Опыт работы " «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе использования циклических упражнений»
методическая разработка по физкультуре на тему
Выступление на городском методическом объединении инструкторов по физической культуре города с опытом работы по теме:
«Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе использования циклических упражнений»
и видиопоказ непосредственно-образовательной деятельности «Олимпийский резерв» с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на городском методическом объединении инструкторов по физической культуре города с опытом работы по теме:
«Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе использования циклических упражнений»
Одной из основных задач, которые стоят перед педагогами в ДОУ сегодня, является сохранение и укрепление здоровья детей.
Именно в дошкольном и школьном периоде формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в детском саду и школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и мы педагоги.
Для реализации этой задачи мы внедряем новые технологии и методики здоровье сберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса.
В исследованиях лаборатории И.А.Аршавского и И.И. Пурова говорится, что именно в дошкольном возрасте особое внимание должно уделяться развитию двигательных качеств, так как – это фундамент, который позволяет удовлетворить потребность детей в движении.
Основными двигательными качествами принято называть: быстроту, гибкость, ловкость, силу, выносливость, которыми человек наделён от рождения. Развитие этих физических качеств имеет большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движения.
Гармонично развитые двигательные качества способствуют проявлению активности детей, их самостоятельности, уверенности, самообладания. Так, например, развитие такого физического качества как быстрота способствует развитию координации движения, укрепляет все группы мышц, улучшает работу сердца и органов дыхания. Тактическое значение имеет развитие всех физических качеств, так как развитие одного из них определённым образом влияет на развитие другого.
Поэтому вся непосредственно - образовательная деятельность, которую мы осуществляем с детьми: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение оздоровительного бега после сна, спортивные досуги и праздники и т.д. является комплексной и последовательной, с применением различных здоровьесберегающих технологий по развитию физических качеств у дошкольников.
Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, в ДОУ была разработана модель здоровьесберегающей среды, составной частью которой является создание оптимального двигательного режима детей в течение дня.
Одним из компонентов двигательного режима в ДОУ является утренняя гимнастика:
- на основе круговой тренировки с применением имитационных и подражательных движений.
- более сложным видом утренней гимнастики является гимнастика на основе оздоровительного бега и циклических упражнений на полосе препятствий с целью оптимизации физической нагрузки на воспитанников. Такой вид позволяет предлагать детям физические упражнения (прыжки, лазанье, подлезание, бег и т.д.)
с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений на развитие физических качеств с увеличением числа повторов и темпа движений.
Второе место в двигательном режиме детей отводится непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре – как основной форме обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.
Непосредственно - образовательная деятельность, в которую включаю работу по развитию физических качеств, провожу также разных видов:
- Тренировочная на основе оздоровительного бега и выполнения циклических упражнений, включающая работу по развитию выносливости, ловкости, силы, гибкости и быстроты; направлена на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Все эти упражнения выполняются циклически, многократно повторяются в сочетании с бегом.
-Сюжетно - игровая с использованием круговой тренировки, позволяющая создать у детей положительный эмоциональный настрой к выполнению физических упражнений на развитие физических качеств.
- Вариативного характера основанная на повторении пройденного материала, но включающая усложненные варианты двигательных знаний на развитие ловкости, быстроты, выносливости и т.д. в играх-эстафетах.
Также одним из следующих компонентов в двигательном режиме является гимнастика после дневного сна, в которую мы включаем проведение оздоровительного бега в группах старшего дошкольного возраста.
Большое внимание в своей работе по развитию физических качеств уделяю детям, проявляющие устойчивый интерес и способности к выполнению физических упражнений. Такие дети посещают в ДОУ спортивно-оздоровительную секцию «Выше, сильнее, быстрее».
Таким образом, использование системы работы по развитию физических качеств у детей, позволяет повышать общую моторную плотность всех компонентов физкультурно – оздоровительных мероприятий, а соответственно создавать оптимальную двигательную активность детей. Всё это, в свою очередь, помогает решать задачу по улучшению состояния здоровья дошкольников.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной деятельности «Физическое развитие»
(двигательная деятельность)
«Олимпийский резерв»
для детей старшего дошкольного возраста
Вид: тренировочная
Время проведения: 10 00
Место проведения: спортивный зал оформлен олимпийскими кольцами, флажками
Одежда и обувь: в спортивных шортах, босиком
Оборудование: гимнастические стойки (6шт), бревно (2шт.), стойки с вертикальными обручами(4шт.), скамейки (2шт.), маты (2шт.), стойка с верёвкой, гимнастические горки (2шт.), шапочки олимпийских символов.
Программное содержание: Формировать у детей потребность в активной двигательной деятельности к ЗОЖ. Совершенствовать работоспособность разных групп мышц при выполнении физических упражнений: в лазании, прыжках, подлезании, равновесии. Развивать быстроту, выносливость, силу, ловкость, положительные эмоции. Закреплять умение чувствовать свое тело, анализировать во время движения. Воспитывать гордость за достижения в спорте нашей страны; морально – волевые качества: выдержку, настойчивость в достижении положительных результатов.
Интеграция с другими образовательными областями:
- познавательное развитие
- речевое развитие
- социально-коммуникативное развитие
- художественно-эстетическое развитие
Содержание | дозировка | Организационно – методические указания | |||
Вводная часть (4мин) | |||||
Построение детей в шеренгу возле Российского флага. Строевые команды Ходьба обычная. Кружение вокруг себя, руки вверху «балерина» Ходьба спиной вперед. Кружение вокруг себя, руки внизу – в стороны « елка» Ходьба на носках, руки вверху «жираф» Ходьба на пятках, руки перед грудью, согнутые в локтях, пальцы врозь «хвост павлина» Ходьба перекрестным шагом, руки в стороны. Боковой галоп (вправо, влево), руки на поясе. Бег «змейкой» на носках. Подскоки в движении «Буратино», руки согнуты в локтях Ходьба в колонне Бег в среднем темпе с изменением направления на сигнал Бег с забрасыванием голени назад «барабан» Ходьба в колонне Бег с выбрасыванием прямых ног вперед Ходьба спортивным шагом Дыхательное упражнение «Самолёт» | 4мин.
