Программа работы с одарёнными и высокомотивированными детьми
опыты и эксперименты

Федоренкова Анна Юрьевна

Цель программы - создание, функционирование и развитие системы работы с одарёнными детьми в МБОУ «Средняя школа №2 » на всех этапах их развития и становления, а также в создание среды, способствующей формированию и реализации творческих способностей в различных областях творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.docx125.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 2 имени Н. Зайцевой»

Принято

на заседании

педагогического совета школы

Протокол от      31 .08.2021 №  01

Утверждено и введено в действие

 приказом  по МБОУ

«Средняя школа № 2»

                                         от «   31  »  08   2021 г.  №   53               

ПРОГРАММА

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

на 2021 -  2025 учебный год

Автор программы:

Учитель истории и обществознания

Шикина Анна Юрьевна

Структура Программы:

  1. Паспорт программы «Одарённые дети»
  2. Пояснительная записка
  3. Основные задачи методического обеспечения программы
  4. Основные направления работы
  5. Основные формы работы с одаренными учащимися
  6. Основные этапы реализации программы
  7. Мероприятия по реализации программы.
  8. Ожидаемые результаты реализации программы «Одаренные дети».
  1. Паспорт Программы «Одаренные дети»

Наименование Программы

Программа «Одаренные дети» на 2021-2025 г. (далее -

Программа)

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации;

- Распоряжение Минпросвещения России от 20.06.2019 N Р-63"Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности";

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г № 1726-р);

- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президент Российской Федерации Д. Медведев 3 апреля 2012 г. Пр-827);

- Конвенция о правах ребенка;

- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Средняя школа № 2»;

- Учебный план МБОУ «Средняя школа № 2»;

- Календарный график    МБОУ «Средняя школа № 2». 

Цель Программы

Цель программы - создание, функционирование и развитие системы работы с одарёнными детьми в МБОУ «Средняя школа №2 » на всех этапах их развития и становления, а также в создание среды, способствующей формированию и реализации творческих способностей в различных областях творчества.

Воспитательная цель - воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

Образовательная цель - расширение единого образовательного пространства МБОУ «Средняя школа №2» для социально зна чимой реализации образовательной стратегии одаренных детей.

Развивающая цель - развитие способностей одаренных детей к включению в любую практическую творческую деятельность, в рамках которой возможны различные уровни достижений.

Задачи Программы

  • Создание системы работы по развитию творческих способностей и личностных качеств одаренных детей;
  • Обеспечение условий всестороннего развития

личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах;

  • Предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через творческие

мероприятия разного уровня;

  • Адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям;
  • Учет индивидуальности каждого обучающегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
  • Разработка системы диагностики одаренных

детей, обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми;

  • Обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально - педагогическую работу с одаренными детьми;
  • Оказание методической поддержки одаренным детям, а также родителям (лицам, их заменяющим).

Автор - составитель

Шикина Анна Юрьевна - учитель истории и обществознания  МБОУ «Средняя школа № 2»

Сроки реализации Программы

I этап: Подготовительный (2021 год) включает в себя раз- работку программы системы поиска, выявления и поддержки одаренных детей.

- Совершенствование и дополнение имеющегося нормативно- правового обеспечения;

- Определение содержания образовательных услуг и программно - методического обеспечения;

-Пополнение банка данных по одаренным детям.

  1. этап: Аналитико-диагностический (в течение всего пери- ода)

- Выявление направленности и степени одаренности детей, пополнение банка данных одаренных детей;

- Индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей учащихся, разработка индивидуальных образовательных маршрутов;

- Сравнительный анализ результативности и степени активности участия учащихся в конкурсах, олимпиадах, викторинах различного уровня.

  1. этап: Основной (2022-2025 гг.) Связан с непосредствен- ной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется:

- участие в предметных олимпиадах на разных уровнях;

- организация и проведение предметных конференций и конкурсов;

- организация научно-исследовательской деятельности учащихся;

- участие в организационно-массовых мероприятиях различного уровня;

- предусматривается педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

IV этап: Рефлексивно - обобщающий (2025 год) Предполагает провести анализ реализации Программы и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Программы, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

  • Анализ результатов работы программы «Одаренные дети»;
  • Определение проблем, возникающих в ходе реализации программы.

Исполнители и участники основных мероприятий Программы

  • Педагогический коллектив МБОУ «Средняя школа № 2»;
  • учащиеся МБОУ "Средняя школа № 2";
  • родители (законные представители).

