ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ СТОЛЯРНОГО ДЕЛА
статья по технологии ( класс) на тему
Педагогами в каждом классе применяется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, учащиеся делятся на группы по уровню усвоения программного материала, используемые разно-уровневые задания способствует выравниванию знаний учащихся.
Качество знаний, умений и навыков учащихся во многом определяется выбором и умелым применением методов обучения. Непосредственно в учебном процессе оптимальные условия для каждого ребенка создаются с помощью методов и приёмов индивидуального подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_individualnyy_i_differentsirovannyy_podhod.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ СТОЛЯРНОГО ДЕЛА
Цыпылов Евгений Борисович,
учитель столярного дела ГКОУ «СКОШ № 3 YIII вида»
Перед специальной (коррекционной) школой стоит ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентноспособным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности.
Однако основной контингент учащихся школ VIII вида – это дети, которые могут быть подготовлены к квалифицированному труду по ряду несложных профессий.
Трудовая подготовка и профессиональная ориентация мальчиков в 5-9 классах проходит по профилю – столярное дело, где учащиеся приобретают первоначальные навыки и знания в области технического труда. Профессионально-трудовая подготовка завершается в 9 классе. По окончании 9 класса проводится выпускной экзамен по трудовому обучению, специальной задачей которого является выявление уровня подготовки выпускника коррекционной школы YIII вида и готовность его к продолжению образования по заявленному профилю.
По данному профилю в школе созданы три мастерские столярного дела, в каждой имеется шесть рабочих мест для учащихся. В мастерских имеется необходимое оборудование для прохождения программного материала, в достаточном количестве сосредоточен необходимый минимум наглядных пособий.
Рабочие учебные программы педагогов по столярному делу составлены с учетом познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, направлены на развитие личности учащихся и способствуют их умственному развитию и трудовому воспитанию. В них четко прослеживается принцип коррекционной направленности обучения, конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего развития детей и овладения ими трудовыми навыками.
Педагогами в каждом классе применяется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, учащиеся делятся на группы по уровню усвоения программного материала, используемые разно-уровневые задания способствует выравниванию знаний учащихся.
Качество знаний, умений и навыков учащихся во многом определяется выбором и умелым применением методов обучения. Непосредственно в учебном процессе оптимальные условия для каждого ребенка создаются с помощью методов и приёмов индивидуального подхода.
Необходимость индивидуального подхода вызвана тем, что любое воздействие на ребёнка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учёта которых невозможен по-настоящему действенный процесс обучения и воспитания.
В содержании индивидуального подхода можно выделить две основные задачи – выявление индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и организация такого обучения, которое позволяет учащимся, с одной стороны, в максимальной степени проявить имеющиеся учебные возможности, с другой – развивать недостающие способности.
Индивидуальный подход к учащимся – это система педагогических мер, направленных на создание оптимальных для каждого ребенка условий обучения и воспитания. Учащиеся коррекционной школы различаются темпераментом и характером, темпом работы и мотивацией к обучению. У них обнаруживается разная направленность личности (идеалы, устремления, интересы, профессиональная направленность).
В то же время детям с нарушением интеллекта присущи различия, обусловленные полиморфностью основного и сопутствующих дефектов, а также их глубиной. Все эти факторы действуют в разных сочетаниях. И на общие и частные учебные способности детей с нарушением интеллекта влияют неодинаково.
Трудность выявления индивидуально-типологических особенностей учащихся состоит в том, что учебная деятельность характеризуется множеством разных показателей (свойств), от уровня развития которых зависит её продуктивность. Можно выделить три группы показателей, от которых зависит усвоение знаний.
К первой из них относятся свойства, отражающие процессы восприятия и понимания изучаемого материала. В процессе трудового обучения учащихся применяются следующие приемы и методы выработки устойчивого внимания – одного из важных факторов способствующих усвоению теоретического материла с целью применения его в практической деятельности. Так, при изучении темы «Строгание древесины накругло») внимание учеников акцентируется на том, что данный вид работы будет в чем-то повторять ранее выполненную работу, (строгание древесины рубанком), но в чем-то по характеру своего исполнения будет от неё и отличной.
