Образовательная программа "Умелые ручки" для детей с ЗПР
методическая разработка на тему
Дети ЗПР требуют к себе особого, пристального внимания со стороны преподавателей. В определенной мере занятия декоративно-прикладным искусством (ДПИ) способствуют коррекции поведения детей такой группы, т.к. предметно-практическая деятельность, связанная с декоративно-прикладным искусством и художественным трудом, способствует эстетическому воспитанию, развитию мышления, памяти, воображения, а также мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_umelye_ruchki_dlya_detey_s_ovz.docx | 56.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Умелые ручки»
Пояснительная записка.
На основе решения Экспертно-методического совета Городского управления образования утверждена как авторская программа «Художественное ткачество и гобелен» 22.09.2008., внесены изменения в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступ. в силу с 01.01.2014), примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844), СанПиНами 2.4.4 1251-03, приказом Минобнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», Уставом МБОУДОД «ЦДТ» г. Абакана. Данное направление востребовано как у детей, так и у родителей, а так же у службы социальной поддержки населения, которая ежегодно делает заказ на организацию учебных занятий и внеурочных мероприятий. По программе занимаются дети с ограниченными возможностями физического здоровья. В творческом объединении «Умелые ручки» количество обучающихся составляет 6 человек в группе (п.4.11 Устава МОУ ДОД «ЦДТ» Письмо Министра образования РФ от 03.04.2003г. №27/2722-6). В свою очередь, стараниями педагогов ребята повышают свои знания, умения и навыки по предложенной программе.
В современном обществе наблюдается тенденция к увеличению появления детей с задержкой психического развития (ЗПР), что связано с ухудшением экологической среды, а также с различными наследственными влияниями.
Новизна занятие этим видом искусства открывают для детей ЗПР пути познания народного творчества, обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой провести свободное время.
Дети ЗПР требуют к себе особого, пристального внимания со стороны преподавателей. В определенной мере занятия декоративно-прикладным искусством (ДПИ) способствуют коррекции поведения детей такой группы, т.к. предметно-практическая деятельность, связанная с декоративно-прикладным искусством и художественным трудом, способствует эстетическому воспитанию, развитию мышления, памяти, воображения, а также мелкой моторики рук.
Актуальность программы определяется помимо предметных результатов, предъявляются требования к личностным и метапредметным результатам освоения основных образовательных программ. В данной программе разработаны требования, направленные на достижения результатов в системе дополнительного образования:
личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к дополнительному образованию, социальные компетентности, личностные качества;
метапредметные результаты - освоенные воспитанниками универсальные учебные действия, необходимые учащимся в объединениях дополнительного образования;
предметные результаты - освоение учащимися специальных знаний, получение опыта деятельности в образовательной области «декоративно-прикладное творчество».
Программа формирования УУД не конкретизирована по времени. Беседы, консультации и вся работа по этим темам ведется в процессе образовательной деятельности в едином учебно-тематическом плане.
В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Таким образом, реализация программы способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Цель образовательной программы: развитие простейших трудовых навыков, основ эстетического восприятия у детей с ЗПР, оказание им помощи в адаптации в современном социуме.
Цель 1 года обучения. Обучение осознанному выполнению простейших операций. Формирования потребности к практической деятельности.
Цель 2 года обучения. Обучения различным приемам работы с красками, пластилином, с соленым тестом, цветной бумагой. Развития воображения, чувства меры.
Цель 3 года обучения. Совершенствования знаний, умений и навыков в практической деятельности.
Цель 4 года обучения. Обучение и систематизация знаний, умений и навыков о ДПИ. Развитие творческой самостоятельности, активности и фантазии. Создание творческих работ, законченных композиций и др.
Задачи программы
Основные задачи обучения детей ДПИ с ЗПР соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе: однако решению указанных задач препятствуют такие особенности детей, как сниженная познавательная активность, недоразвитие эмоционально волевой сферы, ослабленность словесной регуляции деятельности, недоразвитие мелкой моторики рук, недостаточная сформированность умственных действий, необходимых для совершения трудового процесса.
Таким образом, нашей программой предусмотрено решение следующих задач:
-через занятия декоративным искусством способствовать развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное;
- обучать осознанному выполнению простейших трудовых операций;
- развивать мелкую моторику мышц, творческие способности;
- способствовать развитию речи;
- формировать потребность к труду, созданию полезных вещей.