Механизмы реализации Программы

  1. Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на развитие творческих способностей учащихся.
  2. Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития, как педагога, так и ученика.
  3. Организация социальной и психолого-педагогической

подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

Ожидаемые результаты от реализации Программы

- Совершенствование системы работы с одаренными детьми.

- Воспитание интеллектуальной, творческой, талантливой молодежи, способной к самореализации и профессиональному самоопределению в соответствии со способностями.

- Повышение качества обучения путем рационального использования педагогических кадров, использующих современные образовательные технологии.

- Повышение процента учащихся - победителей и призёров конкурсов, фестивалей различного уровня.

  1. Пояснительная записка

Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально- экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы дополнительного образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.

Программа «Одаренные дети» охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров по работе с одаренными детьми.

Анализ участия учащихся МБОУ «Средняя школа №2» в конкурсных мероприятиях различного уровня показывает, что в учебном коллективе имеется категория творческих и одаренных детей. Вместе с тем, как отмечалось на методических семинарах и педагогических советах, возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удается реализовать. Данная проблема стала темой обсуждения педсоветов, психолого-педагогических семинаров ходе которых обозначались направления работы коллектива по реализации программы

«Одарённые дети».

Профессионализм и ответственность, искренность и любовь к детям педагогов являются гарантом реализации программы.

  1. Основные задачи методического обеспечения программы:

  • внедрять в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития формы, методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;
  • обеспечить научно-методическую, педагогическую поддержку одаренных детей;
  • совершенствовать деятельность административно - методического аппарата по мотивации педагогов на управление развитием творческих способностей одаренных детей;
  • организовать социальную подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми

  1. Основные направления работы

  • Диагностика.
  • Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

  1. Диагностика

  1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности емкости.
  2. Создание банка методик для диагностирования учащихся в возрасте от 10 до 18 лет по определению интеллектуальных, творческих способностей; банка одарённых талантливых детей.
  3. Изучение круга интересов деятельности учащихся путем анкетирования.
  4. Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.
  5. Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем.
  6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

  1. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей

  1. Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
  2. Знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе литературы.
  3. Привлечение творческих учителей для общения с детьми.
  4. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.
  5. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

  1. Развитие творческих способностей

  1. Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению фестивалей, конкурсов, выставок, конференций.
  2. Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов:
  • творческие ответы;
  • выполнение творческих тематических заданий;
  • выполнение проблемных поисковых и исследовательских работ;
  • выполнение проектов;
  • повышение степени сложности заданий.
  1. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности

  1. Создание постоянно действующих стендов (объявление по радио), посвященных победителям и призерам конкурсов различного уровня.
  2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

  1. Основные формы работы с одаренными учащимися

  • Индивидуальный подход на занятиях, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий;
  • Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к конкурсным мероприятиям различного уровня, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
  • Олимпиады, конкурсы, выставки различного уровня, интеллектуальные игры;
  • Использование современных средств информации (Интернет, медиате ка, электронная энциклопедия);
  • Создание детских портфолио.

  1. Основные этапы реализации программы:

I этап: Подготовительный (2021 год) включает в себя разработку программы системы поиска, выявления и поддержки одаренных детей.

  •         Совершенствование и дополнение имеющегося нормативно-правового обеспечения;
  • Определение содержания образовательных услуг и программно - методического обеспечения.
  • Пополнение банка данных по одаренным детям.
  1. этап: Аналитико-диагностический (в течение всего периода)
  • Выявление направленности и степени одаренности детей, пополнение банка данных одаренных детей;
  • Индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей учащихся, разработка индивидуальных образовательных маршрутов.
  • Сравнительный анализ результативности и степени активности участия учащихся в конкурсах, фестивалях, викторинах различного уровня.
  1. этап: Основной (2021-2025 г.г.) Связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в организационно-массовых мероприятиях различного уровня. Предусматривается педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
  • Выполнение мероприятий, определенных программой
  1. этап: Рефлексивно - обобщающий (2025 год) Предполагает провести

анализ реализации Программы и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Программы, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

  • Анализ результатов работы программы «Одаренные дети»; Определение проблем, возникающих в ходе реализации программы.

