ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЗОЛОТЫЕ РУКИ»
рабочая программа
В рабочей программе рассматриваются вопросы развития творческой личности учащихся средствами декоративно - прикладного творчества в области работы с джутовой нитью, фоамираном, гофрированной бумагой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
do_zolotye_ruki_-_zhigarina_o._n.docx | 37.39 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
КОУ «Радужнинская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
от «____» __________2018 г. №_____
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЗОЛОТЫЕ РУКИ»
Возраст детей 8 – 18 лет
Срок реализации 1 год
Составитель: Жигарина О. Н.,
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Закона ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. № 68-оз;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- приказа от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
- приказа ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от 13 августа 2015 № 1087;
- письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 августа 2018 г. №10-Исх-8639 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в 2018-2019 учебном году»;
- приказа от 17.08.2018 № 242 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;
- приказа от 30.08.2018 № 250 «Об организованном начале 2018-2019 учебного года»;
- приказа от 31.08.2018 № 260 «Об организации дополнительного образования обучающихся, воспитанников».
Цель программы – создание оптимальных условий для развития творческой личности учащихся средствами декоративно - прикладного творчества.
Задачи программы:
- обучение основным приемам и навыкам работы с инструментами и материалами, используемыми в декоративно -прикладном творчестве;
- развитие творческих способностей, эстетического вкуса, воображения, фантазии, творческой смекалки, самостоятельности;
- формирование конструктивных умений и навыков, целостного восприятия творчества, элементов художественного мышления;
- воспитание культурытруда учащихся, аккуратности, доброты и дружбы.
Отличительные особенности программы
Данная программа,состоящая из 3-х основных блоков: «Джутовая филигрань»,«Фоамиран. Украшения из фоамирана»,«Цветы из гофрированной бумаги»,способствует развитию интереса к этим видам творчества; созданию условий для развития трудовых навыков и творческих способностей, художественного вкуса; помощи в профессиональной ориентации школьников.
Программа направлена на психомоторное развитие ребенка через моделирование предметной среды и познание внешнего мира и его объектов;формирование у детей сенсорного опыта в построении более сложных познавательных процессов;личностного потенциала, развитие способностей переносить знания, умения и навыки, приобретенные во время обучения, в практическую деятельность.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Практическая значимость программы состоит в том, что она позволяет индивидуализировать сложные работы: более успешно усваивающим предмет детям предлагается более сложная конструкция, менее подготовленным предлагается работа проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется.
Занятия включают теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения- это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление изделий, отчет о проделанной работе.
Образовательный процесс строится как на основе традиционных методов обучения, так и на основе инновационных технологий.
Методы и технологии | На каком этапе применяются |
Объяснительно иллюстративный | При объяснении нового материала, обучении основным приемам |
Репродуктивный (работа по образцам) | При закреплении навыков и умений |
Продуктивный (творческий метод) | Самостоятельная творческая деятельность |
Регулятивная технология | Получение удовольствия от работы |
Коммуникативно-рефлексивная технология | Формирование адекватного межличностного поведения, самооценки. Создание благоприятного эмоционального фона. |
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 8-18 лет.
Срок реализации программы: 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (68 ч за год).
Планируемые результаты
Творческие работы детей:декоративная ваза, «Еловая ветвь с шишками», декоративная заколка «Мак», «Весенняя брошь»«Роза», ростовой цветок «Пион».
Формы подведения итогов: организация и участие в тематических выставках, конкурсах детского художественного творчества; применение полученных знаний на практике, использование навыков при выборе профессии, реализация ремесленных изделий через торговую сеть, на ярмарке ремесел, выполнение частных заказов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание | Объём | Количество часов | Результат | Общее количество часов | |
Теория | Практика | |||||
1. | Правила техники безопасности и гигиены на занятиях. | 2 | 2 | 68 | ||
2. | Джутовая филигрань. | 16 | 2 | 14 | Творческие работы детей: декоративная ваза. | |
3. | Фоамиран. Украшения из фоамирана. | 34 | 3 | 31 | Творческие работы детей: «Еловая ветвь с шишками», декоративная заколка «Мак», «Весенняя брошь». | |
4. | Цветы из гофрированной бумаги. | 16 | 2 | 14 | Творческие работы детей: «Роза», «Пион» (ростовой цветок). |
Содержание изучаемого курса
Правила техники безопасности и гигиены на занятиях.
