Дополнительная общеразвивающая программа Социально – гуманитарной направленности «За страницами учебника русского языка»
рабочая программа (9 класс)

Бокша Марина Вячеславовна

Особенность данной программы состоит в организации учебно-воспитательного процесса как взаимодействия и творческого общения педагога и учащегося, что обеспечивает возможность активно расширять познавательный опыт учащихся, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в учебную деятельность, развивать творческие навыки. направленность на развитие письменной речи учащихся, совершенствование содержания и языкового оформления речи, что способствует развитию коммуникативной компетентности учащихся. Развивает творческие способности учащихся, умение работать с различными видами текста, строить связные высказывания, используя различные жанры.

       Рабочая программа курса «За страницами учебника русского языка» разработана самостоятельно на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и КИМов, и направлена на углубленное изучение русского языка.
     Ведущей идеей является ознакомление воспитанников с наиболее употребительными языковыми приёмами фонетики, словообразования, лексики, морфологии и синтаксиса, получат навыки анализа текста, что, на мой взгляд, поможет им осознать красоту и выразительность русской речи, раскрыть неисчерпаемые богатства языка, используемые русскими поэтами и писателями, заложенные во всех областях языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_stranitsami_uchebnika_r.ya_.docx62.94 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации Рузского городского округа

МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. РУЗЫ»

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

от «21» августа 2024 г.

Протокол № 1

Утверждаю:

Директор школы

_____________ О.А. Юмашева

Приказ № 81/10 от 31.08.2024  г.

Дополнительная общеразвивающая программа

Социально – гуманитарной направленности

 «За страницами учебника русского языка»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 15-17 лет.

Срок реализации: 1 год.

Автор - составитель:    

Бокша Марина Вячеславовна,

педагог дополнительного образования

г. Руза, 2024

  1. Комплекс основных характеристик программы «За страницами учебника русского языка»
  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение программы

  • 1. Конституция Российской Федерации.
  • 2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
  • 3. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 678-р от 31 марта 2022 г. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
  • 4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.
  • 5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
  • 6. Письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей";
  • 7. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждено постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2.

  • 8. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
  • 9. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
  • 10. Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области, подготовленные кафедрой дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» с учетом методических рекомендаций, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации (№ Исх-597/21в от 24.03.2016).
  • 11. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08. 2013 г. Г. № 10825-13 в/07).
  • Устав и локальные нормативные акты МАОУ «СОШ №3 г. Рузы».

Направленность программы – социально-гуманитарная. Программа кружка опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка. Основные формы организации кружковых занятий –семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы. Занятие языком – трудное дело. Необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводят за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.

         Включает в себя углубленные вопросы по разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике.

Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.

Уровень программы - стартовый.

Актуальность программы заключается в том, что    в современном мире востребованы люди, способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Итоговая аттестация по русскому языку, участие в олимпиадах также требуют от учащихся хорошего владения русским языком. Данная рабочая программа помогает учащимся овладеть навыками речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их.

Отличительные особенности программы    

Особенность данной программы состоит в организации учебно-воспитательного процесса как взаимодействия и творческого общения педагога и учащегося, что обеспечивает возможность активно расширять познавательный опыт учащихся, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в учебную деятельность, развивать творческие навыки. направленность на развитие письменной речи учащихся, совершенствование содержания и языкового оформления речи, что способствует развитию коммуникативной компетентности учащихся. Развивает творческие способности учащихся, умение работать с различными видами текста, строить связные высказывания, используя различные жанры.

       Рабочая программа курса «За страницами учебника русского языка» разработана самостоятельно на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и КИМов, и направлена на углубленное изучение русского языка.
    Ведущей идеей является ознакомление воспитанников с наиболее употребительными языковыми приёмами фонетики, словообразования, лексики, морфологии и синтаксиса, получат навыки анализа текста, что, на мой взгляд, поможет им осознать красоту и выразительность русской речи, раскрыть неисчерпаемые богатства языка, используемые русскими поэтами и писателями, заложенные во всех областях языка.

