Программа Умелые ручки
рабочая программа
Программа Умелые ручки по ручному труду для младших школьников коррекционной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruchki_2022-23.docx | 40.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Приозерская школа – интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
ПРИНЯТА на педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2022 года | УТВЕРЖДЕНА Распоряжением директора № 260 от «31» августа 2022 года |
Дополнительная
общеразвивающая программа
«Умелые ручки »
на 2022-2023 учебный год
Ответственный
за реализацию программы
учитель первой квалификационной категории
Ю.А.Алексеева
г.Приозерск
2022 – 2023 учебный
Пояснительная записка
Рабочая программа «Умелые ручки» разработана на основании АООП основного общего образования ГБОУ ЛО «Приозерская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта, учебным планом «Приозерская школа- интернат».
Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки» рассчитана на 2 часа в неделю.
Занятия с детьми по дополнительной образовательной программе проводятся во внеурочное время.
Работа по программе «Умелые ручки» проходит в 2 подгруппах:
1 подгруппа-5 человек (1-3 класс)
2 подгруппа- 4 человека (3-4 класс)
Общее количество обучающихся 9 человек.
Каждая подгруппа обучается по своему направлению, с учетом возраста, возможностей и способностей обучающихся.
Исходя из необходимости учёта потребности личности школьника, его семьи и общества, конкретный учебный материал для включения в программу отобран с учётом следующих положений:
- возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
- выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных или индивидуальных потребностей;
- возможность реализации обще-трудовой, и практической направленности обучения, реального представления методов и средств осуществления технологических процессов;
- возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравстенного, эстетического и физического развития учащихся.
Программа включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении создаваемой поделки.
В процессе обучения происходит знакомство с современными декоративными техниками,востребованными в современном обществе, освоив которые, дети смогут осознанно их применять в своей жизни: в виде хобби, в виде изготовления украшений, сувениров, акцентируется внимание на то, что человек должен выбирать профессию в соответствии со своими возможностями.
На занятиях поощряется любознательность обучающихся, активизируются творческие возможности каждого, учащиеся привлекаются к участию в различных конкурсах.
Обучение по данной программе способствует формированию трудовых, технических и технологических знаний и умений трудовой деятельности, развитию творческих способностей, глазомера, старания, эстетики, инициативы.
У обучающихся развивается умение работать совместно с другими людьми и действовать самостоятельно, прививается трудолюбие и добросовестное, ответственное отношение к разным видам трудовой деятельности, формируется способность правильно оценивать смысл и последствия своих действий, работу в коллективе.
Работы детей выставляются на общешкольных тематических праздниках, а лучшие из них - на муниципальных выставках- конкурсах.
Актуальность изучаемой программы:
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Цель программы: воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи программы:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
- формирование художественно-образного мышления и эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально - ценностного отношения к жизни.
- воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно - прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.
- развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
- обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы
Характеристика обучающихся
Структура психических нарушений обучающихся с легкой умственной отсталостью складывается из особенностей недоразвития практически всех психических проявлений.Ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Замедленный и суженный объем зрительного восприятия. Нарушение (изменение или отсутствие) мотивационного компонента восприятия, т. е. личностного отношения, как это имеет место у умственно отсталых людей, сказывается на перцептивной активности. Дети неусидчивы, легко возбудимы. Ухудшение концентрации внимания, имеющееся у умственно отсталых лиц, приводит к снижению его устойчивости. Это затрудняет целенаправленную познавательную деятельность, являясь одной из основных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. Недоразвитие мышления умственно отсталых детей, в частности, определяется тем, что оно формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития и ограниченной практической деятельности. Инертность мышления, затрудненность переключения с одной мысли на другую, т. е. вязкость, своеобразное резонерство, проявляется в обстоятельности и излишней детализации. Обнаруживается замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов и трудности переключения. У умственно отсталых детей эпизодическая «забывчивость» — явление нередкое.
