Оценка рекреационной дигрессии лесных и парковых сообществ
методическая разработка по экологии (10 класс) по теме

Титков Михаил Александрович

Практическое занятие (2 часа - лекция+практика) для курса "Экология Москвы и устойчивое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_co__1048.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки №№ 61-62

Оценка рекреационной дигрессии лесных и парковых сообществ (2 часа).

Цель – формирование представлений о рекреационной дигрессии лесных и парковых сообществ в комплексе исследовательской деятельности по ее изучению.

Задачи:

●        сформировать у учащихся представление о рекреационной дигрессии лесных сообществ; ознакомить с основными методами геоботанического исследования леса, мониторинга биоты; разработать меры по улучшению экологического состояния лесопарка;

●        развить умения и навыки исследовательской деятельности, умения собирать и анализировать полученные данные. Развить умение работать как в группе, так и самостоятельно;

●        воспитать бережное отношение к окружающей природе, в частности лесу. Осознать, что одной из главных причин угнетения гибели природных систем является низкая культура жизни и отдыха человека.

Оборудование:

●        определители лесных растений; колышки, рулетка и веревка для разметки пробной площадки, карандаш, блокнот, бланк геоботанических описаний.

Содержание.

Первая часть предусматривает теоретическую базу  – рассказ о рекреационной дигрессии, ее механизме и причинах, методах спасения лесопарков. Целесообразно провести рассказ непосредственно в лесу, по ходу наглядно демонстрируя состояние отдельных частей леса. Проходя по лесу, обратите внимание учащихся на состояние лесопарка, на видимые повреждения растений. Учащиеся высказывают предположения о причинах повреждений, об их последствиях и о возможных методах борьбы за сохранение лесопарка. В эту же экскурсию предлагается ознакомиться с методикой геоботанических описаний лесного сообщества.

Перспективы развития крупных городов связаны  с ростом потребностей населения в организации и проведении их досуга, что в свою очередь будет сопровождаться усилением рекреационных нагрузок на городские леса, устойчивость и природная экологическая емкость которых ограничена. Ведение хозяйства в  рекреационных лесах преследует решение двух основных задач: предоставить больше возможностей для индивидуального отдыха, обеспечивая необходимую комфортность, и сохранить лесную природную среду. Задача сохранения лесных массивов усиления их средообразующих и рекреационных функций  имеет комплексный характер и требует определенных финансовых затрат, а так же наличия квалифицированных специалистов, способных принимать верные решения, обеспечивающие поддержание баланса в системе город – лесные экосистемы.

Основными проблемами, с которыми связано современное состояние и перспективы городских лесов, необходимо считать рекреационные нагрузки, развитие городской инфраструктуры, низкую экологическую культуру населения, отсутствие должного юридического статуса городских лесов, а также недостаток финансовых и материальных ресурсов необходимых для организации и ведения лесного хозяйства на уровне обеспечивающем выполнение лесами всего комплекса экологических и социальных функций.

Одной из наиболее важных проблем связанных с сохранением  городских и пригородных лесов является градостроительство. Основная угроза исходит от экологически непродуманных планов застройки и развития сети коммуникаций, которые разрывают лесной массив на отдельные изолированные участки,  неспособные в полной мере выполнять свои средообразующие функции. Развитие микрорайонов не должно нарушать природный облик  городских и пригородных лесов, многие из которых  являются частью естественных ландшафтов с которыми они пока неразрывно связаны. Основным принципом достижения этой цели является сохранение лесного ядра связанного экологическими коридорами с природными ландшафтами.  Лесные массивы, даже крупные изолированные инфраструктурными барьерами,  обречены на деградацию. Поэтому проблема градостроительства является наиболее серьезной из всех проблем связанных с сохранением   городских и пригородных лесов.

Важной особенностью городских лесов является их использование для отдыха. Можно с уверенностью предположить, что в дальнейшем экологическая обстановка в городе и его окрестностях будет еще более обостряться. На основе прогноза  о росте населения города Москва ожидается, что потребность в рекреационных лесах в перспективе будет возрастать. В результате того, что использование жителями пригородных и городских лесов не регулируется, это приводит к значительным воздействиям на некоторые наиболее посещаемые участки. Многочисленные незаконные кострища, свалки мусора и хлама – всё, что можно отметить среди наиболее видимых негативных факторов.

Лесные экосистемы под воздействием рекреационных нагрузок дигрессируют вплоть до полного разрушения с переходом далее в новое качественное состояние. Рекреационная дигрессия протекает по площади неравномерно, усиливаясь, например, на тропах, местах организованных стоянок и в других интенсивно посещаемых местах.

