ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЗОЛОТЫЕ РУКИ»
рабочая программа

Жигарина Ольга Николаевна

В рабочей программе рассматриваются вопросы развития творческой личности учащихся средствами декоративно -  прикладного творчества в области работы с джутовой нитью, фоамираном, гофрированной бумагой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do_zolotye_ruki_-_zhigarina_o._n.docx37.39 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

от «____» __________2018 г. №_____

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЗОЛОТЫЕ РУКИ»

Возраст детей 8 – 18 лет

Срок реализации 1 год

Составитель: Жигарина О. Н.,

педагог дополнительного образования

Пояснительная записка

                        Дополнительная образовательная программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Закона ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. № 68-оз;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);
  • постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • приказа от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
  • приказа ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от 13 августа 2015 № 1087;
  • письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 августа 2018 г. №10-Исх-8639 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в 2018-2019 учебном году»;
  • приказа от 17.08.2018 № 242 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;
  • приказа от 30.08.2018 № 250 «Об организованном начале 2018-2019 учебного года»;
  • приказа от 31.08.2018 № 260 «Об организации дополнительного образования обучающихся, воспитанников».

Цель программы – создание оптимальных условий для развития творческой личности учащихся средствами декоративно -  прикладного творчества.

Задачи программы:

- обучение основным приемам и навыкам работы с инструментами и материалами, используемыми в декоративно -прикладном творчестве;

- развитие творческих способностей, эстетического вкуса, воображения, фантазии, творческой смекалки, самостоятельности;

- формирование конструктивных умений и навыков, целостного восприятия творчества, элементов художественного мышления;

- воспитание культурытруда учащихся, аккуратности, доброты и дружбы.

Отличительные особенности программы

Данная программа,состоящая из 3-х основных блоков: «Джутовая филигрань»,«Фоамиран. Украшения из фоамирана»,«Цветы из гофрированной бумаги»,способствует   развитию интереса к этим видам творчества; созданию условий для развития трудовых навыков и творческих способностей, художественного вкуса; помощи в профессиональной ориентации школьников.

        Программа направлена на психомоторное развитие ребенка через моделирование предметной среды и познание внешнего мира и его объектов;формирование у детей сенсорного опыта в построении более сложных познавательных процессов;личностного потенциала, развитие способностей переносить знания, умения и навыки, приобретенные во время обучения, в практическую деятельность.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Практическая значимость программы состоит в том, что она позволяет индивидуализировать сложные работы: более успешно усваивающим предмет детям предлагается более сложная конструкция, менее подготовленным предлагается работа проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется.

Занятия включают теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения- это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление изделий, отчет о проделанной работе.

Образовательный процесс строится как на основе традиционных методов обучения, так и на основе инновационных технологий.

Методы и технологии

На каком этапе применяются

Объяснительно иллюстративный

При      объяснении      нового      материала, обучении основным приемам

Репродуктивный (работа по образцам)

При закреплении навыков и умений

Продуктивный (творческий метод)

Самостоятельная творческая деятельность

Регулятивная технология

Получение удовольствия от работы

Коммуникативно-рефлексивная технология

Формирование                             адекватного межличностного   поведения, самооценки. Создание благоприятного  эмоционального фона.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 8-18 лет.

Срок реализации программы: 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (68 ч за год).

Планируемые результаты

        Творческие работы детей:декоративная ваза, «Еловая ветвь с шишками», декоративная заколка «Мак», «Весенняя брошь»«Роза», ростовой цветок «Пион».

Формы подведения итогов: организация и участие в тематических выставках, конкурсах детского художественного творчества; применение полученных знаний на практике, использование навыков при выборе профессии, реализация ремесленных изделий через торговую сеть, на ярмарке ремесел, выполнение частных заказов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Содержание

Объём

Количество часов

Результат

Общее количество часов

Теория

Практика

1.

Правила техники безопасности и гигиены на занятиях.

2

2

68

2.