  1. Мероприятия по реализации программы

№ п/п

Основные направления

Сроки

Исполнители

Научно-методическое и образовательное направление

1

Разработка индивидуальных подходов и заданий для работы с одаренными детьми или теми, кто имеет склонность к изучению определенных предметов

2021-2025

Педагог-психолог, учителя-предметники

2

Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей

2021-2025

Педагог-психолог

3

Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности

С 2021

Зам. директора по УВР, учителя предметники, классные руководители

4

Создание и ведение банка данных, включающее сведения об одаренных и талантливых детях.

2021-2025

Организатор по работе с одаренными детьми; классные руководители

5

Повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с одаренными детьми

2021-2025

Зам. директора по УВР

6

Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития

2021-2025

Зам. директора по УВР, классные руководители

7

Участие педагогов в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка

2021-2025

Зам. директора по УВР, учителя-предметники

8

Привлечение внимания общественности к потребностям одаренных учащихся

2021-2025

Директор, родительский комитет

9

Создание информационной базы по проблемам одаренности детей

2021-2025

Зам. директора по УВР

10

Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей

2021-2025

Учителя-предметники; методист по работе с одаренными детьми

11

Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам:

- опыт педагогической работы с одаренными

детьми;

  • родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться;
  • детские достижения (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.)

2021-2025

Учителя-предметники; методист по работе с одаренными детьми; классные руководители

12

Деятельность методического совета:

  • рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме;
  • организация апробации методик обучения учащихся

2021-2025

Зам. директора по УВР

Организационное психолого-педагогическое направление

1

Индивидуальная работа с педагогами

2021-2025

Зам. Директора по УВР

2

Организация и совершенствование работы методических объединений

2021-2025

Зам. директора по УВР, руководители методических объединений

3

Создание среды общения, самореализации. Социализации:

  • сотрудничество с учреждениями образования различного уровня;
  • организация и участие в школьных,  муниципальных, региональных  олимпиадах, конкурсах, мероприятиях;
  • организация защиты творческих проектов

2021-2025

Зам. директора по У ВР, учителя-предметники

Социально-экономическое направление

1

Создание условий для оказания одаренным детям социальной помощи

2021-2025

Директор, родительский комитет

2

Поощрении одаренных детей – победителей организационно- массовых мероприятий различного уровня.

2021-2025

Административно- методический аппарат учреждения

Ожидаемые результаты

Реализация программы « Одаренные дети» позволит:

-осуществить разработку концепции и психолого-педагогических основ выявления и развития одаренности, обнаружения и обучения одаренных детей, раскрытие их природного потенциала;

- сформировать банк данных по различным направлениям работы с одарён ными детьми;

- подготовить кадры и программно-методические документы и пособия для педагогов дополнительного образования, работающих с одаренными детьми и их родителями.

Показатели эффективности реализации программы «Одаренные дети»

  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  • Повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями.
  • Создание банка данных одаренных детей лицея, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
  • Внедрение в образовательное пространство лицея альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития;
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
  • Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, даро вания.
  • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа та ких детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одарёнными детьми

Программа предусмотрена для учащихся 10- 11 классов и рассчитана на 34 часа, она учитывает возможности продолжения как естественнонаучного, так и гуманитарного образования в 10-11 классах. Реализация...

Программа работы с одарёнными детьми

выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей....

Организация работы с одарёнными и высокомотивированными детьми во внеурочное время как одно из приоритетных направлений современной школы

Проект направлен на развитие литературно-творческих и интеллектуальных способностей одарённых и высокомотивированных  учащихся во внеурочное время с учётом  индивидуальных особенностей. Вним...

Современные подходы к организации работы с одарёнными и высокомотивированными обучающимися на уроках английского языка

Работа с одаренными детьми – это важное направление в современной школе, которое позволяет развивать их таланты и способности, а также повышать общий уровень образования....

Дорожная карта по работе с одарёнными, талантливыми, высокомотивированными детьми

Представлена дорожная карта по работе с одарёнными, талантливыми, высокомотивированными детьми на 2024-2025 учебный год...

Формы работы с одаренными и высокомотивированными детьми в рамках предмета Science в инженерных классах.

Курс Science представляет собой комплексный курс естественных наук для школьников. Его можно сравнить с естествознанием – предметом, в рамках которого учащиеся получают общие знания по всем пред...

Эффективные практики работы с одарёнными и высокомотивированными детьми ( подготовка к ВОШ, научно-практическим конференциям по иностранному языку)

Из опыта работы "Обучение посредством делания". Проектный инкубатор предназначен для помощи учителям в разработке качественных учебных проектов. Участникам предлагается разработать...