Комплекс мероприятий по благоустройству, увеличению  рекреационной емкости и повышению устойчивости лесов (формирование дорожно-тропиночной сети, обустройство и поддержание должного санитарного состояния территории и т.д.) реализуется слабо. Одна из причин – дефицит финансовых средств.  Другая сторона этой проблемы – отсутствие элементарной культуры поведения в лесах у большинства горожан, о чем свидетельствуют груды упаковочных материалов и пустых емкостей в местах проведения пикников. Вопрос экологического воспитания населения и особенно молодежи весьма актуален.

Рекреационные леса – это леса, входящие в государственный лесной фонд и предназначенные для массового отдыха и лечения. К ним относятся зеленые зоны вокруг городов, природные парки, леса в курортных и лечебно – оздоровительных зонах и др.

Осмысление.

Индивидуальная  работа. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом. В процессе чтения школьники находят в тексте термины и дают им определения, записывая в тетрадь.

Вторая часть – проведение геоботанического описания пробной площадки, определение стадии рекреационной дигрессии. Учащиеся, работая в группах, выполняют задания в рабочей тетради под руководством учителя. После определения стадии рекреационной дигрессии учащиеся самостоятельно выполняют задание.

План работы:

  1. Определение видового состава парка (лесопарка) и составление геоботанического описания.
  2. Оценка и анализ рекреационной дегрессии лесных экосистем.

Ход работы:

  1. Определение видового состава парка (лесопарка) и составление геоботанического описания.

  1. Выбор площадок для исследований 

Заложение и разбивка пробной площадки.

Для проведения учебного геоботанического описания и определения стадии рекреационной дигрессии целесообразно заложить площадку 10х10 метров, на которой были бы представлены все возможные объекты для описания (деревья, кустарники подрост, подлесок, тропинки, кострища и т.д.)

II. Составление физико-географической карты исследуемых площадок

Дата, географическая координата, характер рельефа, микрорельеф, характеристика почвы, тип леса, окружение, следы деятельности человека и животных.

III. Изучение видового состава растений на площадках:

Диагностика древостоя с выделением господствующего вида, диагностика кустарников с выделением доминирующих, диагностика травостоя, диагностика мхов, диагностика лишайников.

IV. Характеристика растительного покрова по жизненным формам с учётом обилия

Вид

Жизнен-ная
форма

Обилие

Участие
в
сообществе

фон

обиль-но

изредка

редко

единично

V. Изучение ярусности леса, краткая характеристика ярусов

Название ярусов

Виды

Условные обозначения

  1. Древостой
  2. Подлесок
  3. Подрост
  4. Травяно-кустарничковый
  5. Мохово-лишайниковый

VI. Описание древостоя

Сомкнутость крон.

Под сомкнутостью крон понимается доля площади поверхности земли, занятая проекциями крон. Можно также характеризовать сомкнутость, как ту часть неба, которая закрыта кронами – иными словами, оценивать соотношение между «открытым» небом и кронами.

Сомкнутость, обилие и прочие подобные величины в геоботанике обычно оценивают одним из трех показателей: в процентах (от 0 до 100), в баллах (от 1 до 5 или 10) и в долях от единицы (от 0,1 до 1), что, в общем-то, одно и тоже. Стоит учесть, что просветы между ветвями в расчет не принимаются – «кроной» считается пространство, очерченное мысленно по крайним ветвям (периметру) кроны.

Степень сомкнутости крон ____________

Формула состава
древостоя

Порода

Ярус

Высота,
м

Диаметр стволов

Кол-во стволов

Н кр.*

Преобла-дающий

Макси-маль-ный

*Примечание. Н кр. – высота прикрепления крон (м).

Формула древостоя.

В лесной геоботанике долю различных деревьев определяют по соотношению стволов. Долю видов в формуле леса принято выражать в баллах – от 1 до 10. Название видов в формуле леса сокращают до одной или двух букв, например: береза – Б, дуб – Д, сосна – С, осина – Ос, ольха черная – Ол.ч. и т.д.

Пример «6Е4Б» означает, что древостой на 60% образован елью и на 40% - березой.

VII. Подрост

Степень сомкнутости_____________


Порода

Высота

Примерный
возраст

Обилие

Происхождение

Характер размещения

Состояние подроста.

Напомним, что подростом называют молодые деревья основных лесообразующих пород данного леса высотой до ¼ основного полога (спелого и приспевающего древостоя). Часто подрост выделяется как самостоятельный полог древесного яруса. Подлесок это древесные и кустарниковые растения, которые никогда не смогут сформировать древостой.

Типичным примером подроста в сосново-еловом лесу могут быть молодые ели, сосны, березы, а подлеска – ивы, рябина, крушина, малина и т.д.

Общее состояние подроста определяется умножением полученных баллов по наличию подроста и его жизнеспособности.

VIII. Подлесок (кустарниковый ярус)

Степень сомкнутости __________

Порода

Высота

Обилие

Фенофаза

IX. Травяно-кустарничковый покров

Степень проективного покрытия (%).

Задернованность (истинное покрытие).

