Дополнительная ООП Авиамодельный 2024-25 . Два года обучения
рабочая программа
Программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_oop_aviamodelnyy_2024-25_._dva_goda_obucheniya.doc | 433 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Еткульского муниципального района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Еткульский районный Дом детского творчества»
Принята на заседании Утверждаю:
Педагогического совета Директор МБУ ДО «Еткульский РДДТ»
от 30 августа 2024г. _______________ О.А.Фролова
Протокол № 1 Приказ № от 01 сентября 2024г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Авиамодельный»
Возраст обучающихся: 7-18 лет
Срок реализации: 2 года
Уровень: базовый
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Алиханов Нурлан Керубович
с.Еткуль, 2008 г.
Содержание программы
Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ | |
1.1. Пояснительная записка | с.2 |
1.2. Цель и задачи программы | с.9 |
1.3. Содержание программы | с.10 |
1.4. Планируемые результаты | с.14 |
Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ | |
2.1. Календарный учебный график | с.19 |
2.2.Учебный план | с.20 |
2.3. Условия реализации программы | с.21 |
2.4. Формы промежуточной аттестации | с.24 |
2.5. Оценочные материалы | с.26 |
2.6.Методические материалы | с.27 |
2.7. Литература | с. 29 |
2.8. Приложение | с.34 |
Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
Объединение «Авиамодельный» в МБУ ДО «Еткульский РДДТ» существует с 2006 года, образовательная деятельность в объединении осуществляется по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Авиамодельный».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Авиамодельный». (далее – программа) разработана на основе требований следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) (в редакции от 16.04.2022г.);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020).
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
- Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, 10 основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ министерства просвещения Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».
- Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Еткульский районный Дом детского творчества»;
- Локальные акты Учреждения:
- Положение об организации образовательного процесса;
-Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе;
- Положение о формах, периодичности и порядке организации и осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.
Актуальность программы.
Программа является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой технической направленности, предполагает углубленный уровень освоения знаний и практических навыков по техническим учебным дисциплинам и воплощает в себе подход к спортивно – техническому творчеству и развитию ребенка.
Настоящая программа, основанная на анализе авторских разработок, различных материалов, собственном и передовом опыте работы с детьми, является результатом апробации её основного содержания, реализованного в объединении «Авиамодельный».
Программа имеет практическую значимость, так как в результате освоения программы дети имеют возможность создавать конкретные виды бумажных моделей и кордовых авиационных моделей с выполнением фигур высшего пилотажа, видеть результат своего труда, как результат проявления своего спортивно - технического творчества. Важнейшим практическим применением навыков также является отражение их в повседневной жизни обучающихся. Занятия способствуют развитию у учащихся интереса к науке, технике, исследованиям, помогают сознательному выбору будущей профессии.
Новизна программы состоит в том, что она предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, рекомендации специалистов в данной области и нормативные документы.
Адресат программы
Программа предназначена для обучающихся от 7 до 18 лет. Наряду с обучением детей элементарным навыкам технического творчества, в программе стоит задача развития познавательных интересов. Мышление обучающегося не может сформироваться без целенаправленного внешнего воздействия. Следовательно, основное требование к форме организации обучения и воспитания, организовать занятия по активизации мыслительных процессов и формированию элементарных конструкторских умений и навыков максимально эффективными для того, чтобы обеспечить обучающемуся максимально доступный объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Программа мобильная, что позволяет педагогу проявлять инициативу и индивидуальное творчество, учитывая желания детей и их родителей (законных представителей). Педагог вправе дорабатывать программу, обогащать её содержание новыми идеями, вносить в неё коррективы, а также, по своему усмотрению, распределять количество часов по разделам, но основное её назначение – воспитание, социальная адаптация детей через спортивно – техническое творчество остаётся неизменным. По желанию детей и их родителей (законных представителей) программа может быть освоена в индивидуальном порядке с учетом способностей и интересов обучающегося.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
- Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с учащимися рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
- Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
- Деятельностный подход. Деятельность - основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
- Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.
- Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
По целевой направленности программа является развивающей и социально-адаптивной.
Программа развивает:
- отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе, реставрация и коррекция чувства достоинства, объективная самооценка, укрепление адаптивности;
- отношение к другим – способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения, навыков культуры эмоциональной экспрессии;
- отношение к реальности – приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизация и самоорганизация, обретение оптимизма в отношения к реальности).
Программа воплощает в себе подход к спортивно - техническому творчеству и развитию ребенка. Программа основана на интеграции теоретического обучения с процессом практической, исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся и технико-технологического конструирования.
Принцип построения программы
Содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
- «Базовый»- 1- 2 год обучения,
- «Углубленный» - 2 год обучения.
В первый год обучения обучающиеся знакомятся с простыми моделями из бумаги, простейшими кордовыми моделями, выполняя в основном модели по готовым разверткам и чертежам, но с обязательными элементами доработки этих моделей.
Второй год обучения позволяет совершенствовать навыки создания простых моделей из бумаги, из древесного материала, простейших кордовых авиационных моделей, выполнять полеты моделей в закрытых помещениях, на открытой местности с посадкой на взлетной полосе, участия в соревнованиях при объединении «Авиамодельный».
Углубленный уровень освоения программы предусматривает подготовку и участие в областных соревнованиях в классе моделей F-2B среди учащихся до 18 лет в г.Озерске и открытом Чемпионате и Первенстве Челябинской области среди юношей до 18 лет в классе моделей F-2B, присвоение спортивных разрядов по авиамодельному спорту.
Успешно освоив в полном объеме и с положительным качеством базовый уровень программы первого года обучения, обучающиеся могут переходить на базовый или углубленный уровни освоения программы второго года обучения.
По желанию обучающийся может продолжить повторное обучение по «восходящей спирали», возвращению к определенным разделам 1и (или) 2 года обучения на более высоком и сложном уровне для
- совершенствования навыков работы с выбранными бумажными и (или) кордовыми моделями,
- подготовки кордовой модели самолета к участию в соревнованиях в классе моделей F-2B на муниципальном и (или) региональном уровне,
- отработки комплекса фигур высшего пилотажа, улучшения летных качеств и повышения спортивного разряда.
Программа тесным образом связана с учебными предметами:
- Технология – закрепление методов работы с бумагой, ножницами и клеем, выполнение соединений,
- Изобразительное искусство – навыки раскрашивания разверток моделей,
- История – небольшие повествовательные элементы по истории развития техники.
- Физика – знание законов воздухоплавания.
- Математика – выполнение расчетов при построении деталей для модели, схем и чертежей.
Особенности организации образовательного процесса
Срок реализации программы - 2 года.
Объем программы: 288 часов:
- первый год обучения 144 часа.
- второй год обучения 144 часа
Форма обучения: очная.
Язык обучения: русский.
В случае приостановки очного образовательного процесса по различным причинам программа объединения «Авиамодельный» может реализовываться с применением электронного обучения и дистанционных технологий.
Возраст обучающихся: 7–18 лет.
Режим занятий: Занятия проводятся с нагрузкой 4 учебных часа в неделю для учащихся 1-го года обучения (всего 144 часа в год), по 4 часа в неделю для учащихся 2-го года обучения (всего 144 часа в год). Исходя из гигиенических нормативов и соответствия площади помещения, занятия проводятся в группах (смешанного типа) не более 12 человек.
Состав первого года обучения формируется из детей 7-15 летнего возраста, разновозрастной, но не более 12 человек, занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, общее количество за год – 144 часа.
Группа второго года обучения формируется из детей 8-18 летнего возраста, состав группы разновозрастной, но не более 12 человек, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, общее количество за год – 144.
Для качественного развития технического творчества программой предусмотрено:
- Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
- Создание моделей с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы технической направленности всеми обучающимися.
