Творческий проект "Гитарная палитра"
материал
Проект по выпускникам - исполнение экзаменационной программы в условиях концертного выступления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mihaylova_g.m.docx | 36.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА НЯГАНИ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Творческий проект
«ГИТАРНАЯ ПАЛИТРА»
Автор: преподаватель высшей
квалификационной категории
по классу гитары Михайлова
Гульнора Митиновна
Нягань
2024г.
Срок реализации проекта: 01.09.2023– 21.04.2024.
Постановка проблемы: успешно исполнить выпускную программу класса гитары в условиях концертного выступления
Участники творческого проекта:
- Выпускники класса гитары - солисты
- Ансамбль «Милонга»
- Ансамбль «Созвучие»
- Преподаватели «Детской школы искусств»
- Сотрудники технической службы «Детской школы искусств»
- Родители учащихся
Цель проекта:создать условия для успешной эмоционально-психологической адаптации учащегося к ситуации публичного выступления.
Задачи:
- создать условия для творческой самореализации учащихся в процессе подготовки и реализации проекта;
- работа над сплочением творческого коллектива класса;
- подготовить с учащимися класса инструментальные произведения дляисполненияв концертной программе;
- в процессе работы над произведениями познакомиться с репертуаром в исполнении известных мастеров;
- сформировать у учащихся навыки работы с микрофонами, сценического поведения, выразительности исполнения, эмоционального воздействия на зрителя
- познакомить слушателей, в том числе родителей обучающихся, с произведениями для классической гитары, входящими в репертуар класса
- популяризировать инструментальное творчество.
Ожидаемые результаты проекта:
- творческая самореализация учащихся в процессе подготовки и реализации проекта
- освоение учащимися новыхинструментальных произведений
- формирование у учащихся навыков сценического поведения
- создание единой творческой команды в классе
- приобщение слушателей к культуре слушания гитарной музыки
- знакомство с известными представителями гитарного искусства
- положительная оценка работы слушателями и обучающимися по итогам реализации проекта «Гитарная палитра».
Будущие выпускники отметили проблему волнения и тревожной психологической атмосферы во время выпускного экзамена, которую они ощутили, поприсутствовав заранее на экзамене у выпускников и обратились ко мне, как к классному руководителю за советом о снятии психологического напряжения. Обсудив возможные варианты снятия стрессового состояния, мы предположили, что проведение экзаменационных мероприятий в форме концертного выступления поможет справиться с данной ситуацией (гипотеза проекта).
Для формирования у учащихся успешного сценического поведения необходима эмоционально-психологическая адаптация учащегося к ситуации публичного выступления. В решении этого аспектаспособствует психолого-педагогическая поддержка, которая заключается в оказании помощи, в преодолении возникающих помех, затруднений, сомнений, негативных, пессимистических состояний и настроений. Эта поддержка заключается в выделении проблемы ребенка, определении его возможностей, помощи в достижении позитивных результатов в музыкальном исполнительстве, образовании, саморазвитии, общении, образе жизни, самореализации. Неоднократные беседы, проигрывания перед различной аудиторией способствовали решению поставленных задач.
Неотъемлемой частью в процессе обучения на инструменте является концертная деятельность.Во время концертного мероприятия подводится определенный итог работы преподавателя и учащихся, который строится на соединении образовательной и практической деятельности. Так же хочется отметить особую праздничную атмосферу концерта, что эмоционально легче воспринимается учащимися. Привлечение учащихся к публичным выступлениям в концертных условиях дают ребенку «право на ошибку», не обремененных экзаменационными требованиями.В связи с этим и была выбрана форма сдачи выпускного экзамена в виде афишного концерта, где учащиеся могли продемонстрировать творческие способности и уровень владения игрой на инструменте.
Здесь же хотелось бы отметить важную роль родителей. Похвала родителей повышает самооценку ребенка, придает ему большую уверенность в своих силах, способствует формированию «установки на успех». Заинтересованность родителей значительно стимулирует концертно-исполнительскую активность учащихся.
Сроки реализации творческого проекта
Данный проект был реализован с 1 сентября 2023года по 21 апреля 2024 года и ключал в себя три этапа работы: подготовительный, основной, заключительный.
