Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игротека»
рабочая программа (5 класс)

Баймурзаева Абидат Абдулвагабовна

В основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Игротека» лежит игровая деятельность. Воспитательное значение игры многообразно. В игре дети познают жизнь, развиваются физически, нравственно, интеллектуально, формируют те качества, которые необходимы для выбора будущей профессии, развивают творческие и организаторские способности. Плодотворно игра развивает психические свойства личности. Игра - это всегда живое общение, дух соревнования, свободное творчество и изобретательство. Через игру ребенок учится общению и усваивает язык и законы общества.

    У детей наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурно развивается воображение, фантазия. Особенностями игры в младшем и в среднем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность.

   Любая игра- это наука побеждать. В игре вырабатываются такие важные качества, как внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели. А еще игра развивает умение общаться, учит логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков.

      Меняется понимание привычных вещей, меняется сам образ жизни общества. И поэтому перед педагогами ставится задача - найти гуманистические методы воздействия на личность ребенка в контексте его взаимодействия с окружающим миром. Детство- это не подготовительный период жизни. И необходимо признавать ценность этого периода развития личности. В жизни ребенка игра занимает центральное место. Именно в игре он чувствует себя комфортно, ощущает психологический комфорт, свободу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_igroteka_7-11let_72chasa.docx75.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

 «Центр детского творчества»

Рассмотрено                                                                     Утверждаю                        методическим советом                                                   Директор МАУДО «ЦДТ»

МАУДО «ЦДТ»                                                                 __________ О.С.Доценко  

Протокол №   от «__»______2024 года                          «___» __________ 2024 года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

 программа «Игротека»

реализуется за счет средств ПФДО

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 1 год

                                           Составитель: Баймурзаева Абидат Абдулвагабовна,

                                                                  педагог дополнительного образования

г. Пыть - Ях

2024 год

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования».

          1.1.Пояснительная записка …………………………………………………...3

1.1.1.Актуальность ……………………………………………………5

1.1.2.Новизна ………………………………………………………….5

1.1.3.Педагогическая целесообразность …………………………….5

1.1.4.Отличительная особенность программы ………………………6

1.1.5.Организация образовательного процесса ……………………..6

1.1.6.Виды занятий …………………………………………………….6

1.1.7.Методы обучения ……………………………………………….7

1.1.8.Формы обучения ………………………………………………..7

          1.2.  Цель и задачи программы ………………………………………………8

          1.3. Содержание программы …………………………………………………9

           1.3.1. Учебный план  ………………………………………………….9

           1.3.2. Содержание учебного плана …………………………………10

           1.3.3. Календарно-тематическое планирование ……………………12

           1.3.4. Планируемые результаты к концу обучения ………………...15

           1.3.5. Календарный учебный график ………………………………...15

Раздел 2 программы «Комплекс организационно-педагогических условий»

         2.1. Формы аттестации и оценочные материалы …………………………….16

         2.2.Условия реализации программы ………………………………………….22

                     2.2.1. Материально-техническое обеспечен  …………………………22

                     2.2.2. Учебно-методические материалы …………………………..….22

                     2.2.3. Кадровое обеспечение …………………………………………..23

         2.3. Литература …………………………………………………………………23

Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»

  1. Пояснительная записка программы

              Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

                                                                                                                  (Сухомлинский В.А.)

В основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Игротека» лежит игровая деятельность. Воспитательное значение игры многообразно. В игре дети познают жизнь, развиваются физически, нравственно, интеллектуально, формируют те качества, которые необходимы для выбора будущей профессии, развивают творческие и организаторские способности. Плодотворно игра развивает психические свойства личности. Игра - это всегда живое общение, дух соревнования, свободное творчество и изобретательство. Через игру ребенок учится общению и усваивает язык и законы общества.

    У детей наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурно развивается воображение, фантазия. Особенностями игры в младшем и в среднем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность.

   Любая игра- это наука побеждать. В игре вырабатываются такие важные качества, как внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели. А еще игра развивает умение общаться, учит логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков.

