Непосредственно образовательная деятельность (занятие) «В гостях у Cтаричка-Лесовичка»
план-конспект урока по экологии по теме

Быданцева Валентина Васильевна

Конспект  интегрированного занятия с детьми  с задержкой психического развития 3-4 лет по оформленному "Чудо огород" на подоконнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_nominaciyakonspekt_bydanceva_v.v.docx297.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад компенсирующего вида «Надежда»                            

 г.Кирово-Чепецка Кировской области

Непосредственно образовательная деятельность (занятие)

«В гостях у Cтаричка-Лесовичка»

Группа № 7

Возраст детей: 3-4 года

Учитель-дефектолог:

Быданцева В.В.

г. Кирово-Чепецк

2012г.

Примечание:

На основании Приказа Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования») и

Постановления от 20.12.2010 № 164 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменение № 1 к 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

согласно пункту 12.16; 12.18; 12.19 слово «занятия» заменить словами «непосредственно образовательная деятельность» (НОД).

Тема НОД (занятия): «В гостях у Старичка-Лесовичка».

Цель: Развитие интегративных качеств детей, формирование трудовых

         навыков и умений по уходу за живыми объектами в ходе совместной

         практической деятельности.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Труд», «Физическая культура».

Задачи деятельности педагога:

  1. Продолжать знакомить с названиями предметов ближайшего окружения, с орудиями труда (лопата, лейка, грабли, ведро). Способствовать формированию представлений детей об овощах,  пониманию характерных их признаков.
  2. Способствовать развитию речи как средства общения; умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными мужского и женского рода; зрительного внимания, слухового восприятия, памяти, сенсомоторных навыков, общей моторики.
  3. Способствовать воспитанию интереса к объекту, умения слушать педагога, желания взаимодействовать в ходе совместной деятельности.
  4. Способствовать развитию положительного эмоционального климата в ходе деятельности взрослых и детей.

Словарь: весна, солнышко, овощи, помидор, огурец, морковь, лук, огород,

         урожай, семена, лопата, грабли, лейка, ведро, красный, оранжевая,

         зелёный, …, спелый, вкусный, полезный, копать, сажать, растёт,

         поливать, ухаживать.

Предварительная работа: 

  1. Рассматривание семян овощей, иллюстраций с изображением овощей.
  2. Беседа «Всё начинается с семечка».
  3. Дидактические игры «Сложи картинку» (4 части), «Чудесный мешочек».
  4. Загадывание и отгадывание загадок об овощах.
  5. Оформление уголка «Старичок-Лесовичок и его огород».

 Планируемые результаты освоения содержания образовательных областей и развития интегративных качеств: 

«Физически развитый» (проявляет положительные эмоции в двигательной активности).

«Любознательный, активный» (проявляет интерес к информации, к предметам ближайшего окружения, к различным видам детской деятельности, задаёт вопросы, проявляет любознательность).

«Эмоционально отзывчивый» (эмоционально откликается на переживания персонажа, испытывает положительные эмоции от разных видов деятельности, при прослушивании музыкального произведения).

«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» (активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, использует речь, пытается отражать полученные впечатления, согласовывает имена прилагательные с именами существительными мужского и женского рода).

«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» (проявляет предпосылки ответственного отношения к заданию, сосредоточенно действует  в течение определённого времени).

Материалы и оборудование:

Аудиозапись пения птиц, магнитофон, картинки овощей и геометрических фигур; картинки с изображением орудий труда; «следочки», вырезанные из цветной бумаги; канат; оформленный на окне «Огород» с игрушкой Старичка-Лесовичка; лук, чеснок, земля, песок, опил, контейнер для посадки лука; вода в ёмкости, резиновые груши, большие банки; картинка с изображением силуэтов овощей, накладывающихся друг на друга; нарезанные овощи на тарелочке; аудиозапись песни «Наш огород» муз. В.Витлина, сл. А.Пассовой

Ход:

Этапы

Методы, формы, приемы

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Вводно-организационный

Вступительная беседа

(стоя у окна)

Приветствие, установление зрительного контакта, читает стихотворение о весне (приложение №1). Предлагает поздороваться с солнышком, послушать весеннее пение птиц (аудиозапись).

