Формирование экологической культуры и экологическое просвещение учащихся
статья на тему
"Человек, овладевший экологической культурой,
подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования,
заботится об улучшении окружающей среды,
не допуская её разрушения и загрязнения"
А.А.Плешаков
Скачать:
Предварительный просмотр:
Файзрахманова Зиля Салимьяновна
МОБУ Куртлыкульская СОШ,
Караидельский район Республика Башкортостан
Формирование экологической культуры и экологическое просвещение учащихся
"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения"
А.А.Плешаков
Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом.
Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, профессиональным учебным заведениям, которые, вооружая учащихся современными знаниями и жизненным опытом, по существу работают на будущее.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности учащихся.
. Экологическое образование и воспитание позволяют прививать общечеловеческие ценности гуманистического характера:
понимание жизни как высшей ценности;
человек как ценность всего смысла познания;
универсальные ценности природы;
ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.
Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности:
в области общественно-политической деятельности;
в профессиональной сфере;
в учебно-познавательной деятельности;
компетентность в эколого-практической деятельности.
Во время работы в Куртлыкульской средней школе нами накоплен богатый опыт формирования экологической культуры, который осуществляется в следующих формах:
1. предметная - деятельность на уроках экологии (изучение теоретического материала, решение экологических задач, выполнение творческих работ, составление кроссвордов и многое другое);
2. межпредметная - внедрение экологического содержания в уроки химии, географии, биологии, просмотр фильмов и презентаций на экологические темы;
3. внеурочная - различные формы внеурочной и внеклассной воспитательной работы: проведение экологических мероприятий, участие в экологических акциях, организация экологических выставок, разработка и проведение классных часов.
Работа по воспитанию экологической культуры развивает у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекает перспективами природоохранной деятельности. Формирует познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, обучает правильному поведению деятельности в природе, выявляет случаи негативного отношения к ней, определяет качественные изменения, происходящие в экологическом сознании и поведении учащихся.
В прошедшем учебном году мы провели ряд мероприятий, посвященных Году охраны окружающей среды.
В 10-м классе была организована пресс-конференция «Сохранить природу - сохранить жизнь», на которой учащиеся рассматривали важные вопросы, связанные с экологией. Большое внимание мы уделили экологической обстановке в Караидельском районе, в своей родной деревне Куртлыкуль. Ребята активно участвовали при обсуждении этих проблем.
Защита природы касается всех нас. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание экологической культуры через проектную деятельность учащихся
Статья и сопроводительная презентация по теме "Воспитание эколгической культуры через проектную деятельность учащихся" (из опыта работы)...
Цель. 1.Воспитание у подрастающего поколения экологического мировоззрения и экологической культуры
Формирование экологического мышления и экологической культуры обучающихся, ответственности за состояние окружающей среды, рациональное использование природы в сочетании с любовью...
Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность
статья по теме: " Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность "...
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот....
Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников в рамках научного общества «Эврика»
Статья содержит материал из опыта работы НОУ....
Социокультурный проект «Экология и мы» как способ формирования у детей основ экологической культуры
в данной статье представаляен социокультурный проект «Экология и мы» как способ формирования у детей основ экологической культуры экологически грамотного поведения в природе, гу...
Доклад на тему: «Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы) на августовскую конференцию педагогических работников
Доклад на тему:«Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы)на августовскую конференцию педа...