Память обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), таким образом, отличается:
- Замедленностью и непрочностью запоминания
- Быстротой забывания
- Неточностью воспроизведения
- Эпизодической забывчивостью
- Плохим припоминанием
Нарушение опосредованной памяти, связанной с мыслительными операциями, наблюдается у всех умственно отсталых лиц. Оно объясняется неэффективностью процесса переработки и отбора подлежащих запоминанию впечатлений, что тесно связано с опосредствованным характером запоминания.
Уровень | Характеристика учащихся по учебным возможностям обучения | Коррекционная работа | ФИО учащихся |
1 | 1 группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. | На формирование у детей формируются навыков наблюдения; На совершенствование приемов обследования изображаемого объекта; На овладение специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств; На формирование полных и точных представлений о предметах и явлениях окружающего мира; На воспроизведение увиденного, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создание в рисунке новых оригинальных произведений; На развитие зрительной и двигательной памяти; На формирование умения изображать предметы, т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения; На совершенствование мыслительных операций на уроках изобразительного искусства у детей в наглядно-практической деятельности. | |
2 | Учащиеся 2 группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают некоторые трудности, чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать работы не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся 2 группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. На уроках ИЗО ученики рассматриваемой группы нуждаются в определенной помощи при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развивается успешно. Работы чаще всего выполняются ими самостоятельно и правильно. | ||
3 | К 3 группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения). Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к 2 группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы применять полученные навыки.. |
Предметные результаты освоения учебного предметапо уровням.
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
- Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш - Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя. - Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой. - Пользоваться различными инструментами изобразительной деятельности (ножницами, кистью, стеком) - Знать и называть некоторые виды нетрадиционных техник рисования и использовать их самостоятельно) - Знать некоторые названия | - Выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа. - Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые линии. - Ориентироваться на плоскости листа бумаги. - Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов ( сверху вниз, слева направо, наискось). - Различать и называть цвета. - Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела. - Работать красками, пластилином. |
Формирование УУД у учащихся
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы: | В сфере познавательных УУД учащиеся научатся: | В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся: | В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся: |
- положительное отношение к учению; - желание приобретать новые знания и умения; - способность оценивать свои действия. | - соблюдать правила по технике безопасности. - соблюдать правила организации рабочего места. - соблюдать правила бережного использования красок и других материалов. - эстетически относиться к окружающему миру и самому себе. - анализировать информацию, полученную из разных источников. - научатся использовать различные приемы работы в художественной деятельности. - будут знать основные понятия в изобразительной деятельности (пластилинография, декор, коллаж, мазок, тон, фон, цвет, шаблон) - научатся следовать устным инструкциям учителя, создавать рисунки в различных техниках. | - принимать и сохранять учебную задачу; - работать по плану; - адекватно оценивать свои достижения. | - вести диалог с учителем и одноклассниками; - задавать вопросы; - слушать и отвечать на вопросы других; - высказывать свою точку зрения; - работать в парах и рабочих группах. |
Направленность образовательной программы.
Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья – создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.
В связи с этим становится актуальной необходимость значительного повышения роли трудового обучения и воспитания в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Главное место в коррекционно-воспитательной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья отводится занятиям продуктивной творческой деятельностью , что способствует не только овладению элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных творческих работ, но и развитию познавательной деятельности в целом. Заниматься продуктивной творческой деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.
В процессе труда формируются такие личностные качества как способность работать в коллективе, что является важным условием для дальнейшей социально–трудовой адаптации обучающихся. В процессе продуктивной творческой деятельности у обучающихся улучшается общее физическое состояние, скоординированность движений, развивается трудолюбие.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Программа разработана, с учётом возрастных особенностей воспитанников школы-интерната.
