Мастерская "Антропогенное влияние на природные сообщества в рекреационных зонах"
материал по биологии (7 класс) на тему

Староверова Светлана Владимировна

Цель работы: а) выявить факторы сокращения растительности в зонах  отдыха;               

                        б) выявить густоту дорожно-тропиночной сети в районе исследования;

                        в) составить картосхему исследуемого участка;

                      г) предложить способы уменьшения   воздействия человека в  данном районе.

Оборудование:  компас, лента сантиметровая, шагомер, линейка, планшет, бумага, карандаш, ручка, банки стеклянные (пластиковые) объемом 0,2-0,3 л

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya_antropogennoe_vliyanie.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерская “Антропогенное влияние на природные                  сообщества в рекреационных зонах”

Цель работы: а) выявить факторы сокращения растительности в зонах                      

                                                                                                            отдыха;                

                        б) выявить густоту дорожно-тропиночной сети в районе  

                                                                                                            исследования;

                        в) составить картосхему исследуемого участка;

        г) предложить способы уменьшения   воздействия человека в  

                                                                                                         данном районе.

Оборудование:  компас, лента сантиметровая, шагомер, линейка, планшет, бумага, карандаш, ручка, банки стеклянные (пластиковые) объемом 0,2-0,3 л

Часть  1. Исследование дорожно-тропиночной сети в зонах рекреации

Порядок работы:

  1. На исследуемой территории (в зоне рекреации) заложили пробную площадку размером 1 га.
  2. Составили план-схему пробной площадки в масштабе 1:1000, с помощью компаса нанесли на план все объекты, перечисленные в таблице 1. (см. приложение № 1)
  3. Измерили площадь каждого объекта, записали результаты в таблицу 1. (см. приложение № 2)
  4. Рассчитали долю площади каждого объекта в общей площади пробной площадки в процентах. Результаты записали в таблицу 1. (см. приложение № 2)
  5. Оценили влияние фактора вытаптывания для растительности на обследуемой территории по трехбалльной системе: (1 - не влияет, 2 - слабо влияет, 3 - сильно влияет) - 3.
  6. Разработали предложения по упорядочению рекреационных нагрузок для обследуемой территории.

- менять места расположения объектов;

- использовать биотуалеты;

-использовать заготовленные виды топлива, сушняк;

- восстанавливать места под кострищем с помощью дерна.

Часть 2. Исследование антропогенного воздействия в зонах МФА

Порядок работы:

  1. Обследовали на территории пробной площадки все обнаруженные объекты малых архитектурных форм (МФА) – скамейки для отдыха, палатки, беседка под столовую и др., нанесли их на план-схему участка и записали в таблицу 2.
  2. Описали видовой состав растений в радиусе 5 м от МФА, отдельно отметили искусственные посадки. Результаты записали в таблицу 2. (см. приложение № 3)
  3. Подсчитали количество деревьев и кустарников в указанном радиусе. Результаты записали в таблицу 2. (см. приложение № 3)
  4. Исследовали состояние растительности в указанном радиусе и оценили его по четырехбалльной системе: отличное, хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное. Разработали критерии оценки для каждого из четырех баллов:

1-отличное (не вытоптана растительность, не сломаны деревья), 2-хорошее (вытоптаность растительности до 10%, деревья не сломаны), 3-удовлетворительное (вытоптаность растительности до 20%, деревья гнилые встречаются изредка), 4-неудовлетворительное (вытоптаность растительности до 30%, деревья гнилые встречаются часто).

 Результаты записали в таблицу 2. (см. приложение № 3)

  1. Определили количественно степень замусоривания в указанном радиусе от МФА (количество пробок, бутылок, фантиков и пр.). Результаты записали в таблицу 2. (см. приложение № 3)

Критерии степени замусоривания:

 1- мусора практически нет, 2- мусора мало, 3- мусора много.