Этапы проекта | Сроки | Мероприятия |
Подготовительный | 01.09.2023-20.04.2024 | - определение даты проведения концертной программы; - подготовка концертных номеров, разработка сценария, определение ведущего,разработка и печать афиш, техническое обеспечение концерта,оформление сцены, и др.); - подборка репертуара для учащихся, соответствующий их возрасту и уровню подготовки; - подготовка необходимого материально-технического оборудования для реализации творческого проекта (концертный зал, гитары, персональный компьютер, микшерный пульт, микрофоны, стулья и т.д.); - составление графика прослушиваний и репетиций, назначение даты генеральной репетиции; - организация репетиционного процесса с включением всех участников творческого проекта; - размещение информации о предстоящем концерте на информационных стендах в «Детской школе искусств», в других ОУ города и учреждениях культуры, а также в социальных сетях с целью привлечения зрителей на данное мероприятие; - определение лиц, ответственных за ряд вопросов в день проведения концертного мероприятия (встреча гостей и зрителей, контроль за порядком за кулисами, работник сцены, организация и подготовка к выходу на сцену участников концерта, видео- и фото-съемка концертной программы) |
Основной(этап реализации идеи) | 21.04.2024 | концерт выпускников класса преподавателя Михайловой ГульнорыМитиновны «Гитарная палитра» |
Заключительный этап | 22.04.2024 | проведение анализа реализации проекта, соотношение процента ожидаемых и полученных результатов |
На подготовительном этапе для успешной реализации проекта, решения возникающих в ходе работы вопросови проблем была созданаинициативная группа, состоящая из:
- педагогов «Детской школы искусств»- преподавателя и ведущей концерта;
-родителей как участников образовательного процесса, с которыми согласовывались вопросы проведения репетиционных мероприятий, дисциплинарных аспектов, финансовой стороны (поощрение памятными сувенирами учащихся после проведения концерта);
- сотрудников технической службы учреждения.
Основными принципами командной работывыступают распределение обязанностей и ответственности за достижение поставленных целей.Для эффективной организации работы команды необходимы:
- четкое распределение ролей и обязанностей;
- осознание всеми членами команды целей и текущих задач проекта;
- учет личностных и профессиональных качеств педагогов при объединении их в команду.
Для реализации проекта были организованы различные форматы взаимодействия, а именно:
- совещания инициативной группы;
- индивидуальные консультации с участниками команды;
- родительские собрания;
- прослушивания концертных номеров;
- организация и проведение репетиций.
На первом заседании членов инициативной группы, в сентябре месяце, общим решением была определена дата проведения концерта – 21 апреля 2024 года, а также выработана стратегия, последовательность выполнения проекта.
В первой половине сентября мной была подобрана программа для выпускников– участников концерта, соответствующая их творческим возможностям.Для того, чтобы концерт был более интересным и разнообразным, было решено включить в концерт не только сольные номера, но и ансамбли. В программу вошли произведения разных эпох и жанров, различные по стилистике и характеру.
В рамках реализации творческого проекта необходим был сценарий концертной программы, четко продуманная последовательность музыкальных номеров, выстроенных согласно концепции мероприятия. Я самостоятельно разработала сценарий концерта, учитывая эпохи исполняемых произведений, их характер, а так же чередование выходов выпускников. А так же мною был создан видео - ряд из фотографий выпускников в момент исполнения ими трио, что явилось очень трогательным моментом. Для проведения концерта я обратилась к коллеге, которая неоднократно была ведущей мероприятий различного уровня. Своим талантом очаровывать зрителя она сумела создать особую тёплую атмосферу концерта.
За систему информационного сопровождения проекта был назначен художник-оформитель «Детской школы искусств», который разработал афишу концерта, осуществил видео- и фото - съемку концертной программы. А так же, совместно, мы разработали слайд – сопровождение концерта. Размещениями афиш на информационных стендах школа, города и в социальных сетях занималась я сама.
На протяжении всего подготовительного этапа шла подготовка к основному этапу – этапу реализации проекта в форме концерта. На занятиях с учащимисябыла организована работа над изучением эпохи, композитора, стиля, разбором нотного текста, концепцией и драматургией исполняемого произведения, нюансировкой, выразительностью исполнения, а в ансамбле – над совместным звучанием.
На репетициях в концертном зале пристального внимания требовал вопрос технического обеспечения. Ответственным за звуковое сопровождение концерта был назначен звукорежиссер, за световое сопровождение – режиссер по свету. Генеральная репетиция мероприятия состоялась 19 апреля 2024 года.
Основной этап реализации творческого проекта – 21 апреля 2024 года. В этот день, в 14:00 на сцене Большого зала «Детской школы искусств» состоялся концерт «Гитарная палитра». В концертном зале присутствовало 60 зрителей. Общая продолжительность концерта – 45 минут.
Учащиеся и преподаватели «Детской школы искусств» ответственно отнеслись к проведению концерта. Систематическое посещение репетиций, где была отлажена работа исполнения концертных номеров, чтение сценария ведущим, проведение генеральной репетиции, индивидуальная работас сотрудниками технической службы, распределение ответственных лиц на всех этапах проекта – всё это привело к качественному результату: номера прозвучали ярко, эмоционально, без срывов, стабильно. Аудитория воспринимала концерт также эмоционально. В заключении концерта прозвучали аплодисменты зрителей и слова благодарности в адрес выступающих и преподавателей школы. Детям по окончании концерта были вручены сладкие призы, и они ушли в приподнятом настроении.