Для того чтобы занятия ДПИ были эффективными программой предусмотрены ряд условий:
- работа должна быть интересной,
- работа должна быть не сложной,
- результаты работы должны быть видны в конце каждого занятия т.к. работа над одним изделием у детей с ЗПР на протяжении нескольких занятий им становится неинтересной. Важно отметить и то обстоятельство, что для младшего школьника наиболее утомительным и неинтересным является однообразный труд (малоподвижный) и напротив, работа, требующая различных движений, воспринимается как более легкая и привлекательная, потому, что дает возможность активизировать многие нервные механизмы.
Возраст детей 5-13 лет.
Сроки реализации программы 4 года.
Направление деятельности: декоративно-прикладное.
Таким образом, реализация программы способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Методы обучения.
- Словесный – рассказ, беседа, объяснение, убеждение.
- Наглядный – знакомство с иллюстративным материалом, образцами.
- Практический метод является естественным продолжением и закреплением теоретических знаний. Педагог показывает выполнение определенных операций и их последовательность.
- Аналитический – наблюдение, сравнение, самоанализ.
Формы работы.
Беседа. Игра. Коллективная работа. Экскурсии, посещение выставок и музеев. Индивидуально-практическая работа.
Предполагаемый результат.
I год обучения.
Учащиеся будут знать:
- Предметы овальной и круглой формы.
- Оборудование рабочего места, материалы, инструменты для работы.
- Как работать с красками.
- Простейшие способы лепки.
- Правила техники безопасности при работе с опасными инструментами.
Учащиеся будут уметь:
- Готовить инструменты, оборудование к работе.
- Творчески использовать полученные знания на практике.
- Работать с пластилином.
- Рисовать красками.
II год обучения
Учащиеся будут знать:
- Оборудование рабочего места, материалы, инструменты для работы.
- Технику выполнения обрывной аппликации.
- Технику выполнения объемной аппликации.
- Цвета.
Учащиеся будут уметь:
- Работать с пластилином.
- Последовательность выполнения в работе.
- Определятся в цвете.
- Работать с красками.
III год обучения
Учащиеся будут знать:
- Оборудование рабочего места, материалы, инструменты для работы.
- Простейшие способы лепки.
- Работа с бумагой и картоном.
- Цвета.
- Технику оригами
Учащиеся будут уметь:
- Готовить рабочее место.
- Работать с пластилином.
- Выполнять поделки из пластилина.
- Выполнять объемную аппликацию.
- Выполнять обрывную аппликацию.
IV год обучения
Учащиеся будут знать:
1. Оборудование рабочего места, материалы, инструменты для работы.
2. Cпособы лепки.
3. Работа с бумагой и картоном.
4. Цвета.
5. Технику оригами
Учащиеся будут уметь:
1. Готовить рабочее место.
2. Работать с пластилином.
3. Выполнять поделки из пластилина.
4. Выполнять обрывная аппликацию.
5. Выполнять обрывную аппликацию.
6. последовательность выполнения оригами.
Система оценки достижения планируемых результатов основана на компетентностном подходе, ориентирующем образовательный процесс на получение обучающимися результатов решения конкретных задач для достижения определенных компетентностей в декоративно-прикладном творчестве.
В систему определения результативности входит достижение компетентностей:
• предметных, связанных с технологией изготовления игрушек из ткани;
• метапредметных, интегрирующих знания, лежащие в основе обучения в системе дополнительного образования;
• личностных (социальных, коммуникативных), способствующих развитию и становлению личности обучающегося.
Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование, беседы с родителями.
Текущий (промежуточный) мониторинг роста компетентности обучающегося осуществляется: в течение всего учебного года, по окончании изучения темы или раздела, по окончании каждого учебного года.
Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе усваивать учебный материал, расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, практических и коммуникативных навыков. В процессе текущего контроля выявляются дети, отстающие и опережающие обучение, подбираются наиболее эффективные методы и средства обучения.
Итоговый контроль по окончании срока реализации программы решает задачи определения результатов обучения, изменения уровня развития и творческих способностей детей, ориентирования учащихся на дальнейшее обучение. Итоговый конт-роль позволяет получить сведения для совершенствования образовательной программы и методов обучения.
