Открытый урок "Первые технические задачи в классе фогртепиано. Знакомство и работа над гаммой"
план-конспект урока

Тема урока: Первые технические задачи в классе фортепиано. Знакомство и работа над гаммой.

Тип урока: урок приобретения знаний, умений и навыков.

Цель урока: показать важность начального этапа изучения гамм, определить последовательность методов работы над гаммами, игра двумя руками.

Задачи урока:

Образовательные:

- теоретический разбор строения гамм,

- познакомить с понятием мажорная гамма, звукоряд, последовательность, тоника, ключевые знаки,

- освоить аппликатуру в гамме, подкладывание 1 пальца,

- применить навык игры на фортепиано на legato,

- научить слышать гамму как длинную линию, выполняя звуковые задачи,

- освоение, накопление и совершенствование технических навыков.

Развивающие:

- развивать координацию, ориентацию на клавиатуре,

- развивать мышление, самоконтроль, умение слышать и оценивать себя,

- развивать умение играть ровно и чётко, в одном темпе,

- развивать умение владеть динамическими оттенками в гаммах,

- развивать творческую активность и инициативность.

Воспитательные:

- воспитывать желание добиваться поставленной цели,

- воспитывать усидчивость и трудолюбие,

- воспитывать эстетический вкус,

- воспитывать культуру исполнения.

Оборудование: фортепиано, два стула, подставка на стул, нотная литература (нотный текст), нотная тетрадь, карандаш.

Форма урока: индивидуальное занятие в классе фортепиано.

Предполагаемый результат:

  • Исполнение мажорной гаммы двумя руками в две октавы.

Методы:

-

  • Первый этап урока – используется метод формирование новых  знаний и способ деятельности (объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, исследовательский, поисковой).
  • На втором этапе – используется метод организации деятельности учащихся (сюжетные игры, самостоятельная работа).
  • На третьем этапе – используется метод формирования личностных результатов (беседа, пример).

Структура урока:

  1. Организационная часть.
  2. Основная часть: знакомство с мажорной гаммой, изучение аппликатуры, исполнение в прямом движении отдельными руками.
  3. Соединение гаммы двумя руками, исполнение в две октавы. Изучение других видов техники в гамме (расходящейся гаммы, хроматической гаммы, аккордов и арпеджио).
  4. Подведение итогов урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_no3.docx32.01 КБ
Файл 3._plan-konspekt_no2.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Управление Культуры, спорта и молодёжной политики

Администрация Тайшетского района

МКУДО «Юртинская детская музыкальная школа»

Открытый урок

на тему:

«Первые технические задачи в классе фортепиано. Знакомство и работа над гаммой».

Преподаватель

1 квалификационной категории

по классу фортепиано

Ларионова Олеся Михайловна

Р.п. Юрты

2024  год

Открытый урок по специальности фортепиано.

“Не важно, что вы играете, а важно как вы играете.”

 Г. Нейгауз

Тема урока: Первые технические задачи в классе фортепиано. Знакомство и работа над гаммой.

Тип урока: урок приобретения знаний, умений и навыков.

Цель урока: показать важность начального этапа изучения гамм, определить последовательность методов работы над гаммами, игра двумя руками.

Задачи урока:

Образовательные:

- теоретический разбор строения гамм,

- познакомить с понятием мажорная гамма, звукоряд, последовательность, тоника, ключевые знаки,

- освоить аппликатуру в гамме, подкладывание 1 пальца,

- применить навык игры на фортепиано на legato,

- научить слышать гамму как длинную линию, выполняя звуковые задачи,

- освоение, накопление и совершенствование технических навыков.

Развивающие:

- развивать координацию, ориентацию на клавиатуре,

- развивать мышление, самоконтроль, умение слышать и оценивать себя,

- развивать умение играть ровно и чётко, в одном темпе,

- развивать умение владеть динамическими оттенками в гаммах,

- развивать творческую активность и инициативность.

