Экологический кружок "Зелёная планета"
рабочая программа (5 класс) по теме
Данная рабочая программам ожет использоваться во внеклассной дятельности в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 64» города Нижнего Новгорода
Дополнительная образовательная программа экологического кружка
«Зелёная планета»
естественнонаучной направленности
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Срок реализации: 1 год
Выполнила:
Авезова О.Г.
учитель биологии,
экологии
Г.Н.Новгород
2017-2018 уч.г.
Общеинтеллектуальное направление развитие личности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зеленая планета»
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- Знания основных принципов и правил отношения к живой природе.
-Сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, cтроить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты
-Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
- Умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Формирование УУД
регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др;
познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и т.д.
- Содержание курса внеурочной деятельности
Введение (1ч).
Ботаника – наука о растениях. История изучения растений. Знакомство с коллекцией комнатных растений. Задачи курса. Оформление дневников наблюдений и рабочих тетрадей.
1.Растение – целостный организм (11 ч.)
Растение – биосистема. Обобщение знаний об открытых системах. Морфология и анатомия корневой системы, стебля, листа, цветка (соцветия), плода, семени. Совершенствование техники выполнения учебного рисунка.
Жизненные формы растений на примере комнатных: древесные, кустарники, травы; суккуленты, луковичные, лианы, ампельные и эпифитные растения.
Лабораторная работа №1. Приготовление и рассматривание микропрепаратов кожицы чешуи лука или кожицы (мякоти) листа.
Лабораторная работа №2. Изучение строения цветков и соцветий.
Практическая работа № 3. Определение жизненных форм комнатных растений.
2.Общие вопросы агротехники комнатных растений (32 ч.)
Уход за растениями: каждодневный, еженедельный и сезонный. Календарь ухода за комнатными растениями. Инвентарь.
Размножение – важное свойство живого организма. Размножение растений: семенами, спорами, вегетативно и живорождением. Способы вегетативного размножения: черенками (стеблевыми и листовыми), отпрысками, дочерними растениями, делением куста, отводками, луковицами, прививкой.
Вода, её значение для физиологии растений. Полив (обильный, умеренный, редкий). Влажность воздуха. Температурный и световой режим.
Пересадка и перевалка растений. Обрезка и прищипка растений.
Почвы и почвенные смеси. Питание растений (воздушное и почвенное). Важные элементы минерального питания, удобрения.
Вредители комнатных растений (тля, трипс, белокрылка, паутинный клещ, щитовка, нематода и др.) и их биологические особенности. Меры борьбы с вредителями. Болезни комнатных растений: физиологические и инфекционные. Возбудители инфекционных заболеваний – грибы и бактерии. Профилактика болезней растений.
Практическая работа №4. Уход за комнатными растениями осенью.
Практическая работа №5. Черенкование комнатных растений.
Практическая работа №6. Размножение растений отпрысками, детками и отводками.
Практическая работа №7. Профилактический осмотр растений.
3. Систематика растений (17 ч.)
Систематика - распределение растений по группам. Карл Линней как основоположник систематики. Бинарная номенклатура и латинские названия видов.
Систематика комнатных растений. Папоротники, голосеменные и покрытосеменные комнатные растения.
Однодольные покрытосеменные, семейства: Амариллисовые, Бромелиевые, Пальмовые, Лилейные, Ароидные, Агавовые, Коммелиновые.
Двудольные покрытосеменные, семейства: Бегониевые, Гераниевые, Кактусовые, Молочайные, Толстянковые.
Практическая работа № 8. Систематизация растений кабинета биологии.
Практическая работа № 9. Уход за комнатными растениями зимой.
Практическая работа № 10. Посев семян для клумб школы (петуния и бархатцы, ноготки др.).
4. Экология комнатных растений (29 ч.)
Экология – наука о взаимосвязях организмов друг с другом и со средой обитания. Экологические группы растений по отношению к воде: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (суккуленты и склерофиты).
Экологические группы растений по отношению к свету: светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые.
Экологические группы растений по отношению к температуре: теплолюбивые и холодостойкие.
Сообщества растений. Понятие о географической родине комнатных растений. Экологические группы комнатных растений.
