Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по стандартам второго поколения
рабочая программа по обществознанию (5 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования по обществознанию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 и авторской программы Соболевой О.Б, Иванова О.В.
Учебник входит в систему "Алгоритм успеха". В данном издании, открывающем единую предметную линию, авторы стремились ввести учащихся в круг вопросов, которые изучает обществознание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_dlya_5_klassa_fgos.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новониколаевская средняя общеобразовательная школа № 3»
Новониколаевского района Волгоградской области
Рассмотрено на ШМО учителей естественно-географических и исторических дисциплин Протокол № __ от «___» ___20___г. Руководитель ШМО (Ф.И.О.) | Согласовано Заместитель директора по УВР (Ф.И.О.) | Утверждаю Директор МОУ «Новониколаевская СОШ № 3» ____________________________ (Ф.И.О.) Приказ № ____ от «___» _______20___г. |
Рабочая учебная программа
по учебному курсу «Обществознание»
для 5-го класса на 2012-2013 учебный год
Автор: учитель истории и обществознания Кузнецова Е.Н.
р.п. Новониколаевский
2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования по обществознанию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 и авторской программы Соболевой О.Б, Иванова О.В.
Учебник входит в систему "Алгоритм успеха". В данном издании, открывающем единую предметную линию, авторы стремились ввести учащихся в круг вопросов, которые изучает обществознание.
Курс обществознания 5 класс является пропедевтическим. Подзаголовок курса - «Введение в обществознание». Его главная задача – формирование у учащихся целостного представления о том, какая проблематика является обществоведческой, где она окружает нас в жизни, и как необходимо вести себя в социальных ситуациях, наиболее характерных для раннего подросткового возраста.
Для достижения этих целей в качестве стержневой содержательной линии выбрано описание одного дня из жизни пятиклассника. В течение этого обычного учебного дня среднестатистический пятиклассник исполняет типичные социальные роли – члена семьи, ученика, одноклассника, друга, пешехода и т.д. В течение этого дня (года обучения) пятикласснику требуется решить большое число жизненных и учебных задач, направленных на активное формирование личностных результатов, универсальных учебных действий и предметных компетентностей.
В содержание учебника включены памятки: как составлять план (простой и сложный), сравнительную таблицу, работать с иллюстрацией, готовить домашнее задание, работать над проектом, аргументировать суждения, давать характеристику и оценку личности и другие, что, безусловно, способствует формированию общеучебных навыков.
Особенностью обучения обществознанию в 5 классе является акцент на вопросы формирования здорового образа жизни, понимаемого в широком смысле слова, как здоровья не только физического, но психического, нравственного и духовного. Особенно интересен методический аппарат учебника. В соответствии с требованиями ФГОса и Примерной программы по предмету выделены основные компетентности, которыми должен овладеть пятиклассник в ходе изучения обществознания. Каждой из них соответствует рубрика в учебнике – оформленная в виде символа. После каждого параграфа есть избыточное количество заданий под разными рубриками. Таким образом, можно точно утверждать, что все необходимые компетенции формируются, причем учитель имеет возможность выбирать задания в соответствии с личными предпочтениями и психолого-педагогическими возможностями конкретного класса.
Учебник включает большое число цветных иллюстраций (в большинстве своем фотографий) и дополнительных текстов (большое число стихотворных фрагментов), с которыми так же выстроена методическая работа. Они не просто отражают содержание параграфа, а служат источниками дополнительной информации.
Курс обществознания ставит целью:
- Создание условий для социализации личности;
- Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры;
- Содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;
- Развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.
Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. Начинаем изучать обществознание – 1час
Глава 1. Утро пятиклассника – 5 часов
Глава 2. «Рабочий день» пятиклассника – 7 часов
Глава 3. Полезный досуг пятиклассника – 7 часов
Глава 4. Вечер в семейном кругу – 12 часов
Заключение – 2 часа
На изучение курса обществознания в 5 классе отводится 34 часов.
