программма .экологический кружок
календарно-тематическое планирование по экологии (7 класс) по теме
Прививать бережное отношение к природе, воспитывать любовь к родному краю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_kruzhok.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Александровская СОШ»
Быковского муниципального района Волгоградской области
Согласовано: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель МО Зам. директора по ВР Директор школы
______________ ___________ Ильина Е,Е. ________ Суворина Н.Е.
Протокол №___ от «__»______2012 г. от «__»________2012г.
_______________
Программа
эколого-биологического кружка
«Живая планета»
(для учащихся 5- 9 классов
34 часа .)
Составитель:
Учитель биологии
МКОУ «Александровская СОШ»
Бондаренко З.Ф.
Пояснительная записка.
Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников.
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.
Программа кружка рассчитана на разновозрастную группу учащихся 5–9 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.
Программа экологического кружка построена таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.
Направления работы над программой:
Познавательное направление работы над программой включило цикл познавательных мероприятий ( использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, викторины, конкурсы), которые способствовали более глубокому изучению экологических проблем школьниками.
Практическое направление работы над программой связано с практическими делами ( изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, озеленение класса, подкормка птиц), способствовало привитию бережного отношения детей к родной природе.
Исследовательское направление работы осуществляется при помощи экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы и рассчитана на воспитание детей среднего школьного возраста.
Актуальность программы и основные положения экологического воспитания
В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как хозяин и преобразователь, что ведет к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что ведет к ее неправильному использованию и загрязнению.
Под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
интерес к природе;
знания о природе, воздействии человека на природу;
позитивная деятельность и поведение в природе.
Цель:
Научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.
Задачи:
Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности
Овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей.
Воспитание понимания эстетической ценности природы.
Развитие любознательности и желания получать знания.
Формирование положительного отношения к окружающему миру.
Нравственное развитие личности, воспитание чувств.
Формирование гигиенических знаний, способствующих сохранению здоровья.
Научить учащихся пользоваться научной литературой.
Научить любить природу, правильно её использовать.
Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.
Воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.
Основные направления работы по программе:
Познавательно-исследовательское:
подготовка исследовательских рефератов, экскурсионных маршрутов; участие в форумах, олимпиадах, экологические мониторинги.
Духовно-творческое:
конкурсы стихов, рассказов, плакатов, рисунков, сказок, театрализованные представления, изготовление поделок из природных материалов и бытовых отходов; фотовыставки.
Просветительское:
проведение экскурсий по городу и родному краю, изготовление эколистовок, плакатов, газет; агитвыступления;
Природоохранное:
посадка деревьев, кустарников; создание и уход за цветочными клумбами, санитарная чистка улиц, парка; изготовление скворечников и кормушек (охрана птиц), паспортизация родников .
Туристско-оздоровительные:
турпоходы, экспедиции, слеты; Дни здоровья.
Принципы организации экологического воспитания:
систематичность,
непрерывность,
междисциплинарность содержания
Формы, методы и средства организации экологического воспитания:
а) традиционные;
б) активные;
в) инновационные.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей ( учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).
Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников:
по защите окружающей среды:
борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц,
по улучшению природной среды:
озеленение класса, школьного участка, оформление клумб.
по сохранению и использованию эстетических ценностей природы:
сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала.
Режим занятий:
(34 часа - двухчасовые занятия раз в две недели).
Занятия осуществляются в кабинете химии и биологии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников.
План работы по программе « Живая планета»
Тема | Содержание занятия | Теоретическое | Практическое | Сроки проведения |
1. Вводное занятие | Режим работы кружка. Ознакомление с планом | Беседа о правилах безопасности | Организация рабочего места | Сентябрь |
2. Что такое природа. 3 .Природа и мы. 4. Времена года. Осень 5. Участие во Всемирной неделе защиты животных. 6.Осень в жизни животных | Экскурсия в поле. Экскурсия в лиман. | Осень в стихах, пословицах, загадках. Экологический конкурс «Наследие природы». | Сбор листьев, семян. Оформление экскурсий. Составление коллекций листьев, семян. Изготовление осенних букетов, панно из листьев. Заготовка корма для птиц. Проект "Хлебные крошки". | октябрь |
7. Природа в нашем доме. 8.Разнообразие растений и животных. 9. Фотоконкурс « Природа вокруг нас» | Проект «Вырасти себе друга». Школьный экологический конкурс «Операция Кормушка». | Работа в читальном зале школьной библиотеки с экологическими изданиями. | Изготовление кормушек для птиц. Участие в фотоконкурсе «Природа вокруг нас» | ноябрь |
10. Зима в природе. 11.Растения зимой. 12.Животные зимой. 13 Конкурс на лучшую зимнюю композицию. | Приспособление растений и животных к жизни в зимнее время. | Подготовка к конкурсу знатоков песен, стихов, загадок, поговорок о зиме | Изготовление зимних пейзажей и композиций. | декабрь |
14, 15. 16,17.Свойства льда и снега. | Экскурсия в зимний парк | Свойства льда и снега | Изготовление скульптур из снега на школьной площадке. | Январь |
18 Эти загадочные животные. 19.Дикие животные. 20Домашние животные. | Экскурсия в библиотеку. Знакомство с экологическими изданиями. | Встреча с библиотекарем | Оформление альбома « Мы нашли своих друзей» | Февраль |
21 Весенние приметы. 22 Весенние радости. 23.День птиц. 24.Редкие и охраняемые животные и растения родного края. | Конкурсы рисунков, стихов, пословиц и поговорок о весне.. Изучение природы родного края. Работа в библиотеке. | Птицы весной. Работа с изданиями о природе волгоградской области. | Изготовление скворечников. Участие в празднике « Дня птиц» Изготовление «жалобной книги природы» | март |
25. «Вода в нашей жизни. 26. Загрязнение природы. 27.Экологические проблемы. 28.Основные сведения об экологии окружающей среды 29.День Земли. | Изучение удивительных свойств воды. Изучение проблем окружающей природы. Экскурсия в библиотеку. Работа с экологическими изданиями. | Участие в акции в защиту воды. Участие в экологической акции «Очистим планету от мусора» Изучение экологии Волгоградской области. История праздника | Конкурс рисунков, плакатов, листовок в защиту воды. Уборка школьной территории. Операция «Чистодвор» Изготовление листовок и плакатов. | апрель |
30. Знакомство с лекарственными растениями 31.Проект с детьми и родителями «Зеленый Лекарь»
| Лекарственные растения. Лекарственные растения.