      Меняется понимание привычных вещей, меняется сам образ жизни общества. И поэтому перед педагогами ставится задача - найти гуманистические методы воздействия на личность ребенка в контексте его взаимодействия с окружающим миром. Детство- это не подготовительный период жизни. И необходимо признавать ценность этого периода развития личности. В жизни ребенка игра занимает центральное место. Именно в игре он чувствует себя комфортно, ощущает психологический комфорт, свободу.

Особое построение программы – по модулям:

  • 1 модуль- с 1.09.24 -31.12.25,
  • 2 модуль – 09.01.25-31.05.25.

Данная программа разработана для детей 7-11 лет подходит для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (предполагая разработку индивидуального образовательного маршрута при необходимости такового).

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игротека» составлена в соответствии с правовыми документами, регламентирующими программы дополнительного образования:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания».

3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07.12.2018, протокол № 3).

4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p.

5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок).

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».

10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.02.2021 №38 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее - Целевая модель).

11.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

1.1.1. Актуальность программы. В настоящее время особо остро стоит вопрос о необходимости социализации личности, потому что социальное развитие и воспитание — педагогически ориентированная и целесообразно направленная система общественной помощи подрастающему поколению в период его включения в жизнь. Одним из важнейших направлений социальной деятельности является дополнительное образование детей и подростков.

1.1.2.Новизнадополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является комплексной программой дополнительного образования детей и подростков «Игра+». Особенности театрализованных представлений: массовость, зрелищность, синтетичность - предполагают ряд богатых возможностей как в развивающее - эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.

1.1.3. Педагогическая целесообразность. В основу программы лежит идея использования потенциала игровой педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Сценическая деятельность базируется на единстве коллективного взаимодействия, подчиненности общему замыслу - с одной стороны, и максимальном творческом проявлении каждого - с другой. Данная программа ориентирована на создание условий для развития творческих умений и навыков детей средствами игры, организацию их досуга.

1.1.4. Отличительной особенностью данной программызаключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ. Программа объединяет в одно целое такие понятия, как «личность», «творчество», «информационно – коммуникативные технологии».

1.1.5. Организация образовательного процесса.

  • Направленность программы – социально-гуманитарная
  • Уровень программы - базовый
  • Адресат программы - возраст обучающихся 7-11 лет
  • Объем и сроки реализации-72 часа, 1 год обучения
  • Форма обучения – очная, но при необходимости системы, допускается дистанционное обучение с помощью доступных мессенжеров
  • Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу Продолжительность занятия 40 минут, перемены 10 минут
  • По форме организации - групповые, парные  в сочетании с индивидуальными занятиями.
  • Состав групп – постоянный.
  • Количество обучающихся на занятии- 7 - 30 человек.
  • Программу реализует педагог дополнительного образования: Баймурзаева Абидат Абдулвагабовна

1.1.6. Виды занятия определяются содержанием программы и предусматривают теоретическое и практическое обучение.

  • занятия - исследования;
  •  нетрадиционные занятия (занятие – сказка, занятие-КВН, урок-путешествие, занятие – творческая мастерская);
  •  интегрированные занятия (с использованием информационно-коммуникационных технологий).

1.1.7 Методы обученияприменяемые на  занятиях подразделяются на:

  • Словесные (рассказ, объяснение, анализ, сравнение, демонстрация, беседа – обсуждение, самостоятельная работа,  устное изложение ).
  • Иллюстративно - рецептивный (беседы, ознакомление детей с литературой игр, небольшие лекции по отдельным темам).
  • Репродуктивный (выполнение элементов игр).
  • Исследование (подготовка и разработка индивидуальных проектов с последующей защитой).
  • Групповой (разработка творческих коллективных работ по заданной теме).
  • Создание ситуации успеха – посредством индивидуального подхода, поощрения в коллективе создается атмосфера для роста способностей обучающихся.
  • Стимулирование - оценка качества работы детей, разные критерии оценки в зависимости от возраста учащегося и этапа обучения.

1.1.8 Формы обучения:

Формы организации занятий:

  • коллективная
  • групповая
  • работа в парах
  • индивидуальная

Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные.

