Статья «Нестандартные дети в школе»
статья (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Статья посвящена проблеме работы с одаренными детьми. Отмечается необходимость и важность обнаружения у ребенка уникальных способностей, а также говорит об особенностях работы с одаренными. В данной работе выделены ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе направления деятельности в сфере дополнительного образования. Одаренность -это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья «Нестандартные дети в школе» | 12.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Нестандартные дети в школе»
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок».
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.
Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п.
Признаки одаренности
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
- Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
- Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбив.
- Блестящая память, феноменальная наблюдательность, способность к мгновенным вычислениям и т.п. сами по себе далеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности.
Виды одаренности
Психолог В.И. Панов выделил следующие виды одаренности детей и их характеристики:
- Художественная. Бывает музыкальной, изобразительной, сценической. Встречаются смешанные типы, например, художественно-литературная.
- Практическая. Воспитанник отличается высокой осведомленностью в своих достоинствах и недостатках, умении использовать как слабости, так и сильные стороны. Этот вид часто остается незамеченным. Или его принимают за социальный тип, частью которого он и является.
- Творческая одаренность. Это нестандартное мышление, поведение, восприятие – вот что отличается школьника с таким типом развития способностей. Он выделяется из толпы, кто-то считает его странным, а кто-то называет неудачником. Это любознательные личности с выраженной познавательной активностью. Творчество может раскрыться в любой деятельности.
- Интеллектуальная одаренность. Это способность добиваться больших высот в обучении. Такие ученики легко и с интересом анализируют информацию, изучают и сравнивают факты. У них высокий уровень интеллекта.
- Спортивная. Быстрые, ловкие, сильные, умелые – так можно охарактеризовать этих учеников. Их спортивные достижения выделяются на фоне показателей остальных воспитанников.
- Организаторская. По-другому ее называют лидерской или социальной. Этот вид помогает ладить с людьми, организовывать их для какого-то дела, помогать им. Такие индивиды в будущем могут найти себя в педагогике, психологии, социальной работе.
Для ученика с лидерскими способностями характерны следующие особенности:
высокий уровень интеллекта;
умение принимать решения;
ответственность;
высокая способность к адаптации;
умение работать с абстрактными понятиями;
уверенность;
терпимость;
толерантность.
Взаимоотношения со сверстниками и педагогами
В целом одаренные дети характеризуется высокой, по сравнению со сверстниками, адаптацией к школьному обучению и соответственно коллективу соучеников. Сверстники относятся к одаренным детям в основном с большим уважением. Благодаря более высокой обучаемости и творческому отношению к процессу обучения, в том числе социальным и бытовым навыкам, физической силе, многие одаренные дети пользуются высокой популярностью в коллективе сверстников. В тех школах, где обучение является ценностью, такие дети становятся лидерами, «звездами» класса.
Обучение детей в условиях общеобразовательной школы.
Дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных школьников (углубленного прохождения учебных предметов) предполагает использование различных типов содержания и методов работы, учет требований индивидуального подхода с ориентацией на будущий профессиональный выбор.
Развитие детской одаренности в образовательной среде.
Изучение детской одаренности как психического явления изначально актуализировано образовательной практикой. В развитии этой интегральной личностной характеристики образование выступает как один из ведущих факторов. Особенности динамики становления одаренности в детском возрасте оказывают влияние не только на уровень: достижений ребенка и формирование его личности, но и его дальнейшую судьбу. Чаще всего об одаренности детей говорят, если они опережают в своем развитии сверстников. Есть и другая одаренность, нестандартное видение, нешаблонное мышление.
Список использованной литературы:
#1041;арбитова, А.Д. Проблема одаренности: от теории к практике [Текст] / //Детское творчество. – 2021. – №1. – с.2-3.
#1042;олосовцова, -методологические аспекты персонификации образования интеллектуально одаренных учащихся [Текст] / // Теория и практика дополнительного образования. – 2020. – №2. – С.25-28.
3. Головко, В. М. и др. Интеграция основного и дополнительного образования в работе с одаренными детьми [Текст] / // Теория и практика дополнительного образования. – 2021. – №9. – С.18-22.
4. Фриман, Д. Как развить интеллект ребенка [Текст] Д. Фридман // Детское творчество. – 2021. – №4. – С.24-30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Нестандартные формы работы на уроках математики"
Занимаясь вопросом использования игр на уроках информатики, могу сказать: играть любят все. Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем б...
Статья: Нестандартные формы работы с учащимися 10-11х классов
Данная статья описывает опыт применения на уровках повторения в 11м классе таких форм работы с учащимися, как :- работа в малых группах;- семинар-дискуссия;- совернования.Данные формы работы позволяют...
Методическая статья "Нестандартные уроки математики"
Материал из опыта работы по данной теме...
Статья «Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся»
Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творче...
Статья. Нестандартные уроки математики.
В данной статье раскрыты направления работы по формированию коммуникативных компетенций обучающихся с умственной отсталостью через нестандартные уроки....
Статья: "Нестандартный урок-как одна из основ формирования социокультурной компетенции."
В процессе проведения нестандартных форм урока складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе ...
Статья «Нестандартный урок- путь к успеху детей»
Важность проблемы — развитие творческих способностей учащихся — обусловлена, на мой взгляд, двумя основными причинами. Первая из них — падение интереса к учебе. У шестилетних ребятишек, которые впервы...