Конспект урока "Животные леса"
план-конспект урока по естествознанию на тему
Открытый урок по естествознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_na_temu_zhivotnye_lesa_2014.docx | 313.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Животные леса
Тип урока: усвоение новых знаний.
Общая дидактическая цель:
Создать условия для усвоения новых знаний и закрепления имеющихся о животных леса.
Задачи по содержанию урока:
- Коррекционно - образовательные:
- Систематизировать и расширить знания учащихся о животных леса.
- Научить различать животных по существенным признакам: внешнему виду, образу жизни, приспособленности животных к условиям окружающей среды.
- Учить сравнивать, обобщать; развивать наблюдательность, внимание; активизировать процесс восприятия.
- Коррекционно-развивающие:
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между многообразием растительного и животного мира..
- Развивать мышление, внимание, память.
- Развивать монологическую речь, обогащать словарный запас детей, формировать грамматический строй речи.
- Коррекционно – воспитывающие :
- Воспитывать гуманное отношение к животным.
- Воспитывать желание беречь и охранять природу.
- Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесным богатствам.
- Формировать эстетический вкус через соответствующую наглядность.
Оборудование: учебник природоведения, компьютер для учителя, проектор; экран; авторский медиапродукт (Приложения);таблицы со словарными словами, предметные картинки, кроссворд.
Ход урока
- Организационный момент.
Слайд № 1. На презентационном экране заставка урока, звучат голоса птиц, шум лесного ручья.
- Здравствуйте, ребята! Сядьте удобно. Начинаем урок природоведения.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно,
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
Итак, на уроке будем внимательны, активны, старательны. Напоминаю, что мы на уроке не перебиваем учителя и своих товарищей, даем высказаться до конца и только после этого поднимаем руку, чтобы дополнить ответ.
II. Проверка домашнего задания:
- Начнем урок с проверки домашнего задания.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Лес. Растения леса)
- Что такое лес? (Лес – это семья различных растений, растущих строго по этажам)
- Сколько этажей в лесу? (Три этажа)
- Какие растения растут на нижнем этаже? (Травы, цветы)
- Какие растения растут на среднем этаже? (Кустарники)
- Какие растения на верхнем этаже? (Деревья)
- Почему растения в лесу растут этажами? (Борьба за свет и тепло)
- На какие группы можно разделить все деревья леса? (Лиственные и хвойные деревья)
- Я вам загадаю загадки о деревьях, а вы назовете отгадку и определите, к какой группе относится дерево.
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. (Береза – лиственное)
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб – лиственное)
Её всегда в лесу найдем –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель – хвойное)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту – в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна – хвойное)
В лесу растут грибы, ягоды, лекарственные травы.
III. Сообщение темы урока:
(Звучит мелодия “Звуки леса”)
– Кто догадался, куда мы сегодня отправимся на уроке?
Правильно, сегодня на уроке продолжим путешествие по лесу. А тему нашего урока мы узнаем, если разгадаем шараду.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
о | ж | н | л | и | т | с | е | в | а | ы |
2 | 5 | 9 | 1 | 6 | 3 | 11 | 8 |
4 | 8 | 7 | 10 | ||||
Правильно, ребята.
(Слайд № 2). На экране появляется тема урока.
Тема нашего урока: “Животные леса”. И сегодня мы отправимся в лес для того, чтобы познакомиться с его жителями и узнать, как они приспособились к жизни в нем.
Актуализация знаний.
(Слайд №3) , Картинки: лиса, кошка, заяц, волк, медведь, белка.)
– Найдите лишнее животное?
– Объясните свой выбор?
IV. Объяснение нового материала.
- А бывали ли вы в лесу?
– Каких животных можно встретить в лесу?
– Почему эти животные могут жить в лесу?
– Как называют животных, которые живут в лесу? (Ответы детей.).
Природные условия леса благоприятны для жизни не только растений, но и многих животных. Лес дает им корм и жильё. Многие из животных питаются сочными травами, хвоей, побегами кустарников, ягодами, грибами.
Особое значение в питании животных имеют орехи и семена хвойных деревьев. Так, в урожайные годы кедр своими орехами кормит всех обитателей тайги, даже медведей. Кроме того, в лесах животные могут хорошо спрятаться от врагов. Зимой в лесу теплее, чем на открытых местах, поэтому животный мир лесов богат и разнообразен.
Здесь можно встретить крупных и мелких животных, огромное количество птиц, различных насекомых. Для животных нет границ – они живут по всей зоне леса. Одни животные зимой ложатся в спячку, другие рыщут по лесу в поисках пищи, третьи делают летом и осенью запасы на зиму.
- (Слайд 4) Ребята, назовите животных леса от самых больших до самых маленьких (медведь, кабан, заяц, ворона, снегирь, комар)
- Все они очень разные, но давайте подумаем, нельзя ли их разделить на группы?
-Оказывается, можно. Все животные делятся на три группы: звери, птицы, насекомые. И сейчас мы с вами попробуем расселить каждого из животных в свой домик.