Формы  проведения занятий:

  • беседа
  • открытое занятие
  • творческая мастерская
  • мастер-класс
  • презентация
  • практическое занятие
  • экскурсия
  • праздник.

1.2. Цель программы: Создание условий для социализации личности ребенка посредством игровой деятельности.

Задачи:

  Личностные

  • воспитать активную творческую личность;
  • воспитать нравственные и эстетические чувства ребенка, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту;
  • прививать уважительное, внимательное отношение к своим близким людям;
  • способствовать нравственному, умственному, эстетическому воспитанию.

Метапредметные

  • способствовать формированию двигательных навыков и умений, развитию психофизических качеств, привитию организаторских способностей;
  • оказать помощь в становлении творческой личности ребенка;
  • развивать нравственные качества: честность, правдивость, выдержку, дисциплину, товарищество и эстетические чувства ребенка через беседы, художественное слово и совместную игровую деятельность;
  • содействовать развитию речи: обогащению словарного запаса, повышению выразительности речи и движений, навыкам речевого общения в совместной деятельности.

Образовательные:

  • обучить основами игровой технологии;
  • формировать практические умения в коллективной игровой

деятельности;

  • формировать умениям и навыки организаторской деятельности, самоорганизации.

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебный план

№ п/п

Содержание и виды работ

Всего часов

В том числе часы

Формы

Теории

Практики

организации

занятий

аттестации/

контроля

                                                I модуль

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 

«Игра начинается»

1

1

_

беседа, презентация

 наблюдение, тестирование

2.

Игра как средство общения.

6

3

3

беседа, презентация

входной контроль

3.

История игры.

3

1

2

беседа, презентация

практические задания, упражнения

4.

Русские народные игрища.

19

9

10

беседа, презентация

практические задания, упражнения тематический.опрос

                                                II модуль

5.

Домашние игры и забавы

5

2

3

беседа, презентация

практические задания, упражнения

6.

Игры в кругу друзей

13

6

     7

беседа, презентация

практические задания, упражнения

7.

Подвижные игры.  Игры с мячом.

17

7

10

беседа, презентация

практические задания, упражнения

8.

Игровые конкурсные программы

7

3

4

беседа, презентация

практические задания, упражнения

9.

Итоговое занятие.

1

-

1

мастер-класс

итоговый

Всего:

72

32

40

   1.3.2. Содержание учебного плана

1.Вводное занятие. «Игра начинается»(1час)

     Цели и задачи, содержание, режим занятий в студии. Программа занятий.

Правила поведения на занятиях. ТБ. ПБ. Организационные вопросы.

Практика: Участие в игровой программе «Будем знакомы!».

2. Игра как средство общения (6часов)

     Совместимость. Преодоление конфликта. Знакомство через игру. Виды игр на знакомство. Игры со сменой пар. Игры, дающие возможность выбора партнера.

Практика: Разучивание игр «Снежный ком», «Воробей», «Знакомство в два круга», «Знакомство с мячом», «Танец с метлой», «Приглашение».

3.История игры (3 часа)

     Игра у восточных славян. Традиция игры в России. «Скоморошины», их происхождение, сатирические черты.

Практика: Небылицы в лицах.

 4. Русские народные игрища (19часов)

     Хоровод. Русские единоборства. Русские посиделки как форма. Произвольная программа посиделок: народные песни, загадки, побасенки, гадания, частушки. Подвижные русские народные игры. Игровое пространство. Правила игры. Атрибуты. Техника проведения игры.

Практика: Разучивание русских хороводов:  «Селезень», «Бояре», «Кать –Катерина». Игры-единоборства: «Бой петухов», «Толкни спиной», «Перетягивание каната», русские скакалки, бег на ходулях. Разучивание игр:  «Салки», «Жмурки», «Уголки», «Лапта», «Городки»,  «Прятки».

 5. Домашние игры и забавы (5 часов)

     Старинные русские настольные игры. Фантовые игры. Шуточные игры. Домашние забавы. Техника проведения игр.

Практика: «Бирюльки», «Фанты», «Блошки», «Чепуха», «Да и нет».

 6. Игры в кругу друзей(13 часа)

     Характерные особенности игр, проводимых в помещении. Малоподвижные игры. Ограниченное игровое пространство.