Джутовая филигрань.

16

2

14

Творческие работы детей: декоративная ваза.

3.

Фоамиран.

Украшения из фоамирана.

34

3

31

Творческие работы детей: «Еловая ветвь с шишками», декоративная заколка «Мак», «Весенняя брошь».

4.

Цветы из гофрированной бумаги.

16

2

14

Творческие работы детей: «Роза», «Пион» (ростовой цветок).

Содержание изучаемого курса                                                                                                                                                                    

Правила техники безопасности и гигиены на занятиях.

Ознакомление с видами деятельности в объединении. Обсуждение необходимого для работы материала. Правила техники безопасности и гигиены на занятиях.

Джутовая филигрань.

Знакомство с техникой - джутовая филигрань. Инструменты и материалы. Основные элементы ажурного филигранного рисунка: завитки, петельки, листочки. Декорирование изделий изготовленными листочками, петельками, завитками, а также дополнительными элементами декора (цветные камушки, бусинки, кружева).

        Изделия:декоративная ваза.

Фоамиран.

Украшения из фоамирана.

Историческая справка. Знакомство с областью применения материала - фоамирана, ознакомление с его свойствами. Оборудование, инструменты и материалы для работы. Приёмы работы в данной технике. Тренировочные упражнения.

Вырезание, придавание объемной формы деталям различными способами. Подкрашивание. Способы объединения всех изготовленных деталей.

Изделия:«Еловая ветвь с шишками», декоративная заколка «Мак», «Весенняя брошь».

Цветы из гофрированной бумаги.

Инструменты и приспособления, материалы для занятий.Особенности работы с гофрированной бумагой.Приёмы работы в данной технике. Основные способы изготовления цветов из гофрированной бумаги. Способы сборки деталей заготовок, формирование цветка. Ростовые цветы. Способы закрепления цветка на подставке.

Изделия: «Роза», ростовой цветок «Пион».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата проведения

Количество часов

Тема занятия

Содержание занятия

Требования к уровню подготовки обучающихся

Примечание

Планируемая

Фактическая

1 четверть

18 ч

1-2

07.09

07.09

2

Правила техники безопасности и гигиены на занятиях.

Ознакомление с видами деятельности в объединении. Обсуждение необходимого для работы материала. Правила техники безопасности и гигиены на занятиях.

Иметь представление о видах деятельности объединения. Знать основные правила техники безопасности и гигиены на занятиях.

16 ч

ДЖУТОВАЯ ФИЛИГРАНЬ

3-4

14.09

14.09

2

Джутовая филигрань.

Знакомство с техникой - джутовая филигрань. Инструменты и материалы. Инструктаж по технике безопасности.

Знать:

  - понятия джут, филигрань, джутовая филигрань;

- инструменты и материалы, необходимые для работы в данной технике;

- основные элементы филигранного ажурного рисунка;

- алгоритм выполнения работ.

- основные правила техники безопасности работы с клеем, ножницами, пинцетом и правила гигиены при работе в данной технике

Уметь:

 - готовить джутовый шнур к работе, по готовому рисунку правильно его выкладывать и обрезать;

-

- правильно и экономно использовать материалы;

- пользоваться всеми необходимыми для работы инструментами.  

Джут, филигрань, джутовая филигрань

5-6

21.09

21.09

2

Основные элементы филигранного ажурного рисунка.

Изготовление петелек, листочков, завитков.

Изготовление из них простого рисунка.

7-8

28.09

28.09

2

Декоративная ваза.

Оформление бутылки (баночки) джутовым шнуром.

9-10

05.10

05.10

2

Декоративная ваза.

11-12

12.10

12.10

2

Декоративная ваза.

Изготовление петелек, листочков, завитков для декорирования вазы.

13-14

19.10

19.10

2

Декоративная ваза.

15-16

26.10

26.10

2

Декоративная ваза.