Занятия ручным трудом позволяют развивать творческое восприятие, мелкую моторику пальцев рук. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для трудового обучения в старших классах. Происходит ориентация детей на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте. Обучение ручному труду (продуктивной творческой деятельности) предусматривает проведение выставок детских работ, что позволяет увеличивать мотивацию воспитанников к занятиям. Центральное место на занятиях занимает практическая работа (непосредственное самостоятельное и совместное изготовление изделий).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в Требованиях в обобщённом виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки.
Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщённом виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и его результатам.
Особенностью программы является ее вариативность, что позволяет проводить обучение в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни. Выбор изделий для практической работы зависит от уровня подготовки учащихся, от возрастных особенностей.
Минимальный уровень овладения предметными результатами | Достаточный уровень овладения предметными результатами |
Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений. | Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначении, правил хранения, обращения и санитарно – гигиенических требований при работе с ними |
Умение выбрать материал для работы с помощью педагога | Умение самостоятельно выбирать материал для работы |
Умение работать с ножницами с помощью педагога | Умение работать с ножницами и другими инструментами с незначительной помощью педагога |
Умение соединять детали работы, создавая определенный образ с помощью педагога | Знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, пятно,цвет,объем и др. |
Пользование материалами для рисования, аппликации и лепки с незначительной помощью педагога. | Использование разнообразных технологических способов выполнения работ. |
Умение пользоваться кисточкой, клеем. Наклеивать детали изделия для получения конкретного образа, сюжета. | Умение создавать композиции, передавая цвет, настроение. |
С помощью педагога создавать композиции с сочетанием цвета. | Самостоятельная организация рабочего места |
Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы с незначительной помощью педагога | Следование инструкции педагога по выполнению работ. |
К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, выставки работ, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ кружка.
Завершением обучения является итоговая выставка, призванная показать достижения детей за год. Лучшие изделия отбираются для участия в конкурсах, выставках и фестивалях
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 группа (1-3 класса) (1 час в неделю)
№ | Тема занятия | Количество часов | Вид деятельности | |||
Теоретическое занятие | Практическое занятие | Дата | ||||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 |
| Знакомство с материалами и безопасном использовании | ||
2 | Осенний зонтик | 1 | Раскрашивание красками с элементами аппликации | |||
3 | Кленовый лист | 1 | Раскрашивание. | |||
4 | Ежик | 1 | Печатание листьями | |||
5 | Зайчики из ладошек | 1 | Изготовление поделки из крупы | |||
6 | Зонтики | 1 | Работа с бумагой | |||
7 | Чудесное деревце | 1 | Рисование ватными палочками | |||
8 | Поделки из бумаги с ладошками | 2 | 24.10.22 7.11.22 | Вырезание и аппликация | ||
9 | «Корзина с грибами | 1 | 14.11.22 | Объемная поделка из бумаги | ||
10 | Гномы | 1 | 21.11.22. | Работа с бумагой | ||
11 | Куколка - ладошка | 1 | Вырезание и аппликация | |||
12 | Домик с шариками | 1 | Аппликация и рисование нетрадиционным способом. | |||
13 | Северные медведи | 1 | Работа с бумагой | |||
14 | Пингвины | 1 | Изготовление поделок из бумаги | |||
15 | Поделки из картонных втулок | 1 | Работа с бумагой | |||
16 | Герои сказок | 1 | Складывание игрушек из бумаги | |||
17 | Куколки в народном костюме | 1 | Раскрашивание | |||
18 | Лесной олень | 1 | Аппликация открытка | |||
19 | Снегири | 1 | Аппликация | |||
20 | Снеговики | 1 | Поделка из салфеток | |||
21 | Работа с соленым тестом | 4 | Тестопластика | |||