Аспект (растения, определяющие облик природного сообщества в настоящий момент).

Список видов

Вид
растения

Ярус

Обилие

Проек-тивное покрытие

Фено-фаза

Характер
размещения
(скопления, рассеяно, единично)

X. Мохово-лишайниковый покров

Общее покрытие и основные представители

Для определения площадей дорожно-тропиночной сети, и площадей кострищ целесообразно разбить пробную площадку на сектора, натянув веревки через каждый метр. Тем самым получается 100 секторов по 1 м2 (рис. 6).

Рисунок 6

  1. Оценка и анализ рекреационной дегрессии лесных экосистем.

Для определения стадии рекреационной дигрессии также необходимо визуально оценить состояние лесной подстилки, видовой состав травяно-кустарничкового яруса. Типичными лесными растениями этого яруса средней полосы России являются: черника, крушина, лещина, малина, ежевика, мятлик лесной, майник двулистный. К типично луговым растениям относятся: осоки, злаки, колокольчики, ромашки, подорожники, васильки и т.д.

Для проведения характеристики лесной подстилки и травяно-кустарничкового яруса необходимо взять за основу 3-4 сектора площадью 1м2 в разных частях пробной площадки.


Характеристика стадий рекреационной дигрессии лесных экосистем

Стадия

.дегра

диции

Характеристика состояния лесной экосистемы

Состояние ярусов

Включения не лесных видов

древостоя

подлеска и крупного подроста

подроста младших возрастов

травостоя

мохово-лишайникового покрова

0

Нарушенные насаждения

Сомкнутость древесного полога

Полная сохранность

Нет

I

Слабо нарушенные насаждения

Полная сохранность

Заметное повреждение

Слабо затронут

разреженный

Не более 10 % видового состава

II

Средняя степень нарушенности сообщества

Практически полностью сохраняется; наблюдается выпадение отдельных деревьев

Заметные повреждения

угнетенное

Полное исчезновение или незначительные пятна

До 50 % видового состава

III

Значительно нарушенные насаждения (критическое состояние)

С нарушенной сомкнутостью

Единичные уцелевшие экземпляры

Преобладание заносных видов

Полное исчезновение

Более 80 % видового состава

IV

Полностью разрушенное лесное сообщество

Низкая полнота древостоя вплоть до значительного его распада

Нет

Нет

Господство сорных и луговых видов

Нет

Более 90 % видового состава

V

Нет

Нет

Пятна сорной растительности в угнетенном состоянии

Нет

Более 90 % видового состава

Осмысление.

Индивидуальная  работа. Учащиеся самостоятельно делают вывод о степени деградации изученной лесной экосистемы.

Индивидуальная  работа. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом. В процессе чтения школьники находят в тексте термины и дают им определения, записывая в тетрадь.

Рефлексия

Коллективная работа. В процессе коллективного обсуждения учитель выясняет,

какие меры можно предложить для стабилизации лесных экосистем в условиях действия антропогенных факторов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Оценка туристко-рекреационного потенциала окрестности села Новоселенгинск"

Предлагаемый проект отражает стратегию развития туризма на территории Бурятии. Туристко-рекреационная деятельность должна быть направлена на рост занятости населения, создание комфортных условий для р...

Международный статус РФ и ее место во внешней политике США: 1991-2000 гг. в оценках американского политико-академического сообщества

Статья посвящена рассмотрению международного статуса РФ и ее места во внешней политике США американским политико-академическим сообществом после официального окончания «Холодной войны»: 1991-2000 гг. ...

Мастерская "Антропогенное влияние на природные сообщества в рекреационных зонах"

Цель работы: а) выявить факторы сокращения растительности в зонах  отдыха;             ...

Исследовательская работа "Лесное сообщество в окрестностях с.Лопатино"

Исследовательская  работа  посвещена  изучению  лесного  сообщества  с.Лопатино Татарского  района  Новосибирской  области....

Тема работы: «Сравнительная экологическая оценка состояния древесных насаждений по сосне двух лесных площадок»

Заочный этап областной олимпиады научно-исследовательских проектов детей и молодёжи по проблемам защиты  окружающей среды «Созвездие»Номинация «Наш дом – Земля»...

Методическая разработка урока географии в 9 классе по теме Рекреационное хозяйство. Особенности сферы обслуживания своего края. Практическая работа по теме "Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края"

Урок разработан согласно Федеральной рабочей программы по учебному предмету «География» для обучающихся 5-9 классов. Курс «География России. Население и хозяйство» реализует из...

Технологическая карта урока географии в 9 классе по теме Рекреационное хозяйство. Особенности сферы обслуживания своего края. Практическая работа по теме "Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края"

Данный урок создаёт условия для осознания и закрепления новой учебной информации о рекреационном хозяйстве России, об особенностях сферы обслуживания родного края, а также реализует краеведческий подх...