Программа платной услуги "БукваВед"
рабочая программа
Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Предложенные игровые методики и конспекты занятий позволят воспитателям ДОУ, родителям подготовить детей к правильному восприятию звуков речи и письму. Проводится обучение детей грамоте, целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. В то же время предполагается, освоение детьми начальных навыков чтения на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Срок освоения программы – 1 год. Данная программа адресована работникам системы дошкольного образования: заведующим, заместителям заведующих по УВР, BMP, воспитателям, родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
"БукваВед"
- обучение детей 5-7 лет грамоте, освоению начальных навыков чтения.
г. Надым, 2024г.
Автор - составитель: учитель-логопед Сулимова Наталья Михайловна
Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Предложенные игровые методики и конспекты занятий позволят воспитателям ДОУ, родителям подготовить детей к правильному восприятию звуков речи и письму. Проводится обучение детей грамоте, целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. В то же время предполагается, освоение детьми начальных навыков чтения на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Срок освоения программы – 1 год. Данная программа адресована работникам системы дошкольного образования: заведующим, заместителям заведующих по УВР, BMP, воспитателям, родителям.
Оглавление
Информационная карта...............................................................................................4
Пояснительная записка...............……………………………………..……………..4
Актуальность................................................................................................................6
Цель и задачи...............................................................................................................6
Принципы.....................................................................................................................6
Ожидаемые результаты...............................................................................................7
ГЛАВА I. Содержание программы по обучению чтению ………………..………7
ГЛАВА II. Структура и основные направления реализации программы .............8
Структурная организация занятий ……………………………………………...….8
Работа со звуком и буквой ………………………………………………………….8
Взаимодействие с родителями ……………………………………………………10
ГЛАВА III. Календарно-тематическое планирование занятий по обучению чтению……………………………………………………………………………….12
Заключение.......……………………………………………………………………..20
Библиография........………………………………………………………………….21
Приложение................................................................................................................22
Конспекты занятий........... …………………………………………………………25
Информационная карта программы
1. | Наименование образовательного учреждения, реализующего программу | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Огонек" г.Надыма" |
2. | Адрес учреждения | |
3. | Должность и ФИО ответственного работника, утвердившего программу | Заведующий МДОУ "Детский сад "Огонек" г.Надыма" Могилко Оксана Владимировна |
4. | Дата утверждения программы | |
5. | Полное название программы | Дополнительная образовательная программа "ЧИТАЙКА" - обучение детей 5-7 лет грамоте, освоение начальных навыков чтения. |
6. | Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа | 5-7 лет |
7. | Срок реализации программы | 1 год |
8. | Количество учебных групп, занимающихся по программе | 2 подгруппы |
9. | Сведения об авторе (ФИО, сведения об образовании, уровень квалификации, должность) | Леонова О.А. - высшее профессиональное образование, высшая квалификационная категория, учитель - логопед; |
10. | Характеристика программы | |
- по основной направленности | Целью данной Программы является построение системы обучения грамоте, освоению начальных навыков чтения дошкольников в возрасте 5 - 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников. В ходе реализации задач проводится целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Занятия предполагают использование игр и упражнений. В основу процесса реализации Программы положены такие дидактические принципы, как систематичность и последовательность, наглядность, доступность и посильность онтогенетический принцип | |
- по уровню освоения | Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня, длительностью 25-30 минут. Занятия проводятся подгруппой детей (10 человек). Оценка эффективности программы предусматривает мониторинг, который проводится руководителем, 2 раза в год. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.
Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Освоение начальных навыков чтения, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.
Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
Главная задача работы по обучению грамоте и начальным навыкам чтения дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.
Обучение грамоте и начальным навыкам чтения предполагает научить детей на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
Актуальность: овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, освоения навыков первоначального чтения, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка.
Планирование данной образовательной программы составлено на основе «Программы обучения детей грамоте в игровой форме» И. А. Быкова с учетом возраста дошкольников. А также учитываются положения примерной основной общеобразовательной программы "Детство".
Целью данной Программы является построение системы обучения грамоте, освоению начальных навыков чтения дошкольников в возрасте 5 - 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы:
- Овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.
- Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – начальным навыкам чтения.
- Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
- Применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.
- Воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.
Процесс обучения грамоте, освоения начальных навыков чтения строится на общедидактических и специфических принципах:
- принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала (от простого к сложному);
- принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
- принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
- онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Программа предназначена для детей 5 – 7 лет.
Срок реализации данной программы рассчитан на один год обучения.