(Учитель показывает картинки с изображением животных, а дети должны определить их в группы)
Звери | Птицы | Насекомые |
кабан | сова | муравей |
медведь | сокол | комар |
белка | ястреб | бабочка |
заяц | снегирь | |
лось | ворона | |
рысь | ||
лиса | ||
волк |
1.Работа в тетрадях.
- Запишите в тетрадь тему урока и три группы животных; обратите внимание на правописание слов из словаря и подчеркните их (кабан, медведь, заяц, ворона, снегирь, комар)
Словарная работа: словарные слова читаем хором и индивидуально, повторяем: (кабан, медведь, заяц, ворона, снегирь, комар)
2. Физминутка. (Кузнечики).
Спина прямая, руки на поясе.
Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели – травушку покушали, тишину послушали.
Выше, выше, высоко! Прыгай на носках легко!
- Дети, а кузнечика в какую группу животных можно определить? (насекомые)
- Кроме того, что все животные делятся на три группы, они еще делятся на три вида, по их отношению к пище.
- Как вы думаете, на какие три вида?
- Первый вид – это травоядные или растительноядные животные.
- Второй вид – это хищные животные или хищники.
- Третий вид – это всеядные животные.
- Как вы думаете, чем питаются травоядные животные (травами, растениями), хищные животные (питаются животными, более слабыми, чем сами), всеядные животные (питаются и травами и более слабыми животными)?
- В лесу водятся животные, которые питаются растительной пищей – травоядные – это лоси, олени, косули, зубры, зайцы, белки (Слайд 3)
Белка. (Слайд 5)
Обыкновенная белка обитает в тайге, смешанных лесах. Летом активна в утренние и вечерние часы, а зимой – в течение всего дня. В особенно морозные дни на кормежку не выходит. Ведет древесный образ жизни. Устраивает убежище в дупле или строит на дереве из ветвей шарообразное гнездо с крышей и боковым входом, называемое гайно. Изнутри оно выстлано мхом, лишайником, сухими листьями. Питается белка в хвойных лесах семенами из шишек, кедровыми орешками, в лиственных лесах – желудями, орехами, ягодами, грибами. На зиму она делает запасы кормов: прячет орехи в лесной подстилке, закладывает за отставшую кору грибы.
Белка прекрасно лазает по стволам и ветвям деревьев; большими прыжками перемещается она с дерева на дерево, причем хвост ей служит рулем. По земле передвигается скачками. Белка – один из ценных пушных зверей.
В лесу обитают и хищники, звери, питающиеся животной пищей: травоядными животными и грызунами.
Это волк, тигр, рысь, лисица. (Слайд 6)
Лисица. (Слайд 7)
Лисица обитает на различных участках леса, предпочитая опушки смешанного леса, берега лесных рек, озер. Передвигается лисица обычно легко, неслышно. Следы ее располагаются строго по прямой линии. В случае опасности зверь может делать прыжки длиной свыше 4 м. Активна круглые сутки, но особенно – вечером или рано утром.
Основной пищей служат ей грызуны (мыши, полевки и др.). Очень своеобразна охота лисы на мышей в зимнее время, так называемое “мышкование”. Зверь бежит по снегу и вдруг внезапно останавливается, наклонив голову и прислушиваясь к писку мышей. Затем делает красивый прыжок и падает на все четыре лапы, настигая добычу или выкапывая ее из-под снега.
Летом пища лисицы более разнообразна – она кормится также насекомыми, ягодами, плодами различных растений.
Весной в норе у лисицы рождаются 4–6 слепых детенышей, покрытых пухом темно-бурого цвета, только кончик хвоста всегда белый. Лисята растут и развиваются быстро, но живут в норе 3–4 месяца. Сюда родители приносят им пищу. Лисица-мать всегда охраняет малышей, не подпуская никого близко. В случае опасности она старается отвести врага от норы, отвлекая его внимание на себя. В конце лета выводок покидает нору и начинает вести самостоятельный образ жизни.
Лисица – полезный зверь. Она истребляет грызунов – вредителей культурных растений.
В лесной зоне обитают животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей – всеядные. К ним относятся ежи, чёрные и бурые медведи, кабаны.
ЕЖ. (Слайд 8)
Еж небольшой зверек. Еж обитает в смешанных и лиственных лесах. Этот зверек ведет одиночный образ жизни: днем спит, свернувшись в клубок, в опавшей листве, а ночью бродит в поисках корма. А пищей ему служат дождевые черви, жуки, грызуны, птицы, их яйца и птенцы. Он смело нападает на гадюку и всегда выходит победителем в схватке с ней. Осенью еж охотно поедает ягоды, желуди и сочные плоды.
Размножается еж весной. Ежиха рождает 6–7 слепых, покрытых мягкими белыми иголками ежат, которые обычно находятся в гнезде, устроенном ею из сухих листьев, хвороста и мха. Растут ежата быстро – уже через два месяца “догоняют” по размерам взрослых и покидают гнездо. Однако самостоятельную жизнь начинают вести поздней осенью. К зиме ежи впадают в спячку, находя убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой.
