Рабочая программа внеурочной деятельности школьного лесничества
рабочая программа
Цели программы:
Повысить интерес к изучению географии, биологии и экологии;
Способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;
Познакомить с основными методами изучения лесных сообществ;
Повысить экологическую культуру учащихся;
Профориентационная направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_shkolnogo_lesnichestva.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мельниковская средняя общеобразовательная школа»
Новичихинского района Алтайского края
Согласовано на МО «Поиск» протокол № 1 от «31» августа 2019 г. руководитель /Глухова Е. Г. | Принято на заседании педагогического совета МКОУ «Мельниковская СОШ» протокол № 1 «31» августа 2019 г. | Утверждаю директор МКОУ «Мельниковская СОШ» И. Е. Рудко Приказ № 34/1 от «31» августа 2019 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
школьного лесничества «Лесовичок»
5 – 9 класс
2019-2020 учебный год
Лешенко Елены Геннадьевны
учителя биологии и географии
высшей квалификационной категории
с Мельниково 2019 год
Пояснительная записка.
Среди природных ресурсов нашей планеты самыми распространенными и наиболее ценными являются леса. Они стабилизируют климатические условия нашей планеты, являются основным средообразующим фактором.
Лес – это сложное природное образование. В его состав входят не только живые организмы (представители флоры и фауны), но и среда их обитания – почва и атмосфера. Какие законы управляют этим сложнейшим «механизмом»? Какое влияние оказывает человек на лесной биогеоценоз? Ответить на эти вопросы могут далеко не все взрослые, а большинство учащихся имеют о них очень слабое представление.
В последнее время резко возрастает сокращение численности животных, в том числе птиц. Это связано со многими факторами. Село Мельниково расположено в пределах Барнаульского ленточного бора.
Данная территория включена в ключевую орнитологическую территорию (КОТР). Здесь гнездятся и обитают редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды птиц. Многие виды птиц страдают во время весенней охоты, пожаров на побережье озера Горькое. Кроме того, рыбачьи сети, в которых запутываются птицы, оказывают свои негативные последствия. Некоторые охраняемые виды обитают по опушке леса. Проведение охранных мероприятий и просветительских акций позволит предупредить сокращение видового разнообразия птиц и причинение вреда природным объектам. Поможет привлечь внимание населения села к природоохранным проблемам.
Лес испытывает разнообразное влияние со стороны человека: вырубка, туризм, загрязнение атмосферы… это вмешательство нельзя остановить. Но всем надо стремиться к тому, чтобы причинить лесу наименьший вред. А для этого надо знать как можно больше о жизни леса.
Данный кружок (программа) позволяет формировать экологическую культуру, помогает ощутить взаимосвязь природы и человека, способствует возникновению гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. Занятия кружка построены таким образом, что позволяют решать в комплексе образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, развивая интеллектуально, нравственно, физически, эмоционально.
Программа предназначена для учащихся 5-9 классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями и рассчитана на 35 часов.
Курс включает как теоретические занятия в виде лекций, бесед по основам лесного хозяйства и биологического разнообразия животного растительного мира, так и выполнение практических заданий непосредственно на объектах подшефной территории Мельниковского лесничества, исследовательскую деятельность.
Предусмотрено широкое участие кружковцев в подготовке и проведении различных мероприятий: «День работников леса», «День птиц», «Месячник леса», участие в межрегиональных, краевых конкурсах и трудовых операциях: «Муравей», «Семена», «Помоги зимующим птицам», «Птичий дом», «Посади дерево», «Озеленение» и др.
Программа кружка включает знакомство с направлениями работы местного лесничества, встречи с работниками предприятий лесной отрасли с целью знакомства с профессиями лесного профиля, пропаганды важности и значимости такой деятельности.
К проведению занятий привлекаются специалисты Мельниковского лесничества ООО «Новичиха лес», которые организуют лесотехническую учебу, работу отряда школьного лесничества на объектах по сезонам, предлагают тематику исследовательских работ.
В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут быть использоваться выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями обучающихся и лесничества.
Материал кружка актуален для обучающихся, так как основное направление заключается в практической и исследовательской деятельности.
Цели данного курса:
1. Повысить интерес к изучению географии, биологии и экологии;
2. Способствовать развитию интеллектуальных, креативных способностей учащихся;
3. Познакомить с основными методами изучения лесных сообществ;
4. Повысить экологическую культуру учащихся;
5. Профориентационная направленность.
Задачи данного курса:
- формирование у детей научного мировоззрения, творческого воображения,
- воспитание бережного отношения к природе;
- воспитание трудолюбия;
- вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу,
- расширение и конкретизация знаний о лесных сообществах Новичихинского района
- обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению растений и животных,
- развитие основных приёмов мыследеятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).
Личностными результатами обучения биологии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания
и объяснения на основе достижений науки;
- постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
- осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.);
- оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;
- формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и
поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
- оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и
сохранения здоровья;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
- эстетическое отношение к живым объектам.