  1. Измерили и нанесли на план-схему площадь вытоптанного надпочвенного покрова вокруг МФА, оценили степень его разрушения по трехбалльной системе: 1 - практически не нарушен, 2 - нарушен (показателем являются виды, не свойственные данному фитоценозу), 3 - выбитый (до почвы или преобладают подорожник, мятлик однолетний). Результаты записали в таблицу 2. (см. приложение № 3)

Примечание: МФА – малые формы архитектуры

Часть 3. Исследование антропогенного воздействия по численности обитателей почв и лесной подстилки

Порядок работы:

  1. Установили ловушки для обитателей почв. Для этого десять одинаковых банок объемом 0,2-0,3 л закопали в почву так, чтобы край банки был на уровне поверхности почвы. Банки расставили на расстоянии 1 м по одной линии. Аккуратно уложили вокруг банки дерн, чтобы сохранить почвенный покров. Поставили такие ловушки в разных сообществах, например: в смешанном лесу, на поляне. Аналогичные ловушки установили на вытоптанных участках тех же сообществ.
  2. Проверяли ловушки два раза в сутки. Каждый раз подсчитывали попавших туда животных, после чего отпускали их. Результаты записали в таблицу 3. Продолжали наблюдения в течение 5 дней. (см. приложение № 4)
  3. Суммарные данные по итогам всех дней наблюдения занесли в таблицу 4. (см. приложение № 5)
  4. Зарисовали обнаруженные в ловушках организмы. (см. приложение № 6)
  5. Сравнили результаты наблюдений в таблице 4 и сделали вывод о степени антропогенного воздействия по соотношению  общего числа особей на вытоптанных и невытоптанных участках в различных сообществах.

Вывод:

- на вытоптанных участках количество особей в 3 раза меньше, чем на невытоптанных участках.

Часть 4. Оценка антропогенного воздействия по результатам изучения подорожника

Общие сведения

На Европейской территории России встречаются три вида подорожника: подорожник большой, подорожник средний, подорожник ланцетолистный. Они имеют следующие морфологические различия: у подорожника большого точка роста находится ниже уровня почвы, проводящий пучок листа надёжно защищён механическими тканями; у подорожника среднего точка роста находится на уровне почвы, проводящий пучок тоже защищён механическими тканями, но эти ткани залегают не сплошным кольцом, а с разрывами; у подорожника ланцетолистного точка роста находится выше уровня почвы, проводящий пучок не защищён механическими тканями (рис. 1).

Рис. 1. Виды подорожника: 1 – ланцетолистный, 2 –средний, 3 – большой

Порядок работы:

  1. Заложили пробные площадки в местах, подверженных разной степени вытаптывания:
  1. На дороге и прилегающем к ней участке обочины,
  2. На поляне вблизи дороги,
  3. На поляне в лесу.
  1. На каждой площадке подсчитали число особей подорожника каждого вида. Результаты записали в таблицу 5.
  2. Сделали вывод о том,  какой вид подорожника наиболее устойчив к вытаптыванию.
  3. Сделали вывод о том, какой вид деятельности человека в данной местности приводит к наибольшему вытаптыванию растений.

Вывод:

- наиболее устойчив к вытаптыванию подорожник большой;

- в данной местности приводит к наибольшему вытаптыванию растений человек. Здесь ягодные места, поэтому люди ходят и ездят за ягодами, при этом образуются грунтовые дороги и тропы.

Приложение № 2

Таблица 1

Тропы

(шириной

до 0,5 м)

Дороги

(шириной более 0,5 м)

Кострища

Площадки

для отдыха

Грунтовые

Свежие

Оборудованные МФА

Занимаемая площадь

91,2

209,75

9,24

59,5

% от площади участка

0,9

2,1

0,09

0,59

Приложение № 3

Таблица 2

Объект МФА

Видовой состав растений

Нали-

чие искусственных поса-

док

Кол-во деревьев/кустарников

Состоя-

ние растительности в баллах

Степень замусоривания (по категориям мусора)

Степень разрушения надпочвенного покрова в баллах

1.

Палатки

Земляника обыкновен-

ная, колокольчик раскидистый, нивяник обыкновенный, вероника дубравная, копытень европейский, хвощ лесной, душистый колосок обыкновенный, лютик ползучий, крапива двудомная, череда, мята перечная, осока острая, сныть обыкновенная, ландыш, плевел многолетний, мятлик лесной, луговник дернистый, ежа сборная.

нет

35

3

2

2

2.

