Календарно-тематическое планирование по Экологии Томской области
календарно-тематическое планирование по экологии (7 класс) по теме

Программа составлена для 7 класса. Рассчитана на 17 часов. Целью изучения программы является формирование экологической культуры личности, которая рассматривается как целостная система, вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего края, создавая объективную основу для патриотизма и любви к родной местности в неразрывной связи с интернациональным и широким взглядом на мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_po_ekologii_to.doc750.14 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Общего Образования  Томской области

Областное государственное казённое образовательное учреждение

кадетская школа-интернат

«Колпашевский кадетский корпус»

Рабочая программа

курса экологии Томской области

для обучающихся

7 классов

        

                                2011-2012

Рассмотрено на заседании МО

протокол №    от

 

«Утверждаю»  

директор              Л.Г.Евсеенко

приказ №             от

№ п/п

Наименование

7 класс

1

Количество часов в неделю

1

2

Количество часов в 1 полугодии

17

3

Количество практических работ

4

Программно-методические материалы:

  1. Ананьев В.А. и др. Преподавание интегрированного курса охраны природы в 9- 11 классах средней школы. - Томск, 1997.
  2. Ердаков Л.Н., Чубыкина Н.Л. Методические рекомендации для преподавания экологии в 10-11 классах. - Новосибирск: «Книжица», 1995.
  3. Программно-методические материалы: Экология, 5-11кл. Сост.В.Н.Кузнецов. - М.: Дрофа, 1998г.
  4. Экология: Метод. Рекомендации для учителя 5-9 кл. - Томск, 1996г.

Учебный комплекс для учащихся:

  1. Алексеев СВ., Груздева Н.В.,Муравьев А.Г. Практикум по экологии: Учебное пособие. - М.:АО «МДС», 1996.
  2. Ердаков Л., Чернышева О. Задачи и вопросы по экологии. Пособие для 5-8, 10-11 кл. - Новосибирск: Книжица, 1996г
  3. Кирпотин С.Н. Экология. Учебное пособие. Томск: ТГУ, 1998
  4. Карташев А.Г. Введение в экологию: Учебное пособие. - Томск, 1998.

                                                        Составитель: А.М.Халина,

                                                        учитель биологии

                                                        ОГКОУ КШИ «Колпашевский                                                                        кадетский корпус»


Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с региональным БУП Томской области,  в  котором  на  изучение курса «Экологии Томской области» в 7 классе отводится 17 часов, 1 час в неделю в одном из полугодий.

В связи с отсутствием какого либо методического обеспечения, предполагается большая доля самостоятельного поиска учащимися фактического материала по заявленным темам, а это будет развивать их информационно коммуникационные компетенции. Основой методической реализации программы предполагается сочетание практической деятельности школьников с усвоением ими научных знаний, в доступной форме.

Актуальность изучения курса определяется тем, что:

Современному человеку нужны: новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей, а этому может способствовать экологическая грамотность и условия, благоприятствующие развитию активной творческой личности.

Необходимо своевременно готовить квалифицированных специалистов для участия в поиске решения встающих перед человечеством проблем, привлекая внимание школьников к экологическим проблемам.

Цели и задачи программы.

Целью изучения программы является формирование экологической культуры личности, которая рассматривается как целостная система, вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего края, создавая объективную основу для патриотизма и любви к родной местности в неразрывной связи с интернациональным и широким взглядом на мир.

К достижению поставленной цели можно приблизиться, решая задачи приобщения школьников к миру природы и приобретения ими:

  1. Экологических и природоохранных знаний;
  2. Эмоционального восприятия мира природы;
  3. Умений и навыков рационального природопользования;
  4. Представления о губительных последствиях негативного воздействия человека на окружающую среду;
  5. Умений самостоятельно решать экологические проблемы;
  6. Бережного отношения к миру природы.
  7. Навыков проектно-исследовательской работы на основе развития умений анализировать различные источники знаний (тестовые, картографические, графические, статистические, ИКТ).
  8. Повышение мотивации к изучению проблем человечества, что важно для развития активной гражданской позиции.