Метапредметные результаты обучения
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- вычитывать все уровни текстовой информации.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством ошибочность своего мнения и корректировать его.
Важнейшие предметные результаты:
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
- осуществлять элементарные биологические исследования;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
- пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и перечислять свойства живого;
- выделять существенные признаки бактерий;
- описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост,
развитие, размножение;
- различать на рисунках, таблицах основные группы живых бактерии;
- сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
- составлять элементарные пищевые цепи;
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых
организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
- формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
- демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
Содержание программы.
Раздел I. Введение.
Лес и его значение. Профессионалы лесного хозяйства. Лесные заповедные зоны. Встреча работников лесничества с учащимися. Выпуск стенгазеты к «дню работника леса», 4 октября – Всемирному дню защиты животных. Что мы можем сделать?
Практические занятия. «Санитарная рубка деревьев», «Правила разведения костров», «Тушение пожаров»
Раздел II. Структура смешанных лесов.
История возникновения леса. Характеристика лесов Алтайского края. Основные законо-мерности функционирования лесных экосистем. Морфологические, биологические и экологические особенности основных древесных пород. Отличие деревьев от других видов растений. Важнейшие лесообразующие породы Новичихинского района.
Раздел III. Лес как среда обитания животных.
Климатические, кормовые, защитные гнездовья - пригодные условия леса для животных. Морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей и птиц. Изучение видового разнообразия птиц Новичихинского района. Животные ресурсы лесных экосистем, их использование человеком. Экологические группы млекопитающих и растений в Новичихинсеом районе. Проведение биотехнических мероприятий на подшефной территории
Практическое занятие: «Условия жизни животных зимой», «Определение животных по их следам», «Изучение орнитофауны КОРТ», «Животные наших лесов».
Раздел IV. Охрана и защита лесов. Лесовосстановление
Практическое занятия: Изготовление и развешивание искусственных гнездовий; Работа на территории села (Изготовление, развешивание и распространение просветительских листовок, буклетов); Изготовление и установка аншлагов на КОТР; Противопожарная безопасность «Когда горит трава»; Очистка береговой линии озера от мусора; Посадка лесных культур на постоянное место.
Проведение праздника, посвященного «Международному дню птиц»
Исследовательская работа: «Изучение видового разнообразия и количественного состава крупных и средних (охотничьих) млекопитающих на территории Мельниковского лесничества», «Проведение мониторинга искусственных гнездовий и картирование видового состава птиц»,
Работа совместно с лесничеством.
Беседы и лекции на экологические темы.
Правила поведения в лесу.
Противопожарная безопасность.
День птиц.
Изготовление и развешивание искусственных гнездовий на подшефной территории.
Рубки ухода с участием членов ШЛ.
Работа на территории села.
Участие в слетах, соревнованиях.
Выпуск стенгазет.
Конкурс рисунков.
Фотовыставки.
Мероприятия.
Сентябрь – День лесного хозяйства
4 октября – Всемирный День защиты животных
1 апреля – Международный день птиц.
7 апреля – День Здоровья.
15 апреля - День экологических знаний.
22 апреля – День Земли.
22 мая – Международный день биологического разнообразия.
5 июня – Всемирный день окружающей среды.
Основные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Учащиеся должны знать:
- значение леса для Новичихинского района, его характеристику и структуру;
- основные закономерности функционирования лесных экосистем;
- экологические группы млекопитающих и растений в Новичихинском районе;
- морфологические, биологические и экологические особенности основных древесных пород;
- морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей и птиц;
- основные виды лекарственных растений;
- правила сбора лекарственных растений;
- причины, приводящие к исчезновению лесов;
- виды растений и животных, занесенных в Красную книгу Алтайского края, обитающих на данной территории;
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться справочной, научно-популярной литературой;
- проводить наблюдения за состоянием лесных биоценозов;
- принимать участие в практической деятельности по восстановлению лесных биоценозов своей местности;
- определять видовой состав флоры и фауны лесных биоценозов.
Ожидаемые результаты:
- успешная самореализация школьников в учебной деятельности;
- умение применять полученные знания в жизни;
- умение видеть взаимосвязи между живыми организмами в природе;
- знание природы родного края;
- повышение уровня экологической воспитанности.
Формы занятий.
Лекционная форма проведения занятий, практические занятия, опыты, экскурсии в природу, самостоятельные творческие работы, работа в группах и парах, индивидуальная работа, работа со словарями, определителями растений, справочной литературой, встречи с работниками лесного хозяйства позволяют на протяжении длительного времени поддерживать интерес учащихся.