Ожидаемые результаты программы:
- Умение детей работать с полным составом звуков и букв русского языка.
- Обученность дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – начальным навыкам чтения.
- Умение детей понимать различия и особенности звуков и букв.
- Развитые мыслительные процессы, способность слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
- Развитая мелкая моторика (руки, подготовленные к написанию букв).
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ОСВОЕНИЮ НАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ.
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.
В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.
Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.
Программа направлена не только на конечный результат - освоение начальных навыков чтения, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.
Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка воспитанников, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Освоение начальных навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.
ГЛАВА II. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Структурная организация занятий
Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня. Занятия проводятся подгруппой детей (10 человек). Длительность занятия варьируется в зависимости от возраста детей: 25 минут для детей 5 - 6 лет, 30 минут для детей 6 - 7 лет, что соответствует требованиям СанПиН2.4.1.3049-13.
На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со сказочной историей, благодаря использованию которой дети в доступной форме изучают звуки и буквы русского языка. Каждая сказка про звук и букву может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия. Можно разбить одну сказку на несколько частей.
На первом занятии необходимо
- прочитать сказку;
- проработать упражнения для губ или язычка;
- уточнить правильное произношение звука;
- описать звук;
- поиграть в игру со звуком.
Каждое занятие начинается с вопроса, какой звук и буква были пройдены на прошлом занятии, актуализируются характеристики пройденного звука, стихотворение про букву.
Заканчивается каждое занятие повторением: с каким звуком мы познакомились, чья это «песенка», повторение характеристики звука, стихотворения про букву.
Работа со звуком и буквой
Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия - знакомство со Слышем и Буковкой: развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.
Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.
Последовательность элементов занятия:
1. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
2. Выполнение упражнений для губ или язычка (в сказках про согласные звуки – это элементы артикуляционной гимнастики). Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков. Рекомендуется выполнять предложенные упражнения перед зеркалом по 5—7 раз, чтобы ребенок мог контролировать движения губ и языка.
3. Далее изучаемый звук произносится верно, согласно анализу его правильной артикуляции.
4. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука.
Сначала педагог объясняет, как можно узнать, какой это звук:
- при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Гласный звук можно «тянуть» и «петь». Горлышко всегда «гудит» — ребенок дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию. Если дети не чувствуют, как «гудит» горлышко, помогите им: приложите одну руку ребенка к своему горлу, а другую — к его, произнесите звук [Ф] или [С] — горлышко не «гудит» (не вибрирует – голосовые связки не работают), а затем произнесите гласный звук [А] — горлышко «загудит» (голосовые связки вибрируют). Малыш чувствует, как «работает» ваше горлышко, старается повторить звуки так же, ладонью ощущая вибрацию своих голосовых связок;
- при произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).
Для того, чтобы определить звонкость-глухость согласного звука, используйте тот же прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если не «гудит» — глухой. Можно прижимать ладошки к ушам: если уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудят» — глухой.
- определить твердость-мягкость звука, предложите ребенку обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются». Произнесите перед зеркалом твердый звук [Ф] (губы находятся в нейтральном положении), а затем произнесите мягкий звук [Ф'] (губы растянулись в улыбке). Можно «помочь» кулачком: при произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо.
Затем ребенок сам перечисляет все характеристики звука, используя предложенные приемы.
5. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком: в каждой сказке представлена игра, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.
6. Далее, с помощью Буковки, вводится графический образ звука — буква Расскажите стихотворение про букву.
7. Используемые приемы закрепления образа буквы:
- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;
- выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;
- выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе.
- построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;
- игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.
- педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми глазами.
8. В конце занятия дошкольники читают слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов.
Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению
Осуществление полноценного образовательного процесса освоения Программы невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение начальными навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний.
На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий (приложение 1) и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.
Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению:
1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
3. Важна не длительность занятий, а их частота.
4. Будьте последовательными в обучении чтению.
5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
6. Приступайте к обучению начальным навыкам чтения только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.
7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физкультминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).
8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!
9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.
10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!
