Разработка открытого урока « Соотношение художественных и технических задач в работе пианиста"
методическая разработка по теме
Цель урока:
Обеспечить условия, при которых техническая оснащенность ученицы будет способствовать воплощению художественного замысла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sootnoshene_khud._i_tekhn.zadach_2012.docx | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
,,,,,,,,,,,,Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
« Детская школа искусств ст. Холмской»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
на тему:
« Соотношение художественных и технических задач
в работе пианиста».
Учащаяся Мирзоян Ангелина 3 классПодготовила и провела
преподаватель фортепиано
Галкина Ольга Александровна.
Декабрь 2012 г. ст. Холмская
Тема открытого урока:
«Соотношение художественных и технических задач в работе пианиста».
Цель урока:
Обеспечить условия, при которых техническая оснащенность ученицы будет способствовать воплощению художественного замысла.
ЗАДАЧИ:
- Организация игрового аппарата в связи с музыкально – техническими задачами.
- Развить творческую инициативу, воображение и эмоциональность для полноценной работы над художественным образом.
- Преодолевать с помощью слухового контроля и внимания ритмические неровности.
- Добиться четкого исполнения акцентов в кульминации, контролировать пульсацию, выдержка темпа.
- Воспитание устойчивого интереса и чуткого отношения к исполняемой музыке.
План урока.
1.Вводная часть.
Вступительное слово.
« Величайшую ошибку совершает тот, кто отрывает технику от содержания музыкального произведения». ( К.Игумнов.)
Тема урока « Соотношение художественных и технических задач в работе пианиста» выбрана мной, потому что, она является основополагающей во всем процессе обучения игры на фортепиано. Без техники – нет выразительной игры, без работы над художественным образом все теряет смысл. Данные интеллекта, воображение, слух, темперамент у каждого ученика индивидуальны. Чем выше природные данные, тем больше успехов. Цель любого обучения – развитие личности.
« Не пальцы блуждающие вслепую по клавишам, а разум, мысль должна творить музыку». ( Артур Онеггер).
« Для музыканта звук – творение, обладающее вкусом, цветом, объемом, красотой и уродством, силой, весом, длиной и всем, чем только способен наделить его обладающий фантазией музыкант». ( Натан Перельман).
Начиная работу над произведением – необходимо раскрыть художественный образ, провести детальный анализ музыкальных элементов и их расшифровку, эмоции, настроение - все это ученик должен умственно и зрительно представить звуковой, а не нотный рисунок.
Дети эмоциональны, интуитивно они очень хорошо чувствуют характер музыки.
Известно, что логически правильная и удобная аппликатура способствует максимальному техническому и художественному воплощению содержания произведения. Многие учащиеся не придают серьезного значения проблемам аппликатуры. Аппликатура воздействует на ритм, динамику, артикуляцию подчеркивает выразительность фразы, придает определенную окраску звучания. Удачно найденная аппликатура содействует запоминанию, овладению музыкальным материалом, технической уверенности.
« Умение слышать свое исполнение и своевременно корректировать художественные, звуковые и технические стороны игры – способность, нуждающаяся в развитии с первых шагов обучения». ( Г.Нейгауз.)
У музыки, как и у любого другого искусства есть свои законы, которые мы должны соблюдать. Мы не имеем права играть не ритмично, играть неровным звуком с толчками, рывками, звуковыми «выбоинами». Слуховой контроль следует направить прежде всего на качество звука. В свою очередь, погрешности звука являются показателем напряжения, « зажатости» игрового аппарата, не уверенности в техническом совершенстве.
Ученик должен глубоко вникнуть и понять все авторские указания, касающиеся не только артикуляции, но и фразировки, штрихов, динамики. Все это в комплексе поможет ему раскрыть своеобразие стиля композитора.
Художественный образ произведения – сама музыка, живая материя с эмоциональным и поэтическим содержанием. Музыка живет в нашем мозгу, в сознании, чувстве, воображении.
В работе над пианистической техникой – ощущение живого пульса, движения музыкальной ткани: яркость образных представлений, глубина переживаний.
II. Работа над пьесой.
Цель работы над произведением – содержательное, яркое, технически совершенное выполнение. Начиная работу над произведением – необходимо раскрыть художественный образ, провести детальный анализ музыкальных элементов и их расшифровку, эмоции, настроение - все это ученик должен умственно и зрительно представить звуковой, а не нотный рисунок.
Технику нельзя оторвать от содержания музыкального произведения.
В.Гиллок « Фламенко».
Педагог: - Скажи, пожалуйста, а к какому жанру музыки у нас относится фламенко?
Ученица: - Танец.
Педагог: - Душа « фламенко» в переводе с испанского обозначает - « огонь», «магия» «чувства». « Фламенко» - является танцем свободы и любви. Свое происхождение танец обязан Андалузии ( Испания), исполняется он под музыкальное сопровождение гитары, пения. Цыганская музыка повлияла на стиль «фламенко» и раньше считалось « закрытым искусством». Важнейшие элементы образа танцовщицы – ( байлаора) – традиционное женское платье, яркое, сочетание красного и черного цвета, с длинным подолом, неотъемлемые атрибуты – веер, испанская шаль с длинными кистями. Четкий ритм отбивается каблуками, хлопки ладонями, прищелкиванием пальцами, иногда используют кастаньеты, но они мешают показу пластичности и гибкости рук.
Педагог: - Какой характер будет у танца?
Ученица: - Яркий, взволнованный, импульсивный и темпераментный, резкий, зажигательный.
Педагог: А темп? - Быстрый.
Педагог: Сколько частей в пьесе? Три части. Тональность - до минор.
Педагог: Штрихи? - Стаккато ( исполнять отрывисто).
Педагог: - Для чего мы используем средства музыкальной выразительности?