В целях лучшего восприятия и понимания изучаемого материала необходимо стремиться к четкому его изложению на доступном пониманию учащихся языке в соответствии с их возрастными особенностями. Практические действия на первом этапе выполняются в замедленном темпе и сопровождаются комментариями относительно приёмов труда и соблюдения правил безопасности. Затем та же работа выполняется в рабочем темпе, и в заключение – вновь взамедленном. Это даёт возможность ученикам проследить ход выполнения работ в разных рабочих ритмах. В одном случае они имеют возможность следить за ходом выполнения задания и фиксировать в памяти те или иные трудовые приёмы. В другом случае определяют для себя темп предстоящей работы. Выполняемый успевающим учеником третий показ убеждает учащихся класса, что трудовая операция, которую им нужно осуществить, может быть выполнена без особого труда.
Ко второй группе вышеназванных показателей следует отнести знакомство учащихся с элементами теории, связанными с практическим выполнением заданий. Знакомство происходит во время выполнения лабораторных работ, в процессе которых учащиеся имеют возможность наблюдать за объектом испытаний и сопоставлять теоретические сведения и практические результаты.
К третьей группе следует отнести все, что касается энергетического обеспечения познавательной деятельности. Недостатки восприятия и понимания изучаемого материала у отдельных учащихся класса (учебной группы) объясняются низким интеллектуальным уровнем их развития, а также наличием у некоторых школьников серьезных речевых расстройств. В состав учебно-трудовой группы обычно входят 2-3 учащихся, которые значительно хуже других усваивают теоретический материал. Однако в условиях индивидуального подхода такие учащиеся способны усваивать основную часть учебного материала программ коррекционной школы VIII вида. Во многих случаях, несмотря на встречающиеся в обучении трудности, они положительно относятся к урокам труда, и это их отношение отличается известной устойчивостью. В процессе практической работы в мастерской они не испытывают больших трудностей, так как обычно имеют возможность постоянно получать помощь от учителя и товарищей.
Главная трудность при обучении таких учащихся – приобщение их к знаниям теории, поскольку они не без напряжения понимают речь учителя и плохо воспринимают содержание наглядных пособий. Слабость восприятия речи объясняется бедностью словарного запаса учащихся и неразвитой способностью распознавать логико-грамматические структуры. Нарушение способности пространственного анализа и недостаточное овладение сенсорными эталонами (например, представлениями о геометрических формах) создают трудности в восприятии наглядного материала. В результате материал, преподнесенный в устной форме, усваивается учащимся только частично, хотя они и стараются понять учителя. Низкий уровень понимания часто возникает в связи с незнанием учащимися, казалось бы, самых простых слов (например, «между», «напротив»), неумением вспомнить ранее изученный материал, с которым нужно связать новые сведения, неспособностью самостоятельно вычленять главное в объяснении. В работе над развитием речи особое внимание уделяется обогащению словаря специальных и технических терминов.
Основное в работе с такими учащимися заключается, в первую очередь, в более четком и продуманном использовании всего арсенала методических средств, применяемых во время объяснения на уроках. Чтобы повысить интерес к теоретическим урокам применяется метод частичного проектирования. Во время урока дети изучают устройство, назначение и принцип действия оборудования, технологию обработки той или иной детали. Ребята сами составляют технологические карты на изготовление изделия, чертежи.
Они знают, что свои работы, знания полученные на теоретических уроках рано или поздно придётся применять на практике. Всё это способствует более качественному усвоению изучаемого материала. Более слабые ученики сначала неохотно включаются в работу, но потом когда они видят какой-то результат и у них проявляется интерес к уроку. Для учителя в это время важно направить учеников в нужное русло, организовать работу на уроке так, чтобы у детей не пропал интерес к выполняемому заданию. Качество образования детей с нарушением интеллекта на уроках столярного дела зависит от правильного чередования заданий на уроках, самих уроков, форм и методов обучения.