ГЛАВА III КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ
Месяц | № п/п | Тема занятия | Цель занятия | Навыки чтения |
Сентябрь | 1-4 | Мониторинг | Оценка и коррекция воспитательно-образовательной деятельности | -- |
5 | «Знакомство: Слыш» | Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников | Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации к занятиям | |
6 | «Знакомство: Буковка» | Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников | ||
7 | «Встреча Слыша и Буковки» | Совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников | ||
8 | «Звук и буква «А» | Знакомство дошкольников с буквой «А» | Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков | |
Октябрь | 5 | «Звук и буква «А» | Уточнение произношения и закрепление звука «А» | |
6 | «Звук и буква «У» | формирование у детей стойких представлений о букве «У». | ||
7 | «Звук и буква «У» | Уточнение произношения и закрепление звука «У» | ||
8 | «Сочетание «АУ»» | развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний | Чтение сочетания «АУ» | |
9 | «Сочетание «УА»» | Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза | Синтез звуков [У] и [А] | |
10 | «Звук и буква «О» | знакомство со звуком и буквой «О», совершенствование артикуляционной моторики | развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков | |
11 | «Звук и буква «О» | Уточнение произношения и закрепление звука «О» | ||
12 | «Звук и буква «И» | совершенствование артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны речи | ||
Ноябрь | 13 | «Звук и буква «И» | Уточнение произношения и закрепление звука «И» | |
14 | «Сочетание «ИА»» | развитие умений звуко - слогового анализа и синтеза, совершенствование тонкой моторики пальцев рук | Синтез звуков [И] и [А] | |
15 | «Звук и буква «Ы» | познакомить дошкольников с буквой «Ы» | Развитие фонематического восприятия; закрепление верного произношения звуков | |
16 | «Звук и буква «Ы» | Уточнение произношения и закрепление звука «У» | ||
17 | «Звук и буква «Э» | Сформировать представления у детей о звуке и букве «Э» | ||
18 | «Звук и буква «Э» | Уточнение произношения и закрепление звука «Э» | ||
19 | «Звуки [М] и [М'], буква «М» | научить дошкольников правильному произношению звуков [М] и [М'], различению буквы «М» | Чтение слогов: ам, ум, ом, им, ым, эм Чтение слов: ум, мама, мимо, му-му | |
20 | «Звуки [М] и [М'], буква «М» | Уточнение произношения и закрепление звука «М» | ||
Декабрь | 21 | «Звуки [Б] и [Б'], буква «Б» | сформировать представления дошкольников о звуках [Б] и [Б'], познакомить с буквой «Б» | Чтение слогов: ба, бо. бу, бэ, бы, би Чтение слов: бум, бом, бам, бим |
22 | «Звуки [Б] и [Б'], буква «Б» | Уточнение произношения и закрепление звука «Б» | ||
23 | «Звуки [П] и [П'], буква «П» | сформировать представления у детей о звуках [П] и [П'], их графическим обозначением | Чтение слогов: ап, оп, уп, ып, эп, ип. Чтение слов: папа, пума, пимы | |
24 | «Звуки [П] и [П'], буква «П» | Уточнение произношения и закрепление звука «П» | ||
25 | «Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф» | познакомить дошкольников со звуками [Ф] и [Ф' ], с обозначаемой их буквой «Ф». | Чтении слогов: фа, фо, фу, фы, фэ, фи Чтение слов: Фома, Фима, фифа, миф, пуф, Уфа, мифы | |
26 | «Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф» | Уточнение произношения и закрепление звука «Ф» | ||
27 | «Звуки [В] и [В'], буква «В» | научить дошкольников различению звуков [В] и [В'], познакомить с соответствующей буквой «В» | Синтез слогов: ва, во, ву, вы, вэ, ви Синтез слов: ива, увы, ивы, Вова, Вовы, пава, вам | |
28 | «Звуки [В] и [В'], буква «В» | Уточнение произношения и закрепление звука «В» | ||
Январь | 29 | «Звуки [Т] и [Т'], буква «Т» | познакомить дошкольников со звуками [Т] и [Т'], соответствующим этим звукам графическим символом | Чтение слогов: ат, от, ут, ыт, эт, ит Чтение слов: : боты, бита, вата, Тима, фото, Тата, Тома, маты, это, эти |
30 | «Звуки [Т] и [Т'], буква «Т» | Уточнение произношения и закрепление звука «Т» | ||