     В основе программы лежат следующие ключевые идеи, на которые опирается весь учебно-воспитательный процесс.

Идея сочетания теории и практики.

Практическую деятельность детей предваряет изучение теоретического материала: освоение языка художественной выразительности текста.

Идея интеграции учебной и поисково-исследовательской деятельности.

Основной творческой задачей каждого ребенка является создание собственной модели или композиции. Работа начинается с поисковой деятельности детей. Сбор информации в музее, библиотеке постепенно формирует у детей устойчивый интерес к самостоятельному поиску знаний. Собранный материал оформляется и систематизируется.

Идея восхождения.

Ребенок проходит весь путь от разработки идеи до создания и демонстрации собственной авторской модели. Во время обучения кроме формирования специальных знаний и умений в детях происходят личностные изменения, расширение кругозора, формирование эстетического вкуса, повышается духовный и нравственный уровень, уверенность в себе. За время обучения происходит восхождение воспитанников к общечеловеческим ценностям, таким как: Красота, Добро, Истина, Отечество.

Основные этапы реализации программы:

1. Повторение разделов языкознания, воспроизведение пробелов.

2. Развитие творческого мышления путем написания сочинений и изложений.

3. Закрепление полученных знаний.

Адресат программы:

Данная программа предназначена для учащихся в возрасте от 15 до 17 лет.

Возрастная характеристика обучающихся:

Дети в возрасте 15-17 лет считаются подростками. Переходный момент считается самым сложным в жизни человека, потому что молодые люди пока не понимают, что полностью самостоятельными личностями они не являются. Это непонимание приводят к бунтам и ссорам со взрослыми, ведь они будут всеми силами доказывать, что они выросли. Подросток крайне болезненно воспринимает любую критику в свой адрес или в адрес своей семьи, друзей.

В данном возрасте происходит смена ведущей деятельности: роль ведущей деятельности играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит учение, общение, общественно-полезный труд. Именно в процессе обучения происходит усвоение мышления в понятиях, без которого «нет понимания отношений, лежащих за явлениями». Мышление в понятиях дает возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между ними. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность. Изменяется и характер познавательных интересов — возникает интерес по отношению к определенному предмету, конкретный интерес к содержанию предмета.

Ведущим мотивом поведения учащихся является стремление найти своё место среди сверстников, причём отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки сверстников начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Учащийся максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; он боится утратить популярность среди сверстников. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, он старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Характерно, когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела.

Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальности». Потребность в общении со сверстниками актуализирует проблему уверенного поведения. Современные подростки часто теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность. Другой тип ситуаций, в которых у подростков преимущественно преобладает неконструктивный стиль поведения, — это ситуации, когда самому подростку или другому человеку нужна поддержка.

В 15-17 лет доминирует стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Содержание общения фокусируется на вопросах личностного общения, индивидуальности — наиболее привлекательной становится личность «интересная», «сильная», «особенная». У многих учащихся оказывается фрустрированной потребность «быть значимым» в их среде.

Срок освоения программы: 1 год

        Объём программы: общий объём программы составляет 34 часа.

        Форма обучения: очная

        Язык обучения: русский

Особенности организации образовательного процесса:

В группу принимаются дети в возрасте 15-17 лет, проявляющие интерес к изучению русского языка, а также подготовке к государственной итоговой аттестации.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Учитываются нормы СанПиН.

Состав группы: численный состав группы от 10 до 20 человек.

1.2 Цели и задачи программы

Цель программы: совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачи программы:

Образовательные:

 1) обучить пониманию русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) научить осознанию эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) обучить самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Развивающие: 

1) Развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие способности.

2) Развить интерес к таким профессиям как филолог, переводчик, литературовед, критик, журналист, публицист, писатель, преподаватель.

3) Развивать умение принимать нестандартные решения в процессе поиска интересной информации;

Воспитательные: 

1) Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;

2) Воспитывать коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, дисциплину и ответственность за порученное дело.

Планируемые результаты:

а) требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. он должен знать и уметь).

