Программа работы с одарёнными и высокомотивированными детьми
опыты и эксперименты
Цель программы - создание, функционирование и развитие системы работы с одарёнными детьми в МБОУ «Средняя школа №2 » на всех этапах их развития и становления, а также в создание среды, способствующей формированию и реализации творческих способностей в различных областях творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti.docx | 125.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 2 имени Н. Зайцевой»
Принято на заседании педагогического совета школы Протокол от 31 .08.2021 № 01 | Утверждено и введено в действие приказом по МБОУ «Средняя школа № 2» от « 31 » 08 2021 г. № 53 |
ПРОГРАММА
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
на 2021 - 2025 учебный год
Автор программы:
Учитель истории и обществознания
Шикина Анна Юрьевна
Структура Программы:
- Паспорт программы «Одарённые дети»
- Пояснительная записка
- Основные задачи методического обеспечения программы
- Основные направления работы
- Основные формы работы с одаренными учащимися
- Основные этапы реализации программы
- Мероприятия по реализации программы.
- Ожидаемые результаты реализации программы «Одаренные дети».
Паспорт Программы «Одаренные дети»
Наименование Программы | Программа «Одаренные дети» на 2021-2025 г. (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации; - Распоряжение Минпросвещения России от 20.06.2019 N Р-63"Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности"; - Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г № 1726-р); - Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президент Российской Федерации Д. Медведев 3 апреля 2012 г. Пр-827); - Конвенция о правах ребенка; - Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Средняя школа № 2»; - Учебный план МБОУ «Средняя школа № 2»; - Календарный график МБОУ «Средняя школа № 2». |
Цель Программы | Цель программы - создание, функционирование и развитие системы работы с одарёнными детьми в МБОУ «Средняя школа №2 » на всех этапах их развития и становления, а также в создание среды, способствующей формированию и реализации творческих способностей в различных областях творчества. Воспитательная цель - воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений. Образовательная цель - расширение единого образовательного пространства МБОУ «Средняя школа №2» для социально зна чимой реализации образовательной стратегии одаренных детей. Развивающая цель - развитие способностей одаренных детей к включению в любую практическую творческую деятельность, в рамках которой возможны различные уровни достижений. |
Задачи Программы |
|
личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах;
мероприятия разного уровня;
детей, обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми;
| |
Автор - составитель | Шикина Анна Юрьевна - учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя школа № 2» |
Сроки реализации Программы | I этап: Подготовительный (2021 год) включает в себя раз- работку программы системы поиска, выявления и поддержки одаренных детей. - Совершенствование и дополнение имеющегося нормативно- правового обеспечения; - Определение содержания образовательных услуг и программно - методического обеспечения; -Пополнение банка данных по одаренным детям.
- Выявление направленности и степени одаренности детей, пополнение банка данных одаренных детей; - Индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей учащихся, разработка индивидуальных образовательных маршрутов; - Сравнительный анализ результативности и степени активности участия учащихся в конкурсах, олимпиадах, викторинах различного уровня.
- участие в предметных олимпиадах на разных уровнях; |
- организация и проведение предметных конференций и конкурсов; - организация научно-исследовательской деятельности учащихся; - участие в организационно-массовых мероприятиях различного уровня; - предусматривается педагогическая и социальная поддержка одаренных детей. IV этап: Рефлексивно - обобщающий (2025 год) Предполагает провести анализ реализации Программы и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Программы, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.
| |
Исполнители и участники основных мероприятий Программы |
|
Механизмы реализации Программы |
подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми. |
Ожидаемые результаты от реализации Программы | - Совершенствование системы работы с одаренными детьми. - Воспитание интеллектуальной, творческой, талантливой молодежи, способной к самореализации и профессиональному самоопределению в соответствии со способностями. - Повышение качества обучения путем рационального использования педагогических кадров, использующих современные образовательные технологии. - Повышение процента учащихся - победителей и призёров конкурсов, фестивалей различного уровня. |
- Пояснительная записка
Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально- экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы дополнительного образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.