Во время практических занятий для повышения качества обучения так же применяется дифференцированный подход в обучении, который заключается в разноуровневых, индивидуальных заданиях. Для адаптации учеников в социуме на уроках столярного дела и на практических занятиях на базовом предприятии необходимо учить их работать в коллективе. Для этого часто используется групповая форма обучения, класс делится на группы (звенья) или весь класс (бригада) выполняет одно задание. Группы формируются по принципу: сильный плюс слабый ученик. Здесь более сильный ученик является стержнем коллектива, он берет на себя основную инициативу, распределяет обязанности. Слабый ученик работая в группе со своим товарищем раскрепощается, у него появляется интерес, проявляется инициатива. Роль учителя в данной ситуации – это текущее инструктирование по ходу работы, оказание необходимой помощи и контроль за соблюдением правил техники безопасности.
В ходе обучения необходимо наблюдать за учениками класса, кто с кем общается, общие интересы, склад характера, темперамент и на основе этого формировать группы. Как правило, такие дети сами стараются по возможности работать вместе. И в группе самопроизвольно определяется лидер, который руководит работой. При работе в составе бригады, где весь класс задействован в изготовлении изделия, дети сами распределяют свои обязанности, исходя из своих физических и психологических возможностей. Как правило, работая в группе, всем детям находится посильная работа, что способствует проявлению интереса к работе, развитию самостоятельности и повышению качества обучения.
Средством для создания положительной мотивации могут в этом случае послужить эффективное внушение и другие аналогичные приёмы. Проводя работу с отстающими в познавательном отношении учащимися, необходимо организовать её таким образом, чтобы она была достаточно действенной и в тоже время не наносила ущерба по отношению к успевающим школьникам. Выше отмечалось, что к отстающим учащимся могут быть обращены отдельные моменты объяснения (вопросы, замечания учителя). В ряде случаев учитель уделяет таким учащимся несколько минут после фронтального объяснения, когда основная группа готовится и приступает к практической работе. В это время учитель задает вопросы отстающим учащимся, проводит дополнительное разъяснение, когда выполнение практических операций достаточно усвоено основной группой учащихся на предыдущих занятиях.
На усвоение знаний отстающими учащимися большое влияние оказывает оценка результатов их деятельности со стороны учителя. Оценка должна стимулировать усвоение знаний. Продуктивно такое оценочное суждение учителя, в котором отмечаются успехи учащегося. Однако, подчеркивая успехи, нельзя умалчивать и о недостатках, хотя делать это необходимо так, чтобы не вызывать у учащегося угнетенного состояния. Даже в случае полного незнания целесообразно обнадежить ученика, что на другой вопрос он ответит лучше. Одной из характерных ошибок преподавания является установка учителя на определенный образ ученика. Так, решив в начале обучения, что данный учащийся относится к «слабым», учитель не меняет этого суждения, хотя отдельные учебные способности учащегося со временем развиваются, и успеваемость его может быть лучше, чем вначале, при первом его знакомстве с учителем. Важно заметить этот прогресс и соответствующим образом изменить организацию обучения такого учащегося (дать ему возможность быть более самостоятельным, усложнить его учебные задания и т.п.). Выявление индивидуальных недостатков, учет динамики развития каждого учащегося и организация дифференцированного подхода в обучении в коррекционной школе по справедливости могут быть расценены как задачи особой важности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.
Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.
Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.
Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.
Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....
Выступление на форуме: Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ"
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ"...
Совершенствование урока и внеурочной деятельности как основных форм осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся в условиях ФГОС.
«Никого и ничему научить нельзя - в конечном счете каждый ученик учится сам». Развитие ребенка возможно лишь тогда, когда ему дают задания, соответствующие уровню его индивидуального развития.»...
Доклад на тему: «Дифференцированный подход в обучении учащихся с ОВЗ на уроках «Столярного дела»»
Доклад на тему:«Дифференцированный подход в обучении учащихся с ОВЗ на уроках «Столярного дела»»...