Универсальные учебные действия | Личностные и метапредметные результаты освоения образовательной программы | Формы работы |
1. Личностные универсальные учебные действия | - проявлять интерес к содержанию предмета «ручному труду»; - понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей. - чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности; - испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности; | Встречи и беседы с родителями. Собеседования с детьми. Выставки. |
2.Регулятивные универсальные учебные действия | – планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); - осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); – анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; - самостоятельно выбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; - учиться предлагать приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделия; | Беседы. Рабочие занятия. Мастер-классы |
3.Познавательные универсальные учебные действия | - наблюдать образы объектов природы и окружающего мира, результатов работы мастеров; - сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы по их общему признаку; - с помощью педагога искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных; - находить необходимую информацию в словарях, энциклопедиях; - Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. | Инструктажи. Беседы. Рабочие занятия. |
Коммуникативные универсальные учебные действия | - уметь слушать педагога и товарищей, высказывать свое мнение; - учиться выполнять задания в паре, группе. - формулировать мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; - слушать других, уважительно относиться к их мнению; - сотрудничать, выполняя различные роли в группе при совместном решении проблемы. | Знакомство с историей, достижениями и правилами творческого объединения Анализ достижений и неудач. |
Учебно-тематический план 1 года обучения
«Умелые ручки».
Наименование разделов и тем | теория | практика | всего |
Раздел 1. Предметы овальной и круглой формы. Работа с пластилином. | 12 | ||
Лепим колобка | 1 | 1 | 2 |
Лепим фрукты | 1 | 1 | 2 |
Лепим гусеницу | 1 | 1 | 2 |
Лепим снеговика | 1 | 1 | 2 |
Лепим цветок | 1 | 1 | 2 |
Лепим ежика (с использованием семечек) | 1 | 1 | 2 |
Раздел 2. Обрывная аппликация из цветной бумаги. | 38 | ||
Строим дом. | 1 | 1 | 2 |
Строим забор | 1 | 1 | 2 |
Из полос цветной бумаги составляем коврик для кукольного домика | 1 | 1 | 2 |
Аппликация круглой формы. Разноцветные воздушные шары. Коллаж (коллективная работа) | 1 | 3 | 4 |
Аппликация круглой формы (снеговик) | 1 | 1 | 2 |
Аппликация круглой формы (цветок) | 1 | 1 | 2 |
Солнышко светит. | 1 | 1 | 2 |
Укрась бабочку. | 1 | 2 | |
Летят разноцветные листья. Коллаж (коллективная работа) | 1 | 1 | 2 |
Неваляшка. | 2 | 2 | |
Колобок | 2 | 2 | |
Автобус. | 1 | 1 | 2 |
Домик | 2 | 2 | |
Мишка | 1 | 1 | 2 |
Разноцветные цветы. Коллаж (коллективная работа) | 1 | 3 | 4 |
Украшение для елки из полос. | 1 | 3 | 4 |
Раздел 3. Работа с красками. | 20 | ||
Солнышко. | 1 | 1 | 2 |
Помидор и огурец (по форме) | 1 | 1 | 2 |
Яблоки (по цвету) | 1 | 1 | 2 |
Снеговик. | 2 | 2 | |
Разноцветные воздушные шары. | 2 | 2 | |
Разноцветный заборчик. | 2 | 2 | |
Учимся рисовать прямые линии. | 1 | 1 | 2 |
Колобок. | 2 | 2 | |
Дом, в котором мы живем. | 2 | 2 | |
Дерево. | 1 | 1 | 2 |
Раздел 4. Дидактическая игра. | 6 | ||
Сложи такой - же предмет | 1 | 1 | 2 |
Мозаика. | 2 | 2 | |
Конструктор | 2 | 2 | |
Раздел 5. Соленое тесто. | 66 | ||
Фрукты (яблоко, груша, огурец, морковка и т.д.) | 1 | 1 | 2 |
Строим заборчик. | 2 | 2 | |
Снеговик. | 2 | 2 | |
Гусеничка. | 2 | 2 | |
Подковка. | 1 | 1 | 2 |
Ягодки. | 1 | 1 | 2 |
Листики. | 1 | 1 | 2 |
Композиция «Яблоня» | 2 | 2 | |
Цветы, бутоны. | 1 | 1 | 2 |
Композиция (цветы, листики, бутоны) | 2 | 2 | |
Сувениры к праздникам. | 1 | 1 | 4 |
Собачка. | 2 | 2 | |
Зайчик. | 2 | 2 | |
Лепим подарки и сувениры | 4 | 34 | 38 |
Праздник: «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 |
Учебно-тематический план 2 года обучения.
По программе «Умелые ручки».