Учащиеся должны знать:

  1. Особенности современного экологического кризиса.
  2. Основные понятия экологии.
  3. Основные экологические законы.
  4. Особенности действия экологических факторов в условиях Западной Сибири.
  5. Типы сообществ Западной Сибири.
  6. Адаптации организмов к жизни в условиях Сибири.
  7. Ресурсы Томской области.
  8. Источники и типы загрязнений Томской области.
  9. Организации, занимающиеся рациональным природопользованием в сибирском  регионе.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять   компоненты сообщества.
  2. Отличать  в биоценозе пораженные вредителями и болезнями растения.
  3. Выделять главные источники загрязнения природной среды своего населенного пункта.
  4. Уметь наблюдать за живыми организмами в лабораторных условиях и в природе, правильно описывать и оформлять свои наблюдения.
  5. Проводить простые работы по биотестированию.
  6. Проводить мониторинг за сезонными наблюдениями в природе.
  7. Различать   характерные виды птиц, насекомых, растений Томской области.
  8. Определять  лекарственные растения Томской области.

Основные методы и формы обучения – рассказ, диалог, беседа, практические исследования, лекции, семинары, проблемные и игровые уроки, решение экологических задач и экологических ситуаций.

Предусмотренные в программе практические работы не требуют использования особого оснащения и сложных приборов, они доступны для выполнения.

Ключевые компетенции.

  1. Информационно- технологические:

- умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;

- способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу.

  1. Коммуникативные:

- умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением, и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;

- умение обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации

  1. Учебно – познавательные:

- умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно и мотивировано организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи для её достижения, выбирать пути решения этих задач;

- умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка и способов умственной деятельности;

- умения и навыки мыслительной деятельности – выделение главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщения, построения ответа, речи, формулирование выводов, решение задач;

- умения и навыки оценки и осмысление результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

  1. Специальные компетенции:

- давать сущностную характеристику изучаемым объектам;

- выявлять несложные связи и зависимости.


Содержание программы

Введение  (1 час).

        Экологические проблемы современности: ухудшение состава атмосферного воздуха, воды, почвы; уменьшение видового разнообразия живой природы; снижение иммунитета человека и повышение заболеваемости. Причины  экологических проблем. Последствия бездумного отношения к природе – экологические катастрофы.

Демонстрация кадров из кинофильмов, иллюстрирующих наличие экологических проблем.

  1. Экологические проблемы Томской области. Природные ресурсы и их рациональное использование (9 часов). 

История освоения человеком территории Томской области. Экологическая целесообразность выбора территорий для заселения, развития земледелия и производства.

        Роль природы в жизни человеческого общества.  Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Правовые основы охраны природы. Ископаемые богатства Томской области, их значение в жизни региона, рациональное использование, охрана среды при разработке полезных ископаемых.

        Изменение состава и загрязнение атмосферы промышленными, транспортными и бытовыми выбросами. Отходы производства и потребления. Предприятия Томской области,  являющиеся основными загрязнителями воздушного бассейна.  Меры по охране атмосферы: предупреждение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, создание и внедрение безотходных технологий, озеленение городов.

Водные ресурсы и их использование. Рост потребления воды. Причины загрязнения поверхностных и грунтовых вод. Предприятия, сбрасывающие отходы в реки и другие водоёмы.  Качественное истощение водных ресурсов вследствие их загрязнения. Основные меры по охране водных ресурсов: бережное их расходование, безотходные производства, очистка сточных вод. Очистные сооружения и их строительство. Нормирование водопотребления и водоотведения. Внедрение водосберегающих технологий и оборотного водоснабжения. 

Практическое занятие №1 (семинар). Оценка вод Томской области и оценка вод Колпашевского района.

Вопросы:

1)    Определение водообеспеченности (виды вод, неравномерность их размещения).

2)   Значение местных вод в мировом круговороте воды в  природе. Живописность территории, места отдыха.

3)    Хозяйственное использование воды.

4) Водоохранные мероприятия (санитарные зоны, загрязняющие объекты, укрепление берегов, наличие очистных сооружений и т.д.).

        Почвенные ресурсы области. Причины снижения плодородия обрабатываемых почв: водная и ветровая эрозия, обработка тяжёлыми машинами, загрязнение почв нефтепродуктами и другими ядовитыми веществами. Рациональное использование и охрана земель: борьба с эрозией почв, лесомелиоративные меры.

Демонстрация кадров из кинофильмов и презентаций о причинах загрязнения окружающей среды.

2.  Экологические проблемы Томской области.  Взаимное влияние  окружающей среды и человека (4 часа).