Воспитательные:

- воспитывать желание добиваться поставленной цели,

- воспитывать усидчивость и трудолюбие,

- воспитывать эстетический вкус,

- воспитывать культуру исполнения.

Оборудование: фортепиано, два стула, подставка на стул, нотная литература (нотный текст), нотная тетрадь, карандаш.

Форма урока: индивидуальное занятие в классе фортепиано.

Предполагаемый результат:

  • Исполнение мажорной гаммы двумя руками в две октавы.

Методы:

- словесный (диалог, объяснение)

- наглядный (разбор в нотах, на клавиатуре)

- практический (повторение и закрепление изученного материала на инструменте)

- создание художественного контекста

Структура урока:

  1. Организационная часть.
  2. Основная часть: знакомство с мажорной гаммой, изучение аппликатуры, исполнение в прямом движении отдельными руками.
  3. Соединение гаммы двумя руками, исполнение в две октавы. Изучение других видов техники в гамме (расходящейся гаммы, хроматической гаммы, аккордов и арпеджио).
  4. Подведение итогов урока.

Ход урока.

  1. Организационная часть. (5 мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Введение в тему занятия. Сообщение темы и плана урока.

Данный урок посвящается знакомству и работе над гаммой E dur и её видами (гамма в прямом и расходящемся движении, хроматическая гамма, аккорды и арпеджио).

  1. Введение:

Пояснительная записка:

Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является необходимой составной частью воспитания пианиста. В начальный период обучения закладывается фундамент пианистической техники, формируются и совершенствуются навыки игры на инструменте. Игра гамм развивает такие технические качества как беглость, ловкость, четкость и точность звукоизвлечения, силу и выносливость, независимость и самостоятельность пальцевых движений, координацию движений в партиях обеих рук, вырабатывает аппликатурные привычки. Кроме решения узкотехнических задач, изучение гамм позволяет овладеть определенными формулами фортепианной техники, ведь, как известно, гаммовый комплекс - это основа фактуры классических произведений.

Музыкальное воспитание юных пианистов невозможно без определенных технических навыков. «Техника» от греческого «Techne» – искусство, мастерство. Это мастерство достигается путем постоянной работы не только над художественными произведениями, но и на специальном инструктивном материале. Работа над этюдами, различными упражнениями, гаммами – является одной из составляющих успешного освоения технических навыков учащимися. Изучение гамм, арпеджио, аккордов является обязательной частью музыкального воспитания. Их освоение начинается в младших классах детской музыкальной школы и продолжается в консерватории. Они «одинаково полезны как начинающему, так и весьма продвинутому ученику и даже опытному, искусному исполнителю,- замечает К. Черни.- «Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах сделается излишним» (Цит. по: Корыхалова Н. Играем гаммы. М., 1995, с.6.)

Гаммы (как и всякие упражнения) осваиваются сравнительно легко, и сразу же начинают «работать» на выработку и накопление технического мастерства, приносить плоды. Кроме того, в отличие от этюдов, часто направленных на развитие одной из рук, здесь задействованы обе руки: и левая, и правая упражняются и развиваются одновременно. Гаммы – важный момент в обучении учащихся игре на фортепиано. Изучение гамм на уроках требует особого внимания в силу следующих причин:

- гаммы, а также аккорды и арпеджио – развивают ладовый, мелодический и гармонический слух (учащиеся различают мажорное и минорное наклонение гамм, ощущают ладовые функции мажора и минора, их виды – натуральный, гармонический и мелодический, усваивают направление движения (вверх, вниз), слышат интонационную сторону тонов-полутонов – интервалику, осваивают кварто-квинтовый круг тональностей).

- гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата (вырабатывается пальцевая четкость, ровность, беглость).

- гаммы - помогают освоить основные формулы фортепианной техники.

- гаммы – нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры.

- гаммы – необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней.

- гаммы – помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио …).

