Оценка рекреационной дигрессии лесных и парковых сообществ
методическая разработка по экологии (10 класс) по теме
Практическое занятие (2 часа - лекция+практика) для курса "Экология Москвы и устойчивое развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_co__1048.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки №№ 61-62
Оценка рекреационной дигрессии лесных и парковых сообществ (2 часа).
Цель – формирование представлений о рекреационной дигрессии лесных и парковых сообществ в комплексе исследовательской деятельности по ее изучению.
Задачи:
● сформировать у учащихся представление о рекреационной дигрессии лесных сообществ; ознакомить с основными методами геоботанического исследования леса, мониторинга биоты; разработать меры по улучшению экологического состояния лесопарка;
● развить умения и навыки исследовательской деятельности, умения собирать и анализировать полученные данные. Развить умение работать как в группе, так и самостоятельно;
● воспитать бережное отношение к окружающей природе, в частности лесу. Осознать, что одной из главных причин угнетения гибели природных систем является низкая культура жизни и отдыха человека.
Оборудование:
● определители лесных растений; колышки, рулетка и веревка для разметки пробной площадки, карандаш, блокнот, бланк геоботанических описаний.
Содержание.
Первая часть предусматривает теоретическую базу – рассказ о рекреационной дигрессии, ее механизме и причинах, методах спасения лесопарков. Целесообразно провести рассказ непосредственно в лесу, по ходу наглядно демонстрируя состояние отдельных частей леса. Проходя по лесу, обратите внимание учащихся на состояние лесопарка, на видимые повреждения растений. Учащиеся высказывают предположения о причинах повреждений, об их последствиях и о возможных методах борьбы за сохранение лесопарка. В эту же экскурсию предлагается ознакомиться с методикой геоботанических описаний лесного сообщества.
Перспективы развития крупных городов связаны с ростом потребностей населения в организации и проведении их досуга, что в свою очередь будет сопровождаться усилением рекреационных нагрузок на городские леса, устойчивость и природная экологическая емкость которых ограничена. Ведение хозяйства в рекреационных лесах преследует решение двух основных задач: предоставить больше возможностей для индивидуального отдыха, обеспечивая необходимую комфортность, и сохранить лесную природную среду. Задача сохранения лесных массивов усиления их средообразующих и рекреационных функций имеет комплексный характер и требует определенных финансовых затрат, а так же наличия квалифицированных специалистов, способных принимать верные решения, обеспечивающие поддержание баланса в системе город – лесные экосистемы.
Основными проблемами, с которыми связано современное состояние и перспективы городских лесов, необходимо считать рекреационные нагрузки, развитие городской инфраструктуры, низкую экологическую культуру населения, отсутствие должного юридического статуса городских лесов, а также недостаток финансовых и материальных ресурсов необходимых для организации и ведения лесного хозяйства на уровне обеспечивающем выполнение лесами всего комплекса экологических и социальных функций.
Одной из наиболее важных проблем связанных с сохранением городских и пригородных лесов является градостроительство. Основная угроза исходит от экологически непродуманных планов застройки и развития сети коммуникаций, которые разрывают лесной массив на отдельные изолированные участки, неспособные в полной мере выполнять свои средообразующие функции. Развитие микрорайонов не должно нарушать природный облик городских и пригородных лесов, многие из которых являются частью естественных ландшафтов с которыми они пока неразрывно связаны. Основным принципом достижения этой цели является сохранение лесного ядра связанного экологическими коридорами с природными ландшафтами. Лесные массивы, даже крупные изолированные инфраструктурными барьерами, обречены на деградацию. Поэтому проблема градостроительства является наиболее серьезной из всех проблем связанных с сохранением городских и пригородных лесов.
Важной особенностью городских лесов является их использование для отдыха. Можно с уверенностью предположить, что в дальнейшем экологическая обстановка в городе и его окрестностях будет еще более обостряться. На основе прогноза о росте населения города Москва ожидается, что потребность в рекреационных лесах в перспективе будет возрастать. В результате того, что использование жителями пригородных и городских лесов не регулируется, это приводит к значительным воздействиям на некоторые наиболее посещаемые участки. Многочисленные незаконные кострища, свалки мусора и хлама – всё, что можно отметить среди наиболее видимых негативных факторов.
Лесные экосистемы под воздействием рекреационных нагрузок дигрессируют вплоть до полного разрушения с переходом далее в новое качественное состояние. Рекреационная дигрессия протекает по площади неравномерно, усиливаясь, например, на тропах, местах организованных стоянок и в других интенсивно посещаемых местах.
