рабочая программа по экологии Томской области
рабочая программа по экологии (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_6-7_kl.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
с. Минаевки Асиновского района Томской области
ОБСУЖДЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседание МО зам.директор по УВР директор школы
Естественно –математического цикла Басманова М.И________ Маслова Зинаида Петровна________
руководитель МО Суцкель Т.М_________ «___»_______201 г «___»_______201 г.
Протокол № __ от «___»_____201 г
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Экология Томской области 6-7 класс
автор учебника: В.Б.Купрессова
Программа составлена:
учителем химии, биологии
1 квалификационной категории
Суцкель Татьяной Михайловной.
Пояснительная записка
Предмет «Экология Томской области» для обязательного изучения всеми учащимися 6 и 7 классов предусмотрен региональным базисным учебным планом в связи с возрастанием роли экологических знаний в формировании экологического мышления членов современного общества, интенсивным развитием нефте – газовой промышленности в области, автотранспорта и других отраслей деятельности, приводящих к загрязнению окружающей среды и снижению экологической безопасности.
Данная программа разработана в соответствии с региональным базисным учебным планом Томской области, в котором на изучение курса «Экология Томской области» отводится по 17 часов, 1 час в неделю в одном из полугодий.
В связи с тем, что у учащихся 6 классов нет предварительной экологической подготовки, предлагаемая программа предусматривает изучение общих положений экологии на примере местных видов организмов, их сообществ и условий неживой природы.
В 6 классе 1 час отводится на введение в науку, а далее изучаются такие темы:
1.Экологические связи и организация жизни – 4 часа.
2.Среды обитания– 6 часов.
3.Взаимоотношения организмов– 2 часа.
4.Структура сообщества – 3 часа.
Программа 7 класса является логическим продолжением одноимённого курса, изучавшегося в 6 классе. Учащиеся уже имеют представление об экологии вообще и экологии Томской области в частности, поэтому, изучение предмета начинается с рассмотрения наиболее злободневных экологических проблем Томской области.
На вводном уроке по курсу обозначаются экологические проблемы современности и те, что актуальны для нашей области. На последующих уроках рассматриваются темы:
1.Экология сообщества- 7 часов.
2.Природные ресурсы и их рациональное использование – 7 часов.
3.Природоохранная деятельность на территории Томской области – 3 часа.
Учебно – тематический план.
№ | Название темы. | Количество часов. |
1 | Экологические связи и организация жизни | 5 |
2 | Среды обитания | 6 |
3 | Экология сообществ | 12 |
4 | Экологические проблемы Томской области. Природные ресурсы и их рациональное использование | 7 |
5 | Природоохранная деятельность на территории Томской области | 3 |
Содержание программы.
1.Экологические связи и организация жизни – 5 часов.
Предмет и задачи экологии. Экологические проблемы Томской области. Сообщества нашего края. Среды жизни обитания. Факторы среды и их классификация: абиотические, биотические, антропогенные. Экологические законы.
2.Среды обитания -6 часов.
Экологические проблемы Томской области. Основные среды жизни. Водная среда обитания. Наземно-воздушная среда .Организм - как среда обитания. Организмы-индикаторы среды обитания.
3.Экология сообществ – 12 часов.
Экология сообществ. Взаимоотношения в сообществах. Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм т.п. Трофическая структура. Пищевые цепи и сети. Смена биогеоценозов. Агроценозы. Основные сообщества Западной Сибири.
4.Экологические проблемы Томской области. Природные ресурсы и их рациональное использование - 7 часов.
Роль природы в жизни человеческого общества. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Правовые основы охраны природы. Ископаемые богатства Томской области, их значение в жизни региона, рациональное использование, охрана среды при разработке полезных ископаемых.
Изменение состава и загрязнение атмосферы промышленными, транспортными и бытовыми выбросами. Отходы производства и потребления. Предприятия Томской области, являющиеся основными загрязнителями воздушного бассейна. Меры по охране атмосферы: предупреждение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, создание и внедрение безотходных технологий, озеленение городов.
Водные богатства области. Причины загрязнения поверхностных и грунтовых вод. Предприятия, сбрасывающие отходы в реки и другие водоёмы. Основные меры по охране водных ресурсов: бережное их расходование, безотходные производства, очистка сточных вод.
Почвенные ресурсы области. Причины снижения плодородия обрабатываемых почв: водная и ветровая эрозия, обработка тяжёлыми машинами, загрязнение почв нефтепродуктами и другими ядовитыми веществами. Рациональное использование и охрана земель: борьба с эрозией почв, лесомелиоративные меры.
5.Природоохранная деятельность на территории Томской области – 3 часа.
Современное состояние и охрана растительности. Причины и последствия сокращения площади лесов. Охрана и восстановление лесов. Борьба с лесными пожарами. Защита лесов от вредителей и болезней. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Растения, занесённые в Красную книгу Томской области.
Рациональное использование и охрана животных. Значение животных в природе и хозяйственной деятельности человека. Прямое и косвенное воздействие человека на животных. Система охраны животных. Животные, занесённые в Красную книгу Томской области.
Демонстрация иллюстраций с изображением растений и животных, занесённых в Красную книгу Томской области.
Тематическое планирование. Экология Томской области – 6 класс.
