Рабочая программа театральной студии "Звёзды"
рабочая программа (5 класс)

Крапивина Наталья Валентиновна

     Программа реализует социально-педагогическую направленность, художественное направление  и любительское творчество (обучение театральному искусству). В основе программы лежит идея  использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.    В настоящий момент  актуальным является разнообразное использование творчества школьников.   Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс.                                                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_na_2024-2025g.zvezdy.docx42.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Любая постановка заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В.А. Сухомлинский).

Рабочая программа

Театрального объединения «Звезды»

  1. Пояснительная записка

Направленность

(профиль программы)

Программа реализует социально-педагогическую направленность , художественное направление и любительское творчество

(обучение театральному искусству).

Дополнительная образовательная программа театральной студии направлена на удовлетворение эстетических потребностей личности, способствует формированию ее сознания, расширяет жизненный опыт, способствует духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка с помощью изучения основ актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, знакомство с историей искусств.

Актуальность

программы

Жизнь театр, а люди в нем актеры.

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. В настоящий момент актуальным является разнообразное использование творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Мы не должны задаваться вопросом: а нужно ли посещение театра в наше время? Есть Интернет, кабельное телевидение. Не надо забывать, что театрализованные постановки помогли и помогают решать многие актуальные проблемы в воспитании: - формирование правильного эстетического вкуса; - развитие коммуникативных способностей; - влияние на развитие речи, памяти, внимания, воображения;

- создание положительного эмоционального настроя;

- воспитание нравственного интеллекта;

- решение конфликтов в процессе игры;

Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, перевоплощаться ребенку в другой мир на выражение его личного «Я». Игра рассматривается как ведущий вид деятельности, определяющий развитие всех сторон личности ребенка, которая создает «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Театрализованная игра насыщенна эмоционально, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление – истоки творчества. (Л.С. Выготский, Т.Рибо). Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин.

Хочется добавить - это волшебный край, в котором ребенок, подросток радуется играя, а в игре он познает мир; а) Игра и обучение не должны быть из под – палки; б) внутренние личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед (« У тебя обязательно получится). Таким образом:

Считаю, что на сегодняшний день программа является актуальной не только для нашей школы, но и для других школ, особенно для подрастающего поколения. Эта программа важна для педагогов, которые стремятся организовать досуг детей, стремятся вовлечь школьников и детский коллектив в разнообразные виды искусства и творческой деятельности в нем.

Педагогическая целесообразность

Полученные знания по данной программе позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Учащиеся, нуждаются в педагогической помощи - снятии напряжения, зажатости, усталости в учебное время. Театральная деятельность ориентирована на всестороннее развитие и воспитание каждого школьника, его психическое благополучие; нравственное и духовное состояние, здоровье, решение проблем социальной адаптации школьников; приобщение их к общечеловеческим ценностям:

- Труд и творчество

- Духовность

- Исскуство и литература

- Надежда. Совесть.

- Патриотизм. Любовь к Родине. И мн.др.

Получать профильные знания по театральному искусству является педагогически целесообразным.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является формирование и развитие этических принципов и идеалов обучающегося. использование возможности театрального искусства, художественно-творческой деятельности в целях психофизического оздоровления детей , выявление художественно – одаренных и обеспечение соответствующих условий для их образования и творчества.

Театрализованная деятельность – это деятельность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Значение и специфика театрального искусства заключается в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность.

Содержание курса включает 9 разделов. Все образовательные разделы предусматривают усвоение не только теоретических знаний, но и практических навыков. Практические занятия способствуют развитию творческих способностей, умения создавать, творить, созерцать.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающем - синтетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Занятия в театральном объединении организуются на доступном для детей уровне, учитываются возможности детей, содержат большой потенциал в реализации межпредметных связей, которые сочетаются с занятиями – литературой, русским, мхк, танцем, музыкой, изобразительным искусством.

Занятия театральным искусством – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.

