Рабочая программа по экологии для учащихся 5 класса по ФГОС второго поколения.
рабочая программа по экологии (5 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программно-методических материалов по экологии, разработанных ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», авторской программы курса «Природа. Введение в биологию и экологию» Т.С.Суховой, В.И.Строганова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ekologii_5_klass_fgos.docx | 55.77 КБ |
Предварительный просмотр:
02-04
«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» Руководитель ШМО ___________/Е.В. Викулова/ Протокол № _____ от «____» _____________________2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ - СОШ № 1 р.п. Степное Советского района _____________/Думчева Н.А./ «____ »________________2012г. | «Утверждено» Директор МБОУ - СОШ № 1р.п. Степное _____________/Исакина Н.Ю./ Приказ № ______ от «_____» _______________________2012г. |
Рабочая программа учебного курса «Экология» для обучающихся 5-х классов по ФГОС второго поколения
Половниковой Ольги Владимировны, учителя экологии
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе
курса « Экология» 5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программно-методических материалов по экологии, разработанных ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», авторской программы курса «Природа. Введение в биологию и экологию» Т.С.Суховой, В.И.Строганова. 2005г., планируемых результатов основного общего образования.
Реализация программы возможна за счет школьного компонента базисного учебного плана.
Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.
Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.
Вводный курс даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся V класса в мир общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. За эту основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в начальной школе. В современных условиях практическое владение экологией приобретает очень важное значение для специалистов различных областей науки, техники, культуры. В связи с новыми политическими, социально-экономическими и культурными реалиями в России и во всем мире потребовалось расширение функций экологии как учебного предмета, а именно – как совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.
Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.
Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей при переходе из младшего школьного возраста в среднее звено, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.
Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища.
Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?
Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы.
Цели программы:
целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».
Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.
Образовательные:
- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии;
- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.
Развивающие:
- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;
- развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;
- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Воспитательные:
- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.
Содержание курса направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Согласно учебному образовательному плану школы на изучение экологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 35 час.
Содержание изучаемого курса
Введение (9 ч)
Тема 1. Как размножаются живые организмы (3 ч.)
Тема 2. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (4 ч.)
Тема 3. Как питаются живые организмы (5 ч.)
Тема 4. Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы (4 ч.)
Тема 5. Многообразие живого мира (3 ч.)
Тема 6. Жизнь в сообществах. Экосистема (7 ч.)
Курс экологии в 5классе нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные, практические работы и экскурсии.
Средствами реализации рабочей программы является УМК который представлен учебником Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природа. Введение в биологию и экологию» для 5 класса, материально- техническое оборудование кабинета биологии, дополнительный материал по предмету, в том числе, Интернет-ресурсы, позволяющие полностью реализовать как теоретические, так и практические требования.
Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности. Достижению результатов обучения в особенности способствует применение системно-структурного подхода, как необходимого условия развивающего обучения, который подразумевает использование эффективных педагогических технологий таких как личностно-ориентированное обучение, технология критического мышления, ИКТ-технологии, методы экологического тренинга, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию УУД.
УМК, используемый при работе по данной программе:
- Сухова Т. С., Строганов В. И. Природа. Введение в биологию и экологию, М.: - «Вентана-Граф», 2009 -245с.
- Т.С. Сухова, В.И. Строганов тетрадь с печатной основой №1 и №2 «Природа. Введение в биологию и экологию» 5 класс.
- Программно-методические материалы. Экология. 5-11класс. Составитель: Е.В. Акифьева. - Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 л.
- Курс «Природа. Введение в биологию и экологию». Авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов
- Т.С.Сухова, В.И.Строганов. Методическое пособие. 5 класс. Вентана-Граф. 2008.
Список литературы для учителя
- Алексеев, С. В., Груздева, Н. Практикум по экологии.-АО «МДС», 1996.
- Петров К. М Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. пособ. Саратов: Изд- во Саратов. ун-та 1995.
- Красная книга Саратовской области. Растения, животные. Саратов: Регион. Приволж. Изд-во «Детская книга», 1996.
4. Особо охраняемые природные территории Саратовской области/ Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области. Науч. Ред. В. З. Макаров. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2007. – 300 с.: ил.
5. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 448 с.: ил.
6.Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. – М.: АО «МДС», 1997.
7.Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с.
8. Экология. А. И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д. Л. Теплов. Москва «Устойчивый мир» 2005г.
9. Экология. С.В.Алексеев. Санкт – Петербург. СМИО ПРЕСС, 2004.
Список литературы для учащихся
1. Красная книга Саратовской области: Грибы. Лишайники. Растения. Животные / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратов. обл. – Саратов: изд-во Торгово-промышленной палаты Саратов. обл., 2006. – 528 с.
- Я познаю мир: Дет. энцикл. Экология / Авт. Сост. А.Е. Чижевский. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 430 с.
- Красная книга РСФСР.
- Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684
- Особо охраняемые территории Саратовской области. Саратов. Издательство Саратовского университета, 2007г.
- Н.Ф.Реймерс . Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение».
Электронные издания:
- Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
- 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
- Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
- Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
Интернет-ресурсы:
http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).
http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).
http://shcol778.narod.ru/ ( На сайте московской школы N 778 представленны дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей. "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания).
http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html ( Ресурс содержит систематизированные материалы, подготовленные учреждениями экологического образования Ярославской области: информационные страницы, научно-педагогическую и практическую информацию, гипертекстовые учебники др.).
http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции "устойчивого развития" в России).
http://members.dencity.com/ecoclub/ (Познавательный сайт, для детей и взрослых; содержит исследования экологии Красноярского края).
http://www.biodat.ru/ 9 BioDat - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ ""Сохранение биоразнообразия"", для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).
http://www.ecoanalysis.orc.ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).
ttp://www.ecolife.org.ua (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки).
http://zelenyshluz.narod.ru/index-2.html (Путеводитель по экологическим ресурсам "Зеленый шлюз").
http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).
http://list.priroda.ru (Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах и экологии).
http://ecoportal.ru/ (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал )
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Метапредметные результаты курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- называть методы изучения применяемые в экологии;
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– определять основные органы растений (части клетки);
– понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.
Использование здоровьесберегающих технологий
Согласно требованиям, предъявляемым к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий, необходимо:
1. Добиваться рациональной плотности урока.
2.В содержательную часть урока включаются вопросы, способствующие формированию у обучающихся понятия «здоровый образ жизни» и потребностей в нем.
3.Количество видов учебной деятельности в среднем от 5 до 7, смена которых осуществляется через каждые 7-10 мин.
4.Для развития мотивации используются разнообразные педагогические технологии, развивающие память, логическое и критическое мышление.
5.Осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей, использую приемы, повышающие самооценку .
6.На с уроках создается благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
7.Для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включаются в урок физкультминутки. (как правило, на 20-ой и 35-ой минутах урока), длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого
В практике учебной деятельности используются здоровьесберегающие технологии:
- по снятию утомления зрения - «глазная гимнастика» (рекомендована Министерством здравоохранения Саратовской области).
- по профилактике нарушений опорно - двигательной системы. Цель данной технологии - снятие утомления мышц, профилактика сколиозов, пропедевтика правильной осанки.
- проведение динамических пауз, ведение урока в режиме постоянно меняющихся видов деятельности (через 5-10 минут).
- Использование возможностей содержания темы, урока с позиции здоровье сбережения.
- Рациональное распределение учебной нагрузки на различных этапах урока
Содержание изучаемого курса (35 часов, 1 час в неделю)
1. Введение (9 ч)
История развития представлений о возникновение живых организмов. Научные объяснения возникновении новых живых организмов Земле.
Основные понятия. Биология – наука о живом. Живые организмы. Признаки жизни. Клетка – единица строения и размножения живых организмов.
Лабораторные работы: знакомство с микроскопом, изучение пузырьков воздуха и плесени, изучение строения семени фасоли.
2. Как размножаются живые организмы (3 ч.)
Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Перекрестное опыление - условие появления здорового потомства.
Основные понятия. Однополый и обоеполые организмы. Размножение. Яйцеклетка. Спермин. Сперматозоиды. Оплодотворение. Зародыш. Плод. Половое и бесполое размножение.
3. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (4 ч)
Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.
Основные понятия. Экология — наука о взаимосвязи организма и среды обитании. Что такое среда обитания. Хищник. Паразит. Взаимозависимость живых организмов. Хлорофилл. Органическое вещество.
Лабораторные работы: изучение клеток листа под микроскопом, изучение корней растений.
4. Как питаются живые организмы (5 ч.)
Способы питания живых организмов. Питание животных, растений, человека. Пища - источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергий. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль полы в питании живых организмов.
Основные понятия. Пища - источник энергии. Солнце — источник энергии. Растения — созидатели органического вещества. Животные и человек — потребители органического вещества. Вода - растворитель. Нитраты.
5. Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы (4ч)
Наличие кислорода — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Многоклеточный организм. Клетка— единица жизнедеятельности. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние живых организмов на окружающую среду.
Лабораторные работы: изучение под микроскопом одноклеточных и многоклеточных организмов, изучение под микроскопом клеток многоклеточного организмов.
6. Многообразие живого мира (3 ч)
Границы жизни. Условия, необходимые для поддержания жизни. Представления о царствах живой природы. Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания. Жизнь в лесах, пустыне, водоемах, воздухе, почве, на суше. Организм как среда обитания. Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Биологическое разнообразие — условие устойчивости жизни на Земле.
Основные понятия. Систематика. Систематические единицы: вид, царства. Характеристика различных сред обитания. Экологические факторы
Лабораторные работы: изучение простейших под микроскопом.
7. Жизнь в сообществах. Экосистема (7 ч.)
Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. Ярусное расположение. Сигнальные и пищевые взаимоотношения. Цепи питания. Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе.
Человек — часть природы. Человек — разумное существо. Регулирование потребностей людей. Современные проблемы охраны окружающей среды,
Основные понятия. Сообщество. Экосистема. Приспособленность к совместному обитанию. Человечество. Биосфера.
Учебно-тематическое планирование курса «Экология» 5 класс (35 часов, 1 час в неделю)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Теория | Практика | Контрольные и самостоятельные работы | Всего | ||
Введение. | 6,5 | 2,5 | 9 | ||
1(1) | Введение. О чем эта книга. | 1 | |||
2(2) | Живая и неживая природа. Пр. р. №1 «Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы» | 0,5 | 0,5 | ||
3(3) | Как идет жизнь на Земле. | 1 | |||
4(4) | Прибор, открывающий тайны. Лаб.р. №1 «Знакомство с микроскопом». | 0,5 | 0,5 | ||
5(5) | Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом. Лаб.р. №2 «Рассматривание пузырьков воздуха и плесени». | 0,5 | 0,5 | ||
6(6) | Как размножаются живые организмы. Размножение животных. | 1 | |||
7(7) | Размножение растений. Лаб. р. №3 «Строение семени фасоли» | 0,5 | 0,5 | ||
8(8) | Откуда у растений появляется зародыш. Бывают ли обоеполые растения. | 1 | |||
9(9) | Могут ли переселяться растения. Экскурсия №1 «Распространение плодов и семян». | 0,5 | 0,5 | ||
Раздел 1. Как размножаются живые организмы. | 2,5 | 0,5 | 3 | ||
1 (10) | Почему всем хватает места на Земле. | 1 | |||
2 (11) | Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия. | 1 | |||
3 (12) | Растения кормят всех Пр. р. № 2 «Уход за комнатными растениями». | 0,5 | 0,5 | ||
Раздел 2. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды. | 2,5 | 1 | 0, 5 | 4 | |
1 (13) | Как питаются разные животные. | 1 | |||
2 (14) | Как питаются растения. Лаб.р. №4 «Рассматривание клеток листа под микроскопом». | 0,5 | 0,5 | ||
3 (15) | Только ли лист кормит растение. Лаб.р. №5 «Рассматривание корней растений». | 0,5 | 0,5 | ||
4 (16) | Как питаются паразиты. К. р. №1 | 0,5 | 0,5 | ||
Раздел 3. Как питаются живые организмы. | 3,5 | 1,5 | 5 | ||
1 (17) | Нужны ли минеральные соли животному и человеку. | 1 | |||
2 (18) | Можно ли жить без воды. Пр.р №3 «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе» | 0,5 | 0,5 | ||
3 (19) | Можно ли жить не питаясь Как можно добыть энергию для жизни. | 1 | |||
4 (20) | Запасают ли живые организмы питательные вещества. | 1 | |||
5 (21) | Пр.р. №4 «Подкармливание птиц зимой» Экскурсии №2 «Живые организмы зимой» | 1 | |||
Раздел 4. Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы | 3 | 1 | 4 | ||