- Создание ситуации успеха при выполнении моделей, соответствующих летных характеристик, чувства удовлетворения от выполненной модели, запуска пилотируемой модели.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе, при выполнении полетов моделей, фигур высшего пилотажа.
Вид занятий: Лекции, практические занятия, экскурсии, мастер-классы, семинары, соревнования, показательные выступления, тренировочные запуски моделей на спортивных площадках и полях, на кордодромах.
Форма организации учебного процесса:
Групповая форма обучения | Одновременное участие всех обучающихся в общей для всех учебной деятельности под руководством педагога. Форма обучения связана с сотрудничеством нескольких человек и строится на принципе контроля и самоконтроля. |
Работа в парах | Применяется в том случае, когда успевающий обучающийся, выполняет функции педагога, в процессе чего он помогает отстающему обучающемуся и основательно закрепляет имеющиеся у него знания. |
Индивидуальная форма работы | Преобладает в работе объединения. Учебное занятие выполняется каждым учащимся самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей и способностей. |
Работа в звеньях | Во время сборки, отделки и покраски моделей учащиеся разбиваются на звенья по 5-6 человек для отработки совместно с педагогом необходимых навыков и умений. |
Требования к организации процесса обучения
Доступность образовательной среды, что предполагает использование дидактических и методических материалов и средств наглядности.
- Цель и задачи программы
Цель программы: Создание условий для индивидуального развития технического творчества обучающихся через занятия авиамоделированием.
Задачи программы:
Обучающие:
• познакомить с историей авиамоделизма, как одного из видов спортивно-технического моделирования;
• познакомить с Правилами проведения соревнований для кордовых моделей самолетов;
• изучить физические основы полета моделей и принципы их устройства;
• сформировать основы образного технического мышления и умения выразить свой замысел с помощью рисунка, эскиза, чертежа простейших свободнолетающих и кордовых моделей;
• привить навыки и умения работы с различными материалами и инструментами при овладении технологиями изготовления моделей;
• заложить умения и навыки в использовании оборудования и инструментов при столярных и слесарных работах.
Развивающие:
• развить познавательный интерес к истории Отечественной авиации;
•сформировать навыки самостоятельного моделирования и конструирования;
• сформировать интерес к авиамодельному спорту;
• раскрыть творческий потенциал каждого ребенка посредством побуждения к самостоятельной творческой активности и развития морально-волевых качеств;
Воспитательные:
• сформировать навыки межличностного отношения со сверстниками и педагогами;
• сформировать умение планировать работу, рационально распределять время, анализировать результаты, как своей деятельности, так и деятельности других обучающихся;
• пробудить любознательность, интерес к устройствам различных технических объектов, к истории развития Отечественной авиации
• подготовить учащихся к службе в вооруженных силах России, к труду и сознательному выбору профессии.
- Содержание программы «Авиамодельный»
- год обучения (4 часа в неделю, всего 144 часа)
1.Вводное занятие. Техника безопасности (2часа)
Теория. Изучение целей и задач объединения. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с рабочим местом, ручными инструментами и их назначением.
Практика. Подготовка рабочего места. Работа с ручными инструментами. Соблюдение ТБ при работе с инструментами.
Оборудование. Мультимедийное оборудование, ручные столярные и измерительные инструменты, станки, технические приборы.
2.Авиация. История развития Авиации (4 часа).
Теория. История авиации в нашей стране и за рубежом. Роль русских ученых и конструкторов в развитии авиационной науки.
Практика. Изготовление простейшей модели (Оригами). Запуск модели.
Оборудование. Мультимедийное оборудование. Бумага, пенопласт, клей, столярные и чертежные инструменты. Заготовки моделей, лекала основных конструкций и деталей.
3.Авиамоделизм. Развитие авиамодельного спорта (4 часа).
Теория. Зарождение авиамоделизма в России. Первые летающие модели. Общее понятия о соревнованиях, спортивных разрядах и званиях.
Практика. Изготовление простейшей модели (Пенопласт). Запуск модели.
Оборудование. Мультимедийное оборудование. Бумага, пенопласт, клей, столярные и чертежные инструменты. Заготовки моделей, лекала основных конструкций и деталей.
4.Бумажные летающие модели (32 часа)
Теория. Основные части моделей, способы изготовления и соединения. Правила запуска и регулировки моделей.
Практика. Постройка летающих бумажных моделей. Осуществление запуска и регулировки моделей. Запуск на максимальную дальность.
Оборудование. Мультимедийное оборудование. Бумага, чертежные инструменты. Планеры, действующие модели.
5.Планеры и действующие модели (40 часов).
Теория. История воздухоплавания. Классификация планеров и действующих моделей. Изучение назначения, принципа действия и устройство Планера, Парашюта, Воздушного шара, Воздушного змея. Определить зависимость скорости снижения от площади поверхности и формы купола.
Практика. Выполнить простейший Планер, Парашют, Воздушный шар, Воздушный змей. Осуществить показательные полеты и соревнования моделей.
Оборудование. Мультимедийное оборудование. Бумага, чертежные инструменты. Планеры, действующие модели.
6.Кордовые модели самолета. Классификация спортивных моделей (24 часа).
Теория. Категории, классы и типы летающих спортивных моделей. Класс F2 - кордовые модели. Категории моделей класса F2. Обзор чертежей кордовых учебных моделей. Способы изготовления деталей учебной модели.
Практика. Выполнение учебной модели. Запуск на старте, пилотирование и осуществление посадки учебной модели. Выполнение комплекса спортивных упражнений для участия в авиамодельных соревнованиях.
Оборудование. Мультимедийное оборудование. Заготовки моделей, лекала основных конструкций и деталей. Модели самолетов, корды, винты, заправочное топливо.
7.Тренировочные, демонстрационные запуски кордовых моделей (20 часов).
Теория. Правила техники безопасности при осуществлении полета учебно-тренировочной кордовой модели.
Практика. Освоение запуска модели в условиях, приближенных к условиям соревнований. Отработка действий пилота на старте. Анализ спортивного результата и определение путей его повышения.
Оборудование. Мультимедийное оборудование. Заготовки моделей, лекала основных конструкций и деталей. Модели самолетов, корды, винты, заправочное топливо.
8.Организация и проведение показательных выступлений. Экскурсии. Участие в соревнованиях (14 часов).
Теория. Классификация видов соревнований. Положения о проведении соревнований. Правила техники безопасности при осуществлении полета учебно-тренировочной кордовой модели.
Практика. Освоение запуска модели в условиях, приближенных к условиям соревнований. Отработка действий пилота на старте, при пилотировании и посадке самолета. Участие в соревнованиях муниципального и регионального уровня. Анализ результатов участия в соревнованиях.
Оборудование. Мультимедийное оборудование. Заготовки моделей, лекала основных конструкций и деталей. Модели самолетов, корды, винты, заправочное топливо.
9. Итоговое занятие (4 часа)
Практика. Осуществление полетов свободно летающих и учебно-тренировочных кордовых авиамоделей. Анализ результатов освоения Программы обучающимися.
Оборудование. Мультимедийное оборудование. Модели самолетов, корды, винты, заправочное топливо.
- год обучения (4 часа в неделю, всего 144 часа)
Вводное занятие. Техника безопасности (2часа)
Теория. Изучение целей и задач объединения. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с рабочим местом, ручными инструментами и их назначением.
Практика. Подготовка рабочего места. Работа с ручными инструментами. Соблюдение ТБ при работе с инструментами.
Оборудование. Мультимедийное оборудование, ручные столярные и измерительные инструменты, станки, технические приборы.
2.Авиация. История развития Авиации (4 часа).