        Радиационная обстановка в области,  роль  АЭС Северска  и других факторов в её формировании, влияние радиационного фона на здоровье населения области. Государственный контроль и надзор в сфере снижения негативного воздействия АЭС на среду и здоровье людей. Падения ОЧРН (отделяющихся частей ракетоносителей) и их последствия.

Практическая работа №2 (семинар). Насколько опасен СХК?

-        СХК Влияние СХК на атмосферу, здоровье людей.

- Проблемы охраны окружающей среды в Томске и Колпашево.

        Поселение как среда жизни. Городской ландшафт и его зоны: промышленная, жилая, коммунально-складская, пригородная, санитарно-техническая. Экология города, городская среда, урбоэкология.

        Проблемы бытового мусора. Причины увеличения количества мусора. Варианты обращения с твёрдыми бытовыми отходами: захоронение, сжигание, сортировка и переработка. Трудности с утилизацией мусора. Роль геологов, гидрологов, экологов и других специалистов в ликвидации твёрдых и жидких спецотходов.

        Проблема эксплуатации автомобилей. Ущерб биосфере, наносимый автомобильным транспортом. Уменьшение содержания вредных веществ в выхлопных газах. Рациональная организация движения транспорта.

Демонстрация кадров из кинофильмов, фотографий, иллюстраций, свидетельствующих о негативном воздействии на природу бытового мусора и промышленных отходов.

3. Природоохранная деятельность на территории Томской области  (3 часа).

Государственные и общественные организации, занимающиеся вопросами рационального природопользования в Томской области.

Современное состояние и охрана растительности. Причины и последствия сокращения площади лесов. Охрана и восстановление лесов. Борьба с лесными пожарами. Защита лесов от вредителей и болезней. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений.  Растения,  занесённые в Красную книгу  Томской области.

        Рациональное использование и охрана животных. Значение животных в природе и хозяйственной деятельности человека. Прямое и косвенное воздействие человека на животных. Система охраны животных. Животные, занесённые в Красную книгу Томской области.

        Демонстрация иллюстраций с изображением растений и животных, занесённых в Красную книгу Томской области.

Практическое занятие №3 (семинар). Охраняемые территории Томской области

Практическое занятие №4 (семинар). Решение задачи: «Почему одна область не может решить все проблемы по охране окружающей среды?» Предложить конкретные мероприятия по улучшению и сохранению природы своего родного края.    

Заключение (1 час)

Защита экологических проектов учащимися.

Тематика исследовательских работ предложенная

для выполнения учащимся.

  1. Экологический паспорт школы.
  2. Разработка и проведение социологического опроса взрослых по проблемам окружающей среды.
  3. Оценка масштабов загрязнения воздуха автотранспортом в населенном пункте.
  4. Санитарно-гигиеническая оценка различных помещений школы.
  5. Изучение демографических показателей здоровья.
  6. Исследование качества питьевой воды.
  7. Река жизни или жизнь реки.
  8. «Дикие свалки» с. Тогур.
  9. Легенды и предания народов Томской области.
  10. Изучение показателей здоровья.
  11. Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места.
  12. Пылевое загрязнение в школе и дома.
  13. Экологические организации и общественная реакция на них.
  14. Лесные пожары в области и районе.
  15. Анализ твердых бытовых отходов и проблемы связанные с его утилизацией в Колпашевском районе.
  16. Роль зеленых насаждений в городе.
  17. Что мы знаем о пищевых добавках.
  18. Шум – медленный убийца?
  19. Пища и загрязнение.
  20. Биоритмы и их влияние на человека.
  21. Фитонциды комнатных растений.
  22. Клещевой энцефалит и болезнь Лайма (Колпашевский район, Томская область)

Тематический план

Название темы

Количество часов всего

Из них (количество часов)

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

1.Введение

1

-

-

2.Экологические проблемы Томской области. Природные ресурсы и их рациональное использование

6

1

1

3.Экологические проблемы Томской области.  Взаимное влияние  окружающей среды и человека

5

1

1

4.Природоохранная деятельность на территории Томской области.

4

2

1

5.Заключение

1

-

-

Итог

17

4

3


Учебно – тематический план.

№ п/п

Содержание учебных разделов (тем)

Дата проведения

Форма контроля

Тема 1. Введение (1 час)

1

Экологические проблемы современности

записи в тетради

Тема 2. Экологические проблемы Томской области. Природные ресурсы и их рациональное использование (6 часов). 