Заключительный этап. Поскольку психологический эффект невозможно рационально измерить в каких - либо единицах, мы оценили процесс удовлетворительным путём наблюдения за поведением учащихся после концерта.Проводя анализ реализации проекта, опираясь на результаты мнения коллег, общественности, можно сделать вывод, что проектуспешно реализован, а именно:
- Освоена и отыграна выпускная программа.
Выпускникипосле концерта отметили, что хоть всё мероприятие и было волнительно, но при этом и очень приятно, поскольку тёплая атмосфера в зале, поддержка зрителей очень помогали справиться с возникающими трудностями эстрадного волнения. Ребята ощутили радость и гордость за весь свой пройденный путь, а так же почувствовали себя настоящими артистами. Репертуар, представленный в концертной программе, былподобран под каждого выпускника, учитывая его музыкальные способности, умения, а так же темперамент. Музыкальные произведения отвечали программным требованиям, отличались разнообразием жанровой принадлежности, стилистическими особенностями.
- Создана единая творческая команда
Выпускники и другие учащиеся класса сплотились в единый творческий тандем при игре в ансамбле. При работе над программой в классе царил благоприятный психологический климат, что было важно создать для дальнейшего большого творческого шага ребят – совместной поездки на конкурс в Москву.
- Приобщение слушателей к культуре слушания классической гитары
Слушатели, в том числе, родители учащихся, присутствующих на концерте, познакомились с новыми произведениямиклассического гитарного репертуара, и, судя по отзывам, данная музыка им понравилась.
- Творческая самореализация учащихся в процессе подготовки и реализации проекта
В рамкахподготовки и реализации проектаучащиеся класса «шестиструнной гитары», проявили себя в разных качествах, как в сольном, так и в ансамблевом исполнительстве. Преподавательская работа и тесное взаимодействие с учащимися позволили организовать различного вида ансамбли: трио гитаристов, большой ансамбль гитаристов из учащихся класса
- Положительная оценка работы преподавателя слушателями по итогам реализации проекта «Гитарная палитра»
Высокая оценка мероприятия слушателей, а также коллег, присутствующих на концерте в качестве зрителей, способствовалау участников проекта осознанию собственной успешности, причем, как индивидуальной, так и командной. Это позволяет говорить о том, что цель проекта «творческая самореализация учащихся в процессе подготовки и проведении концерта «Гитарная палитра» достигнута. Гипотеза подтвердилась.
Уникальность данного мероприятия состоит в том, что выпускной экзамен был пройден не в сухой официальной, давящей на психику учащихся обстановке экзамена, а в тёплой и дружеской обстановке, способствующей большему раскрытию творческого потенциала ребят.
Сценическое воплощение мероприятия имело большой успех и признательность среди слушателей.
Планируем продолжение работы над изучением методической литературы по теме, развитие личностного творческого потенциала детей, дальнейшую активизацию концертной и конкурсной работы.
Проект может иметь применение в работе преподавателей ДШИ, педагогов общеобразовательных школ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по живописи для 9 класса. Тема " Палитра природы - источник внутреннего мира человека"
Данный урок познакомит учащихся с теорией "Времена года " в живописи, будет способствовать умению познавать мир через образы «Времен года» ; развитию художественно-образного, эстетического т...
Слайдовая презентация к уроку информатики в 9 (8) классе "Палитры цветов в системах цветопередачи"
Презентация к уроку позволяет ознакомиться с новым материалом самостоятельно, работая в паре или МГ.Данный материал можно использовать для закрепления и повторения, на любом этапе урока.Анимационное и...
ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ» ...
Разработка презентации и рекламной информации (листовки) для родителей и размещения на сайтах учреждения ГБОУ о Творческом коллективе "Палитра".
Разработка презинтации и рекламной информации (листовки) для родителей и размещения на сайтах учреждения ГБОУ о Творческом коллективе "Палитра"....
Технологическая карта внеурочного занятия «Творческая палитра. Аппликация в технике «Квиллинг».
Цель деятельности педагога: Познакомить с новым видом ДПТ и новым приемом работы с бумагой (скручивание), учить выполнять собственную творческую работу в технике квиллинг, развивать мелкую...
«Опыт инновационной деятельности в организации работы студии «Палитра творчества» как средство совершенствования творческой личности" (из опыта работы)
Выступление по теме «Опыт инновационной деятельности в организации работы студии «Палитра творчества» как средство совершенствования творческой личности" в рамках...