Декорирование вазы изготовленными листочками, петельками, завитками, а также дополнительными элементами декора (цветные камушки, бусинки, кружева).

17-18

02.11

02.11

2

Декоративная ваза.

2 четверть

14 ч

34

ФОАМИРАН

19-20

16.11

16.11

2

Работа с фоамираном.

Инструктаж по технике безопасности.

Историческая справка. Знакомство с областью применения материала - фоамирана, ознакомление с его свойствами. Оборудование, инструменты и материалы для работы. Инструктаж по технике безопасности.

Приёмы работы в данной технике. Тренировочные упражнения.

Знать:

- основные правила техники безопасности работы с режущими и колющими инструментами;

-основные правила техники безопасности работы с утюгом, клеевым пистолетом.

- способы разметки деталей на фоамиране;

- основные способы изготовления шишек, еловых веточек;

- способы формирования еловой ветки с шишками.

Уметь:

- размечать детали на фоамиране;

- вырезать, придавать объемную форму шишке, еловой веточке различными способами;

-подкрашивать фоамиран;

- термоформировать детали;

- изготавливать шишку, еловую веточку;

- формировать еловую ветку с шишками.

Фоамиран.

21-22

23.11

23.11

2

Новогоднее настроение. «Еловая ветвь с шишками».

Вырезание, придавание объемной формы элементам шишки различными способами и подкрашивание. Изготовление шишек из фоамирана.

23-24

30.11

30.11

2

Новогоднее настроение. «Еловая ветвь с шишками».

25-26

07.12

07.12

2

Новогоднее настроение. «Еловая ветвь с шишками».

Изготовление еловой ветки с шишками из фоамирана.

Вырезание, формирование еловых веточек.

Объединение всех изготовленных деталей.

27-28

14.12

14.12

2

Новогоднее настроение. «Еловая ветвь с шишками».

29-30

21.12

21.12

2

Новогоднее настроение. «Еловая ветвь с шишками».

31-32

28.01

28.01

2

Новогоднее настроение. «Еловая ветвь с шишками».

Декорирование изделия.

3 четверть

20 ч

33-34

11.01

11.01

2

Украшения из фоамирана. Способы изготовления цветов.

Инструменты и приспособления, материалы для занятий.

Инструктаж по технике безопасности.

Изготовление цветов при помощи трафарета.

Изготовление цветов с помощью молдов.

Изготовление цветов с помощью фигурных дыроколов.

Знать:

- основные правила техники безопасности работы с режущими и колющими инструментами;

-основные правила техники безопасности работы с утюгом, клеевым пистолетом.

- способы разметки деталей на фоамиране;

- основные способы изготовления цветов;

- способы формирования бутонов.

Уметь:

- размечать детали на фоамиране;

- вырезать, придавать объемную форму цветку различными способами;

-подкрашивать фоамиран;

- термоформировать лепестки;

- нанизывать лепестки на проволоку.

- формировать цветок из деталей; оформлять изделие на заколке.

Трафарет, молд, фигурный дырокол, тейп-лента.

35-36

18.01

18.01

2

Украшения из фоамирана. Способы изготовления цветов.

37-38

25.01

25.01

2

Украшения из фоамирана. Способы изготовления цветов.

Вырезание, придавание объемной формы цветка различными способами и подкрашивание.

39-40

01.02

01.02

2

Украшения из фоамирана. Способы изготовления цветов.

Способы формирование бутонов:

  • Термоформирование лепестков.
  • Нанизование лепестков на проволоку.

41-42

08.02

08.02

2

Заколка для волос «Мак».

Изготовление лепестков мака, листиков.

43-44

15.02

15.02

2

Заколка для волос «Мак».

Формирование цветка.

45-46

22.02

22.02

2

Заколка для волос «Мак».

Оформление работы на заколке.

47-48

01.03

01.03

2

Весенняя брошь из фоамирана.

Изготовление лепестков цветка, бутонов, листиков.

49-50

15.03

15.03

2

Весенняя брошь из фоамирана.

