Дополнительная общеобразовательная программа художественно- эстетической направленности "Красота своими руками"
рабочая программа

Путункеева Долгорма Биликтуевна

           Программа "Красота своими руками" рассчитана на 216 часов, по 6 часа в неделю, и состоит из 2-х блоков: «Декор» и «Новые веяния». Блок "Декор " состоит из разделов- "Работа с природными материалами", "Пластилиновая живопись", "Бисероплетение" , "Декорирование вещей" и блок "Новые веяния" состоит из разделов- "Нитяная графика", "Айрис фолдинг" и "Пирография".   Выбор данных направлений обусловлен следующими критериями: сравнительно маленькие затраты на материалы, возможность освоения дисциплин за короткий период. Основной формой обучения по программе является урок, на котором используются групповые и индивидуальные формы организации учебно-творческой деятельности обучающихся. Программа рассчитана на возраст детей от 7-17 лет, срок реализации- 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasota_svoimi_rukami_1_1.docx419.24 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Введение.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства, эмоции, манеру поведения и общения. Декоративно - прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие, человека через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность. Считается, что   наиболее   высокий уровень деятельности достигается человеком именно в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя. Декоративно-прикладное искусство обогащает стремления детей преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться, наблюдать и видеть новизну в реальных предметах. Занятия по прикладной композиции и работа в материале способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей обучающихся и их эстетическому воспитанию.

В процессе занятий декоративной работой, последовательно и целенаправленно формируется у обучающихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного.

Актуальность программы.        

            Исходя из практической деятельности, образовательная программа "Красота своими руками" составлена в соответствии с интересами и потребностями учащихся. В программе учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает обучающимся сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулирует их самообразование, влияет на личностную реализацию. Актуальность данной программы заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно – прикладного искусства, развивать свои креативные способности.

Реализация данной программы является педагогически целесообразной, так как базовые знания, которые обучающиеся получают в общеобразовательной школе на уроках технологии, углубляются и расширяются, что способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир, позволяет с пользой провести свободное время.

Образовательная программа "Красота своими руками" разработана с учётом принципов обучения:

- эмоционально положительного отношения учащихся к деятельности – основное условие развития творчества;

– учет индивидуальных особенностей – одно из главных условий успешного обучения;

– последовательность освоения учебного материала – от простого к сложному, от учебных заданий к творческим решениям;

– удовлетворение практических чувств через создание полезных и красивых вещей.

Методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с обучающимися); эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути решения).

Программа "Красота своими руками" состоит из 2-х блоков: «Декор», «Новые веяния». Составлено учебно-тематическое планирование, в котором отражены основные направления деятельности по освоению декоративно-прикладного искусства: пластинография, нитяная графика, бисероплетение, декорирование вещей, айрис фолдинг, из природных материалов и смешанные техники. Выбор данных направлений обусловлен следующими критериями: сравнительно маленькие затраты на материалы, возможность освоения дисциплин за короткий период. Основной формой обучения по программе является урок, на котором используются групповые и индивидуальные формы организации учебно-творческой деятельности обучающихся. Программа рассчитана на возраст детей 7-15 лет. Количество часов.

 Программа « Декоративно-прикладное искусство» разработана для 1  года обучения.

На изучение предмета отводится 6 ч. в  неделю, всего на курс  обучения    -  216 ч.

Цели и задачи программы.

Цель - формирование у учащихся социально значимых, ценностно-смысловых установок, развитие способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прикладным творчеством. Приобщение учащихся к самостоятельному изготовлению декоративных изделий. Социализация личности ребенка посредством приобщения к современным видам декоративно - прикладного искусства.

Задачи:

1.        Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.

2.        Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.

3.        Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.

4.        Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и выбираемого декора.

5.        Познакомить с различными видами современного хенд мейда.

6.        Развить навыки работы обучающихся с различными материалами и в различных техниках

7.        Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.

8.        Создавать предметы декоративно-прикладного творчества.

9.         Развивать индивидуальные способности учащихся, художественное мышление, чувство цвета, материала и фактуры, интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, коммуникативные способности детей в процессе обучения;

10.         Воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, прилежание в работе, а также социально – психологическое: чувство удовлетворения от изделия, сделанного своими руками

11.        Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.

  Формы контроля.

Прогнозируемые результаты и методы их диагностики

Основные виды диагностики результата:

•   входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и художественно-творческих способностей ребенка (беседа, тесты);

•   текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;

•  промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, выставки;

•   итоговый – проводится в конце каждой темы, определяет уровень освоения программы: итоговая выставка.