Наименование разделов и тем | теория | практика | всего |
Раздел 1.Работа с пластилином. | 26 | ||
Морковка и свекла | 1 | 3 | 4 |
Яблоко, груша и слива. | 1 | 3 | 4 |
Композиция «Гроздь винограда» | 1 | 3 | 2 |
Натюрморт из овощей и фруктов (совместная работа двух детей) | 2 | 2 | |
Лепим тарелку. | 1 | 1 | 2 |
Лепим корзинку. | 1 | 3 | 4 |
Ваза для фруктов. | 1 | 3 | 4 |
Кружка украшенная цветами. | 4 | 4 | |
Раздел 2. Обрывная аппликация. Работа с бумагой и картоном. | 20 | ||
Осенний листопад | 1 | 1 | 2 |
«Чудо – дерево» | 1 | 1 | 2 |
Анютины глазки | 1 | 3 | 4 |
Море с дельфином | 2 | 2 | |
Береза | 2 | 2 | |
Поросенок | 2 | 2 | |
Бабочка | 2 | 2 | |
Гусеница | 2 | 2 | |
Индеец | 1 | 1 | 2 |
Раздел 3. Объемная аппликация. | 20 | ||
Спиралька | 1 | 1 | 2 |
Травка | 2 | 2 | |
Кувшинка | 1 | 1 | 2 |
Рыбка | 2 | 2 | |
Я – парикмахер | 2 | 2 | |
Выбери прическу | 2 | 2 | |
Лебеди | 1 | 3 | 4 |
Корова | 1 | 1 | 2 |
Петушок | 2 | ||
Раздел 4. Дидактическая игра. | 8 | ||
Пазлы «Собери картинку» | 1 | 3 | 4 |
Кубики с картинками | 4 | 4 | |
Раздел 5. Соленое тесто. | 54 | ||
Работа по формочкам. Птицы. | 1 | 3 | 4 |
Животные. | 2 | 4 | 6 |
Листики. | 1 | 1 | 2 |
Композиция «Веточка» | 1 | 1 | 2 |
Цветы | 1 | 1 | 2 |
Ромашка | 1 | 1 | 2 |
Роза | 1 | 1 | 2 |
Лилии | 1 | 1 | 2 |
Бутон | 1 | 3 | 4 |
Сувенир «Букет для мамы» | 2 | 2 | |
Композиция «змейка» | 2 | 2 | |
Медальоны «Домик» | 1 | 3 | 4 |
Месяц | 2 | 2 | |
Буква «А» | 1 | 3 | 4 |
Буква «Г» | 1 | 3 | 4 |
Буква «Е» | 1 | 3 | 4 |
Буква «П» | 2 | 2 | |
Буква «О» | 4 | 4 | |
Раздел 6. Оригами. | 20 | ||
Шляпы для карнавала. | 1 | 1 | 2 |
Самолетик | 1 | 3 | 4 |
Головки со щелкающей пастью | 1 | 1 | 2 |
Змеиные зубки | 1 | 1 | 2 |
Вертушки | 1 | 1 | 2 |
Бусы | 2 | 2 | |
Хлопушка | 2 | 2 | |
Композиция «лягушка» | 1 | 1 | 2 |
Птица | 1 | 1 | 2 |
Раздел 7. Конструктивная игра. | 6 | ||
Конструктор | 4 | 4 | |
Мозаика | 2 | 2 | |
Раздел 8. Сувениры и подарки. | 42 | ||
Камень – сувенир на подставке | 2 | 2 | |
Камни на стакане | 1 | 3 | 4 |
Песок в бутылке. | 2 | 2 | |
Бусы из бисера. | 1 | 3 | 4 |
Открытка с аппликацией | 2 | 2 | |
Рождественская елочка | 2 | 2 | |
Гирлянды на елку | 2 | 2 | |
Дед Мороз | 1 | 1 | 2 |
Рождественская игра | 2 | 2 | |
Золотой дождь | 2 | 2 | |
Красивые фантики из конфет | 2 | 2 | |
Гирлянда к маминому празднику | 2 | 2 | |
Рождественская ярмарка | 2 | 2 | |
Природные украшения для елки | 1 | 3 | 4 |
Открытка с сюрпризом | 1 | 1 | 2 |
Пестрые фонарики | 1 | 1 | 4 |
Ангелы | 1 | 1 | 2 |
Раздел 9. Рисуем красками. | 28 | ||
Знакомство с искусством. | 2 | 2 | |
Дидактические игры: «Каждый предмет на свое место», «Каких цветов не хватает» | 2 | 2 | |
Рисуем круг, яблоко, помидор, солнышко. | 1 | 3 | 4 |
Рисуем овальные формы | 1 | 3 | 4 |
Рисуем на свободную тему | 2 | 2 | |
Прямые линии, заборчик | 2 | 2 | |
Домик, теремок | 2 | 4 | |
Домик в деревне | 1 | 1 | 2 |
Снеговик | 2 | 2 | |
Деревья. | 2 | 2 | |
Осенний лес | 1 | 1 | 2 |
Коллективная работа. Летят осенние листья (из сухих листьев) | 2 | 2 | |
Раскрась бабочку | 2 | 2 | |
Водный мир | 2 | 2 | |
Домик для рыбки | 2 | 2 | |
Праздник: «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 |
Учебно-тематический план 3 года обучения.