Теория. История авиации в нашей стране и за рубежом. Роль русских ученых и конструкторов в развитии авиационной науки.
Практика. Изготовление простейшей модели (Оригами). Запуск модели.
Оборудование. Мультимедийное оборудование. Бумага, пенопласт, клей, столярные и чертежные инструменты. Заготовки моделей, лекала основных конструкций и деталей.
3.Авиамоделизм. Развитие авиамодельного спорта (4 часа).
Теория. Зарождение авиамоделизма в России. Первые летающие модели. Общее понятия о соревнованиях, спортивных разрядах и званиях.
Практика. Изготовление простейшей модели (Пенопласт). Запуск модели.
Оборудование. Мультимедийное оборудование. Бумага, пенопласт, клей, столярные и чертежные инструменты. Заготовки моделей, лекала основных конструкций и деталей.
4.Бумажные летающие модели (32 часа)
Теория. Основные части моделей, способы изготовления и соединения. Правила запуска и регулировки моделей.
Практика. Постройка летающих бумажных моделей. Осуществление запуска и регулировки моделей. Запуск на максимальную дальность.
Оборудование. Мультимедийное оборудование. Бумага, чертежные инструменты. Планеры, действующие модели.
5.Планеры и действующие модели (40 часов).
Теория. История воздухоплавания. Классификация планеров и действующих моделей. Изучение назначения, принципа действия и устройство Планера, Парашюта, Воздушного шара, Воздушного змея. Определить зависимость скорости снижения от площади поверхности и формы купола.
Практика. Выполнить простейший Планер, Парашют, Воздушный шар, Воздушный змей. Осуществить показательные полеты и соревнования моделей.
Оборудование. Мультимедийное оборудование. Бумага, чертежные инструменты. Планеры, действующие модели.
6.Кордовые модели самолета. Классификация спортивных моделей (24 часа).
Теория. Категории, классы и типы летающих спортивных моделей. Класс F2 - кордовые модели. Категории моделей класса F2. Обзор чертежей кордовых учебных моделей. Способы изготовления деталей учебной модели.
Практика. Выполнение учебной модели. Запуск на старте, пилотирование и осуществление посадки учебной модели. Выполнение комплекса спортивных упражнений для участия в авиамодельных соревнованиях.
Оборудование. Мультимедийное оборудование. Заготовки моделей, лекала основных конструкций и деталей. Модели самолетов, корды, винты, заправочное топливо.
7.Тренировочные, демонстрационные запуски кордовых моделей (20 часов).
Теория. Правила техники безопасности при осуществлении полета учебно-тренировочной кордовой модели.
Практика. Освоение запуска модели в условиях, приближенных к условиям соревнований. Отработка действий пилота на старте. Анализ спортивного результата и определение путей его повышения.
Оборудование. Мультимедийное оборудование. Заготовки моделей, лекала основных конструкций и деталей. Модели самолетов, корды, винты, заправочное топливо.
8.Организация и проведение показательных выступлений. Экскурсии. Участие в соревнованиях (14 часов).
Теория. Классификация видов соревнований. Положения о проведении соревнований. Правила техники безопасности при осуществлении полета учебно-тренировочной кордовой модели.
Практика. Освоение запуска модели в условиях, приближенных к условиям соревнований. Отработка действий пилота на старте, при пилотировании и посадке самолета. Участие в соревнованиях муниципального и регионального уровня. Анализ результатов участия в соревнованиях.
Оборудование. Мультимедийное оборудование. Заготовки моделей, лекала основных конструкций и деталей. Модели самолетов, корды, винты, заправочное топливо.
9. Итоговое занятие (4 часа)
Практика. Осуществление полетов свободно летающих и учебно-тренировочных кордовых авиамоделей. Анализ результатов освоения Программы обучающимися.
Оборудование. Мультимедийное оборудование. Модели самолетов, корды, винты, заправочное топливо.
- Планируемые результаты
В результате освоения программы учащиеся приобретут следующие результаты:
Личностные отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся. Качественные свойства проявляются в следующем:
• сформируются навыки межличностного отношения со сверстниками и педагогами;
• сформируются основы навыков планирования, анализа результатов, как своей деятельности, так и деятельности других учащихся;
• пробуждается любознательность, интерес к устройствам различных технических объектов, к истории развития Отечественной авиации
• осуществляется подготовка обучающихся к службе в вооруженных силах России, к труду и сознательному выбору профессии.
• пробуждается любознательность, интерес к устройствам различных технических объектов.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы, а именно:
• познакомятся с историей авиамоделизма, как одного из видов спортивно-технического моделирования, классификацией моделей;
• изучат физические основы полета моделей и принципы их устройства;
• сформируют основы образного технического мышления и умения выразить свой замысел при разработке чертежа и процессе конструирования кордовых моделей;
• получат навыки и умения работы с различными материалами и инструментами при овладении технологиями изготовления моделей;
• сформируют умения и навыки в пользовании оборудованием и инструментом при столярных и слесарных работах (шлифовальный, сверлильный и токарный станки).
• Сформируют навыки пилотирования свободнолетающих и кордовых моделей.
Метапредметные характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности:
• разовьют познавательный интерес к истории отечественной авиации;
•сформируют навыки самостоятельного моделирования и конструирования;
• сформируют интерес к авиамоделизму;
•раскроют творческий потенциал посредством участия в самостоятельной творческой деятельности и участии в соревнованиях;
Первый год обучения
(Базовый уровень)
Программа первого года обучения охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей и участия в соревнованиях. На занятиях обучающиеся знакомятся с первоначальными сведениями по теории полета, истории авиации приобретают трудовые навыки и умения. Большинство имеют поверхностное представление об авиации. Одни это сделали по совету родителей, другие пришли в объединение после увиденных соревнований или показательных выступлений авиамоделистов. Чтобы заинтересовать ребят, целесообразно почти сразу приступить к практической работе, попутно сообщая необходимые теоретические сведения. Основной метод практической работы – фронтальный: все обучающиеся выполняют одинаковые задания, руководитель излагает теоретический материал и дает пояснения одновременно всем членам группы. Изготавливаемые модели должны быть посильны для всех членов группы. Уделено внимание тому, чтобы учащиеся правильно употребляли технические термины и использовали в работе доступную им техническую документацию. Необходимо, чтобы обучающиеся усвоили основные приемы регулировки и запуска моделей. Следует, помнить, что от успеха в первом году обучения зависит, будут ли обучающиеся продолжать заниматься авиамоделизмом. Надо развить у ребят чувство патриотизма и коллективизма, стремление защищать интересы и спортивную честь своей команды.
Второй год обучения
(Базовый уровень)
Задача педагога расширить знания и совершенствовать навыки, приобретенные в течение первого года, широко использовать элементы спорта, развить интерес к теории полета, учить ребят самостоятельно, творчески решать технические задачи. В течение учебного года обучающиеся работают в основном индивидуально, но иногда полезно поручить двум обучающимся изготовить одну модель. При конструировании этих моделей обучающиеся глубже познают основы аэродинамики летающих моделей, рассчитывают и вычерчивают профили своих моделей, составляют эскизы и рабочие чертежи. При изготовлении моделей учащимся сообщаются основные сведения о технологии обработки материалов, применяемых при постройке, показываются приемы работы. Необходимо инструктировать обучающихся по правилам безопасности. При постройке учебных кордовых моделей желательно использовать типовые схемы, чертежи, внося в них изменения. Итогом работы группы второго года обучения должны быть опробование и показ в полете построенных моделей и участие в соревнованиях.