| Изучение лекарственных растений. .
| Изготовление гербариев лекарственных растений
| май |
32.Проекты с детьми и родителями. 33.Экологические акции. 34.Итоговое занятие. | «Капелька» «Животные в истории моей семьи» «Школьный двор» Отчет о работе кружка. | Задание на лето о наблюдении за природой. | Оформление презентаций, альбомов. Экологическая акция «Посади дерево на счастье» | В течение года. |
Предполагаемые результаты реализации программы.
1.Организация социально- значимой общественной деятельности школьников.
2. Осуществление комплексного подхода к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.
3.Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для само реализации, самоутверждения, самовыражения.
4.Приобщение детей к здоровому образу жизни, как важной составляющей экологической культуры.
5 Формирование духовных потребностей, раскрытие творческого потенциала личности ребенка.
6.Воспитание любознательности, эстетической отзывчивости, экологической культуры школьников.
7.Становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения детей к природному и социальному окружению.
Литература:
Информационная.
Авилова, К. В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы (Текст): кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.
Биологические экскурсии (Текст): кн. Для учителя/ И.В. Измайлов, В. Е.Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. – М.: Просвещение, 1983.
Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителей/ А.И. Никишов, З.А. Мокеева, Е.В.Орловская, А.М. Семенова. – 2-еизд. перераб. – М.: Просвещение, 1980.
Генкова, Л.Л., Славков, Н. Б., Почему это опасно.(Текст) - М.: Просвещение, 1989.
Герд, С. Мой живой уголок (Текст) – Л.: Государственное издательство Детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1965.
Захлебный, А.Н., Суравегин, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе (Текст): пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984.
Книга для чтения по охране природы (Текст): для учащихся9- 10 кл. сред. шк. / сост. А.Н. Захлебный. – М.: просвещение, 1986.
Кочетов, А. М. Экзотические рыбы (Текст). – М.: Лесн. Пром-сть, 1888.
Крикунов, Е.А. Экология(Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.
Миркин, Б.М.,Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.
Протасов, В.Ф., Молчанов, А.В. Экология, здоровье и природопользование в России (Текст).- М.: Финансы и статистика, 1995г.
Труфанов, В.Г. Уроки природы родного края (Текст). – Тула: издательский дом «Пересвет», 2003.
Чернова, Н.М.и др. Основы экологии (Текст): учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.М. Чернова, В. М. Галушин, В.М. Константинов. 3-е изд. дораб. - М.: Дрофа, 1999г.
Определители, справочники.
1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)– Ярославль: «Академия развития», «Академия К»,1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1998. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
3. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных (Текст художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей)
4. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
5. «Свет жизни». Пособие для учителей к учебному курсу экологии .
6. Программа для детей и родителей «Экомир моей семьи» . 7.Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана.Книга для учащихся.-М .Просвещение—1995.
8. Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников Советская педагогика.-1989.-№ 9.
9. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы—М. Педагогика 1981.
10. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья- М. Экология. 1991.
11. Филатова Л.М. По страницам Красной книги. Начальная школа. – 1991- №11.-Стр.49-52.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительных занятий "Химико-экологический кружок"
Предлагаемая программа кружка направлена на углубление и расширение экологических знаний учащихся.Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения ...
Программа дополнительного образования детей 11-13 лет «Nature» Экологический кружок «РОБИНЗОНАДА»
Направленность программы «Экология» по содержанию эколого-биологической; по функциональному пр...
Программа дополнительного образования детей Экологический кружок «Эколог»
Направленность программыДанная программа предназначена для учащихся, посещающих экологический кружок «Эколог».Усилиями учителей биологии и эколог...
экологический кружок
Рабочая программа по экологии...
Экологический кружок "Зелёная планета"
Данная рабочая программам ожет использоваться во внеклассной дятельности в школе....
Экологический кружок "Природа малой Родины"
Основные направления – научно-познавательное направление, духовно-нравственное и социальное. Цель проектно...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности экологический кружок «Зеленая планета» уровень среднего общего образования срок освоения: 1 год направление: экологическое
АННОТАЦИЯРабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Зеленая планета» (далее – рабочая программа) для воспитанников основного и среднего общего образования является сос...