О порядке изучения гамм:

Существует несколько методических рекомендаций и способов как начать освоение гаммы. Каждый педагог выбирает близкий и более универсальный способ для своей работы. М.Лонг советует начать изучение с хроматической гаммы. (Цит. по: Корыхалова Н. указ. ранее соч., с.19). Она элементарна по своей структуре (играются все звуки подряд), подкладывание первого пальца совершается в очень тесной позиции, вырабатывается точность прикосновения, ловкость и гибкость первого пальца. Другой вариант – начать с гамм имеющих наименьшее количество знаков, т.е. от до мажора двигаться по квинтовому и квартовому кругу тональностей. Такой порядок имеет свои преимущества – дает ясное представление о расположении всех 24 тональностей. Но, как известно, до-мажорная гамма трудна в исполнении. С точки зрения технического освоения лучше начинать с си мажора для правой руки и ре-бемоль мажора для левой. В этих гаммах присутствует «формула Шопена». Минорные гаммы можно учить как параллельные мажорным (С-dur – а-moll, G-dur – e-moll и т.д.), или как одноименные (С-dur – с-moll, G-dur – g-moll и т.д.). Иногда можно изучать гаммы согласно учебному репертуару учащегося, т.е. работать над гаммами в тех тональностях, в которых написаны произведения. Какой из вариантов выбрать - следует решать, опираясь на способности и возможности учащихся. Одним будет проще ориентироваться на белых клавишах, других не испугают черные. Также, как правило, в каждой музыкальной школе выработан свой план и порядок изучения гамм по утверждённой программе отдела. В основном изучение начинается с мажорной гаммы E и A.

Начальный период работы над гаммами.

К изучению гамм необходимо приступать в то время, когда учащиеся уже ознакомились с клавиатурой, нотной грамотой, с определенными навыками игры на инструменте. Некоторые видные пианисты-педагоги (Е. Гнесина) рекомендуют начинать играть гаммы как можно позже, через год или даже через два. ( Гнесина Е. Фортепианная азбука. М., 1978, с.4). Лучше всего приступать к гаммам, когда хорошо освоены пятипальцевые последования legato. Приступая к изучению гамм, необходимо дать ученикам некоторые теоретические понятия: - “Звукоряд”– “звук” и “ ряд”, это звуки, расположенные в ряд или по порядку. Проговорить, пропеть и поиграть звукоряды от разных звуков. - «Мажор» и «Минор». Можно для сравнения сыграть две одноименные гаммы (к примеру, C-dur и c-moll), провести сравнительный анализ ощущений, вызываемый этими гаммами и закрепить, что в первом случае звукоряд, выражающий радостные, приподнятые эмоции относится к мажорному наклонению и есть Мажор, а во втором – Минор, т. е. звукоряд, вызывающий противоположные эмоции, относится к минорному наклонению. - объяснить соотношение тонов и полутонов в гамме (мажор – 1т. 1т. 1/2т. 1т. 1т. 1т. 1/2т., минор – 1т. 1/2т. 1т. 1т. 1/2т. 1т. 1т.) - дать понятие устойчивых и неустойчивых, опорных и неопорных звуков, попеть и поиграть их вместе с учеником. Начав знакомство с гаммами, нужно вводить буквенное обозначение, тем самым повышать профессиональный уровень учащихся.

Выучив одну гамму, запомнив ее звучание, следует остальные гаммы подбирать по слуху. Это принесет гораздо больше пользы, чем показ и объяснение педагога или обращение к пособию по гаммам. «Только самостоятельно добытое знание бывает по-настоящему прочным» ( Корыхалова Н. указ. ранее соч., с. 9).

Ровность при игре гамм зависит от legato внутри позиции и подкладывания первого пальца. Основные технические требования к игре legato предъявляются следующие: погружение веса всей руки от плеча через палец в клавишу (контакт с клавиатурой). Нажим пальца в клавишу происходит без толчка, следует плавное переступание с палаца на палец (передача веса). Кисть движется за звуком. При этом необходимо следить, чтобы неиграющие пальцы не напрягались, не оттопыривались, а двигались за играющими. Кисть должна быть все время собранной. Таким образом, кисть и предплечье при игре звуков одной гаммовой позиции делают как бы вспомогательное объединяющее движение. Это пианистическое движение с пружинящим, "дышащим" запястьем, способствует гибкости и пластичности рук. Подобные движения освобождают руки от переутомления, давая возможность ученику "отдыхать" во время игры.