Второй год обучения
(Углубленный уровень)
Группа обучения комплектуется из учащихся, прошедших подготовку в группах первого и второго годов обучения. Обучающиеся расширяют и закрепляют знания по авиационной и авиамодельной технике, углубленно изучают основы аэродинамики. Обучающиеся работают в спортивном направлении, совершенствуют свои знания и умения для получения спортивных разрядов. Разрабатывают, строят и отрабатывают летные характеристики авиационных кордовых моделей класса F-2B. В основу занятий положен индивидуальный метод работы, при котором каждый обучающийся или звено по два-три обучающихся работают над определенной моделью. Взаимоотношения строятся так, чтобы каждый воспитанник стремился передать полученные знания и навыки своим товарищам, оказывая им помощь.
Работа в объединении «Авиамодельный» подготавливает обучающихся к дальнейшей самостоятельной работе, знакомит с авиационными профессиями, помогает в выборе профессий. Поэтому обучающиеся углубленного уровня обучения участвуют в соревнованиях регионального уровня среди школьников и юношей, претендуют на присвоение спортивного разряда по авиамодельному спорту.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
По окончании обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе обучающиеся
Должны знать:
- основные типы авиамоделей,
- различия между выполнением стендовых и действующих моделей,
- основные элементы простейших конструкций моделей,
- терминологию моделизма,
- основы макетирования,
- виды материалов, применяемые в моделировании,
- технику безопасности при работе с инструментами,
- правила проведения соревнований по авиамодельному спорту.
Должны уметь:
- изготавливать разные виды простых моделей из бумаги, кордовые пилотажные модели.
- регулировать модели, восстанавливать модели, готовить модели и топливо к выполнению полетов.
- проводить соревнования, участвовать в соревнованиях, выполнять фигуры высшего пилотажа.
Уровень освоения программы осуществляется различными способами проверки:
Способы проверки:
- практические задания;
- наблюдение и анализ поведения на занятиях учащихся;
- контрольный срез, устный опрос
- анализ творческих достижений учащихся
Применяются контрольно - диагностические методы оценки результатов учащихся:
- соревнования
- обсуждение работы с детьми,
- диагностика ЗУН
Механизм отслеживания результатов
Важнейшей задачей освоения программы является обеспечение такой степени знаний и навыков, при которых учащийся может ими пользоваться. Полнота и легкость усвоения во многом зависит от того, как осуществлялось запоминание. Необходимо научить обучающихся перерабатывать полученную информацию и самостоятельно применять знания и умения.
Контроль результатов обучения проводится для лучшего усвоения знаний по данному виду деятельности в объеме предлагаемом программой, их осмысления, формирование умений и навыков.
Текущий контроль проводится в основном на занятиях, в процессе систематического наблюдения за работой каждого учащегося в отдельности. Это дает возможность установить уровень их теоретической и практической подготовки.
Промежуточная аттестация осуществляется в конце первого полугодия и в конце каждого учебного года. При этом учитываются результаты текущего и конечного результатов.
Формой учёта специальных предметных ЗУН является диагностическая
карта, где указаны оценки текущих и конечных результатов. Оценивается по трем уровням:
Низкий уровень
Отсутствует система ЗУН
Круг интересов к данному предмету узок
Средний уровень
ЗУН систематические
Учащийся посещает занятия с желанием и регулярно
Высокий уровень
Ориентируется в данной области
Эрудирован, грамотен, постоянно стремиться к знаниям
Получаемые результаты позволяют определить уровень освоения программного материала каждым учащимся. Результаты каждого обучающегося сравниваются только с его собственными результатами, и выстраивается диаграмма творческого роста каждого ученика за учебный год.
Для определения достижения обучающимися планируемых результатов по программе, используются следующие методики:
1. Тестирование по основным разделам программы
2. Участие в соревнованиях
Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год обучения | 2 год обучения |
Продолжительность освоения программы | 2 года, 72 недели, 24 месяца, 288 часов | |
Начало учебного года | 15.09. | 15.09. |
Окончание учебного года | 31 .05. | 31 .05. |
Продолжительность учебного года (учебные часы) | 36 недель (144 часа) | 36 недель (144 часа) |
Вводный (входной) мониторинг (входное обследование уровня подготовленности обучающихся) | 01.10-01.11 (октябрь – ноябрь) | |
Текущий контроль успеваемости | В течение всего периода освоения программы | |
Сроки промежуточной аттестаций Обучающихся | 01.12 – 30.12. 10.05.- 30.05. | 01.12 -30.12. 10.05.- 30.05. |
Каникулы зимние | с 01 января по 08 января | |
Каникулы летние | с 01 июня по 31 августа | |
Дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками | Праздничные дни, установленные Правительством РФ: |
2.2.Учебный план
№ п\п | Название раздела (модуля, раздела, блока) | 1 год | 2 год | Форма Промежуточной аттестации |
Количество часов | ||||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 | 2 | Входной контроль Беседа |
2 | Авиация. История развития Авиации | 4 | 4 | Педагогическое наблюдение |
3 | Авиамоделизм. Развитие авиамодельного спорта. Соревнования по авиамодельному спорту. Испытание моделей. | 4 | 4 | Испытания. Протоколы соревнований Педагогическое наблюдение |
4 | Бумажные летающие модели | 32 | 32 | Педагогическое наблюдение Испытания |
5 | Планеры и действующие модели (Парашют. Воздушный шар. Воздушные змеи. Вертолет. Модели ракет. Планер). | 40 | 40 | Визуальный и технический контроль. |
6 | Кордовые модели самолета. Классификация спортивных моделей. | 24 | 24 | Визуальный и технический контроль. Испытания |
7 | Тренировочные, демонстрационные запуски кордовых моделей. | 20 | 20 | Визуальный и технический контроль. Испытания |
8 | Организация и проведение показательных выступлений. Экскурсии. Участие в соревнованиях | 14 | 14 | Визуальный и технический контроль. Испытания Протоколы соревнований |
9 | Итоговое занятие | 4 | 4 | Протоколы соревнований |
Итого | 144 | 144 |
2.3.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Учебные занятия проводятся в мастерской, оснащенной станочным оборудованием, рабочими столами, необходимыми ручными и электрическими инструментами. Также программой предусмотрено проведение учебно-тренировочных занятий по освоению и закреплению навыков пилотирования моделями в закрытом помещении спортзале, на открытом воздухе на спортивном поле.