Ученица: - Для того чтобы разнообразить музыкальное произведение.
Педагог: - Правильно, средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер произведения, его образ.
СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ,
Мелодия – Лад – Ритм – Темп ( быстро: умеренно: медленно) – Штрихи ( стаккато, легато, нон легато) – динамика – тембр.
Педагог: Как ты думаешь, ритм связан с мелодией? -Да.
-Верно, ритм помогает уловить мысль, заложенную внутри фразы, помогает раскрыть смысл и характер музыкального произведения.. Метр – основа , канва, на которой ритм выписывает узоры, чередование сильных и слабых долей
Педагог: - Какой бы ты нарисовала сюжет к этому танцу, как ты представляешь развитие событий? ( Ученица рассказывает придуманный сюжет).
В музыкальном исполнении рекомендуется использовать педаль( она прямая) .Сразу нужно нацелить ребенка, что педаль это – не «рычаг», а прежде всего « осмысление», тонкое прослушивание всей музыкальной ткани.
« Любите педаль, исследуйте ее, учите педаль, учите с педалью. Учитесь наслаивать ее. Педаль – звуковое облако,слоистая, перистая, обволакивающая, нависающая, плывущая, мрачная, легкая и светлая». ( Натан Перельман).
« Музыка должна добывать огонь из человеческих сердец». (Л.В.Бетховен).
От художественной наполненности необходимо идти к техническим задачам:
а) левая рука - ухватить пульсацию, играть цепко, четко и конкретно, в темпе.
Следи постоянно, кисть должна быть крепкой и упругой, податливой, но не напряженной.
б) Работа над звуковой точностью аккорда. Правая рука: проигрывание разными приемами : стаккато 3 и 5 пальцами , для развития подвижности пальцев.
1-м пальцем взять «до» держать - 3 и 5 пальцем поиграть разными штрихами( стаккато, с перемещением акцента. Необходимо добиться устойчивости 5 пальца. Следи постоянно, кисть должна быть крепкой и упругой, податливой, но не напряженной.
Фразировка – вдумчивое отношение довести «мысль» до « вершины». Насыщенный звук возможен только при свободном аппарате.
Педагог: - Что такое кульминация? - Яркая точка в произведении.
Педагог: Какую ситуацию ты видишь в кульминации?
Ученица: Конфликт между танцорами, спорят мужчина и женщина.
- Как мы должны исполнить? -Широким, агрессивным и постепенно затихающим звуком, при минимальном движении рук. Сильная доля перемещается,создает – напряжение: крепкий акцент (акцент подчеркивает метрическую организацию музыки, придает фразе выразительность)– пульсирующие аккорды. Кисть свободная, сила звука зависит от прикосновения и погружения пальцев в клавиши. Артикуляция в игре – зависит от характера, темпа произведения, удар пальца, движение линии, фактура.
Динамика меняется со сменой исполнительской ситуации.
Чередование акцентов - необходимо добиться точного ритмического исполнения с перемещением акцента из левой руки в правую руку. Левая рука точно отбивает пульс.
Не поднимай высоко руки, кисть должна быть свободной, аккорды плавно должны переходить в одну единую горизонтальную линию( словно переливаются) сохраняя четкую пульсацию. Играй свободно и конкретно.
Во 2 части - характер меняется: необходимо передать легкое пальцевое прикосновение к струнам гитары.
Педагог: каким штрихом играем 2 часть? - Легато.
Мелодия должна звучать напевно, слегка насыщенно и взволнованно. Штрих – легато. Фраза объемная, не дроби ее, вдумчиво доведи мысль до «вершины». Напевный и насыщенный звук возможен при свободном аппарате. Анализируй, следи за качеством звучания, умей услышать неточности.
Заключительная часть – повторение 1 части. Высоких художественных результатов невозможно достигнуть , если учащийся не владеет техникой игровых движений, через которые он и передает при помощи музыкального инструмента свои мысли и чувства. Фортепианная техника включает в себя не только быстроту и ловкость. Которые сами по себе являются немаловажными предпосылками всякой хорошей техники, но и ритмического осмысления, динамику, артикуляцию. Техническая работа вырабатывает у ученика чувство ритма, динамику, хорошего ощущения клавиатуры. Ровный звук. Певучесть. Накопленный технический материал необходим для передачи содержания музыки.
Итог.
На уроке была выявлена взаимосвязь технических и художественных задач. Трудные места отработаны и освоили, готовы приступить к следующему этапу – работе над темпом – allegro. Для этого необходимо – легкая кисть, цепкие пальцы, отталкиваемся от сильных долей, четкая пульсация, соблюдение акцентов и не отбрасывать на второй план художественный замысел исполняемого произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока Применение передовых технологий и эффективных технических решений в области энергосбережения
Данный открытый урок разрабатывался с применением проектных технологий. В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и восп...
Разработка открытого урока по теме «Создание диаграмм Excel и работа с ними»
Методическая разработка открытого урока по теме «Создание диаграмм Excel и работа с ними»...
Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Анд
Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е....
Открытый урок "Особенности в развитии технических навыков в работе над музыкально - художественным образом в произведении"
В каждом музыкальном произведении есть свои скрытые художественные образы, которые исполнитель должен прочитать в нотном тексте. На примере произведения Гаврилова "Колобок", мы попытались развить и со...
Методический доклад на тему: «Работа над гаммами. Подготовка к техническому зачёту» (разработка открытого урока)
Методический доклад на тему: «Работа над гаммами. Подготовка к техническому зачёту» (разработка открытого урока)...
Открытый урок "Соотношение музыкальных и технических задач у учащихся младших классов"
Работа над технической и музыкальной составляющей играемого материала. Творческий подход к игре технических упражнений....