В ходе реализации программы к концу учебного года ребёнок будет знать:

- изученные основные сведения о языке, определения основных понятий и языковых явлений;

- пунктуационные правила и способы их применения;

- орфографические правила и способы их применения;

-структуру сжатого изложения и способы сжатия;

- структуру сочинения-рассуждения и методы его построения

 - роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

 - признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  - основные единицы языка, их признаки;

  - основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.

К концу учебного года ребёнок будет уметь:

- определять основные лингвистические понятия;

- характеризовать орфограммы, пунктограммы;

- различать типы текста;

- применять языковые средства при создании устных и письменных высказываний, в общении;

- писать сжатое изложение;

- создавать сочинения-рассуждения разных типов;

- распознавать разделительные и выделительные знаки препинания.

б) компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе

Сформирует или разовьёт следующие компетенции:

культурологические:

  • Обогащение словарного запаса;
  •  подбор соответствующих текстов и заданий,
  • формирование морально-этической культуры школьников на уроках развития речи.

орфографические:

  • умения правильно писать слова;
  • употреблять знаки препинания в предложениях.

личностные:

  • понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа;
  • осознание эстетической ценности русского языка;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств.

метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение):
  • понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информацией);
  • восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • свободно пользоваться словарями различных видов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способствовать к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

предметные:

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • опознавание и анализ единиц языка, грамматических категорий языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Формы и методы организации занятий

Все занятия по программе построены с учётом основных принципов педагогики искусства:  

  1. От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.
  2. Вовлечение в творческий процесс всех учеников.
  3. Смена типа и ритма работы.
  4. От простого к сложному.
  5. Индивидуальный поход к каждому учащемуся.

Основными формами организации образовательного процесса являются коллективная, групповая, индивидуально-групповая.

Формы проведения занятий: беседа, игра, тренинг, творческая мастерская, практическая работа, дискуссия, проектная деятельность.

В процессе обучения используются следующие методы:

Методы формирования интереса к учению: общеразвивающие и познавательные игры, поддержка, создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание эмоциональных нравственных ситуаций, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, использование занимательных примеров.

Словесный - рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении записей, работе с наглядным материалом.

Наглядный - демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц), просмотр видеороликов и т.д.

Практический - упражнения, творческие задания. Данный метод является основным.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

создание текстов; социально-творческая деятельность.

Воспитательный потенциал программы

Воспитательная работа осуществляется в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «За страницами учебника русского языка» и имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива.

Цель:

- создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе.

Задачи воспитательной работы

В области индивидуальной работы с каждым обучающимся

- распознать учащегося,

- раскрыть его таланты,

- обнаружить всё ценное, что присуще его характеру, устремлениям, а также всё что мешает ему проявить себя.

В области формирования детского коллектива

- с одной стороны помочь каждому проявить себя,

- с другой стороны создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива

В области работы с родителями обучающихся:
- Повышение компетентности родителей в вопросах развития личностных качеств детей дошкольного возраста.

- Оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка.

- Объединение усилий педагогов и семьи по воспитанию дошкольников посредством совместных мероприятий.

 - воспитание любви, к малой родине, к родной школе, формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

         - воспитание нравственности на основе народных традиций;

- развитие творческих, познавательных способностей учащихся;

-формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире;

-создание условий для сохранения здоровья, физического развития. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

− помочь ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;

− выявить и развить потенциальные общие и специальные возможности и способности обучающегося;

− сформировать в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;

− способствовать удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;

− развивать в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);

− сформировать у обучающегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов совей работы;

− создать условия для развития творческих способностей   

 Планируемые результаты:

В сфере гражданского воспитания:

• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми обучающимся предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы «Профориентация»;

• готовность к разнообразной совместной деятельности;

• выстраивание доброжелательных отношений с участниками обучающего процесса на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

В сфере патриотического воспитания:

• осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

• ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми обучающиеся будут знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на предприятия своего региона

В сфере духовно-нравственного воспитания:

• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

• готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

• осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии.

