Деятельность гончарной мастерской в образовательном процессе обучающихся с нарушением интеллекта.
статья

Шункова Елена Александровна

На основании Распоряжения министерства образования Иркутской области «О реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» ГОКУ "Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска" вступила в проект «Современная школа» с целью создания условий для повышения качества образовательного процесса посредством обновления инфраструктуры школы и обновления содержания образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Одной из главных задач реализации мероприятия является – расширение спектра реализуемых программ дополнительного образования для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, увеличение охвата воспитанников услугами дополнительного образования на уровне школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_forum.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема доклада « Современная школа: проекты и реалии»

На основании Распоряжения министерства образования Иркутской области «О реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» ГОКУ "Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска" вступила в проект «Современная школа» с целью создания условий для повышения качества образовательного процесса посредством обновления инфраструктуры школы и обновления содержания образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Одной из главных задач реализации мероприятия является – расширение спектра реализуемых программ дополнительного образования для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, увеличение охвата воспитанников услугами дополнительного образования на уровне школы.

В 2019 году реализация мероприятий проекта позволила разработать и реализовать совершенно новые дополнительные общеобразовательные программы, направленные на социализацию, социальную адаптацию, допрофессиональную подготовку воспитанников.

Таким образом, в нашей школе занятия гончарным делом стало совершенно новым видом деятельности. Было отремонтировано помещение и закуплено необходимое оборудование для гончарной мастерской: муфельные печи, стеллаж для сушки керамических изделий, раскаточный стол, гончарные круги, турнетки для керамики, инструменты гончара, стеллаж для хранения рабочих и других предметов. Мастерская соответствует требованиям пожарной безопасности и санитарным нормам.

Программа «Гончарное дело» развивает трудовые навыки в сфере производства художественной и функциональной керамики, знакомит детей с профессиями «гончар», «скульптор».

Актуальность данной программы заключается в том, что она позволяет гармонично и всесторонне развивать детей с ментальными нарушениями, в игровой форме вовлечь детей – инвалидов в трудовую деятельность и способствует созданию общества, где каждый человек имеет право на равные возможности и участие.

Занятия в гончарной мастерской по программе «Гончарное дело» формируют и развивают трудовые навыки у детей и подростков с различной степенью умственной отсталости, способных выполнять несложные виды работ в мастерской самостоятельно или под контролем педагога.

Новизна программы обусловлена в практическом освоении «технологии организации досуга детей и подростков» через метод организации насыщенной деятельности, который даёт возможность расширять профориентационное образовательное пространство, эффективно развивать творческое и познавательное мышление обучающихся.

Программа направлена на развитие творческого потенциала воспитанников, создание условий для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, общению и взаимообмену, искренности открытости в реальных жизненных ситуациях, что является неотъемлемой частью для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данная программа посредством учебного плана, содержания, форм и методов работы обеспечивает в рамках школьного учреждения удовлетворение потребности и запросов профориентации, художественно-эстетического творчества и общения.

Программа предусматривает подготовку обучающихся коррекционных общеобразовательных учреждений для обучающихся с ОВЗ, к самостоятельному выполнению заданий.

Занятия по гончарному делу направлены на изучение способов технологической обработки глины, как уникального инструмента развития ребенка. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей и подростков с ОВЗ, развивает ментальные и физические способности, благотворно воздействует на эмоционально-волевую сферу ребенка. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка и позволяют решать различные задачи социально-педагогической и социально-психологической реабилитации. Программа способствует развитию успешной бытовой и социальной адаптации детей с умственной отсталостью, содействует восстановлению различных систем организма, а также развитию компенсаторных возможностей воспитанников, выявляет интересы и развивает их творческие способности. Глина используется также на коррекционно-развивающих занятиях в качестве реабилитационной методики.

В первый год реализации программы был включен этап пропедевтики для детей, обучающихся по второму варианту. Работа велась с пластилином. Обучающиеся учились выполнять разнообразные элементы лепки, которые будут применимы при работе с глиной. И только потом стали переходить на глину. Научились простейшим навыкам при работе с глиной, научились работать инструментами и изучили технику безопасности при работе с глиной.

Второй год обучения превзошел все ожидания. Обучающиеся сели за гончарный круг и достигли хороших результатов. Они привыкли к материалу, инструментам и к концу года выполняли поставленные задачи самостоятельно. Дети с синдромом Дауна справлялись с работой на гончарном круге, проявляя элементы творческой работы.