Задаёт вопросы:

  1. Какое время года?
  2. Что такое овощи?

Делает вывод.

Приветствие, слушают стихотворение, пение птиц,

здороваются с солнышком,

отвечают на вопросы.

Мотивационно-побудительный

Создание игровой ситуации

Сообщает о том, что детей в гости приглашает Старичок-Лесовичок и хочет им показать свой огород. Читает стихотворение (приложение № 2).

Принимают предложение.

Слушают стихотворение.

Актуализация знаний

Беседа «Какие бывают овощи?» (сидя на подушках

на ковре)

Читает стихи о помидоре, моркови, огурце, просит показать их на картинках. Задаёт вопросы:

  1. Какого цвета помидор?
  2. На какую геометрическую фигуру он похож?

Просит найти эту фигуру. (Аналогично другие овощи)

  1. Какие овощи вы ещё знаете?

Слушают стихи, отвечают на вопросы о названии, форме, цвете, величине овощей, совершают действия с картинками,

участвуют в диалоге.

Восприятие и усвоение нового

Обсуждение «Как вырастить овощи?»

Задаёт вопросы:

  1. Откуда появляются огурцы, морковь, помидоры на грядках?

(Из семян).

  1. Что нужно, чтобы из семян выросли овощи?
  2. Что нужно для работы на огороде?

Объясняет, рассказывает, подводит детей к разрешению проблемной ситуации (серия картинок «Что сначала, что потом?» (семя, росток, растение)

(приложение № 3), обобщает ответы детей.

Участвуют в обсуждении, высказывают своё мнение, составляют связные высказывания,

основываясь на имеющихся представлениях,

делают выводы (с помощью педагога).

Динамическая пауза

Игровая ситуация

«Путешествие начинается» (ходьба по «лесной тропинке»):

  1. Ходьба по следочкам.
  2. Перепрыгивание через «ручеёк» (канат).

Обращает внимание на «лесную тропинку», которая ведёт к Старичку-Лесовичку.

Показывает движения.

Выполняют двигательные упражнения.

Практическая работа

Встреча со Старичком-Лесовичком (у «Огорода»).

Решение проблемной ситуации «Поможем Старичку-Лесовичку»:

  1. Посадка лука

(выбор посадочного материала и видов почвы).

  1. Игра «Брызгалки»

(выбор оборудования для полива)

Предлагает рассмотреть огород, назвать овощи, которые растут на грядках. Обращает внимание на то, что не все овощи посажены. Задаёт вопрос: Какие овощи ещё не посажены? Сообщает о просьбе Старичка помочь ему: он забыл - как правильно посадить лук. Организует работу: предлагает выбрать необходимый материал для посадки и полива лука, садит первую луковицу, демонстрирует набор воды в резиновую грушу и разбрызгивание её на посаженные луковицы.

Рассматривают огород, отвечают на вопрос, принимают просьбу,

выполняют практическую работу: выбирают необходимый материал (лук), почву (земля), садят лук; выбирают оборудование (резиновые груши), набирают в резиновые груши воды и разбрызгивают её на лук.

Закрепление знаний

Игра «Найди овощи» (способ наложения) за столом

(приложение №4)

Задаёт вопрос:

какие овощи выросли в огороде? Предлагает найти на картинке выращенные овощи.

Отвечают на вопрос, рассматривают картинку, находят изображения овощей, называют овощи

Динамическая пауза

Упражнение «Овощи»

Предлагает показать выращенные овощи

(помидор, огурчики, морковь, зелёный горошек, капуста).

Выполняют упражнения по образцу.

Активизация знаний

Игра «Угадай на вкус»

(на стульчиках)

От лица Старичка-Лесовичка говорит о вкусном сюрпризе.

Даёт детям попробовать нарезанные овощи, просит назвать съеденный овощ.

Закрывают глаза, пробуют предложенный овощ, называют его.

Заключительный этап, рефлексия

Прощание со Старичком-Лесовичком.