Требования к обязательному уровню подготовки учащихся:
Личностными результатами учащихся 5-х классов, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
- направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения
и оценки результата);
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании
этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
- умении давать оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения учащимися программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории,
политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Ценностно-мотивационной
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
коммуникативной
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
В рамках контроля знаний и умений учащихся запланирован текущий и тематический контроль в форме тестирования, проектной деятельности в количестве 5 часов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Раздел | Темы урока | Цели | Формируемые компетенции учащихся | Контроль знаний | Проектная деятельность | Используемые средства обучения | Домашнее задание |
1 | Введение. | Введение. | Сформировать у уч-ся представление о новом курсе «обществознание» | Учебно-познавательная: способствовать развитию навыков работы с книгой | Учебник, тетрадь. | С. 3-7 | |||
2 | Утро пятиклассника | С добрым утром! | Способствовать формированию у уч-ся представлений о том, что для здоровья полезны и важны сон, зарядка, правильное питание | Учебно-познавательная: уметь высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | Работа с текстом по заданиям, работа с рабочей тетрадью | Задания творческого характера (с.11) | § 1, в. 6-7 | ||
3 | Собираемся в школу | Сформировать представление о том, как правильно надо собираться в школу, ухаживать за школьной формой | Информационная: уметь высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | Выполнение проблемных заданий, работа с рабочей тетрадью | Сообщение на тему «Мода» | Сайт schooluniform.ucoz.ru | § 2, в. 4-5 | ||
4 | По дороге в школу | Вспомнить и закрепить правила поведения по дороге в школу | Коммуникативная: выработать нормированные позиции взаимоотношений учащегося с окружающими его людьми | Выполнение заданий социального характера. Моделирование ситуаций | § 3, в. 5-6 |
5-6 | Обобщение по теме. Проект «Идеальное утро» | Систематизация и контроль качества знаний учащихся. Отчёт о проделанном эксперименте. Презентация проекта | Личностное совершенствование: формировать готовность к духовному саморазвитию | Практикум. Анкетирование. Моделирование ситуаций | Проект «Идеальное утро» | Рабочая тетрадь, | Эксперимент, отчёт | ||
7 | «Рабочий день» пятиклассника. | В школе | Показать роль в жизни человека образования. Ступени школьного образования. Подросток в школе. Учёба – основной труд. | Учебно-познавательная: составлять план текста, анализировать прочитанное, делать несложные выводы | Моделирование ситуаций | Образцы расписания уроков | § 4, задание 3 | ||
8 | На перемене | Показать, что правильно организованный отдых на переменах – одна из важнейших потребностей человека | Ценностно-смысловая: понимать необходимости рациональной организации отдыха | Моделирование ситуаций | Образец меню из школьной столовой | § 5, задание 4-5 | |||
9 | Твои классные друзья | Дать представление о межличностных отношениях, выявить причины конфликтов и разработать пути их разрешения | Коммуникативная: умение бесконфликтного общения в различных ситуациях | Работа с текстом по заданиям, эксперимент | сообщение | . | § 6, задание 1 (сообщение на тему) |
10 | Участие в общественной жизни | Участие в общественных делах помогает школьникам проявить свои таланты и организаторские способности. Гражданственность | Личностное совершенствование: развивать стремление к самосовершенствованию | Работа с текстом по заданиям, практическая работа | Расписание общешкольных мероприятий | § 7,задание 4. | |||
11 | Домашнее задание | Домашнее задание – важная составляющая школьной жизни. Воспитательная функция домашних заданий. | Ценностно-смысловая: оценить роль домашних заданий и своё отношение к этому | Практическая работа | Сайт dnevnik.ru | § 8. | |||
12-13 | Обобщение. Проект «Идеальная школа» | Систематизация и контроль качества знаний учащихся. Творческая работа | Коммуникация, работа в группах | Практическая, творческая работа | проект «Идеальная школа» | Презентация Power Point | С.56
| ||
14 | Полезный досуг пятиклассника | Прогулка | Здоровый образ жизни. Роль уличной компании. Правила поведения в опасных для человека местах. | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять термины | Тестирование. Составить личный алгоритм «Учись учиться» | Презентация экологического проекта | § 9, задания 1, 4 | ||
15 | Дополнительное образование | Самообразование. Виды дополнительного образования. Умение учиться. | Умение работать в группе. | Групповая работа, фронтальная беседа | Расписание занятий кружковой деятельности | § 8, пословицы о дружбе, вопросы с. 65. | |||
16 | В мире информации | Роль СМИ в жизни человека. История первой газеты. Выбор интернет-сайтов, компьютерных программ, теле- и радиопередач. | Учебно-познавательная: умение анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы | Моделирование ситуаций | Репортаж с места событий | § 11, задания 5-7 |
17 | Для чего нужен компьютер? | Роль и возможности компьютера. Интернет-зависимость | Учебно-познавательная: умение анализировать социальные факты. | Деловая игра. | Компьютер | § 12, задание 5. | |||
18 | Вечер в семейном кругу | Встреча с прекрасным | Культура в жизни человека. Культурный досуг. | Учебно-познавательная: Знать основные положения теоретического материала урока. | Тестирование. Составить кластер «Труд» | Опрос | Репродукции картин, мультимедийная презентация | § 13, задание 8. | |