Обучающиеся освоили работу на гончарном круге, изготовление разнообразных изделий, сушку, обжиг и дальнейшее декорирование этих изделий. Очень понравилось простой способ декорирования – это молочение. Они знают все этапы, последовательность и главное с удовольствием ждут результата своей работы.

На третьем году обучения обучающиеся научились работать с формами для заливания, освоили технику покрытия изделий глазурью. Получили знания о народных промыслах, такие как «Гжель»

Четвертый год обучения подразумевает систематизацию и углубление полученных знаний и навыков у ребят, профессиональную ориентацию обучающихся по данной программе.

На занятиях в гончарной мастерской помимо основного вида работы уделяется внимание формированию и развитию связной речи учащихся.

В коррекционно-развивающей работе с детьми планомерно идёт работа с предметной функцией слова, формируется понимание значений слов, корректируется грамматический строй речи, навык словообразования, формируются ассоциативные связи и семантические поля.

Мы можем говорить о формировании коммуникативных процессов по наблюдениям за детьми и диагностики устной и письменной речи. Учащиеся на занятиях самостоятельно образуют слова с помощью суффиксов, приставок, подбирают синонимы, антонимы, включают слова в процесс общения.

По результатам диагностики был сделан вывод, что развитие словаря, ориентированного на профессиональную деятельность учащихся, может быть эффективным только при совместной коррекционной работе учителя – логопеда, и педагога дополнительного образования.

У детей, обучающихся в коррекционной школе нарушены все компоненты устной и письменной речи. Систематические занятия дают результаты, коррекционная работа ослабляет речевой дефект. Не мало случаев полного исправления звукопроизношения. Однако дефекты, обусловленные интеллектуальными нарушениями, остаются и в старших классах. У подростков наблюдаем нарушения слоговой структуры, аграмматизмы, сложности в составлении распространённого предложения, составлении сложного предложения, восстановлении деформированного текста.

Цель логопедической работы: формирование, развитие, обогащение и активизация словарного запаса, формирование свободного речевого высказывания на определённую тему, подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельности и востребованности на рынке труда.

Задачи:

  • Пробуждать в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
  • Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям.
  • Учить наблюдать за языковой действительностью, словами различных категорий.
  • Формировать представление о многообразии слов в русском языке
  • Усиливать связь учителя-логопеда с учителями предметниками, особенно с учителями трудового обучения, педагогом дополнительного образования в совместной работе по развитию речи.

Содержание работы:

  • Создание программы логопедической коррекции для обучающихся 7 – 9 классов по АООП вар.1 совместно с педагогом дополнительного образования.
  • Разработка рекомендаций для педагога дополнительного образования по предмету «Гончарное дело».
  • Формирование умения у детей анализировать образец, составлять алгоритм работы и объективно оценивать выполненную работу на занятиях в гончарной мастерской.
  • Закрепления навыков употребления существительных, прилагательных, глаголов с новым лексическим значением.
  • Формирование, развитие и активизация словарного запаса.
  • Развитие мыслительных операций, восприятия, внимания, памяти.
  • Воспитание уважительного отношения к труду, людям труда.
  • Логопедическая диагностика.

На логопедических занятиях использованы приёмы обучения, дающие возможность закрепить техническую терминологию, позволяющие затем активно использовать усвоенную лексику в связных предложениях, при построении целого рассказа, а именно:

- нахождение лишнего слова в ряду нескольких слов названий предметов и материалов;

- нахождение общих признаков;

- найди предмет по описанию (соедини описание предмета в правом столбике со словом в левом столбике так, чтобы получилось складно);

- обобщение;

- выполнение заданий, стимулирующих общение с опорой на конкретные ситуации;

- работа по сюжетным картинкам, серии сюжетных картинок, карточкам с заданиями типа найди ошибку в слове, исправь деформированное словосочетание, предложение, составь предложение по схеме, составь текст из нескольких предложений, расставь абзацы по порядку и пронумеруй их так, чтобы получился последовательный рассказ, составь описательный рассказ по словесному плану.

В работе с детьми использую чтение литературных произведений о профессиях людей и людях труда, об уважении к труду, работаем с пословицами и поговорками о труде, провожу викторины.

Речевой материал для занятий продумывается и согласовывается с тематикой занятий в гончарной мастерской.

На занятиях в гончарной мастерской имеются все условия для коррекции речи учащихся. Деятельность организуется так, что у детей возникает необходимость общения между собой и с учителем.