Есть у ежа и враги, от которых его не спасают ни иглы, ни свертывание в клубок. Так во время ночной охоты на ежа нападает филин. Нет спасения ежу и от лисицы, которая осторожно подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. Вода проникает к брюшку ежа, и он расправляет спину, вытягивает мордочку и плывет к берегу, где его уже поджидает лиса.
Еж очень полезен в лесном и сельском хозяйстве, так как он истребляет опасных вредителей из числа насекомых и грызунов.
V. Закрепление.
- Вы прослушали сообщения о представителях каждого вида, а теперь подумайте и распределите всех животных, картинки которых есть на доске, в группы в соответствии с их отношением к пище (каждый учащийся записывает на своем листе бумаге).
После обсуждения на доске появляются три вида:
Травоядные | Хищники | Всеядные |
белка | рысь | кабан |
заяц | лиса | медведь |
лось | волк | ворона |
снегирь | сокол | сова |
бабочка | ястреб | комар |
муравей |
- Запишите в тетради все виды и их представителей.
- Продолжаем наш урок. Кто – то написал нам письмо…
- Подмосковная ворона мне доставила конверт.
Лист на клетки поделен в нем, в каждой клетке есть секрет.
Если вы ответ найдете, то друзей приобретете. (Кроссворд на доске)
- А ещё, ребята, я нашла в этом письме загадки. Давайте разгадаем их, может быть, мы тогда узнаем, от кого это письмо. Итак, слушайте.
- Не барашек и не кот, носит шубку круглый год.
Шуба серая - для лета, для зимы – другого цвета.
-Дети: Заяц.
Учитель: Правильно, но как вы догадались?
Дети: У зайца шубка серая. А зимой – белая.
Учитель: Молодцы! Ребята, как вы думаете, у зайца есть враги? Какие?
Дети: Лиса, волк, человек.
Учитель: Отгадайте вторую загадку.
- Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой?
Дети: Медведь.
Учитель: Почему вы так решили?
Дети: Медведи зимой спят в берлогах, а весной просыпаются.
Учитель: Правильно. Молодцы! Слушайте следующую загадку.
- За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя;
Промелькнула, пробежала - нет ни дыма, ни пожара.
Дети: Лиса. Она рыжая, похожа на огонь.
Учитель: Хорошо, мы уже почти все отгадали. Осталось всего две загадки.
- Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, овец ищет.
Дети: Волк. Он всегда охотится на овец. Он большой, серый, зубастый.
Учитель: Последняя загадка.
- Имеет гнездо на дереве, прыгает и летает по ветвям, а не птица.
Дети: Белка. У неё гнездо в дупле. Да и прыгает она очень хорошо по деревьям, как будто летает.
Учитель: Так кто же прислал нам это письмо?
Дети: Звери. Лесные животные.
(По мере отгадывания вписываются ответы в кроссворд)
Учитель: Правильно, молодцы!
- Живая природа наших лесов очень разнообразна. Жизнь зверей, птиц и растений во многом зависит от того, как к ним относится человек. К сожалению, мы не всегда относимся к животным бережно. Животные играют огромную роль в природе. Но люди жестоко истребляют их ради меха или мяса, а иногда ради развлечения. Когда люди вырубают лес или загрязняют воду в реке, они невольно губят много животных, для которых лес и река – дом. Из-за хозяйственной деятельности человека и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезают, а многие становятся редкими. Животные и растения, которых осталось очень мало, охраняет государство, они занесены в Красную книгу.
VI. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу. Что нового, интересного и полезного вы сегодня узнали?
– О ком мы говорили сегодня на уроке?
– Почему их называют дикими животными?
– Каких животных леса вы запомнили?
– Как надо относиться к животным?
VII. Домашнее задание.
1- подготовить загадки о животных леса.
2- читать и устно ответить на вопросы на стр. 114–118.
Учитель отмечает активность ребят на уроке. Выставляет оценки.
VIII. Релаксация.
Звучит спокойная расслабляющая музыка.
- Сядьте удобно на стуле, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями. Послушайте пение птиц и представьте, что вы в лесу. Вы гуляете по мягкой траве. Солнышко играет между веток. У вас прекрасное настроение……
- Откройте глаза. Потянитесь. Урок окончен.
На доске к концу рассказа:
Травоядные
Хищники
Всеядные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого внеклассного мероприятия для 5-6 кл., посвященного Международному году лесов "Что мы сажаем ,сажая леса..."
Конспект открытого внеклассного мероприятия для 5-6 кл., посвященного Международному году лесов. Состоит из теоретической и практической части...
Конспект " Осень в лесу".
Цель:1. Расширять знание детей о характерных признаках осенней погоды в природе.2. Развивать творческую инициативу; эстети...
Конспект занятия по теме "Звери наших лесов" для детей подготовительной к школе группы.
Данный конспект разработан для детей подготовительной группы ДОУ по разделу "Ребёнок и окружающий мир" с учётом требований программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под ...
Конспект урока по географии "Леса России"
Конспект урока составлен по методике критического мышления...
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме «Сочинение - описание «Зимний день в лесу»
Урок развития речи - подготовка к сочинению-описанию "Зимний день в лесу"...
Конспект урока по технологии "Весна в лесу".
Основная деятельность - это работа с соленым тестом, изготовление ежа....