Конспект урока "Заготовка леса. Круглые лесоматериалы"
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
Урок в 5 классе.
Данный урок относится к разделу «материаловедение». На изучение отводится 4 часа. Он проводится в соответствии с тематическим планированием. Перед началом урока ученикам предлагается повторить темы « Породы деревьев» и « Строение дерева».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_sheksninskogo_munitsipalnogo_rayona.docx | 88.74 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение Шекснинского муниципального района
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Конспект урока
«Заготовка леса.
Круглые лесоматериалы»
Подготовила:Чистякова Ольга Николаевна, учитель профессионально-трудового обучения
2013 г
« Заготовка леса. Круглые лесоматериалы»
Урок в 5 классе.
Данный урок относится к разделу «материаловедение». На изучение отводится 4 часа. Он проводится в соответствии с тематическим планированием. Перед началом урока ученикам предлагается повторить темы « Породы деревьев» и « Строение дерева».
Тип урока: урок формирования новых знаний и совершенствование умений и навыков.
.
Цель урока: формирование представления о технологическом процессе заготовки леса и получении лесоматериалов.
Задачи
Образовательные:
-дать учащимся представление о технологическом процессе заготовки леса и получении лесоматериалов;
-расширить знания о профессиях лесной промышленности;
-научить определять виды лесоматериалов.
Коррекционно-развивающие:
-корригировать внимание путем выполнения индивидуальных заданий на карточках, в процессе актуализации знаний, во время работы в тетрадях.
-развивать способность различать лесоматериалы, умение сравнивать и обобщать.
-коррекция и развитие мыслительной деятельности при просмотре презентации.
-коррекция и развитие речи во время проговаривания темы, задач урока, новых слов и рефлексии.
- коррекция и развитие личностных качеств: навыков самоконтроля, усидчивости во время работы в тетради, умение выражать свои чувства при анализе занятия.
Воспитательные:
-воспитывать уважительное отношение к лесу, к людям труда;
-воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи во время игры «Крестики – Нолики» и работы в группах;
-воспитать у детей положительное отношение к природе; подвести к пониманию значения леса в жизни человека при просмотре презентации.
Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий на занятии учиться высказывать своё предположение (версию) с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в доступных для изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других.
Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, метод проблемного изложения, устный и письменный контроль, самоконтроль.
Технические средства обучения: проектор, зкран, компьютер, презентация к уроку.
Дидактические материалы: карта лесов Вологодской области, игра « Крестики - Нолики», индивидуальные карточки, анкета.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие и настрой учащихся на работу. Проверка их явки и готовности к занятию.
Здравствуйте, ребята! Перед началом нашего занятия прошу вас посмотреть друг на друга и улыбнуться. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку.
II.Актуализация ранее полученных знаний
Игра «Крестики – Нолики». Класс делится на две команды
Цель игры: закрепить знания учащихся по темам: «Породы деревьев», «Основные части дерева».
Пошаговое описание игры.
- В центре классной доски или на ватмане чертим таблицу.
- Далее предлагаем учащимся выбрать любую цифру из таблицы. Каждой цифре соответствует свой вопрос.
- При правильном ответе клетка в таблице отмечается знаком команды « Х» или «0».
- Игра продолжается, пока не будет закрыт ряд по горизонтали, вертикали или диагонали знаками одной команды.
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
- Какие породы деревьев вы знаете? (Хвойные и лиственные)
- Что такое древесина? (Твердый материал, из которого состоит дерево)
- Как называются основные части дерева? (Крона, ствол, корни)
- К какой породе деревьев относится лиственница? (Относится к хвойной породе деревьев)
- Кто следит за порядком в лесу? (Лесник)
- В чем различие между деревом и древесиной? (Дерево-растение, а древесина-материал, из него состоит дерево)
- Назовите лишнее слово: берёза, дуб, сосна, осина, клен. (Сосна, т.к относится к хвойной породе деревьев)
- К какой породе деревьев относится клен (Относится к лиственной породе деревьев)
- Что такое крона? (Ветки и листья)
По итогам игры команда победитель получает оценки «5».
III. Постановка проблемного вопроса
Скажите, нужен человеку лес? Для чего? ( Ответы детей)
Вывод: Таким образом, вы доказали что лес имеет очень огромное значение в жизни человека: строит жилье, изготовляет мебель, посуду, спортивный инвентарь, бумагу.