Программа «Одаренные дети» охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.
Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров по работе с одаренными детьми.
Анализ участия учащихся МБОУ «Средняя школа №2» в конкурсных мероприятиях различного уровня показывает, что в учебном коллективе имеется категория творческих и одаренных детей. Вместе с тем, как отмечалось на методических семинарах и педагогических советах, возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удается реализовать. Данная проблема стала темой обсуждения педсоветов, психолого-педагогических семинаров ходе которых обозначались направления работы коллектива по реализации программы
«Одарённые дети».
Профессионализм и ответственность, искренность и любовь к детям педагогов являются гарантом реализации программы.
Основные задачи методического обеспечения программы:
- внедрять в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития формы, методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;
- обеспечить научно-методическую, педагогическую поддержку одаренных детей;
- совершенствовать деятельность административно - методического аппарата по мотивации педагогов на управление развитием творческих способностей одаренных детей;
- организовать социальную подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми
Основные направления работы
- Диагностика.
- Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.
Диагностика
- Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности емкости.
- Создание банка методик для диагностирования учащихся в возрасте от 10 до 18 лет по определению интеллектуальных, творческих способностей; банка одарённых талантливых детей.
- Изучение круга интересов деятельности учащихся путем анкетирования.
- Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.
- Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем.
- Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей
- Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
- Знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе литературы.
- Привлечение творческих учителей для общения с детьми.
- Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.
- Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
Развитие творческих способностей
- Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению фестивалей, конкурсов, выставок, конференций.
- Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых и исследовательских работ;
- выполнение проектов;
- повышение степени сложности заданий.
Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности
- Создание постоянно действующих стендов (объявление по радио), посвященных победителям и призерам конкурсов различного уровня.
- Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.
Основные формы работы с одаренными учащимися
- Индивидуальный подход на занятиях, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий;
- Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к конкурсным мероприятиям различного уровня, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
- Олимпиады, конкурсы, выставки различного уровня, интеллектуальные игры;
- Использование современных средств информации (Интернет, медиате ка, электронная энциклопедия);
- Создание детских портфолио.
Основные этапы реализации программы:
I этап: Подготовительный (2021 год) включает в себя разработку программы системы поиска, выявления и поддержки одаренных детей.
- Совершенствование и дополнение имеющегося нормативно-правового обеспечения;
- Определение содержания образовательных услуг и программно - методического обеспечения.
- Пополнение банка данных по одаренным детям.
- этап: Аналитико-диагностический (в течение всего периода)
- Выявление направленности и степени одаренности детей, пополнение банка данных одаренных детей;
- Индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей учащихся, разработка индивидуальных образовательных маршрутов.
- Сравнительный анализ результативности и степени активности участия учащихся в конкурсах, фестивалях, викторинах различного уровня.
- этап: Основной (2021-2025 г.г.) Связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в организационно-массовых мероприятиях различного уровня. Предусматривается педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
- Выполнение мероприятий, определенных программой
- этап: Рефлексивно - обобщающий (2025 год) Предполагает провести
анализ реализации Программы и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Программы, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.
- Анализ результатов работы программы «Одаренные дети»; Определение проблем, возникающих в ходе реализации программы.