Подкладывание первого пальца.

Большое значение при игре гамм имеет подкладывание, а точнее подставление (термин «подкладывание» вызывает представление о пальце, который кладется на клавишу, что не является правильным, «подстановка» - более точный термин), первого пальца и перекладывания через него других пальцев кисти. Первый палец должен быть легким, гибким, подвижным и самостоятельным. Помещать его нужно на край белой клавиши углом "подушечки" и следить, чтобы не было прогиба первого сустава (закруглен под ладонь). Первый палец должен быть как "опорная свая" всего кистевого "купола", как "ножка циркуля". При таком положении первого пальца кисть не будет терять своей куполообразной формы, и запястье чрезмерно не прогнется вниз. Существует много упражнений на подкладывание и перекладывание пальцев. Учиться подводить первый палец под ладонь можно сначала без инструмента, повернув руку ладонью вверх и медленно, без толчков, вести первый палец к пятому, а затем так же медленно и плавно отводить его обратно. Затем можно тренировать подстановку пальца на столе, уже потом переходить на инструмент.

Игра гамм.

После всех упражнений пробуем сыграть гамму целиком. Каждой рукой отдельно, в медленном темпе, в одну, потом в две октавы, в восходящем и нисходящем движении. Левой руке целесообразно осваивать гамму сначала в нисходящем движении. Приступать к игре гамм двумя руками следует после того, как хорошо усвоена игра отдельными руками. Лучше как можно дольше работать над гаммами отдельными руками. Доводить игру до автоматизма, чтоб впоследствии тратить гораздо меньше времени на освоение гаммы двумя руками. После того как удаётся без ошибок и ровно сыграть на две октавы, нужно добавить новые задачи – динамические. Работать над построением единой линии на крещендо наверх и диминуэндо вниз. Также работать над ровностью, чёткостью и смелостью исполнения.

Об аппликатуре.

В работе над гаммами формируются определенные аппликатурные формулы, которые, превращаясь в навыки, используются потом в фортепианной игре. Практически все упражнения, описанные выше, способствуют выработке таких навыков. Не нужно требовать от ученика заучивания последовательности пальцев в той или иной гамме. Важно, что бы он знал основные правила, которым подчиняется аппликатура гамм:

- применять первый палец на черных клавишах запрещается (без исключений)

- в пределах одной позиции пальцы следуют друг за другом без пропуска (с немногими исключениями).

Следует побуждать ученика самостоятельно определять аппликатуру гамм, используя эти правила и простую формулу: 3+4 или 4+3, где 3 - это малая аппликатурная группа (123 пальцы), а 4 - большая аппликатурная группа (1234 пальцы). Положительный результат данного метода в том, что ученик сам находит верную последовательность пальцев и уже не допускает ошибок в игре.

Таким образом, изучение гамм на начальном этапе обучения - это необходимый вид работы в классе фортепиано, когда закладывается фундамент теоретических, технических, слуховых навыков и умений, на котором будет строиться дальнейшее развитие и формирование ученика как исполнителя.

2. Основная часть: теоретическая часть; прочтение гамм; анализ аппликатуры, обсуждение технических сложностей; игра одной рукой на две октавы; ровность и динамические задачи в исполнении; игра двумя руками; работа над хроматической гаммой; аккордами; арпеджио.

Конечно, все изложенные ранее задачи невозможно пройти на одном уроке. Это достаточно объёмный, а самое главное новый материал для ученика второго класса. Гаммами мы занимаемся уже 2 месяца и многое освоили, но что-то ещё не получается достаточно хорошо. Поэтому продолжаем учить пройденный материал и добавлять новые виды в работе над гаммой. Начальный этап пробегаем быстро, проговаривая вслух основные моменты. Следует отметить, что приступая изучать гаммы ученица уже освоила пятипальцевое легато. Технический зачёт по программе нашей школы стоит с 3 класса. В своём классе предпочитаю начинать работать над гаммами со 2 класса, чтобы к техническому зачёту ученик пришёл с ясным пониманием и осмысленным исполнением.