2

История освоения Томской области

записи в тетради, доклады учащихся

3

Природные ресурсы Томской области и их использование

записи в тетради, доклады учащихся, презентации

4

Загрязнение атмосферы и меры по её охране.

записи в тетради, доклады учащихся

5

Водные ресурсы Томской области и их использование. Водосберегающие технологии.

записи в тетради

6

Практическое занятие №1 (семинар). Оценка вод Томской области и оценка вод Колпашевского района

отчет по практической работе

7

Почвенные ресурсы Томской области. Их рациональное использование.

записи в тетради, доклады учащихся

Тема 3. Экологические проблемы Томской области.  Взаимное влияние  окружающей среды и человека (5 часов)

8

К/р по теме «Экологические проблемы Томской области». Радиационная обстановка

в области. Падения ОЧРН (отделяющихся частей ракетоносителей) и их последствия.

записи в тетради

9

Практическая работа №2 (семинар). Насколько опасен СХК?

отчет по практической работе

10

Урбанизация и её последствия.

записи в тетради

11

Проблемы бытового мусора. Утилизация.

записи в тетради, доклады учащихся

12

Проблема эксплуатации автомобилей.

записи в тетради, доклады учащихся

Тема 4. Природоохранная деятельность на территории Томской области (4 часа)

13

К/р по теме «Взаимное влияние  окружающей среды и человека».

Государственные и общественные организации, занимающиеся вопросами рационального природопользования в Томской области.

записи в тетради

14

Биологические ресурсы Томской области и их охрана. Красная книга Томской области.

записи в тетради, презентация

15

Практическое занятие №3 (семинар). Охраняемые территории Томской области.

отчет по практической работе

16

Практическое занятие №4 (семинар). Решение задачи: «Почему одна область не может решить все проблемы по охране окружающей среды?» Предложить конкретные мероприятия по улучшению и сохранению природы своего родного края.    

отчет по практической работе

Заключение (1 час)

17

Защита экологических проектов учащимися.

Работы учащихся


Практические работы

Название работы

Тема занятия

Дата проведения

Оценка вод Томской области и оценка вод Колпашевского района

Экологические проблемы Томской области. Природные ресурсы и их рациональное использование.

Насколько опасен СХК?

Экологические проблемы Томской области.  Взаимное влияние  окружающей среды и человека.

Охраняемые территории Томской области.

Природоохранная деятельность на территории Томской области.

Решение задачи: «Почему одна область не может решить все проблемы по охране окружающей среды?»

Природоохранная деятельность на территории Томской области.

Тема контрольной работы

Дата проведения

Экологические проблемы Томской области

Взаимное влияние  окружающей среды и человека

Защита экологических проектов учащимися


Список литературы:

Рекомендуемая литература:

1. И.Х. Шаровая, В.Б. Захаров Программы общеобразовательных учреждений «Биология», 6 – 9 классы. Москва «Просвещение» 2003.

2. М.В. Высоцкая «Экология» 9 класс, элективные курсы. Волгоград «Учитель» 2007.

3.Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов «Основы экологии» 10 (11) класс. Москва «Дрофа» 2001.

4. А.М. Данченко и др. «Кадастр возможностей». Томск «Научно – техническая литература» 2002.

5. «Состояние окружающей среды в Томской области в 2002, 2003 году» - Томск «Дельтаплан» 2003, 2004.