В результате реализации программы детьми должен быть достигнут определенный уровень овладения изобразительной грамотой. Воспитанники научатся обращаться с материалами и инструментами изобразительного искусства, знать специальную терминологию, иметь представление о видах и жанрах искусства. Постепенно, благодаря формированию хорошего эстетического вкуса, дети смогут противостоять натиску массовой культуры, что поможет нравственному развитию личности. На занятиях, посвященных народному творчеству, знакомясь с лучшими произведениями народных мастеров, учащиеся получат представление о различных видах народного искусства, что будет способствовать развитию интереса и уважения к родной культуре.

Формы  и методы организации занятий:

•    беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;

•    демонстрация наглядных пособий, позволяющая, конкретизировать учебный материал;

•    работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов, мелких деталей, которые ребенок затрудняется сделать сам;

•    организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;

•     организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

•    организация выставок детских работ;

•    создание и развитие детского коллектива;

•        викторины, игры, конкурсы;

•        практические занятия в группах;

•    работа с родителями

                                     

                              Календарно-тематическое планирование

1год обучения

                                                                 

Раздел, тема занятия

Количество часов

Всего часов

теория

практика

1 БЛОК «ДЕКОР»

Раздел 1.  Работа с природными материалами

22

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.

2

-

2

 2

 Экскурсия в лес. Сбор природного материала.

1

5

2

3

 Ежик

1

5

6

4

 Сова на ветке

1

7

4

5

 Композиция  «Осенний лес»

1

3

6

Итоговое занятие

-

2

2

Раздел 2 Пластилиновая живопись

24

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалом

2

-

2

2

 Лепка картин в технике мозаики. Картинки из пластилиновых шариков на стекле

1

5

6

3

 Лепка картинок из жгутиков на тарелке

1

4

4

4

 Многоплановые картинки

1

4

6

5

  Лепка с способом сграфффито

1

2

4

6

Итоговое занятие

-

2

2

Раздел 3. Бисероплетение

34

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.

2

-

2

2

Плетение плоских фигурок

1

4

4

3

Плетение объемных фигурок

1

5

6

4

Плетение стрекозы

1

6

6

5

Плетение  браслета

1

6

6

6

Совместное изготовление панно из бисера

1

6

8

7

Итоговое занятие на выбор

-

2

2

Раздел 4. Декорирование вещей

44

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности.

2

-

2

2

Веселые банки

1

5

6

3

Декоративная ваза с крученками из ниток

1

6

6

4

Декор из джутовой веревки

1

5

10

5

Украшение из букв

1

8

10

6

Украшение коробок из ткани

1

4

8

7

Итоговое занятие

-

2

2

2 БЛОК «НОВЫЕ ВЕЯНИЯ»

Раздел 5. Нитяная графика

34

1

Вводное занятие. Знакомство с историей. Инструменты и приспособления для вышивки. Материалы. Цвет и цветовые решения. Правила техники безопасности

2

-

2

2

Выполнение элементов на картоне.  

1

5

8

3

Выполнение картины из пряжи

1

8

6

4

Выполнение картины из ниток

1

9

8

5

Выполнение картины с использованием гвоздей

1

9

8

6

Итоговое занятие

-

2

2

Раздел 6. Айрис фолдинг

24

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Знакомство с основами цветовой грамотности и законами композиции

2

-

2

2

Картина из бумаги на выбор детей

1

7

6

3

Картина из фантиков на выбор детей

1

11

6

4

Картина из ткани на выбор детей

1

11

8

5

Итоговое занятие

-

2

2

Раздел 7. Пирография

34

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.

2

-

2

2

Выжигание рисунка способом непрерывной линии

1

6

8

3

Выжигание рисунка точечным способ об

1

8

8

4

Работа в технике фоновое выжигание

1

8

8

5

Лакирование

1

7

4

6

Итоговое занятие

-

2

2

Подведение итогов за год, (проведение итогового занятия, анкетирование, тестирование)

2

-

2

Итого:

45

171

216

Программа состоит из 2 блоков:

1блок: «Декор»

1 раздел. «Работа с природным материалом». Сбор природных материалов. Работа над творческой идеей композиции. Изготовление фигурок, склеивание частей в целое.

Цель: Познакомить учащихся с возможностями работы с природными материалами.

Задача: Научить видеть красоту в реальной действительности. Передача характерных особенностей большой формы.

Материал: листья, шишки, кора деревьев и т. п.

 2 раздел.  «Пластилиновая живопись» - знакомство с пластилином, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами. Организация рабочего места. Цвета в пластилиновых наборах. Выполнение упражнений на цветовые смешения. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: закрепление материала на смешивания цветов.