В сфере эстетического воспитания:

• осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий;

• стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;

• стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой

В сфере понимания ценности научного познания:

• овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной сфере;

• овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.

- формы проведения воспитательных мероприятий,

- словесные формы (собрания, лекции, доклады, конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т. п.)

- практические (походы, экскурсии, конкурсы, занятия кружков и т. п.)

- наглядные формы (выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические стенды и т. п.)

Учебный план

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

Раздел 1.  

Введение. Содержание и структура ОГЭ по русскому языку.

21

7

14

1.1

Дефисное и слитное написание с -пол, -полу.

0,5

1

анализ

1.2

Разделительный ь и ъ знаки после приставок.

0,5

1

тесты

1.3

Правописание приставок раз- (рас-) и роз- (рос-)

0,5

1

собеседование

1.4

Мягкий знак после шипящих в разных частях речи

0,5

1

опрос

1.5

Правописание «не» с разными частями речи

0,5

1

тесты

1.6

Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях

0,5

1

опрос

1.7

Правописание -Н- и -НН- в наречиях

0,5

1

анализ

1.8

Гласные перед суффиксами -нн- и -н- страдательных причастий

0,5

1

собеседование

1.9

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст)

1

1

опрос

1.10

Виды словосочетаний. Виды синтаксической связи в словосочетаниях.

1

тестирование

1.11

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Тире между главными членами предложения.

1

2

собеседование

1.12

Способы выражения подлежащего.

0,5

1

     анализ

1.13

Способы выражения сказуемого. Виды сказуемых.

0,5

1

тестирование

Раздел 2.  

Подготовка к написанию изложений и сочинений формата ОГЭ

9

3

6

 

2.1

Подготовка к написанию изложения. Текст как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Написание изложения формата ОГЭ.

1

1

устный опрос

 

2.2

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

1

1

устный опрос

2.3

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

1

1

анкетирование

2.4

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему 13.1

1

опрос

2.5

Написание сочинения 13.1 на лингвистическую тему.

1

Написание сочинения-рассуждения

2.6

Подготовка к сочинению-рассуждению 13.2

1

опрос

2.7

Написание сочинения-рассуждения 13.2

1

Написание сочинения-рассуждения

2.8

Подготовка к сочинению-рассуждению 13.3

1

опрос

2.9

Написание сочинения-рассуждения 13.3

1

Написание сочинения-рассуждения

Раздел 3. Выполнение тестовых заданий

4

1

3

 

3.1

Тренировочные задания в формате ОГЭ

(задания 2-7)

1

самостоятельная работа

3.2

Тренировочные задания в формате ОГЭ

(задания 8-12)

1

тестирование

3.3

Контрольная работа в формате ОГЭ

1

1

коллективный анализ работ

ИТОГО 

34

11

23

 

Содержание программы

Раздел 1. Введение. Содержание и структура ОГЭ по русскому языку.

Теория:

Композиция, логическая, грамматическая структура текста Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста

Практика:

Написание изложения.

  1. Дефисное и слитное написание с -пол, -полу. Теория/практика.
  2. Разделительный ь и ъ знаки после приставок. Теория/практика.
  3. Правописание приставок раз- (рас-) и роз- (рос-). Теория/практика.
  4. Мягкий знак после шипящих в разных частях речи. Теория/практика.
  5. Правописание «не» с разными частями речи. Теория/практика.
  6. Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях. Теория/практика.
  7. Правописание -Н- и -НН- в наречиях. Теория/практика.
  8. Гласные перед суффиксами -нн- и -н- страдательных причастий. Теория/практика.
  9. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст). Теория/практика.
  10. Виды словосочетаний. Виды синтаксической связи в словосочетаниях. Практика.
  11. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Тире между главными членами предложения. Теория/практика.
  12. Способы выражения подлежащего. Теория/практика.
  13. Способы выражения сказуемого. Виды сказуемых. Теория/практика.

Раздел 2.  Подготовка к написанию изложений и сочинений формата ОГЭ.

Теория:

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

Практика:

Написания сочинения-рассуждения

 – содержит темы, посвященные изучению способов подготовки к написанию сочинения-рассуждения.