31 | «Звуки [Д] и [Д'], буква «Д» | обучить детей различению звуков [Д] и [Д'], сформировать представления о букве «Д». | Чтение слогов: да, до, ду, ды, дэ, ди Чтение слов: дома, дата, дубы, Дима, вода, дама, дума, мода, ода, иди | |
32 | «Звуки [Д] и [Д'], буква «Д» | Уточнение произношения и закрепление звука «Д» | ||
33 | «Звук [Н], [Н'] и буква «Н» | познакомить дошкольников со звуками [Н] и [Н'], буквой «Н» | Синтез слогов: ан, он, ун, ын, эн, ин Синтез слов: Ната, Нина, мина, тина, пони, пан, тон, нам, Дон, туман | |
34 | «Звук [Н], [Н'] и буква «Н» | Уточнение произношения и закрепление звука «Н» | ||
Февраль | 35 | «Звуки [К] и [К'], буква «К» | сформировать представления о звуках [К] и [К'], букве «К» | Чтение слогов: ак, ук, ок, ык, эк, ик Чтение слов: Капа, мука, Кама, кума, Куба, маки, кино, куда, кипа, Ника |
36 | «Звуки [К] и [К'], буква «К» | Уточнение произношения и закрепление звука «К» | ||
37 | «Звуки [Г] и [Г'], буква «Г» | научить детей различению звуков [Г] и [Г'], закрепить представления о букве «Г» | Синтез слогов: га, го, гу, гы, гэ, ги Синтез слов: гага, губа, губы, годы, ноги, нуга, Гога, бумага, гамак, гам | |
38 | «Звуки [Г] и [Г'], буква «Г» | Уточнение произношения и закрепление звука «Г» | ||
39 | «Звуки [Х] и [Х'], буква «X» | познакомить дошкольников со звуками [Х] и [Х'], с их графическим обозначением – буквой «Х» | Чтение слогов: ах, ох, ух, эх, ых, их Чтение слов: хата, муха, тихо, духи, ухо, уха, эхо, мох, хохот, хобот | |
40 | «Звуки [Х] и [Х'], буква «X» | Уточнение произношения и закрепление звука «Х» | ||
41 | «Звуки [С] и [С'], буква «С» | сформировать представления детей о звуках [С] и [С'], об их графическом символе - букве «С» | Синтез слогов: са, со, су, сы, сэ, си Чтение слов: совы, бусы, сова, сани, косы, носы, сады, киса, соки, гуси | |
42 | «Звуки [С] и [С'], буква «С» | Уточнение произношения и закрепление звука «С» | ||
Март | 43 | «Звуки [З] и [З'], буква «З» | познакомить дошкольников с новыми звуками [З] и [З'], обозначаемой их буквой – «З» | Чтение слогов: за, зу зо, зы, зэ, зи Чтение слов: зубы, тазы, козы, ваза, газон, бизон, музыка, низина, мимоза, Зина |
44 | «Звуки [З] и [З'], буква «З» | Уточнение произношения и закрепление звука «З» | ||
45 | «Звук и буква «Ш» | сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «Ш» | Синтез слогов: ша, шу, шо, шэ, ши Чтение слов: шаги, шипы, шина, шуба, Маша, Даша, Миша, шапка, мышка, камыши | |
46 | «Звук и буква «Ш» | Уточнение произношения и закрепление звука «Ш» | ||
47 | «Звук и буква «Ж» | сформировать представления дошкольников о звуке и букве «Ж». | Чтение слогов: жа, жу, жо, жи, жэ Синтез слов: жаба, ножи, кожа, вижу, хожу, жатва, пижама, вожди, вожак, жди | |
48 | «Звук и буква «Ж» | Уточнение произношения и закрепление звука «Ж» | ||
49 | «Звук и буква «Ч» | научить дошкольников верному произношению звука [Ч], синтезу слоговых сочетаний, содержащих изучаемый звук | Чтение слогов: ач, оч, уч, эч, ич Чтение слов: чай, часы, туча, дача, чайка, дочка, очки, бочка, чижик, бочонок | |
50 | «Звук и буква «Ч» | Уточнение произношения и закрепление звука «Ч» | ||
Апрель | 51 | «Звук и буква «Ц» | познакомить детей со звуком и буквой «Ц» | Синтез слогов: ац, оц, уц, эц, ыц, иц Синтез слов: овцы, овца, цыпа, нал, цокот, цапка, цикада, цинга, цинк, синица |
52 | «Звук и буква «Ц» | Уточнение произношения и закрепление звука «Ц» | ||
53 | «Звук и буква «Щ» | научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук «Щ» | Чтение слогов: ащ, ош, ущ, эщ, ыщ, ищ Чтение слов: щи, ищи, пища, щука, пищит, овощи, тащи, тащит, угощу, ищу | |
54 | «Звук и буква «Щ» | Уточнение произношения и закрепление звука «Щ» | ||
55 | «Звуки [Л] и [Л'], буква «Л» | познакомить детей со звуками [Л] и [Л'], обозначаемым их графическим символом – буквой «Л» | Чтение слогов: ал, ул, ол, эл, ыл, ил Чтение слов: лак, лама, лапа, лупа, луна, лужа, мыло, лопата, полка, ландыш | |
56 | «Звуки [Л] и [Л'], буква «Л» | Уточнение произношения и закрепление звука «Л» | ||
57 | «Звуки [Р] и [Р'], буква «Р» | обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Р] и [Р'] | Синтез слогов: ра, ро, ру, ры, рэ, ри Синтез слов: руки, роза, рабы, ранка, дорога, гром, кран, барабан, рис, риск | |