1 (22) | Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. Л.р. №6 «Рассматривание под микроскопом одноклеточных и многоклеточных организмов» | 0,5 | 0,5 | ||
2 (23) | Разнообразие клеток многоклеточного организмов. Л.р. №7 «Рассматривание под микроскопом клеток многоклеточного организмов» | 0,5 | 0,5 | ||
3 (24) | Можно ли жить и не дышать. | 1 | |||
4 (25) | Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду. | 1 | |||
Раздел 5. Многообразие живого мира | 2,5 | 0,5 | 3 | ||
1 (26) | Многообразие живого мира Деление живых организмов на группы | 1 | |||
2 (27) | Царство простейшие. Л.р.№8 «Рассматривание простейших под микроскопом» | 0,5 | 0,5 | ||
3 (28) | Царство Бактерии, вирусы | 1 | |||
Раздел 6. Жизнь в сообществах. Экосистема. | 6,5 | 0,5 | 7 | ||
1 (29) | Среда обитания. Факторы среды. | 1 | |||
2 (30) | Кто живет в воде | 1 | |||
3 (31) | Обитатели суши | 1 | |||
4 (32) | Кто живет в почве | 1 | |||
5 (33) | Организм как среда обитания | 1 | |||
6 (34) | Природное сообщество. Экосистема. Как живут организмы в природном сообществе. Экскурсия №3 «Живые организмы весной» | 1 | |||
7 (35) | Человек – часть природы. Влияние человека на биосферу К. р. №2 | 0,5 | 0,5 | ||
Итого: | 27 | 7 | 1 | 35 |
Календарно-тематическое планирование курса «Экология» 5 класс
Учебник: Сухова Т. С., Строганов В. И. Природа. Введение в биологию и экологию.
Всего 35 часов, 1 час в неделю.
№п/п | Дата | Тематический блок, тема урока. | Характеристика основных видов деятельности учащихся, формирование УУД | Методы и приемы, тип урока | Применение ИКТ | ||||
1 четверть | |||||||||
1 | 1 нед сент | Введение. О чем эта книга | Объяснять значение экологии в жизни и деятельности людей. Определять понятия «экология», «биосфера», «окружающая среда». | эвристическая беседа. Анализ рисунков учебника. Урок общеметодологической направленности | презентация | ||||
2 | 2 нед сент | Живая и неживая природа. Пр. р. №1 «Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы» | Сравнивать объекты, относящиеся к живой и неживой природе. Определять разные жизненные формы растений. Выделять основные признаки объектов живой природы, анализировать, делать выводы на основе увиденного. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта | Наблюдение и описание объектов. Урок ознакомления с новым материалом | |||||
3 | 3 нед сент | Как идет жизнь на Земле. | Знать, что изучает наука систематика. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Сравнивать представителей отдельных групп растений и животных. Делать выводы на основе сравнения. | Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Урок общеметодологической направленности | презентация | ||||
4 | 4 нед сент | Прибор, открывающий тайны. Лаб.р. №1 «Знакомство с микроскопом» | Определять понятия: микроскоп, тубус, окуляр, объектив, штатив. Работать с микроскопом, изучать устройство микроскопа, отрабатывать правила работы с микроскопом. Соблюдать правила работы с приборами. | Лабораторная работа, работа в парах, наблюдение и описание увиденного. Урок общеметодологической направленности | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия | ||||
5 | 1 нед окт | Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом. Лаб.р. №2 «Рассматривание пузырьков воздуха и плесени»
| Определять понятия: микроскоп, тубус, окуляр, объектив, штатив. Работать с микроскопом, отрабатывать правила работы с микроскопом. Соблюдать правила работы с приборами. Сравнивать представителей живой и неживой природы. Делать выводы на основе сравнения. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Лабораторная работа, работа в парах, наблюдение и описание увиденного. Урок общеметодологической направленности | |||||
6 | 2 нед окт | Как размножаются живые организмы. Размножение животных. | Определять понятие размножение, его роль в жизни и расселении организмов. Определять бесполое и половое размножение, способы размножения. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах. Урок общеметодологической направленности | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия | ||||
7 | 3 нед окт | Размножение растений. Лаб. р. №3 «Строение семени фасоли» | Определять понятие размножение, его роль в жизни и расселении организмов. Определять бесполое и половое размножение, способы размножения у растений (на примере фасоли). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Соблюдать правила работы с приборами. | Лабораторная работа, работа в парах, наблюдение и описание объектов. Урок общеметодологической направленности | Электронные УМК | ||||
8 | 4 нед окт | Откуда у растений появляется зародыш. Бывают ли обоеполые растения. | Определять понятия «зародыш», бесполое и половое размножение, обоеполые растения. Делать выводы на основе наблюдения. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Методы сравнения и наблюдения, беседа. Урок общеметодологической направленности | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия | ||||