Мероприятия по реализации программы
№ п/п | Основные направления | Сроки | Исполнители |
Научно-методическое и образовательное направление | |||
1 | Разработка индивидуальных подходов и заданий для работы с одаренными детьми или теми, кто имеет склонность к изучению определенных предметов | 2021-2025 | Педагог-психолог, учителя-предметники |
2 | Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей | 2021-2025 | Педагог-психолог |
3 | Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности | С 2021 | Зам. директора по УВР, учителя предметники, классные руководители |
4 | Создание и ведение банка данных, включающее сведения об одаренных и талантливых детях. | 2021-2025 | Организатор по работе с одаренными детьми; классные руководители |
5 | Повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с одаренными детьми | 2021-2025 | Зам. директора по УВР |
6 | Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития | 2021-2025 | Зам. директора по УВР, классные руководители |
7 | Участие педагогов в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка | 2021-2025 | Зам. директора по УВР, учителя-предметники |
8 | Привлечение внимания общественности к потребностям одаренных учащихся | 2021-2025 | Директор, родительский комитет |
9 | Создание информационной базы по проблемам одаренности детей | 2021-2025 | Зам. директора по УВР |
10 | Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей | 2021-2025 | Учителя-предметники; методист по работе с одаренными детьми |
11 | Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам: - опыт педагогической работы с одаренными детьми;
| 2021-2025 | Учителя-предметники; методист по работе с одаренными детьми; классные руководители |
12 | Деятельность методического совета:
| 2021-2025 | Зам. директора по УВР |
Организационное психолого-педагогическое направление | ||||||
1 | Индивидуальная работа с педагогами | 2021-2025 | Зам. Директора по УВР | |||
2 | Организация и совершенствование работы методических объединений | 2021-2025 | Зам. директора по УВР, руководители методических объединений | |||
3 | Создание среды общения, самореализации. Социализации:
| 2021-2025 | Зам. директора по У ВР, учителя-предметники | |||
Социально-экономическое направление | ||||||
1 | Создание условий для оказания одаренным детям социальной помощи | 2021-2025 | Директор, родительский комитет | |||
2 | Поощрении одаренных детей – победителей организационно- массовых мероприятий различного уровня. | 2021-2025 | Административно- методический аппарат учреждения |
Ожидаемые результаты
Реализация программы « Одаренные дети» позволит:
-осуществить разработку концепции и психолого-педагогических основ выявления и развития одаренности, обнаружения и обучения одаренных детей, раскрытие их природного потенциала;
- сформировать банк данных по различным направлениям работы с одарён ными детьми;
- подготовить кадры и программно-методические документы и пособия для педагогов дополнительного образования, работающих с одаренными детьми и их родителями.
Показатели эффективности реализации программы «Одаренные дети»
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями.
- Создание банка данных одаренных детей лицея, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
- Внедрение в образовательное пространство лицея альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития;
- Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
- Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, даро вания.
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа та ких детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одарёнными детьми
Программа предусмотрена для учащихся 10- 11 классов и рассчитана на 34 часа, она учитывает возможности продолжения как естественнонаучного, так и гуманитарного образования в 10-11 классах. Реализация...
Программа работы с одарёнными детьми
выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей....
Организация работы с одарёнными и высокомотивированными детьми во внеурочное время как одно из приоритетных направлений современной школы
Проект направлен на развитие литературно-творческих и интеллектуальных способностей одарённых и высокомотивированных учащихся во внеурочное время с учётом индивидуальных особенностей. Вним...
Современные подходы к организации работы с одарёнными и высокомотивированными обучающимися на уроках английского языка
Работа с одаренными детьми – это важное направление в современной школе, которое позволяет развивать их таланты и способности, а также повышать общий уровень образования....
Дорожная карта по работе с одарёнными, талантливыми, высокомотивированными детьми
Представлена дорожная карта по работе с одарёнными, талантливыми, высокомотивированными детьми на 2024-2025 учебный год...
Формы работы с одаренными и высокомотивированными детьми в рамках предмета Science в инженерных классах.
Курс Science представляет собой комплексный курс естественных наук для школьников. Его можно сравнить с естествознанием – предметом, в рамках которого учащиеся получают общие знания по всем пред...
Эффективные практики работы с одарёнными и высокомотивированными детьми ( подготовка к ВОШ, научно-практическим конференциям по иностранному языку)
Из опыта работы "Обучение посредством делания". Проектный инкубатор предназначен для помощи учителям в разработке качественных учебных проектов. Участникам предлагается разработать...