Адресат программы

Возраст 12-13 лет - это средний, переходный возраст обучающегося. Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что школьник среднего возраста – любознательный, который переходит в пору подростковости. В этом возрасте подростки очень эмоциональны, изменчивы, зациклены на своих переживаниях. Поэтому занятие театральным искусством вовлечет подростка в интересный мир театра, где забудутся все переживания и проблемы. А обретется потребность быть принятым и нужным в коллективе.

Объем программы

1год обучения – 153 часа в год.

Форма обучения

Очная

Срок освоения программы

1год обучения, 34 недел, 9 месяцев.

Режим занятий

Занятия проводятся 5 раз в неделю по 1 часу, 10 мин. Перемена. (час – академический 45 мин.)

Расписание занятий

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница - с -

  1. Цель и задачи программы

Цель

Цель программы: Развитие творческой активной личности воспитанника средствами театральной деятельности.

Обучающиеся:

- совершенствование артистических навыков обучающихся в плане переживания и воплощения образа;

- моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;

Развивающие:

- развитие речевой культуры, эстетического вкуса, наблюдательности, широты и глубины внимания, основ сценического мышления, творческих способностей, художественного воображения.

Воспитывающие:

- воспитание творческой активности, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других, воспитание чувства милосердия, сострадания, понимания, к людям других национальностей, чувства коллективизма, взаимоуважение, взаимопонимание в семье путем вовлечения детей и их родителей в совместную творческую деятельность (участие в конкурсах, праздниках, спектаклях).

Раздел 1. Вводное часть: Театр и время. Знакомство обучающихся с историей театра в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т.д. Особенностям организации работы театра . Занятия театральным искусством помогают ввести детей в страну художественного воображения, снять многочисленные проблемы, связанные с адаптацией к школьным условиям. Дети обретают веру в свои силы и возможности, учатся деловому общению в процессе театрализованной деятельности. В основу театральной терминологии, входят:

Раздел 2. Этюды

Предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Тренинги по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Театральные этюды.

Раздел 3. Сценическая речь

Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики речи и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Тренинги по развитию речевого аппарата.

Раздел 4. Работа с пьесой

Чтение сценария. Читка материала, его разбор, обсуждение. Распределение и пробы ролей, Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления.

Раздел 5. Работа с текстом Выявление идеи, определение сверхзадачи (во имя чего ставить данную пьесу, отрывок, инсценировку и т.д.). Знакомство с текстом выбранной пьесы. Стремление сделать его своим. Определение текста предлагаемыми обстоятельствами, в которых действуют персонажи. Читать на сцене стихотворение, рассказ, отрывок, любой текст и т.д. по всем правилам художественного чтения.

Раздел 6 Сценическое движение

Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры, упражнения, тренинги призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки. Отработка сценической речи на сцене, сценического движения. Отработка сценического движения на сцене. Владение концентрацией внимания, координацией движений и пластикой на сцене.

Раздел 7 Работа над спектаклем. В ходе обучения большое внимание уделяется различным тренингам, выполнению этюдов на заданные темы, как завершающий этап – участие ребенка в постановке, работа над ролью. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Владение искусством импровизации на сцене, осмысление собственного «Я». Вовлечение ребенка в различные виды театральной деятельности, в которую входят познания – музыки, живописи, культуры поведения, ритмики, пластики, танца, прикладного искусства и многое другое. Соединение словесного действия с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции, создание театрального образа. Драматургия, сюжет, образы.

Раздел 8 Репетиция. «Генеральная репетиция» Подготовка помещения (сцены) для показа спектакля. Установка ширм, оформления и размещение всех исполнителей (актеров). Звуковое, цветовое, и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля. Управление светом, сменой декораций. Репетиции. Разбор итогов генеральной репетиции.

  1. Планируемые результаты

.К концу изучения данной программы, обучающиеся должны приобрести следующие знания, умения и навыки:

Знать:

- правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

- виды и жанры театрального искусства,

(опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

- чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

- наизусть стихотворения русских и современных авторов.

- наизусть монологи русских и современных авторов.