3 раздел.  «Бисероплетение» знакомит обучающихся о разнообразии  изделий из бисера, о материалах, фурнитуре, инструментах и приспособлениях для бисероплетения, о технологии выполнения изделий из бисера, стекляруса, бусин и т.п.

4 .  раздел. «Декорирование вещей» (Хенд майд )- знакомит обучающихся с этим видом рукоделия. Значимость вещи сделанной своими руками в разное время и разных странах.  Способы декорирования вещей. Материалы и инструменты. Смешанные техники. Выполнение проекта.  

2 Блок «Новые веяния»

1 раздел. «Нитяная графика»

 Актуальность:

Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.

Виды ниткографии:

 — ниткография

— ниткопись

 — аппликация нитками

 — изонить

 Обучающие ознакомятся с историей и основными направлениями нитяной графики. Получат теоретические знания по основным техникам данного вида творчества.   Инструменты и приспособления для вышивки. Материалы. Цвет и цветовые решения. Выполнение элементов на ткани, на картоне.  Пройдут инструктаж по технике безопасности на занятиях.  Знакомство со швами. Тамбурный шов.   Ленточный шов. Стебельчатый шов.  Шов «Петельки».      Шов «Узелки».  Шов «Полупетельки с прикрепкой». Шов «Вытянутые стяжки». Вышивание композиции «Розы». Вышивание композиции «Ромашки».

Выставка работы.

2 раздел.  «Айрис фолдинг»

Айрис фолдинг зародился в Нидерландах. Техника рукоделия заключается в складывании по спирали цветных полосок бумаги. Аппликацию составляют по шаблону, закрепленному с обратной стороны картонного основания. Внешне элементы поделки напоминают затвор фотокамеры. Помимо бумаги, можно использовать полоски ткани. Картина приобретет эффектный вид, может использоваться в декорировании интерьера или в качестве подарка.

3 раздел. «Пирография»

     Выжигание по дереву – техника, позволяющая любой деревянный предмет превратить в оригинальное художественное произведение. Возможности выжигания очень велики и его по праву можно назвать искусством. Оно не сводится к выделению контуров предметов на рисунке, как предполагают многие. Гравюры, получаемые в результате выжигания по дереву, могут быть столь же сложны и многообразны, как и гравюры, выполненные обычным способом. Данная программа научно-технической направленности, базового уровня сложности.

 

Раздел 1. Работа с природными материалами

Сбор природных материалов. Работа над творческой идеей композиции. Изготовление фигурок, склеивание частей в целое.

Цель: Познакомить учащихся с возможностями работы с природными материалами.

Задача: Научить видеть красоту в реальной действительности. Передача характерных особенностей большой формы.

Материал: листья, шишки, кора деревьев и т. п., пластилин.

Раздел 2. «Пластилиновая живопись»

1. Введение

Знакомство с пластилином. Рабочее место, инструменты

Введение. Историческая справка о пластилине. Знакомство с разными видами пластилина, его свойствами, цветами. Инструменты и приспособления, применяемые при работе. Соблюдение правил по технике безопасности. Подготовка рабочего места к работе и его уборка по окончании работы. Знакомство с основными исходными формами: шар, конус, цилиндр, жгут.

2. Основные приёмы: скатывание, раскатывание

Знакомство с приёмами скатывания и раскатывания пластилина. Исходная форма-шар Использование этих приёмов при изготовлении шарика, колечка, бус.

3. Основные приёмы: сплющивание, вдавливание

Знакомство с приёмами сплющивание, вдавливание. Использование этих приёмов при изготовлении ягодки.

Техника рисования жгутиками, лентами.

Техника шариковый пластилин. Беседа. Практическая работа

Техника «Пластика на стекле»

Некоторые техники и приемы рисования пластилином

1 способ.

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.

Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.
Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.

2 способ.

Работа на стекле. Подготовим стекло: уберем картон и протрем его салфеткой, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведем рисунок. Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Туши надо немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем на сколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Учитывайте, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем –  фон. Выполненную работу оформляем – фиксируем с обратной стороны картон зажимами и тщательно начищаем поверхность сухой салфеткой. Работа готова!

Раздел 3. «Бисероплетение»

 1.Введение. История бисера. Инструменты и материалы (бисер, стеклярус, бусины, проволока, нитки, леска и пр), фурнитура, приспособления для бисероплетения. Организация рабочего места.

Плоские изделия на проволоке, выполненные параллельным плетением. Выполнение плоских изделий на проволоке.

