попадания клея в глаза, при попадании промыть глаза проточной водой.
4. Подведение итогов занятия
Учитель: Мы, сегодня, побывали с вами в зимнем лесу, встретились с уже знакомыми нам обитателями леса, научились определять основные типы следов, узнали все тайны зимнего леса.
Следы каких зверей и птиц мы можем встретить в наших лесах?
Какие особенности можно рассмотреть на отпечатках следов?
Как нужно вести себя в лесу?
Термины:
Двучетка – след куницы. Две ямки рядом, чуть подальше – ещё две и так далее.
Тропление – выхаживание по следу, пройденному зверем, и регистрация.
5. Домашнее задание
Учитель: Рассмотрите следы около вашего дома. Это могут быть следы собаки, кошки, птиц: синицы, воробьёв, сороки,
голубей. Какие следы оставляют на местах кормежки снегири, свиристели. Нанесите на плане характерные следы. Попробуйте определить хозяина следа. На следующем занятии мы продолжим изучение отпечатков следом на снегу по вашим фотографиям и зарисовкам.
До свидания!
Раздаточный материал
1. Типы следов животных
2. Типы следов животных
Тип | Животные | Отличительные черты | |
Следы заячьего типа. | Заяц – русак Заяц – беляк Белка | Две продолговатые ямки побольше впереди, две поменьше – чуть сзади. | |
Следы собачьего типа. | Лисица Волк Енотовидная собака Собака | Отпечатки подушечек четырёх пальцев с когтями и округлой пяткой | Следы по прямой |
Отходят от прямой линии | |||
Следы куньего типа | Выдра Куница Хорь Норка Ласка Горностай | Две ямки рядом, чуть подальше – ещё две и так далее. Следопыты называют такой след двучеткой. | |
След кошачьего типа. | Рысь кошка | Округлой формы и не имеют отпечатки когтей. | |
Следы медвежьего типа. | Бурый медведь Барсук | Отпечатки с повёрнутыми внутрь носками и с когтями | |
Следы копытных животных. | Лось Кабан Олень Косуля | Отпечатки раздвоенных копыт |
3. Типы следов птиц
Тип | Вид птиц | Особенности |
Врановые | Сорока Ворона Ворон | Отпечаток ступенчатого хвоста Длинная шпора |
Птицы, лазающие по деревьям | Синица Гаичка Сойка | Три передних пальца сжаты Длинная шпора |
Полу наземные птицы | Домовой воробей | Длинная шпора |
Хищние | Сова Неясыть | Растопыренные четыре пальцы. Отпечатки когтей |
Тетеревинные | Фазан Глухарь Рябчик | Три передних пальца растопырены. Коротенькая шпора. |
Водоплавающие | Утка Гусь Камышница | Перепонки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект " Осень в лесу".
Цель:1. Расширять знание детей о характерных признаках осенней погоды в природе.2. Развивать творческую инициативу; эстети...
презентация к конспекту "Зима в лесу"
презентация к конспекту открытого занятия "Зима в лесу"...
Конспект урока "Вырубка леса в Вологодской области"
Рассмотрена одна из острых экологических проблем человечества "Вырубка леса": проблемы, следствия, пути решения....
Конспект урока "Заготовка леса. Круглые лесоматериалы"
Урок в 5 классе.Данный урок относится к разделу «материаловедение». На изучение отводится 4 часа. Он проводится в соответствии с тематическим планированием. Перед началом урока ученикам пр...
конспект урока -путешествия "Леса умеренного пояса. Тайга"
Тип урока: Урок «открытия» нового знанияЦЕЛЬ: Познакомиться с особенностями органического мира тайгиЗАДАЧИ:1. Формировать предметные УУД: понятие тайга, животный мир тайг...
Конспект урока "Животные леса"
Открытый урок по естествознанию...
конспект занятия "В лесу родилась елочка"
«В лесу родилась елочка» - занятие для дошкольников 6-7 лет, занимающихся в объединении «Окружающий мир». Продолжительность занятия 25 минут.Цель: познакомить с морфологическими особенностями хв...