№ темы | № урока | Содержание темы и урока. | Лабораторные работы. | дата |
Введение – 1 час. | ||||
1. | Предмет и задачи экологии Томской области. | 2.09 | ||
1. | Экологические связи и организация жизни – 4 часа. | |||
2. | Сообщества нашего края. | 9.09 | ||
3. | Среды жизни обитания. | 16.09 | ||
4. | Факторы среды и их классификация: абиотические, биотические, антропогенные. | 23.09 | ||
5. | Экологические законы. | 30.09 | ||
2. | Среды обитания – 6 часов. | |||
6. | Экологические проблемы Томской области. | 7.10 | ||
7. | Основные среды жизни | 14.10 | ||
8. | Водная среда обитания | 21.10 | ||
9. | Наземно-воздушная среда | 28.10 | ||
10. | Организм - как среда обитания | 11.11 | ||
11. | Организмы-индикаторы среды обитания | 18.11 | ||
3. | Взаимоотношения организмов - 2часа | |||
12. | Взаимоотношения организмов – паразитизм, хищничество | 25.11 | ||
13. | Конкуренция, симбиоз | 2.12 | ||
4. | Структура сообщества – 3 часа | |||
14. | Сообщества- естественные и искусственные | 9.12 | ||
15. | Структура сообществ | 16.12 | ||
16. | Полезные ископаемые Томской области | 22.12 |
Тематическое планирование. Экология Томской области – 7 класс.
№ темы | № урока | Содержание темы и урока. | Практические работы. | Дата |
1. | Экология сообществ -7 часов | |||
1. | Экология сообществ | 11.01 | ||
2 | Взаимоотношения в сообществах | 18.01 | ||
3. | Трофическая структура | 25.01 | ||
4 | Пищевые цепи и сети | 1.02 | ||
5 | Смена биогеоценозов | 8.02 | ||
6 | Агроценозы | 15.02 | ||
7 | Основные сообщества Западной Сибири | 22.02 | ||
2. | Природные ресурсы и их рациональное использование – 7 часов | |||
8 | Природоиспользование | 29.02 | ||
9 | Ресурсы томской области. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. | 14.03 | ||
10 | Охрана биологических ресурсов | 22.03 | ||
11 | Значение и рациональное использование ископаемых богатств, охрана среды при их разработке. | 4.04 | ||
12 | Изменение состава, загрязнение атмосферы промышленными, транспортными и бытовыми выбросами. | 11.04 | ||
13 | Водные богатства области. Причины загрязнения поверхностных и грунтовых вод. | 18.04 | ||
14 | Предприятия, сбрасывающие отходы в реки и другие водоёмы области. Основные меры по охране водных ресурсов. | 25.04 | ||
3. | Природоохранная деятельность на территории Томской области-3 часа | |||
15 | Современное состояние охраны растительности. Причины и последствия сокращения площади лесов. Охрана лесов. | 2.05 | ||
16 | Растения, занесённые в Красную книгу Томской области. | 16.05 | ||
17 | Рациональное использование и охрана животных. Животные, занесённые в Красную книгу Томской области. | 23.05 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Называть
главные экологические проблемы современности и экологические проблемы Томской области.
Приводить примеры
положительного и отрицательного воздействия человека на окружающую среду и среды на здоровье человека.
Характеризовать
сложные взаимоотношения природы и человека.
Обосновывать
необходимость быстрейшего решения экологических проблем для безопасного существования самого человека на Земле.
Распознавать
наиболее распространённые виды растений и животных Томской области; растения и животных, занесённых в Красную книгу Томской области.
Сравнивать
влияние чистой воды, чистого воздуха и почвы на организмы человека, животных и растений и загрязнённых.
Применять знания
об охране окружающей среды для пропаганды бережного отношения к природе.
Наблюдать
За состоянием окружающей среды с целью выяснения степени её пригодности для жизни организмов.
Соблюдать правила
наблюдения за изменениями в жизни растений и животных под влиянием условий среды, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
проведения практических работ по изучению вредных выбросов автотранспорта;
бережного отношения к природным ресурсам, их использованию, охране.
Литература:
1. И.Х. Шаровая, В.Б. Захаров Программы общеобразовательных учреждений «Биология», 6 – 9 классы. Москва «Просвещение» 2003.
2. М.В. Высоцкая «Экология» 9 класс, элективные курсы. Волгоград «Учитель» 2007.
3.Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов «Основы экологии» 10 (11) класс. Москва «Дрофа» 2001.
4. А.М. Данченко и др. «Кадастр возможностей». Томск «Научно – техническая литература» 2002.
5. «Состояние окружающей среды в Томской области в 2002, 2003 году» - Томск «Дельтаплан» 2003, 2004 .
Методические рекомендации.
Работа по региональному компоненту в моей педагогической деятельности осуществляется в трёх направлениях: на уроке, во внеклассной работе, при работе с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по Экологии Томской области
Программа составлена для 7 класса. Рассчитана на 17 часов. Целью изучения программы является формирование экологической культуры личности, которая рассматривается как целостная система, вовлечение уча...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочая программа по экологии Свердловской области
Предлагаю в помощь в работе учителям- программу по экологии Свердловской области и конспект урока по странам ЕС. Буду очень рада, если мой труд поможет кому то в работе....
Рабочая программа кружка "Экология Костромской области"
Программа кружка расчитана для учеников 5-7 5лассов. В содержание кружка входит материал по биологии, географии. истории. Цель кружка: создание условий для развития личностных качеств детей посредство...
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...
Рабочая программа по экологии 5(6) класса "Экология растений" учебник Былова А.М.Шорина Н.И. 1 час в неделю
Программа разработана на основе учебника А.М.Былова, Н.И.Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/Под ред. Д-ра биол.наук проф. Н.М.Черновой. &nda...