Игровая ситуация «Возвращаемся в детский сад» (ходьба по «лесной тропинке»):

  1. Перепрыгивание через «ручеёк» (канат).
  2. Ходьба по следочкам.

Оценка деятельности.

Слушание песни «Наш огород» муз.В.Витлина, сл.А.Пассовой (приложение №5)

Предлагает попрощаться со Старичком – Лесовичком, поблагодарить за угощение.

Показывает движения.

Задаёт вопросы:

  1. Куда и к кому ходили?
  2. Как помогали Старичку-Лесовичку?
  3. Понравилось ли вам у Старичка-Лесовичка?

Предлагает послушать песню.

Индивидуально и коллективно хвалит.

Прощаются со Старичком-Лесовичком, выполняют движения, отвечают на вопросы, слушают песню.

Приложение № 1. Стихотворение о весне.

«Вот и к нам весна пришла,

Солнце людям принесла.

Солнце ярко засветило

И снежок весь растопило».

Приложение № 2 «Сказка о Старичке-Лесовичке».

«За тихим озером, прозрачным и широким,

За лесом тёмным, где прекрасен каждый лист.

На лесной опушке в маленькой избушке

Поживает старичок, старичок-лесовичок.

Любит старичок огород свой под сосной.

Только лишь весна придёт, старичок – на огород.

Много дел у старичка, старичка-лесовичка.

День-деньской он всё хлопочет,

Огород красивым сделать хочет.

У него всегда в порядке урожай растет на грядке!

 Леечку свою берёт, поливает огород».

Приложение №5. Слушание песни «Наш огород» муз.В.Витлина, сл.А.Пассовой.

«Мы лопатки взяли, грядки раскопали.

Раз, два, раз и два, вот как раскопали!

Грабли в руки взяли, грядки причесали.

Раз, два, раз и два, вот как причесали!

Семена рядами в землю мы сажали.

Раз, два, раз и два, вот как мы сажали!

Мы водой прохладной грядки поливали,

Раз, два, раз и два, вот как поливали!

Урожай богатый дружно собирали.

Раз, два, раз и два, дружно собирали!»

Приложение № 3

Приложение № 4

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«В ГОСТЯХ У СТАРИЧКА - ЛЕСОВИЧКА»

I часть. Организационный момент. Вступительная беседа (стоя у окна).

- «Вот и к нам весна пришла,

Солнце людям принесла.

Солнце ярко засветило

И снежок весь растопило».

- Дети, а с солнышком вы сегодня здоровались? (Ответы детей).

- Подойдём к окошку, поздороваемся с солнышком.

- Здравствуй, солнышко-колоколнышко!» (Дети здороваются).

- Дети, а какое сейчас время года? (Ответы детей).

- Пришла весна. Весной тепло, много солнца. Все радуются приходу весны: взрослые, дети и звери. Громко чирикают воробушки: «Чив-чив-чив, пришла весна!». Послушайте, как они чирикают». (Слушание пения птиц в аудиозаписи).

- Весной листочки распускаются, трава зеленеет, на огороде люди садят овощи? А что такое овощи? (Ответы детей).

- Правильно, это всё, что растёт на огороде.

Мотивационно-побудительный. Создание игровой ситуации.

- Нас в гости приглашает Старичок-Лесовичок. Он хочет показать свой огород.

«За тихим озером, прозрачным и широким,

За лесом тёмным, где прекрасен каждый лист.

На лесной опушке в маленькой избушке

Поживает Старичок, Старичок-Лесовичок.

Любит старичок огород свой под сосной.

Только лишь весна придёт, старичок – на огород.

Много дел у старичка, Старичка-Лесовичка.

День-деньской он всё хлопочет,

Огород красивым сделать хочет.

У него всегда в порядке урожай растет на грядке!

Леечку свою берёт, поливает огород».

II часть. Основная (сидя на подушках на ковре).

  1. Актуализация знаний. Беседа «Какие бывают овощи?»

- Но сначала давайте вспомним, какие бывают овощи по цвету, форме, величине. 

Педагог читает стихотворение:

«У томата-толстяка аппетитные бока.