Урок начинается с прочтения гаммы E dur. Обсуждаем знаки и поём нотами. Проговариваем пальцы. Заостряем своё внимание на позицию 4х пальцев в левой и правой руке. Играем правой на легато, соблюдая аппликатуру. Стараемся играть ровно, без остановок, мысленно объединяя всю линию. Когда руки знают свои партии уверенно, можно соединять. При соединении обязательно проговорить в какой руке появляется первый подворот . О пальцах следует думать не в момент взятия, а заранее, чтобы не делать остановки и запинки. Параллельно говорим о динамике в гамме, линии. Наверх – крещендо, вниз – диминуэндо. Во втором классе стоит играть на две октавы, иначе ученик не сможет долго удержать своё внимание и запутается.

Следующая гамма -расходящаяся. Сначала я даю её от одной ноты. Отмечаем, что гамма E dur очень удобна для этого, т.к. является зеркальной. Пальцы и чёрные клавиши в ней совпадают. Когда освоена гамма, то можно развести руки на октаву. А если ученик обладает хорошими данными можно вплести расходящуюся в длинную, начиная играть с параллельного движения.

Далее переходим к изучению хроматической гаммы. Сначала проговариваем что такое хроматизм или полутон. Между какими клавишами «живёт» полутон. Далее определяемся с аппликатурой: все белые играем 1м пальцем, чёрные- 3м. Там где чёрная клавиша отсутствует, нам помогает 2й палец. Можно сначала попробовать сыграть гамму на столе или крышке инструмента. Следует обратить особое внимание на постановку 1го пальца. Он ставится ребром и образует с 3м пальцем разорванное кольцо. Теперь играем отдельными руками на две октавы не пропуская ни одной клавиши. Также работаем над линией и ровностью. Затем учим левой и соединяем. Обычно эта гамма не вызывает сильных затруднений и учится довольно легко.

Аккорды 3х звучные. Называем тоническое трезвучие в данной тональности и строим от него обращения. Важно определить каким пальцем играть средний звук. Записываем в столбик схематично средние пальцы. Некоторым ученикам ещё трудно брать три звука вместе, т.к. рука не окрепла, не готова. Кому под силу, те играют, кому сложно, начинать играть аккорды с крайних звуков, добавляя отдельно серединку. Например: в ми мажоре берём ми и си вместе, потом добавляем соль #. И так дальше. Когда получается играть одной рукой трёхзвучие, соединяем двумя руками. Важно играть аккорды всей рукой от спины.

Арпеджио. Объясняем что арпеджио - это аккорд в развёрнутом виде, сыгранный мелодически. Здесь обязательно записывать в тетрадку. Всегда играют 1, 2 и 5й пальцы, а вот средний меняется и его надо знать. (3й или 4 й палец). В столбик записываем именно изменяющиеся пальцы и заучиваем. Обязательно учим отдельными руками, сразу добавляя движение кисти. Во втором классе ещё сложно соединить вместе  руки, но к этому надо стремиться.

Я люблю все пункты гаммы записывать в нотную тетрадь ученикам. 1. Гамма в прямом движении, расписываем. 2. Расходящаяся, расписываем. 3. Хроматическая гамма (здесь можно записать схематично, больше упор на пальцы). 4. Аккорды, расписываем. 5. Арпеджио, расписываем. Это как шпаргалка, в которую можно заглянуть дома и не заучить не то.

3. Подведение итогов урока: оценка работы учащегося, домашнее задание.

На уроке мы показали начальный этап изучения гаммы. Проработали и закрепили изученный материал.

Домашнее задание. В самостоятельных занятиях следует закрепить достигнутые результаты, следить за пианистическим аппаратом, подворотами 1 пальца, посадкой, исполнением правильной аппликатуры. Работать над динамикой в гамме, активностью и чёткостью произношения.