Комплекс мероприятий по благоустройству, увеличению рекреационной емкости и повышению устойчивости лесов (формирование дорожно-тропиночной сети, обустройство и поддержание должного санитарного состояния территории и т.д.) реализуется слабо. Одна из причин – дефицит финансовых средств. Другая сторона этой проблемы – отсутствие элементарной культуры поведения в лесах у большинства горожан, о чем свидетельствуют груды упаковочных материалов и пустых емкостей в местах проведения пикников. Вопрос экологического воспитания населения и особенно молодежи весьма актуален.
Рекреационные леса – это леса, входящие в государственный лесной фонд и предназначенные для массового отдыха и лечения. К ним относятся зеленые зоны вокруг городов, природные парки, леса в курортных и лечебно – оздоровительных зонах и др.
Осмысление.
Индивидуальная работа. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом. В процессе чтения школьники находят в тексте термины и дают им определения, записывая в тетрадь.
Вторая часть – проведение геоботанического описания пробной площадки, определение стадии рекреационной дигрессии. Учащиеся, работая в группах, выполняют задания в рабочей тетради под руководством учителя. После определения стадии рекреационной дигрессии учащиеся самостоятельно выполняют задание.
План работы:
- Определение видового состава парка (лесопарка) и составление геоботанического описания.
- Оценка и анализ рекреационной дегрессии лесных экосистем.
Ход работы:
- Определение видового состава парка (лесопарка) и составление геоботанического описания.
- Выбор площадок для исследований
Заложение и разбивка пробной площадки.
Для проведения учебного геоботанического описания и определения стадии рекреационной дигрессии целесообразно заложить площадку 10х10 метров, на которой были бы представлены все возможные объекты для описания (деревья, кустарники подрост, подлесок, тропинки, кострища и т.д.)
II. Составление физико-географической карты исследуемых площадок
Дата, географическая координата, характер рельефа, микрорельеф, характеристика почвы, тип леса, окружение, следы деятельности человека и животных.
III. Изучение видового состава растений на площадках:
Диагностика древостоя с выделением господствующего вида, диагностика кустарников с выделением доминирующих, диагностика травостоя, диагностика мхов, диагностика лишайников.
IV. Характеристика растительного покрова по жизненным формам с учётом обилия
Вид | Жизнен-ная | Обилие | Участие | ||||
фон | обиль-но | изредка | редко | единично | |||
V. Изучение ярусности леса, краткая характеристика ярусов
Название ярусов | Виды | Условные обозначения |
|
VI. Описание древостоя
Сомкнутость крон.
Под сомкнутостью крон понимается доля площади поверхности земли, занятая проекциями крон. Можно также характеризовать сомкнутость, как ту часть неба, которая закрыта кронами – иными словами, оценивать соотношение между «открытым» небом и кронами.
Сомкнутость, обилие и прочие подобные величины в геоботанике обычно оценивают одним из трех показателей: в процентах (от 0 до 100), в баллах (от 1 до 5 или 10) и в долях от единицы (от 0,1 до 1), что, в общем-то, одно и тоже. Стоит учесть, что просветы между ветвями в расчет не принимаются – «кроной» считается пространство, очерченное мысленно по крайним ветвям (периметру) кроны.
Степень сомкнутости крон ____________
Формула состава | Порода | Ярус | Высота, | Диаметр стволов | Кол-во стволов | Н кр.* | |
Преобла-дающий | Макси-маль-ный | ||||||
*Примечание. Н кр. – высота прикрепления крон (м).
Формула древостоя.
В лесной геоботанике долю различных деревьев определяют по соотношению стволов. Долю видов в формуле леса принято выражать в баллах – от 1 до 10. Название видов в формуле леса сокращают до одной или двух букв, например: береза – Б, дуб – Д, сосна – С, осина – Ос, ольха черная – Ол.ч. и т.д.
Пример «6Е4Б» означает, что древостой на 60% образован елью и на 40% - березой.
VII. Подрост
Степень сомкнутости_____________
№ | Порода | Высота | Примерный | Обилие | Происхождение | Характер размещения |
Состояние подроста.
Напомним, что подростом называют молодые деревья основных лесообразующих пород данного леса высотой до ¼ основного полога (спелого и приспевающего древостоя). Часто подрост выделяется как самостоятельный полог древесного яруса. Подлесок – это древесные и кустарниковые растения, которые никогда не смогут сформировать древостой.
Типичным примером подроста в сосново-еловом лесу могут быть молодые ели, сосны, березы, а подлеска – ивы, рябина, крушина, малина и т.д.
Общее состояние подроста определяется умножением полученных баллов по наличию подроста и его жизнеспособности.
VIII. Подлесок (кустарниковый ярус)
Степень сомкнутости __________
№ | Порода | Высота | Обилие | Фенофаза |
IX. Травяно-кустарничковый покров
Степень проективного покрытия (%).
Задернованность (истинное покрытие).
Аспект (растения, определяющие облик природного сообщества в настоящий момент).