Скушать его, что ли, просто так, без соли?». Что это? (Ответы детей).

Какого цвета помидор? (Красный). Форма у него какая? (круглая). Найдите такую фигуру. Кто знает, где растёт помидор? (На огороде, на даче). Вырастет из семечка красивое зелёное растение, которое даёт вкусные, красные помидоры.

(Дети находят изображение помидора и соответствующую фигуру).

Послушайте, что ещё растёт на огороде:

«Посидите, отдохните, на морковку посмотрите,

Как она сама собою под землицею-землёю

Всё росла, росла и вот – удивила огород».

Морковь какого цвета? (Оранжевая). Морковь тоже вырастает из семечка. Она растёт под землёй, а её зелёный  хвостик торчит из земли.

(Дети находят изображение моркови и соответствующую фигуру).

«Под резным листочком сразу,

Там, где жёлтый был цветок,

Ох, какой растёт колючий

Огуречик – малышок.

Вот он вырастет и станет

Спелым-спелым огурцом». 

(Дети находят изображение огурца и соответствующую фигуру).

- Какие овощи вы ещё знаете? (Ответы детей)

  1. Восприятие и усвоение нового. Обсуждение «Как вырастить овощи?»

- Откуда появляются огурцы, помидоры, морковь на грядках? (Из семян).

– Чтобы овощи выросли, люди трудятся на огороде: лопатой вскапывают землю, граблями её рыхлят, затем в землю сажают семена, а потом приносят в ведре воду, из лейки поливают огород, пропалывают сорняки. Из семя появляется росток, потом вырастает растение и если ухаживать за овощами, можно получить хороший урожай: овощей будет много, они будут крупные, вкусные, полезные и красивые. Что нужно для работы на огороде? (грабли, лопата, лейка, ведро). (Педагог с детьми выбирают последовательность роста растений из семя до растения). (Приложение №3)

  1. Динамическая пауза. Игровая ситуация «Путешествие начинается» (ходьба по «лесной тропинке»):

- Сейчас можно и отправляться в гости. А вот и лесная тропинка, которая ведёт к Старичку-Лесовичку.

  1. Ходьба по «следочкам».
  2. Перепрыгивание через «ручеёк» (канат).

– Вот мы и пришли в лес к Старичку-Лесовичку.

(Педагог с детьми выполняют двигательные упражнения).

  1. Практическая работа. Встреча со Старичком- Лесовичком (у «Огорода»). Решение проблемной ситуации «Поможем Старичку – Лесовичку» (посадка лука, игра «Брызгалки»):

- Вы зачем сюда пришли?

Что с собою принесли?

Если вы пришли с добром,

Награжу вас всех потом.

А сейчас ко мне идите,

Как зовут вас, мне скажите (Дети здороваются со Старичком – Лесовичком, называют свои имена).

- Какой огород вырос у Старичка – Лесовичка! Давайте рассмотрим его: какие овощи растут в огороде? А какие ещё не посажены?

- Старичок-лесовичок просит вас помочь ему: он забыл – как правильно посадить лук.

  1. Посадка лука (выбор посадочного материала и видов почвы):

- У Старичка – Лесовичка всё готово для посадки: есть и земля, и песок, и даже опил. Давайте выберем лук и во что нужно посадить его (педагог предлагает виды почвы, лук и чеснок, подводит детей к правильному выбору). (Дети выбирают землю и лук). (Педагог садит первую луковицу). (Каждый ребёнок по образцу садит лук).

- Садим мы зелёный лук, он и лекарь, он и друг.

  1. Игра «Брызгалки»

- Лук мы с вами посадили, надо его полить, но из чего будем поливать? У Старичка – Лесовичка только одна леечка, а нас много. Он приготовил большие банки и вот такие резиновые груши. Как вы думаете – из чего удобнее поливать? (Педагог демонстрирует набор воды в резиновую грушу и разбрызгивание её на лук). (Дети набирают в резиновые груши воду и разбрызгивают её на лук).

