Статья. Нестандартные уроки математики.
статья по математике на тему

Буцына Елена Анатольевна

В данной статье раскрыты направления работы по формированию коммуникативных компетенций обучающихся с умственной отсталостью через нестандартные уроки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nestandartnye_uroki_matematiki.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ  ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Буцына Е. А.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 115 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Одной из основных задач обучения математике в специальной коррекционной  школе  является подготовка обучающихся к повседневной жизни. Необходимо  помочь каждому ребенку найти себя в этом мире и научиться с этим миром безопасно и эффективно взаимодействовать. Решение названной задачи  зависит не только от приобретения определённых знаний и умений по предмету, но и от уровня сформированности коммуникативной компетенции.  

Коммуникативная компетенция является ключевой, так как она призвана решать проблему активной социализации личности.  В процессе овладения данным типом компетенции ребенок с умственной отсталостью учится вести диалог со сверстниками и взрослыми, сотрудничать с ними, принимать их точку зрения даже в том случае, когда она отлична от его собственной, он учится адекватно сотрудничать с окружающими его людьми, активно участвует в созидательной деятельности.  

Коммуникативная компетенция подразумевает под собой владение умственно отсталым  обучающимся средствами коммуникации. Необходимо использовать коммуникационные приёмы работы на уроках математики для  подготовки обучающегося  к вхождению  в социум.

Под коммуникативными компетенциями понимается умение:

– взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;

– владеть вербальными и невербальными средствами коммуникации;

– занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации, ценностями, целями различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.

В работе по формированию  коммуникативной компетенции у обучающихся с умственной отсталостью мне помогают нестандартные уроки.

        На обычных уроках мы используем только вербальную речь, напрочь забывая о невербальной.

А вот на нестандартных уроках особое внимание уделяется формированию невербальных средств коммуникации. Ведь именно с их помощью устанавливается эмоциональный контакт между людьми. Самоценным видом речевой активности являются инициативная непроизвольная речь детей, их эмоциональный личностный контакт, достигаемый при помощи словесных и невербальных средств (мимика, жесты, позы, взгляд), - те компоненты коммуникации, из которых развиваются формы внеситуативного общения.

Именно умение установить эмоциональный контакт, достичь взаимопонимания в конкретной ситуации, составляет фундамент дальнейшего коммуникативного общения. Недооценка роли невербального общения является одной из причин того, что детские нескоординированные диалоги получили название эгоцентрической, несоциализированной  речи.

В своей работе я использую различные типы нестандартных уроков:

  • урок – соревнование;
  • урок – сказка;
  • урок – путешествие;
  • урок – ролевая игра.

Хочу подробнее рассказать  об уроках – соревнованиях (КВН) и уроках сказках. Для этих уроков, как впрочем, и для всех нестандартных уроков,  характерно повышение речевой  и физической  активности, эмоциональный подъём  обучающихся, свободное передвижение их по классу и непроизвольное усвоение ими  учебного материала.

Практически построение любого типа нестандартных уроков выполняю в три этапа:

                 1) подготовительный;

                 2) исполнительный;

                 3) итоговый.

  1. Подготовительный этап присутствует в большинстве уроков. Например, при подготовке к математическому КВНу обучающиеся готовят названия команд, выбирают капитанов и актив групп, рисуют эмблемы, находят информацию по заданной ранее теме, отбирают дополнительный материал, готовят задание команде соперников и т.д. При подготовке к математической сказке обучающиеся вместе с учителем придумывают сценарий сказки, выбирают роли, заучивают текст, помогают при подготовке костюмов. Огромную роль для формирования коммуникативных компетенций играют репетиции. Здесь активно развиваются вербальные и невербальные средства  коммуникации. Ребята учатся продуктивно взаимодействовать друг с другом, управлять своим эмоциональным состоянием, уступать друг другу, мирно выходить из конфликтных ситуаций.                                                    
  2. Исполнительный этап присутствует на каждом уроке, из чего и складывается деятельность учащихся. Этот этап  в каждом типе данных уроков индивидуален. Содержание данного этапа находится в разработках уроков.
  3. Одним из самых сложных этапов нестандартных уроков является итоговый. Этот этап сложен, прежде всего, для учителя (или членов жюри), на которого возложена миссия объективного оценивания обучающихся. Здесь учитель может применять свои формы оценивания. Можно предложить фишки с четырьмя выражениями лиц: широкой  улыбкой - отличная работа; улыбкой - хорошая работа; без улыбки - удовлетворительная работа; грустью - плохая работа (участник неактивен). Предлагаются различные предметы в качестве зарабатывания баллов (в конкурсных типах уроков).      В качестве поощрения  на таких уроках  можно использовать различные призы, которые можно изготовить своими руками (напр. «медали», значки и т.д.)

     Очень важно при разработке данных уроков учитывать гуманистический подход.

      При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему:

          обучающиеся получают возможность свободно выражать свои мысли и чувства в процессе общения;

         каждый участник группового общения остается в фокусе внимания остальных;

         поощряются даже противоречивые, парадоксальные суждения, но свидетельствующие о самостоятельности обучающихся, об их активной позиции, поиске;

         участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки;

         языковой материал соответствует речемыслительным возможностям говорящего;

          учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.

Заключение

Из всего вышеизложенного можно сделать выводы, что нестандартные уроки просто необходимы для успешного формирования коммуникативной компетенции обучающихся с умственной отсталостью. Через игру, различные виды соревнований решается задача развития их речевой деятельности и культуры общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные уроки математики

В данной работе представлена характеристика одной из одной из таких форм организации обучения и воспитания учащихся  как нестандартный урок. Игра,  экскурсия, путешествие, конкурсы, КВ...

Статья "Современный урок математики"

В настоящее время математика пропитывает насквозь всю нашу жизнь. Мы уже не представляем мир без многочисленных технических средств и приспособлений, которые каждый день совершенствуются....

Методическая статья "Нестандартные уроки математики"

Материал из опыта работы по данной теме...

Презентации к нестандартным урокам математики

Урок "Математические гонки по теме "Действия с десятичными дробями""Урок "Налоги и математика (Итоговое повторение)"...

Статья: "Нестандартный урок-как одна из основ формирования социокультурной компетенции."

В процессе проведения нестандартных  форм урока складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе ...

Статья «Нестандартный урок- путь к успеху детей»

Важность проблемы — развитие творческих способностей учащихся — обусловлена, на мой взгляд, двумя основными причинами. Первая из них — падение интереса к учебе. У шестилетних ребятишек, которые впервы...