ПрактикаИгры на мгновенную реакцию: «Не подражай», «Смени руку», «Вызов номеров», «Теплый ветер». Игры, развивающие наблюдательность: «Что за спиной?», «Близкие знакомые», «Слепые менялы», «Слово к слову». Артистические игры на воображение: «Изобрази без предмета». Конкурс поэтических жанров. Конкурс анонимных поэтов. Театральные режиссёры. Кинооператоры.   «Ситуации», «Скульпторы», «Ассоциации».

 7. Подвижные игры.  Игры с мячом (17часов)

     Движение - форма жизни. Движение как выражение внутреннего чувства. Многоплановость подвижных игр. Эмоциональный настрой в игре. Игровой реквизит. Площадка для игр. История возникновения игр с мячом. Мяч - первый и основной атрибут изначальных форм спорта. Разновидности мячей. Игры с мячом в России. Мяч катится по континентам. Особенности организации игр с мячом.

Практика: Разучивание и техника проведения игр «Капканы», «Лошадки», «Птицы в клетке», «Совушка», «Ловишки», «Воробьи-вороны». Любимые игры кружковцев. Разучивание игр: «Защита крепости»,  «Прокатись на мяче», «Вышибалы», «Охотники и утки», «Мяч через голову», «Картошка»,  «Кенгуру», «Эстафета с мячом».

 8. Игровые конкурсные программы (7часа)

     Игровая программа - оригинальный набор конкурсов в игровом оформлении. Игровые конкурсные программы по выявлению победителей в состязаниях знатоков, умельцев, эрудитов, рыцарей, мисс и т.д. Игровые программы в различных игровых формах: «Крестики-нолики», «Пять на пять», «Морской бой», «Гордиев узел».

    Методика проведения игровых программ. Основы сценарного мастерства. Выбор темы. Определение задач. Композиционное построение сценария: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Сценарный ход. Игровой эпизод как первоначальная ячейка сценария. Монтаж игровых эпизодов. Воплощение, содержания темы игровыми средствами. Логичность, лаконичность игровых эпизодов.

Практика: Создание игровой конкурсной программы. Организация и проведение конкурсной игровой программы в своем объединении. Составление сценария собственной игровой программы. Авторские работы кружковцев, постановка индивидуальных игровых программ. План подготовки. План проведения. Технические средства. Репетиции.

9. Итоговое занятие(1час) Подведение итогов.

  Обсуждение результатов, подведение итогов, награждение.

1.3.3. Календарно-тематическое планирование

1.3.3. Календарно-тематическое планирование.

№занятия

Дата занятия

Количество часов

Тема занятий

Количество часов

план

факт

теория

практика

                                                                        I модуль

1.

1

Вводное занятие. ТБ. ПБ.

Правила поведения в ЦДТ.

1

2.

1

 Игра начинается. 

Игровая программа «Будем знакомы!».

1

3.

1

Игры со сменой пар.  Разучивание игр:   «Приглашение», «Медведи и пчёлы».

1

4.

1

 Познакомить с правилами игры  «Танец с метлой». Русская народная игра «Третий лишний».

1

5.

1

 Игры «Воробей», «Шишки, жёлуди, орехи». Русская народная игра «У медведя во бору».

1

6.

1

Беседа: «История возникновения игр с мячом». Игра «Знакомство с мячом». Перекаты мяча.

1

7.

1

 Разучивание игры  «Снежный ком». Игры с мячом «Мячик», «Мяч по полу».

1

8.

1

 Беседа: Игры у восточных славян. Разучивание народных игр. Игра «Калин – банба», «Чижик».

1

9.

1

Беседа: Традиция игры в России. Разучивание народных игр. Игра «Золотые ворота», «Чехарда».

1

10.

1

 Беседа: Скоморошины, их происхождение, сатирические черты. Игра: «Скоромоший переполох».  Игра: «Скоморох по улице идёт..»

1

11.

1

 Беседа: Что такое хороводы? Игры в кругу, хороводы, народные игры. Игры-хороводы «Здравствуй, друг, который справа!», «Золотые ворота».