2.1. Подготовка к написанию изложения. Текст как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Написание изложения формата ОГЭ. Теория/практика.

2.2 Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Теория/практика.

2.3 Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Теория/практика.

2.4 Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему 13.1. Практика.

2.5 Написание сочинения 13.1 на лингвистическую тему. Практика.

2.6 Подготовка к сочинению-рассуждению 13.2. Практика.

2.7 Написание сочинения-рассуждения 13.2. Практика.

2.8 Подготовка к сочинению-рассуждению 13.3. Практика.

2.9 Написание сочинения-рассуждения 13.3. Практика.

Раздел 3. Выполнение тестовых заданий.

 Теория:

Орфография. Основные правила орфографии.

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст)

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения.

Практика:

Выполнение тренировочных упражнений, тестирование, работа с карточками.

3.1 Тренировочные задания в формате ОГЭ (задания 2-7). Практика. 3.2 Тренировочные задания в формате ОГЭ (задания 8-12). Практика.

3.3 Контрольная работа в формате ОГЭ. Теория/практика.  

2.1 Календарный Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

учебный график

Количество учебных недель  

36 недель  

Первое полугодие  

с 02 сентября по 30 декабря, 16 учебных недель  

Каникулы  

с 01января по 09 января  

Второе полугодие  

с 10 января по 27 мая, 20 учебных недель  

Итоговая аттестация  

Вторая половина мая  

2.2 Формы текущего контроля / промежуточной аттестации

Виды контроля

Формы контроля

Входной контроль, проводится в начале года (сентябрь)

Тестирования

Промежуточная аттестация, проводится в середине учебного года.  

диктант (по проектной теме)

Итоговый контроль, проводится в конце года (май)

Зачёт

Способы проверки освоения программы: наблюдение на занятиях, беседа, обсуждение, анализ выступления, тестирование, выполнение практических работ, защита проектной работы.

С целью определения уровня ЗУН, уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества образовательного процесса в течение года (конец первого полугодия, конец учебного года) проводится оценка знаний учащихся.

Виды контроля: 

В ходе реализации программы оценка её эффективности осуществляется в рамках текущего, промежуточного, итогового контроля. Педагог использует различные способы диагностики: наблюдение, собеседование, зачётные задания и т.д.

Текущий контроль осуществляется в течение учебного года в форме тестирования, публичных демонстраций своих творческих работ, выполнения групповых заданий.

Промежуточный контроль для определения результативности обучающихся педагогом проводятся проектные работы (диктант) на заданную тему.

Итоговый контроль осуществляется по окончании прохождения всей программы в форме зачёта своей проектной работы, а также обучающимся объединения засчитываются результаты итогового контроля при наличии документов, подтверждающих призовые места муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов.

Фиксация и предъявление образовательных результатов осуществляется в форме заполнения протоколов срезов ЗУН и протоколов итоговой аттестации.

Мониторинг отслеживания и фиксации результатов

освоения программы: 

высокий уровень: Обучающийся выполняет задание правильно и самостоятельно, без помощи педагога. Умеет применять теоретические знания на практике. Не боится проявлять свой творческий потенциал и способен креативно мыслить. Количество правильных действий более 85%.

средний уровень: Обучающийся выполняет задание с незначительной помощью педагога, способен применять теоретические знания на практике с незначительными ошибками. Проявляет свой творческий потенциал редко, чаще использует репродуктивный подход образца. Количество правильных действий более 55%.

- низкий уровень: Обучающийся выполняет задание с помощью педагога. Не способен самостоятельно и креативно мыслить. Использует репродуктивный подход в ходе выполнения работы. Допускает серьёзные ошибки. Количество правильных действий менее 55%.

2.3 Материально-техническое обеспечение, необходимое для проведения занятий: стулья и парты, доска, мел, указка.

2.4 Информационное обеспечение, необходимое для проведение занятий: аудио, видео, фото, интернет источники.