Обеспеченность инструментами
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Тиски | 15 |
2 | Лобзик, / пилки | 10, /300 |
3 | Ножовка по дереву, полотна | 2, 30 |
4 | Ножовка по металлу, полотна | 3, 50 |
5 | Дрель электрическая | 1 |
6 | Рубанок | 5 |
7 | Напильники (разные) | 50 |
8 | Надфили (комплект) | 10 |
9 | Рашпили | 10 |
10 | Пассатижи | 10 |
11 | Плоскогубцы | 5 |
12 | Круглогубцы | 5 |
13 | Кусачки | 5 |
14 | Молоток | 10 |
15 | Киянка | 5 |
16 | Ножницы по бумаге | 15 |
17 | Ножницы по металлу | 2 |
18 | Штангенциркуль | 5 |
19 | Линейка деревянная | 15 |
20 | Линейка металлическая 500 мм | 15 |
21 | Микрометр | 1 |
22 | Угольник столярный | 5 |
23 | Угольник слесарный | 5 |
24 | Стамески | 10 |
25 | Брусок абразивный крупный | 3 |
26 | Брусок абразивный средний | 3 |
27 | Брусок абразивный мелкий | 3 |
28 | Весы с разновесками | 1 |
29 | Электропаяльник 90 Вт, 60 Вт, 40 Вт | 5 |
30 | Сверла 1 - 10 мм (комплект) | 5 |
31 | Резьбонарезной набор 2 – 6 мм | 5 |
32 | Шкурки наждачные м. кв. | 10 |
33 | Пульверизатор | 1 |
34 | Готовальня , угольники , Лекала | 2, 10, 10 |
35 | Калькулятор | 1 |
37 | Секундомер | 2 |
38 | Отвертки 2 \ 6 мм | 10 |
39 | Тестер | 1 |
Обеспеченность материалами
№ п/п | Наименование | Количество |
1. | Бальза листовая: 1,5 мм 2,0 мм 4,0 мм 5,0 - 8,0 мм | 30 25 30 40 |
2. | Сосна (рейки) | 500 |
3. | Липа (рейки) | 500 |
4. | Бамбук | 5 кг |
5. | Фанера авиамодельная 20х 25 (1,0;1,5; 2,0;3,0 мм) листы | 5; 5; 10; 5 |
6. | Бумага микалентная | 20 м. кв. |
7. | Плёнка лавсановая | 50 м. кв. |
8. | Пленка авиамодельная (жёлтая, синяя, в клеточку.) | 6 |
9. | Резина авиамодельная плоская круглая | 2 кг. 2кг. |
10. | Проволока стальная ОВС 0,3 мм (корд) 1.0 мм 1.5 мм 2,0 мм 3,0 мм | 300 м 15 м 10 м 20 м 10 м |
11. | Жесть 0,3 мм | 2 м. кв. |
Дюраль (Д16, Амг, Амц) 1,0 мм 1,5 мм 2,0 мм и более | 2 м. кв. 2 м. кв. 3 м. кв. | |
12. | Стеклоткань (0,05 - 0.1 мм) | 20 м. кв. |
13. | Углеволокно ЭЛУР 0,1 | 10 пог. М. |
14. | Клей: эмалит эпоксидный (ЭД-16, ЭД-40) АК-20 БФ-2 Десмокол Циакрин | 5 кг 2кг 2кг 2кг 1кг 200 гр. |
15. | Двигатели внутреннего сгорания: МК - 17 КМД - 2,5 МДС - 09 МДС -15 МДС - 3,5 | 10 10 5 10 5 |
16. | Двигатели электрические для летающих моделей самолетов Тип 280 Тип 380 – 400 Тип 480 – 500 Тип 600 Тип 700 | 10 10 5 2 2 |
17. | Пропеллеры | 10 |
18. | Двигатель авиамодельный | 5 |
19. | Топливо для модельных двигателей: дизельное калильное | 30 л. 20 л. |
20. | Система управления кордовыми моделями | 10 |
21. | Краски – эмали НЦ, ПФ, МЛ: Белая, голубая, красная, зеленая, синяя
| По 1 кг. |
22. | Растворители: Ацетон, Скипидар, Уайт-спирит 646, 648, 650
| От 2 до 10 кг |
23. | Лаки: НЦ, ПФ. | 5 кг |
24. | Свечи калийные для авиамодельного двигателя | 10 |
25. 26. | 3D-принтер АРМ -учителя | 1 1 |
В процессе обучения по программе используются:
• плакаты, слайды, презентации с изображением моделей;
• чертежи кордовых моделей;
• наборы шаблонов для изготовления моделей;
• стапельное оборудование для сборки частей моделей;
• образцы моделей спортивных классов F-2B.
Дидактические материалы предназначены для подготовки работ учащихся в выставке, к участию в тренировочных запусках и соревнованиях:
- технические требования к моделям и регламент проведения соревнований;
- проекты учебно-спортивных моделей.
Материально-технические | Дидактические |
Модели, планеры | Схемы |
Взлетное устройство | Видеофильм «Авиамоделизм. Клуб афганцев» |
Кордовая модель | Схемы |
АРМ – учителя | CD-RW, DVD-RW фильмы по тематике |
- Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация учащихся объединения «Авиамодельный» рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной деятельности.
Промежуточная аттестация - это оценка обученности по дополнительной общеобразовательной программе «Авиамодельный».
Цель промежуточной аттестации – определение уровня обученности на определенном этапе реализации дополнительной общеобразовательной программы.
В процессе обучения используется следующие оценочные материалы:
- Карта диагностики результатов обучения при промежуточном контроле – два раза в год;
- Протоколы соревнований – согласно Календарю соревнований.
Формы проведения промежуточной аттестации: Педагогическое наблюдение, визуальный и технический контроль, Входной контроль, Беседа, Промежуточный контроль, Испытания. Протоколы соревнований.
Уровни обученности по дополнительной общеобразовательной программе
«Авиамодельный»: высокий; оптимальный; средний; низкий. При получении любого результата промежуточной аттестации обучающийся имеет право повторно пройти курс обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Авиамодельный» первого и (или) второго года обучения для совершенствования технического творчества и улучшения летных качеств при изготовлении и запуске моделей.
Входной контроль осуществляется в результате беседы преподавателя с учащимся.
Текущий контроль осуществляется путем визуального наблюдения педагогом за работой учащихся на занятиях и технического контроля с использованием измерительных инструментов для проверки изготовленных деталей.
Промежуточный контроль осуществляется в середине и конце учебного года, путем заполнения карты диагностики результатов обучения.
В конце учебного года проводится итоговое занятие с демонстрацией изготовленных учащимися моделей или показательные выступления с выполнением фигур высшего пилотажа, по результатам протоколов участия в региональных соревнованиях среди учащихся Челябинской области.
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
МБУ ДО «Еткульский РДДТ»
___________________учебный год
Вид аттестации | промежуточная |
Объединение: «Авиамодельный» | ||
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа и срок ее реализации: «Авиамодельный» 2 года обучения | ||
№ группы | Год обучения | Кол-во обучающихся в группе |
ФИО педагога: Алиханов Н.К. | ||
Дата проведения аттестации | ||
Форма проведения | ||
Форма оценки результатов аттестации: уровень (высокий, средний, низкий) |
- Оценочные материалы
Планомерный контроль за учебной деятельностью позволяет педагогу привести в систему усвоенных обучающимися за определённый период материал, выявлять успехи в учении, проблемы и недостатки в знаниях, умениях и навыках обучающихся, определять качество усвоения пройденного материала в практической деятельности.
Цель контроля: Получение объективной информации о развитии ЗУНов учащихся во время обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической направленности.
Задачи контроля:
∙ определение фактического состояния объекта в данный момент времени;
∙ прогнозирование состояния объекта на заданный будущий период времени:
∙ определение причин выявления отклонений объекта от заданных параметров;
∙ обеспечение устойчивого состояния объекта.
Объектами контроля являются:
∙ знание понятий, теории; прикладные знания;
∙ уровень и качество изготовляемого творческого продукта;
∙ мастерство, техника исполнения;
∙ степень самостоятельности в приобретении знаний;
Критериями оценки являются:
∙ уровень предусмотренных программой теоретических знаний (правильность, полнота, систематичность);
∙ качество выполнения практических работ (соответствие техническим и технологическим требованиям, правильные приёмы выполнения работ);
∙ умение пользоваться инструментами, правильная организация рабочего места, соблюдение правил техники безопасности;
∙ умение объяснить значение, смысл выполняемых работ;
∙ степень самостоятельности и творческий подход к выполнению задания;
∙ время, затраченное на выполнение работы.
При оценке знаний и умений учитывается также динамика личных достижений и удовлетворенность детей и родителей на основе собеседования. Результативность деятельности учащихся оценивается также методом личной диагностики через проведение итоговых занятиях и участие в соревнованиях.
Метод личной диагностики – наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать мгновенную отдачу и реагировать на ошибки учащихся с дальнейшим исправлением.
- Методические материалы
Методы обучения:
Практический Словесный Наглядный Работа с книгой | объяснение разъяснение инструктаж демонстрация |
ИКТ - технологии | наблюдение упражнение |
Условия объединения «Авиамодельный» предоставляют педагогу большие возможности в использовании различных методов для развития у детей интереса к данному виду деятельности и обеспечения индивидуального подхода к ребенку в процессе развития его способностей.