По программе «Умелые ручки».
Наименование разделов и тем | теория | практика | всего |
Раздел 1. Работа с пластилином. Предметы квадратной и прямоугольной формы. | 30 | ||
Игровое упражнение «отбери все квадраты, отбери все прямоугольники» | 2 | 2 | |
Машинка | 1 | 1 | 2 |
Домик | 1 | 1 | 2 |
Неваляшки | 2 | 2 | |
«Придумай постройку сам» | 2 | 2 | |
Робот | 2 | 2 | |
Медальон | 1 | 1 | 2 |
Бусы (с чередованием круглой и прямоугольной формы) | 2 | 2 | |
Строим заборчик | 2 | 2 | |
Мышка | 2 | 2 | |
Узор на вазе | 2 | 2 | |
Медальон с бисером | 1 | 2 | 2 |
Тарелка | 2 | 2 | |
Разноцветные мячики | 2 | 2 | |
Раздел 2. Работа с бумагой и картоном. | 56 | ||
Гофрированные изделия – складной веер. | 1 | 3 | 4 |
Гнутые изделия из квадратов – «самоцвет» | 1 | 3 | 4 |
Аппликация наложением деталей внахлест «Грибок» | 1 | 1 | 2 |
Аппликация тюльпан | 1 | 1 | 2 |
Объемные игрушки из сложных форм (елка) | 1 | 1 | 2 |
Дед мороз | 2 | 2 | |
Выпуклая аппликация «Цветок» | 1 | 3 | 4 |
Вырезание орнаменты. Снежинка, орнамент в полосе | 1 | 3 | 4 |
Мозаичная аппликация петушок, рыбка. | 2 | 4 | 6 |
Прямоугольные изделия, размеченные по линейки. Плетеный коврик с кантом. | 2 | 4 | 6 |
Подарочный конверт с аппликацией | 1 | 1 | 2 |
Поздравительная открытка. | 2 | 2 | |
Школьная папка | 1 | 3 | 4 |
Прорезные изделия. Закладка | 1 | 3 | 4 |
Аппликация в смешанной технике | 1 | 1 | 2 |
Работа с природными материалами (сухие листья и цветы) | 2 | 2 | 4 |
Маска для карнавала | 2 | 2 | |
Раздел 3. Работа с красками. Природа - глазами души | 30 | ||
Мир природы | 1 | 1 | 2 |
Удивительное чудо природы | 1 | 1 | 2 |
Природа и человек | 1 | 1 | 2 |
Портрет солнца | 2 | 2 | |
Чему нас учит солнце | 1 | 1 | 2 |
Фея света | 2 | 2 | |
Бесконечность неба | 2 | 2 | |
Портрет облака | 2 | 2 | |
Волшебная страна облаков | 2 | 2 | |
Звездочка души | 2 | 2 | |
Звездное небо | 2 | 2 | |
Где живет ветер | 1 | 1 | 2 |
Дождевая капелька | 2 | 2 | |
Кому нужен дождик | 1 | 1 | 2 |
Как радуга землю украшает | 1 | 1 | 2 |
Раздел 4. Дидактическая игра. | 6 | ||
Раздел 5. Соленое тесто. | 58 | ||
Морковь и свекла | 2 | 2 | 4 |
Яблоко и груша | 2 | 2 | |
Тарелка с узором | 1 | 3 | 4 |
Ваза для фруктов | 1 | 3 | 4 |
Кружка украшенная цветком | 1 | 3 | 4 |
Устроим выставку посуды. Коллективная работа | 2 | 2 | |
Цветы (ромашки, розы, ягоды, гвоздики и т.д.) | 4 | 4 | 8 |
Грибок | 1 | 3 | 4 |
Корзинка | 1 | 3 | 4 |
Крендель | 2 | 2 | |
Булочка | 2 | 2 | |
Зайчик | 1 | 1 | 2 |
Колокольчик | 2 | 2 | |
Гроздь винограда | 1 | 1 | 2 |
Домик | 2 | 2 | |
Роза | 2 | 4 | |
Букетик для мамы | 2 | 2 | |
Месяц | 1 | 1 | 2 |
Портрет мамы | 2 | 2 | |
Раздел 6. Сказка оригами | 24 | ||
Петух | 1 | 1 | 2 |
Лиса | 1 | 1 | 2 |
Кот | 1 | 1 | 2 |
Избушка | 1 | 1 | 2 |
Постановка сказки. Коллективная работа | 1 | 3 | 4 |
Заяц | 1 | 1 | 2 |
Дворец | 1 | 1 | 2 |
Волк | 1 | 1 | 2 |
Собака | 1 | 1 | 2 |
Медведь | 1 | 1 | 2 |
Мышка | 1 | 1 | 2 |
Раздел 7. Конструктивная игра | 4 | ||
Раздел 8. Сувениры и подарки. | 16 | ||
Набор посуды | 1 | 3 | 4 |
Брошь | 2 | 2 | |
Салфеточные кольца | 2 | 2 | |
Кулон «сердечко» | 2 | 4 | |
Роза из ткани | 2 | 2 | 4 |
Праздник: «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 |
Учебно–тематический план
4 года обучения.