Интернет-ресурсы:

https://vk.com/maoo_school_3_ruza 

https://fipi.ru/ Открытый банк заданий ОГЭ по русскому языку

2.5 Кадровое обеспечение  

Программу реализует педагог дополнительного образования, педагог с высшим образованием, владеющим практическим опытом работы с учащимися, имеющим знания в области информационно-компьютерных технологий.  

2.6 Методические материалы

Приёмы и методы организации образовательного процесса:

 методы обучения 

(словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный).

и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация);

 формы организации образовательного процесса: 

индивидуально-групповая и групповая;

 формы организации учебного занятия –

 акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж

 педагогические технологии 

Личностно - ориентированное развивающее обучение

(И.С. Якиманская)

Цель использования образовательной технологии:

Обеспечение условий для личностного самоопределения обучающихся, комфортного, бесконфликтного пространства развития личности, создание ситуации успеха.

Данная технология используется:

1. На тематических уроках разного типа 

2. При подготовке обучающихся к участию во внеклассных, общешкольных и районных мероприятиях (олимпиады, конкурсы, конференции, предметные праздники).

3.При проведении занятий кружков дополнительного образования.

В основе заданий лежит деятельность как самостоятельная, так и совместная с учителем. Самостоятельные работы при повторении организовываются так, чтобы они не только обеспечивали восприятие программного материала, но и способствовали бы всестороннему развитию обучающихся. Для этого использую самостоятельные работы, работы с логическими заданиями, самостоятельные работы в форме диктантов, устные самостоятельные и домашние работы. Умелое применение таких видов самостоятельных работ помогает развивать творческую активность обучающихся.

Результат использования образовательной технологии.

Использование данной технологии дает следующие результаты:

- повышается интерес школьников к обучению, происходит активное индивидуальное включение обучающихся в учебно-воспитательный процесс:

- дети становятся увереннее в себе, своих силах;

- обучающиеся самостоятельно добывают знания;

- происходит формирование личностного самоопределения и адекватной самооценки у обучающихся;

- осуществляется всесторонний контроль за состоянием психологического и физиологического здоровья обучающихся.

 Технология проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер).

Цель использования образовательной технологии.

Обеспечение условий для личностного самоопределения обучающихся, комфортного, бесконфликтного пространства развития личности, создание ситуации успеха.

Описание порядка использования (алгоритм применения) технологии в практической профессиональной деятельности.

Проблемную ситуацию можно создавать на различных этапах урока: повторение знаний, объяснение нового материала, закрепление. 

Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию.  

Создаётся проблемная ситуация или ставится вопрос в соответствии с интеллектуальными возможностями учащихся. Ученики выявляют противоречие или ранее неизвестное в предложенном задании.

Анализ проблемной ситуации. 

Организуется работа по актуализации знаний, определению области знания и незнания учащихся, подводит к формулировке проблемы. Ученики высказывают различные мнения по обнаруженному противоречию, формулируют выявленную проблему, определяют способ действия.

         Поиск решения проблемы.

Организуется поисковая, исследовательская деятельность учащихся. Ученики осуществляют отбор гипотез, выбирают метод решения проблемы.

Решение проблемы. 

На этом этапе необходимо координировать работу учащихся, стимулировать их деятельность. Дети осуществляют решение проблемы с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме (буквенной, графической). На этом этапе недостающие знания дети восполняют с помощью учебника.

Усвоение и закрепление новых знаний и способов учебных действий.

Далее подбираются соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляется контроль и оценка. Учащиеся выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку.

Результат использования образовательной технологии.

Использование данной технологии дает следующие результаты:

- повышается интерес школьников к обучению, происходит активное индивидуальное включение обучающихся в учебно-воспитательный процесс:

- дети становятся увереннее в себе, своих силах;

- обучающися самостоятельно добывают знания;

- происходит формирование личностного самоопределения и адекватной самооценки у обучающихся;

- осуществляется всесторонний контроль за состоянием психологического и физиологического здоровья обучающихся.

Повышается  уровень мотивации к учебной деятельности, познавательного интереса, самостоятельности и активности детей в учебном процессе.