Ознакомление с видами деятельности в объединении. Обсуждение необходимого для работы материала. Правила техники безопасности и гигиены на занятиях.
Джутовая филигрань.
Знакомство с техникой - джутовая филигрань. Инструменты и материалы. Основные элементы ажурного филигранного рисунка: завитки, петельки, листочки. Декорирование изделий изготовленными листочками, петельками, завитками, а также дополнительными элементами декора (цветные камушки, бусинки, кружева).
Изделия:декоративная ваза.
Фоамиран.
Украшения из фоамирана.
Историческая справка. Знакомство с областью применения материала - фоамирана, ознакомление с его свойствами. Оборудование, инструменты и материалы для работы. Приёмы работы в данной технике. Тренировочные упражнения.
Вырезание, придавание объемной формы деталям различными способами. Подкрашивание. Способы объединения всех изготовленных деталей.
Изделия:«Еловая ветвь с шишками», декоративная заколка «Мак», «Весенняя брошь».
Цветы из гофрированной бумаги.
Инструменты и приспособления, материалы для занятий.Особенности работы с гофрированной бумагой.Приёмы работы в данной технике. Основные способы изготовления цветов из гофрированной бумаги. Способы сборки деталей заготовок, формирование цветка. Ростовые цветы. Способы закрепления цветка на подставке.
Изделия: «Роза», ростовой цветок «Пион».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата проведения | Количество часов | Тема занятия | Содержание занятия | Требования к уровню подготовки обучающихся | Примечание | |
Планируемая | Фактическая | ||||||
1 четверть | 18 ч | ||||||
1-2 | 07.09 07.09 | 2 | Правила техники безопасности и гигиены на занятиях. | Ознакомление с видами деятельности в объединении. Обсуждение необходимого для работы материала. Правила техники безопасности и гигиены на занятиях. | Иметь представление о видах деятельности объединения. Знать основные правила техники безопасности и гигиены на занятиях. | ||
16 ч | ДЖУТОВАЯ ФИЛИГРАНЬ | ||||||
3-4 | 14.09 14.09 | 2 | Джутовая филигрань. | Знакомство с техникой - джутовая филигрань. Инструменты и материалы. Инструктаж по технике безопасности. | Знать: - понятия джут, филигрань, джутовая филигрань; - инструменты и материалы, необходимые для работы в данной технике; - основные элементы филигранного ажурного рисунка; - алгоритм выполнения работ. - основные правила техники безопасности работы с клеем, ножницами, пинцетом и правила гигиены при работе в данной технике Уметь: - готовить джутовый шнур к работе, по готовому рисунку правильно его выкладывать и обрезать; - - правильно и экономно использовать материалы; - пользоваться всеми необходимыми для работы инструментами. | Джут, филигрань, джутовая филигрань | |
5-6 | 21.09 21.09 | 2 | Основные элементы филигранного ажурного рисунка. | Изготовление петелек, листочков, завитков. Изготовление из них простого рисунка. | |||
7-8 | 28.09 28.09 | 2 | Декоративная ваза. | Оформление бутылки (баночки) джутовым шнуром. | |||
9-10 | 05.10 05.10 | 2 | Декоративная ваза. | ||||
11-12 | 12.10 12.10 | 2 | Декоративная ваза. | Изготовление петелек, листочков, завитков для декорирования вазы. | |||
13-14 | 19.10 19.10 | 2 | Декоративная ваза. | ||||
15-16 | 26.10 26.10 | 2 | Декоративная ваза. | Декорирование вазы изготовленными листочками, петельками, завитками, а также дополнительными элементами декора (цветные камушки, бусинки, кружева). | |||
17-18 | 02.11 02.11 | 2 | Декоративная ваза. | ||||
2 четверть | 14 ч | ||||||
34 | ФОАМИРАН | ||||||