Беседка под столо-

вую

Земляника обыкновен-

ная, колокольчик круглолистный, люпин, Иван-да-марья, кукушкин лен, полевица тонкая, лапчатка прямостоячая,  душистый колосок обыкновенный,  сныть обыкновенная,  плевел многолетний, мятлик лесной, луговник дернистый, ежа сборная, вероника дубравная, черноголовник.

да

14

2

2

3

3.

Штаб

плевел многолетний, мятлик лесной, луговник дернистый, ежа сборная, земляника обыкновенная, люпин, кукушкин лен, полевица тонкая, вероника дубравная, манжетка, душистый колосок обыкновенный.

да

8

3

1

2

Приложение № 4

Таблица 3. Обитатели почв и лесной подстилки

Число

Время

Погода

Обитатели

Количество

1. 6.07.

10.30, 14.00

+10, дождь, пасмурно

Дождевой червь,

жужелица решетчатая,

жужелица лесная,

муравей лесной рыжий,

моль

3

1

1

2

1

2. 7.07.

10.30,14.00

+13, переменная облачность

Муха комнатная малая,

дождевой червь,

тля зеленая,

 клещ,

кругопряд полосатый,

паук земляной,

жужелица лесная,

муравей лесной рыжий

1

2

1

1

1

2

1

1

3. 8.07.

10.30,14.00

+16, ясно

Щелкун черный, жук,

арион полосатый,

клоп древесный,

гусеница пяденицы зимней,

куколка жука

муха комнатная малая,

муравей лесной рыжий

1 + 1

1

1

1

1

2

2

4. 9.07.

10.30,14.00

+ 17, дождь

Кивсяк серый,

Жужелица решетчатая,

 паук длинноногий,

 мокрица погребная,

сенокосец обыкновенный,

жужелица лесная,  

муравей лесной рыжий,

 клоп люцерновый,

дождевой червь

1

1

1

2

1

1

2

1

3

5. 10.07.

10.30,14.00

+20, переменная облачность

Жук, муравей лесной рыжий, жужелица лесная,

голый слизень,

куколки жуков,

паук земляной,

паук длинноногий,

костянка обыкновенная,

щелкун черный,

клоп ягодный,

сенокосец обыкновенный,

мокрица

4+ 3

2

1

9

3

2

3

1

3

3

2

Приложение № 5

Таблица 4

Организмы

Количество особей за 5 дней наблюдений в разных типах сообществ

Сообщество 2

(например, смешанный лес)

Сообщество 3 (травянистые сообщества)

У  дороги

В лесу

У дороги

На поляне

Голый  слизень

Кивсяк

Сенокосец

Паук

Клещ

Клоп

Моль

Тля

Жужелица

Куколки жуков

Щелкун

Муравей

Дождевой червь

Мокрицы

Мухи

Костянка

Жук

-

-

-

1

-

-

-

-

-

2

-

2

1

1

-

1

1

-

1

2

4

1

1

-

1

2

4

1

3

3

1

2

1

2

-

-

-

1

-

1

-

-

-

-

-

2

2

-

-

1

1

1

-

2

2

-

3

1

-

5

4

1

3

2

2

2

-

1

Общее количество особей

9

29

8

29

                       

Приложение № 7

Таблица 5. Число особей подорожников разных видов на пробных площадках

Название видов

Площадка№1

Площадка№2

Площадка№3

Подорожник большой

173

37

-

Подорожник средний

56

42

15

Подорожник ланцетолистный

98

123

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные сообщества, Вода, Воздух

презентации по типу "Своя игра" 3 класс УМК "ПНШ"...

Путешествие в природное сообщество

Вопросы - тесты по природным зонам России...

широколиственный лес как природное сообщество живых организмов

В презентации представлено многообразие живых организмов широколиственного леса в связи с их функциями в природном сообществе. Данная работа может быть использована на уроках природоведения, биологии ...

Лес - природное сообщество.

Лес- это огромная система, отдельные части которой оченьтесносплетены, взаимосвязаны. И нарушение этихв заимосвязей ведет к изменениям или гибели природного комплекса. Поэтомутакстрашнывырубки...

Презентация "Краткая природно-географическая характеристика Саратовской области. Природные Сообщества"

Презентацию можно использовать в 7 классе при изучении биологического краеведения Саратовской области....