Педагог на всех этапах урока имеет возможность стимулировать речь, он задерживает внимание учеников на терминологической лексике, при построении предложений учит находить нужные слова. Дети под его руководством овладевают умением правильно отвечать на поставленные вопросы и составлять последовательный рассказ о предстоящей или выполненной работе.

Работая во взаимосвязи с педагогом дополнительного образования, каждый из нас выполняет свою задачу, и в то же время мы делаем общее дело – помогаем детям овладеть технической лексикой и терминами, активизируем новый словарный запас, учим использовать его при построении самостоятельных высказываний. Другими словами, совместная работа формирует трудовые знания необходимые для активного обогащения речи учащихся новыми понятиями, развивает словарь, обозначающий трудовые операции, а также признаки различных предметов (материалов, инструментов, приспособлений, названий действий).

Профориентация в специальной коррекционной школе включена в большую работу с родителями. Это личные контакты, личные беседы, лектории для родителей.

Большое значение в профориентационном отношении имеют встречи с выпускниками школы и с родителями одноклассников, работающими на производстве.

Зачем же нужно совершенствовать свою устную речь? Во-первых, для того, чтобы уметь общаться с самыми разными людьми и в самых разных обстоятельствах. Во-вторых, для того, чтобы сказанное слово всегда точно выражало то, что думаем, чувствуем, хотим сказать, чтобы нас легко было понимать. В-третьих, для того, чтобы речь была красивой и правильной, и слушать её было приятно. И наконец, в-четвертых (и самых главных!), нужно учить детей владеть словом так, чтобы оно несло людям радость и пробуждало лучшее, что в них есть.

ЗАВЕРШЕНИЕ

Успешность наших воспитанников в освоении программы подтверждается участием и победами в различных международных, всероссийских, областных конкурсах, олимпиадах, фестивалях, конкурсах профессионального мастерства, проектная деятельность. Ребята неоднократно являлись участниками и победителями международного художественного конкурса «Моя Первая Рыба», победителями Областного конкурса детского, молодежного и семейного творчества «Пасхальные вариации» и мн.др.

Особую значимость для обучающихся с ОВЗ в возрасте от 14 лет в последнее время приобрёл Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», так как данный конкурс позволяет включить каждого обучающегося в процесс практической работы, начиная со школьного уровня. Начиная с 2021 года, школа является региональной площадкой Национального чемпионата «Абилимпикс». Количество компетенций регионального этапа конкурса с каждым годом увеличивается, добавляются новые компетенции, что значительно расширяет профессиональную ориентацию школьников и вовлекает всё большее количество участников. Так, в 2024 году на региональном этапе была открыта новая компетенция на нашей площадке – «Гончарное дело». На этом чемпионате успешно выступили обучающиеся с умеренной умственной отсталостью нашей школы, заняв призовые места. Ученица 7 класса, обучающаяся по 1 варианту стала победителем регионального чемпионата. Выпускник нашей школы, занявший 3 место на региональном чемпионате, продолжил совершенствовать свои навыки работы на гончарном круге, беря частные уроки у мастеров гончарной школы «Колокол». Надо отметить, что мастера этой организации активно помогают и консультируют педагога нашей школы. Тесное сотрудничество приносит свои плоды.

Особой популярностью и большим спросом пользуются изделия обучающихся кружка «Гончарное дело» на ежегодных, школьных ярмарках в конце учебного года. Вырученные деньги от продажи изделий бытовой и декоративной направленности, идут на приобретение глины, для работы в следующем учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта

Говоря о структуре урока нельзя не обратить внимание на то, что она всецело зависит от логики учебно-познавательной деятельности, которая в свою очередь определяется доминирующей триединой дидактическ...

Сообщение на педагогическом совете на тему: ««Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС».

Рассуждения на тему: "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся  с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС"...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Описаны проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, а также методы и формы, ориентированные на коммуникацию через внеурочную деятельность...

Методическая литература по теме самообразования "Развитие речи обучающихся с нарушением интеллекта в процессе урока через использование современных педагогических технологий"

Подборка методической литературы в помощь учителю в работе по теме самообразования"Развитие речи обучающихся с нарушением интеллекта в процессе урока через использование современных педагогически...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА «ПОВАР» 144 часа 2024 год

АОП обучающихся с нарушениями интеллекта - это программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает компл...

Тема доклада «Деятельность гончарной мастерской в образовательном процессе обучающихся с нарушением интеллекта»

На основании Распоряжения министерства образования Иркутской области «О реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» ГОКУ "...