Основные приемы: набор бисера, двусторонний пропуск бисера, петля из бисера (прием «друг за другом»), кольцо из бисера (прием «навстречу друг другу»), варианты под плетения новой проволоки, меры предосторожности. Способы завершения плетения.

Чтение и выполнение изделий по схемам.

Практическая работа.

Изготовление плоской фигурки.

Изделия на проволоке, выполненные с помощью скручивания.

Технология выполнения изделий на проволоке с помощью скручивания. Возможности данной техники. Разнообразие изделий, выполненных с помощью скручивания.

Практическая работа.

Выполнение веточек.

Выполнение цветов.

Сборка и оформление деревца.

Самостоятельное изготовление изделий по готовым схемам

Практическая работа. Самостоятельное чтение и выполнение изделий по схемам.

Объемные изделия на проволоке. Особенности выполнения объемных изделий на проволоке. Техника двойного плетения. Формирование фигур. Фиксация формы.

Практическая работа. Выполнение объемной миниатюры. При плетение отдельных элементов.

Оформление готового изделия.

Простые цепочки

Выполнение изделий на нити, леске, резинке. Подготовка нити к работе. Определение длины нити, необходимой для работы. Приемы закрепления рабочей нити (с помощью бусинки, скотча и т.п.)
Бисерные цепочки "Пупырышки", "Зигзаг", "Змейка". При плетение бисерной бахромы («листик», «коралл», «дождик»). Закрепление фурнитуры на готовом изделии. Закрепление нити по окончании работы.

Практическая работа. Изготовление браслета или ожерелья. Изготовление изделия.

Раздел 4. Декорирование вещей

 1. Введение

Знакомство с декорированием вещей.

Введение. История возникновения этого вида искусства. Знакомство с разными видами декорирования, его свойствами, цветами. Обучающиеся познакомятся с основными способами декорирования работ с помощью пряжи и ткани. Декорирование бисером и пайетками. Покраска банок и т.д

 Инструменты и приспособления, применяемые при работе. Соблюдение правил по технике безопасности. Подготовка рабочего места к работе и его уборка по окончании работы.

Беседа. Практическая работа

Блок 2

Раздел 5. « Нитяная графика»

1.Введение. Исследование традиций

История развития вышивки, Основные традиционные орнаменты и фигуры, применяемые в вышивках 

Материалы и приспособления

Ткань и требования ней. Нитки и особенности и особенности подбора их к тканям инструменты для вышивки, правила по технике безопасности при работе с ножницами, иголками, утюгом.

Азбука вышивания

Украшающие контурные швы: «вперёд иголка» и «за иголку». Требования, предъявляемые к готовым изделиям, ассортимент изделий. Понятие о цветах и тонах.

Практическая работа: Тренинг в выполнении швов. Оформление праздничной открытки, или небольшого сюжета в паспарту. Стирка и утюжка изделий.

Контурные швы: Тренинг в выполнении швов. Стебельчатый шов, «набор»: композиция, эстетика, вариативность, колорит, область применения. Перевод рисунка на ткань.

Практическая работа: Тренинг в выполнении швов. Предметы для кухни и ванной комнаты. Выбор, оформление.

Тамбурные швы. Узкий, «ломаной ёлочки», петля «в прик реп». Композиция, цветовая гармония

Практическая работа: Тренинг в выполнении швов. Разработка эскиза и выполнение сюжетной картины. Оформление работы.

Обшивочные швы: характер изобразительных мотивов и особенности технического исполнения. Практическая работа: Тренинг в выполнении швов. Растительный орнамент для декора альбома. Перевод рисунка, выполнение узора вышивки, оформление.

Украшающие швы: отделка одежды и аксессуаров бархатный шов, ячейковый шов, шов «козлик».

Практическая работа: Тренинг в выполнении швов. Украшение готового изделия (носовой платок, воротник, карман). Раскрой, выполнение узора, пошив передника.

Декоративные швы: «узелки», «навивы», петельки и др. технология, особенности украшения трикотажных полотен

Практическая работа: Тренинг в выполнении швов. Изготовление броши, клипсы, или заколки для волос из атласа, бархата. Украшение готового трикотажного изделия.

Раздел 6. Айрис фолдинг

 Введение. Знакомство с искусством айрис фолдинг.  Изучение  разных видов-это из бумаги, из ткани, из фантиков и т.д., его свойствами, цветами. Инструменты и приспособления, применяемые при работе. Соблюдение правил по технике безопасности. Подготовка рабочего места к работе и его уборка по окончании работы.