19-20 | 16.11 16.11 | 2 | Работа с фоамираном. Инструктаж по технике безопасности. | Историческая справка. Знакомство с областью применения материала - фоамирана, ознакомление с его свойствами. Оборудование, инструменты и материалы для работы. Инструктаж по технике безопасности. Приёмы работы в данной технике. Тренировочные упражнения. | Знать: - основные правила техники безопасности работы с режущими и колющими инструментами; -основные правила техники безопасности работы с утюгом, клеевым пистолетом. - способы разметки деталей на фоамиране; - основные способы изготовления шишек, еловых веточек; - способы формирования еловой ветки с шишками. Уметь: - размечать детали на фоамиране; - вырезать, придавать объемную форму шишке, еловой веточке различными способами; -подкрашивать фоамиран; - термоформировать детали; - изготавливать шишку, еловую веточку; - формировать еловую ветку с шишками. | Фоамиран. | |
21-22 | 23.11 23.11 | 2 | Новогоднее настроение. «Еловая ветвь с шишками». | Вырезание, придавание объемной формы элементам шишки различными способами и подкрашивание. Изготовление шишек из фоамирана. | |||
23-24 | 30.11 30.11 | 2 | Новогоднее настроение. «Еловая ветвь с шишками». | ||||
25-26 | 07.12 07.12 | 2 | Новогоднее настроение. «Еловая ветвь с шишками». | Изготовление еловой ветки с шишками из фоамирана. Вырезание, формирование еловых веточек. Объединение всех изготовленных деталей. | |||
27-28 | 14.12 14.12 | 2 | Новогоднее настроение. «Еловая ветвь с шишками». | ||||
29-30 | 21.12 21.12 | 2 | Новогоднее настроение. «Еловая ветвь с шишками». | ||||
31-32 | 28.01 28.01 | 2 | Новогоднее настроение. «Еловая ветвь с шишками». | Декорирование изделия. | |||
3 четверть | 20 ч | ||||||
33-34 | 11.01 11.01 | 2 | Украшения из фоамирана. Способы изготовления цветов. | Инструменты и приспособления, материалы для занятий. Инструктаж по технике безопасности. Изготовление цветов при помощи трафарета. Изготовление цветов с помощью молдов. Изготовление цветов с помощью фигурных дыроколов. | Знать: - основные правила техники безопасности работы с режущими и колющими инструментами; -основные правила техники безопасности работы с утюгом, клеевым пистолетом. - способы разметки деталей на фоамиране; - основные способы изготовления цветов; - способы формирования бутонов. Уметь: - размечать детали на фоамиране; - вырезать, придавать объемную форму цветку различными способами; -подкрашивать фоамиран; - термоформировать лепестки; - нанизывать лепестки на проволоку. - формировать цветок из деталей; оформлять изделие на заколке. | Трафарет, молд, фигурный дырокол, тейп-лента. | |
35-36 | 18.01 18.01 | 2 | Украшения из фоамирана. Способы изготовления цветов. | ||||
37-38 | 25.01 25.01 | 2 | Украшения из фоамирана. Способы изготовления цветов. | Вырезание, придавание объемной формы цветка различными способами и подкрашивание. | |||
39-40 | 01.02 01.02 | 2 | Украшения из фоамирана. Способы изготовления цветов. | Способы формирование бутонов:
| |||
41-42 | 08.02 08.02 | 2 | Заколка для волос «Мак». | Изготовление лепестков мака, листиков. | |||
43-44 | 15.02 15.02 | 2 | Заколка для волос «Мак». | Формирование цветка. | |||
45-46 | 22.02 22.02 | 2 | Заколка для волос «Мак». | Оформление работы на заколке. | |||
47-48 | 01.03 01.03 | 2 | Весенняя брошь из фоамирана. | Изготовление лепестков цветка, бутонов, листиков. | |||
49-50 | 15.03 15.03 | 2 | Весенняя брошь из фоамирана. | Формирование композиции. | |||
51-52 | 22.03 22.03 | 2 | Весенняя брошь из фоамирана. | Оформление работы на заколке. | |||
4 четверть | 16 ч | ||||||