1

12.

1

Разучивание русских хороводов.   «Селезень», «Сапожок».

1

13.

1

 Русская народная игра «Бояре». Игра: «Тетёрка».

Знакомство с игрой  «Дядюшка Трифон».

1

14.

1

 Игра-хоровод «Кать - Катерина». Игра: «Ключи». Игра: «Горелки с платочком».

1

15.

1

 Беседа: Русские единоборства. Лихие забавы на Руси. Русская народная игра «Толкни спиной».

1

16.

1

 Игры-единоборства: «Бой петухов». Разучивание народной игры с элементами единоборства «Дуэль».

1

17.

1

 Упрямые барашки – подвижная игра на равновесие.

1

18.

1

 Русская народная игра «Перетягивание каната». Разучивание игры  «Много троих, хватит двоих».

1

19.

1

 Русская народная игра  «Скакалки».  Игра «Ковшуны».

1

20.

1

 Игра «Бег на ходулях». Игра «Карусель».

1

21.

1

 Беседа «Русские народные посиделки».

1

22.

1

Народные песни, загадки, побасенки, гадания, частушки. Игровая программа «Деревенские посиделки».

1

23.

1

Подвижные русские народные игры.

Техника проведения игры. Русская народная игра «Гуси-Лебеди».

1

24.

1

Разучивание игр.  «Салки», «Дударь».

1

25.

1

 Подвижная игра «Жмурки», «Змейка».

1

26.

1

Разучивание игры «Уголки». Игры «Круговые пятнашки»,  «Ловушки в кругу».

1

27.

1

 Русская народная игра  «Лапта». Знакомство с игрой.

1

28.

1

Игры в движении  «К своим флажкам». Игра «День и ночь», «Городки».

1

29.

1

Русская народная игра   «Прятки».

1

30.

1

 Беседа: Старинные русские настольные игры.

Народная игра «Цирки».

1

31.

1

 Беседа: Фантовые игры. Игра «Камешки». Игра «Крелушки», народная «Зоски».

1

32.

1

Беседа: Русские народные шуточные игры. Русская народная игра «Пирог». Игра «Сиди, сиди, Яша».

1

                                                                   II модуль

33.

1

Беседа: Домашние забавы. Техника проведения игр. «Бирюльки», «Фанты».

1

34.

1

Разучивание игр «Чепуха»,  «Да и нет». Игры «Шатёр», «Огородик».

1

35.

1

Характерные особенности игр, проводимых в помещении. Малоподвижные игры. Игра «Колечко».

1

36.

1

Игра «Не подражай», «Смени руку». Народная игра «Здравствуй, дедушка Прокоп».

1

37.

1

 Разучивание игр «Вызов номеров»,   «Теплый ветер».

1

38.

1

Игры, развивающие наблюдательность: «Что за спиной? », «Близкие знакомые».

1

39.

1

 Разучивание игр «Слепые менялы», «Слово к слову».

1

40.

1

Артистические игры на воображение: «Изобрази без предмета». Народная игра «Море волнуется»

1

41.

1

Артистические игры на воображение «Конкурс поэтических жанров». Игра «Острый Глаз».

1

42.

1

Артистические игры на воображение « Конкурс анонимных поэтов». Игра «Маленькая сказка».

1

43.

1

Артистические игры на воображение «Театральные режиссёры». Знакомство с игрой  «Путаница».

1

44.

1

Артистические игры на воображение «Кинооператоры». Игра «Пословица в стоп-кадре».

1

45.

1

Артистические игры на воображение «Ситуации». Игра «Церемония».

1

46.

1

Артистические игры на воображение «Скульпторы». Игра «Сад скульптур».

1

47.

1

Артистические игры на воображение «Ассоциации». Игра «Ищу друга».

1

48.

1

Беседа: Движение - форма жизни. Особенности организации игр с мячом. Игра «Не задень»

Игра «Зевака».

1

49.

1

Разучивание и техника проведения игр.

«Капканы».

1

50.

1

Русская народная игра «Лошадки». Игра «Царь горы».

1

51.

1

Разучивание игры «Птицы в клетке», «Стрекозы».