19-20 | Обобщение. Проект «Своими руками» | Систематизация и контроль качества знаний учащихся. Творческая работа | Социально-трудовая: формирование уважения к труду человека | Защита проекта | Проект «Своими руками» | Правила «приятного» труда. | С. 84, презентация проекта | ||
21 | Современная семья | Сформировать представление о семье как частице общества, первом социальном институте, в котором происходит основная часть жизни человека | Учебно-познавательная: умение анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы | Групповая работа, фронтальная беседа | Репродукции картин на тему «Семья». | § 14, Задание 5. | |||
22 | Сложные периоды в жизни семьи | Взаимопонимание и взаимопомощь. Распад семьи. Дети, оставшиеся без попечения родителей. | Учебно-познавательная: умение анализировать текст, выделять главное | Выполнение заданий в рабочей тетради | § 15, Задание 3 | ||||
23 | Роли в семье | Семейные роли. Дать представление о совместном труде и ведении хозяйства в семье для обеспечения ее жизнедеятельности | Ценностно-смысловая: осознавать свою роль и предназначение, составлять список мужских и женских дел, помощь родителям. | Ролевая игра, работа с текстом | Задания для групповой и индивидуальной работы. | § 16, задание 4, рисунки «Мои семейные обязанности». |
24 | Братья и сёстры | Познакомить с правилами, которых должен придерживаться человек, у которого есть братья и сёстры, стремление помогать семье и заботиться о благополучии её членов. | Коммуникативная: умение работать в группе | Работа с таблицей | Фотовыставка «Моя семья» | § 17, Задание 4. | |||
25 | Семейные традиции | Семейные традиции: история и современность. Особенности семейных традиций разных народов России | Информационная: умение работать с различными источниками информации | Рассуждение по заданной теме. | Мультимедийная презентация | § 18, задание 6-9. | |||
26 | Порядок в доме. | Домашний труд подростка и его значение. Правильная организация домашнего труда подростка. Значение труда. | Социально-трудовая: выполнение роли гражданина. | Ролевая игра, работа с текстом | Рекомендации для родителей | § 19, задание 4-5 | |||
27 | Поход в магазин | Что такое магазин? Что мы обмениваем на товар? Что мы покупаем? Опасные продукты. | Учебно-познавательная: уметь анализировать, делать выводы, составлять схему | Практическая работа в группах | Закон «О защите прав потребителя», «Памятка хорошего покупателя» | § 20, задание 1, 7,8 . | |||
28 | Домашние питомцы | Животное в доме, ответственность | Общекультурная: развитие толерантности | Практическая работа в паре. Моделирование ситуаций | Сказка А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Всемирная декларация прав животных | § 21, Задание 5 | |||
29 | Перед сном | Дела и поступки. Самовоспитание. Здоровый образ жизни. | Общекультурная: развитие толерантности | Моделирование ситуаций, формулировка правил | § 21, Задание 5-6 | ||||
30-31 | Обобщающий урок. Проект «Семейный портрет» | Систематизация и контроль качества знаний учащихся. Творческая работа | Коммуникативная: умение общения в группах. | Выполнение проектной работы. | Проект «Семейный портрет» | Рабочая тетрадь, документы и задания для групповой и индивидуальной работы. | С. 154, подготовка проекта, презентация | ||
32-34 | Обобщение по изученному за курс материалу. Проект «Мой микрорайон» | Систематизация и контроль качества знаний учащихся. Творческая работа | Учебно-познавательная: навык самостоятельной работы с текстом, формулирование выводов. Личностное совершенствование: формирование личностных качеств уч-ся | Практическая работа в группах | . Проект «Мой микрорайон» | мультимедийная презентация | С. 155 |
Учебно-методический комплект
Учебник: Соболева О.Б. Обществознание. Введение в обществознание. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под общей редакцией академика РАО Г.А.Бордовского. М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных познавательных учебных действий по музыке во втором классе государственных стандартах второго поколения.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели .Учитель привить ученикам новые умения. Во – первых , это универсальные учебные действия, которые составляют основу умения уч...
Формирование универсальных познавательных учебных действий по музыке во втором классе государственных стандартах второго поколения.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели .Учитель привить ученикам новые умения. Во – первых , это универсальные учебные действия, которые составляют основу умения уч...
Рабочая программа по географии 8 класс по ФГОС второго поколения к учебнику И. И. Бариновой
Рабочая программа составлена на основе примерной программы и авторской программы И. И. Бариновой, В. П. Дронова, И. В. Душиной, В. И. Сиротина...
рабочая программа по Физической культуре в пятом классе по стандарту второго поколения ФГОС
Цель учебного предмета «Физическая культура» - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранен...
Рабочая программа по технологии девочки 6 кл. ФГОС второго поколения
Рабочая программа по технологии "Технологии ведения дома" под редакцией Синицина Н.В., Симоненко В.Д., прошла опробацию. В программе календарно-тематическое планирование по четвертям, ссодержани...
Игровые технологии на уроках истории, биологии, географии, обществознания в условиях реализации стандартов второго поколения
Любая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой и направлена на реализацию научных идей, положений. Следовательно, целью применения игровой технол...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Физическая культура» по ФГОС второго поколения Ступень обучения - основное общее образование 5 класс Уровень обученности - базовый
Рабочая программа « Физическая культура для 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта второго поколения на основе авторской програ...