  1. Закрепление знаний. Игра «Найди овощи» (способ наложения) за столом. (Приложение №4)

- Какие овощи выросли в огороде? (Ответы детей). Давайте найдём их на картинке (дети на рисунке находят изображение овощей и называют).

  1. Динамическая пауза. Упражнение «Овощи».
  1. Давайте изобразим важный помидор, который вырос на огороде (руки на поясе. Повороты влево-вправо).
  2. Огурчики спрятались, надо нагнуться, чтоб их найти (сесть на корточки, руки на поясе, идти вприсядку)
  3. Мохнатые хвостики морковки развеваются на ветру (вприсядку прыгать по кругу).
  4. Зелёный горошек тянется к солнцу (потягивания, руки через стороны вверх).
  5. Капуста головой во все стороны крутит (повороты головой).

(Дети выполняют упражнения по образцу).

  1. Активизация знаний. Игра «Угадай на вкус» (на стульчиках):

- Я вам вкусный сюрприз приготовил. Закройте глаза, я вам дам попробовать кусочек овоща, а вы мне расскажите, какой овощ вы попробовали.

«На тарелке – урожай,

Всё, что хочешь, выбирай».

(Педагог даёт по кусочку овоща каждому ребёнку. Дети закрывают глаза, едят, называют овощ).

III часть. Заключительный этап. Рефлексия.

Прощание со Старичком–Лесовичком. Игровая ситуация «Возвращаемся в детский сад» (ходьба по «лесной тропинке»).

- Надо нам возвращаться. В детский сад уже пора по дороженьке шагать. Давайте попрощаемся со Старичком-Лесовичком и пойдём обратно по «лесной тропинке». Старичок-Лесовичок, спасибо тебе за угощение.

  1. Перепрыгивание через «ручеёк» (канат).
  2. Ходьба по «следочкам».

(Дети с педагогом прощаются, выполняют двигательные упражнения).

Оценка деятельности.

- Вот мы и вернулись в группу.

- Куда и к кому ходили?

- Как помогали Старичку-Лесовичку?

- Понравилось ли вам в гостях у Старичка-Лесовичка? (Ответы детей).

Слушание песни «Наш огород» муз.В.Витлина, сл.А.Пассовой

- Послушайте песню о том, как мы работали.

«Мы лопатки взяли, грядки раскопали.

Раз, два, раз и два, вот как раскопали!

Грабли в руки взяли, грядки причесали.

Раз, два, раз и два, вот как причесали!

Семена рядами в землю мы сажали.

Раз, два, раз и два, вот как мы сажали!

Мы водой прохладной грядки поливали,

Раз, два, раз и два, вот как поливали!

Урожай богатый дружно собирали.

Раз, два, раз и два, дружно собирали!»

- Молодцы! Все старались, были внимательными и дружными. Давайте улыбнёмся нашему солнышку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по устранению нарушений звукопроизношения «Гномы готовятся к приходу гостей».

Индивидуальная НОД проводится с ребёнком старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением: заикание средней степени  тяжести, ФФНР, спастическая дизартрия....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области "Музыка" для старших дошкольников "В ГОСТЯХ У ТАНЦА",с презентацией.

Конспект музыкального занятия по слушанию музыки.Предназначен для музыкальных руководителей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарного математического представления в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет «В гости к солнышку»

Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер; различать понятия «один», «много», «ни одного»;- Расширять представления детей о простейших связях в при...

Непосредственно-образовательная деятельность: "К мишке в гости"

Собственный конспект по образовательной области: "Коммуникация". Дети едут в гости к мишке и рассказывают ему о предметах окружающего мира....

Конспект непосредственно образовательной деятельности Сказку в гости будем звать

Авторская  разработка  учителя  дефектолога  ,воспитателя  для  детей  с  ОВЗ  старшего  дошкольного  возраста....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ « КУЛИЧИКИ ДЛЯ ГОСТЕЙ»

Конспект непосредственно образовательной деятельности отвечает современным требованиям ФГОС, будет полезен педагогам групп раннего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе "В гостях у Елочки"

Цель: организовывать  виды детской познавательной и творческой деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.Программные задачи:Образовательные: - знакомить с музыкальными инструме...