С целью освоения обучающимися программы и с учетом их возрастных особенностей используются различный методы обучения:
- словесный метод: рассказ, объяснение, беседа;
- наглядный метод: показ, наблюдение, демонстрация наглядных пособий;
- практический метод: упражнения, практические работы, творческие работы.
По типу познавательной деятельности выделяются следующие методы:
- объяснительно – иллюстративный (направлен на сообщение необходимых теоретических знаний, сопровождающихся показом иллюстративного материала)
- репродуктивный (учащиеся, применяя знания, умения и навыки воспроизводят способ деятельности по заданию педагога)
- частично – поисковый (направлен включение учащихся в поисковую деятельность, на основе имеющихся знаний, наблюдений - формулировать новые выводы)
- проблемное изложение (перед учащимися ставятся познавательные задачи и они самостоятельно или при помощи педагога ищут пути их решения)
- исследовательский (применяется учащимися при работе со специальной литературой по заданной теме).
Перечисленные методы используются в комплексе в зависимости от поставленных целей и задач. Практические занятия и развитие технического творчества представлены в программе в их содержательном единстве.
В процессе реализации программы применяются современные образовательные технологии:
- Технология проектного обучения. Использование технологии проектного обучения в темах: Выполнение чертежа модели, Расчет профиля крыла, Изготовление и полная сборка модели, обтяжка и отделка модели, что позволяет моделировать предметное и социальное содержание выбранной сферы деятельности. В результате у учащихся сформируется проектное мышление, освоены алгоритмы проектной деятельности в области моделирования.
2. Технология развивающего обучения используется в вопросах: Освоение и отработка навыков эксплуатации ДВС, Учебно-тренировочные запуски моделей, Обучение пилотированию, Участие в соревнованиях, посвященных тренировкам на открытом воздухе, соревнованиям, в которых учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности – обслуживаниям, ремонту моделей. В процессе деятельности учащиеся не только запоминают специальные термины, усваивают правила и алгоритмы, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, обслуживая и ремонтируя модели, пилотируя их. Таким образом, технология содействует развитию учащегося путем взаимодействия с окружающей его средой и способствует его саморазвитию.
- Воспитательный компонент
Воспитательный компонент в рамках занятий дополнительного образования, независимо от социально-экономических условий, пользуется повышенным спросом в связи с тем, что создает условия для активной самореализации личности детей и свободы выбора современных творческих направлений, он дает подрастающему поколению социально значимую для творческой жизни позитивную цель и средств для ее достижения.
Цель воспитательного компонента - воспитание личности и создание условий для формирования активной жизнедеятельности обучающихся, гражданского самоопределения, развития творческих способностей и самореализации, максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии.
Задачи:
- способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
- воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Формы воспитания: беседа, практическое занятие.
Методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива в рамках учебных занятии в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Планируемые результаты реализации воспитательного компонента
1. Результаты развития личностных качеств обучающихся. Рассматривается
динамика личностного развития обучающихся в каждом конкретно взятом
объединении (коллективе). Анализ осуществляется на основе критериев,
обозначенных в дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в объединении (коллективе). Проводится в декабре и мае учебного года.
2. Анализ включенности детских объединений в план воспитательной работы учреждения осуществляется в формате публикаций фотоотчёта в социальной сети «ВКонтакте» с тематическими и официальными комментариями по проведенным мероприятиям.
3. Изучение уровня удовлетворенности образовательным и воспитательным процессом родителей (законных представителей) обучающихся, которое проводится на сайте учреждения в течение учебного года.
- Календарный план воспитательной работы объединения «Авиамодельный» на 2024-2025 учебный год
Педагог дополнительного образования Алиханов Н.К.
Модуль «Воспитание на учебном занятии» | |||||||||
№ | Мероприятие | Задачи | Сроки проведения | Примечание | |||||
1. | Открытое Первенство по начальному авиамоделированию, посвященное памяти героического экипажа вертолета Бориса Корниенко (г.Южноуральск) | Понимание ценности знаний и практических навыков, стремление к самосовершенствованию. Популяризация авиамодельного спорта. Приобретение навыков самостоятельной подготовки и участие в региональных соревнованиях. | Апрель | Отчет до 11.05. с 1-2 фотографиями в электронном варианте | |||||
2. | Соревнования в классе кордовых пилотажных моделей -Чемпионат и Первенство Челябинской области среди обучающихся (г.Озерск) | Понимание ценности знаний и практических навыков, стремление к самосовершенствованию. Популяризация авиамодельного спорта. Приобретение навыков самостоятельной подготовки и участие в региональных соревнованиях. | Май | Отчет до 25.05. с 1-2 фотографиями в электронном варианте | |||||
3. | Соревнования в классе кордовых пилотажных моделей - Чемпионат и Первенство Челябинской области среди спортсменов и юношей (п.Метлино) | Понимание ценности знаний и практических навыков, стремление к самосовершенствованию. Популяризация авиамодельного спорта. Приобретение навыков самостоятельной подготовки и участие в региональных соревнованиях. | Июль | Отчет до 06.08 с 1-2 фотографиями в электронном варианте | |||||
Модуль «Работа в творческом объединении» | |||||||||
1. | Соревнования по комнатным моделям | Содействие развитию творческой активности обучающихся, самореализация, мотивация для улучшения навыков приобретённых на занятиях | Декабрь | Отчет с 1-2 до 29.12. фотографиями в электронном варианте | |||||
2 | Викторина «Человек и космос» | Содействие развитию творческой активности обучающихся, самореализация. | Апрель | Отчет до 10.05. с 1-2 фотографиями в электронном варианте | |||||
Модуль «Ключевые культурно-образовательные события» | |||||||||
СЕНТЯБРЬ | |||||||||
1 | День открытых дверей «Мы вам рады» в объединении | Формирование навыков общения и взаимодействия в творческом коллективе, умение общаться и социализироваться. | Отчет до 10.09. с 1-2 фотографиями в электронном варианте | ||||||
ОКТЯБРЬ | |||||||||
1 | Мастер – класс «Правила запуска и регулировка бумажных летающих моделей» | Формирование навыков общения и взаимодействия в творческом коллективе, умение общаться и социализироваться. | Отчет до 30.10. с 1-2 фотографиями и количеством детей в электронном варианте | ||||||
НОЯБРЬ | |||||||||
1 | 04.11. День народного единства Соревнования пенопластовых моделей на максимальную дальность | Формирование гражданственности и патриотического самосознания подрастающего поколения | Отчет до 15.11. с 1-2 фотографиями и количеством детей в электронном варианте | ||||||
ДЕКАБРЬ | |||||||||
1 | Показательные полеты планеров | Формирование навыков общения и взаимодействия в творческом коллективе, умение общаться и социализироваться. | Отчет до 28.12. с 1-2 фотографиями и количеством детей в электронном варианте | ||||||
ЯНВАРЬ | |||||||||