Уметь:

- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

- произносить скороговорку и стихотворный текст, в движении и разных позах; - произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

- строить диалог с партнером на заданную тему;

- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между героями постановок.

- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения на сцене.

В результате обучения по программы, выпускник будет иметь представление о театрально - сценическом искусстве. Научится самостоятельно пользоваться полученными знаниями, практическими умениями и навыками. Эти результаты будут отслеживаться в процессе творческих выступлений и итоговых занятий.

Условия реализации программы:

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления на любой театральной площадки. (сцена, актовый зал, комната, класс и т.д.) Теоретические и практические занятия проходят на базе МОУ ИРМО «Кудинская СОШ в актовом зале., классе. В помещении, соответствующим санитарно-гигиеническим нормам.

Материально-

Техническое

обеспечение

Для выполнения программы используются:

- актовый зал ( большое, светлое и хорошее проветриваемое помещение);

- сцена;

- компьютер, принтер, флеш-накопители, музыкальное оформление;

- декорации для спектаклей и костюмы;

- Звукоакустическая аппаратура;

- микрофоны;

Методическое обеспечение

Огромное значение придается групповой работе. Программа составлена с учетом и использованием современных инновационных приемов , методов и видов. Где используется: дыхательная и артикуляционная гимнастика, развивающие игры, упражнения и тренинги, отработка технически сложных мест в тексте. Выучивания текста наизусть. Эти задания предлагаются в начале каждого занятия театрального объединения с обязательным обоснованием: что именно развивают эти упражнения (память, внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику и т.д.), зачем эти качества нужны в работе актера и как они могут пригодиться в жизни людей других профессий. Почти в каждое занятие включается хотя бы одно упражнение на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, согласованности коллективных действий. Эти качества пригодятся в жизни не только актеру, но и людям других профессий.

Дидактический материал

дидактических материалов:

- Сборники поговорок и скороговорок;

- Карточки с правилами сочинения сказок, рассказов и сценариев на на разные темы;

- Карточки с персонажами животных., растений, элементов домашней утвари, природы и т.д. для составления сказок. Тренинга, урока-игры.

- Театр. Театральная деятельность. Стр 1440-1443. Сайт. Маа

- Беседа. «Особенности театральной терминологии»

- Беседа «Азбука театра»

- Беседа Описание методов обучения:

- Беседа « Мы идем за кулисы»

- Сценарии - праздника «Дня самоуправления», музыкальной композиции «Дай руку,друг» новогодней постановки «Новогодний переполох», спектакля по произведению Б. Васильева «А Зори здесь тихие».

Методы обучения

Методы, используемые в процессе обучения.

Все используемые методы условно можно разделить на группы:

- методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;

- методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности;

- методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему самостоятельных упражнений и репетиций.

Методы организации деятельности по программе:

  1. Метод убеждения – разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба.
  2. Словесные методы – рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение.
  3. Метод показа – демонстрация изучаемых действий, этюды, постановки, спектакли.
  4. Метод упражнения – систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.
  5. Метод состязательности – поддержание у обучающихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений учащихся, определение успехов, ошибок и путей их исправления.
  6. Анкетирование, опрос обучающихся. Позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств воспитанников и определить направления дальнейшего педагогического воздействия на воспитанников.

Формы обучения и виды занятий

Формы, результативности обучениягрупповые и индивидуальные для отработки дикции, сценического движения, мизансцены, этюды.

Основными формами проведения занятий являются:

- наблюдение педагога;

- беседа;

- лекция;

- анкетирование;;

- диагностические задания (начало и конец года);

- промежуточная аттестация;

- итоговая аттестация;

Список литературы и источников для учащихся

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.

2. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям// Театр и образование: Сб.научных трудов.-М.1992.

3. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. - М., 1994.

#1052;ихайлова А.Я. «Театр в эстетическом воспитании школьников» Москва2006.

5. Петрова Т.И. Театрализованные игры для подростков.-М., 2000.

6. Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969.

#1040;лянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград ,

#1041;елюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

#1057;иницина Е.И. Умная тетрадь. – М., 1999.

#1063;еремошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль, 1997.

Формы аттестации

Промежуточная аттестация обучающихся проводится 2-3 раза в год (в каждом квартале) в виде практической работы – Этюды, Мини-спектакль, Литературно –музыкальная композиция,

Итоговая аттестация засчитывается автоматически за участие на конкурсах и фестивалях при получении призового места.

Система практической освоения образовательной программы –показ спектакля (май)

Список литературы

1.Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями)

2.Конституция РФ.

3.Конвенция ООН о правах ребёнка.

4.Устав МОУ ИРМО «Кудинская СОШ»

.Березкин В.И. «Искусство оформления спектакля» М., Знание, 1986

#1041;азанов В.В. «Техника и технология сцены». Учебное пособие для высших и средних учебных заведений искусств и культуры, Л., Искусство, 1976 #1044;жексон Шейла «Костюм для сцены», пособие по изготовлению театрального костюма; М., Искусство, 1984

#1052;ихайлова Е.В. «Театр в эстетическом воспитании младших школьников», М., Просвещение, 1975

#1052;уравьев Б.Л. «От дыхания к голосу», работа над речевым дыханием актера, Л., 1982

#1055;етрова Л.А. «О технике речи», М., 1981

7. Станиславский К.С. «Об искусстве театра», Избранное, М., ВТО,1982

#1064;ильгави В.П. «Начнем с игры», М., Просвещение, 1980

#1050;лимовский В.Л. «Мы идем за кулисы», книга о театральных цехах, М., детская литература, 1982.

#1050;. С. Станиславский " Моя жизнь в искусстве".

#1059;чебник " Сценическая речь".

#1040;. Чехов " Сборник пьес".

#1041;. Васильев "".А Зори здесь тихие»

#1070;. Аля

нский " Азбука театра".

#1051;.Н. Толстой " Мысли о воспитании".

Учебно-тематический план

(нагрузка 5 часов в неделю)

Название разделов

Количество часов

Форма аттестации

всего

теор

прак

1

  • Вводная часть: Театр и время

4

4

2

  • Этюды

10

3

7

Миниспектакль

3

Сценическая речь

12

2

10

4

  • Работа с пьесой

12

4

8

5

Работа с текстом

22

10

10

Литературно-музыкальная композиция

«Мы поиним, мы гордимся»

6

Сценическое движение

23

7

16

7

  • Работа над спектаклем, постановкой

52

12

40

Премьера спектакля

«Джентельмены зажигают!»

8

Репетиция.

Генеральная репетиция

18

4

14

Итого

153

«


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа театрального кружка"Огни сцены".

В программе перечислены мероприятия запланированные на определённый период времени.Программа может служить как дополнение к любой внеурочной работе по литературе или кружка....

Рабочая программа театральной студии "Артист"

программа театральной студии, содержание, учебно-тематический план, методические рекомендации...

Рабочая программа Театрального кружка «Зодиак»

Рабочая программа дополнительного образования детей художественно-эстетического направления: театральное искусство составлена на основе авторско-составительской программы «Зодиак»....

Рабочая программа театрального кружка "Йодоол" (Игра) для 5 класса

Рабочая программа театрального кружка "Йодоол" (Игра) для 5 класса состоит из пояснительной записки + календарно-тематического планирования на 1 полугодие. В данном учебном курсе учащиеся смогут позна...

Рабочая программа театральной студии "Актер"

Приобщение студентов к театральной культуре, знакомство с различными видами театров, народным творчеством и традициями народов, научить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стор...

Рабочая программа "Театральное искусство"

Программа "Театральное искусство" рассчитана на учащихся 9-х классов на 1 год обучения.Курс вычленен из программы "Мировая художественная культура". Данный курс опирается на опыт работы, нако...

Рабочая программа театральной студии "Школьный театр "Петрушка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов по ФГОС...