Экосистема. Экосистемы, элементами которых являются комнатные растения.
Растения в жилище человека, подбор и размещение. Создание композиций из комнатных растений. Комнатный садик, клумбы, элементы и приёмы оформления.
Практическая работа № 11. Оформление этикеток для комнатных растений.
Практическая работа № 12. Создание комнатного садика в ёмкости.
Практическая работа № 13. Оформление школьных клумб.
Практическая работа № 14. Уход за комнатными растениями весной, наблюдения за прорастающими проростками.
5. Обобщение и закрепление (12 ч.)
Место растений в системе органического мира. Многообразие растительного мира. Значение растений в природе и жизни человека. Значение для человека знаний о растениях.
Проведение экскурсий по кабинету для учащихся начальных классов.
Подведение итогов. Летние задания.
Практическая работа №15. Уход за комнатными растениями весной.
Практическая работа № 16. Составление каталога растений кабинета биологии.
Экскурсия № 1. Живой организм, его среда обитания и условия существования (проводится на школьном участке).
Экскурсия №2. Охраняемые объекты или территории Нижегородской области.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема занятия. | Оборудование | Дата /кол-во часов |
1. | Введение (1ч). Ботаника – наука о растениях. Задачи программы. | Рабочие тетради, дневники наблюдений. | 1 |
2-3. | 1.Растение – целостный организм (11 ч). Растение – биосистема. | Комнатные растения. | 2 |
4-5. | Морфология и анатомия корневой системы и стебля. Учебный рисунок. | Растения, готовые микропрепараты, черенки с корнями, микроскопы. | 2 |
6. | Лаб. раб.№1. Приготовление и рассматривание микропрепаратов кожицы и мякоти листа. | Листья, микроскопы, лаб. оборудование. | 1 |
7-8. | Лаб. раб.№2. Изучение строения цветков и соцветий. | Цветки, лупы, пинцеты, микроскопы | 2 |
9-10. | Плоды и семена, их строение и значение для растения. | Коллекция плодов и семян. | 2 |
11. | Жизненные формы растений. | Иллюстрации растений разных форм | 1 |
12. | Практ. раб.№3. Определение жизненных форм комнатных растений. | Комнатные растения. | 1 |
13-14. | 2.Общие вопросы агротехники комнатных растений (32 ч). Уход за комнатными растениями. Календарь ухода. | Календарь цветовода. | 2 |
15. | Инвентарь для комнатных растений. | Инвентарь. | 1 |
16-17. | Практ.раб.№4. Уход за комнатными растениями осенью. | Комнатные растения. Инвентарь. | 2 |
18-19. | Способы размножения комнатных растений. | Иллюстрации, таблицы. | 2 |
20-21. | Практ. раб.№5. Черенкование комнатных растений. | Растения, ёмкости для черенков. | 2 |
22-23. | Практ. раб.№6.Размножение отпрысками, детками, отводкой. | Растения, ёмкости. | 2 |
24. | Значение воды для физиологии растений. | Таблица. | 1 |
25-26. | Полив растений. Влажность воздуха. | Растения тропического леса. | 2 |
27-28. | Температурный и световой режим. | Светолюбивые и теневыносливые растения | 2 |
29-30. | Пересадка и перевалка растений. | Растения и инвентарь | 2 |
31-32. | Обрезка и прищипка растений. | Растения и инвентарь. | 2 |
33. | Почвы и почвенные смеси. | Виды почвенных смесей, типы почв. | 1 |
34-35. | Питание растений. Фотосинтез. | Таблица. | 2 |
36-37. | Минеральное питание. Удобрения. | Коллекция удобрений. | 2 |
38-40. | Вредители комнатных растений, их биологические особенности. Меры борьбы. | Иллюстрации. | 3 |
41-42. | Болезни комнатных растений, возбудители, профилактика. | Иллюстрации. | 2 |
43-44. | Практ. раб.№7. Профилактический осмотр растений. | Растения. | 2 |
45-46. | 3.Систематика растений (17 ч). Систематика – распределение растений по группам. Бинарная номенклатура. | Определители растений. | 2 |
47-48. | Систематика комнатных растений. Мхи, папоротники и голосеменные растения. | Комнатные папоротники, мох из аквариума. | 2 |
49-50. | Покрытосеменные комнатные растения. | Покрытосеменные растения. | 2 |
