ФУТБОЛ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по физкультуре
Предварительный просмотр:
Панов Иван Иванович
Тренер – преподаватель по футболу
МБУ ДО г. Абакана «КСШ»
ФУТБОЛ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Забота о здоровье детей имеет особое значение и играет главную роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни. У детей заложены большие возможности для тренировок, а это дает возможность внедрять доступные детям элементы спорта в систему физического воспитания дошкольного образовательного учреждения.
Футбол – спортивная игра. Динамичность, эмоциональность, разнообразие действий в различных ситуациях в футболе привлекают детей старшего дошкольного возраста, формируя интерес и увлеченность ею.
Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с различными поворотами. Эти действия развивают глазомер, координацию, ловкость, согласованность движений, быстроту реакции, прыгучесть, силу .
Двигательные навыки, приобретаемые детьми в процессе упражнений с мячом, используются ими затем в своей игровой деятельности, переносятся на действия с предметами в быту, т.е. становятся важным составным компонентом их повседневного двигательного поведения. Все это содействуют улучшению ориентировки в пространстве, что так важно для общего развития, активизации их умственной и сенсорной деятельности.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования включает следующие задачи для детей старшего дошкольного возраста по развитию двигательных навыков в играх с мячом:
− развивать психофизические качества, координацию, мелкую моторику ориентировку в пространстве, равновесие, точность и меткость, воспитывать самоконтроль и самостоятельность, проявлять творчество при выполнении движений и в подвижных играх, соблюдать правила в подвижной игре, взаимодействовать в команде;
− воспитывать патриотические чувства и нравственно-волевые качества в подвижных и спортивных играх, формах активного отдыха;
− продолжать развивать интерес к физической культуре, формировать представления о разных видах спорта и достижениях российских спортсменов;
− укреплять здоровье ребёнка, формировать правильную осанку, укреплять опорно-двигательный аппарат, повышать иммунитет средствами физического воспитания.
В процессе обучения детей элементам техники игры в футбол следует соблюдать определённый порядок их освоения по принципу «от простого – к сложному». Последовательное решение конкретных задач по обучению техническим приёмам футбола представляет собой определённую систему взаимодействия педагога и ребёнка, в которой нами условно выделены три этапа.
На первом этапе мы ставим задачи такие как:
− создать у детей представление об игре в футбол;
− обучить удару ногой по мячу;
Второй этап включает:
− освоить технику остановки мяча ногой;
− сформировать умение вести мяч ногой;
И третий этап:
− обучение двусторонней игре и элементам тактических действий.
В своей работе мы используем следующие средства футбола для развития двигательных навыков и координационных способностей у детей дошкольного возраста.
1. Дифференцирование мышечных усилий (параметров движений). Чередование контрастных упражнений: удары по воротам с ближней, средней, дальней дистанции; удары по мячу с попаданием в заданный сектор; выполнение коротких, средних, длинных передач мяча по заданиям; жонглирование мяча стопой, бедром, головой на регламентированной высоте; ведение мяча ногой с заданными условиями.
2. Ориентирование в пространстве. Выполнение ударов по статическому мячу (нужного цвета) после сигнала; передачи нескольких мячей одновременно в группах; жонглирование с последующей передачей мяча партнеру; выполнение ударов, передач мяча из различных исходных положений.
3. Удержание равновесия. Остановки мяча ногой после передачи в различных исходных положениях; передачи мяча, находясь в неустойчивом положении; остановки мяча после подбивания над головой; удержание мяча одной ногой (голеностопным суставом, бедром, головой) при опорном положении на другой ноге.
4. Согласование движений. Выполнение передачи (остановки) мяча в парах, тройках; ведение мяча с последующей передачей партнеру; ведение мяча с последующим ударом по воротам; удержание мяча в воздухе (жонглирование) в парах, тройках.
5. Ритмичность действий. Нашагивание на мяч поочередно левой и правой ногой в заданном темпе; перекаты мяча стопой; остановки мяча ногой по сигналу после разнообразного ведения; остановки мяча, находясь спиной, после передачи по сигналу (хлопку); ведение мяча ногой под заданный ритм.
6. Мелкомоторная координация (стопы). Попеременное ведение мяча внутренней и внешней стороной стопы, средней, внутренней и внешней частью подъема; перекаты мяча подошвой, носком, пяткой, внутренней и внешней стороной стопы; жонглирование мяча носком, внутренней и внешней стороной стопы, средней частью подъема.
7. Произвольное расслабление мышц. Ведение мяча с изменением скорости движения; удержание мяча, зажимая его различными частями тела; жонглирование мяча, находясь в положении сидя; жонглирование мяча одной ногой; варьирование способов жонглирования, ведения мяча, передач, остановок.
8. Перестроение двигательных действий. Варьирование способов передач мяча партнеру; удары по мячу со сменой задания; ведение мяча с последующей остановкой по сигналу; жонглирование мяча попеременно стопой, бедром, грудью, плечом, головой.
9. Быстрое реагирование (РДО). Остановки мяча после передачи от партнера; удары по катящемуся мячу, удары по мячу после отскока; жонглирование мяча разнообразными способами; группа приемов вратаря (ловля мяча, отбивание и др.).
10. Вестибулярная устойчивость. Выполнение ударов по мячу, передач, после разнообразных поворотов; ведение мяча после кувырков (вперед, назад); остановки мяча из исходного положения – спиной к мячу, после передачи партнера; группа приемов вратаря (ловля мяча после выполнения броска к мячу).
Таким образом, занятия футболом является эффективным средством в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к спортивным играм дает ребенку физическую закалку, воспитывает ловкость, четкость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста
Конспекты и тематическое планирование уроков, с домашними заданиями и контрольными работами. По материалам учебного пособия под редакцией Дубровиной. Можно использовать в качестве элективного ку...
"В горнице" Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....
Педагогический проект "«Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе современных здоровьесберегающих технологий»
Представленный педагогический проект ориентирован на инструкторов по ФИЗО в образовательной сфере, применяющих в работе современные здоровьесберегающие технологии и занимающиеся физическим развитием с...
Опыт работы " «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе использования циклических упражнений»
Выступление на городском методическом объединении инструкторов по физической культуре города с опытом работы по теме: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе ...
Выступление из опыта на работы "ИГРЫ-ЭСТАФЕТЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
Выступление из опыта работы на региональном семинар-практикуме для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Влияние спортивных, подвижных игр и упражнений на физическое развитие детей дошкольн...
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Трудовая деятельность в уголке природы» (для детей старшего дошкольного возраста)
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Трудовая деятельность в уголке природы» (для детей старшего дошкольного возраста).Цель: закреплять трудовые умения и навыки по посадке растений и у...
Исследование ориентировочной оценки риска развития сколиоза и других нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста
В раннем возрасте осанка ребенка имеет неустойчивый характер и может легко изменятся при воздействии некоторых факторов, положительных или отрицательных. Нарушение осанки приводит к постепенному сниже...