2 четверть | Методы сравнения и наблюдения | ||||||||
9 | 2 нед ноябр | Могут ли переселяться растения. Экскурсия №1 «Распространение плодов и семян» | Определять способы распространения плодов и семян растений, выявлять приспособления у семян, способствующие распространению в природе. Составлять отчет по экскурсии. Делать выводы на основе наблюдения. | Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы сравнения и наблюдения. Урок отработки умений и рефлексии. | |||||
10 | 3 нед ноябр | Почему всем хватает места на Земле | Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Определять понятия благоприятных и неблагоприятных условий жизни. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Методы критического мышления, мозговой штурм. Урок общеметодологической направленности | презентация | ||||
11 | 4 нед ноябр | Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия. | Определять понятия благоприятных и неблагоприятных условий жизни, пищевые цепи, паразиты, хищники. Выявлять приспособления организмов к неблагоприятным условиям жизни, делать выводы. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Решение экологических задач. Урок отработки умений и рефлексии. | презентация | ||||
12 | 5 нед ноябр | Растения кормят всех. Пр. р. № 2 «Уход за комнатными растениями» | Знать взаимосвязь строения растений с их функцией на нашей планете. Уметь доказывать, что растения образуют органические вещества, используя свет. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Лабораторная работа, работа в парах, наблюдение и описание объектов. Урок отработки умений и рефлексии. | |||||
13 | 1 нед дек | Как питаются разные животные | Определять понятия пищеварительная система, травоядные животные хищники. Выявлять причинно-следственные связи между способом питания животного и средой его обитания. | Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Урок общеметодологической направленности | Презентация. | ||||
14 | 2 нед дек | Как питаются растения. Лаб.р. №4 «Рассматривание клеток листа под микроскопом» | Наблюдать строение и химический состав клетки. процессы жизнедеятельности клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать. Объяснять взаимосвязь между строением и питанием растений. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Соблюдать правила работы с микроскопом. | Лабораторная работа, работа в парах, наблюдение и описание объектов. Урок общеметодологической направленности | |||||
15 | 3 нед дек | Только ли лист кормит растение. Лаб.р. №5 «Рассматривание корней растений». | Наблюдать строение и химический состав клеток под микроскопом, описывать и схематически изображать. Объяснять различия в строении клеток разных частей растений. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Соблюдать правила работы с микроскопом. | Лабораторная работа, работа в парах, наблюдение и описание объектов. Урок общеметодологической направленности | |||||
16 | 4 нед дек | Как питаются паразиты Контрольная работа №1. | Определять понятие организма как среды обитания. Выявлять паразитов по способу питания. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых паразитами. Объяснять роль паразитов в жизни живых организмов. | Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы сравнения и наблюдения. Урок отработки умений и рефлексии. | Презентация. | ||||
3 четверть | |||||||||
17 | 2 нед янв | Нужны ли минеральные соли животному и человеку. | Определять понятия минеральные вещества, загрязнение почвы, правильное питание. Объяснять роль минеральных веществ для жизнедеятельности живого организма. Различать неорганические вещества клетки. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Урок общеметодологической направленности | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия | ||||
18 | 3 нед янв | Можно ли жить без воды. Пр.р №3 «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе». | Вода как среда обитания, вода как растворитель. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы сравнения и наблюдения. Урок отработки умений и рефлексии. | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия. | ||||
19 | 4 нед янв | Можно ли жить не питаясь Как можно добыть энергию для жизни. | Определять понятия фотосинтез, органические вещества. Объяснять роль пищи как источника жизни. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Работа в парах, анализ иллюстративного материала, беседа. Урок общеметодологической направленности | |||||