1

52.

1

 Знакомство с игрой «Совушка».

Народная игра «Рак пятится назад».

1

53

1

Русская народная игра «Ловишки». Игры «Бег по кочкам», «Бег сороконожек».

1

54.

1

Народная игра «Воробьи-вороны».

1

55.

1

Игра «Санные поезда». Игры по выбору обучащихся.

1

56.

1

Любимые игры кружковцев.

Разучивание игр «Кошка и мышка», «Ручеек».

1

57.

1

Игра «Защита крепости». Разучивание игр «Через ножки», «В ладошки».

1

58.

1

Развитие глазомера и чувства расстояния.

Передача мяча. Метание мяча. Игра «Гвозди

ковать», «Прокатись на мяче».

1

59.

1

«Русская народная игра «Вышибалы», «Свечки».

1

60.

1

«Разучивание игры «Охотники и утки».

Народная игра «Казаки-разбойники».

1

61.

1

Народные  игры «Мяч через голову», «Резиночка».

1

62.

1

Русская народная игра «Картошка».

Разучивание игры.

1

63.

1

Народная игра «Кенгуру». «Бег в калошах».

1

64.

1

Развлекательная программа «Эстафета с мячом».

1

65.

1

Создание игровой конкурсной программы. Организация и проведение конкурсной игровой программы.

1

66.

1

Игровые программы в различных игровых формах: «Крестики-нолики».

1

67.

1

Разработка с обучающимися игровой программы «Шляпа прикосновений».

1

68.

1

Разработка с обучающимися игровой программы «Пять на пять».

1

69.

1

Игровая программа «Морской бой».

1

70.

1

Авторские работы кружковцев. Организация и проведение авторских программы обучающихся.

1

71.

1

Постановка индивидуальных игровых программ.

1

72.

1

Итоговое занятие. Подведение итогов года.

1

Итого:

72часа

32

40

1.3.4. К концу  обучения  обучающиеся должны:

Знать:

  • историю возникновения игр;
  • основные виды игр;
  • особенности игрового языка;
  •  правила проведение игр;
  • различия между изученными видами игр;
  • правила поведения во время игр.

Уметь:

  •  организовывать изученные виды игр;
  • взаимодействовать в игре;
  • проявить смекалку и находчивость, быстроту, хорошую координацию;
  • импровизировать;
  • создавать игровые ситуации;
  • применять игровые навыки в жизненных ситуациях.

1.3.5.Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Игротека».

Период обучения

Дата

Количество

Режим занятий

начала занятий

окончания занятий

учебных недель

учебных дней

учебных часов

1 модуль

1 сентября

31 декабря

16

32

32

2 раза в неделю по 1 часу

2 модуль

9 января

31 мая

20

40

40

2 раза в неделю по 1 часу

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Формы аттестации и оценочные материалы

Виды контроля:

  • предварительный (входной контроль)- выявление уровня знаний и умений обучающегося  в форме индивидуального опроса или диагностики;
  • текущий - проверка проводится по окончании изучения каждой темы, с целью выявления освоения и упорядочения знаний  обучающимися. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания;
  • тематический - проверка проводится после изучения целого раздела или значительной темы курса. Её цель – выявить качество усвоения обучающимися учебного материала, систематизировать и обобщить его. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания, с использованием схем, карточек опроса;
  • промежуточный - проверка проводится за полугодие и выявляется уровень освоения теоретических знаний и практических умений и навыков за полгода. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания, с использованием схем, карточек опроса;
  • итоговый - проверка проводится за год и выявляется уровень облученности и освоения теоретических знаний и практических умений и навыков за год. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания, с использованием схем, карточек опроса.

Оценочные материалы

Тестовые заданиядля входного контроля:

Цель: выявить уровень любознательности учащихся.

Инструкция: учащимся предлагается рассмотреть 12 суждений и оценить степень своего согласия с каждым из них. Степень согласия фиксируется в баллах: 3 – в основном верно, 2 – отчасти верно, 0 – не - верно, 1 – не могу решить.