Формирование композиции.

51-52

22.03

22.03

2

Весенняя брошь из фоамирана.

Оформление работы на заколке.

4 четверть

16 ч

16

ЦВЕТЫ ИЗ ГОФРИРОВАННОЙ БУМАГИ.

53-54

14.04

14.04

2

Цветы из гофрированной бумаги.

Инструменты и приспособления, материалы для занятий.

Инструктаж по технике безопасности. Приёмы работы в данной технике.

Знать:

- основные правила техники безопасности работы с режущими и колющими инструментами;

- особенности работы с гофрированной бумагой.

-основные способы изготовления цветов из гофрированной бумаги;

- способы сборки деталей заготовок, формирование цветка;

- способы закрепления цветка на подставке.

Уметь:

-размечать и вырезать детали из гофрированной бумаги;

-формировать цветы, оформлять работу;

- закреплять цветок на подставке.

Гофрированная бумага, ростовой цветок, пион.

55-56

11.04

11.04

2

Роза.

Изготовление лепестков розы, листиков.

57-58

18.04

18.04

2

Роза.

Формирование цветка.

59-60

25.04

25.04

2

Ростовые цветы. «Пион».

Изготовление лепестков пиона.

61-62

16.04

16.04

2

Ростовые цветы. «Пион».

Изготовление листиков пиона.

63-64

23.05

23.05

2

Ростовые цветы. «Пион».

Формирование цветка.

65-66

27.05

27.05

2

Ростовые цветы. «Пион».

Формирование стебля.

67-68

28.05

28.05

2

Ростовые цветы. «Пион».

Закрепление цветка на подставке.

Материально-техническое обеспечение программы

Демонстрационный материал:

  • образцы изделий.

Дидактический материал:

  • технологические карты;
  • эскизы рисунков.

Материалы и инструменты:

  • джутовый шпагат;
  • клей ПВА, «Титан», «Атлант»;
  • ножницы, пинцеты;
  • линейка с круглыми отверстиями;
  • карандаши простые, краски, кисточки;
  • восковые мелки;
  • гофрированная бумага;
  • фоамиран;
  • тейп-лента;
  • клеевой пистолет;
  • материалы для декорирования (бусинки, цветные камушки, тесьма, стразы и т.п.);
  • двойной скотч;
  • канцелярский нож;
  • мат для резки и измерений;
  • утюг.

Технические средства обучения:

  • компьютер;
  • ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, учебных фильмов)

Список используемой литературы

Основная

Дополнительная:

Информационные ресурсы:

  1. Семёнова А. «Цвет из фоамирана» – М.:Феникс, 2016.
  2. Пушнина В. Декоративные изделия в технике «Джутовая филигрань» – М.:Феникс, 2016.

  1. Периодическое издание «Радость творчества» 2009 – 2018гг.
  2. Периодическое издание «Радуга идей» 2009 – 2018 гг.

www.stranamasterov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Умелые руки»

Настоящая программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях творческого объединения «Умелые руки». Актуальность программы состоит в том, что она имеет техниче...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые руки не знают скуки»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании обучающихся, способствует развитию художественных способностей и ск...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Подарок своими руками"

Дополнительная общеразвивающая программа «Подарок своими руками» художественной направленности предоставляет возможность обучающимся развить творческий подход в создании предметов декорати...

Рабочая программа по внеурочному объединению кружка творческого направления "Золотые руки"

В данной статье представлена рабочая программа внеурочного объединения кружка творческого направления "Золотые руки" для обучающихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)....

Разноуровневая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Золотая нить»

Программа «Золотая нить» направлена на развитие творческих способностей воспитанников, их познавательной активности через приобщение к народно-прикладному творчеству – вязание (крючк...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые руки"

В основе создания творческого объединения детей лежит идея социальнопедагогического взаимодействия: «родитель-ученик-педагог». Для наибольшей результативности обучения к работе актив...