Учебный план
№ п/п | Название темы занятия. | Количество часов |
I. | Введение. | 1 |
1 | Участие в мероприятии, посвященное дню лесного хозяйства | 1 |
2 | Конкурс рисунков, посвященный Всемирному дню охраны животных. | 1 |
3 | Лес и его значение. | 1 |
4 | Лесные заповедные зоны. Что мы можем сделать? | 1 |
5 | Встреча работников лесничества с учащимися. | 1 |
6 | Практическая работа «Ориентирование в лесу». | 1 |
7 | Практическое занятие «Правила разведения костров», «Тушение пожаров» | |
II. | Структура смешанных лесов. | 1 |
8 | История возникновения леса. Основные законномерности функционирования лесных экосистем. | 1 |
9 | Морфологические, биологические и экологические особенности основных древесных пород | 1 |
10 | Важнейшие лесообразующие породы Новичихинского района | 1 |
11 | Операция «Сосна». | 1 |
III. | Лес как среда обитания животных. | 1 |
12 | Климатические, кормовые, защитные гнездо - пригодные условия леса для животных. | 1 |
13 | Практическое занятие «Условия жизни животных зимой». | 1 |
14 | Теоретические занятия со школьниками по изучению видового разнообразия птиц Новичихинского района | 1 |
15 | Проведение биотехнических мероприятий на подшефной территории | 1 |
16 | Морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей и птиц. | 1 |
17 | Практическая работа: Изучение орнитофауны КОРТ | 1 |
18 | Практическое занятие «Определение животных по их следам». | 1 |
19 | Практическое занятие «Животные наших лесов». | 1 |
20 | Экологические группы млекопитающих и растений Новичихинского района | 1 |
21 | Исследовательская работа: «Изучение видового разнообразия и количественного состава крупных и средних (охотничьих) млекопитающих на территории Мельниковского лесничества | 1 |
IV. | Охрана и защита лесов. Лесовосстановление | 1 |
22 | Практическое занятие «Изготовление искусственных гнездовий» | 1 |
23 | Практическое занятие «Развешивание искусственных гнездовий» | 1 |
24 | Исследовательская работа: Проведение мониторинга искусственных гнездовий и картирование видового состава птиц | 1 |
25 | Противопожарная безопасность «Когда горит трава». | 1 |
26 | Посадка сосны обыкновенной | 1 |
27 | Посадка сосны обыкновенной | 1 |
28 | Подготовка и проведение праздника, посвященного «Международному дню птиц» | 1 |
30 | Работа на территории села (Изготовление, развешивание и распространение просветительских листовок, буклетов). | 1 |
31 | Очистка береговой линии КОТР от мусора | 1 |
32 | Выпуск листовок | 1 |
33 | Изучение первоцветов | 1 |
34 | Изготовление и установка аншлагов | 1 |
35 | Итоговое занятие | 1 |
Примерные темы опытов:
1. «Выявление насаждений, зараженных стволовыми гнилями и болезнями, и очагов поражения леса вредными насекомыми путем глазомерного патологического обследования».
2. «Анализ полезной и вредной деятельности птиц и зверей в лесах района и края» с указанием конкретных примеров.
3. «Учет муравейников по кварталам и мероприятия по их охране».
4. «Промысловые лесные животные и их значение в жизни населения края».
5. «Составление схематической карты размещения сырьевых баз ценных лекарственных трав, грибов, ягод».
6. «Сравнительная характеристика разных способов выращивания сеянцев в питомниках (в открытом грунте) и в теплицах (под полиэтиленовой пленкой).
7. «Зависимость выхода стандартного посадочного материала сеянцев от величины семян, от площади питания, от посадки в строку и вразброс по площади».
8. «Зависимость роста сеянцев от минеральных и органических удобрений».
9. «Влияние сроков посева семян различных пород деревьев на их всхожесть».
10. «Размножение ели голубой при помощи семян или черенков».
Подведение итогов работы. Конференция.
Оценивание работы учащихся:
Отзывы, благодарности, грамоты в личное портфолио ученика, призы.
Литература:
1. Бёме Р.Л., Бёме И.Р., Кузнецов А.А, Определитель птиц России / М.: Фолио, 2009 ьг.
2. Бобров Р. В. Беседы о лесе. М., Лесная промышленность, 1979 г.
3. Воронцов А. И. Лесозащита. М., Лесная промышленность, 1975 г.
4. Инструкции по технике безопасности при выполнении работ в лесу,
экскурсий, практических работ.
5. Красная книга Алтайского края.
6. Определители растений и животных;
7. Справочник лесничего. М., Лесная промышленность, 1973 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летней деятельности школьного лесничества
Острота современных экологических проблем требует участия в их решении широких масс населения, в первую очередь - молодежи. Одной из наиболее важных проблем природосбережения в Сургутском районе являе...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьный театр" 5 класс
Рабочая программа разработана на основе программы факультатива внеурочной деятельности по ФГОС «Школьный театр» МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением ...
Рабочая программа внеурочной деятельности школьного кружка «Формула здорового питания» на 2 года обучения
Рабочая программа внеурочной деятельности школьного кружка «Формула здорового питания»на 2 года обучения для 11-12 лет...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьная газета"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьная страна". 5–6-е классы.
Формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьный музей"
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Школьный музей» разработана на основе требований Федерального государственного образовател...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьный театр"
Школьный театр "Сто друзей"...