. Считаю, задачи, поставленные в начале урока, полностью реализованными.

Использованная литература:

1. Вопросы методики начального музыкального образования.
2. Шмидт-Шкловская А.А. «О воспитании пианистических навыков».

3. Учебное пособие. Гаммы и арпеджио для фортепиано.

4. Корыхалова Н. Играем гаммы. М.

5. Милич.Б. Воспитание ученика-пианиста в 1-2 классах ДМШ.

6. Гнесина Е. «Фортепианная азбука».



Предварительный просмотр:

Открытый урок (план – конспект) Ларионова О.М,

преподавателя по классу фортепиано МКУДО «ЮДМШ»

р.п. Юрты.



Тема: «Комплекс упражнений для активизации и организации игрового аппарата».

Тип урока: комбинированный.
Цель: Развитие музыкальных способностей, постановка аппарата с помощью использования игровых технологий.
Задачи:
Образовательные:

Научить ребенка говорить музыкальным языком, не зная нот, «окунуть» в мир музыки посредством разучивания упражнений и простейших песенок - попевок, выработка практических навыков игры non legato.
Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность в работе и творческую инициативу.
Развивающие:развивать музыкальный слух, ритм, память, музыкальное мышление, развивать двигательно-игровые навыки ученика.
Материальное оснащение занятия: Фортепиано, учебный кабинет.
Форма занятия: ндивидуальный урок
Методические приёмы:

  • Первый этап урока – используется метод формирование новых  знаний и способ деятельности (объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, исследовательский, поисковой).
  • На втором этапе – используется метод организации деятельности учащихся (сюжетные игры, самостоятельная работа).
  • На третьем этапе – используется метод формирования личностных результатов (беседа, пример).

План урока

  1. Гимнастика.
  2. Ритмические упражнения.
  3. Повторение строения клавиатуры.
  4. Игра песенок - попевок на инструменте.

1. Ход урока:

1.Гимнастика стоя, освобождаем тело и руки

Попробуем подготовить твои руки, чтобы ты научилась играть сочным, красивым звуком.
«Шалтай-болтай» – руки сначала свободно свисают, затем начинают ходить навстречу друг другу.
«Мельница» – упражнение делаем сначала одной, затем другой рукой. Постепенно раскачиваем руку взад-вперед, пока она не начинает крутиться вокруг плеча, как ветряная мельница.

Упражнения за инструментом, крышка инструмента закрыта

«Лифты» – поочередно поднимаем и опускаем то одну, то вторую руку. Ученику я говорю, что руки словно лифты в доме – то поднимаются, то опускаются.
«Новая и сломанная кукла» – сначала прошу показать новую куклу – спина прямая, осанка подтянута, затем сломанную – спина «горбатая», осанка падает, это упражнение повторяется несколько – 4,5 раз. В дальнейшем, когда ученик забывает про осанку, я говорю – «Новая кукла!»

Работа с руками.
Повторяем номера пальцев: я беру каждый палец и начинаю давать ему характеристику:
Большой палец – 1-ый палец – «самый-самый»: самый большой, самый длинный, самый сильный.
Указательный – 2-ой палец – сильный, самостоятельный.
Средний – 3-ий палец – располагается в серединке, именно он начинает наши упражнения и песенки.
Безымянный – 4-ый палец – слабый, зависит от третьего пальца.
Мизинец – 5-ый палец – самый маленький, с ним мы познакомимся позже всего.

2. Ритмические упражнения

Ребенок сидит за инструментом, ладошки стучат по закрытой крышке фортепиано.
Прохлопать имена, например: ле-на, ле-ноч-ка; и-ра, и-роч-ка; све-та, све-точ-ка – чередование длинных и более коротких слогов.
Прошу прохлопать ритм изучаемых песенок - попевок, текст при этом можно пропевать, а можно просто проговаривать.