Вопрос: что должен сделать человек, чтобы все это получить?
Ответ: человек должен заготовить много леса.
Презентация
Тема урока: « Заготовка леса. Круглые лесоматериалы».
Задачи (формулируются вместе с учащимися)
- узнать технологию заготовки леса;
- научиться определять виды лесоматериалов и их применение
IV. Изучение нового материала
Лесозаготовительная промышленность самая крупная отрасль в России. Ни в одной стране мира нет столько леса, как в России.
Лес называют «Зеленым золотом». Тоже самое мы можем сказать и про Вологодскую область. Вологодчина - лесной край, леса занимают 75 % её территории. Наибольшую ценность представляют хвойные породы - ель, сосна. (Работа с картой лесов Вологодской области).
Показ презентации.
Деревья растут долго. В лесах можно встретить дубы, которым 600 лет, ели-500 лет, сосны-300 лет. Однако выращивать лес до такого почтенного возраста для хозяйственных нужд не выгодно. В старости лес растет медленно, болеет. Поэтому когда замедляется рост деревьев, их можно вырубать, они поспели. Спелость лиственных пород наступает в 50-70лет, хвойных пород 150 лет.
Подготовкой лесных участков под вырубку, которые называются делянки, занимаются лесоводы. Они выписывают лесорубочный билет, который дает право на рубку делянки. После выбора делянки деревья спиливают с помощью электрических или бензомоторных пил вальщики леса.
Затем машинисты-трелёвочники на мощных трелевочных тракторах оттаскивают деревья к сучкорезным машинам.
Здесь операторы сучкорезных машин обрезают ветви, сучья получается хлыст.
Далее заготовленные хлысты укладывают в штабели и отправляют для дальнейшей переработки. Их вывозят либо на лесовозах, либо сплавляют по реке.
Затем хлысты распиливают на части. Распиливание хлыстов на части называется раскряжёвка. Занимаются этим раскряжёвщики.
При распиливании хлыста получаются: бревна, кряжи и чураки.
- Бревно — круглый лесоматериал. Используется либо в круглом виде: строительство зданий, столбы, мачты; либо в качестве сырья для получения пиломатериалов.
- Кряж — отрезок нижней части ствола, предназначенный для выработки специальных видов лесопродукции: шпона, фанеры ,тары, лыж, спичек, шпал, в основном из лиственных пород дерева.
- Чурак — короткомерный круглый лесоматериал, длина которого соответствует размерам, необходимым для обработки на деревообрабатывающих станках. В разговорном языке этим же словом называются круглые дрова ( полено, чурка, чурбак).
Работа в тетрадях:
заполнение таблицы во время просмотра презентации, проговаривание новых слов.
Круглые лесоматериалы | Применение |
хлыст | для распиливания бревна, кряжей и чураков |
бревно | для использования либо в круглом виде (строительство зданий, столбы, мачты), либо в качестве сырья для получения пиломатериалов. |
кряж | для выработки специальных видов лесопродукции: шпона, фанеры ,тары, лыж, спичек, шпал |
чурак | для обработки на деревообрабатывающих станках |
V. Релаксация (под музыку звуков природы)
Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.
VI. Закрепление изученного материала
1.Работа в парах
2. Индивидуальные задания
VII. Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
VIII. Подведение итогов
1. Сообщение о реализации цели урока, выставление оценок, информация о домашнем задании.
2. Заполнение анкеты.
В конце урока учащиеся заполняют небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку и сдают её учителю.
На уроке я работал | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был | понятен / не понятен |
Материал урока мне был | легким / трудным |
Спасибо за работу на уроке, до свидания!
Литература:
1. http://festival.1september.ru/articles/607118/
2. http://www.school99.
3. http://www.ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/ru/ne_4385923
4. Карта лесов Вологодской области ( Карты) Лесной комплекс Вологодской области. Вчера. Сегодня. Завтра. Редакц. Совет: А.Н Плеханов (пред.) и др. – Вологда, 2003
5. Б.А. Журавлёв, «Столярное дело» 5-6 классы, М., «Просвещение», 1992 год, Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы.
6. Рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник 2, профессионально-трудовое обучение, под редакцией В.В. Воронковой, Москва, ГИЦ "ВЛАДОС", 2012 год
1.Задание для работы в парах
Соедините стрелками начало предложения с его окончанием
Вальщики обрезают ветви
Машинисты-трелёвочники спиливают деревья
Операторы сучкорезных машин распиливают хлысты на части
Раскряжёвщики оттаскивают деревья к сучкорезным машинам
Правильный ответ
Вальщики обрезают ветви
Машинисты-трелёвочники спиливают деревья
Операторы сучкорезных машин распиливают хлысты на части
Раскряжёвщики оттаскивают деревья к сучкорезным машинам
Приложение 2
2. Индивидуальные задания высокого, среднего и низкого уровня
Задание №1
Круглые лесоматериалы | Применение |
для распиливания бревна, кряжей и чураков | |
для использования либо в круглом виде (строительство зданий, столбы, мачты), либо в качестве сырья для получения пиломатериалов. | |
для выработки специальных видов лесопродукции: шпона, фанеры ,тары, лыж, спичек, шпал | |
для обработки на деревообрабатывающих станках |
Слова для справок: бревно, чурак, хлыст, кряж
Задание №2
Круглые лесоматериалы | Применение |
для распиливания бревна, кряжей и чураков | |
для использования либо в круглом виде (строительство зданий, столбы, мачты), либо в качестве сырья для получения пиломатериалов. | |
кряж | для выработки специальных видов лесопродукции: шпона, фанеры ,тары, лыж, спичек, шпал |
для обработки на деревообрабатывающих станках |
Слова для справок: бревно, чурак, хлыст
Задание №3
Круглые лесоматериалы | Применение |
для распиливания бревна, кряжей и чураков | |
бревно | для использования либо в круглом виде (строительство зданий, столбы, мачты), либо в качестве сырья для получения пиломатериалов. |
кряж | для выработки специальных видов лесопродукции: шпона, фанеры ,тары, лыж, спичек, шпал |
для обработки на деревообрабатывающих станках |
Слова для справок: чурак, хлыст
Приложение 3
Домашнее задание высокого, среднего и низкого уровня
Задание №1
Подпишите названия лесоматериалов
а-
б-
в-
г-
Задание №2
Подпиши названия лесоматериалов
а-хлыст
б-
в-
г-
Задание№3
а-хлыст
б-
в-кряж
г-
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи урока: узнать технологию заготовки леса; научиться определять виды лесоматериалов; знать применение лесоматериалов.
Делянка для вырубки леса
Вальщик
Трелёвщик
Оператор сучкорезных машин
Машинист лесовоза
Сплав леса по реке
Распиливанием хлыстов на части занимается раскряжёвщик
брёвна Круглый лесоматериал чураки кряжи хлысты
брёвна столбы дома мачты судов элементы мостов пиломатериал
кряжи лыжи фанера карандаши
чураки для обработки на станках дрова
200 кг бумаги 6000 м целлофановой плёнки 170 кг искусственной шерсти 90 л спирта 180 пар галош 20 кг кормовых дрожжей 160 кг искусственного шелка 2 штуки автопокрышек хлыст длина - 19,8 м толщина - 32 см
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого внеклассного мероприятия для 5-6 кл., посвященного Международному году лесов "Что мы сажаем ,сажая леса..."
Конспект открытого внеклассного мероприятия для 5-6 кл., посвященного Международному году лесов. Состоит из теоретической и практической части...
Конспект урока Леса России
Конспект урока географии в 8 классе. Включает интересные математические задания о занимаемой площади лесов, вопросы на повторение географических знаний и умений, а также материалы, способставующие усв...
Конспект внеклассного занятия - круглый стол: «Дороги, которые мы выбираем»
ПОМОЧЬ УЧАЩИМСЯ В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ.ЗАДАЧИ:Ø СКОРРЕКТИРОВАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.Ø ПОКАЗАТЬ, КАКИЕ ПРОФЕССИИ ЯВЛЯЮТСЯ ПЕРСПЕКТИВНЫМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ...
Конспект урока по технологии "Применение круглых лесоматериалов"
Данный урок является уроком изучения новой темы. Планируя его, я исходил из материального оснащения мастерской, учитывая особенности детей данного класса.Этапы урока были разработаны в виде модулей, р...
Конспект урока Глобализация (круглый стол)
Разработка урока "Проблемы глобализации" представители различных конфессий...
Тестирование по столярному делу: "Круглые лесоматериалы" (7 класс)
Тестирование по столярному делу, для учащихся 7-х классов коррекционной школы....