Литература для учителя

  1. Ананьев В.А., Банковский В.В., Демин Н.Н. и др. Проблемы экологического образования и воспитания. - Томск, 1991.
  2. Ананьев В.А. и др. Преподавание основ охраны природы в начальной школе. - Томск, 1994.
  3. Ананьев В.А. и др. Преподавание основ охраны природы в начальной школе. - Томск, 1995.
  4. Ананьев В.А. и др. Преподавание интегрированного курса охраны природы в 9- 11 классах средней школы. - Томск, 1997.
  5. Биология. Большой энциклопедический словарь / под ред. МС.Гилярова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  6. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.
  7. Ердаков Л.Н., Чубыкина Н.Л. Методические рекомендации для преподавания экологии в 10-11 классах. - Новосибирск: «Книжица», 1995,
  8. Запартович Б.Б., Криворучко НС. С любовью к природе. - М.: Просвещение, 1993.
  9. Квасничкова Д., Калина В. Схемы по экологии и методические разработки к ним.- М.:Устойчивый мир, 2001.-78с, 60 табл.
  10. Модестов СЮ. Сборник творческих задач по биологии, экологии, ОБЖ/ пособие для учителя. -С.-П.: Акцидент, 1998.
  11. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. - М.;Агенство «Фаир», 2005г.
  12. Образовательный вестник. Информационно-справочное издание, вып.4. - Томск, 1988г.
  13. Программно-методические материалы: Экология, 5-11  кл. Сост. В.Н.Кузнецов. - М.: Дрофа, 1998г.
  14. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. - М.: Финансы и статистика, 1995 г.
  1. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания (в 4 томах). - М: Мир, 1994г.
  2. Реймерс КФ. Природопользование: Словарь-справочник. М: Мысль, 1990г
  3. Сивоглазов В.И., Сухова ТС, Козлова ТА. Экология России. Кн. для учителя. - М: АО «МДС», 1996г.
  4. Суравегина И.Т. Экология для учителя. - М.: Нота бин, 1999г
  5. Экологическое воспитание:  Метод.  Разработки.  /Ж.Ф.Пивоварова,  Т.Я Шипунова.  - Новосибирск: НГПУ, 1993г.
  6. Экология: Метод. Рекомендации для учителя 5-9 кл. - Томск, 1996г.
  7. Экология: Метод. Рекомендации для учителя 10-11 кл. - Томск, 1996г.
  8. Экологические   проблемы   Томской  области: информационный   дайджест.   Вып.3   /   Муниципальная информационная   библиотечная   система   г. Томска, Муниципальная   библиотека   "Северная";   составители В. Г. Белицина, Е. А. Сибирцева. ­ Томск: [б. и.], 2007. – 27 с.
  9. Экологические   проблемы   Томской  области:информационный   дайджест.   Вып.4   /   Муниципальная информационная библиотечная система г. Томска, Муниципальная библиотека   "Северная";   составители   В. Г. Белицина,   Е.   А. Сибирцева. ­ Томск: [б. и.], 2008. – 32 с.
  10. Особо охраняемые природные территории Томской области: информационный дайджест. Вып. 2 / Муниципальная информационная библиотечная   система   г. Томска.   Муниципальная   библиотека "Северная"; [сост.: В. Г. Белицина, Е. А. Сибирцева]. – Томск: Б. и., 2010. – 47 с.
  11. Экологические   проблемы  Томской  области: информационный   дайджест.   Вып.5   /   Муниципальнаяинформационная   библиотечная   система   г. Томска, Муниципальная   библиотека   "Северная";   составители В. Г. Белицина, Е. А. Сибирцева. ­ Томск: [б. и.], 2009. – 56 с.
  12. Экологические   проблемы   Томской   области: сборник   дайджестов   /   Муниципальная   информационная библиотечная   система;   сост.   Е.   А.   Сибирцева,   В.Г. Белицина.­ Томск: [б.н.], Вып. 1. – 2004.­ 172 с.: ил.
  13. Экологически  ориентированная  учебно-исследовательская  и  практическая  деятельность  в  современном  образовании. Материалы IV  Всероссийского  научно-методического  семинара (10–13  ноября 2004 г., Санкт-Петербург). – СПб.: Крисмас+, 2004.
  14. Учебно-исследовательская  и  практическая  деятельность  в  современном экологическом образовании. Тезисы докладов III Всероссийского  научно-методического  семинара (11–14  ноября 2002  г., Санкт-Петербург). — СПб: Крисмас+, 2002. - 184 с.
  15. Экологический мониторинг. Программа факультативного курса для учащихся 9–11 классов / Сост. Муравьев А.Г. – Изд. 3-е, перераб. и дополн. – СПб: Крисмас+, 2008. – 48 с.
  16. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 2003. – 176 с.: ил.
  17. Комплексная экологическая практика школьников и студентов. Программы. Методики. Оснащение. Учебно-методическое пособие. Под  редакцией проф. Л.А. Коробейниковой. Изд. 3-е, прераб. и дополн. — СПб.: Крисмас+. 2002. 268 с.
  18. Эколого-образовательные проекты как  средство  социализации подрастающего поколения: Материалы VI Всероссийского научно-методического семинара 12–15 ноября 2008 г., Санкт-Петербург. – СПб.: «Крисмас+», 2008. – 448 с.  

Литература для обучающихся.