1 | 17.01. День детских изобретений Мероприятие «История авиации. Роль русских ученых и конструкторов в развитии авиационной науки». | Воспитание у обучающихся любви к Родине, уважения к ее истории, чувства патриотизма, гражданственности, физической и нравственной культуры. | Отчет до 25.01. с 1-2 фотографиями и количеством детей в электронном варианте | ||||||
ФЕВРАЛЬ | |||||||||
1 | 23.02. День защитников Отечества Выставка кордовых моделей самолетов «Крылья» | Воспитание у обучающихся любви к Родине, уважения к ее истории, чувства патриотизма, гражданственности, физической и нравственной культуры. | Отчет до 28.02. с 1-2 фотографиями количеством детей в электронном варианте | ||||||
МАРТ | |||||||||
1 | 08.03. Международный женский день Викторина «Женщины в авиации» | Воспитание у обучающихся любви к Родине, уважения к ее истории, чувства патриотизма, гражданственности, физической и нравственной культуры. | Отчет до 15.03. с 1-2 фотографиями и количеством детей в электронном варианте | ||||||
2 | Месячник медиации Мероприятие «Я и мои друзья. Такие разные, разнообразные» | Формирование благополучного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков | Отчет до 30.03. с 1-2 фотографиями и количеством детей в электронном варианте | ||||||
АПРЕЛЬ | |||||||||
1 | Творческая отчетная программа объединений РДДТ | Формирование навыков общения и взаимодействия в творческом коллективе, умение общаться и социализироваться | Отчет до 30.04. с 1-2 фотографиями и количеством детей, в электронном варианте | ||||||
2 | 12.04. День космонавтики Викторина «Человек и Космос» | Воспитание у обучающихся любви к Родине, уважения к ее истории, чувства патриотизма, гражданственности, физической и нравственной культуры. | Отчет до 17.04. с 1-2 фотографиями и количеством детей, в электронном варианте | ||||||
МАЙ | |||||||||
1 | 09.05. День Победы Мастер класс «Запуск на старте, пилотирование и осуществление посадки учебной модели». | Понимание ценности знаний и практических навыков. | Отчет до 15.05. с 1-2 фотографиями и количеством детей в электронном варианте | ||||||
ИЮНЬ | |||||||||
1 | 01.06. День защиты детей
Показательные полеты моделей. | Понимание ценности знаний и практических навыков. | Отчет до 10.06. с 1-2 фотографиями и количеством детей в электронном варианте | ||||||
Модуль «Общественные объединения» | |||||||||
1 | Участие в работе первичного отделения Российское движение детей и молодежи (РДДМ) «Движение Первых» РДДТ |
| В течение учебного года | Отчет с 1-2 фотографиями и количеством детей в электронном варианте | |||||
Модуль «Профилактика» в соответствии с планом проведения инструктажей РДДТ | |||||||||
1 | Первичный инструктаж по ТБ, правилам пожарной безопасности, поведению на дорогах, поведению при угрозе ЧС и теракта | Сентябрь Октябрь | |||||||
2 | Проведение учений по эвакуации при ЧС | По плану | |||||||
3 | Проведение бесед антинаркотической направленности | В учебного года | |||||||
4 | Повторный инструктаж по ТБ, правилам пожарной безопасности, поведению на дорогах, поведению при угрозе ЧС и теракта | Январь, февраль | |||||||
5 | Проведение бесед по информационной безопасности в сети | В течение учебного года | |||||||
6 | Беседы по профилактике разрешения конфликтных ситуаций с применением медиативных технологий | В течение учебного года | |||||||
7 | Проведение бесед о здоровом образе жизни | В течение учебного года | |||||||
8 | Проведение бесед по правилам поведения на дорогах, в общественных местах в летнее время, по правилам поведения у водоемов | В течение учебного года | |||||||
3.8. Модуль «Работа с родителями» | |||||||||
1 | Индивидуальные консультации для родителей | Решение вопросов социального и педагогического характера | в течение учебного года | ||||||
2 | Открытые занятия для родителей | Знакомство родителей с результатами работы объединения | Апрель, май |
- Литература
Нормативно – правовые акты:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) (в редакции от 16.04.2022г.);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020).
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI.Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
- Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, 10 основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ министерства просвещения Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».
- Приказ министерства просвещения Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Еткульский районный Дом детского творчества»;
- Локальные акты Учреждения:
- Положение об организации образовательного процесса;
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе;
- Положение о формах, периодичности и порядке организации и осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.
Список литературы, используемый педагогом
1. АВИАЦИЯ: Энциклопедия/ Гл. Ред. Г.П. Свищёв, - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994.
2. Бобнева М.И. Техническая психология. М.: Наука, 1966.
3. Болонкин А.А. Теория полёта летающих моделей. М.: ДОСААФ, 1968.
4. Васильев А.Я., Куманин В.М. Летающая модель и авиация. М.: ДОСААФ, 1968.
5. Вилле Р. Постройка летающих моделей - копий. М.: ДОСААФ, 1986.
6. Гаевский О.К. Технология изготовления авиационных моделей. М.: Оборонгиз, 1953.
7. Гаевский О.К. Авиамодельные двигатели. М.: ДОСААФ, 1973.
8. Гаевский О.К. Авиамоделирование. М.: Патриот, 1990.
9. Голубев Ю.А., Канышев Н.И. Юному авиамоделисту. М.: Просвещение, 1979.
10. Готтесман В.Л. Профили для летающих моделей. М.: ДОСААФ, 1958.
11. Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России. М.: Машиностроение, 1981.
12. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. М.: Просвещение, 1989.
13. Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. М.: Просвещение, 1982.
14. Журавлёва А.П. Что нам стоит флот построить. М.: Патриот, 1990.
15. Заворотов В.А. От идеи до модели. М.: Просвещение, 1988.
16. Иллюстрированный авиационный словарь для молодёжи. М.: ДОСААФ, 1964.
17. Калина И. Двигатели для спортивного моделизма. М.: ДОСААФ, 1983.
18. Капковский Я. Летающие крылья. М.: ДОСААФ, 1988.
19. КаюновН.Т., Назаров А.Ш., Наумов Н.С. Авиамодели чемпионов. М.: ДОСААФ, 1978.
20. Колотилов В.В., Рузакова В.А., Иванов Ю.И. и др. Техническое моделирование и конструирование. М.: Просвещение, 1983.
21. Костенко В.И., Столяров Ю.С. Модель и машина. М.: ДОСААФ, 1981.
22. Костенко В.И., Столяров Ю.С. Мир моделей. М.: ДОСААФ, 1989.
23. Куманин В.В. Регулировка и запуск летающих моделей.М.: ДОСААФ, 1959.
24. Лебединский М.С. Лети, модель! М.: ДОСААФ, 1970.
25. Мерзликин В.Е. Радиоуправляемые модели планеров. М.: ДОСААФ, 1982.
26 Мерзликин В.Е. Микродвигатели серии ЦСТКАМ. М.: Патриот, 1991.
27. Миль Г. Электронное дистанционное управление моделями. М.: ДОСААФ, 1980.
28. Миль Г. Модели с дистанционным управлением. Л.: Судостроение, 1984.
29. Миль Г. Электрические приводы для моделей. М.: ДОСААФ, 1986.
30. Моляко В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание. М.: Знание, 1985.
31. Павлов А.П. Твоя первая модель. М.: ДОСААФ, 1979.
32. Рожков В.С. Спортивные модели ракет. М.: ДОСААФ, 1984.
33. Рожков В.С. Авиамодельный кружок. М.: Просвещение, 1986.
34. Рожков В.С. Строим летающие модели. М.: Патриот, 1990.
35. Симаков Б.Л. /под. ред. Самолёты страны советов. М.: ДОСААФ, 1974.
36. Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы. М.: Просвещение,1983.
37. Тарадеев Б.В. Летающие модели - копии. М.: ДОСААФ, 1983.
38. Тарадеев Б.В. Модели - копии самолётов. М.: Патриот, 1991.
39. Фомин В.И., Назаров А.Ш. Авиамодельный спорт. М.: ДОСААФ, 1985.
40. Хухра Ю. Модели - копии самолётов. М.: ДОСААФ, 1959.
Периодические издания:
41. Журнал “Моделист - конструктор”.
42. Журнал “Моделизм”.
43. Журнал “Крылья Родины”.
44. Журнал “Юный техник”.
