Эвристическое обучение на уроках экологии
статья по экологии (9,10,11 класс) по теме

Татьяна Николаевна Андреева
«Экология и охрана окружающей среды», как самостоятельный предмет учащиеся начинают изучать в 9 классе, до этого знакомятся с новой наукой на предметах естественнонаучного цикла интегрировано. Почти в каждом классе передо мной вставала проблема экологического обучения и воспитания из-за отсутствия сформированности у обучающихся 9-классов ценностного отношения к природе, отсутствие умения вычленять из основной массы экологические проблемы, определять их суть, а самое главное отсутствовало умение выдвигать варианты решений данных проблем. Наступил такой этап в моей педагогической деятельности, когда нужно было обратиться к использованию эвристического (проблемного) подхода. Ниже привожу примеры внедрения данного подхода при изучении экологии в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Evristicheskoe_obuchenie_na_urokah_ekologii.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Ценностно-эвристическая технология и её применение на уроках экологии

Андреева Татьяна Николаевна, методист Информационно-методического центра комитета по образованию г. Называевска, учитель экологии МОУ СОШ № 1 г. Называевска.

nazslava@mail.ru

Человечество оказалось в сложной ситуации: в различных сферах общественной жизни возникло множество проблем. Среди них проблемы политического, социального, социально-экономического, природно-экономического характера, а также проблемы, связанные с терроризмом, нехваткой пресной воды и другие. Н.М. Мамедов отмечает, что в иерархии глобальных проблем проблемы экологии и охраны окружающей среды  занимают одно из ведущих мест, так как они приобрели планетарный характер и, активно воздействуя на условия существования людей, отражаются на социально-экономических, политических и других процессах современности.

В связи с этим, я считаю, что учителя экологии, в первую очередь, должны дать каждому обучающемуся не только теоретические знания основных закономерностей существования окружающего мира, но и научить применять эти знания в повседневной жизни, уметь предвидеть последствия своих действий, сделать осознанный природосообразный выбор, принять правильное решение, проявив социальную активность, т.е. решать возникающие проблемы.

«Экология и охрана окружающей среды», как самостоятельный предмет учащиеся начинают изучать в 9 классе, до этого знакомятся с новой наукой на предметах естественнонаучного цикла интегрировано. Почти в каждом классе передо мной вставала проблема  экологического обучения  и воспитания из-за отсутствия сформированности у обучающихся 9-классов ценностного отношения к природе, отсутствие умения вычленять из основной массы экологические проблемы, определять их суть, а самое главное отсутствовало умение выдвигать варианты решений данных проблем.

Наступил такой этап в моей педагогической деятельности, когда нужно было обратиться к использованию эвристического (проблемного) подхода. Ниже привожу примеры внедрения данного подхода при изучении экологии в старших классах.

Проблемные вопросы и ситуации на уроках в 9 классе

  • Урок № 1. Тема: «Предмет, задачи и методы экологии. Уровни организации живого. Представление о демэкологии, синэкологии, аутэкологии, глобальной экологии, экологии человека, социальной экологии».

Цель урока: сформировать у учащихся знания об экологии как науке, об основных последовательно усложняющихся объектах (уровнях) экологического изучения, их своеобразии и значении, о необходимости правильного использования термина «экология», о важной роли экологических знаний в жизни человека.

Вступительное слово учителя. Дорогие ребята, вы начинаете изучать новую науку – экологию. Но она вам как старая знакомая, с которой вы встречались на уроках природоведения, биологии, химии, географии, физической культуры, физики, литературы. Все  сведения,  полученные  на этих предметах, вам пригодятся. Этим мы с вами доказываем, что все науки в школе так или иначе взаимосвязаны и не последнюю роль в этом предметном единении играет «экология». Эта наука носит как теоретический, так и практический характер. Главное не только понять, что не надо делать, но ещё и не делать этого. Ребята, я вам предлагаю ответить на один важный вопрос: «Почему экологию должны изучать все?». У кого-то ответ возникнет сразу же, другой ответит на него позже, важно, чтобы каждый из вас нашёл своё решение этого вопроса.

  • Урок №2. Тема: «История развития экологии как науки».

Цель: сформировать у учащихся знания об истории зарождения и развития экологии как науки, о влиянии на её становление трудов великих естествоиспытателей, об основоположниках современной экологии, о «ноосфере» В.И. Вернадского, раскрывающей значение и ответственность человека за судьбу природы, о многообразии методов экологического изучения, взаимосвязи экологии с другими науками. На доске проблемный вопрос: Экология – наука молодая или древняя? Какие открытия естествоиспытателей стали наиболее важными для науки?

  • Урок № 3. Тема: «Среды жизни. Приспособление организмов к условиям среды: понятие – адаптации».

Цель: познакомить учащихся с понятием «среда обитания», с основными средами жизни, с особенностями каждой среды. В начале урока перед учащимися ставится проблемный вопрос: Какая среда комфортна для живых организмов?

  • Урок № 11. Тема: «Главные источники химического загрязнения. Понятие о ПДК, ПДВ».