3. Повторение строения клавиатуры

Белые клавиши – это многоквартирный дом, а черные клавиши – «балкончики», причем «балкончики» чередуются то по три клавиши, то по две. В фортепиано «живут» «толстые» и «тонкие» звуки.

4. Игра упражнений и песенок - попевок на инструменте

 (задействованы поочередно две руки)

Упражнения:

«Радуга-дуга – 3-им пальцем на клавише gis во всех октавах, при этом движение руки повторяет рисунок радуги.
«Кукушка» – задействованы 2-ой и 4-ый пальцы, клавиши fis и ais, при этом правая рука начинает играть в среднем регистре и направляется вверх, а левая – в среднем регистре и направляется вниз. Каждое упражнение я сопровождаю пояснением: кукушка перелетает с ветки на ветку, а твоя рука с одной октавы на другую.

Физминутка

Песенки - попевки:
«Андрей-воробей» – 3-ий палец на любой черной клавише, характер шутливый, задорный.
«Та-та, два кота» – игра одновременно двумя руками:
задействованы всего две клавиши, одну клавишу играет правая рука, другую – левая.
Шутливое содержание песенки заставляет улыбнуться, настраивает на позитивный лад.
Колыбельная «Кот Воркот» – задействованы 2-ой, 3-ий, 4-ый пальцы, клавиши для правой руки fis- gis -ais и, соответственно, для левой руки ais-gis-fis.
Использованный принцип зеркальности облегчает на данном этапе задачу игры двумя руками вместе.

Заключительная часть:

Объяснение домашнего задания в присутствии родителей, чтобы была грамотно организована домашняя работа.

Подведение итогов занятия:

Занятие прошло ярко и эмоционально. Применение игровой технологии способствовало быстрому и эффективному освоению необходимого объема знаний. Предшествующие упражнения и  гимнастика, способствовали ощущению свободы, расслабленности. Игра на черных клавишах в донотном периоде помогла более комфортной организации руки начинающего пианиста. Черные клавиши выделяются цветом и упорядоченным расположением, что облегчает ориентацию на клавиатуре, черная клавиша сравнительно узкая, а это заставляет «нацелиться» и почти исключает игру прямыми пальцами. Благодаря симметричному расположению черных клавиш легко запоминается и построенное на них двухголосие. На занятии учащаяся была активна и внимательна. Цель и задачи выполнены.

Литература:

1.Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». М.: Музыка

2. Цыпин Г. «Обучение игре на фортепиано». М.: Просвещение.

3. Шмидт-Шкловская А.А. «О воспитании пианистических навыков».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока « Соотношение художественных и технических задач в работе пианиста"

Цель урока: Обеспечить условия, при которых техническая оснащенность ученицы будет способствовать воплощению художественного замысла. ...

Воспитание и развитие слуховых и технических навыков в работе над гаммами, упражнениями, этюдами, виртуозными пьесами

Тема урока: Воспитание и развитие слуховых и технических навыков в работе над гаммами, упражнениями, этюдами, виртуозными пьесами, на примере «Этюда» А. Лемуана и пьесы М. Штимца «Рэг-тайм».Цель урока...

Тема: « Гаммы. Основные тезисы в работе над гаммами».

Гаммы – это основа фортепианной исполнительской школы для каждого музыканта.Разучивание гамм и работа над ними, зачастую, не доставляет удовольствие исполнителю. Но необходимо знать и помнить о ...

Развитие технических навыков в работе над гаммами

Конспект занятия ДО "Развитие технических навыков в работе над гаммами" (Класс гитара)Цель занятия: освоение, закрепление и развитие основных технических навыков исполнения у ученика в работ...

Методический доклад на тему: «Работа над гаммами. Подготовка к техническому зачёту» (разработка открытого урока)

Методический доклад на тему: «Работа над гаммами. Подготовка к техническому зачёту» (разработка открытого урока)...

Открытый урок "Соотношение музыкальных и технических задач у учащихся младших классов"

Работа над технической и музыкальной составляющей играемого материала. Творческий подход к игре технических упражнений....