  1. Азбука природы / Пер, с англ. Н.Ярошенко. - М.: Ридерз Дайджест, 1997.
  2. Алексеев СВ. Экология: Учебное пособие для 9,10-11 кл. - С-П.: СМИО пресс,1997.
  3. Алексеев СВ., Груздева Н.В.,Муравьев А.Г. Практикум по экологии: Учебное пособие. -М.:АО «МДС», 1996.
  4. Винокурова Н.Ф., Трушина В.В. Глобальная экология: Учебное пособие для 10-11 кл. -М: Просвещение, 1998г.
  5. Вронский В. А. Прикладная экология: Учебное пособие - Ростов-на-Дону: "Феникс",1996г.
  6. Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. - Ростов-на-Дону: "Феникс" 1999г.
  7. Евсеева Н.С География Томской области. (Природные условия и ресурсы). - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001.- 223с.
  8. Ердаков Л., Чернышева О. Задачи и вопросы по экологии. Пособие для 5-8, 10-11 кл. -Новосибирск: Книжица, 1996г
  9. Ердаков Л., Чубыкина Н. Экология. Учебное пособие для 10-11  кл. - Новосибирск:Книжица, 1995г
  10. Карташев А.Г. Введение в экологию: Учебное пособие. - Томск, 1998.

15.        Кирпотин С.Н. Экология. Учебное пособие. Томск: ТГУ, 1998

  1. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных. - Ярославль: Академия развития, 1998
  2. Кузнецова Ф.С. История Сибири. - Новосибирск: ИНФОЛИО пресс, 1999
  3. Лобжанидзе    А.А.    География    России.    Эколого-экономические    аспекты.    -    М.:Просвещение, 1997
  4. Максимова И.Е. Сибирь - твой дом. - Томск: Курсив, 1998
  1. Основы экологии: Учебник для 9 кл. /Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов. -М: Просвещение, 3998
  1. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология - 9 кл. - М.: Дрофа, 1998.
  2. Полярная энциклопедия школьника. Арктика- мой дом. - М: Северные просторы, 1998.
  3. Популярная школьная энциклопедия. Экология: Человек и природа. - М.: ОЛМА-ПРЕСС,2001.
  4. Природопользование:   Учебник   для   10-11    кл.   /Н.Ф.Винокурова.,   Г.С.Камерилова, В.В.Николина и др. - М.: Просвещение, 1995
  5. Ратанов МП., Сиротин В.И. Рациональное природопользование  и охрана окружающей среды: Пособие для учащихся. - М.: Мнемозина, 1998
  6. Рянжин СВ. Экологический букварь. - С.-П. ПИТ - Таш., 1996
  7. Сборник    научно-популярных    очерков.     Земля     Колпашевская     /под    редакцией Я.А.Яковлева. Томск: ТГУ, 2000
  8. Теплов Д.Л. Экологический практикум. Для учащихся 5 (6) кл. - М: Устойчивый мир. 1999
  9. Энциклопедия для детей. Экология. М.: Аванта + , 2000.

Банк измерителей уровня учебных достижений обучаемых

Тест для самоконтроля.