Наименование разделов и тем | теория | практика | всего |
Раздел 1. Работа с пластилином. Забавные животные. | 30 | ||
Игровое упражнение «отбери все квадраты, овалы, круги и прямоугольники» | 2 | 2 | |
Ёжик | 1 | 1 | 2 |
Поросёнок | 1 | 1 | 2 |
Петушок | 1 | 1 | 2 |
Цыплёнок | 1 | 1 | 2 |
Божья коровка | 1 | 1 | 2 |
Жирафик | 1 | 1 | 2 |
Слоненок | 1 | 1 | 2 |
Бабочка | 2 | 2 | |
Мышка | 2 | 2 | |
Рыбка | 2 | 2 | |
Стол, стул | 1 | 1 | 2 |
Коровка | 1 | 1 | 2 |
Собачка | 1 | 1 | 2 |
Раздел 2. Работа с бумагой и картоном. | 56 | ||
Гофрированные изделия – складной бабочка | 1 | 3 | 4 |
Гнутые изделия из квадратов | 1 | 3 | 4 |
Объемные игрушки из сложных форм | 2 | 4 | 6 |
Выпуклая аппликация «Цветок» | 1 | 3 | 4 |
Вырезание орнаменты. Снежинка, орнамент в полосе | 2 | 4 | 6 |
Мозаичная аппликация «Укрась бабочку» | 1 | 4 | 6 |
Прямоугольные изделия, размеченные по линейки. Плетеный коврик. | 2 | 4 | 6 |
Конверт с аппликацией | 1 | 5 | 6 |
Поздравительная открытка. | 1 | 3 | 4 |
Прорезные изделия. Закладка | 1 | 3 | 4 |
Работа с природными материалами (сухие листья и цветы) | 2 | 4 | 6 |
Раздел 3. Работа с красками. Природа - глазами души | 30 | ||
Портрет воды | 1 | 1 | 2 |
Вода – наше богатство | 1 | 1 | 2 |
Тайны моря | 1 | 1 | 2 |
Человек и вода | 1 | 1 | 4 |
Разговоры земли | 1 | 1 | 2 |
Дары земли | 1 | 1 | 4 |
Земля - планета | 1 | 4 | |
Земля глазами космонавтов | 2 | 2 | |
Горы, высота | 2 | 2 | |
Знакомимся с цветами | 1 | 3 | 4 |
Разноцветное платье земли | 2 | 2 | |
Раздел 4. Дидактическая игра. | 6 | ||
Раздел 5. Соленое тесто. | 58 | ||
Композиция с вазой | 2 | 4 | 6 |
Кошки на окне. | 1 | 3 | 4 |
Композиция из фруктов | 1 | 3 | 4 |
Петушок | 2 | 4 | 6 |
Цветы (ромашки, розы, ягоды, гвоздики и т.д.) | 3 | 5 | 8 |
Домик в деревне | 2 | 4 | 6 |
Чучело в огороде | 2 | 4 | 6 |
Композиция с самоваром | 2 | 4 | 6 |
Гроздь винограда | 2 | 2 | |
Букет из роз | 1 | 3 | 4 |
Ангелочек | 1 | 3 | 4 |
Раздел 6. Сказка оригами. | 24 | ||
Петух | 1 | 1 | 2 |
Лиса | 1 | 1 | 2 |
Кот | 1 | 1 | 2 |
Постановка сказки. Коллективная работа | 2 | 4 | 6 |
Заяц | 1 | 1 | 2 |
Дворец | 1 | 1 | 2 |
Волк | 1 | 1 | 2 |
Медведь | 1 | 1 | 2 |
Мышка | 1 | 1 | 2 |
Раздел 7. Конструктивная игра. | 6 | ||
Раздел 8. Сувениры и подарки. | 16 | ||
Картина с ангелочками | 1 | 3 | 4 |
Брошь | 2 | 2 | |
Цветы из лент | 2 | 4 | 6 |
Кулон «сердечко» | 1 | 3 | 4 |
Праздник: «Вот и стали мы на год взрослей». | 4 |
1 года обучения.