5 сек 5 сек
10 сек 5сек 5сек 5сек 5сек 5сек 5сек 5сек 5 сек 10 сек 5сек 5сек 10сек
5сек
3 раза
| Добрый день, дорогие ребята! Сегодня наше занятие мы посвящаем Олимпийским играм. Что же такое Олимпиада? Ребенок: Это честный спортивный бой! В нем участвовать это награда. Победить же может любой! Мы с вами уже провели праздник с родителями, посвященный зимним Олимпийским играм, много узнали. А теперь давайте вспомним: Где пройдут зимние Олимпийские игры? Какие зимние виды спорта вы знаете? (ответы детей). К нам приехали на занятие олимпийские талисманы. Заяц: праздник радостный, красивый, лучше не было и нет, И от всех детей счастливых Олимпиаде наш: Все дети: привет, привет, привет! Медведь: Полюбуйтесь, поглядите на веселых дошколят. Олимпийская надежда нынче ходит в детский сад! Сегодня, нас встречает стадион, Тренируясь, мы растем! Пора перейти к нашей сегодняшней тренировке, чтобы быть … (ловкими, быстрыми, сильными)- отвечают дети. На флаг равняйсь, смирно! Направо! В обход по залу шагом марш! Спину держим ровно . Шаг ритмичный. Тянем позвоночник вверх Активное перекрещивание рук перед грудью руками, удерживая осанку Вращение кистями рук Спину держим прямо. Активно работаем руками Внимательно слушаем сигнал Туловище наклоняем вперед Туловище наклоняем назад Дети выполняют вдох. кружатся вокруг себя - выдох с произношением «у-у-у» | |||
Основная часть (22мин) | |||||
Общеразвивающие упражнения: (имитационного характера) 1. «Великаны и гномы» - широкий шаг, подъем прямых рук вверх – вниз, пальцы в кулак в чередовании с ходьбой в полуприседе, руки на поясе. 2. «Пантера грациозная, сердитая, крадётся»- ползание на четвереньках: прогнув спину, выгнув спину, на предплечьях. 3. «Балерина» - кружение вокруг себя 4. «Медведь» - ходьба на высоких четвереньках 5. «Орел» - стойка на одной ноге, ладонь приложена к глазам 6. «Улитка» - передвижение с опорой рук, сидя на коленях 7. «Паучок» - ходьба на руках и ногах, животом вверх 8. «Уточка» - передвижение в приседе на носочках, колени в стороны 9. « Раки» - передвижение спиной вперед, сидя на полу, руки по бокам на полу. 10. «Мартышки» - прыжки на высоких четвереньках. Основные виды: ( в круговой тренировке) - прыжки боком через скамейки с упором рук об скамью; - перекат туловища, лежа на мате; - ползание под веревку, лежа на животе с помощью рук и туловища (ноги вместе без движения) - лазанье через гимнастическую горку; - бег с пролезанием в вертикальные обручи; - ходьба по узкому бревну; - бег между модулями «змейкой»; Подвижная игра «Дружные ребята» Дыхательное упражнение «Холодный снег» | по 2 раза по3 раза вправо-влево 3 раза 2 раза
| Даже тот, кто в детстве слаб, неуклюж и косолап, Станет стройным, станет ловким, станет сильным как медведь! Только надо очень-очень, очень сильно захотеть, Очень сильно захотеть, и немного попотеть! Побуждать детей соблюдать дистанцию Ногу ставим на всю стопу «Орёл» высматривает свою добычу Держим пресс Удерживаем ровную спину Тянем носок Соблюдаем дистанцию, голову не опускаем Крепко держимся руками Удерживаем осанку Итог игры Имитируем ходьбу босиком «по снегу» - вдох; выдох - произношение звука «А-а-а» | |||
Заключительная часть (4 мин) | |||||
Малоподвижная игра « Собери льдинки» Игра «Салют» Релаксация « Сила улыбки» | 1 раз 1 раз | Руки держим за спиной. Пальцами ног собираем «льдинки» ( пластмассовые трубочки) и несем в обруч. Собираем мячики по цвету в разные корзины. Дети ложатся на коврики и отдыхают под спокойную музыку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста
Конспекты и тематическое планирование уроков, с домашними заданиями и контрольными работами. По материалам учебного пособия под редакцией Дубровиной. Можно использовать в качестве элективного ку...
педагогический опыт "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Раскрыта значимость своевременного развития фонематического восприятия у детей с ОНР. Представлен план работы по развитию фонематического восприятия у детей данной категории;подобран практически...
Педагогический проект "«Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе современных здоровьесберегающих технологий»
Представленный педагогический проект ориентирован на инструкторов по ФИЗО в образовательной сфере, применяющих в работе современные здоровьесберегающие технологии и занимающиеся физическим развитием с...
Педагогический проект «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР. Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога».
Анализ психолого–педагогической, методической литературы позволил выделить ряд условий, обеспечивающих развитие психический процессов дошкольников с ОВЗ:- создание развивающей среды;- пробуждени...
Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР....
Опыт работы: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровых упражнений"
Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги считают возможным развитие ребенка во всех видах деятельности: игровой, теа...