51-52. | Семейства класса Однодольные. | Справочники, определители, растения. | 2 |
53-55. | Семейства класса Двудольные. | Определители, растения. | 3 |
56-58. | Практ. раб.№8. Систематизация растений кабинета биологии. | Справочники, определители, карточки. | 3 |
59-60. | Практ. раб.№9. Уход за комнатными растениями зимой. | Растения, инвентарь. | 2 |
61. | Практ. раб.№10. Посев семян для клумб школы (петуния и бархатцы, ноготки др.). | Семена петуния и бархатцы, ноготки и др. | 1 |
62-63. | 4.Экология комнатных растений (29 ч). Экология как наука. Экологические группы растений. | Иллюстрации. | 2 |
64-65. | Экологические группы растений по отношению к воде. | Комнатные растения. | 2 |
66-67. | Экологические группы растений по отношению к свету. | Растения. | 2 |
68-69. | Экологические группы растений по отношению к температуре. | Растения. | 2 |
70-71. | Сообщества растений. Понятие о географической родине растений. | Физическая карта мира, карта природных зон. | 2 |
72-73. | Экосистема тропического леса. | Иллюстрации. | 2 |
74-75. | Экосистемы пустыни и степи. | Иллюстрации, суккуленты. | 2 |
76-77. | Экологические группы комнатных растений. | Растения. | 2 |
78-79. | Практ. раб.№11. Изготовление этикеток для комнатных растений. | Бумага, фломастеры, карандаши. | 2 |
80-81. | Растения в жилище человека. Понятие об интерьере. | Иллюстрации. | 2 |
82-83. | Практ. раб.№12. Создание комнатного садика в ёмкости. | Растения-ксерофиты. | 2 |
84-86. | Практ.раб.№13. Оформление школьных клумб. | Растения тропиков. | 3 |
87-89. | Практ.раб.№14. Уход за комнатными растениями весной, наблюдения за прорастающими проростками. | Растения и стеклянные ёмкости. | 3 |
90. | Практ.раб.№15. Уход за комнатными растениями весной. | Инвентарь для пересадки и перевалки. | 1 |
91-92. | 5.Обобщение и закрепление (12 ч). Место растений в системе органического мира. | Таблицы. | 2 |
93-94. | Многообразие растительного мира. Значение растений. | Таблицы, плоды и семена. | 2 |
95. | Значение для человека знаний о растениях. Игра «Занимательная ботаника». | Сценарий конкурса. | 1 |
96. | Подготовка экскурсии для учащихся начальных классов. | Выбор растений для демонстрации. | 1 |
97. | Проведение экскурсии по кабинету для начальных классов. | Растения, план экскурсии. | 1 |
98. | Практ. раб.№16. Составление каталога растений кабинета биологии. | Справочники, фото, альбом. | 1 |
99. | Экскурсия № 1. Живой организм, его среда обитания и условия существования (проводится на школьном участке). | Фотокамера, тетради. | 1 |
100. | Экскурсия №2. Охраняемые объекты или территории Нижегородской области (обзорно). | Фотокамера, тетради. | 1 |
101. | Написание и оформление творческих работ. | 1 | |
102. | Подведение итогов. | Подарки и грамоты. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая линейка "Планета в опасности"
Материалы к линейки "Планета в опасности". Стихи, презентация...

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»
При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

Экологические проблемы планеты.
Загрязнение окружающей среды — это поступление в нее вредных веществ, могущих нанести ущерб здоровью человека, неорганической природе, растительному и животному миру или стать помехой в той или иной ч...
Презентация "Экологический кризис планеты"
«Я не знаю ничего более прекрасного,чем наша земля»....
экологический проект "Планета в наших руках!"
Экологический проект/квест – новая форма проведения эко.субботников. Рассчитан для детей старшего школьного возраста...

Воспитательное мероприятие посвящено проблеме экологической загрязненности планеты.
Цель: углубить представление детей об экологической безопасности.Задачи:- способствовать формированию активной общественной позиции;- учить давать положительную нравственную оценку таких понятий, как ...