  1. Войска США применили в Юго-Восточной Азии искусственное вымывание обильных осадков с помощью забрасывания самолетами в облака тонкодисперсных йодистых соединений серебра, свинца. Как называлась эта операция:
  1. а) Голубой гром
  2. б) Голубой Нил
  3. в) Оранжевая река
  4. г) Желтая река.
  1. В чем заключалась крупная экологическая катастрофа в  Персидском заливе в 1991 году:
  1. а) большой сброс нефти в воды залива
  2. б) поджог нефтяных скважин
  3. в) применение ДДТ
  4. г) уничтожение лесных массивов.
  1. Выберите основные физические эффекты ядерного взрыва:
  1. а) высокая температура
  2. б) гибель растительности
  3. в) ионизирующее излучение
  4. г) ударная волна
  5. д) гибель всего живого
  1. На какие города   американцами были сброшены первые атомные бомбы:
  1. а) Хиросима
  2. б) Стокгольм
  3. в) Токио
  4. г) Нагасаки
  1. К каким последствиям приведут гигантские пожары после ядерного взрыва
  1. а) ядерная ночь
  2. б) ядерный день
  3. в) ядерные сумерки
  4. г) ядерное утро
  1. Что будет главным климатическим эффектом ядерной войны:
  1. а) ядерное лето
  2. б) ядерная зима
  3. в) ядерная весна
  4. г) ядерная осень
  1. Природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу называется:
  1. а) экологическая катастрофа
  2. б) экологический катаклизм
  3. в)  экологическое крушение
  4. г) экологическая авария
  1. Какие бывают экологические катастрофы:
  1. а) природные
  2. б) искусственные
  3. в) естественные
  4. г) антропогенные
  1. Распределите природные экологические катастрофы по числу человеческих жертв уносимых ими:
  1. а) извержения вулканов (цунами)
  2. б) землетрясения
  3. в) тропические циклоны
  4. г) наводнения
  1. Сколько взрывов было произведено на ядерных полигонах России:
  1. а) больше 2000
  2. б) больше 1 млн.
  3. в) больше 100
  4. г) больше 10
  1. С какой промышленностью связаны крупнейшие экологические катастрофы:
  1. а) химической
  2. б) атомной
  3. в) целлюлозно-бумажной
  4. г) транспортной
  1. Где произошли настоящие катастрофы с выбросом в среду радиоактивных веществ:
  1. а) комбинат «Маяк» В Челябинской обл. (г. Кыштым, 1957г)
  2. б) Чернобыльская АЭС (1986 г.)
  3. в) Северском ХК (Томск –7, 1993 г)
  4. г) Кольская АЭС (1992 г.)
  1. Где происходили испытания ядерного оружия в России:
  1. а) Семипалатинский полигон
  2. б) Васюганские болота
  3. в) о. Новая земля
  4. г) о. Врангеля
  1. Впервые серьезное загрязнение океана нефтью произошло после гибели супертанкера  ……… в 1967 году:
  1. а) «Амоко Кадис» (1978г)
  2. б) «Торри Каньон»
  3. в) «Эксон Вальдес» (1989 г)
  4. г) Тобаго – «Повелительница Атлантики»  (1979 г)
  1. Что можно отнести к природным экологическим катастрофам (а),  антропогенным экологическим катастрофам (б):

1) землетрясения

2) испытания ядерного оружия

3) извержения вулканов

4) аварии нефтеналивных танкеров

5) сброс в залив соединений ртути

6) тропические циклоны

7) попадание в реку большого количества ядохимикатов

8) смерчи

9) цунами

10) авария на Чернобыльской АЭС

11) наводнения

12)взрыв на нефтепроводе

13) пожар на химическом производстве

14) торнадо

Головоломка.

Зачеркните в таблице буквы, составляющие слова – ответы на вопросы.

Из оставшихся букв соберите слово, обозначающее совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему взаимообусловленных биотических и абиотических явлений и процессов.

По горизонтали.

1. Химические препараты, уничтожающие определенные группы растений, чаще всего сорняки в посевах.

3. Вещества, используемые для борьбы с бактериями, вызывающими заболевания растений и животных.

5. Препараты, используемые для борьбы с насекомыми-вредителями, насекомыми-паразитами.

8. Химические вещества, используемые для борьбы с позвоночными животными.

10. Общее название ядохимикатов, используемых для борьбы с организмами-вредителями.

13. Химические препараты, используемые против возбудителей грибковых заболеваний.

По вертикали.

1. Микроорганизм, способный связывать атмосферный азот и образовывать соединения, доступные для питания растений.

2. Организм, получающий энергию только из готового органического вещества, которым он питается.

3. Организмы, существующие за счет других организмов (организмов-хозяев), живых растений или животных.

4. Организм, питающийся мелкими органическими частицами, осевшими на дно водоема.

5. Организм в составе сообщества, питающийся другими организмами или мертвым органическим веществом.

6. Автотрофные микроорганизмы, связанные отношениями мутуализма с растениями или животными и обеспечивающие их питательными веществами.

7. Организмы в составе сообщества, разрушающие мертвое органическое вещество и возвращающие в круговорот минеральные элементы.

8. Животные, питающиеся самой разной пищей.

9. Организмы, питающиеся органическими соединениями мертвых тел или выделениями животных.

10. Животные, питающиеся растениями, консументы первого порядка.

11. Организмы в сообществе, создающие органическое вещество из неорганического.

12. Организмы, питающиеся насекомыми.

13. Организм, способные существовать за счет энергии солнечного света или реакций окисления неорганических веществ, используя эту энергию для синтеза органических веществ.

14. Организмы, клетки которых содержат оформленные ядра.