Стимульный материал:

  1. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
  2. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
  3. Мне нравится заниматься чем-то новым.
  4. Я люблю заводить новых друзей.
  5. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
  6. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
  7. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.
  8. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
  9. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
  10. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.
  11. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.
  12. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.

Оценка результатов

Баллы, выставленные за каждое суждение, подсчитываются, и делается вывод об уровне любознательности учащегося.

Уровни:

28-33 –высокий уровень любознательности;

22-27 –уровень любознательности выше среднего;

16-21 – средний уровень любознательности;

15 и менее – низкий уровень любознательности.

Контрольные задания для  промежуточной аттестации

Тест: «Направленность на приобретение знаний»

Цель: выявить уровень интереса учащихся к приобретению новых знаний.

Инструкция: учащимся дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.
Вопросы:
1) Если что-то не получилось на занятии, ты, придя, домой

а) пытаешься выполнить это задание еще раз б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, так как знаешь, что больше это задание выполнять не придется.                                                                        
2) После одобрения педагога ты:

а) добросовестно готовишься к каждому занятию;

б) не готовишься, так как тебе это не интересно.
3) Бывает ли, что ты остаешься недоволен своим ответом.

а) да, б) нет.
4) Что для тебя учение:

а) познание нового, б) обременительное занятие.
5) Зависят ли твои успехи от тщательности подготовки к занятию:

а) да, б) нет.
6) Анализируешь ли ты после неудачно выполненного задания, что ты сделал неправильно:

а) да, б) нет.
7) Зависит ли твое желание заниматься дома от того, оценивают его ли:

а) нет, б) да.
8) Легко ли ты втягиваешься в занятия после каникул:

а) да, б) нет.
9) Жалеешь ли ты, что не бываешь на занятиях по какой-либо уважительной причине:

а) да, б) нет.
10)  Когда ты, приходишь на занятие, что тебя интересует больше всего:

а) получение новых знаний; б) возможность самовыразиться                      

11) Что, по-твоему, лучше - учиться или учить:

а) учиться, б) учить.
12)  Что для тебя важнее:

а) интерес к учебе б) легкость учебного материала

Обработка результатов
За каждый вариант ответа «а» начисляется 1 балл. Далее баллы суммируются и определяется уровень интереса учащихся к приобретению новых знаний.

Уровни:

10-12 баллов – высокий уровень;

7-8 баллов – уровень выше среднего;

5-6 баллов – средний уровень.

0-4 балла – низкий уровень.

Контрольные задания для итоговой аттестации

Тест «Виды игр»

1.К какому виду игр относятся сюжетно-ролевые игры?

А) активные

Б) пассивные

В) имитационные

2.Театрализованная игра является разновидностью

А) сюжетно-ролевых игр

Б) художественных

В) деловых

3. К играм с правилами относятся

А) интеллектуальные игры

Б) подвижные и спортивные игры

В) танцевальные игры

4.Характерная особенность игр с залом

А) сюжетность

Б) массовость

В) состязательность

5.Какая игра относится к бессюжетным?

А) спортивная

Б) музыкальная

В) сюжетно-ролевая

6.Какие игры относятся к творческим?

А) подвижные, спортивные, интеллектуальные

Б) cюжетно - ролевые, строительные и игры-драматизации

В) танцевальные, музыкальные, игры с залом

7. Для какого вида игр характерно наибольшее эмоциональное напряжение?

А) подвижные, спортивные

Б) cюжетно – ролевые и игры-драматизации

В) танцевальные, музыкальные игры

8. К какому виду игр относят музыкальные игры?

А) сюжетным

Б) ролевым

В) имитационным

9. К какому виду игр относят игры-аттракционы?

А) игры-состязания

Б) развивающие игры

В) творческие игры

10. К какому виду игр относят деловые игры?

А) психотехнические

Б) развивающие

В) профориентационные

За каждый правильный ответ учащемуся начисляется 1 балл.

10-8 баллов - высокий уровень знаний;

7-5 баллов - средний уровень знаний

4 балла и менее – низкий уровень знаний

Наблюдение за общением учащихся

Цель: выявить уровень навыков общения.