22 | Корзина с цветами | 1 | Аппликация | |||
23 | Бабочка | 1 | монотипия | |||
24 | Разноцветные медузы | 1 | Аппликация | |||
25 | Улиточка | 1 | Оригами | |||
26 | Раскраски разными техниками | 1 | Нетрадиционные техники рисования | |||
27 | Открытка с гвоздикой | 1 | оригами | |||
28 | Гусеничка на листике | 1 | Работа с бумагой | |||
29 | Веселый самолетик | 1 | Оригами | |||
30 | Радуга с облаками | 1 | Коллективная работа, объемная аппликация. | |||
Всего часов | 1 | 33 | ||||
Итого: | 34 ч |
2 подгруппа (3-4 класс) (1 часа в неделю)
№ | Тема занятия | Количество часов | Вид деятельности | |||
Теоретическое занятие | Практическое занятие | Дата | ||||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 |
| Знакомство с материалами и безопасном использовании | ||
2 | Осенние пейзажи | 2 | Раскрашивание | |||
3 | Осенний букет | 1 | Аппликация из листьев | |||
4 | Мышкина норка | 2 | Объемная поделка Коллективная работа . | |||
5 | Веночки из шерсти по временам года | 3 | 19.10.22 26.10.22 9.11.22 | Поделки из бросового материала | ||
6 | Букет | 2 | 16.11.22 23.11.22 | Напыление краски | ||
7 | Куколка ладошка | 1 | Вырезание аппликация | |||
8 | Северные медведи | 1 | Работа с бумагой | |||
9 | Котенок с клубком | 1 | Объмная аппликация | |||
10 | Зимний домик | 1 | Поделка из бросового материала | |||
11 | Новогодний гном | 1 | Работа с нитками и бумагой | |||
12 | Пальчиковый театр. | 2 | Работа с бумагой | |||
13 | Лесной олень | 1 | Аппликация | |||
14 | Лиса | 1 | Оригами | |||
15 | Лягушка | 1 | Оригами с аппликацией | |||
16 | Поделки из картонных втулок | 2 | Поделки из бросового материала | |||
17 | Цветочная корзинка | 1 | Объемная аппликация | |||
18 | Бабочка | 1 | Рисование в технике монотипия | |||
19 | Герои сказок | 1 | Раскрашивание с элементами аппликации | |||
20 | Пасхальные поделки с сюрпризом | 3 | Конструирование из бумаги, создание объемных игрушек. | |||
21 | Раскрашивание в различных техниках | 1 | Подготовка и оформление работ. Выставка работ. | |||
22 | Гусеничка на листике | 1 | Объемная аппликация | |||
23 | Веселые самолетики | 1 | Оригами | |||
24 | Раскрашивание в различных техниках - Цветы | 1 | Раскрашивание | |||
25 | Выставка работ | 1 | ||||
Всего часов | 1 | 33 | ||||
Итого: | 34 ч |
Литература для использования в работе.
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Изобразительное искусство», автор И.А.Грошенков) – Москва «Просвещение», 2004 г. программа в предметной области « » |
Изобразительное искусство, 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ М.Ю. Рау, М.А.Зыкова. – М: Просвещение, 2017. Грошенков А.А. «Уроки рисования в 1-4 классе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» – Москва «Просвещение» 2016 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Умелые ручки"
Направленность программы: прикладное творчество.Новизна и актуальность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, творческой и нравственно здоровой личности, р...
Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу «Умелые ручки».
Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу «Умелые ручки»....
Программа "Умелые ручки"
Программа «Умелые ручки» направлена на создание условий для формирования творческой личности ребенка, посредством разнообразных видов декоративно-прикладного творчества. Дополнительная образовательная...
Применение проектной деятельности в образовательной программе «Умелые ручки».
Применение проектной деятельности в программе, это возможность балансировать между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков уч...
Рабочая программа "Умелые ручки" (ФГОС начальная школа)
Курс кружка “Умелые ручки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются ...
Дополнительная образовательная программа Умелые ручки
Пояснительная запискаДанная программа трудового обучения учащихся основной школы (5-7классы) составлена на основе базовых программ для...
Образовательная программа "Умелые ручки" для детей с ЗПР
Дети ЗПР требуют к себе особого, пристального внимания со стороны преподавателей. В определенной мере занятия декоративно-прикладным искусством (ДПИ) способствуют коррекции поведения детей такой...