Практическая работа. Выставка

Раздел 7. Пирография

Образовательный процесс проходит в очной форме, построен по двум основным видам деятельности:

  -обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом на основе современных педагогических технологий (в том числе кейс - технологий), лекционные материалы);

  - самостоятельная и практическая работа обучающихся (изучение видов и способов выжигания).

  В программе реализуются теоретические и практические блоки, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности обучающихся, сформировать практические навыки в области выжигания. В ходе выполнения самостоятельных работ учащиеся приобретают навыки работы с выжигателем.

Таким образом, программа позволяет развить у обучающихся творческий склад мышления, способности к самостоятельному поиску, решению поставленных проблем, и создать условия для творческого самовыражения личности.

   Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Основная форма деятельности обучающихся - это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность, в сочетании с групповой.

Методы обучения:

- словесные (объяснение, беседа, рассказ, пояснение); наглядные (демонстрация образцов, использование схем, технологических карт, просмотр видеороликов в соответствии с темой занятия);

- практические (упражнения, самостоятельная работа обучающихся);

- проектный, исследовательский (создание творческих, исследовательских проектов и их защита).

 

Литература:

1. Н. Белова.   Рукоделие. Стильные  фантазии.   Картины  из  шерсти. 6,июль, 2012 г

2.Старцуева Ж.Ц., Банзаракцаева С.Ц. Методические основы обучения школьников рукоделиям бурятских мастериц. Улан-Удэ» Бэлиг»,2012.

3. Люцкевич.Л. Игрушки в технике фильц.-М.:Эксмо, 2008-(Азбука рукоделия) М.: «Ниола-Пресс»2008-(Новые идеи).

4. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. М., 1998.

1. Краузе, А. Макраме/ А. Краузе.- Ташкент: Ташкент, 1987.- 66 с.

2. Кузьмина, М. Азбука плетения/ М.Кузьмина.- М.: Легпромиздат,1993.- 310 с.

3. Пивовар, В. Макраме и фриволите/В. Пивовар.- Спб.: ООО "Золотой век", ТООО

"Диамант", - 1998.-256 с.

4. Соколовская, М.М. Макраме/ М.М. Соколовская. - Минск: Полымя,1983.- 64 с.

5. Терешкович, Т.А. Учимся плести макраме/ Т.А. Терешкович. - Минск: Хэлтон , 2000.

335 с.

6. Соколовская, М. Знакомьтесь с макраме/ М. Соколовская. -М.: Просвещение, 1990.- 111 с .

7. Бардина Р. А. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры»

8. Глазова М. «Я леплю из пластилина»

9. .«Создание семейных альбомов и др.», Книга идей по скрапбукингу, изд. Plaid

Книги

  1. Бисер /Авт.-сост. Г.Дюмина.-М.: ООО»Издательство АСТ»: ООО «Издательство

Астрель», 2004.

2.  Данкевич Е.В. Бижутерия из бисера. –М.: Астрель; СПб.: Сова, 2007.

3.  Данкевич Е.В. Цветы из бисера. –М.: Астрель; СПб.: Сова, 2007.

4.  Данкевич Е.В. Украшения из бисера. –М.: Астрель; СПб.: Сова, 2008.

5.  Игрушечки из бисера. (Составитель Ю. Лындина) «Культура и традиции», 2006г.

6.  Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы,

рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горкова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.

7.  Ткаченко Т.Б. Подарки из бисера.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.

8.  Фигурки из бисера. (Составитель Ю. Лындина). «Культура и традиции», 2007.

9.  Ингрид Морас. Забавные животные из бисера.- Мир книги, 2011.

10. Мари-Клод Бюрель. Цветы из бисера.-«Контэнт», 2011

Журналы

  1. «Чудесные мгновения. Бисер»
  2.  «Открытки с улыбкой». Автор: Г.В. Иванова, изд. «Тригон», 2010 г.
  3.  «Скрап-Инфо», 3. Журнал, изд. Интернет портал «Скрап-Инфо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Мастерилка+»

Рабочая программа "Мастерилка+" рассчитана на детей 6-9 лет, 72 часа, 2 раза в неделю по 1 часу. В программе «Мастерилка+» предусмотрено знакомство детей с большим числом различных техник, материалов ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр+Мы»

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр+Мы»...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр+Мы»

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр+Мы»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Народные ремёсла»

Рабочая программа "Народные ремесла", возраст детей 8-9 лет срок реализации 2года...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Акварелька» (рабочая)

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых п...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Умелые руки» на 2018-2019 учебный год

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Умелые руки»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЗОЛОТЫЕ РУКИ»

В рабочей программе рассматриваются вопросы развития творческой личности учащихся средствами декоративно -  прикладного творчества в области работы с джутовой нитью, фоамирано...