Происходит творческое усвоение знаний:

-обучающиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем;

-творчески применяют и добывают знания;

- увеличивается эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

Коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

- методы обучения: урок – лекция, урок-семинар, урок – практикум.

- формы организации учебного процесса: урок-ознакомление: лекция, беседа, традиционный урок; урок-закрепление: семинар, практикум, лабораторная работа, коллоквиум.

2.7 Оценочные материалы 

Критерии оценки теоретических знаний

Оценка

Критерии оценки

«Высокий уровень»

Ответ на поставленный вопрос полный. При необходимости может ответить на дополнительный вопрос. Обучающийся делает правильные обоснованные выводы. Соблюдает нормы литературной речи. Количество правильных ответов более 85 %.

«Средний уровень»

Ответ на поставленный вопрос правильный, но неполный. Допускаются незначительные ошибки и наводящие вопросы или подсказки. Делает правильные выводы. Соблюдает нормы литературной речи. Количество правильных ответов превышает 55%.

«Низкий уровень»

Ответ на поставленный вопрос с ошибками. Обучающийся не всегда может сформулировать предложение, речь сбивчивая, непоследовательная. Материал дисциплины не представляет собой определенной системы знаний по предмету. Имеются заметные нарушения норм литературной речи. Количество правильных ответов менее 55%.

Критерии оценки практических знаний

Оценка

Критерии оценки

«Высокий уровень»

Обучающийся выполняет задание правильно и самостоятельно, без помощи педагога. Умеет применять теоретические знания на практике. Не боится проявлять свой творческий потенциал и способен креативно мыслить. Количество правильных действий более 85%.

«Средний уровень»

Обучающийся выполняет задание с незначительной помощью педагога, способен применять теоретические знания на практике с незначительными ошибками. Проявляет свой творческий потенциал редко, чаще использует репродуктивный подход образца. Количество правильных действий более 55%.

«Низкий уровень»

Обучающийся выполняет задание с помощью педагога. Не способен самостоятельно и креативно мыслить. Использует репродуктивный подход в ходе выполнения работы. Допускает серьёзные ошибки. Количество правильных действий менее 55%.

Примерные диагностические таблицы итоговой аттестации

Таблица №1. Показатели уровня теоретических знаний.

ФИО учащегося

Сумма баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Низкий уровень – сумма балов 4-7 (… человека, …%);

Средний уровень – сумма баллов 8-10 (… человека, …%);

Высокий уровень – сумма баллов 11-12 (… человека, …%).

Таблица №2. Показатели уровня практических умений.

ФИО учащегося

Сумма баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Низкий уровень – сумма балов 4-7 (… человека, …%);

Средний уровень – сумма баллов 8-10 (… человека, …%);

Высокий уровень – сумма баллов 11-12 (… человека, …%).

2.8.         Список литературы и источников.

Литература для педагога:

  1. Драбкина С.В. Основной государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./ С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2020.
  2. Симакова Е.С. Русский язык: Сжатое изложение: Задание базового уровня сложности: С1: 9 класс./  Е.С. Симакова.- М.: Астрель, 2018.

 3. Цыбулько И.П. ОГЭ. Русский язык : типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов  М.: Издательство «Национальное образование», 2023.

Список литературы для детей и родителей:

1. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь иностранных слов. М., 1999.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.

3.Аванесов Р.И. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М.,1989.

4. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. М., 1991.

5. Подгаецкая И. М., Постникова И. И. «Необъятный мир слова». Пособие для учащихся. М., Просвещение, 1995

6. Скворцов Л.И. «Экология слова», или «Поговорим о культуре русской речи». – М., 1996.

7. Шустрова Л. В. Лексическая стилистика русского языка. Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов. М., 1995

Интернет-ресурсы

https://vk.com/maoo_school_3_ruza 

https://fipi.ru/

Календарный учебный график

Период обучения:

первое полугодие 02.09-30.12

каникулы: 31.12-09.01

второе полугодие: 10.01-27.05

№ п/п

Число

Месяц

Форма занятия

Время проведения

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

03

сентябрь

Лекция

16:30 – 17:10

Введение Содержание и структура ОГЭ по русскому языку.