Раздел 1. Предметы овальной и круглой формы. Работа с пластилином.(12 ч.)
Данные занятия учат детей различать в предметах детали овальной и круглой формы, находить различия в двух одинаковых предметов; лепить предметы по образу с учетом формы и величины.
Учить детей: Различать и изображать предметы овальной и круглой формы.
Изображать в лепке предметы, состоящие из частей овальной и круглой формы.
Раздел 2. Обрывная аппликация из цветной бумаги.(38 ч.)
Нужно учитывать возможности ребенка в труде. Предпосылкой для ручного труда явилось развитие руки. Мышечная система у младших школьников развита еще слабо, поэтому более подходящими для обработки материалами является бумага. Так же дети учатся работать с клеем.
Учить детей:
- Учить различать и изображать предметы из полос, прямоугольников и квадратиков, овалов и кругов.
- Учить детей без ножниц, обрезать из цветной бумаги нужные формы.
- Учить детей отрывать узкие и широкие полосы на прямоугольники и квадраты («Строим забор», «Строим дом», «Коврик для кукол»)
- Чтобы работа получилась аккуратной, надо детей научить, как правильно пользоваться клеем.
Промежуточный контроль. (2 ч.)
Проверка знаний и умений. Работа по карточкам - задание, устный опрос.
Раздел 3. Работа с красками. (20 ч.)
Учатся правильно держать кисточку и работать с красками.
Учить детей:
- Различать и изображать предметы овальной и круглой формы (помидор и огурец).
- Развить воображение, учить на их основе решать задачи творческого характера (Нарисовать дом, в котором мы живём)
- Прямые и волнистые линии
Раздел 4. Дидактическая игра.(6 ч.)
Дети учатся составлять сказочные сюжеты из кубиков или пазлов.
Раздел 5 . Соленое тесто.(66 ч.)
Работа с пластилином и с соленым тестом улучшает мелкую моторику мышцы руки, развивает чувство пропорции, соразмерности детали.
Сначала дети учатся лепить предметы круглой и овальной формы (овощи, фрукты и тд.), затем преступают к более сложным формам (листики, ягодки). После чего составляют композицию («Яблоня»). Также выполняют мелкие подарки и сувениры.
Итоговый контроль. (2 ч.)
Праздник: «Вот и стали мы на год взрослей». (2ч.)
В конце учебного года проводиться праздник «Вот и стали мы на год взрослей». Проходит выставка работ учащихся, где проводятся подведения итогов и награждение за успехи.
Содержание тем
2 года обучения.
Раздел 1. Работа с пластилином.(20 ч.)
Ученики начинают работу с повторения, закрепляют приёмы лепки круглой и овальной формы. Учатся составлять композицию «Гроздь винограда».
Развивать умение детей работать в группах, договариваться, приходить к общему мнению.
Раздел 2. Обрывная аппликация. Работа с бумагой и картоном.(18 ч.)
Нужно учитывать также возможности ребенка в труде. Предпосылкой для ручного труда является развитие руки. Мышечная система у младших школьников развита еще слабо, поэтому более подходящими материалами для работы служат бумага и картон. Дети учатся обрывать бумагу нужного размера и нужной формы без ножниц.
Промежуточный контроль.(2 ч.)
Проверка знаний и умений. Работа по карточкам – задание, устный опрос.
Раздел 3. Объемная аппликация.(20 ч.)
В работе используется цветной картон или цветная бумага. Объемная аппликация выполняется путём наложения одной детали на другую.
Дидактическая игра.(4ч.)
Занятия проходят в игровой форме с использованием развивающих игр (пазлами и кубиками).
Раздел 4. Солёное тесто.(46 ч.)
Работа с соленым тестом улучшает мелкую моторику мышцы руки,
развивает чувство пропорции, соразмерности детали. Дети работают с формочками, учатся составлять не сложные композиции. Лепят сувениры и медальоны.
Раздел 5. Оригами.(18 ч.)
Дети работают с цветной бумагой и картоном. Путем складывания или сгибания различными способами, после чего получаются различные и интересные игрушки. Также составляют композицию.
Раздел 6. Конструктивная игра.(6 ч.)
Занятие проходит в игровой форме, с использованием развивающих игр (конструктора и мозаики).