Условия проведения: наблюдение направлено на исследование навыков общения учащихся в творческом объединении, в быту. Основное внимание обращается  на характер их общения и готовность к взаимопомощи. А также на избирательность общения и конфликтность. Частота проявления вышеуказанных параметров фиксируется в карте наблюдения.

Данное наблюдение является систематическим, по включенным объектам  -сплошным, по форме – неосознанным внутренним.

Карта наблюдения

Ф.И.

учащегося

Характер общения

взаимо-

помощь

избира

тельность

конфликтность

доминирование

подчинение

конформизм

сотрудни

чество

2.2 Условия реализации программы

2.2.1 Материально – техническое обеспечение:

  • Кабинет для проведения занятий в соответствии с СанПиН 1.2.3685- 21.
  • Ученические столы 6 шт., ученические стулья 12 шт.
  • Шкафы или стеллажи для хранения и демонстрации работ, а также стенды для размещения наглядных пособий.
  • Доска ученическая.
  • Персональный компьютер.
  • Интерактивная доска;
  • Комплекты настольных игр, предложенных в программе (по 2 набора каждой игры)
  • Ножницы;
  • Картон.
  • Цветная бумага.
  • Краски.
  • Цветные карандаши.
  • Клей ПВА.
  • Листы белой бумаги.
  • Цветная бумага.
  • Аптечка.

2.2.2 Учебно-методические материалы

Учебно-методический материал скомплектован по следующим разделам:

  • Вводное занятие «Игра начинается»;
  • Игра как средство общения;
  • История игры;
  • Русские народные игрища;
  • Домашние игры и забавы;
  • Игры в кругу друзей;
  • Подвижные игры.  Игры с мячом;
  • Игровые конкурсные программы;
  • Итоговое занятие.

Для обучения используется:

  • литература для педагога и обучающихся;
  • настольные игры;
  • презентации.

2.2.3. Кадровое обеспечение

  • Заместитель директора по УВР – составляет расписание кружковой работе, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала.
  • Заместитель директора по МР – осуществляет контроль методики преподавания и программного обеспечения.
  • Педагог дополнительного образования - осуществляет организацию и обучение программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся.

2.3. Литература для педагога

1.Н.Е. Богуславская. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «АРГО», 1997

2.О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. В школу – с игрой: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991

3.Т.П. Лакоценина. Волшебный мир знаний. Выпуск 2. Сказочный алфавит. Часть 1 от А до И. – Ростов на Дону: изд-во «Учитель», 2005

4.Т.П. Лакоценина. Волшебный мир знаний. Выпуск 2. Сказочный алфавит. Часть 2 от К до Я. – Ростов на Дону: изд-во «Учитель», 2005

5.С.А. Шмаков. Досуг школьника. – НПО ОРИУС, Липецкое издательство Мининформпечати РФ, 1993

6.Шмаков С.А. Игры-потехи, Забавы-утехи - Липецк: «ОРИУС», 1994

7.Щуркова Н.Е. За гранью урока – М.: Центр гуманитарной литературы, 2004

8.Щуркова Н.Е. «Игровые методики» – М.: Педагогическое общество России, 2002.

9.Шейла Энн Барри. Лучшие игры для вечеринки. – М.: Айрис-пресс, 2005

Для родителей и детей:

1.Гитлиц А. В. (переводчик) Дневник Стива, застрявшего в Minecraft., изд.: БОМБОРА, 2021-104

2.Мария Луиза Нюш «Игра из глубины души: О способности детей играть в исцеляющие игры», издательство: Наири, 2016

3.Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 6-е изд.- Питер. Мастера психологии, 2017, -304

4.Питер Грей Свобода учиться. Игра против школы; издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2016- 313

5.Тендрякова Мария «Игровые миры: от homo ludens до геймера», издательство: Нестор-История, 2015

6.Топ настольных игр по мотивам Литературных произведений, электронный ресурс https://www.eduneo.ru/top-nastolnyx-igr-po-motivam-literaturnyx-proizvedenij/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа

Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма "Фитнес аэробика"

Программа направлена не только на получение детьми углубленных образовательных знаний, умений и навыков по спортивной аэробике, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, ...