58 | «Звуки [Р] и [Р'], буква «Р» | Уточнение произношения и закрепление звука «Р» | ||
Май | 59 | «Звук и буква «Й» | познакомить дошкольников со звуком и буквой «Й» | Чтение слогов: ай, ой, уй, эй, ый, ий Чтение слов: дай, лай, майка, сайка, зайка, сойка, Зойка, мойка, байка, лайка |
60 | «Звук и буква «Й»» | Уточнение произношения и закрепление звука «Й» | ||
61 | Буква «Е» | Познакомить детей со звуком и буквой «Е» | Буква для чтения: «Е» Слова для чтения: ем, еда, Ева, Егор, пена, Вера, небо, сено, перо, лес. | |
62 | Буква «Ё» | Познакомить детей со звуком и буквой «Ё» | Буква для чтения: «Ё» Чтение слов: ёж, ёрш, ёлка, мёд, лён, тётя, Сёма, Лёня, чёлка, котёл. | |
63 | Буква «Я» | Познакомить детей со звуком и буквой «Я» | Буква: «Я» Чтение слов: Яша, Яна, мясо, яблоко, яма, яхта, ярко, ясно, няня, ястреб | |
64 | Буква «Ю» | Познакомить детей со звуком и буквой «Ю» | Буква для чтения: «Ю» Чтение слов: юла, юг, Юля, Нюра, юбка, Юра, люк, союз, Люба, юрта. | |
65 | «Буквы [Ь] и [Ъ]» | сформировать стойкие представления у дошкольниках о буквах [Ь] и [Ъ] | Слова для чтения (с «ь»): пень, мать, боль, топь, рысь Слова для чтения (с «ъ»): съел, въехал, подъехал, объехал, съела | |
66 | Обобщающее занятие | закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения | Чтение слов и коротких фраз. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация "Дополнительной образовательной программы "ЧИТАЙКА"- обучение детей 5-7 лет грамоте, освоению начальных навыков чтения"способствует развитию у воспитанников дошкольных учреждений фонематического слуха и восприятия; формированию верных и точных артикуляционных укладов при произношении звуков речи; закреплению представлений о всех буквах алфавита; сознательному овладению навыками аналитического чтения.
Кроме осуществления основной задачи – обучения чтению дошкольников, занятия по данной программе способствуют активизации высших психических функции дошкольников: расширению объема внимания и восприятия; развитию памяти и логического мышления.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Белоусова Л.Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 1997.
3. Голубина Т.Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2001.
4. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: «Гном и Д», 2000.
5. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М.: «Гном и Д». 2000.
6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2000.
7. Колесникова Е.В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном-Пресс», 1995.
8. Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997.
9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владеем, 1997.
10. Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.
11. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.
12. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М.: «Гном и Д», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа платные курсы 9класс
Дополнительные платные занятия «Задачи повышенного уровня сложности» предназначены для обучающихся IХ классов, собирающихся после окончания основной школы продолжить обучение в 10 классе с углубленным...
5 класс - рабочая программа платные услуги 2013-2014 уч.год
5 класс - рабочая программа платные услуги 2013-2014 уч.год...
9 класс - рабочая программа платные услуги 2013-2014 уч.год
9 класс - рабочая программа платные услуги 2013-2014 уч.год...
рабочая программа платного курса по русскому языку «Пишем без ошибок» для обучающихся 5 класса (базовый уровень).
Программа занятий составлена на основе учебной программы по русскому языку для 5 класса и рассчитана на 35 часов, срок реализации программы 1 год. ...
Программа платных курсов по математике.
Программа платных курсов с использованием Интернет технологий" по математике...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ «ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ» ДЛЯ 9 КЛАССА
Программы подготовки учащихся 9 классов к ГИА. Количество часов 34, класс 9...
Программы и КТП для проведения занятий по русскому языку вне программы (платные дополнительные услуги) 2015г.
Данные программы рассчитаны на 1 час. Документы представлены для 7-11 классов....