15. Организмы, клетки которых не имеют ограниченного мембраной ядра.

Прочитайте текст и выполните задания.

Биосфера – это часть биологической оболочки Земли, свойства которой определяются активностью живых организмов. Учение о биосфере создано русским геохимиком В. И. Вернадским. По его словам, биосфера – это оболочка, где существует или существовала жизнь.

Биосфера охватывает всю поверхность суши, моря и океаны, ту часть недр Земли, где находятся породы, созданные деятельностью живых организмов – уголь, нефть, газ – биогенные вещества. В глубину твёрдой части Земли активная жизнь проникает местами до 3 км (бактерии в нефтяных месторожденияз).

В атмосфере границы распространения жизни ограничиваются озоновым экраном на высоте около 20 км. Он задерживает губительные ультрафиолетовые лучи Солнца.

Всю массу организмов всех видов Вернадский назвал живым веществом Земли, которые постоянно в ходе обмена веществ перераспределяют химические элементы в природе, осуществляют круговорот веществ.

Жизнью создан на поверхности суши почвенный слой. В нём так тесно связаны между собой минеральные компоненты, разлагающиеся органические вещества и многочисленные микроорганизмы, что Вернадский отнёс её к особым, биокосным телам природы. Такой же биокосный состав имеют и воды Мирового океана, насыщенные бесчисленными обитателями до дна самых глубоких впадин в 10-11 км.

Косное вещество биосферы образуется процессами, в которых живые организмы не участвуют. Например, изверженные горные породы.

Часть биосферы, находящуюся под влиянием активной деятельности человека, называют ноосферой – сферой человеческого разум. Чаще всего влияние человечества на биосферу губительно, что в свою очередь губительно и для человечества.

 Прочитайте текст. Внесите недостающие  сведения в таблицу

 

Компонент

Краткая характеристика

Примеры

Живое вещество

Совокупность живых организмов и продуктов их жизнедеятельности

1

2

Образуется процессами, в которых живые организмы не участвуют

Изверженные горные породы

Биогенное вещество

3

Уголь, нефть, газ

4

Образуется в результате совместной деятельности организмов и тел неживой природы

5

На основании текста ответьте на вопрос: что является верхней и нижней границами биосферы?


Рецензия

Рабочая программа по экологии Томской области для 7 класса разработана учителем Халиной А.М. на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования средней (полной) общеобразовательной школы по экологии и содержит в себе темы, рассматривающие основные сведения по экологическому состоянию Томской области, рассчитана на 17 часов: по 1 уроку в неделю в течение одного полугодия.

При составлении рабочей программы использовались литературные пособия: 1.Ананьев В.А. и др. Преподавание интегрированного курса охраны природы в 9- 11 классах средней школы. - Томск, 1997.

2.Ердаков Л.Н., Чубыкина Н.Л. Методические рекомендации для преподавания экологии в 10-11 классах. - Новосибирск: «Книжица», 1995.

3.Программно-методические материалы: Экология, 5-11кл. Сост.В.Н.Кузнецов. - М.: Дрофа, 1998г.

4.Экология: Метод. Рекомендации для учителя 5-9 кл. - Томск, 1996г.

Данная программа предназначена для изучения курса «Экология Томской области» в 7 классе средней общеобразовательной школы и базируется на знаниях и опыте, полученных учащимися на своём жизненном опыте. Это позволяет лучше раскрыть творческий потенциал учащихся, заставить их чувствовать и проанализировать все проблемы экологии, касающиеся человечества.

Основные требования к оформлению выполнены. Рабочая программа содержит пояснительную записку, в которой указаны цели и задачи курса, ключевые компетенции. Дается подробное содержание курса экологии Томской области для 7 класса и ожидаемый результат реализации программы. В содержании представлены основные блоки и разделы с указанием количества часов.

Также прилагается список планируемых практических работ и контрольных срезов, список рекомендуемой для учащихся и учителя литературы и несколько примеров измерителей уровня учебных достижений обучаемых, применяемых на уроках.

Рецензент                       должность

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

рабочая программа по экологии Томской области

Предмет «Экология Томской области» для обязательного изучения всеми учащимися 6 и 7 классов предусмотрен региональным базисным учебным планом в связи с возрастанием роли экологических знаний в форм...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематический план по дисциплине "Экология" 2016-2017 учебный год

Тематическое планирование для студентов первого курса специальности 13.02.07 «Электроснабжение»...