20 | 1 нед фев | Запасают ли живые организмы питательные вещества. | Определять понятия яйцо, семя, зародыш, молодой организм. Выявлять способы запаса питательных веществ у разных видов живых организмов. Уметь устанавливать причинно-следственные связи. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы наблюдения. Урок общеметодологической направленности | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия | ||||
21 | 2 нед фев | Пр.р. №4 «Подкармливание птиц зимой» Экскурсии №2 «Живые организмы зимой» | Уметь наблюдать взаимосвязи организмов в живой природе, находить доказательства влияния условий среды на живой организм. Определять приспособления живых организмов к факторам среды. Уметь устанавливать причинно-следственные связи о влиянии условий среды на живые организмы. | Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы сравнения и наблюдения. Урок отработки умений и рефлексии. | |||||
22 | 3 нед фев | Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. Л.р. №6 «Рассматривание под микроскопом одноклеточных и многоклеточных организмов» | Выделять существенные признаки строения одноклеточных и многоклеточных организмов. Делать выводы на основе сравнения. Соблюдать правила работы с микроскопом. | Лабораторная работа, работа в парах, наблюдение и описание объектов. Урок общеметодологической направленности | |||||
23 | 4 нед фев | Разнообразие клеток многоклеточного организмов. Л.р. №7 «Рассматривание под микроскопом клеток многоклеточного организмов» | Выделять существенные признаки строения многоклеточных организмов. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями. Делать выводы на основе анализа полученных данных. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Соблюдать правила работы с микроскопом. | Лабораторная работа, работа в парах, наблюдение и описание объектов. Урок общеметодологической направленности | |||||
24 | 1 нед март | Можно ли жить и не дышать. | Определять понятия органы дыхания растений, птиц, рыб, земноводных, человека. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения органов дыхания, средой обитания и формами жизнедеятельности организмов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Методы критического мышления, мозговой штурм. Работа с иллюстративным материалом. Урок общеметодологической направленности | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия | ||||
25 | 2 нед март | Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду. | Определять понятие круговорот веществ в природе. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели. | Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Урок общеметодологической направленности | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия | ||||
26 | 3 нед март | Многообразие живого мира Деление живых организмов на группы. | Определять понятия царства живой природы, вид. Выделять существенные признаки вида и представителей разных царств природы. Уметь классифицировать объекты живой природы. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Методы критического мышления, мозговой штурм. Работа с иллюстративным материалом. Урок отработки умений и рефлексии. | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия | ||||
27 | 4 нед март | Царство простейшие. Л.р.№8 «Рассматривание простейших под микроскопом» | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности простейших. Объяснять роль простейших в природе и жизни человека. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями. Делать выводы на основе анализа полученных данных. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Лабораторная работа, работа в парах, наблюдение и описание объектов. Урок общеметодологической направленности | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия | ||||
4 четверть | |||||||||
28 | 1 нед апр | Царство Бактерии, вирусы. | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов. Объяснять роль бактерий и вирусов в природе и жизни человека. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, вирусами. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы сравнения и наблюдения. Урок общеметодологической направленности | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия | ||||
29 | 2 нед апр | Среда обитания. Факторы среды. | Определять понятие «водная среда», «наземно-воздушная», почва как среда обитания, организм как среда обитания. Выявить особенности строения тела, позволяющие организмам жить в этих условиях. Три группы факторов. Характеризовать влияние деятельности человека на природу. Анализировать и сравнивать экологические факторы. Отрабатывать навыки работы с текстом. | Методы критического мышления, мозговой штурм. Работа с иллюстративным материалом. Урок общеметодологической направленности | Презентация. | ||||
