Консультация педагогов "Структура исследовательских и проектных работ учащихся"
консультация

Лапина Татьяна Петровна

Консультация молодых специалистов и вновь прибывших педагогов проводится с целью повышения их компетентности в вопросах методологии исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_struktura_issl._i_proekt._rabot.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ МОЛОДЫХ И ВНОВЬ ПРИНЯТЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

«СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ»

Цель консультации: информирование молодых и вновь прибывших специалистов об основных структурных элементах исследовательских и проектных работ учащихся.

        

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ

  1. Обоснование актуальности темы исследования: автор исследовательской работы кратно обосновывает, какие свойства объекта и предмета исследования он изучал, что хотел выяснить в ходе проведения наблюдений, экспериментов, опытов.
  2. Постановка целей и задач исследования: автор формулирует главное направление исследования (цель) и поэтапные шаги, которые нужно предпринять, чтобы эту цель достигнуть (задачи).
  3. Гипотеза – это предположение, которое доказывается в ходе проведения исследования или опровергается.
  4. Методика исследования – это главный инструмент автора работы для получения собственных данных. Методика должна описывать конкретные действия по проведению наблюдений, экспериментов, опытов. Например, маршрутный учет хищных птиц; выявление уровня личной тревожности у учащихся класса; стилистический анализ литературного произведения.
  5. Обзор информационных источников, то есть краткое изложение теоретического обоснования изучаемого явления;
  6. Собственные данные – главный этап работы. Экспериментальные данные должны быть получены автором путем ведения наблюдений, проведения опытов и экспериментов по методике, описанной им ранее в своей работе. Педагогическая целесообразность получения собственных данных в развитии навыков применения теоретических сведений на практике, формировании практических навыков и опыта работы с конкретным материалом (литературное произведение, природный образец), развитие ответственного отношения к труду, научному творчеству.
  7.  Анализ и обобщение полученных данных. Автор работы с помощью руководителя анализирует и обобщает полученные данные, сравнивает их с данными из информационных источников.
  8. Формулировка выводов.
  9. Научный комментарий или краткое резюме: автор фиксирует в своей работе те новые знания, которые получил в ходе проведения исследования.

СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ

  1. Постановка проблемы – это обоснование актуальности проекта. Автору необходимо раскрыть, почему возникла необходимость создания нового объекта или в чем польза усовершенствования старого. Объектами могут быть: макет, техническое устройство, общественное мнение по определенной проблеме.
  2. Определение критериев результативности работы над проектом. Автору необходимо определить, по каким главным позициям он будет оценивать успешность выполнения проекта, например, при создании своей модели скворечника необходимо учитывать соответствие общим техническим требованиям, эстетичность, экологическая безопасность исходных материалов, действительную заселенность птицами данного птичьего домика.
  3. Концепция проекта: автору необходимо обосновать, на основе каких научных принципов он предполагает улучшить некоторые характеристики объекта, провести анализ возможных положительных и отрицательных последствий, которое могут возникнуть при реализации проекта.
  4. Определение доступных ресурсов. Автору необходимо определить, какие материалы ему необходимы, сколько времени потребуется для реализации проекта, финансовые средства и другие ресурсы, в том числе информационная поддержка научного руководителя, инструменты, наличие лаборатории, мастерской и т.д.
  5. План выполнения проекта. Автору необходимо представить график выполнения проекта, рассчитать время, необходимые ресурсы, методы работы.
  6. Реализация плана. Автор проекта описывает ход выполнения проекта, возникшие трудности и непредвиденные ситуации, полученные результаты.
  7. Оценка результативности проекта. Автор проводит общую оценку достигнутого результата, сравнивает его с первоначальным замыслом, то есть это этап авторской оценки эффективности проекта и перспективы его дальнейшего развития.

Научному руководителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты в организации работы учащегося над проектом:

  • учет особенностей контингента учащихся, на который ориентированы исследования (возраст, психологические и интеллектуальные особенности),
  • доступность, то есть соответствие учебной нагрузки возможностям учащихся,
  • опора на базовую программу, то есть новые сведения опираются на основные образовательные программы.

Руководителю важно выделить проблематику возможных исследований. Руководитель анализирует существующие в науке методики исследования, подбирает и адаптирует методику, которая посильна для самостоятельного использования учащимися в своих исследовательских и проектных работах.

Далее авторы работы получают задание спланировать ход экспериментальной части. Задача руководителя – мотивировать учащихся на выполнение проектной или исследовательской работы.

На следующем этапе учащиеся выполняют экспериментальную часть, анализирует полученные результаты. Необходимо помнить, что на этом этапе происходит ключевое для всей технологии исследовательской деятельности развитие способности учащихся к анализу данных. Следует помнить, что развитие подобных способностей – очень сложный процесс, который требует от педагога творческого подхода и, зачастую, значительного времени.

Сведения, которые используются автором в работе и при анализе результатов, можно разделить на несколько типов. Важно, чтобы учащиеся понимали их различие.

Общеизвестная информация – это те сведения, которые можно упоминать в работе без ссылки на источник. Например, так как Земля обращается вокруг своей оси по часовой стрелке, Солнце восходит на востоке.

Специальные данные – та, информация, которая известна не всем, поэтому автору работы необходимо дать отсылку на источник, например, по данным Министерства Просвещения … В исследовательской работе в качестве отправных точек исследования и его анализа может быть использовано мнение ученых. В этом случае гипотеза исследования строится на основании предположения об истинности подобных источников. Предметом исследования может быть, в частности, сопоставление и анализ основных постулатов.

На заключительном этапе работы автор готовит итоговый отчет о ходе работы. Руководитель дает рекомендации по ее представлению на конференциях и конкурсах.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы. / Под редакцией А. В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2016.
  2. Нинбург Е. А. Технология научного исследования: метод. рекомендации / Е. А. Нинбург. – М.: Лев Толстой, 2006. – 28 с.
  3. Новожилова М. М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию / М. М. Новожилова, С. Г. Воровщиков, И. В. Таврель. Науч. ред. Т. И. Шамова. – М.: «5 за знания», 2007. – 160 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Алгоритмы исследовательских и проектных работ. Материал для учащихся.

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...

Оценивание исследовательских и проектных работ учащихся

Презентация предназначена для учащихся средней школы. Цель разработки - помочь при выполнении исследовательской или проектной работы.В презентации рассматриваются критерии оценивания, требования к тек...

Критерии оценивания исследовательских и проектных работ учащихся на школьной НПК

В ходе проведения НПК всегда возникает вопрос объективной оценки работ учащихся. Предложенные критерии оценки проектных и исследоательских работ учащихся были апробированы на всех предметных секциях X...

Консультация педагогов "Правила обоснования актуальности, целей и задач исследовательских и проектных работ учащихся"

Консультация молодых специалистов и вновь прибывших педагогов проводится с целью повышения их компетентности в вопросах методологии проектной и исследовательской деятельности учащихся....

Консультация педагогов "Как написать тезисы исследовательской или проектной работы"

Консультация молодых специалистов и вновь прибывших педагогов проводится с целью повышения их компетентности в области метолологии исследовательской и проектной деятельности учащихся....

Консультация "Общие требования к исследовательским и проектным работам учащихся"

Консультация проводится для педагогов, занимающихся организацией проектной и исследовательской деятельности учащихся с целюю повышения их компетентности в методологии этих вопросов....