Раздел 7. Сувениры и подарки.(42 ч.)
Для изготовления сувениров и подарков используется различные материалы: это цветная бумага, цветной картон, различная ткань, бусины и красивые фантики от конфет. Так же можно использовать природные материалы, например «Гирлянда на ёлку» составляется из шишек. Здесь дети включают свою фантазию и мышление.
Раздел 8. Рисуем красками.(36 ч.)
Учить достижению выразительности в рисовании, через более точную передачу цвета, формы, величины предметов и изображение мелких деталей у овощей и фруктов.
Развить у детей цветовое восприятие – способность различать оттенки цветов, представление о том, что одинаковые фрукты (яблоки, груши, виноград) могут быть разного цвета.
Проводятся дидактические игры «Каких цветов не хватает».
Так же дети рисуют на свободную тему. По этим рисункам можно проанализировать, что тревожит ребёнка.
Итоговый контроль.(2 ч.)
Проверка знаний и умений. Работа по карточкам – задание, устный опрос
Раздел 10. Праздник: «Вот и стали мы на год взрослей» (2 ч.)
В конце учебного года проводиться праздник «Вот и стали мы на год взрослей». Проходит выставка работ учащихся, где проводятся подведения итогов и награждение за успехи и достижения.
Содержание тем
3 года обучения.
Раздел 1.Работа с пластилином. Предметы квадратной и прямоугольной формы. (30)
Ученики начинают работу с повторения, закрепляют приёмы лепки круглой и овальной формы. Затем учатся различать и лепить квадратные и прямоугольные формы (Бусы с чередованием круглой и прямоугольной формы).
Раздел 2. Работа с бумагой и картоном.(56)
В работе используется цветной картон или цветная бумага. Выполняются различные аппликации: выпуклая и мозаичная. Дети делают объемные игрушки из сложных форм и вырезают орнаменты (снежинка, закладка).
Раздел 3. Работа с красками. Природа - глазами души.(30)
На таких занятиях дети учатся различать времена года, и что нам дает это время года. Составляют палитру каждого времени года. Занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 4. Дидактическая игра.(6)
Занятия проходят в игровой форме
Дети работают с технологическими картами.
Раздел 5. Солёное тесто.(58)
Работа с соленым тестом улучшает мелкую моторику мышцы руки,
развивает чувство пропорции, соразмерности детали. Дети работают с формочками, учатся составлять не сложные композиции. Лепят сувениры и различные поделки.
Раздел 6. Сказка оригами.(24)
Дети работают с цветной бумагой и картоном. Бумагу складывают или сгибают различными способами, после чего получаются различные и интересные игрушки. Проводят сказки, где участвуют герои, сделанные руками детей. Такие занятия позволяют объединить детей.
Раздел 7. Конструктивная игра.(4)
Занятие проходит в игровой форме, с использованием конструктора и мозаики.
Раздел 8. Сувениры и подарки.(16)
Для изготовления сувениров и подарков используется различные материалы: это цветная бумага, цветной картон, различная ткань, бисер и красивые фантики от конфет. Так же можно использовать природные материалы. На таких занятиях проявляется фантазия и мышление у детей.
Раздел 9. Праздник: «Вот и стали мы на год взрослей» .(2)
В конце учебного года проводиться праздник «Вот и стали мы на год взрослей». Проходит выставка работ учащихся, где проводятся подведения итогов и награждение за успехи и достижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида
Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без организации системы индивидуализаци...
Городской семинар "Организация и функционирование психолого-медико-педагогического консилиумами образовательной организации. Включение детей с ОВЗ в образовательное пространство"
30 сентября 2015 г. на базе МОУ "Изобильненская школа" прошел семинар для руководителей психолого-медико-педагогическими консилиумами и педагогов-психологов образовательных учреждений г. Алушты....
Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях
В 2012 году в нашей стране произошло событие уникальное по своей значимости - в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые были закреплены положения об инклюзивном, то есть ...
Особенности организации образовательного пространства для детей с ОВЗ в образовательной организации.
В статье рассматриваются как теоритические аспекты проблемы, так и практические аспекты деятельности школы....
Инновационный образовательный проект «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети». Конкурс проектов «Учитель XXI века», посвященный 350- летию присоединения Бурятии к России
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.А. Н. Колмог...
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...
Адаптация образовательной программы для детей с ОВЗ и трудностями в обучении. Модуль 1. Дети, испытывающие трудности в обучении, и дети с ОВЗ: в чем разница
Модуль 1. Дети, испытывающие трудности в обучении, и дети с ОВЗ: в чем разница ...