30 | 3 нед апр | Кто живет в воде | Определять приспособления организмов к водной среде. Уметь отличить водные организмы от других. Вода – среда обитания, благоприятные условия, планктон, нектон, бентос. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы сравнения и наблюдения. Урок общеметодологической направленности | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия | ||||
31 | 4 нед апр | Обитатели суши | Определять приспособления организмов к наземно-воздушной среде. Уметь определять по признакам организмы разных экологических групп. Наземно-воздушная среда обитания, благоприятные условия: свет, температура, влага. Анализировать связи организма со средой обитания. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы сравнения и наблюдения. Урок общеметодологической направленности | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия | ||||
32 | 1 нед май | Кто живет в почве | Почва-среда обитания, обитатели почвы. Определять условия среды обитания и признаки организмов. Уметь выявлять по признакам организмы, живущие в почве. Анализировать связи организма со средой обитания. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы сравнения и наблюдения. Урок общеметодологической направленности | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия | ||||
33 | 2 нед май | Организм как среда обитания | Определять понятие организма как среды обитания. Выявлять паразитов по способу питания. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых паразитами. Объяснять роль паразитов в жизни живых организмов. Уметь отличать паразитов от других организмов. Анализировать связи организма со средой обитания. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы сравнения и наблюдения. Урок общеметодологической направленности | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия | ||||
34 | 3 нед май | Природное сообщество. Экосистема. Как живут организмы в природном сообществе. Экскурсия №3 «Живые организмы весной» | Определять понятия «биоценоз», «искусственные сообщества», «круговорот веществ», «экосистема». Определять взаимосвязи живых организмов в природном сообществе. Уметь составлять схемы цепей питания обитателей экосистем. Изучить разнообразие растений. Определить их санитарное состояние. Понаблюдать влияние факторов неживой природы на жизнь природного сообщества; познакомиться с многообразием живых организмов. Уметь объяснить случайно ли в одном сообществе живут разные растения, какую роль в них жизни животные, обитающие рядом. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Методы сравнения и наблюдения. Урок отработки умений и рефлексии. | |||||
35 | 4 нед май | Человек – часть природы. Влияние человека на биосферу Контрольная работа №2 | Жизнь и здоровье человека. Окружающая среда. Знать свойства человека как живого организма. Уметь отличать человека от животных. Знать, как влияет хозяйственная деятельность человека на окружающую среду. Уметь приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на окружающую среду. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Урок отработки умений и рефлексии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку в соответствии с ФГОС второго поколения для 3 класса к учебнику М.З.Биболетовой
Рабочая программа по английскому языку для 3 класса общеобразовательной школы к учебнику М.З.Биболетовой. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов и составлена в соответствии с требова...
Программа по биологии в 5 классе по ФГОС второго поколения
Учитывая положение ФГОС, что предметом оценки итоговой аттестации выпускников основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных, личностных результатов, в примерном...
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по стандартам второго поколения
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования по обществознанию Федерального государственного образовательного стандарта основного...
Рабочая программа по биологии для 5-6 классов по ФГОС второго поколения
Рабочая программа по биологии для 5-6 классов составлена согласно ФГОС второго поколения к линии учебников под редакцией В.В.Пасечника. Содержит пояснительную записку; общую характеристику учебного пр...
Рабочая программа по технологии 5 - 8 класс (девочки) ФГОС второго поколения
Рабочая программа по технологии (вариант девочки 5 - 8 класс) составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Данная программа содержит поя...
Рабочая программа по географии 8 класс по ФГОС второго поколения к учебнику И. И. Бариновой
Рабочая программа составлена на основе примерной программы и авторской программы И. И. Бариновой, В. П. Дронова, И. В. Душиной, В. И. Сиротина...
Рабочая программа по литературе для 5 класса по ФГОС 2 поколения
Рабочая программа по литературе для 5 класса по ФГОС 2 поколения...