Цель: формирование знаний об основных источниках химического загрязнения, показать отрицательное влияние на здоровье человека.

В процессе изучения ставится проблемный вопрос: Каковы причины смога, возникшего над городом Омском  весной 2004 года? Выдвинете  предложения  о не допущении  таких ситуаций в дальнейшем.

  • Урок № 18. Тема: «Город Омск – крупный центр нефтепереработки и машиностроения. Представление об экологических проблемах города и области».

Цель: сформировать представление об экологических проблемах города и области, научить видеть суть проблем,  выдвигать варианты решений.

Создание проблемной ситуации. Работа на уроке ведётся по группам, каждой из которых соответствует «своя» проблема. Задача учащихся: определить суть проблемы и выдвинуть её рациональное решение с помощью дополнительных источников информации, местных журналов и газет.

  • Урок № 21. Тема: «Экологическая ситуация в г. Называевске. Основные источники загрязнения. Зоны локального загрязнения».

Цель: сформировать знания об основных источниках загрязнения на территории г. Называевска, определить основные источники загрязнения и зоны локального бедствия, актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы, развивать умение находить решение данных проблем.

На уроке я заостряю внимание на одной из проблем – перенасыщение мусором улиц, дворов; несанкционированное складирование мусора. Обращаю внимание на то, что для жителей города  - это проблема и решение её для нас – важнее всего. Предлагаю  для просмотра фотоколлаж  «Мусор везде». И предлагаю выдвинуть решение по проблеме: «С мусором нельзя, а без мусора никуда?»

  • Тема № 30. Тема: «Глобальные экологические проблемы современности: сущность, причины возникновения, пути устранения».

Цель: формирование знаний о глобальных экологических проблемах современности, выяснение причин возникновения, продолжить развитие умения рассуждать, анализировать, находить  решение проблем.

Педагог говорит о понятии «глобальные экологические проблемы», о том, что привело к появлению нового термина, как нужно действовать при решении данных проблем; заостряет внимание на важности понимания каждым учащимся сути данного вопроса. Дальнейшее изучение темы происходит самостоятельно, при этом ребята заполняют таблицу:

Глобальные экологические проблемы

Причины возникновения

Пути устранения

Проблемные вопросы и ситуации в 10 классе

  • Урок № 14. Тема: «Вода как природный ресурс: запасы, размещение на Земле, использование, охрана. Вода Омской области»

Цели: повторение знаний о запасах водных ресурсов, о неравномерном размещении их на Земле, формировании знаний об использовании, загрязнении и охране водных ресурсов Омской области; продолжить развитие умения анализировать, обобщать  и находить решение экологических проблем.

В один из моментов урока, учитель акцентирует внимание на проблемах омской области, связанных с главной речной артерией – рекой Иртыш.

  1. Первая проблема: Загрязнение вод Иртыша химическими предприятиями, бытовыми стоками;
  2. Вторая проблема: Нехватка чистой пресной воды жителям области в летний период;
  3. Третья проблема: Угроза загрязнения вод Иртыша «ртутным озером», расположенном близ русла реки на территории Казахстана.

                       Учащимся предлагается выдвинуть решения данных проблем

                       по выбору.

  • Урок №  24. Тема: «Экология человека, её задачи. Здоровье как категория экологии человека. Способы оценки здоровья»

Цель: формирование знаний об экологии человека, о значении здоровья для каждого человека, продолжить развитие умения анализировать, обобщать, воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Проблемный вопрос: От чего зависит здоровье каждого из нас? Какие факторы на него влияют? Педагог просит проанализировать отношение каждого учащегося к своему здоровью и сделать выводы.

            Критериями оценки результатов ценностно-эвристической технологии являются:

а) умения решать проблемы (показатели: обоснованный, экологически верно сделанный выбор по решению, а не обострению проблемы; системный подход при прогнозировании последствий антропогенного воздействия на природные объекты; комплексное решение проблемы);

б) сформированность ценностных экологических ориентации учащихся (показатели: изменение места экологических ценностей в иерархии ценностей личности, представления о природе, окружающей человека среде как об универсальных ценностях, фазы ориентации).

Я надеюсь, став самостоятельно мыслящими людьми, ребята будут понимать величие и красоту родной природы; принимать мир во всём его многообразии; будут сопричастны ко всем проблемам своей местности, страны, мира; будут иметь страстное желание их решить.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составляющая часть методической системы технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 А (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 Б (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 В (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Интерактивные формы и методы обучения на уроках экологии

Использование интерактивных форм и методов на уроках являются актуальной проблемой современной школы и, вероятно, наступает эпоха расцвета интерактивных методов обучения.Слово «интерактив» пришло к на...

Эффективность использования технологии эвристического обучения на уроках английского языка

В данном материале представлен мой опыт работы по применению различных методов эвристической технологии на уроках английского языка на всех ступенях обучения....

Игровые формы обучения на уроках экологии.

Как предмет экология появилась в школе сравнительно недавно, поэтому любой материал интересен и полезен учителю. Игровые формы проведения уроков или отдельных их этапов позволяют привнести в урок нечт...