16 | ЦВЕТЫ ИЗ ГОФРИРОВАННОЙ БУМАГИ. | ||||||
53-54 | 14.04 14.04 | 2 | Цветы из гофрированной бумаги. | Инструменты и приспособления, материалы для занятий. Инструктаж по технике безопасности. Приёмы работы в данной технике. | Знать: - основные правила техники безопасности работы с режущими и колющими инструментами; - особенности работы с гофрированной бумагой. -основные способы изготовления цветов из гофрированной бумаги; - способы сборки деталей заготовок, формирование цветка; - способы закрепления цветка на подставке. Уметь: -размечать и вырезать детали из гофрированной бумаги; -формировать цветы, оформлять работу; - закреплять цветок на подставке. | Гофрированная бумага, ростовой цветок, пион. | |
55-56 | 11.04 11.04 | 2 | Роза. | Изготовление лепестков розы, листиков. | |||
57-58 | 18.04 18.04 | 2 | Роза. | Формирование цветка. | |||
59-60 | 25.04 25.04 | 2 | Ростовые цветы. «Пион». | Изготовление лепестков пиона. | |||
61-62 | 16.04 16.04 | 2 | Ростовые цветы. «Пион». | Изготовление листиков пиона. | |||
63-64 | 23.05 23.05 | 2 | Ростовые цветы. «Пион». | Формирование цветка. | |||
65-66 | 27.05 27.05 | 2 | Ростовые цветы. «Пион». | Формирование стебля. | |||
67-68 | 28.05 28.05 | 2 | Ростовые цветы. «Пион». | Закрепление цветка на подставке. |
Материально-техническое обеспечение программы
Демонстрационный материал:
- образцы изделий.
Дидактический материал:
- технологические карты;
- эскизы рисунков.
Материалы и инструменты:
- джутовый шпагат;
- клей ПВА, «Титан», «Атлант»;
- ножницы, пинцеты;
- линейка с круглыми отверстиями;
- карандаши простые, краски, кисточки;
- восковые мелки;
- гофрированная бумага;
- фоамиран;
- тейп-лента;
- клеевой пистолет;
- материалы для декорирования (бусинки, цветные камушки, тесьма, стразы и т.п.);
- двойной скотч;
- канцелярский нож;
- мат для резки и измерений;
- утюг.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, учебных фильмов)
Список используемой литературы
Основная | Дополнительная: | Информационные ресурсы: |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Умелые руки»
Настоящая программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях творческого объединения «Умелые руки». Актуальность программы состоит в том, что она имеет техниче...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые руки не знают скуки»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании обучающихся, способствует развитию художественных способностей и ск...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Подарок своими руками"
Дополнительная общеразвивающая программа «Подарок своими руками» художественной направленности предоставляет возможность обучающимся развить творческий подход в создании предметов декорати...
Рабочая программа по внеурочному объединению кружка творческого направления "Золотые руки"
В данной статье представлена рабочая программа внеурочного объединения кружка творческого направления "Золотые руки" для обучающихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)....
Разноуровневая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Золотая нить»
Программа «Золотая нить» направлена на развитие творческих способностей воспитанников, их познавательной активности через приобщение к народно-прикладному творчеству – вязание (крючк...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые руки"
В основе создания творческого объединения детей лежит идея социальнопедагогического взаимодействия: «родитель-ученик-педагог». Для наибольшей результативности обучения к работе актив...