45. Журнал “Техника - молодёжи”.
Список литературы, рекомендованный учащимся и их родителям.
- АВИАЦИЯ: Энциклопедия/ Гл. Ред. Г.П.Свищёв, - М.: Большая Российская
Энциклопедия, 1994.
2. Болонкин А.А. Теория полёта летающих моделей. М.: ДОСААФ, 1968.
3. Васильев А.Я., Куманин В.М. Летающая модель и авиация. М.: ДОСААФ, 1968.
4. Вилле Р. Постройка летающих моделей - копий. М.: ДОСААФ, 1986.
5. Гаевский О.К. Авиамоделирование. М.: Патриот, 1990.
6. Голубев Ю.А., Канышев Н.И. Юному авиамоделисту. М.: Просвещение, 1979.
7. Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России. М.: Машиностроение, 1981.
8. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. М.: Просвещение, 1989.
9. Журавлёва А.П. Что нам стоит флот построить. М.: Патриот, 1990.
10. Иллюстрированный авиационный словарь для молодёжи. М.: ДОСААФ, 1964.
11. Капковский Я. Летающие крылья. М.: ДОСААФ, 1988.
12. Каюнов Н.Т., Назаров А.Ш., Наумов Н.С. Авиамодели чемпионов. М.: ДОСААФ, 1978.
13. Костенко В.И., Столяров Ю.С. Модель и машина. М.: ДОСААФ, 1981.
14. Костенко В.И., Столяров Ю.С. Мир моделей. М.: ДОСААФ, 1989.
15. Куманин В.В. Регулировка и запуск летающих моделей. М.: ДОСААФ, 1959.
16. Лебединский М.С. Лети, модель! М.: ДОСААФ, 1970.
17. Мерзликин В.Е. Радиоуправляемые модели планеров. М.: ДОСААФ, 1982.
18. Миль Г. Электронное дистанционное управление моделями. М.: ДОСААФ, 1980.
19. Миль Г. Модели с дистанционным управлением. Л.: Судостроение, 1984.
20. Миль Г. Электрические приводы для моделей. М.: ДОСААФ, 1986.
21. Павлов А.П. Твоя первая модель. М.: ДОСААФ, 1979.
22. Рожков В.С. Спортивные модели ракет. М.: ДОСААФ, 1984.
23. Рожков В.С. Авиамодельный кружок. М.: Просвещение, 1986.
24. Рожков В.С. Строим летающие модели. М.: Патриот, 1990.
25. Симаков Б.Л. /под. ред. Самолёты страны советов. М.: ДОСААФ, 1974.
26. Тарадеев Б.В. Летающие модели - копии. М.: ДОСААФ, 1983.
27. Тарадеев Б.В. Модели - копии самолётов. М.: Патриот, 1991.
28. Фомин В.И., Назаров А.Ш. Авиамодельный спорт. М.: ДОСААФ, 1985.
29. Хухра Ю. Модели - копии самолётов. М.: ДОСААФ, 1959.
Периодические издания:
30. Журнал “Моделист - конструктор”.
31. Журнал “Моделизм”.
32. Журнал “Крылья Родины”.
33. Журнал “Юный техник”.
34. Журнал “Техника - молодёжи”.
35. Положения о соревнованиях школьников и юношей по различным классам авиамоделизма, проводимых в Челябинской области и Российской Федерации.
Интернет – ресурсы
1. http://fasr.ru/ - официальный сайт Федерации Авиамодельного спорта России
2. http://aviamodelsu.ru Сайт авиамоделистов Южного Урала
http://planetahobby.ru/eshop/ - модельный магазин с форумом Питерских моделистов
3. http://baseold.anichkov.ru/departments/engineering/aviamodel – авиамодельная лаборатория ГБНОУ «СПб ГДТЮ»
4. www.fcttu.ru – Федеральный центр технического творчества учащихся
5. https://vk.com/club1695201 – группа авиамодельной лаборатории отдела техники «СПб ГДТЮ» в социальной сети «В Контакте»
6. http://publ.lib.ru/ARCHIVES - Библиотека юного конструктора
7. http://konstantin.in/category/aviamodelizm / - блог Константина с книгами по авиамоделизму, доступных для скачивания.
- Приложение
Учебный план
1-й год обучения
№ п\п | Название раздела (модуля, раздела, блока) | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 | 1 | 1 | Входной контроль Беседа |
2 | Авиация. История развития Авиации | 4 | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение |
3 | Авиамоделизм. Развитие авиамодельного спорта. Соревнования по авиамодельному спорту. Испытание моделей. | 4 | 2 | 2 | Испытания. Протоколы соревнований Педагогическое наблюдение |
4 | Бумажные летающие модели | 32 | 4 | 28 | Педагогическое наблюдение Испытания |
5 | Планеры и действующие модели (Парашют. Воздушный шар. Воздушные змеи. Вертолет. Модели ракет. Планер). | 40 | 8 | 32 | Визуальный и технический контроль. |
6 | Кордовые модели самолета. Классификация спортивных моделей. | 24 | 6 | 18 | Визуальный и технический контроль. Испытания |
7 | Тренировочные, демонстрационные запуски кордовых моделей. | 20 | - | 20 | Визуальный и технический контроль. Испытания |
8 | Организация и проведение показательных выступлений. Экскурсии. Участие в соревнованиях | 14 | - | 14 | Визуальный и технический контроль. Испытания Протоколы соревнований |
9 | Итоговое занятие | 4 | 2 | 2 | Протоколы соревнований |
Итого: | 144 | 26 | 118 |
Учебный план
2-й год обучения
№ п\п | Название раздела (модуля, раздела, блока) | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 | 1 | 1 | Входной контроль Беседа |
2 | Авиация. История развития Авиации | 4 | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение |
3 | Авиамоделизм. Развитие авиамодельного спорта. Соревнования по авиамодельному спорту. Испытание моделей. | 4 | 2 | 2 | Испытания. Протоколы соревнований Педагогическое наблюдение |
4 | Бумажные летающие модели | 32 | 4 | 28 | Педагогическое наблюдение Испытания |
5 | Планеры и действующие модели (Парашют. Воздушный шар. Воздушные змеи. Вертолет. Модели ракет. Планер). | 40 | 8 | 32 | Визуальный и технический контроль. |
6 | Кордовые модели самолета. Классификация спортивных моделей. | 24 | 6 | 18 | Визуальный и технический контроль. Испытания |
7 | Тренировочные, демонстрационные запуски кордовых моделей. | 20 | - | 20 | Визуальный и технический контроль. Испытания |
8 | Организация и проведение показательных выступлений. Экскурсии. Участие в соревнованиях | 14 | - | 14 | Визуальный и технический контроль. Испытания Протоколы соревнований |
9 | Итоговое занятие | 4 | 2 | 2 | Протоколы соревнований |
Итого: | 144 | 26 | 118 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения
Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...
Доклад по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году
Докладпо итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году...
О проведении Слета научных обществ обучающихся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, подведомственных департаменту образования администрации города Нижневартовска, в 2023-2024 учебном году
в целях осуществления экспертизы научно-исследовательских работ, представленных на заочный этап Слета научных обществ обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования ...
Рабочая программа спортивной подготовки для этапа НП второго года обучения, 2024 год.
Программа составлена для этапа начальной подготовки второго года обучения. Срок реализации Программы 1 год....
Рабочая программа спортивной подготовки для УТЭ первого года обучения, 2024 г.
Программа составлена для учебно-тренировочного этапа первого года обучения. Срок реализации Программы 1 год....
Рабочая программа спортивной подготовки для УТЭ третьего года обучения, 2024 год.
Программа составлена для учебно-тренировочного этапа третьего года обучения.Срок реализации Программы 1 год....