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

опрос

2.

10

сентябрь

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Дефисное и слитное написание с -пол, -полу

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

анализ

3.

17

сентябрь

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Разделительный ь и ъ знаки после приставок.

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

тесты

4.

24

сентябрь

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Правописание приставок раз- (рас-) и роз- (рос-)

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

собеседование

5.

01

октябрь

Коллоквиум

16:30 – 17:10

Мягкий знак после шипящих в разных частях речи

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

опрос

6.

08

октябрь

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Правописание «не» с разными частями речи

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

тесты

7.

15

октябрь

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

опрос

8.

22

октябрь

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Правописание -Н- и -НН- в наречиях

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

анализ

9.

29

октябрь

Лекция/Коллоквиум

16:30 – 17:10

Гласные перед суффиксами -нн- и -н- страдательных причастий

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

собеседование

10.

05

ноябрь

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Правописание -Н- и -НН- в наречиях

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

опрос

11.

12

ноябрь

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Гласные перед суффиксами -нн- и -н- страдательных причастий

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

тестирование

12.

19

ноябрь

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст)

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

собеседование

13.

26

ноябрь

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Виды словосочетаний. Виды синтаксической связи в словосочетаниях.

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

анализ

14.

03

декабрь

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Тире между главными членами предложения.

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

собеседование

15.

10

декабрь

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Способы выражения подлежащего.

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

опрос

16.

17

декабрь

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Способы выражения сказуемого. Виды сказуемых.

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

тестирование

17.

24

декабрь

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Подготовка к написанию изложения. Текст как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

тесты

18.

14

январь

Лекция/Коллоквиум

16:30 – 17:10

Написание изложения.

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

Написание изложения.

19.

21

январь

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

собеседование

20.

28

январь

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

смотр знаний, умений и навыков

21.

04

февраль

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста.

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

тестирование

22.

11

февраль

Лекция/Коллоквиум

16:30 – 17:10

Написание изложения.

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

Написание изложения.

23.

18

февраль

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

устный опрос

24.

25

февраль

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

устный опрос

25.

04

март

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

анкетирование

26.

11

март

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему 13.1

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

устный опрос

27.

18

март

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Написание сочинения 13.1 на лингвистическую тему.

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

Написание сочинения-рассуждения

28.

25

март

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Подготовка к сочинению-рассуждению 13.2

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

устный опрос

29.

01

апрель

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Написание сочинения-рассуждения 13.2

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

Написание сочинения-рассуждения

30.

08

апрель

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Подготовка к сочинению-рассуждению 13.3

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

устный опрос

31.

15

апрель

Лекция/

семинар

16:30 – 17:10

Написание сочинения-рассуждения 13.3

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

Написание сочинения-рассуждения

32.

13

май

16:30 – 17:10

Тренировочные задания в формате ОГЭ (задание 2-7)

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

самостоятельная работа

33.

20

май

16:30 – 17:10

Тренировочные задания в формате ОГЭ (задание 8-12)

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

тестирование

34.

27

май

16:30 – 17:10

Контрольная работа в формате ОГЭ

МАОУ «СОШ №3 г.Рузы»

коллективный анализ работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии» может использоваться для учащихся 9 классов с целью расширения зна...

Рабочая (дополнительная общеразвивающая) программа для 7 класса «За страницами учебника русского языка»

Данная образовательная программа носит интеллектуально-познавательную направленность. Программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, ра...

Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Основы волонтерской деятельности»

Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Основы волонтерской деятельности» для детей 14-18 лет. Добровольчество - один из основных ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности направленности "Школа раннего развития"

Дополнительная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности направленности "Школа раннего развития"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка» ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника английского язык»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально – гуманитарной  направленности«За страницами школьного учебника английского язык»  Возраст обучаю...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Мир цвета и чувств"

В результате освоения программы «Мир цвета и чувств» обучающиеся получат комплекс знаний в области регуляции эмоциональных состояний средствами арт-терапии, приобретут определённые умения ...