Список видов
№ | Вид | Ярус | Обилие | Проек-тивное покрытие | Фено-фаза | Характер |
X. Мохово-лишайниковый покров
Общее покрытие и основные представители
Для определения площадей дорожно-тропиночной сети, и площадей кострищ целесообразно разбить пробную площадку на сектора, натянув веревки через каждый метр. Тем самым получается 100 секторов по 1 м2 (рис. 6).
Рисунок 6
- Оценка и анализ рекреационной дегрессии лесных экосистем.
Для определения стадии рекреационной дигрессии также необходимо визуально оценить состояние лесной подстилки, видовой состав травяно-кустарничкового яруса. Типичными лесными растениями этого яруса средней полосы России являются: черника, крушина, лещина, малина, ежевика, мятлик лесной, майник двулистный. К типично луговым растениям относятся: осоки, злаки, колокольчики, ромашки, подорожники, васильки и т.д.
Для проведения характеристики лесной подстилки и травяно-кустарничкового яруса необходимо взять за основу 3-4 сектора площадью 1м2 в разных частях пробной площадки.
Характеристика стадий рекреационной дигрессии лесных экосистем
Стадия .дегра диции | Характеристика состояния лесной экосистемы | Состояние ярусов | Включения не лесных видов | ||||
древостоя | подлеска и крупного подроста | подроста младших возрастов | травостоя | мохово-лишайникового покрова | |||
0 | Нарушенные насаждения | Сомкнутость древесного полога | Полная сохранность | Нет | |||
I | Слабо нарушенные насаждения | Полная сохранность | Заметное повреждение | Слабо затронут | разреженный | Не более 10 % видового состава | |
II | Средняя степень нарушенности сообщества | Практически полностью сохраняется; наблюдается выпадение отдельных деревьев | Заметные повреждения | угнетенное | Полное исчезновение или незначительные пятна | До 50 % видового состава | |
III | Значительно нарушенные насаждения (критическое состояние) | С нарушенной сомкнутостью | Единичные уцелевшие экземпляры | Преобладание заносных видов | Полное исчезновение | Более 80 % видового состава | |
IV | Полностью разрушенное лесное сообщество | Низкая полнота древостоя вплоть до значительного его распада | Нет | Нет | Господство сорных и луговых видов | Нет | Более 90 % видового состава |
V | Нет | Нет | Пятна сорной растительности в угнетенном состоянии | Нет | Более 90 % видового состава |
Осмысление.
Индивидуальная работа. Учащиеся самостоятельно делают вывод о степени деградации изученной лесной экосистемы.
Индивидуальная работа. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом. В процессе чтения школьники находят в тексте термины и дают им определения, записывая в тетрадь.
Рефлексия
Коллективная работа. В процессе коллективного обсуждения учитель выясняет,
какие меры можно предложить для стабилизации лесных экосистем в условиях действия антропогенных факторов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект "Оценка туристко-рекреационного потенциала окрестности села Новоселенгинск"
Предлагаемый проект отражает стратегию развития туризма на территории Бурятии. Туристко-рекреационная деятельность должна быть направлена на рост занятости населения, создание комфортных условий для р...
Международный статус РФ и ее место во внешней политике США: 1991-2000 гг. в оценках американского политико-академического сообщества
Статья посвящена рассмотрению международного статуса РФ и ее места во внешней политике США американским политико-академическим сообществом после официального окончания «Холодной войны»: 1991-2000 гг. ...
Мастерская "Антропогенное влияние на природные сообщества в рекреационных зонах"
Цель работы: а) выявить факторы сокращения растительности в зонах отдыха; ...
Исследовательская работа "Лесное сообщество в окрестностях с.Лопатино"
Исследовательская работа посвещена изучению лесного сообщества с.Лопатино Татарского района Новосибирской области....
Тема работы: «Сравнительная экологическая оценка состояния древесных насаждений по сосне двух лесных площадок»
Заочный этап областной олимпиады научно-исследовательских проектов детей и молодёжи по проблемам защиты окружающей среды «Созвездие»Номинация «Наш дом – Земля»...
Методическая разработка урока географии в 9 классе по теме Рекреационное хозяйство. Особенности сферы обслуживания своего края. Практическая работа по теме "Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края"
Урок разработан согласно Федеральной рабочей программы по учебному предмету «География» для обучающихся 5-9 классов. Курс «География России. Население и хозяйство» реализует из...
Технологическая карта урока географии в 9 классе по теме Рекреационное хозяйство. Особенности сферы обслуживания своего края. Практическая работа по теме "Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края"
Данный урок создаёт условия для осознания и закрепления новой учебной информации о рекреационном хозяйстве России, об особенностях сферы обслуживания родного края, а также реализует краеведческий подх...